В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мужской разговор

Александр ШИРВИНДТ: «В книжке у Таньки Егоровой я и Мефистофель, и бабник, и у себя в ванной жену Плучека раздевал — трусы с нее якобы сдергивал... Егорова — женщина талантливая, но больная: клинический случай...»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 31 Июля, 2014 00:00
Часть III
Дмитрий ГОРДОН
(Продолжение. Начало в № 28 , 29 )
«СТАРЕЮЩИЙ БАБНИК И НАЧИНАЮЩИЙ ИМПОТЕНТ — ПОЧТИ ОДНО И ТО ЖЕ: ЗАЧЕМ ТО ЖЕ САМОЕ ИГРАТЬ?»
 
— У вас потрясающая самоирония — очень редкое вообще качество, а для артиста тем более. Сегодня, в свои годы, вы циник или все-таки, как говорил мне Задорнов, уставший романтик?
 
— Это он про кого?
 
— Да о себе...
C Анаидой Топчиян в музыкальной комедии «Восточный дантист», 1981 год
 
— Ну а что — ничего: цинизм и самоирония где-то рядом, и грань между ними очень тонкая. Когда-то я в «Бабнике» снялся — эпохальной этой бодяге, а потом картина того же режиссера Эйрамджана «Импотент» вышла, и меня спрашивали: «А почему вас туда не взяли?». Я говорил: «Понимаете, это практически бессмысленно, потому что стареющий бабник и начинающий импотент — почти одно и то же: зачем то же самое играть?». Циник — это человек, который не должен дозволенных тем для нигилизма переступать, — все остальное и иронии подвержено, и сомнению, и так далее. Когда спрашиваю: «Что это за гадость?», часто слышу: «Ты циник!», но ведь гадость есть гадость, хотя, не спорю, некоторые темы обциничнивать нельзя.
 
— Марк Захаров однажды сказал: «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист и тем более не режиссер, а если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная — он Ширвиндт», ну а драматург Александр Володин, я знаю, у себя на стене плакат повесил: «Шура — идеал человека». Вы все-таки хороший, наверное, правда?
 
— Причем очень — имей это в виду и на будущее запомни, а что «идеала человека» касается... У Сашки Володина — покойного опять, Господи! — сын тогда маленький был, только учиться читать начинал, а у них в кухне транспарант этот висел, так малый читал: «Шура и делал человека» — и спрашивал: «Пап, а почему Шура человека делал?» (смеется).
 
Володин советские ликеры обожал, особенно кофейный...
 
— ...кошмар!..
 
— Да, это страшная такая сладкая тормозуха была, а он ее безумно любил, не мог утром не выпить, и я, когда в Ленинград приезжал, в переулок заглядывал, где винные погреба были и где до сих пор пахнет портвейном. Там у меня знакомый работал — полусторож, полуснабженец, который по одной бутылке этого кофейного ликера мне выносил (ну, в подобных закромах все есть — еще с тех времен), и я со «Стрелы» сразу Володина радовать ехал, а когда он уже плохонький был, четверостишие написал, которое у меня дома хранится:
 
Проснулся — и выпил немного.
Теперь просыпаться — и пить.
Дорога простерлась полого,
Недолго осталось итить...
(Смеется)
.
 
— Вы как-то охарактеризовали себя: «Я очень вялой тщеславности человек». Трудно поверить...
 
— Нет, я не вру и не кокетничаю: я не то чтобы не хочу добиваться, а не люблю.
 
— Само придет, правда?
 
— Получится — хорошо, не получится — ладно. «Никогда и ничего не просите! — Булгаков советовал. — Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее нас. Сами предложат и сами все дадут!».
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
 
«Мне очень не хватает фанатизма — чтобы настолько быть поглощенным одной идеей, что, к примеру, до ста лет ставить только «Чайку» и поставить еще раз, потому что все-таки недовысказался. Великая вещь — такого у меня нет. Да, выпустил спектакль, да, волновался, но ни от чего кругом голова не идет и сказать себе: «Либо ты сделаешь это, либо грош тебе цена» не хочется.
 
Я не о физическом возрасте говорю, а о внутреннем состоянии — некая трусливая апатия во мне присутствует. Вроде бы таких лет достиг, что все уже видел и практически ничем самого себя удивить не могу, — скучно и тупиково.
 
Старость — аритмия сердца, желаний и надежд: именно желаний, а не возможностей. Ну, добежать, долюбить — с этим все понятно, а тут именно отсутствие острой не­обходимости, острого хотения что-то сделать.
 
У нас в театрально-педагогических кругах есть такая традиция. Приходит студент-красавец — два метра ростом, белые кудрявые волосы, голубые глаза, торс — ну явно Ромео или Джеймс Бонд. Где-то на третьем курсе ему обязательно Гобсека или какого-нибудь маразматика в отрывке дают сыграть: это называется — на сопротивление материалу. Моя сегодняшняя беготня по сцене — это на сопротивление материалу, потому что материал совершенно уже не бегает, но сопротивляться надо».
 
«ОГРОМНОЕ ТЕБЕ ОТ ВСЕХ НАС СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО НЕ ПРИВЕЛ СЛОНА!»
 
С Еленой Скороходовой в комедии Анатолия Эйрамджана «Бабник», 1981 год. «Когда-то я снялся в эпохальной этой бодяге...»
— Еще в студенчестве, а потом и в советское телевизионное время вы были очень популярны как автор капустников, к тому же юбилеи выдающихся людей — Утесова, Пельтцер, Плятта и многих других — организовывали: залы на этих мероприятиях просто лежали...
 
— Ну, раз уж ты о тщеславии речь завел, признаюсь, что смешного придумал немало. Помню, «антиюбилей» Утесова в Центральном доме работников искусств делал... Мы очень дружили, потому что я на одном курсе с дочерью мужа Эдит Утесовой учился и даже за ней ухаживал, на Красносельской, в этом угловом доме, у них бывал — словом, вхож был в семью, и поскольку всегда всех сразу на ты называю (в том числе Плучека, кстати), Утесов был для меня Ледей и на ты, и хотя я совершенной шпаной еще был, никто не удивлялся, потому что умею. Тут, правда, аккуратно надо... Вот встретил тебя — какое у тебя, Димка, отчество?
 
— Ильич...
 
— Значит, с советского нужно на­чать обращения: «Слушай, Ильич...», потом «Димка», понимаешь? Если проскочило — все, поехали.
 
— Проскакивает со всеми?
 
— Почти, и вот у Утесова «антиюбилей» был: я его уговорил, сказал, что ни в коем случае пафосно не будет, наоборот, и там в ЦДРИ действительно курьезы бывали. Однажды Филиппов — был такой человек великий, одно время директором ЦДРИ работал, потом Центральный дом литераторов возглавлял, потрясающий деятель, в моем представлении, дягилевообразный — юбилей праздновал. Не «анти-», а самый что ни на есть настоящий: все пели-танцевали-целовали, вышел Дуров...
 
— ...дедушка Дуров...
 
— ...да, с маленьким медвежонком... Тот вокруг него, значит, прыгал-прыгал — и вдруг такую кучу огромную наложил...
 
— ...к деньгам...
 
— ...наверное, и великий Гаркави, который этот юбилей вел, сказал... Как его, Дурова-то, звали? Анатолий вроде? «Толя, огромное тебе от всех нас спасибо за то, что не привел слона!» (Смеется).
 
Утесов же весь его оставшийся в живых первый джаз собрал: Ривкина, Кауфмана, всех этих людей прелестных. Сейчас они уже покойные, к сожалению, а тогда еще...
 
— ...что-то могли, да?
 
— О, еще бы! — ну а в то время самый модный ансамбль был «Лейся, песня», а я эту бодягу вел и сказал: «Ледя, к тебе, с трудом собравшись, музыканты пришли, которые специально к твоему юбилею создали коллектив «Вейся, пейсы» (смеется) — эта реприза большой имела успех.
 
«ЮРА ГАЛЬЦЕВ, ВАНЯ УРГАНТ, МАКСИМ ГАЛКИН — УНИКУМЫ, НО ТО, ЧТО ОНИ ВЕЗДЕ: И В ПАРОДИИ, И В КУЛИНАРИИ, — ПЛОХО»
 
— Именно вы, я знаю, дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны придумали, под масками которых Борис Владимиров и Вадим Тонков выступали, а
Кинодебют Александра Ширвиндта «Она вас любит», 1956 год. С Инной Кмит, Тамарой Носовой и Игорем Дмитриевым
Владимиров, насколько известно, еще и на сестре Державина Татьяне женат был...
 
— ...и папой моего ученика, а ныне нашего артиста Миши Владимирова являлся.
 
— Кто же, на ваш взгляд, лучше: «Новые русские бабки» или Авдотья Никитична с Вероникой Маврикиевной?
 
— «Новые русские бабки» органичные, конечно, — сейчас вообще очень много на эстраде органичных ребят, которые, к сожалению, в связи со всеядностью пробуксовывают. Я вот считаю, что Юра Гальцев, Ваня Ургант, Максим Галкин — уникумы, но, во-первых, у них никогда никакого под­жатого хвоста не было, через что прошли мы, когда слово вправо или влево — и расстрел: это же не сейчас, когда все можно!
 
— Ну, уже тоже не все...
 
— ...но относительно! В Украине, ты говоришь, все можно?
 
— В Украине — да...
 
— В общем, я о том, что органика нынешних ребят — она от свободы, конечно, плюс талант, а то, что они везде: и в пародии, и в кулинарии — разумеется, плохо.
 
— «Камеди Клаб» вам нравится?
 
— Нет, но начали мы с кого?
 
— С «Бабок»...
 
— «Бабки» вот тоже органичные, но, во-первых, это не ими придумано. У меня в театре артист Саша Чернявский есть — много лет назад они с другом в Дом актера к покойной Эскиной из Нижнего Новгорода с этими «Бабками» приехали — замечательными двумя масками, а те парни у них...
 
— ...чуть-чуть украли...
 
С единственной женой Натальей Белоусовой Александр Анатольевич вместе более 56 лет. «Абсолютно моногамен, ничего не знаю, не видел, не состоял»
— ...да, а у Маврикиевны и Никитичны придумка была: они же в юбках и колготках не выходили, маска отсюда начиналась (проводит рукой по шее), парички, платочки...
 
У Бори Владимирова — человека потрясающего таланта! — такая маска уже готова была, а придуман был Вадик Тонков, потому что я няньку свою Наташу и бабушку Наумовну вспомнил. Они в общей квартире жили: восемь комнат, шесть семей — и были пришиты друг к другу физиологически круглосуточно: в одном углу на кухне сидели и абсолютно такие, как эти две бабки, были — все время разговаривали, спорили, полемизировали... Отсюда вот этот дуэт и родился.
 
«В ОТЛИЧИЕ ОТ РОМЫ ВИКТЮКА Я НЕ МАТЕРЩИННИК — ПРОСТО НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ РАЗГОВАРИВАЮ»
 
— В актерской богемной среде два виртуоза мата есть — Роман Григорьевич Виктюк и Александр Анатольевич Ширвиндт, а вы себя таковым считаете?
 
— Думаю, что я в отличие от Ромы не матерщинник — просто на родном языке разговариваю, а материться — это ругаться, и это безобразие! Ругаться матом нельзя, а разговаривать нужно, да и как в России или в Украине анекдоты с фразой «пошел ты к черту!» рассказывать? — ну, тогда уже не начинай!
 
— Вы больше 56 лет на одной женщи­не, Наталье Белоусовой, женаты, у вас прекрасный сын Михаил, тем не менее после фильма «Бабник» стало понятно, что ваш герой Аркадий — это фактически вы. Вас назвать бабником можно?
 
— Ну, как тебе ответить? Ты хочешь, чтобы я сейчас, на полном закате, с трудом огромную семью сохранив, в Киеве вдруг сказал: «Да, конечно, давай бумажку, я исповедь напишу»? (Смеется). Никогда! Абсолютно моногамен, одное... однолюб, ничего не знаю, не видел, не состоял.
 
— Знающие люди говорят тем не менее, что в свое время вы абсолютным секс-символом были, и я не откажу себе в удовольствии Татьяну Его­рову процитировать, которая об Андрее Миронове книгу написала и не забыла о вас. «Он — копия Давида Микеланджело: у всех наших сучек под­нялись ушки и хвосты, и пронесся визг восторга» — это когда вы в Театр сатиры пришли. «Все жмутся, трутся возле него, бегут в буфет за столиком посидеть, глазами по видимым и не­ви­димым частям тела полазить, зубами бессознательно по нижней и верхней губе елозя и выдавая эротическую нервозность»...
 
— Танька Егорова вообще удивительная фигура — эта книжка ведь столько шуму наделала... Я там и Мефистофель, и бабник, и у себя дома жену Плучека раздевал...
 
— ...слава Богу, хоть не самого Плучека!..
С сыном Михаилом — известным телеведущим и продюсером
 
— Нет, у себя в ванной якобы трусы с жены худрука сдергивал (сме­­ется). Егорова — женщина талантливая, но больная, и полемизировать с ней очень трудно, потому что это клинический случай, хотя в то же время Танька — литератор...
 
— ...причем прекрасный!..
 
— ...да, этого не отнимешь, а что, кстати, спросить ты хотел?
 
— Я просто прочел у нее, как женщины на вас реагировали и что вы с ними творили...
 
— А-а-а! В том-то и дело, да, но для этого нужно, чтобы твой Пимен был или Егорова, или Вульф, или Радзинский. Ты, кстати, знаешь, что замечательная твоя клиентка Ахмаду­лина про Виталия написала?
 
— Нет...
 
— Она в Боткинской больнице лежала и чего-то меня позвала, потому что все время всех опекает, а там ни пить не дают, ни курить, ничего, и у сиделки какой-то племянник был, у которого она огромное мое фото видела... В общем, приехал я, и оказалось, что огромную поэму она написала и кусочек прочла. Ну, поэма, как всегда, замечательная, про то, как жизнь прошла, и там такое место есть — о том единственном, что пугает: «Живу, чтоб в безнадзорную посмертность пытливо не проник Виталий Вульф». (Хохочет). Колоссально, да?
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
 
«Звонит мне недавно Татьяна Егорова: после книги «Андрей Миронов и я», то есть она, очень популярной она стала, а я там — главное действующее дерьмо. Когда-то я взял Таньку за ручку и с каким-то рассказиком к Вите Веселовскому в «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты» привел, то есть, по сути, сделал ее писательницей.
 
Брать за ручку надо не всякого — и в руки давать ручку тоже не каждому, и вот звонит она и говорит: «Послушай, связались со мной якобы из «Комсомольской правды» и хотят, чтобы я сказала, с кем ты живешь и с кем жил, каким способом, что ты за мужик. И рефреном: «Вы же его терпеть не можете». Хорошо заплатить обещают — я их послала». Ненавистники тоже бывают альтруистами.
 
Или еще проще — звонят агенту актрисы, моей ученицы: «Расскажите, она жила с Ширвиндтом еще в институте или он ее в театр взял и там стал с ней жить? Мы хорошо заплатим...». Это журналистика?».
 
«КАЖДЫЙ ДЕНЬ НА ПЕРВЫХ ПОЛОСАХ ГАЗЕТ ЧИТАЮ, ЧТО ВОЛОЧКОВА С МАМОЙ ПОМИРИЛАСЬ ИЛИ АБОРТ СДЕЛАЛА»
 
Александр Анатольевич, его супруга Наталья Николаевна с псом Микки, сын Михаил Ширвиндт (стоит слева), внучка Александра с мужем (крайний справа), внук Андрей и правнучка Элла (дочка Саши)
на даче в Подмосковье, 2012 год
— К вопросу о женщинах возвращаясь... Андрон Кончаловский потрясающую, на мой взгляд, книгу о своих женщинах и романах «Возвышающий обман» написал, и Василий Лановой, например,  мне сказал: «Раньше после таких откровений люди просто-напросто руконеподаваемыми становились». Там же супруга Василия Семеновича Купченко упомянута, другие дамы, а вот вы могли бы вообразить, что когда-нибудь на склоне лет — лет через 20, к примеру, — подобную книгу напишете?
 
— Ты знаешь, вообще-то, опасность такая иногда существует, особенно когда вранье читаешь, но потом думаешь: есть же такие милые интеллигентные интервью, как наше, когда ты меня спрашиваешь, а я правду отвечаю, и мы не играемся, поэтому зачем самому писать?..
 
— ...и вспоминать, как трусы с жены Плучека сдергивали...
 
— ...в соседнем купе, предположим. Это ужасно, это же огромная полемика была, когда Вересаев на правду замахнулся: нужно ли знать, что у Лермонтова грязные воротнички были, а у Пушкина — донжуанский список? Думаю, все же не нужно, потому что в той или иной степени это...
 
— ...достоинства их стихов умаляет...
 
— ...да. Я и так каждый день на первых полосах газет информацию вижу, что Волочкова с мамой помирилась или аборт сделала...
 
— ...или Собчак что-то вновь выкинула...
 
— Ой, я эту Ксюшку на даче покойного опять же Анатолия Саныча помню — и подумать не мог, что из этой милой испуганной девчушки символ неизвестно чего возникнет... Ну, ладно, мы о другом ведь... Ущербность во всех подобных книгах есть, поэтому пусть лучше врут про меня.
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
 
«Миша, мне кажется, не очень на меня по­хож, но, видимо, другим так не кажется. Как-то с дачи я заехал в городе Истра в магазин купить батарейку — там море телевизоров стояло, и все они в этот момент Миш­кину программу «Хочу знать» показывали. Стою у прилавка, ко мне какая-то дама подходит и говорит: «Ой, я прямо умираю — вы и в телевизоре, и здесь: дайте автограф».
 
Дети родителей не понимают — это данность, но это не конфликт: конфликт в нежелании понимать, что тебя не понимают. Время идет, нравы и приоритеты меняются, товары тоже, и если когда-то я лучшую по тем временам туристическую палатку брал и мы отправлялись куда-нибудь под Астрахань удить рыбу, то у компании сына другие общие чаяния. Эта компания — Антон Табаков, владелец сети ресторанов, Денис Евстигнеев, продюсер, и Сергей Урсуляк, кинорежиссер: они уже в Авст­рию с гор кататься летают.
 
С внуками еще острее, чем с детьми, внуки ждут, когда я позвоню и в очередной раз поною. В чем деда задача? Все время ныть: «А это зачем? А это куда?» — на том конце трубки ты слышишь вздох, но сам-то исполнившим свой долг себя чувствуешь, и у них до следующего нытья перерыв.
 
Как ни странно, моя внучка — абсолютный слепок с моей мамы: внешне и не­множко даже внутренне. Моя невестка — Татьяна Павловна Морозова, и вот чтобы от Татьяны Павловны Морозовой родилась Раиса Самойловна, моя мама... Мистика!
 
Когда внучку спросили: «Какие у тебя отношения с дедушкой?», она сказала: «Ну какие могут быть отношения, если он меня, в общем-то, содержит?». — «А в быту?». — «Не знаю, он, когда приходит, сразу спит».
 
Однажды внучка собиралась ко мне прийти, но пришла не как внучка, а как дистрибьютор косметической компании. Я думал, с ума сойду: каталог продукции привезла. Я говорю ей: «Крем для снятия грима» — она отмечает. «Щетка для чистки пяток типа пемзы» — она опять отмечает и требует: «Еще давай, а то скидку не получишь». Взяла 500 рублей и уехала — потом заказ и новые каталоги привезла. Я подумал: «Слава Богу, хоть один человек в семье интеллигентную профессию будет иметь» — к сожалению, ее торговая карьера не удалась и она стала искусствоведом.
 
Внуки взрослые — Андрею, который в МГУ на юридическом факультете преподает, кандидат наук, за 30, Саше — за 25, и сейчас не я их воспитываю, а они меня: я должен все время в напряжении быть, чтобы их не подвести, не расстроить и неправильно себя не повести».
 
«К ЛЕСБИЯНКАМ НИКАКОЙ НЕПРИЯЗНИ Я НЕ ИСПЫТЫВАЮ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ, ЧТО У ЖЕНЩИН ЕСТЬ, КРАСИВО, И НЕВАЖНО, ВМЕСТЕ ОНИ ИЛИ ПОРОЗНЬ»
 
— «Страшное наступает время, — посетовали недавно вы, — когда с женщинами дружить приходится». Что, уже наступает?
С Андреем Мироновым
 
— Коне-е-ечно, но у меня подруги хорошие. Леночка Чайковская — я без нее жить не могу: что она говорит, то и делаю, она одевает меня и обувает. Люсенька Гурченко вот была...
 
— ...да, с ней дружить было можно...
 
— ...и обожать, и слушаться. Ушла, к сожалению, Маргарита Эскина, которая ближайшей моей подругой была, и с ее уходом Дом актера хоть вроде и существует, но кончился.
 
— Незаменимых, говорят, нет, а на самом-то деле...
 
— ...навалом!
 
— Это правда, что у вас внутренняя неприязнь к геям и лесбиянкам?
 
— К лесбиянкам никакой неприязни я не испытываю, потому что все, что у женщин есть, красиво, и неважно, вместе они или порознь — нужно только определенный иметь вкус. Длинные ноги должны быть, длинные пальцы, курносый нос, хотелось бы, чтобы белобрысая была, добрая...
 
— ...и готовить умела...
 
— Чуть-чуть и была при этом глупая и веселая. Вот и все — чего еще надо?
 
— С геями ситуация посложнее, да?
 
— К ним я совершенно спокоен, у меня и друзей из этой сферы масса, но... Ну, в общем, дай Бог им здоровья!
 
— Когда 75 лет вам исполнилось...
 
— ...ага!..
 
— ...юбилей вы не отмечали...
 
— ...нет...
 
С Евгением Евстигнеевым и Михаилом Козаковым. «Поколение уходит, снаряды рвутся рядом»
— ...и до сих пор друзья Шурой вас называют, а как сегодня возраст свой ощущаете?
 
— Особенно остро — утром и во время спектакля: не потому, что играть не могу, — просто все время думаю, когда это кончится (улыбается). Тоже, согласись, признак возраста...
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­­ходные дворы биографии».
 
«Первый фильм, в котором я снялся, — «Она вас любит»: это 1956 год. В кинематограф мой друг Михаил Козаков меня вывел: я на четвертом курсе учился, а Миша был уже знаменитым, потому что у Ромма в «Убийстве на улице Данте» снялся. Его тут же в картину «Она вас любит» сыграть молодого кретина пригласили, и он уже начал сниматься, но Охлопков на роль Гамлета по­звал, и Мишка, конечно, все бросил, а киногруппе сказал: «Я привезу вам такого же». Приволок меня и всем рассказывал, какой я гениальный, — первый и последний раз так обо мне отзывался. В киногруппе все были в трауре: вместо себя Козаков какую-то испуганную привел шпану, но выхода не было, и я стал сниматься.
 
Через 43 года после съемок «Она вас любит» я получил от своего друга Козакова интеллигентнейшее письмо.
 
«Ну что, Шуренок? Е...ло 65? А куда мы, на х... денемся? Иду, как всегда, вдогонку: в октябре можешь ответить мне виртуозным трехэтажным, которым ты всегда владел лучше меня, твоего ученика, и хотя ты, б... всю нашу 45-летнюю совместную и параллельную жизнь держал меня на задворках, предпочитая других, несомненно, более блестящих и достойных твоей дружбы, я, сукин ты сын, очень тебя люблю — ты, сука, почти родственник...
 
Помню Скатертный, маленького, нежнейшего папу Толю, его скрипку, маму Раю, которая первая помогла мне миллионером стать, установив не положенную мне ставку 13 рублей 50 копеек в обход всех законов. Она в отличие от тебя, мудака, слушая мои стихи, не засыпала от скуки.
 
Помню сакраментальную бутылку водки, разбитую нами в Парке культуры и отдыха имени Горького, а старый Новый год в ресторане гостиницы «Советская», куда мы с тобой, водила х...в, ехали на станицынской «Победе», заправляя радиатор мочой?..
 
А ночные посиделки в ресторане «Внуково», куда добирались уже на двух «Победах» — твоей и горемыкинской?..
 
Историческое наше фото после опохмелки в «Фотографии» Наппельбаума или другого еврея с Женькой Евстигнеевым. Два черных креповых костюма со свастикой для фрагмента из «Молодой гвардии» и праздничной халтуры по клубам Москвы.
 
Ну и, конечно, свадьба, Таточка, ее родня, ты... и я при сем.
 
Дальше начиналась совсем взрослая и, как выяснилось, длинная жизнь. Полагаю, ее можно назвать счастливой — что у тебя, что у меня.
 
Мы отцы, деды, даст Бог, станем прадедами. Мы много видели, много пережили, увы, многих уже похоронили...
 
Что пожелать тебе, хрен ты моржовый, в середине пути от одной круглой даты до другой? Чего тебе, б... ты эдакая, не хватает? Все у нас с тобой, мудаков, есть: прошлое, настоящее, надежда на будущее...
 
Разве что здоровья. Тебе, Таточке, родным, близким.
 
Все остальное при нас и в наших руках...
 
Обнимаю тебя от всего сердца, мысленно (только мысленно!!!) выжираю за тебя литра полтора водяры, после этого посылаю всех на х... и по обыкновению падаю в канаву.
 
19. VII. 99.
 
Твой Миша Козаков».
 
Нет уже Козакова, с которым я с 1952 года дружил. Поколение уходит. Снаряды рвутся рядом. Еще одно страшное «попадание» — Людмила Гурченко.
 
При всем моем вялом характере и при ее упертости и максимализме мы умудрились за 52 года общения ни разу с ней не поссориться, хотя ее внимание к коллегам, друзьям и родственникам было обостренно-щепетильным.
 
Чего только мы не делали: в кино снимались, в театре играли, на эстраде и на телевидении все время крутились... Она лидерствовала всегда и во всем, и в случае со мной, в частности. Во-первых, я ей не мог никогда ни в чем отказать, а во-вторых, я ее слушался. Когда мы в Питере в фильме «Аплодисменты, аплодисменты» снимались, ей не понравилось, что у меня не голливудские зубы, и она заставила меня на «Мосфильм» поехать, где мне дней пять делали бутафорскую челюсть. В итоге страшную белозубую пасть воткнули, я, несчастный, в Питер приехал... «Люс-ся, — пробормотал, — я с-сказать ничего не могу». Она рассмеялась: «Но как красиво!». — «Что крас-сиво? Что крас-сиво?» — вот это ее силища...
 
Люся из тех немногих киноактрис, которые прекрасно работали и в театре, а все, что мы с ней в кино, на телевидении делали, было элементом импровизации, придумок на ходу — это создавало воздух.
 
Не смог я ей отказать, и когда она в свою картину «Пестрые сумерки» меня пригласила — это последняя ее работа: увлекшись судьбой слепого мальчика, пианиста, она решила снять фильм. Люся там во всех возможных ипостасях просуществовала: сама написала музыку, практически автор сценария и сорежиссер и она же главная героиня. Не была, кажется, только оператором, и то участвовала — ей все это захотелось попробовать. Может, интуиция подсказывала, что надо успеть.
 
Люся актрисой универсальной была — драматической и архихарактерной. Плас­тика, движение, патологическая музыкальность — все составляющие комплекса полноценности актерской в ней присутст­вовали, и если ее биографию проследить, это какие же перепады — от искрометных водевилей до германовских картин!
 
Какая-то жуткая мистическая символика: умерла Элизабет Тейлор и буквально через неделю Люся Гурченко. Люся ее очень любила — мне кажется, был даже некий элемент идентичности их судеб».
 
«ПАПАНОВ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ФРАЗУ ПРОИЗНЕС: «РЕБЯТА, НЕ СТРАШНО УМЕРЕТЬ — СТРАШНО, ЧТО ТУСУЗОВ В ПОЧЕТНОМ КАРАУЛЕ БУДЕТ СТОЯТЬ!»
 
— В одном интервью вы признались: «Больные суставы лошадиным гелем лечу, в инструкции к которому написано: «Намазывать от колена до копыта»...
С Лолитой и Ксенией Собчак. «Я Ксюшку на даче покойного Анатолия Саныча помню — и подумать не мог, что из этой испуганной девчушки символ неизвестно чего возникнет»
 
— Это Олечка Аросева мне посоветовала... Замечательный гель, и поскольку я беговик старый, знаю, что это правда, даже на конюшне однажды видел, как лошадей перед заездом мажут. Дело в том, что средство это в ветеринарных лечебницах продается, и в инструкции действительно и про «намазывать от колена до копыта» написано, и «не заставлять лошадь работать на мягком грунте», и «после процедуры обязательно закрыть попоной». Все это делаю: на мягком грунте не работаю...
 
— ...попоной закрываетесь...
 
— ...причем все время — с копытом вот только не повезло.
 
— Мы об ушедших не раз говорили, а у вас в Театре сатиры такой актер был Егор Тусузов — несколько раз, помню, маленьким по телевизору его видел. Вы как-то сказали, что ему всегда 95 лет было и он очень любил на чужие похороны ходить, а что он там делал?
 
— Стоял — это ведь Папанов замечательную фразу произнес: «Ребята, не страшно умереть — страшно, что Тусузов в почетном карауле будет стоять!». (Смеется). Он гениальный был человек! — у меня с ним огромный скандал связан, когда нас в Московский городской комитет партии вместе с секретарем парторганизации Борей Рунге вызывали...
 
— ...с паном Профессором...
 
— Просто я беспартийным был, а дело в том, что юбилей состоялся — 80-летие Местечкина, а Марк Местечкин — это цирковой Станиславский. Праздновали в цирке, все поздравляли, мы с Аросевой вышли, еще с кем-то, сказали, что тоже циркачи, но у нас такая хоругвь есть, которая никому не снилась, и выбежал Тусузов, а я комментировал: «95-летний Егор Баронович в отличной форме, хотя питается говном в нашем буфете»... Ну а там весь МК был... Конечно, вызвали — сидят, короче, эти алкоголики, причесанные утром водой, эти вторые секретари, плюс с такой халой страшная дама по идеологии (уже не помню фамилии), и обращаются не ко мне — я же беспартийный, а значит, не человек...
 
— ...к Рунге...
 
— ...да. «Борис Васильевич, вы юбиляра поздравляли...». — «Да, мы». — «И вот артист произнес...
 
— ...слово «говно»...
 
«Я абсолютный говноед: единственное, чего не могу есть, — это чеснок, не выношу также холодец, студень, и все, что дрожит»
— Нет, «...такое, что повторить в этих стенах нельзя». В конце концов, у меня спросили: «Что вы на это скажете?». — «Вы знаете, — я ответил, — извините, но извращенностью слуха столь высокой компании я удивлен. Я сказал, что Егор Тусузов питается давно в нашем буфете». Повисла пауза... «Как давно?». — «Всю жизнь! — а вы что подумали?». Нас, в общем, оттуда выгнали (смеется).
 
«БОЛЕЕ ПОЛУГОДА С АРКАНОВЫМ МЫ НЕ ОБЩАЛИСЬ»
 
— Сколько лет в результате Тусузов прожил?
 
— 94 — не 95 все-таки...
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
 
«События очень плотно заполняют существование, юбилей собрата плавно переходит в девятый день предыдущего, а там, глядишь, 40-й день очередного собрата с 80-летием следующего сочленяется — ужас!
 
Есть анекдот: работник крематория чихнул на рабочем месте и теперь не знает, где кто. Сейчас эпоха так чихнула на наше поколение, что, где кто, совершенно неизвестно.
 
К сожалению, все чаще и чаще приходится хоронить друзей. Боюсь, что сам до легенды могу не дотянуть, но обслуживать уходы настоящих легенд стало престижной миссией — работа горькая, трудная, но хоть искренняя.
 
И в то же время...
Хоронить и поздравлять
Нету сил, ебена мать.
 
О покойниках — или хорошо, или правду! На панихидах у меня возникают вопросы: а слышат ли ребята, что о них говорят? Мне, например, было бы интересно узнать, кто придет на мои похороны и что будут говорить обо мне».
 
— Из-за чего вы с Аркановым на скачках поссорились?
 
— Тут вот как с пьяной съемкой в «Иронии судьбы», тоже две версии есть: моя и Аркашина. На этих скачках, вернее, на бегах мы погибали...
 
— ...любили, да?
 
— Ой, ужас! — на наши деньги не одну конюшню построили. У нас лошадь была — забыл, как зовут, покойная тоже, но ныне здравствующий Дима Итингоф, наездник, мой друг, на ней ездил. Ты на бегах никогда не был?
 
— Нет...
С Михаилом Державиным и Аркадием Аркановым
 
— Ну, вот, теперь тебе лекцию читать придется! Короче, там иногда молодняк выбегает: первый раз, в разные стороны несутся, неуправляемые... Публике просто будущее показывают, и вот Дима на этом сером высоком красавце, забыл фамилию, выехал — ну, предположим, Беспризорный. Мы с Аркановым его увидели, а он, четырьмя лапами отталкиваясь, бежит, и мы зарок дали: что бы ни случилось, этого Беспризорного играем, но как только лошадь в бегах начала участвовать, с рыси на галоп стала сбиваться, а это сбой, чтобы ты знал. И вот день, два, год, два выезжает она — и в галоп! На нее тупо махнули рукой, а мы, по своей договоренности, билетик каждый день тупо ставим, и вот зима, последние три заезда, денег нет, три рубля осталось (рубль ставка тогда была), и опять наш любимчик записан. В длинную надо играть — знаешь, как? В этом заезде ты едешь, в следующем — я, ты пятый номер, я — шестой, и вот от тебя я беру к себе билет 5-6. Если ты в этом заезде приезжаешь, а я в следующем, это выдача, если темные лошади (никто не играет), выдачи большие...
 
— ...мудрено!..
 
— ...а если фавориты, то мелкие, так вот эту лошадь не играет никто, и, значит, мы договорились, что билеты от фаворита к нашему Беспризорному берем и от второй лошади тоже к Беспризорному. У нас два рубля осталось... Моя версия, что Аркан пошел и поставил 7-2, 5-2, а он говорит, что это я так поставил, хотя договорились, что 7-2, 6-2.
 
— И что в результате?
 
— Приезжает, естественно, фаворит — шестой номер, на нашем Итингоф выезжает, и не сбивается, доез­жает первым, и весь ипподром, я помню, так: «А-а-а...».
 
— Сколько вы потеряли?
 
— Аркан белого цвета стал — выдача, как сейчас помню, 16 тысяч рублей составляла: это стоимость машины «Победа».
 
С Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
«Я со всеми на ты — в этом моя жизненная позиция. На ты — значит, приветствую естественность, искренность общения, и это не панибратство, а товарищество»
— После этого вы с ним не разговаривали?
 
— Больше полугода со­всем не общались.
 
— У вас трубка шикарная — вы 44 года трубки курите и коллекцию большую имеете...
 
— Коллекция — это когда в стойлах, за стеклом, а у меня свалка, и жена все время пару трубочек смести норовит. Па-а-ахнут...
 
— На рыбалку вы до сих пор ездите?
 
— Ну, как? Под Москвой все лужи уже закрыты, и платить надо, а далеко — редко.
 
— О вкусной, но уже, наверное, не такой здоровой пище я вас не спрашиваю...
 
— Правильно делаешь: не все уже мож­но, хотя так иногда хочется...
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
 
«Вкусно поесть для меня — это пюре, шпроты, гречневая каша со сметаной (с молоком холодную гречневую кашу едят, а горячую — со сметаной). Обожаю сыр: каменный, крепкий-крепкий, «Советский», похожий на «Пармезан», еще плавленые сырки «Дружба» люблю — главное, чтобы зеленые от старости они не были.
 
Я в спартанских условиях выпивки и посиделок на кухнях воспитан — в гараже, на капоте машины, рас­кладывалась газета, быстро ливерная колбаса, батон, огурец нарезались: хрясь! — и сразу хорошо становилось. Когда сегодня в фешенебельные рес­тораны я попадаю, милые мальчики и девочки, обучавшиеся на элитных офи­циантов, «полное собрание сочинений в одном томе» приносят — толстые, в переплете из тисненой кожи меню, от которых сразу изжога у меня начинается.
 
Раньше и в ресторанах было проще: хлеб быстро мажешь горчицей, сверху — сальце, солью посыпанное: махнешь под стакан — и уже «загрунтовался», ну а потом заказываешь, что они у себя в закромах добыть могут.
 
Я абсолютный говноед: единственное, чего не могу есть, — это чеснок, не выношу также холодец, студень, и все, что дрожит. Если чесноком где-то пахнет, задыхаться начинаю. Партнерши у меня замечательные были — Людмила Гурченко, Алена Яков­лева, Ольга Яковлева, и все они чесноком лечились, но зная, что я его запах не переношу, пшикали чем-то сверху, и когда целовался с ними (на сцене, на сцене), получалось еще страшнее.
 
В старости нельзя никуда рыпаться — худеть, толстеть, бросать пить, начинать пить. Самое страшное — когда против конституции прут: это касается и физиологических проблем, и общегосударственных.
 
И сила воли во всем нужна — на слабой воле большинства вся шарлатанская реклама и построена. «Бросить пить окончательно и бесповоротно за один сеанс!»,
 
«Похудеть на 30 килограммов навсегда! Дорого», а я способ лучше и дешевле знаю: когда чувствую, что в свои бархатные брючки из спектакля «Орнифль» не влезаю, понимаю, что пора в руки себя брать. Как? Перестать жрать! Вот тянешься к блину — и сразу вспоминай: блина не надо — грядет «Орнифль»!
 
Есть старый анекдот: лежит оперный тенор с дамой в постели, весело, уютно, свеча горит, начинаются ласки, и вдруг звонок. Он: «Да? Угу. А, спасибо...» — и трубку кладет. «Деточка, одевайся, уходи, ничего не будет, у меня через месяц — «Аида», так вот, если через месяц «Аида» и есть ощущение невлезания в театральный костюм, а он, как назло, такой, что в задницу клин не вставишь, неделю без еды я выдерживаю.
 
Только решать: после шести не есть, не пить или не делать еще чего-то — надо сразу, прямо сейчас, а если до утра следующего понедельника начнешь откладывать — пиши пропало. Здесь от смелости все зависит, а когда оттягиваешь, значит, трусишь.
 
Чем ближе к финалу, тем меньше можно пить молока. «Не-не-не, — говорят доктора, — свое ты отпил». Вообще сколько всего я уже отпил: водку, коньяк, кофе тоже — только какой-то зеленый чай еще нет...».
 
— Я вам последний задам вопрос...
 
— Задавай!
 
— Остап Бендер, помните, спросил Полесова: «Ваше политическое кредо?», и тот ответил: «Всегда!», а ваш, я слышал, главный вопрос: «Зачем?» — как часто себе его задаете?
 
(Закуривает трубку). Ты знаешь, наверное, часто, но у меня и ответ, главное, есть.
 
— Какой?
 
(Улыбается). Надо!
 
Из книги Александра Ширвиндта «Про­ходные дворы биографии».
С Дмитрием Гордоном. «Что-то к концу жизни стал остро
разочаровываться в планете. Вечное, многовековое удивление: зачем живем?»
 
«Все, что сегодня меня окружает, — все другое. Москва уже не моя, дворы не мои, лица чужие — правда, на Арбат, в районе Щукинского училища, знакомые старухи-москвички еще иногда выползают: ищут, где хлеба купить, а негде — вокруг бутики. Города, где прошла моя жизнь, больше нет, проходные дворы моей биографии в тупик меня привели.
 
Кем бы ты ни был в молодости — оптимистом или пессимистом, наивным или реалистом, радужным или сумрачным, все равно с возрастом брюзгой становишься, и чем дальше, тем все брюзжее и брюзжее, и, главное, сам это чувствуешь, но ничего с этим поделать не можешь.
 
Накопление всеядности приводит к паническому раздражению, а тут и до ненависти рукой подать.
 
Я себя ненавижу! Ненавижу необходимость любить окружающих, ненавижу все время делать то, что ненавижу, ненавижу людей, делающих то, что я ненавижу, предметом творческого вожделения.
 
Ненавижу ненависть к тому, что вообще никакой эмоции не заслуживает.
 
Я ненавижу злых, скупых и без юмора. Социальная принадлежность, политическая платформа, степень воровства совершенно меня не волнуют — воруй, но с юмором, фашист, но дико добрый.
 
Думаю, характер человека складывается уже месяцам к трем, но у меня не сложился почему-то до сих пор, поэтому о себе говорить трудно. Я, например, незлопамятный: это плохо, потому что благодаря злопамятности можно выводы делать, а так — наступаешь на одни и те же грабли.
 
Процентов на 80 я соответствую самому себе — в течение жизни процент этот не менялся, но последнее время эту цифру я стал формулировать, чего делать нельзя. Вообще ничего говорить всерьез вслух нельзя, особенно слова «кредо» или «гражданская позиция» употреблять: любая формула — это смерть.
 
Я находчив — мне об этом не самый добрый человек Андрюша Битов сказал. На очередном юбилее, на котором я чего-то вякнул, Андрей ко мне подошел: «Тебе круглосуточно находчивым быть не надоело?».
 
Сколько украдено у меня профессионалами! Услышанное, увиденное, запомненное у простодушно-застольных словоблудов типа меня многим сделало биографии, а тут по глупости в безвестности помрешь.
 
Я со всеми на ты — в этом моя жизненная позиция. На ты — значит, приветствую естественность, искренность общения, и это не панибратство, а товарищество, кроме того, сегодня я старше почти всех. Помню, хорошая партийная традиция у нас была — все коммунисты называли друг друга по отчеству и на ты. «Григорьич, как ты вчера?» или: «Ну ты даешь, Леонидыч!». Очевидно, это у меня от времени застоя...
 
Я умею слушать друзей, а ведь у друзей, особенно знаменитых, постоянные монологи о себе. Друг может позвонить и спросить: «Ну, как ты? А я...» — и дальше идет развернутый монолог о себе. Это очень выгодно, когда есть такой, как я, которому можно что-то рассказывать, не боясь, что тебя перебьют, и потом я — могила. Когда современную мемуаристику читаю, особенно про то, где был я и в чем участвовал... Господи, если все, что я знаю, взять и написать...
 
Менять друзей, ориентацию и навыки существования поздно. Смысл существования — в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств, но обязательства все время нахлестывают. Кажется: вот это сделаешь и это — а дальше покой и тишина, но нет — появляются новые.
 
Иногда думаешь: ой, пора душою заняться. Пора, пора, а потом забываешь — обошлось, можно повременить.
 
Верить мне поздно, но веровать... И хотя атеистом воспитывался, с годами к выводу прихожу, что есть Нечто. Нечто непонятное — не от инопланетян же оно.
 
Глупо, когда вчерашнее Политбюро истово креститься начинает.
 
Любая вера — марксистская, православная или иудейская — с одной стороны, какие-то внутренние ограничения создает, а с другой — какую-то целенаправленность развитию организма дает, а самое главное: молодой особи дает этакий поджатый хвост. Нельзя жить безбоязненно, нельзя с точки зрения космического ничего не бояться — там непонятно что, и нельзя не бояться, когда улицу переходишь, а сейчас никто ничего не боится.
 
Какой красочный религиозный театр, как выпущенный из крепко закупоренной бутылки дух, царит сегодня над безграмотно выхолощенной толпой! Я, получающий совершенно законно приглашения и поздравления от всех религиозных конфессий, постепенно религиозным космополитом становлюсь, что, с одной стороны, настораживает, а с другой — успокаивает. Действительно, религиозно цельным быть сложно, если мама — под родовой одесской фамилией Кобиливкер, папа — Теодор Ширвиндт, сменивший, боясь своих немецких корней, имя на Анатолий, а я с рождения до почти половозрелого возраста пребывал в церкви на руках у моей любимой няньки Наташи, которая меня воспитывала. Перед смертью она все-таки на ушко призналась мне, что я тайно крещеный, так что с полным правом я посещаю костелы, церкви и синагоги. Некоторая напряженка с мечетями, но если с директором нашего театра Мамедом Агаевым посоветоваться...
К старости половые и национальные при­знаки вообще как-то рассасываются.
 
Я глубоко пьющий и активно матерящийся русский интеллигент с еврейским паспортом и полунемецкими корнями. Матерюсь профессионально и обаятельно, пью профессионально и этнически точно, с женщинами умозрительно сексуален, с коллегами вяло соревновательно тщеславен, но умиротворения нет. Значит, увы, философа, даже местечкового, из меня не образовалось, а среднестатистический по­лу­чился мудак — к финалу существования обидно.
 
Кто-то на очередном моем «столетии» до­вольно точно продекламировал:
 
Стоит юбиляр, от тоски зеленея, —
Боится, что станем шутить.
Он столько чужих отпахал юбилеев,
Что надо ему откатить!
Он с трубкой по жизни проходит,
как Сталин,
Но разницу всяк ощутил:
Ведь Шура при этом
лишь ставил и ставил,
А Сталин — садил и садил.
Не скажем ни слова по поводу мата —
Про то ушутились уже,
Но больше, чем в зданьях,
построенных Татой,
У мата его этажей.
Конечно же, он не Шекспир
и не Шиллер,
Но все ж дарованьем не мал!
Поэтому в список писателей
Ширвиндт
Себя полноправно вписал.
Прекрасный отец он
и дедушка клевый!
Пусть вялый, но член СТД!
Желаем мы Шуре хорошего клева,
Напора в струе и т. д.!
 
Что-то к концу жизни стал остро разочаровываться в планете. Вечное, многовековое удивление: зачем живем?
Пи...ц! Времени, отпущенного на жизнь, оказалось мало. С одной стороны, а с другой — зачем эту уходящую экологию коптить, не зная, зачем?
Как-то меня спросили: если бы у меня была возможность после смерти в виде какого-то человека или вещи вернуться, что это было бы? Я ответил: флюгер. У Саши Черного в стихах два желания есть:
 
Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб, вино и котлеты.
 
И второе:
 
Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто».


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось