Крупный план
Оператор Вадим САВИЦКИЙ: "Я попросил Гурченко: "Можно с вами в новом костюме сфотографироваться?". - "Что, только из-за костюма?!" - нервно отреагировала она"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 18 Октября, 2005 00:00
Как правило, зрители хорошо знают актеров, снимавшихся в любимых картинах, меньше - режиссеров и практически совсем не знают операторов.
"КОГДА АЛЛА БОРИСОВНА ПОЗВАЛА, У МЕНЯ ОТ УСТАЛОСТИ И ВОЛНЕНИЯ ОТКЛЮЧИЛСЯ СЛУХ"
- Вадим, на съемочной площадке вы - само спокойствие.
- Криком ничего не решишь, он только создает ненужное напряжение: люди обижаются и делают ошибки. Хотя был в истории кино оператор, который перед съемками ругал актеров матом. Мужчины злились, женщины рыдали... Получалось, что он отключал людей от всего бытового и концентрировал на творчестве. А потом извинялся и говорил: "Иначе ты бы так на сыграла!". Вот такой своеобразный метод. Но мы с режиссером Максимом Паперником уже много лет работаем в спокойной обстановке. Потом - в поезде, в машине - можем высказать взаимные претензии (хотя их у нас практически нет, мы понимаем друг друга с полуслова).
- Как сложился творческий тандем режиссера Паперника и оператора Савицкого?
- С Максимом мы оканчивали один курс в Театральном институте имени Карпенко-Карого - наши творческие мастерские находились рядом. Сначала были совместные студенческие работы, потом рекламные ролики и видеоклипы. В 1998 году сняли клип Ирины Билык "Я пливу", за который получили дипломы на трех фестивалях. Следующие проекты - "Мiсяць" Наташи Могилевской и "Лагiдна-прилагiдна" Саши Пономарева.
Мы с Максимом долго собирались снимать кино и, наконец, не без помощи ТА "Мелорама" и телеканала "Интер" получили возможность попробовать себя в непростом деле. Случилось это в позапрошлом году, когда в рекордно короткие сроки мы сделали две картины - "За двумя зайцами" и "Снежную королеву". Конечно, было трудно. Во-первых, в главных ролях снимались звезды первой величины. Во-вторых, пришлось выдержать напряженный график съемок, который измерялся не съемочными днями, а съемочными сутками, - например, на "Зайцах" их было 23. Киевские актеры успевали еще и спектакль отыграть в своем театре, вернуться на площадку и работать до утра. Конечно, очень уставали.
С другой стороны, может, и нужно начинать с таких проектов, чтобы обрести уверенность в своих силах. И я безумно благодарен Алле Борисовне за добрые слова, сказанные ею в последний день съемок, в том числе и в мой адрес.
- С этого места, пожалуйста, подробнее. Что именно сказала вам Пугачева?
- Честно говоря, я не все слышал.
- ?!
- Это было в клубе "FreeДом", после съемок финальной сцены, которая сама по себе требовала серьезной подготовки. К тому же мы вылетали из графика, было занято большое количество массовки. В общем, напряжение невероятное! Когда все отсняли, тут же решили это и отпраздновать. Но я еще не успел как следует отключиться и расслабиться.
Вообще-то, был шведский стол, но у Пугачевой болели ноги, поэтому она сидела. Когда Алла Борисовна меня позвала, все расступились, я сделал шаг вперед, и у меня, очевидно, от усталости и волнения... отключился слух.
Как мне потом сказали, она говорила, что второй раз в жизни попала в столь приятную атмосферу на съемочной площадке, что ей было легко работать.
"ОДНО НЕОСТОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ - И БАСКОВ ПОЛЕТЕЛ БЫ ВНИЗ"
- Мюзикл "За двома зайцями" был первым блином, но получился не комом. Видимо, работать над "Снежной королевой" было легче?
- Рабочий график все равно был очень напряженным. Играли у нас, как вы знаете, в основном эстрадные исполнители, но они отработали на таком уровне, который по плечу только хорошим драматическим актерам. Особых слов благодарности заслужили исполнители главных ролей - Орбакайте и Басков. Например, Кристина, игравшая Герду, работала с невероятной нагрузкой. Она снималась круглыми сутками, успевая при этом уезжать на концерты и даже на гастроли в Америку.
Мы работали одновременно на трех студиях - имени Довженко, "Укртелефильм" и Студии научно-популярных фильмов. Порой из-за того, что Кристина должна была улетать, мы меняли по две площадки в сутки: в два часа ночи заканчивали съемку на одной студии, а уже в четыре должны были включить камеру на другой. И, несмотря на усталость, Кристина оставалась приятным и доброжелательным человеком. Басков удивил своей склонностью к экстриму.
- Какой эстрим возможен на съемках новогодних мюзиклов?
- Песню Николая пришлось снимать в крайне сложных условиях. Я с камерой находился на одной стороне операторского крана, а он - на противовесе. Там для него специально привязывали площадку. Мы с ним оказывались, как на весах: одно неосторожное движение, и Басков мог полететь вниз. Мы очень осторожно предложили ему это, но певец на удивление легко согласился. Сказал: "Ребята, не переживайте, я в Москве в одном клипе так уже снимался. Да и высоты не боюсь!".
А Геннадий Хазанов настолько перевоплощался на площадке, что узнать его можно было только по голосу. Когда он появился на площадке в костюме Ворона, многие спрашивали: "Кто это?".
- Говорят, что работать с ним непросто.
- Накануне съемок мы отправились в Москву, чтобы познакомиться с Геннадием Викторовичем. Поначалу он действительно отнесся к нам настороженно, но вскоре уже увлеченно рассказывал о своей работе в Театре эстрады, о творческих планах.
В Киеве Хазанов практически не уходил со съемочной площадки. Мы, видя, как он устал, просили: "Геннадий Викторович, отдохните немного, у нас все равно пока перестановки!". Но артист оставался на месте, чтобы, когда понадобится, никто его не искал. Он всегда был готов к работе, всегда в образе: даже сидел не как Геннадий Хазанов, а как Ворон. Вот что значит настоящая актерская школа и профессионализм.
- В последнем мюзикле "12 стульев" критики особо отмечали работу Ильи Олейникова, сыгравшего Кису Воробьянинова...
- Как он переживал за свою роль, как пропускал через себя все, что происходило на съемочной площадке! А любимица нашей съемочной группы - Нина Усатова, она же мадам Грицацуева! Простой, искренний человек без комплексов. Если что-то не понимала, обязательно подходила, переспрашивала, советовалась: как лучше сыграть, будут ли при таком ракурсе хорошо видны ее костюм и украшения? У всех было такое впечатление, что Нину Николаевну мы знали 100 лет!
- А как работалось с родными украинскими звездами? Кстати, в двух ваших картинах снимался Андрей Данилко.
- Андрей - настоящий генератор идей и шуток. Как иногда бывает: пошутил человек на съемочной площадке, все посмеялись: вот здорово получилось! А когда это переносится на пленку, на экран, оказывается, что шутка была смешной только для людей в студии, а для массы телезрителей она непонятна. Но Андрей в этом смысле молодец: он упорно добивается, чтобы его приколы были смешными для всех.
Давным-давно мы снимали для него клип "Контролер". Действие происходило в салоне троллейбуса, установленного в одном из цехов завода имени Антонова. Стремясь показать пыл своей героини, Данилко творил такие чудеса! Ему нужно время, чтобы определить, какой должна быть роль. В таких случаях он говорит: "Подождите, я не понимаю!". Но уж коль он нашел нужную краску и вошел в раж - все, держитесь!
- А вы, когда глядите в камеру, смеетесь над тем, что вытворяют на площадке актеры?
- Бывает, что "раскалывают" актеры. Юра Гальцев такое мог отмочить, что ребята-механики из операторской группы просто срывались, и приходилось останавливать съемку. Когда камера брала его крупным планом, не рассмеяться было невозможно.
"ВАЙКУЛЕ ОТРЕЗАЛА: "Я ЖЕНЩИНА И ХОЧУ БЫТЬ КРАСИВОЙ!"
- Опытные актеры считают оператора главным человеком на площадке, говорят: "Как он снимет, так и будет!". Вы действительно можете при помощи камеры изуродовать человека?
- Есть множество изобразительно-выразительных средств, которые позволяют достичь этого эффекта. Другое дело, что такие вещи делаются лишь для того, чтобы образ был более выразительным.
- Никто на такие "изобразительно-выразительные средства" не обижался?
- На съемках "Снежной королевы" щекотливая ситуация возникла с Лаймой Вайкуле. Ей уже надо было улетать в Москву, к тому же это был последний съемочный день... Время буквально сквозь пальцы уходило, все торопились, нервничали. И тут ее окружение (а певица прилетела со своим балетом), посмотрев на монитор, заметило тень на лице Лаймы...
- Признавайтесь, зачем навели "тень на плетень"?
- Мы хотели при помощи цвета подчеркнуть ее характер, ведь Снежная королева должна быть холодной по определению. И в сцене, когда они с Басковым сидят за столом, на лица действительно падают резкие тени. Басков не возражал. А Лайму "доброжелатели" подвели к монитору и буквально пальцем ткнули в изображение. Естественно, она вспылила. Мы попытались объяснить, почему это необходимо, но она отрезала: "Я женщина и хочу быть красивой!".
- А вы что же?
- Другой на моем месте, может быть, и обиделся бы, но я понял: она имеет на это право. На площадке возникло секундное напряжение, но потом я сказал ребятам: "Абсолютно спокойно бегом все исправить!".
Последний съемочный день совпал с днем моего рождения, и, уходя, Лайма поздравила меня и... извинилась за каприз. Но какие могут быть обиды? Позже, на стадии монтажа, мы с Максимом особо тщательно корректировали именно этот эпизод. И все же полностью отказаться от цветового решения образа не смогли, просто сделали его мягче. Мне рассказывали, что Вайкуле очень понравился и фильм, и сама она себе в нем понравилась. Для меня это было очень важно.
- А вообще, актеры на площадке часто "взбрыкивают"? У вас снимались исполнители с такой (!) репутацией, например, Наталья Ветлицкая и Николай Фоменко.
- Ветлицкая на "Снежной королеве" приятно нас удивила. Нас действительно пугали: говорили, что она ужасно капризная и работать с ней будет сложно. Но она очень быстро почувствовала атмосферу на площадке и нашла со всеми, и прежде всего с Максимом, общий язык. А что касается Фоменко... Он относился к нам с осторожностью, хотел понять: действительно ли в Киеве могут сделать картину на высоком уровне? Но когда нам поверил, все наладилось.
Мне вообще кажется, что его тяжелый характер - не что иное как защитная реакция. Фоменко ведь родом из Санкт-Петербурга, и "шипы" в более жесткой Москве нужны ему для самообороны. По-моему, Николай является Остапом Бендером не только на экране, но и в жизни.
- На съемочной площадке "12 стульев" побывала одна суперзвезда.
- Людмила Марковна Гурченко, она играла Елену Станиславовну Боур. Потрясающая актриса! А как прекрасно выглядит! Не будем говорить о возрасте, но больше 35-ти ей дать нельзя. Мне кажется, она в такой замечательной форме потому, что все время находится в движении. Ей очень приятно было работать с молодой группой, она, по сути, относилась ко всем нам, как к детям, все время хвалила: "Молодцы, ребята!".
У нас с ней был очень забавный эпизод. Как только Людмила Марковна в гриме и костюме появилась на площадке, к ней ринулась вся группа и началась фотосессия. Но на следующий день она была совсем в другом костюме! В перерыве между съемками я подошел и попросил: "Можно с вами в новом костюме сфотографироваться?". И она достаточно нервно отреагировала: "Что, только из-за костюма?!". - "Конечно же, - говорю, - нет!". Надо сказать, ей хватило чувства юмора, чтобы тут же перевести все в шутку.
А каким смешным был их эпизод с Ильей Львовичем, во время которого Елена Станиславовна и Киса встречаются после долгой разлуки! Познакомились актеры на съемочной площадке, поэтому не сразу нашли контакт. Особенно Илья Львович стеснялся. А потом они так разыгрались, что получился эротический эпизод: Гурченко от страсти готова была буквально порвать Олейникова на куски!
- Как наладить контакт с исполнителями, если на съемки отводится заведомо мало времени?
- Каждый раз это происходит по-разному. Но поскольку снимаются у нас настоящие профессионалы, им удается сконцентрироваться и сыграть как надо. Рекордсменами по краткости пребывания на съемочной площадке стали Владимир Винокур (главарь шайки разбойников из "Снежной королевы") и Анжелика Варум (Эллочка-людоедка из "12 стульев").
Винокур пробыл в Киеве всего сутки и прямо со студии уезжал в аэропорт. С ним очень интересно общаться. Никогда не поймешь, шутит он или говорит серьезно, поэтому к нему надо привыкнуть. На съемки сцен с Варум тоже отводились сутки, но мы сделали все за четыре часа. Поверьте, это очень сложно! Не дай Бог подведет техника: малейшая оплошность по свету могла очень дорого стоить. Поэтому люди выжимали из себя последние соки, работали на пределе возможностей.
- Интересно, вы смотрите свои картины?
- Конечно! Причем не один, а с родственниками. У нас очень большая семья по линии жены, и Новый год мы встречаем вместе. Но я, конечно, воспринимаю происходящее на экране не со зрительской, а с профессиональной точки зрения. Не зря мой преподаватель в театральном институте говорил, что операторы с женами в кинотеатр ходить не могут. Замечаю все проколы: там шнур попал в кадр, здесь что-то забыли. Но такие ляпы и в мировом кино есть. Случалось, Петр I забывал снять наручные часы или, к примеру, в средневековом пейзаже ясно просматривались опоры линии высоковольтных передач. Вот для того, чтобы в будущем избежать таких оплошностей, и приходится смотреть.
- Жалеете, когда съемки заканчиваются?
- За время работы как-то втягиваешься и в ритм, и в режим, забываешь обо всем на свете, даже о семье. Близких практически не видишь. Помню, в прошлом году жена просила, чтобы я, приходя домой, будил ее в любое время и говорил: "Вот он - я!". На съемках приходится очень сильно выкладываться - и физически, и морально. Но когда все заканчивается, становится грустно. И утром следующего дня просыпаешься с мыслью о том, что тебе срочно надо бежать на работу.

Олег БЛОХИН: "Если бы кое-кому в Верховной Раде я сейчас врезал, это был бы удар на благо родины. Правда, сначала надо у братьев Кличко потренироваться"
Киркоров лысеет
Бэссинджер отлучила Болдуина от дочери
Бабкина беременна подушкой
Рената Литвинова уйдет из кино?
Робби Вильямс дал концерт под уколом
Сиенна Миллер изменила Джуду Ло с его другом
Моисеева поселили в люкс с мышами
Джонни Депп согласен сняться в порно, а Майк Тайсон - нет
А был ли мальчик?
Евгений Миронов расстался с Аленой Бабенко
Джессика Бил лишила Анджелину Джоли сексуальности
Кроме болтунов, у нас есть и политики
Путь "ариев"
"Гениталии всех стран, соединяйтесь!"
Оператор Вадим САВИЦКИЙ: "Я попросил Гурченко: "Можно с вами в новом костюме сфотографироваться?". - "Что, только из-за костюма?!" - нервно отреагировала она"
Легендарный украинский танцор 75-летний Григорий ЧАПКИС: "Умру либо танцуя, либо на бабе"
Басков изменяет Повалий
"Премьер-министр" носит юбки без трусов
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги