Богдан БЕНЮК: "Конфликт со Ступкой не прекращается - мы не здороваемся и не разговариваем. Как руководитель Театра Франко он никуда не годится - лучше бы пришел Виктюк или Жолдак"
"В ДЕНЬ МЫ С ХОСТИКОЕВЫМ ОБСЛУЖИВАЛИ ПО ДВА ГАСТРОНОМА"
- В советское время актеры всегда плакали, что им плохо живется, и когда после перестройки им стало жить гораздо труднее, они начали жаловаться еще больше - говорили, что денег нет даже на хлеб. Дошло до того, что звезды театра и кино ходили по гастрономам и универмагам: устраивали там капустники, показывали маленькие пьески и номера, чтобы хоть что-то принести в клюве домой. Вас тоже не миновала чаша сия?
- Наверное, актерская суть в том и заключается, что мы не можем успокоиться на достигнутом - обязательно хочется идти дальше, подниматься выше, видеть, что скрывается за стеной будущего.
Вспоминаю юность и свои первые шаги в искусстве, в театре: как нелегко было приспосабливаться к Киеву! Именно приспосабливаться, потому что в 1974 году я буквально спустился с гор, сошел с полонины, выбрался из села, и нужно было вливаться в столичную жизнь, добывать себе имя в столице. Это стало для меня своеобразным испытанием.
Актеры всегда, не только в те времена, о которых вы говорите, находили какие-то возможности, чтобы спасти от нищеты себя и свою семью, но эти поиски все равно влияли на их творческое развитие благотворно. Видимо, любое дело, связанное с нашей профессией, - съемки, концерты, озвучивание мультиков и кинофильмов, игра в театре, преподавательская работа - все это составные части того неведомого занятия, которое и называется лицедейством, актерством. Что это такое, не знает никто, формулы пока не нашли...
-...да и вывести ее невозможно...
- Тем не менее, познавая актерскую профессию, каждый протоптал свою тропку, которая тем и сложна, что чем больше ее постигаешь, тем более непонятной она становится - все время находишь какие-то новые подтексты, глубины...
В актерстве можно бесконечно существовать, наслаждаться, наливаться соком - оно бездонно. Внезапно ты находишь манок, показывающий тебя зрителям с иной стороны, новыми гранями, понимаешь, что если поменять ракурс, будет видна другая душа...
И все равно для осознания сути актерства нужно достичь некоего зрелого возраста - чем ты мудрее и старше, тем больше у тебя появляется вопросов и тем больше находишь ответов. Вернее, стараешься найти, потому что, наверное, нет ничего устоявшегося. Ты обретаешь некую истину, вроде успокаиваешься, но через некоторое время она уже не кажется абсолютной, и поиски продолжаются.
В юности у меня были одни предпочтения, нравились какие-то герои в литературе, кино, а лет в 30 я с удивлением заметил, что они стали мне абсолютно неинтересны. Фильмы, прежде так восхищавшие, вдруг отошли на задний план, перестали волновать, потом нечто похожее произошло на следующем этапе - лет в 40. Ты все время меняешься, и в этом калейдоскопе перемен, очевидно, и заключается магнетизм нашей актерской профессии.
- Вернемся, однако, к концертам в гастрономах - так были они или нет?
- Были, чего уж скрывать...
![]() "Деньги деньгами, еда едой, но для актера главное - аплодисменты и работа, которую делаешь с любовью". С Русланой Писанкой |
- И как это обычно происходило?
- Во времена Советского Союза существовало общество "Знание", имеющее средства для популяризации творчества писателей и артистов. В свободное время актеры выступали на различных предприятиях и в учреждениях, причем за хорошие деньги. У нас, например, с Хостикоевым в обществе "Знание" был друг - просто потрясающий мужик. Я на всю жизнь запомнил его фамилию - Верный: уж очень точно она отражала его внутреннее состояние и отношение к людям.
Товарищ Верный организовывал нам с Толиком шефские концерты, которые были тогда страшно популярны, - их в обязательном порядке давали все театры. В нашем тоже создавались специальные группы, и нужно было самостоятельно придумать программу выступления. У Хостикоева была гитара, мы обнаружили, что вместе вроде неплохо звучим, и даже подготовили небольшой репертуар.
- Делали все, разве что не танцевали?
- Еще как танцевали - Сергей Владимирович Данченко создал по пьесе Александра Корнейчука спектакль "Загибель ескадри", где мы с Анатолием исполняли матросский танец. Прекрасно поставивший его главный балетмейстер Театра Франко Борис Наумович Каменкович говорил: "Ребята, мой танец будет еще вас кормить!". И оказался прав, потому что без этого номера не обходился ни один наш концерт.
Сколько мы тогда спели песен, прежде звучавших только в узком кругу, на природе, когда под чарочку брали в руки гитару! Толя и я вдруг поняли, что эти привычные песни приобретают совсем иную окраску в нашем дуэте, который мы в шутку называли "Камертон". Так родилось изрядное количество музыкальных композиций, ставших золотым фондом "Камертона".
Обычно мы выбирали какой-нибудь район Киева, скажем, Дарницкий, и друг Верный, стратегически разработав план, устраивал нам творческие встречи по гастрономам. Он знал: в этом районе существует определенное количество торговых точек, причем в одном магазине перерыв на обед с часу до двух, а в другом - с двух по трех. В день мы с Хостикоевым обслуживали по два гастронома.
"ПЯТЬ МИНУТ ПОЗОРА - И ТЫ ЕШЬ ШПРОТЫ, ПЬЕШЬ КОФЕ"
- Так это был чес?
- Можно сказать и так: во-первых, мы зарабатывали по 25 рублей за концерт, а во-вторых, имели доступ к дефицитам - шпротам, колбасе, мясной вырезке, шоколадным конфетам, растворимому кофе. После концерта нас приглашал мясник, рубил при нас мясо, давал лучшие куски, нам наливали по 50 грамм...
- А как это выглядело - люди сидели и ели, пока вы перед ними выкладывались?
- Случалось и такое, причем независимо от нашего мастерства, - все-таки выступление проходило в обеденный перерыв. Зачастую зрители раскладывали на столах бутерброды, какое-то время жевали, а когда мы увлекали их своей игрой, забывали об обеде и доедали уже потом - за прилавком. Для нас это был отличный тренаж - во что бы то ни стало завоевать внимание зрителей.
Дело полезное! Сейчас актеров приглашают вести множество презентаций - гости стоят за обильно накрытыми фуршетными столами, намереваются попробовать что-нибудь вкусненькое, а ты в это время должен донести до них некую информацию. Нужно сначала психологически оторвать людей от еды, чтобы они навели на ведущего фокус и поняли, что же ты им хочешь поведать...
- Один знаменитый киноактер, народный артист Советского Союза (он уже в годах, ему сейчас, наверное, лет 75), как-то сказал мне: "С голоду подыхать буду, но никогда, сколько бы ни платили, не соглашусь сниматься в рекламе и ни за что не стану выступать перед торгашами в обеденный перерыв!". Трудно представить, как два уже знаменитых актера - Хостикоев и Бенюк - приходят в какой-нибудь Дарницкий гастроном, где что-то едящие продавщицы говорят им: "А ну-ка, артисты, давайте, сбацайте нам пару песенок - получите четвертак". Разве не унизительно это для ранимой актерской души?
- В годы становления у нас существовали другие приоритеты. Мы с Толиком были молоды и быстро вывели для себя утешительную формулу: пять минут позора - и ты ешь шпроты, пьешь кофе... Конечно, сейчас я бы сделал иной выбор, но на том этапе и в тех условиях это был выход.
Я не оправдываюсь, но поверьте: не любой окончивший театральный институт актер может петь, танцевать, держать паузу и в этой паузе быть интересным. Это большая редкость - человеческие и профессиональные качества, данные Богом и позволяющие делать многие вещи, которые не под силу коллегам. Легко, ничего не предпринимая, наблюдать за нами со стороны и говорить: "Опять Бенюк с Хостикоевым показывают свои антрепризы". Да еще оценивать, хорошо мы это делаем или плохо и судить: мол, можно и лучше. Между тем Театральная компания "Бенюк и Хостикоев" существует уже четвертый год, и до сих пор никто и не пытается создать хотя бы нечто подобное.
![]() "Хочется, чтобы обо мне перестали писать: "Бенюк - лучший комик Украины". Я ведь трагический актер..." |
- Для этого же нужно работать!
- И тратить очень много времени, нервов, душевных и физических сил...
- В 98-м году, когда случился недоброй памяти дефолт, выступать в гастрономах стало почти бессмысленно - прежних денег они платить не могли, да и общество "Знание" фактически отдало Богу душу. Это правда, что украинские актеры ездили тогда по селам и выступали за мешок сахара или картошки?
- Увы...
- А ведь вы с Хостикоевым были уже народными артистами...
- Значит, народные артисты все-таки не сбивались на стезю нечестной добычи денег, а использовали свои таланты. Не их вина, что концерты приходилось давать для работников сельского хозяйства, да и нет в этом ничего унизительного.
- Искусство приближалось к народу вплотную...
- Да, ленинская фраза о том, что оно принадлежит народу, стала точной, как никогда. К тому же что в этом плохого - если прежде у тебя чуть ли не каждый день были концерты в Октябрьском дворце или в Национальном дворце "Украина" (не говоря уже о передачах на телевидении), а потом вдруг все пропало, ты, естественно, хочешь общения со зрителями. Деньги деньгами, еда едой, но главное все-таки - аплодисменты и работа, которую делаешь с любовью.
"СЛАВА БОГУ, У МЕНЯ ЕСТЬ РАБОТА, МНОГО РАБОТЫ!"
- Когда-то выдающийся актер - а вы, Богдан, без преувеличения актер выдающийся, это я говорю совершенно сознательно - был небожителем. К нему не то что за автографом подойти - даже приблизиться было невозможно. Потом времена изменились - народные артисты, блестящие мастера, уже сами приезжали в села, и любой тракторист мог к ним подойти, потрогать, приобнять, сказать: "Ну что, Богданчик, как ты там?". Хорошо это, по-вашему, или плохо?
- В принципе, общение с людьми - это нормально, да и душевная открытость не нами придумана. Еще в Библии сказано: если тебя наградили каким-то даром, ты его должен обязательно отдавать, а не кичиться тем, что ты, мол, настолько талантлив, что если бы тебя не было, не сняли бы фильм, не поставили бы спектакль.
- Но вы могли бы представить, что Наталья Ужвий, Евгений Пономаренко, Ольга Кусенко или, скажем, Полина Куманченко - эти корифеи, народные артисты Советского Союза - вот так запросто могли приехать в село и выступать за мешок картошки?
- Еще как могли (смеется)! В театре рассказывали, что в послевоенное время даже у звезд были сельские концерты, за которые платили продуктами. Другое дело, что те, кого вы назвали, в 70-80-е годы обладали уже другим статусом, находились в иной плоскости...
-...на полном государственном обеспечении...
-...и имели обслуживание - медицинское, товарно-продовольственное - совсем не такое, как их начинающие коллеги. Помню, один вахтанговец рассказывал мне, как их театр собирался на гастроли, и вдруг выяснилось, что народным артистам платят суточных три рубля шестьдесят копеек, заслуженным - три двадцать, а обычным актерам - два восемьдесят. Его чуть из труппы не выгнали за то, что на собрании он спросил: "Неужели я ем меньше, чем Максакова?"...
- Ишь ты - на святое посягнул!
- Ото ж! Так что все относительно, каждый период выдвигает свои сверхценности, которые потом девальвируются, поскольку придуманы нами, а мы не постоянны...
- Думаю, в советские времена такой актер, как вы, никогда бы не сидел без работы: его ждали бы и постановки в театре, и роли в кино, и встречи со зрителями, которые оплачивались очень щедро. После перестройки, когда настали смутные времена и подобная загрузка стала уже невозможной, у вас начался актерский простой или вы все-таки что-то пытались делать? Вы понимали, что упускаете возможности и теряете годы, которые вернуть нельзя?
- Конечно - в первую очередь поэтому и появилась Театральная компания "Бенюк и Хостикоев": мы хотели осуществить то, чего не можем в родных стенах в силу самых разных причин - репертуарной политики, отношения театра к нам и наоборот. Свое дело дает свободу!
Вы говорите, что во времена Советского Союза я был востребованным актером, но я и сегодня абсолютно не жалуюсь - слава Богу, у меня есть работа, много работы! Такой я неуемный человек! Меня спрашивают: когда идешь в отпуск и отдыхаешь ли вообще? Отпуска к счастью, не существует, ведь если бы я сделал паузу на два-три дня, на четвертый у меня бы началась паника, я бы понял, что мне некуда выплескивать накопившееся внутри...
У меня достаточно концертов, я много снимаюсь в кино. С трепетом жду премьеру чрезвычайно важного для меня фильма "Я песне отдал все сполна": в этом сериале Киностудии имени Довженко играю главную роль - Леонида Утесова в возрасте от 45 до 87 лет.
- А ведь действительно сходство потрясающее!
- Я вам говорю, мы попали в десятку! Когда мне сделали грим, я посмотрел в зеркало и подумал: "Живой Утесов с Карпат слез!" (Смеется).
Слава Богу, я уже в том возрасте и в том положении, что могу решать, пойдет ли та или иная роль мне на пользу, - сегодня не в первую очередь думаешь о деньгах. Впрочем, за киносъемки у нас платят не много.
- Тем не менее именно через кино можно войти в вечность - через театр туда, к сожалению, не попасть...
- Если честно, мы об этом не думаем. Все равно актерская душа спонтанно нацелена на интересную работу, яркие характеры и перипетии сюжета - размышляешь только о том, как все это сможешь объединить в игре, как передашь судьбу такого персонажа, как, например, Утесов, ведь еще живы многие люди, которые были с ним близко знакомы. Правда, в кино многие детали сглажены - Леонид Осипович по натуре был чрезвычайно жесткий человек...
-...и даже жестокий, мне говорили...
- Да, это определение точнее. Фильм же выбирает какую-то лирическую, сентиментальную линию, художественно приукрашая реальность. Все равно это невероятно интересно, потому что сценарий очень хороший, и я жду, что зрители нашу работу оценят.
"Я ПРЕТЕНДУЮ НА ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ"
- Блестящий спектакль "Моя профессия - синьор из высшего общества", в котором вы органично влились в хостикоевско-сумской клан, на мой взгляд, удался по-настоящему - я смотрел его несколько раз. Впрочем, помню и замечательную постановку Владимира Оглоблина, которую в Театре Франко в начале 80-х всегда играли с аншлагами. Зачем нужно было обновлять "Синьора", создавать антрепризу? Существуют какие-то особые отношения Бенюка с Театром Франко и Театра Франко с Бенюком?
- (Вздыхает). Ой, Дмитрий, тема эта тонкая, как болотная тропа, и непонятно, куда она заведет...
- Может, попробуем по этой тропке пройти?
- Не знаю, буду ли я полностью объективным... Каждый актер - это все-таки человек, который хочет, чтобы его ценили, и имеет на это полное право, а если ты отработал в коллективе столько лет, если отдал ему лучшие годы, уже одно это обязывает руководство театра относиться к тебе...
-...по-особому...
- Можно сказать и так! Я, например, тоже претендую на особое отношение, и это должно обязательно учитываться, иначе появляются обиженные сердца, преданые судьбы, нераскрытые таланты.
Нас в Театре Франко около сотни, и каждый по-своему одарен - Сергей Владимирович Данченко подбирал незаурядных актеров...
- Он делал это очень тщательно, правда?
- Словно хирург - скрупулезно, точно и на редкость спокойно. Непостижимым образом он выхватывал таланты и притягивал к себе, как магнитом. Потихоньку Сергей Владимирович создал очень сильную труппу - мы до сих пор пожинаем плоды этого подбора, - но театр, я убежден, организм сложный, и вкусы художественного руководства временами не находят у части труппы поддержки.
Хорошо, когда художественный руководитель ведет людей за собой, когда ему удается одно, другое, третье, когда поднимается на гребень волны и там удерживается. Когда же случаются вдруг какие-то проколы, худрука легко упрекнуть...
...Думаю, нужно всегда искать новые возможности. По крайней мере, есть надежда, что театр, который сейчас находится в самой нижней точке параболы, потом будет двигаться по ней вверх. Правда, этот процесс может затянуться, а не хотелось бы...
- Лично я считаю Богдана Сильвестровича Ступку великим артистом, глыбой, столпом актерского мастерства, но не всегда блестящий футболист становится со временем таким же блестящим тренером, равно как и гениальный актер - гениальным художественным руководителем...
- Мне кажется, театром должен руководить режиссер, потому что в театральных коллективах, которые возглавили актеры...
-...Юрий Соломин, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов...
-...рано или поздно начинались недоразумения, и эти театры сходили со своих вершин. Я бы хотел, чтобы франковцами все-таки руководил профессионал от режиссуры, который видел бы творческую перспективу, решал не только тактические, но и стратегические задачи, знал бы, куда мы пойдем и зачем, какие спектакли должны играть. Сейчас же у меня впечатление, что у нас, как в футболе: людей набирают, выставляют на поле, но все они бегут в разные стороны и каждый играет свой матч...
"ЕСЛИ БЫ ЮЩЕНКО НЕ ПОБЕДИЛ, БЕНЮКУ С ХОСТИКОЕВЫМ ТОЧНО БЫ ЛАПТИ СПЛЕЛИ"
- Богдан Ступка задействован не только в родном театре - он активно востребован в российском кино, постоянно получает за рубежом престижные премии. Как вы считаете, зачем выдающемуся актеру Ступке художественное руководство театром?
- Думаю, этот вопрос вам лучше задать ему - во всяком случае, с его точки зрения, можно привести много вариантов ответа.
- Но у вас-то собственное мнение наверняка есть...
- Мне кажется, решение Ступки ошибочно. Когда Сергей Владимирович Данченко заболел, встал вопрос о том, что рано или поздно кто-то будет руководить театром вместо него... Богдан Сильвестрович к тому времени по своей актерской палитре действительно давно превзошел украинский уровень. Я, например, думал, он вырвется в Европу, будет заниматься свободным творчеством, какими-то вещами, которые не будут его держать, как вросшие в землю корни. Все-таки художественный руководитель - отец и мать коллектива, он должен людей оберегать и лелеять, присматривать за ними каждый день и постоянно быть рядом, а Ступка часто ездит сниматься.
В прошлом году возникла просто замечательная ситуация: первое собрание труппы в сезоне, все собрались, тем, чей день рождения пришелся на время отпуска, вручили цветы, а художественного руководителя нет - он на съемках. Понятно: классный актер очень востребован, слава Богу, но тут звонит мобильный телефон директора. Директор снимает трубку и радостно объявляет: "Нас вiтає Богдан Сiльвестрович! Ало... Ой, щось зiрвалося...". В этот момент звонит мой телефон, и я не удержался: "Шановнi друзi, - сказал, - а це нас вiтає Анатолiй Хостiкоєв!".
Нет, так поступать нельзя! Худрук должен быть с коллективом от а до я - тогда театральный организм живет и работает, слышно биение его сердца. Против того, что Ступка прекрасный мастер, никто не возражает. Молодец, отлично раскручивается, но, по моему мнению, как руководитель Театра Франко никуда не годится.
- Я аккуратно подвожу вас к главному вопросу, который сейчас задам. В театре шушукаются о неприкрытом конфликте Ступки с Хостикоевым и Бенюком. В чем суть этого конфликта, если он есть? Может, актерская зависть или ревность тут виновата?
- (Твердо). Конфликт есть и не прекращается, хотя были ситуации, когда казалось, что он то обостряется, то заходит в тупик и почти затухает. Тем не менее это рана, которая не затягивается, ее невозможно заживить, и в первую очередь потому, что... Понимаете, руководить театром надо открыто, чтобы мы понимали, каковы приоритеты, знали, что все франковцы находятся в одинаковом положении. Нельзя искусственно прятать кого-то на задний план: в театре работают живые люди - со своими особенностями, достоинствами и недостатками...
- А прячут?
- Еще как - на зарубежные гастроли Театр Франко вывозит только спектакли, в которых занят лично Богдан Сильвестрович, - все! Если поднять документы наших последних поездок, складывается впечатление, что, кроме своей прекрасной актерской деятельности, Богдан Сильвестрович еще и организатор собственных бенефисов, которые он продолжает устраивать. Понятно, что в Театре Франко Ступка лидер, но там есть и другие лидеры - зачем их скрывать? Приезжают режиссеры ставить у нас спектакли, а художественный руководитель берет пьесу и сам распределяет роли, дает актерам работу: одному в первую очередь, другому - во вторую. Приглашенный режиссер даже не может посмотреть другие наши спектакли...
- Неужели тот же Стуруа ничего больше не видел, когда ставил у вас "Царя Эдипа"?
- Хм, он просто не попал ни на одну из постановок, где заняты мы с Хостикоевым.
- Ему что, специально такой график составили?
- Безусловно, и делается это очень просто, планомерно и целенаправленно. Помощники Богдана Сильвестровича работают исправно, и в первую очередь литературная часть, сотрудники которой ориентированы потрафлять шефу, - это команда, которая делает одно дело. Нет, плюрализмом в нашем театре не пахнет...
- Вы с Хостикоевым никогда не пробовали подойти к Ступке, сесть с ним на один диван, посмотреть в глаза и спросить: "Богдане Сiльвестровичу, ну шо ти вiд нас хочеш?".
- Года два назад я - не помню, в каком интервью, - сказал, что театр, на мой взгляд, развивается не так, а руководство Богдана Сильвестровича оставляет желать лучшего. Обида была такая, что он вообще перестал со мной разговаривать, год мы не здоровались!
- Разве такое в одном театре возможно?
- Еще как возможно! Потом отверженным стал и Толя, поползли разные слухи... Заведующая литчастью нашего театра пани Наталья назвала нас с Анатолием Хостикоевым "отработанным материалом", на который уже нельзя делать ставку. Не учла, что нам все передают, ведь театр - это живой организм, ни от кого нельзя ничего утаить.
Если кто-то доказывает, что он прав, надо, по крайней мере, откровенно о своей позиции заявлять, отстаивать ее до конца и ничего не бояться. Взять хотя бы события прошлой осени - если бы Ющенко не победил, Бенюку с Хостикоевым точно бы лапти сплели, ведь в то время, когда театр был на гастролях в Минске, мы, как призывал Виктор Андреевич, присоединились к всеукраинской забастовке.
По возвращении нас с Анатолием ждал приказ об увольнении - директор-распорядитель готовил документацию, чтобы обнародовать этот приказ, едва труппа приедет из Белоруссии, - но когда коллектив вернулся в Киев, ситуация вдруг изменилась, и спектакль, сыгранный нами на Майдане в дни "помаранчевой революции", значился потом в пресс-релизе Театра Франко как мероприятие, которое театр проводил в поддержку Майдана...
Воистину, чудны дела твои, Господи! Тут же начали выворачивать все наизнанку... Приятно иметь дело с человеком, от которого знаешь, чего ожидать. Мне, например, ужасно нравится Михаил Резникович - вот такой он и, я уверен, никогда не будет другим. Или Валерия Заклунная, по-прежнему состоящая в Коммунистической партии Украины, - она никогда не изменяла себе и этим вызывает у меня только уважение, поскольку своей природе верна. В то же время у меня абсолютная антипатия к тому, кто сегодня один, завтра другой, послезавтра третий, а как раз это с руководством театра и произошло. Не мне, наверное, об этом судить, но революции на второй день проходят, а ты продолжаешь смотреть людям в глаза и не можешь простить лжи...
"И БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ В ЭТОМ ТЕАТРЕ - ГОСТЬ, И Я. НЕ ОН МЕНЯ СЮДА БРАЛ, НЕ Я ЕГО"
- А годы между тем идут - драгоценные актерские годы...
-...и я понимаю, что есть много ролей, которые уже не сыграю. Какое же надо иметь актерское счастье, чтобы в театре появился режиссер, который бы полюбил Бенюка и понял, что Бенюк очень многое может? Как было в юности, когда Владимир Оглоблин меня, молодого актера, поставил на ноги.
- Ну хорошо, а разве Ступка не дает Бенюку роли?
- Он сказал, что до 2006 года я свободен.
- Так и сказал?
- Да.
- Может, стоит тогда хлопнуть дверью, дескать, горите вы все синим пламенем?
- Нет... Нет!
- Почему?!
- Потому что и Богдан Сильвестрович в этом театре - гость, и я. Не он меня сюда брал, не я его. Все мы должны в коллективе работать - и Ступка, и Бенюк, и Хостикоев, и другие актеры: надо просто найти решение, устраивающее всех.
- Сейчас со Ступкой вы разговариваете?
- Нет.
- Совсем?
- Совсем...
- И Хостикоев?
- И он.
- Странно - есть же, наверное, собрания, на которых все актеры присутствуют...
- Ну, я ведь уже говорил, как у нас проходят собрания: труппу поздравляют по телефону...
- Хорошо, но ведь Ступка смотрит спектакли, в которых вы задействованы, приходит после них за кулисы...
- Нет. Подобное происходит в каждом театре - появляется группа людей, которая активно не нравится художественному руководителю...
- Неужели это нормально, когда ведущие актеры друг с другом не разговаривают, при том, что один из них - художественный руководитель театра?
- Увы...
- Просто в голове не укладывается. И вас это устраивает?
- Честно говоря, только потому, что у нас есть Театральная компания "Бенюк и Хостикоев". Сейчас, например, мы поставили очередной антрепризный спектакль - рок-оперу "Белая ворона". Если бы у нас этого тыла не было, вели бы себя как-то иначе. Тогда, наверное, можно было бы из театра уйти, найти какое-то другое место работы.
- Значит, вы не хотите сменить театр?
- Нет.
- Хотите играть только на франковской сцене?
- Да - я уже отдал ей столько лет! Богдан Сильвестрович пришел в театр, по-моему, в 78-м году, а я - в 80-м.
- Актеры - люди подневольные, зависимые. Коллеги разделяют ваши с Хостикоевым взгляды? Они за вас, за Ступку или вообще не хотят вмешиваться?
- Фифти-фифти, как это всегда бывает...
- Но хоть единомышленники у вас в коллективе есть?
- А как же - как и те, кто поддерживает другую сторону. В основном люди выжидают, чем все закончится, - неизвестно ведь, как поведет себя Министерство культуры, какие замечания и требования предъявит к художественному руководству. И вообще, художественный руководитель - это должность пожизненная или все-таки нет? Министерство должно с этим определиться.
С худруком нужно заключать трудовое соглашение на определенное количество лет: пусть сначала свою программу выполнит, и только после этого договор можно продлить. Если же нет результатов - руководителя надо менять. Жаль, статус этой должности пока не определен.
"ТОТ, КТО ИМЕЕТ ДЕНЬГИ И ПЬЕТ ХОРОШУЮ ВОДКУ, ЗНАЕТ МЕРУ ПИТЬЯ"
- В Украине, по вашему мнению, есть режиссер, который может стать художественным руководителем Национального академического театра имени Ивана Франко вместо Богдана Ступки?
- Конечно же, есть, но только не Богдан Бенюк и не Анатолий Хостикоев, как думают некоторые франковцы.
- Тогда назовите фамилию...
- Роман Виктюк, например, или Андрей Жолдак. Человек со стороны, как в свое время Сергей Данченко, который работал себе в Львовском Театре имени Заньковецкой, а ЦК партии приказал ему возглавить Театр Франко. Возможно, кто-нибудь из молодых режиссеров смог бы эту должность осилить.
- Опять-таки назовите фамилию...
- Допустим, Дмитрий Богомазов. Ну, я не знаю... У нас на малой сцене уже ставили спектакли молодые режиссеры-франковцы...
- И вы считаете, что они будут лучше, чем Ступка?
- По крайней мере, мы будем их видеть. Покамест, как в других коллективах, в нашем театре художественный руководитель спектакли не ставит...
- То есть он - менеджер?
- Да, и должен хорошо организовать работу. Пусть наш менеджмент прежде всего определится с лицом театра, хотя несколько лет искать и не найти - тоже вариант, потому что понятно: этой дорогой идти нельзя. Даже провал может стать успехом, если вовремя сообразить, что выбрано неверное направление, и исправить ошибки. С другой стороны, постоянными метаниями мы расхолаживаем коллектив и не понимаем стратегии, не ведаем, куда идем, для чего существуем и что делаем.
Какой мы национальный театр? Приезжает на гастроли, скажем, Театр французской драмы из Парижа - в его репертуаре только классические драмы. А у нас пригласили на роль Выборного в спектакле "Наталка-Полтавка" рок-музыканта Олега Скрипку из "Воплей Видоплясова"... Мы с Хостикоевым считаем, что репертуарная политика в нашем театре очень слабая и подобные "элитные" эксперименты пока ни к чему не привели - зритель в театр не ходит.
- Последние спектакли на франковской сцене вообще не задерживаются...
- В этом-то и беда...
- В советские времена актеры Театра Франко злоупотребляли спиртным - больше алкоголиков было, наверное, только в Театре оперы и балета. Интересно, а сейчас франковцы пьют так же запойно или умеренно?
- (Смеется). Сегодня пьют те, кто имеет деньги.
- Ну, те, кто имеет деньги, пьют, очевидно, хорошую водку, а те, у кого их нет, что? Тройной одеколон?
- По-моему, тот, кто имеет деньги и пьет хорошую водку, знает меру питья. Сейчас темпоритм жизни такой, что каждый день происходят встречи с людьми, часто за столом, и если прежде ты слишком пристрастился к алкоголю, за каких-то полгода можно элементарно спиться.
- Так франковцы теперь не пьют?
- Практически нет, и хотя очень небольшое количество людей, посвятивших свою жизнь этому делу, имеется, в таком случае речь уже, скорее, идет о болезни.
- В украинской прессе много писали о триумфальных гастролях Театра Франко в США, тем не менее некоторые актеры рассказывали мне, что это были позорные гастроли, - франковцы чуть ли не в руках возили по всей Америке декорации, им было не на что есть, потому что они получали мизерные суточные. Это правда?
- На самом деле наши актеры брали с собой в самолет костюмы и реквизит, но не декорации - выяснилось, что их дешевле изготовить за океаном. Американцам показывали спектакль "Тевье-Тевель" с великолепным, потрясающим оформлением Даниила Лидера, и благодаря тому, что оно было не громоздким (хотя удивительно образным), его легко было воссоздать на месте.
...Проблема в том, что гастроли Театра Франко должны проходить под опекой государства, - мы ведь национальный коллектив (кстати, живущий на государственных дотациях)...
-...к тому же визитка страны...
-...поэтому не можем позволять себе гастролировать импровизированно - это не наш уровень. Любой уважающий себя государственный театр (в России, например, МХАТ) готовит гастроли по самому высшему разряду, и от этого только повышается его авторитет. Мы же приезжаем из-за границы, сами печатаем "триумфальные" фотографии, вывешиваем их в фойе театра и объявляем, что наши спектакли с успехом прошли за рубежом. Раз-другой еще можно себя обмануть, но потом-то что?
- Но полные залы хоть собирались?
- Не знаю, я ведь туда не ездил. Рассказывали, что было по-разному: в одном месте - аншлаги, в другом - совсем мало зрителей, случалось, играли в школах, церквях (тут уж как удалось договориться организатору поездки Игорю Афанасьеву - живущему в Америке нашему бывшему соотечественнику, который имел свой финансовый интерес). Я тоже бывал в подобных поездках с концертами и знаю, что это такое. Говорят, это напоминало цыганский табор, а не европейский национальный театр, выезжающий на американские гастроли!
- Богдан Сильвестрович Ступка полтора года был министром культуры Украины, и больше, на мой взгляд, ему на этом посту не удалось, чем удалось. Сегодня наш министр культуры - снова актриса, певица, снова не менеджер. Удастся ли ей сделать на этой ниве что-то полезное?
- Оксана Билозир сказала очень хорошую фразу, которая мне безумно понравилась. Сейчас идут разговоры о том, правильно ли она поступила в той или иной ситуации, так ли ведет борьбу и организовывает дело. Пани Оксана классно разъяснила: "За все свои действия ответственность буду нести в первую очередь я. Не вы или кто-то другой, а я как министр культуры". У меня абсолютно изменилось к ней отношение - я понял, что этот человек знает, чего хочет и что делает. Билозир идет через тернии, многие ее не поддерживают, но она отвечает за свои решения лично.
- Сегодня существуют два громких конфликта министра культуры - с Киностудией имени Довженко и с Театром Леси Украинки. Вы наблюдаете за ними со стороны - как считаете, на чьей стороне правда?
- Затрудняюсь ответить, потому что не знаю, на чем замешен конфликт с Киностудией Довженко. Если на личной антипатии - это одно, а если на экономических показателях и на фактах, что, занимая высокие довженковские посты, люди позволяли себе какие-либо противоправные действия, - совсем другое.
Что же касается Театра Леси Украинки, то здесь мне еще сложнее судить, потому что в этом конфликте участвуют два прекрасных народных артиста - с одной стороны, Оксана Билозир, с другой - Михаил Юрьевич Резникович, которого я очень люблю. Опять-таки надо определиться, на чем основаны разногласия: если к Резниковичу нет творческих претензий, а есть только экономические, пусть это решают юристы. Вину надо еще доказать, и если докажут - тогда дело другое. Надеюсь, все точки над "i" скоро будут расставлены и этот конфликт прекратится.
"НЕМКА, У КОТОРОЙ МАМА РАБОТАЛА, ЗА 80 КИЛОМЕТРОВ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ВОЗИЛА ЕЙ В КОНЦЛАГЕРЬ ЕДУ"
- Задам вам несколько личных вопросов: я где-то читал, что ваши родители познакомились в Германии...
- Это правда...
- А что они там делали?
- В 42-м году оба были вывезены на принудительные работы, только мама - из села Тартаков Сокальского района Львовской области (это самый северный район под Волынью), а отец - из села Бытков Надворненского района Ивано-Франковской области.
Папа встретил маму, когда она работала в Альпах, на границе Франции, Италии и Германии.
- В чьей-то семье?
- Да, у бедной немки, которая (смеется) имела 10 коров. Маму уважали и даже любили, потому что работала она хорошо - присматривала за коровами, косила траву. И относились к ней равноправно - вместе с хозяевами она садилась за стол, у нее было прекрасное место для сна.
Я этого не знал, но, оказывается, во время войны функционировала почта, и прямо из Германии мама высылала посылки в Львовскую область - немка выделяла одежду для поддержки ее семьи.
Был еще один эпизод - просто фантастический. В 45-м родители оказались на территории, освобожденной американскими войсками, но больше всего они хотели вернуться домой. Мама перешла к нашим, и на три месяца ее упекли в концлагерь. Она страшно похудела - за эти 90 дней ее просто высушили. (Кстати, немка, у которой мама работала, за 80 километров на велосипеде возила ей в лагерь еду).
Когда родители пересекли в Раве-Русской советскую границу, двое офицеров спросили, из какой они области. Мама ответила: "Из Львовской", а отец - "Из Ивано-Франковской". Военные переглянулись: "Львовская и Ивано-Франковская области - самые бандеровские: давай их в Сибирь!". Вдруг один посмотрел на маму и махнул рукой: "Да она беременная (мама уже носила под сердцем будущего народного артиста Украины Петра Бенюка, сейчас - актера Львовского театра Заньковецкой. - Б. Б.), пусть едет домой". Эта фраза родителей и спасла.
- Отец тоже работал у немцев?
- Да, но я о нем говорю мало, потому что, к сожалению, папы не помню. Я родился в 1957 году, а он умер очень рано - в 58-м, когда мне было полтора года, - от перитонита. Рассказывали, что отец был неплохим самодеятельным артистом, играл в народном театре Швейка.
- У вас трое детей: две старших дочери и совсем маленький сын, которого ваша жена родила в 40 лет. По-моему, при нынешней экологической ситуации родить в таком возрасте - своеобразный подвиг. Как вы на это решились?
- Это действительно подвиг - в первую очередь Ульяны, но и неимоверное счастье. Так Бог дал... С молодости мы мечтали о сыне. В 21 год у меня уже было двое детей, и мое актерское становление происходило вместе с взрослением дочерей - они буквально выросли за кулисами. Нельзя сказать, что я их не любил, но все равно к Богдану у меня другое отношение, потому что я не тратил на дочек столько любви, сколько расходую ее сейчас на сына. Годы дают иное понимание своего предназначения в этом мире и осознание: те, кому ты даешь жизнь, впоследствии будут продолжать твой род.
- Какая между младшей дочерью и сыном разница в возрасте?
- Марьяне было 17 лет, когда родился Богдан, и, поверьте, двум взрослым девушкам очень приятно иметь такого маленького брата. Сейчас ему восемь лет, и он - самый младший среди детей в семьях трех братьев-Бенюков: меня, старшего Петра и среднего Николая. Между прочим, на всех у нас семеро ребят - три мальчика и четыре девочки.
- Уверен, вы не можете не думать о приданом для своих дочерей и о том, что оставите своему сыночку. Очевидно, надо много работать... Какие материальные блага имеет сегодня Богдан Бенюк - народный артист Украины, один из лучших за всю ее историю актеров?
![]() "Мы с Хостикоевым считаем, что репертуарная политика в нашем театре очень слабая, "элитные" эксперименты ни к чему не привели. Зритель в театр не ходит!" С Дмитрием Гордоном |
- Классный вопрос! Сейчас расскажу... Во-первых, самое важное приданое, которое только можно оставить девушкам, они выбрали себе сами. Когда старшая - Леся оканчивала лицей при Университете имени Шевченко, я как отец хотел, чтобы она не шла по моим стопам, пусть, дескать, получится у нее то, что родители не смогли. Я мечтал, чтобы мой ребенок пошел учиться в "институт международных сношений", мне казалось, что ей там будет лучше, чем в любом другом вузе. Я умолял Лесю, но она сказала: "Нет, папа, не хочу!" - и выбрала философский факультет Киевского университета, окончила его, защитила кандидатскую диссертацию.
Через два года приходит черед Марьяны. Прошу ее: "Поступай только в Институт международных отношений", а она упирается руками и ногами и оказывается в Киево-Могилянской академии. Теперь Марьяна очень хороший филолог, работает редактором на телевидении.
Так что лучшее приданое - то, что дети сами определили свои жизненные пути. Разве со свободой выбора сравнится какая-нибудь тысяча долларов, которую можно припрятать для дочек в чулке? Теперь мы с мамой Ульяной смотрим на Богдана и гадаем, чем он будет заниматься. Ульяна Ивановна - провизор, она из семьи медиков, поэтому говорит: "Сын будет врачом". Я же втихаря думаю: "В конце концов у нас родилось дитя, которое будет топтать сцену", но понимаю, что оно выберет ту профессию, о которой мы даже не помышляем.
Свобода будет для Богдана лучшим наследством - пускай определяет свою дорогу, взяв все лучшее, что есть у мамы и у меня.
- Мой друг - писатель-сатирик Михаил Задорнов - сказал мне как-то: "Детям я оставлю только библиотеку. Не деньги - они их проедят-пропьют, а вот библиотека даст главное: прочитают хорошие книги, станут умными и сами заработают себе на хлеб". Думаю, что, кроме всего прочего, вы оставите детям свое славное имя: они будут гордиться, что их отец - народный артист Украины Богдан Бенюк, один из выдающихся украинских актеров...




Наталье Могилевской грозит суд
Богдан БЕНЮК: "Конфликт со Ступкой не прекращается - мы не здороваемся и не разговариваем. Как руководитель Театра Франко он никуда не годится - лучше бы пришел Виктюк или Жолдак"
Машкову подсунули девушку
Аня Курникова без ума от Филиппа Киркорова
Алексей Кравченко купил особняк в Лос-Анджелесе
Джордан вновь признана самой безвкусной звездой
Ханга решила стать вирусологом
Золотухин облысел
Валерия спасла жизнь Иосифу Пригожину
Тайсон обманул Жириновского
Милла Йовович возвращается к Бессону?
Клуни и Питт платят за такси тысячу долларов
Руссо чуть не взорвали на его свадьбе
Скарлетт Йохансон не хочет слепо следовать моде
Анастасии Заворотнюк запретили рожать близнецов
Леонардо ДиКаприо станет президентом
В одиночку много денег не спереть
Павло ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ: "Бульвар Гордона" ассоциируется у меня с нашей независимостью"
Ольга СУМСКАЯ: "Надзвичайно вдячна Вам, Павло Архиповичу, за всi поради, особливо вiдносно того, як треба жити. Чесно i правдиво! Саме так! Цi якостi я взяла у спадок вiд моїх батькiв. Живемо - чеснiше нiкуди!"
Сказочное свинство
Председатель Союза писателей Украины, народный депутат Украины Владимир ЯВОРИВСКИЙ: "Когда жена связала оранжевый шарф, я пошутил: "Придется им Кучму связывать"
Дочь выдающегося дирижера Натана Рахлина Леонора: "Меня хотели лишить квартиры в центре Киева, но произошло чудо - я выиграла на телевидении в "Первом миллионе" сумму, которой хватило, чтобы выплатить кредит"
Николай СУШАК: "До травмы я был на виду - известный баскетболист, подполковник... А после случившегося меня заживо похоронили"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги