В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Элита

Владимир ПОЗНЕР: "Я не люблю людей, считающих, что им дано право говорить от имени Бога"

4 Октября, 2004 00:00
Денис УШАКОВ
"Мерседес" у дверей дома и дорогие костюмы от лучших модельеров, изысканный аромат доминиканской сигары и традиционный бокал французского вина на ужин. Владимира Познера научила находить удовольствие в жизни его мама, парижская аристократка. Но еще больший кайф президент Академии российского телевидения получает от работы. Каждое воскресенье он подводит итоги недели в программе "Времена", общаясь в прямом эфире с важными гостями: политиками, экономистами, деятелями культуры.
Денис УШАКОВ
"Мерседес" у дверей дома и дорогие костюмы от лучших модельеров, изысканный аромат доминиканской сигары и традиционный бокал французского вина на ужин. Владимира Познера научила находить удовольствие в жизни его мама, парижская аристократка. Но еще больший кайф президент Академии российского телевидения получает от работы. Каждое воскресенье он подводит итоги недели в программе "Времена", общаясь в прямом эфире с важными гостями: политиками, экономистами, деятелями культуры.

"МОЯ ЧЕРНАЯ НЯНЯ ТАСКАЛА МЕНЯ В ГАРЛЕМ НА ДЖЕМСЕЙШН"

- "Я хотел бы жить и умереть в Париже..." - сказал однажды Маяковский. Вам посчастливилось появиться на свет в столице Франции. Гложет тоска по родине?

- Поэта, кстати, звали, как и меня, - Владимир Владимирович. Я очень люблю Париж. Часто в нем бываю, а в разлуке, конечно, страдаю.

- Помните, какой вид был из ваших окон?

- Они выходили на Министерство авиации Франции. До сих пор в этом доме живет моя тетя с мужем. Я долгое время был невыездным. Когда однажды приехал после долгого перерыва к ним в гости, встал к окну - перехватило дыхание. Последний раз я смотрел из него, когда мне было шесть лет.

- У вас не было ощущения, что надо вернуться на родину?

- Я не верю в то, что человек возвращается туда, где он родился. Тем более если он уезжает совсем маленьким. Я рос в разных странах. Долго жил во Франции, еще больше в Америке, затем в Германии. Теперь мой дом в России. Моя жизнь - классический портрет космополита.

- Это ваша беда или счастье?

- И то и другое. Когда человека все время выдергивают из привычной среды, это очень болезненно. Я всегда завидовал людям, которые могли сказать: "Мы дружим с пятого класса". У меня таких друзей детства нет. А счастье, потому, что это мне дало совершенно другие возможности: языки, знания, широту взглядов. Я нигде не чувствую себя дома, но зато и нигде не чувствую себя чужим. Если бы меня спросили: "Хотел бы ты по-другому?", я бы искренне ответил: "Нет!".

- А о чем вы жалеете?

- Например, о том, что родители не заставили меня научиться играть на рояле.

- Дети обычно убегают от скрипки и рояля во двор к футбольному мячу...

- Вот и я, увы, убегал... Зато сейчас, когда слушаю музыку - а в доме храню несколько тысяч дисков классических произведений, джаза, кантри, - меня внутри подтачивает злость на самого себя. Мог бы и сам играть... В детстве в Америке я часто бывал на джазовых фестивалях. Воспитывался у черной няни, и она таскала меня в Гарлем на настоящие джемсейшны! Там играли люди, чьи фамилии даже страшно произносить: Дизи Гиллеспи, Чарли Паркер... Дизи я видел последний раз незадолго до его смерти. И он меня вспомнил! Белый мальчик в Гарлеме в те времена был похож на инопланетянина.

- Вас там не обижали?

- Я же был с няней, которая считала меня сыном. Один бы ни за что не пошел. Это сейчас все изменилось и Гарлем стал модным, почти неопасным районом.

- Вы были автором и ведущим нескольких значительных телепроектов. "Времена" задумывались как информационная или пропагандистская программа?

- Смотря что понимать под пропагандой. Если говорить о пропаганде спорта - что здесь плохого? Один из моих любимых народных певцов Америки Вуди Гатри как-то остроумно сказал: "Для пятилетнего ребенка, который не хочет спать, колыбельная тоже пропаганда". Я считаю, что во "Временах" нет пропаганды, кроме одной: "Чтобы вы понимали!". Все остальное - информация.

Программа родилась с определенной философией и задачей - способствовать появлению гражданского общества. Рядовой гражданин должен понимать, что происходит в стране, мире и почему те события, которые мы выделяем и обсуждаем, важны. Мы даем возможность получить максимум информации из уст людей, имеющих к тому или иному событию непосредственное отношение. Причем во "Временах" мы рассматриваем темы с разных точек зрения, выслушивая разные мнения. Чтобы зритель мог прийти к собственным выводам.

- Как вы определяете круг тем? Вот, например, Парфенов в "Намедни" рассказывал об ажиотаже в России, связанном с книгой о Гарри Поттере...

- Разве это событие важно для нашей страны? Оно затрагивает интересы рядового российского гражданина? Думаю, что нет.

- Но для кого-то и встреча Путина c Бушем - пустой звук...

- И напрасно! Вот я попытаюсь сделать так, чтобы это было небезразлично. Поверьте, мы тщательно взвешиваем события и выбираем самые важные темы. А о Парфенове говорить не буду. Во-первых, я никогда не обсуждаю своих коллег, а во-вторых, его программы на НТВ уже нет.

- У вас бывают столкновения с руководством ОРТ? Вам могут навязать свою точку зрения?

- Споры бывают, и это нормально! Но навязывать - никогда! Поймите, я не работаю на ОРТ. Мы производим программу в независимой "студии Фониной" и продаем ее ОРТ. Я готов выслушивать аргументы, спорить, соглашаться, если меня убедят в правоте. Но если почувствую, что в нашу работу грубо вмешиваются со стороны, уйду из программы.

- То есть "телефонное право" сейчас не в моде?

- Чтобы мне звонили и приказывали!? Я думаю, они достаточно умные люди, чтобы этого не делать.

- Могли бы послать?

- Вежливо. Хотя вполне допускаю, что сверху иногда звонят Эрнсту, но надо отдать ему должное, он мне никогда об этом не говорил. Хотя намекал, что есть люди, которые приводят ему серьезный аргумент: "Вообще-то, Познер не наш...".
"НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ, КАК РЕНАТА ЛИТВИНОВА ГРОЗИЛА ПАЛЬЧИКОМ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ"

- В сюжет вашей программы удачно вписываются свежие головы: актеры, спортсмены, музыканты. Порой они вообще не понимают, о чем идет речь, и откровенно развлекают зрителей...

- Согласен. Это моя придумка. Люди хотят знать мнение не только политиков, но и своих кумиров. И пусть звезда, например, шоу-бизнеса не разбирается в политике и просто начинает рассуждать как рядовой гражданин. Это сближает с народом.

- Поиск свежей головы - прерогатива редакторов?

- Только! Они мне предлагают кандидатуры, а я утверждаю. Хотя иногда у меня бывают проколы. Однажды мне предложили пригласить сценариста и актрису Ренату Литвинову. Я ее плохо знал и почему-то сопротивлялся. Редакторы меня уговорили. Когда программа закончилась, я был в восторге! Как она грозила пальчиком генеральному прокурору России! Ну, этот момент забыть невозможно (смеется).

- Знаю, вы хотели видеть в программе ди-джея MTV Тутту Ларсен...

- Очень! Мы заочно друг друга любим. Я тоже о ней раньше ничего не знал, но как-то услышал ее интервью. Когда Тутту спросили о кумирах, она вдруг стала говорить обо мне! Это было неожиданно и приятно. Однажды я с ней познакомился. Она произвела на меня сильнейшее впечатление - необыкновенно умная девушка! Я бы проговорил с ней не один день... Удивительно, правда? На свете, наверное, нет более непохожих людей, чем мы. Она вся в наколках, да и моложе меня лет на 40!

- Известно, что у звезд шоу-бизнеса есть целые армии фанаток. А у телеведущих есть поклонницы?

- Наверное. Но только не у тех, которые работают в серьезных программах. Может, у Малахова из "Большой стирки" есть... Меня, к счастью, не ждут у подъезда, не расписывают стены признаниями в любви.

- Вы азартный человек?

- Да. Это выражается в том, что я никогда не играю в казино. Знаю, что не сумею вовремя остановиться. Мой азарт находит выход в работе, когда я могу рискнуть и перейти некую грань в своих высказываниях в прямом эфире. Ну, пожалуй, еще когда в теннис играю.

- Извините за нескромный вопрос: зарплата в США и в России у работников телевидения сопоставима?

- Если ты звезда?

- Да. Вот вы делали программу вместе с Филом Донахью, вас можно было назвать звездой?

- Конечно. Но надо помнить, что мы с Филом работали на кабельном телевидении, а не на сетевом, где зарплаты гораздо выше и ведущие получают по 10-15 миллионов долларов в год. А знаменитый Ларри Кинг с кабельного CNN получает всего семь миллионов "зеленых". У нас таких денег не платят. Хотя кое у кого есть зарплата в полтора миллиона долларов. Или, скажем так, была. Сопоставимо? Вполне. А уж по сравнению с Европой телезвезды в России имеют вполне приличные деньги.
"ХРАБРЕЦ-МОРЯК ТКНУЛ АКУЛУ В ГЛАЗ. ОНА ДЕРНУЛАСЬ И ОТКУСИЛА ЕМУ РУКУ"

- Но по меркам России вы богатый человек?

- Нет. Если сравнить меня с олигархами, с нефтяниками - это будет несерьезно.

- У вас есть друзья среди политиков?

- Нет и быть не может. Работа не позволяет. Вдруг мне придется с ними говорить публично, а как же я его буду зажимать, если он допустил оплошность на своем посту? Это старое журналистское правило: нельзя ходить в баню, выпивать, играть в теннис с персонажами твоих программ. Меня часто приглашали на разные тусовки, но я отказывался.

- Вы окончили биологический факультет МГУ, а какой была тема вашей дипломной работы?

- "Дыхательные центры у рыб". Причем мне очень многие были благодарны за эту тему. В течение двух лет, пока я пытался выяснить, произошло разделение центра вдоха и выдоха у костистых рыб в мозгу или нет, я изучал зеркальных карпов. А в те годы со свежей рыбой было туго. Когда ее отрабатывал, то отдавал в общежитие. Вообще, я очень рад, что занимался в юности естественными науками.

- Вы, наверное, заядлый рыбак?

- Я очень люблю рыбную ловлю, но не рыбак. Парадокс? Я обожаю тишину у реки, смотреть на закат, слушать журчание воды. Я ловлю рыбу и сразу ее... отпускаю. Мне приятен сам процесс. Последний раз рыбачил с Филом Донахью на Белой реке в Алабаме. Вытащил огромную форель! Фил сфотографировал меня с добычей, и я ее отпустил.

- Ваш американский коллега, очевидно, не понял такой щедрости?

- Он тоже всегда выпускает рыбу (смеется). И охоту я терпеть не могу. Как можно убивать животных? Я их всех люблю: собак, змей, крокодилов. Только акул боюсь. Страх перед ними у меня с шестилетнего возраста.

Мы с родителями как раз переплывали через Атлантику в США, спасаясь от фашистской оккупации. По пути команда корабля обнаружила в воде тушу кита, возле которой паслась целая стая акул. Матросам удалось поймать одну из них и вытащить на палубу. Я стоял рядом, онемев от зрелища. И какой-то храбрец-моряк додумался: ткнул пальцем хищницу в глаз. Акула мгновенно дернулась и откусила ему руку. Крики несчастного, фонтаны крови - жуткая картина до сих пор осталась в памяти.

- Кажется, что вы очень сильный человек и никогда не подвержены депрессиям.

- Это внешнее ощущение. У меня, как у всякого человека, бывают моменты взлетов и падений. Если говорить глобально, иногда появляется ощущение, которое можно выразить двумя словами: "Все напрасно...". Человечество движется к катастрофе, и ничего с этим нельзя поделать. Мы не учимся у истории, что человек по своей природе очень эгоистичен и не способен думать о последствиях. В этом смысле у меня довольно пессимистическое ощущение от того, куда идет мир. И бывает, что просто опускаются руки. Это мимолетное состояние, но оно бывает.

- Хотя и родились вы 1 апреля, в День смеха...

- Вообще-то, он называется День дураков.

- Как он у вас проходит?

- Не скажу, что особенно. Собираю 1 апреля друзей, мы беседуем, слушаем музыку, играем в шарады, и нам очень весело.

- Какие напитки предпочитаете?

- Я люблю виски, шампанское, но больше всего французское вино. Выпить бокал за ужином - это святое.

- Вас разыгрывали?

- Это еще никому не удавалось. Я всегда начеку. Хотя сам люблю разыгрывать. Однажды человека отправил в Киев на встречу с... Кучмой (смеется). Его встретили в аэропорту, посмеялись и отправили обратно.

- Хорошо, что не в Америку...

- Ну, туда виза нужна. Но такие шутки у нас проходят только со своими, чтобы человек не обиделся и оценил юмор.

- Любите праздники?

- Да. Есть несколько самых-самых: дни рождения жены, детей, мой. Еще Новый год и Рождество, хотя я и не религиозный человек. Люблю с детства запах хвои, мешочек под елкой, к которому пробираешься, чтобы положить или найти там подарок.

- Вы часто встречаетесь всей семьей?

- К сожалению, часть семьи живет в Германии. 10 лет назад дочь Катя вышла замуж за немца, и теперь мы с супругой навещаем внуков Машу и Колю в Берлине. Катя - пианист и композитор, дает концерты. Правда, немкой себя не чувствует. Есть еще сын - Петр. Сейчас он работает на "ОРТ-интэрнэшнл", готовит программы для наших бывших соотечественников. С детьми нам с женой (Екатериной Орловой. - Авт.) очень повезло. У нас прекрасные отношения. Супруга работает директором школы телевизионного мастерства, которую мы создали несколько лет назад.

- Часто бываете на даче? Какие у вас любимые занятия?

- Читать. В саду не работаю. Я не крестьянин и сажать картошку-морковку не люблю. Вот съесть - другое дело! Зато жена любит поливать, пропалывать...
"Я ВЕРЮ В ТЕОРИЮ ОБ ИНОПЛАНЕТНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ"

- Что вы дарите супруге в день рождения?

- Мы женаты более 30 лет, и я уже знаю, чему она будет рада. Это может быть кольцо, одежда, картина или фотоаппарат. Между днями рождения проходит год, и я могу про себя отметить, что ей нравится.

- Как вы с ней познакомились?

- Я работал в АПН, а она в журнале "Спутник". И однажды Катя приехала по делам в нашу редакцию. Хорошо помню, как она шла по коридору мне навстречу. Я ее увидел и обомлел. Правда, я не искал с ней встречи, и наше мимолетное свидание могло так и остаться в прошлом. Но через некоторое время мне предложили работать в "Спутнике" ответственным секретарем. Я согласился и... попал с ней в один кабинет. Как объяснить это чудо?

- При том, что вы атеист?

- Да. К религии отношусь терпимо, понимая, что это определенная система взглядов, а вот церковь не приемлю и еще больше людей, считающих, что им дано право объяснять, толковать и говорить от имени Бога. Хотя я крещеный католик. Библию хорошо знаю. И было даже время, когда читал молитвы, но постепенно пришел к определенным выводам. Может, биологическое образование сыграло определенную роль.

Если есть высший разум, то как он допускает столько бед?! Вспоминаю в таких случаях замечательные слова Радищева: "Я оглянул окрест себя, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Хотя я понимаю, что вера необходима человеку. Она убавляет и страх смерти, и бессмысленность жизни. Но я знаю, что когда умру, то на этом закончится мой путь. И не будет ни рая, ни ада. В американских народных песнях часто встречается фраза: "Человек рождается, чтобы умереть".

- Тогда во что вы верите?

- Иногда думаю, что мифы о других цивилизациях родились не на пустом месте. Человек не способен придумать того, чего не было. Даже дракон из сказки состоит из реальных вещей: головы, ноздрей, из которых пышет пламя. Я все больше верю в теорию об инопланетных цивилизациях. Не может быть, что только наш земной шар - единственное место, где существует разум. Это было бы странно. Может, нас занесло сюда каким-то образом? Может, и Атлантида существовала? Об этом я думаю часто, причем с удовольствием.

- А с вами не происходило необъяснимых явлений?

- Еще как! Правда, летающих тарелок я не видел, но были моменты, когда я предвосхищал какие-то события. Ясновидение - это громко сказано. Но несколько раз, бывало, я смотрел на человека и про себя думал: "Немного ему осталось жить на этом свете". При том, что он совершенно здоров. Так и происходило! Печальное предзнаменование подтверждалось! Самая большая тайна - это человек, и когда-нибудь я хотел бы ее раскрыть.

- Вы не носите никакого талисмана на цепочке?

- Однажды жена мне подарила на счастье старинную золотую подковку XIX века. На ней было написано: "Мило не то, что дорого, а дорого то, что мило". Как-то я был у своего друга в Америке, и мы пошли с ним в сауну. А у него жила огромная собака. Ну, перед сауной я цепочку снял и положил на стол. А когда выходил из парилки, увидел,
как собака ее... проглатывает.

- Вернуть свое "счастье" не пробовали?

- Ну, спасибо. Ходить с лопаточкой за псом и ждать, когда он соизволит...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось