В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Во время перестройки, чтобы прокормить семью, знаменитый артист Владимир ИВАШОВ разгружал вагоны и таскал тяжести на стройке, хотя ему это было категорически запрещено — он страдал язвой желудка, из-за которой в 55 лет и умер

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 21 Ноября, 2014 00:00
Известному советскому актеру, звезде культового фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате» исполнилось бы 75 лет
Людмила ГРАБЕНКО

Известным Владимира Ивашова сделала роль Алеши Скворцова в легендарной картине Григория Чухрая «Баллада о солдате». До него Чухрай пробовал уже популярного в то время Олега Стриженова, но, увидев фотографию второкурсника ВГИКа Ивашова, сказал: «А вот этот смог бы крышу за четыре дня починить».

Режиссер репетировал с начинающим артистом ежедневно, отрабатывая каждый шаг, каждый взгляд, приезжая на киностудию не только в рабочие, но и в выходные дни.

В итоге картина с успехом прошла по всему миру, получила 101 международную премию, номинировалась на «Оскар», портреты Ивашова украшали обложки крупных зарубежных изданий.

К сожалению, ничего подобного Скворцову Ивашов больше не сыграл, а в непростое перестроечное время вообще оказался без работы. Кино практически не снимали, из Театра-студии киноактера Ивашова уволили, и, чтобы прокормить семью, он устроился разнорабочим, хотя это было противопоказано ему по состоянию здоровья - артист страдал язвой желудка, и врачи категорически запретили ему поднимать тяжести.

Когда в приемную одной из московских больниц привезли на «скорой» неизвестного рабочего, никому и в голову не пришло, что это знаменитый актер. Усилия медиков никакого результата не дали, Владимир Сергеевич скончался на 56-м году жизни...

О Владимире Ивашове вспоминает его лучший друг - актер, режиссер и сценарист Суламбек Мамилов.

«НАШИ ОТНОШЕНИЯ ВОЛОДЯ ХАРАКТЕРИЗОВАЛ ФОРМУЛОЙ «1:1» - МЫ РОДИЛИСЬ С РАЗНИЦЕЙ В ОДИН ДЕНЬ И ОДИН ГОД: Я - 27 АВГУСТА 1938 ГОДА, А ОН - 28 АВГУСТА 1939 ГОДА»

- С Ивашовым мы познакомились на Киностудии имени Горького на пробах к фильму Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», - вспоминает Суламбек Ахметович. - Мне

Суламбек Мамилов: «Когда меня спрашивают, каким человеком был Володя, всегда отвечаю: посмотрите
фильм «Баллада о солдате»

было очень интересно, кто сыграет Печорина, а Ивашову, как он мне впоследствии рассказывал, тоже было любопытно, кого утвердят на роль злого гения Печорина, Казбича, вот мы друг к другу и присматривались.

После выхода на экраны «Баллады о солдате» прошло всего несколько лет, и Ивашов тогда был именно таким, каким увидели и полюбили его миллионы зрителей, - высокий стройный красавец! До этого я его хорошо знал заочно, но с реальным знакомством это, конечно, сравнить было нельзя.

Во время съемок мы подружились - оказалось, что на всю жизнь, до конца его дней. Сразу же после проб поехали к Володе домой, он познакомил меня со своей женой актрисой Светланой Светличной и старшим сыном Алексеем (Олег тогда еще не родился), которого они назвали в честь героя Ивашова из фильма «Баллада о солдате».

Алеша тут же проникся ко мне теплыми чувствами и практически все время, которое я провел у них дома, не слезал с моей спины, катаясь из комнаты в кухню и обратно. Как только появилась возможность, я повез Володю к себе на родину, на Северный Кавказ, познакомил со своими родителями, которые приняли его, как родного сына. Мы как-то сразу привязались друг к другу.

Владимир Ивашов с женой Светланой и сыновьями Алексеем и Олегом. Младший Олег умер в молодости, похоронен на Ваганьковском рядом с отцом

- Чем вас так привлек Владимир Сергеевич?

- Володю нельзя было не полюбить. Я давно работаю в кино, в этой среде у меня много друзей, приятелей и просто знакомых, но более честного, доброго и искреннего человека, чем Володя, не встречал. Когда меня спрашивают, каким был Ивашов, отвечаю: посмотрите - или пересмотрите! - фильм «Баллада о солдате» - роль Алеши Скворцова как нельзя лучше подходила ему самому.

Благодаря душевной чистоте и обаянию Ивашова зрители поверили в то, что человек, который делает самокрутки из газеты, где напечатана статья о совершенном им подвиге, может существовать на самом деле. Кстати, когда Володя играл Печорина - человека закрытого, сосредоточенного на себе, его собственная открытость очень ему мешала, Ива­шов был личностью совсем другого плана.

Наши отношения Володя характеризовал формулой «1:1» - мы с ним родились с разницей в один день и один год: я - 27 августа 1938 года, а он - 28 августа 1939 года. Я не очень верю в гороскопы, но, возможно, тот факт, что мы появились на свет под одним знаком зодиака, помогал нам так хорошо понимать друг друга. А то, что мы с ним были разных национальностей (Володя - чистокровный русский, я - кавказец), нам совсем не мешало. Помню, я как-то сказал, что в паспорте надо указывать не национальность, а то, порядочный человек или нет. Володе эта мысль очень понравилась.

«МЫ С ИВАШОВЫМ КИНЖАЛАМИ ВЫРЕЗАЛИ АВТОГРАФЫ НА АЛЮМИНИЕВЫХ КРУЖКАХ ТУРИСТОВ»

В роли Григория Печорина с Сильвией Беровой
в фильме «Бэла» — второй части кинодилогии
Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», 1966 год

- Во время съемок фильма «Герой нашего времени» поклонники Владимиру Сергеевичу, наверное, шагу ступить не давали?

- Мы работали в горах и на съемочную площадку ездили в гриме, костюмах и на лошадях - смешное было зрелище. Интересно, что в картине наши с Володей герои, Печорин и Казбич, не встречаются и являются непримиримыми врагами, а в жизни мы были неразлучны и дружили. Поскольку наша группа жила на турбазе, по дороге мы то и дело встречали вереницы туристов со всего Союза. Увидев Ивашова, люди тут же окружали нас и просили автографы.

Меня тогда еще никто не знал, но и мне благодаря Володе перепадало внимание поклонников. Но как мы могли дать автограф, если ни у нас, ни у туристов под рукой ни ручки, ни бумаги не было - только кинжалы? Но Ивашов нашел выход: этими кинжалами мы вырезали автографы на их алюминиевых кружках. А девушки, жившие на нашей турбазе, все как одна - поклонницы Володи, были в него влюблены. Ну а если учесть, что новые заезды происходили каждые три дня, можете себе представить, сколько людей сменилось за это время.

Вообще, если бы кто-то написал о нашей экспедиции, это было бы занимательное чтиво. Я часто вспоминаю то веселое и беззаботное время - что мы только не придумывали! Жили мы с Володей в одной комнате, на ее двери висела табличка, которую он нарисовал: на ней был изображен череп в папахе, вместо скрещенных костей - кинжал и бутылка, а под ними надпись: «Без стука и бутылки не входить!». Мы даже создали свою партию под названием «Чемергес чавелла».

- Расшифруйте!

- Чемергес - название местного самогона, а «чавелла» в переводе с цыганского означает «девушка», таким образом мы четко определили свои приоритеты. Сейчас-то разных

С Евгением Урбанским в картине Григория Чухрая «Баллада о солдате», 1959 год

партий пруд пруди, а тогда она в стране была одна, коммунистическая, поэтому, узнай кто-нибудь о нашей шутке, нам грозили бы крупные неприятности. Меня выбрали ее Генеральным секретарем.

Секретарь комсомольской организации турбазы, услышав, как на спортивной площадке, где мы играли в волейбол, ребята говорили друг другу: «Тихо, идет Генеральный секретарь!» (подразумевалось, что они должны приветствовать меня, вытянувшись в струнку), чуть в обморок от ужаса не упал. «Это что такое?!» - возмутился он, пришлось долго ему объяснять, что никакой политики в нашей игре нет, хотя мы сдавали членские взносы (один из них составлял 2 рубля 87 копеек - столько тогда стоила бутылка водки) и постоянно принимали новых членов партии - желающих было много. Кстати, режиссеру фильма Станиславу Ростоцкому, который тоже хотел войти в нашу партию, мы в этом отказали.

- Почему?!

- Не прошел по анкетным данным, хотя он нашу игру поддерживал, да и вообще был не только великим режиссером, но и замечательным человеком. Он очень хорошо ко мне относился и открыл для меня кино - благодаря ему я заболел этой профессией, что и определило в результате мою судьбу. Как и Володя, Станислав Иосифович приезжал ко мне на родину, его сына Андрюшу, впоследствии трагически погибшего, я знал с детства.

На съемках я лихо скакал на лошади, и именно от меня Андрей Ростоцкий заразился любовью к джигитовке и научился хорошо держаться в седле, что потом часто демонстрировал в кино. Мне вообще в жизни очень везло на замечательных людей, а началось это с Володи, которого я тоже учил верховой езде, - он, кстати, был способным учеником и очень быстро стал профессиональным наездником.

Первая сыгранная роль в кино — Алеши Скворцова —
принесла Владимиру Ивашову всесоюзную славу.
С Жанной Прохоренко, «Баллада о солдате»

- Почему Печорина озвучивал Вячеслав Тихонов?

- Во время съемок «Бэ­лы» Володя снимался, подолгу стоя в холодной воде, и так сильно простудился, что потерял голос. Вот Ростоцкий и попросил Тихонова, с которым его связывали дружеские отношения.

- После съемок вы с Ивашовым часто виделись?

- Да постоянно! У них со Светой, как и в любой семье, были самые разные периоды в отношениях, случалось, что они очень сильно ссорились, да так, что Володя уходил из дома. Бывало, слышу звонок в дверь, открываю - стоит Володя с чемоданом: «Я к тебе. Не прогонишь?». А ведь у него неподалеку жили мама, сестра и брат, но он почему-то шел только ко мне - мы были очень близки.

«КОГДА ВОЛОДЯ УШЕЛ, ЖЕНА СКАЗАЛА: «МНЕ КАЖЕТСЯ, ОН ПРИХОДИЛ ПРОЩАТЬСЯ»

- Владимира Сергеевича не стало в 55 лет, он не погиб и неизлечимыми недугами не страдал. В чем же дело?

«Роль Алеши Скворцова как нельзя лучше подходила ему самому». С Жанной Прохоренко в роли Шуры

- С началом перестройки работы для актеров не стало. У семьи Ивашова и Светличной, конечно, были какие-то сбережения, но их очень быстро съела инфляция, и не хватало денег даже не хлеб. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Володя устроился разнорабочим - по ночам разгружал вагоны, таскал немыслимые тяжести на стройке, хотя это ему было категорически противопоказано - врачи запрещали поднимать больше трех килограммов.

Володя страдал язвой желудка, каждую весну начиналось обострение, сопровождающееся сильными болями, и знакомый врач из Кургана по какой-то новой методике снял ему болевой синдром. Именно из-за этого Володя и умер: началось внутреннее кровотечение, а он не пошел к врачу, потому что не чувствовал боли. Когда же, наконец, обратился за помощью, оказалось, что уже поздно. Ему сделали операцию, потом еще одну, во время которой он не выдержал наркоза.

- Неужели другой работы, кроме как на стройке, для Ивашова не нашлось?

С супругой Светланой Светличной. «У них со Светой, как и в любой семье, были самые разные периоды в отношениях, случалось, что они очень сильно ссорились, да так, что Володя уходил из дома»

- И это самое страшное: он же всю свою жизнь посвятил актерской профессии и ничего другого делать просто не умел, а семья нуждалась в деньгах, и он, как мужчина, считал своим долгом их зарабатывать - любым способом. Володя был невероятно талантливым человеком: писал замечательные стихи, прекрасно рисовал, не имея сильного голоса, очень душевно исполнял песни и романсы («Русское поле» пока никто не спел лучше, чем он) и даже мог из дерева сделать все, что угодно, - от небольшой фигурки до мебели, вообще был очень рукастым и мастеровитым. К сожалению, такие умения - в отличие от «таланта» покупать и продавать - в 90-х годах прошлого века никому не требовались.

Другие - те, кто наглее и беспринципнее, как-то устроились, а Володя не мог и не хотел вырывать куски изо рта у других. Такие понятия, как стыд, совесть и честь, не были для него пустым звуком. Помню, как на юбилее Гри­гория Чухрая в Доме кино Ивашов со сцены спросил: «Скажите, кто из вас мог сказать о себе: «Честь имею!»? А мой первый режиссер, Григорий Наумович, имеет право на такие слова».

После этого Володя уже нигде не выступал, поэтому я воспринял сказанное им тогда как некое духовное завещание. Живи Володя сейчас, ему было бы невыносимо больно смотреть на все безобразия дикого капитализма, которые мы сейчас наблюдаем сплошь и рядом.

- Накануне смерти друга дурных предчувствий у вас не было?

Актриса Светлана Светличная была единственной женой Ивашова

- У меня - нет, а вот Володя будто что-то предчувствовал. За неделю до трагедии он неожиданно приехал ко мне домой. Не секрет, что актеры любят подольше поспать, и мы с Ивашовым в этом смысле исключением не были, а тут вдруг звонок в дверь в половине девятого утра. Открываю - стоит Володя. «Что-то случилось?!» - испугался я. «Нет, - говорит, - просто хочу этот день провести с тобой».

Долго мы с ним тогда сидели - вспоминали прошлое, что-то обсуждали, рассказывали друг другу. Жена несколько раз звала к столу, но мы не шли. Потом обедали и снова долго говорили, Володя сидел, положив руку мне на плечо. Уходя, сказал моей жене: «Фатима, ты уж не обижай Суламбека». Когда Володя ушел, она сказала: «Мне кажется, он приходил прощаться».

Лишний раз убеждаюсь, что женщины все чувствуют сердцем: Фатима оказалась права... Точно так же Володя ездил прощаться с матерью и сестрой, последнюю неделю своей жизни он посвятил общению с людьми, которых любил. Когда его не стало, я долго не мог найти себе места, да и сейчас, стоит мне его вспомнить, вся наша жизнь встает перед глазами, а на глаза наворачиваются слезы.

- Вы и хоронили Владимира Сергеевича?

- Панихида проходила в доме кино, организовали ее покойный ныне Евгений Жариков и я. Выносили Володю под песню на стихи Николая Рубцова «Журавли», которую он так проникновенно пел в моем фильме «Дамское танго»:

Вот летят, вот летят...

Отворите скорее ворота!

Выходите скорей,

чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли -

и вновь сиротеет душа и природа,

Оттого, что - молчи! -

так никто уж не выразит их.

 

Получить место на Ваганьковском кладбище оказалось нелегко. Сколько мы ни бились, в ответ слышали только одно: «Места нет». В конце концов в разговоре с каким-то большим начальником я не выдержал: «Как вам не стыдно! Для бандитов у вас места есть, а для народного артиста России нет?!». - «Кто это такой, - тихо поинтересовался у кого-то из своих приближенных начальник, - что так в драку лезет?». - «Это друг покойного Ивашова номер один», - ответили ему.

Начальник встал из-за стола, подошел ко мне, протянул руку и, пожав ее, сказал: «Хотел бы я, чтобы у меня был такой друг, как вы».

На актерской аллее Ваганьковского кладбища рядом с Ивашовым покоятся Юрий Богатырев и петербургский актер Юрий Демич, а через 11 лет туда же лег и трагически погибший младший сын Володи Олег.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось