В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Суд да дело

Страшна ли Гаага Путину? Самые громкие приговоры и их исполнение

25 Февраля, 2015 00:00
Интернет-издание «ГОРДОН»
Последний российский самодержец, никарагуанские повстанцы, суданский исламист и либерийский диктатор, всемирно известная модель и российский нефтепром — как все это связано с Гаагским трибуналом, размышляет автор интернет-издания «ГОРДОН»
Интернет-издание «ГОРДОН»

«Хочешь мира — блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

Царь Николай ІІ не хотел воевать. В конце ХІХ века слабая армия Российской империи не могла тягаться ни с одной из европейских стран, уступая как по уровню подготовки, так и по технической оснащенности. Чтобы избежать заведомо проигрышной войны, которая, казалось, вот-вот должна была грянуть в самом сердце Европы, просвещенный российский самодержец решил призвать страны Европы к «вечной мировой».

По инициативе Николая в 1899-м и 1907-м в небольшом голландском городке Гаага были проведены мирные конференции, в ходе которых были приняты конвенции и декларации (например, о запрещении метания снарядов с воздушных шаров), которые якобы должны были «цементировать» мир на всем континенте. Несмотря на подвижки в мирном регулировании, разговоры о «вечном мире» не сдержали натиск затаенных склок и неразрешенных старых обид. Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война показала слабость международных договоренностей перед всеобъемлющей агрессией.

Однако последний российский царь, сам того не ведая, заложил основы международной системы судов. В 1899 году по результатам первой Гаагской конференции была основана Постоянная палата третейского суда — первый в мире судебный орган для рассмотрения международных исков, из которого произросли современные судебные институты.

МЕККА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСУДИЯ

То, что в обиходе называют Гаагским трибуналом, на самом деле «понятие-зонтик», которое включает в себя целую группу судов, некоторые из которых расположены

Последний русский монарх Николай II,
сам того не ведая, заложил основы
международной системы судов

не в самой Гааге.

Международный суд ООН был создан в 1945 году для рассмотрения двусторонних исков государств друг к другу. Совет Безопасности ООН обязан исполнять решения суда, однако постоянные члены Совбеза (Китай, Франция, Россия, США и Британия) имеют право вето. Решения суда публичны и открыты общественности.

Постоянная палата третейского суда — то самое детище мирных инициатив Николая II. Отличается от суда ООН тем, что не имеет постоянного набора судей, — стороны иска сами выбирают себе арбитров. Решения суда конфиденциальны и могут разглашаться по желанию сторон. Палата также может рассматривать иски международных организаций друг к другу или к конкретным государствам.

Международный уголовный суд был основан после введения в силу Римского статута о международном уголовном праве для преследования отдельных личнос­тей, обвиняемых в самых жестоких преступлениях против человечества, геноциде, военных преступлениях. Попасть на скамью подсудимых не так просто — суд принимает к рассмотрению лишь дела, в которых национальные системы правосудия не могут (или не хотят) осуждать подозреваемого, что еще нужно доказать. Также под суд можно попасть по постановлению Совбеза ООН. Суд начал работу в 2002 году, однако первое дело было открыто лишь в 2005-м. Вместе с тем ряд крупных государств, таких, как США, Китай и Россия, отказались ратифицировать Римский статут и признавать юрисдикцию этого суда.

Специальные суды, созданные под эгидой ООН, — то, что можно называть Гаагскими трибуналами. Эти органы были созданы для расследования массовых преступлений в конкретных государствах (в Ливии, бывшей Югославии, Сьерра-Леоне) или для разрешения длительных межгосударственных тяжб (как между США и Ираном, которые длятся с 1979 года). Спецсуды, хотя и относятся к «гаагскому конгломерату», могут находиться вне Голландии.

Вместив в себя почти десяток международных судов и судебных инстанций, Гаага стала эдакой Меккой современного правосудия. Но насколько успешно международное судопроизводство? Действительно ли оно способно наказывать виновных и тех, кто избегает справедливого наказания?

Не так давно СНБО поручил Кабмину начать процедуру по обращению в Гаагский трибунал по преступлениям против человечности, совершенных боевиками на Донбассе в 2014-2015 годах, а также о признании «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями.

В позитивных намерениях украинских властей есть несколько но.

Во-первых, Украина не ратифицировала Римский статут, что усложняет обращение в Международный уголовный суд. Несмотря на то что суд открыл предварительное расследование по преступлениям Януковича, его исход остается неопределенным, так же как и перспективы ратификации статута парламентом.

Во-вторых, в случае обращения в Международный уголовный суд Украина может подать иск лишь против отдельных лиц, что способно привести на скамью подсудимых марионеточных главарей боевиков, а не организаторов конфликта.

В-третьих, Россия не ратифицировала Римский статут, что дает ей возможность не реагировать на решения Международного суда.

«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО УКРАИНЕ»

Президент Никарагуа Анастасио
Сомоса Гарсия, продержавшийся
при власти 20 лет, был безжалостным
диктатором, при нем установился жесткий авторитарный режим «сомосизма»

Обратиться в Международный суд ООН также будет проблематично, поскольку РФ не признает себя стороной конфликта и вряд ли захочет по собственному желанию (как этого требуют правила) вступать в прения с Украиной. О признании боевиков государственным субъектом тоже речи быть не может.

Видимой альтернативой является создание некоего «специального трибунала по Украине», подобного югославскому или сьерра-леонскому. Для этого необходимо соответствующее решение Совбеза ООН. Дело снова во времени. К примеру, с 1994 по 2014 год югославский трибунал завершил лишь 141 дело по преступлениям, совершенным во время различных конфликтов на Балканах. И это не принимая во внимание время на создание самого органа.

В любом случае путь в международные суды для врагов Украины станет изнурительным и долгим. Гаага умеет ждать, но хватит ли настойчивости и сил у украинских властей? Несколько удачных и провальных примеров из истории далее.

Дело «Республика Никарагуа против Соединенных Штатов Америки» показало, насколько относительна сила Международного суда, когда одной из сторон является сверхдержава, такая, как США.

Международный суд ООН в 1986 году признал Штаты виновными в нарушении международного права за поддержку никарагуанских повстанцев «Контрас», которые в начале 1980-х активно противостояли тогдашнему социалистическому правительству Никарагуа.

«Контрас» фактически были группировкой, которая поддерживала предыдущий диктаторский режим Анастасио Сомосы Гарсии,

Либерийский диктатор Чарльз Тейлор, любивший праздновать военные победы человеческими жертвоприношениями и принуждавший своих солдат к каннибализму, был приговорен
Гаагским судом к 50 годам заключения

свергнутый социалистами Сандинистского фронта национального освобождения в 1979 году. США было выгодно возвращение к власти более лояльных Белому дому «сомосистов», поэтому администрация тогдашнего главы США Рональда Рейгана предоставила повстанцам прямую помощь и оружие.

Суд ООН признал, что США «нарушили обязательства о неприменении силы против другого государства». Белый дом обвинили ни много ни мало в нападении на никарагуанские корабли, минировании портов, нарушении воздушного пространства страны и попытках привести к государственному перевороту. Суд присудил Никарагуа значительные репарации.

Что сделали США? Во-первых, отказались участвовать в слушаниях, указав на то, что Международный суд ООН не имеет достаточно полномочий, чтобы вести такое дело. Во-вторых, когда суд принял окончательное решение, США, как постоянный член Совбеза ООН, заблокировал его. Таким образом, США избежали выплаты репараций.

После смены социалистического правительства Никарагуа окончательно отозвали иск.

Еще одним фиаско гаагских судов можно назвать дело президента Судана Омара Аль-Башира о спланированном уничтожении христианских этнических групп в западной провинции Дарфур. Международный криминальный суд в 2009 году впервые в истории выдал ордер на арест действующего главы государства. Аль-Башира обвинили в убийстве, истреблении мирного населения, насильственном переселении, применении пыток и массовых изнасилованиях. Суду не хватило доказательств для обвинения в геноциде, но имеющихся обвинений было достаточно для серьезного срока.

Однако Аль-Баширу удалось ускользнуть. Поскольку Судан не ратифицировал Римский статут, местные правоохранители отказались выполнять решения Международного криминального суда. Лига арабских государств и Африканский союз осудили выдачу ордера на арест политика. С момента решения он совершил официальные визиты в Египет, Катар, Чад, Джибути, Ливию и даже Китай. Несмотря на то что в некоторых из этих стран Римский статут ратифицирован, они отказались арестовать диктатора.

После того как в Гааге предложили арестовать политика, когда тот будет находиться в международном воздушном пространстве, официальный Судан заявил, что в авиаперелетах его будут сопровождать истребители. План так и не решились реализовать.

В 2010-м Аль-Башир победил на первых выборах в Судане, куда были допущены конкурентные политические силы. Однако, несмотря на якобы демократические выборы (наблюдатели сообщали о массовых фальсификациях), в июле суд выдал новый ордер на арест диктатора, добавив в него обвинения в геноциде.

Аль-Башир остается президентом, совершает международные поездки и говорит, что ордер на его арест не стоит бумаги, на которой он написан.

ЗАТЯЖНОЙ МИЛОШЕВИЧ

В других случаях преградой вынесению приговора являются длительные судебные процедуры. Дело сербского и югославского президента Слободана Милошевича, которое рассматривалось в Международном трибунале по бывшей Югославии, стартовало в 1999-м. Список обвинений против политика занимает несколько страниц и включает геноцид, нарушения международных конвенций, преступления против человечества, военные преступления.

Судебное рассмотрение началось лишь в феврале 2002 года. На представление эпизодов дела, касающихся войн в Хорватии, Боснии и Косово, обвинение потратило два года. Защите было дано на представление своих доказательств еще два года. Адвокаты Милошевича успели провести 466 заседаний, которые длились в среднем по четыре часа в день. Когда у защиты оставалось всего 40 часов на представление дела, в марте 2006-го Милошевич скончался. Он так и не был признан виновным.

Показательным успехом системы международных судов можно считать приговор либерийскому диктатору Чарльзу Тейлору, вынесенный Специальным судом по преступлениям в Сьерра-Леоне.

Президент Югославии и Сербии Слободан Милошевич, чье дело рассматривалось в Международном гаагском трибунале, не дожил до окончания судебных слушаний, поэтому так и не был признан виновным

Политик пришел к власти после гражданской войны в Либерии. Он выступил на выборах с легендарным слоганом: «Он убил моего папу, он убил мою маму, но я проголосую за него». После победы с результатом в 75 процентов голосов демократически избранный диктатор создал свою «ручную» армию и начал активно поддерживать повстанцев в соседней Сьерра-Леоне. Тейлор поставлял им оружие с черного рынка в обмен на так называемые «кровавые бриллианты», добытые в зоне боевых действий.

Главу Либерии обвинили в использовании детей в качестве солдат, терроризме, сексуальном насилии, принуждении к рабству, мародерству. Один из свидетелей обвинения рассказал, что Тейлор любил праздновать военные победы человеческими жертвоприношениями, убивая как своих противников, так и союзников, которых он подозревал в предательстве. Тот же свидетель заявил, что Тейлор принуждал своих солдат к каннибализму, чтобы запугать врагов.

Внимание к делу также привлекло учас­тие в нем известной модели Наоми Кэмпбелл. В 1997 году она при­нимала участие в ужине у президента ЮАР Нельсона Манделы, куда также был приглашен Тейлор. Следствие узнало, что после трапезы либерийский диктатор подарил модели алмаз, который мог быть одним из «кровавых» камней, полученных в уплату за оружие. На суде Кэмп­белл заявила, что алмаз пробыл у нее шесть часов, после чего был передан в детскую организацию.

30 мая 2012 года суд приговорил диктатора к 50 годам заключения, что для 64-летнего Тейлора было равноценно пожизненному. Во избежание побега экс-диктатор отбывает срок в Британии.

В июле 2014 года старейший арбитражный суд в Гааге (тот самый, основанный по инициативе Российской империи) признал, что Россия ущемила права акцио­неров нефтяной ­пании ЮКОС. ЮКОС стал мишенью политически-мотивированных атак российских властей, что в кон­це концов привело к его развалу», — говорится в пояснении к решению.

Судьи согласились, что Россия сфаль­­сифицировала аукцион по продаже главного актива ЮКОСа — «Юганскнефтегаза». Целью российских властей было не заявленное возвращение якобы скрытых налогов, а желание обанкротить нефтяной гигант и захватить его инф­­раструктуру.

Арбитраж присудил крупнейшую в истории компенсацию — 50 миллиардов долларов, которую Россия была обязана выплатить до 15 января 2014 года. Россия подала на апелляцию, но, несмотря на это, за каждый день просрочки на сумму компенсации начисляется пеня около 2,6 миллиона долларов. Средства на выплату акционерам ЮКОСа в бюджете РФ на 2015 год не заложены.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось