Бессменный директор Александра РОЗЕНБАУМА Игорь ПОРТКОВ: «Розенбаум и танк водил, и самолет, и с парашютом прыгал... Только в космосе не был»
«Я В ЧЕСТЬ САШИ ДОЧКУ НАЗВАЛ - ОНА ОЧЕНЬ ЭТИМ ГОРДИТСЯ»
- Игорь, правда, что вы с Александром Яковлевичем уже 25 лет дружите?
- 26! Я в честь Саши дочку назвал: дал слово, что если мальчик у нас с женой родится, будет Александр, а если девочка - Александра. Она теперь всем хвастается, чье имя носит, и очень этим гордится.
- Может, и музыкой заниматься стала?
- Пока нет - она еще маленькая, только первый класс окончила. Но песни Розенбаума знает и поет, особенно ей нравятся «Утиная охота» и «Ау».
- Когда вы познакомились, он уже был звездой?
- В понимании людей - конечно. Помню 1986 год, гостиницу «Космос» в Москве. Александр Яковлевич приехал на плановые концерты - выступал в «Олимпийском» и «Лужниках». А я уже четыре года увлекался его творчеством и, по большому счету, других песен, кроме розенбаумовских, для меня не существовало. И вот 30 апреля 1986 года пришел в «Космос» к друзьям-музыкантам, а они говорят: «Смотри, твой кумир сидит за столом, ужинает». И вы представляете, Аня, он был один! Директор куда-то ушел.
«Это шанс познакомиться, - сообразил я, - другого может и не быть». Набрался храбрости (предварительно выпив несколько стопок водки), подошел и сказал: «Александр Яковлевич, мы с музыкантами, чью музыку вы сейчас слушаете, хотим вас угостить». А в ресторане гостиницы «Космос» играл коллектив Михайловского, очень популярный в Москве. Ну, Саша, тогда еще молодой 34-летний парень, из уважения к коллегам согласился - пересел за наш стол, после чего пригласил всех, кто желает, к себе в номер: жил он на 17 этаже, у него были шикарнейшие трехкомнатные апартаменты. Пошло человек восемь, в их числе, конечно же, я. А после продолжения банкета я остался ночевать в одной из комнат, так как выпивал и вести машину не мог.
На следующий день было 1 мая. «Саш, - говорю, - давай по-людски отметим». Он спросил: «А по-людски - это как?». - «Съездим в лучший ресторан города Москвы». Он, ленинградец, удивленно так на меня посмотрел: «Разве такие есть?». - «Конечно! Ты даже не представляешь». Я пригласил его в ресторан «Русь», куда было трудно попасть - в основном приезжали по блату.
Нанял водителя, потому как знал, что придется выпивать, заехал за Розенбаумом после концерта в «Лужники» - и вперед. А в ресторане уже все предупреждены - он закрыт на спецобслуживание, у входа полно машин... Саша спрашивает: «А чего людей-то столько?». - «Тебя, - говорю, - ждут». И когда мы вошли, посетители встали и начали ему аплодировать.
Сели мы за стол, и к нам подошли музыканты, которые играли в ресторане: Александр Маршал, Сергей Мазаев, Николай Носков...
- Ничего себе!
- Да, практически весь «Парк Горького». Предложили: «Александр Яковлевич, может, споете что-нибудь?». Он взял в руки гитару и больше не выпускал. Закончилась встреча в пять утра, а дружба наша с этого момента началась.
- Стесняюсь спросить: это кем же во времена СССР работали, если Розенбаума в ресторан «Русь» возили?
- Я был массажистом волейбольной команды ЦСКА. Так что с Александром Яковлевичем мы коллеги: оба медики, только он скоропомощной доктор, а я физиотерапевт.
- Приходилось ли вам оказывать друг другу помощь?
- Всегда! И массаж делаем, и растирания, и повязки друг другу накладываем. Саша знает, что в любую минуту может обратиться ко мне, как и я к нему.
«РОЗЕНБАУМУ РАЗРЕШИЛИ ПОУПРАВЛЯТЬ ВЕРТОЛЕТОМ, О ЧЕМ МЫ С ДИМОЙ ГОРДОНОМ ОЧЕНЬ ПОЖАЛЕЛИ»
- Знаю, что в 80-е годы вы вместе летали в Чернобыль...
- Да, были мы там в 89-м году. Вчетвером летали на вертолете: Саша, я, Дима Гордон, редактор ваш, и летчик. И Александру Яковлевичу разрешили поуправлять вертолетом, о чем мы с Димой очень пожалели, потому что машину резко развернуло, мы упали в хвост. Внизу, видя наши виражи, народ со стадиона побежал - от греха подальше... Но сели мы, слава Богу, нормально, после чего Розенбаум дал бесплатный концерт для ликвидаторов, и мы отправились обратно в Киев. Правда, по пути решили отдохнуть - на каких-то плесах сели, выпили две бутылки водки на троих (летчика не угощают), уже не помню, то ли рукавом занюхали, то ли бутерброд какой-то сгрызли, - и домой.
- Что поразило больше всего?
- Да все! Чернобыль, Припять - это же мертвые города, заходишь в любой дом - и видишь, что люди бросили все как было, спасая свои жизни: телевизоры включены (вилка в розетке), ковры на стенах висят, в закрытом графине на столе какая-то жидкость - когда-то, видимо, была водой... По опустевшим улицам бегают одичавшие собаки с выпученными глазами, на заборах - огромные кошки размером с крупного пса, в садах - яблони, а под ними - упавшие яблоки величиной с голову, которые ни в коем случае нельзя подбирать. Брошенные хаты, колодцы, обтянутые целлофаном... Казалось, мы в фантастический роман попали или в другой мир, мало чем напоминающий привычный наш. Такие картины не забываются.
- Александр Яковлевич выступал и в горячих точках...
- Он трижды был в Афганистане, дважды - в Чечне и отмечал, что афганские и чеченские события очень похожи. «И там, и там, - говорил, - война без линии фронта, ты никогда не знаешь, кто выстрелит либо бросит гранату: мужчина, женщина или ребенок...». А лично я с ним ездил в Таджикистан в 1996 году, когда там шла война и нашу бригаду, российскую, порядка 200 человек, вырезали в четыре ножа, потому что дневальный уснул... Мы с Сашей ходили с автоматами - на всякий случай. А после нашего отъезда гостиницу, где мы ночевали, взорвали. Помню в Душанбе концерт - вокруг бронетранспортеры, военные с пулеметами, да все были вооружены...
- Даже артисты?
- А что? Я срочную остлужил, Саша тоже - нам доверили автоматы, потому что мы знали, что с ними делать. Интересно, что все военные ходили без знаков различия. Саша - полковник запаса, но он не имел права надевать звезды, потому что с сопредельной стороны могли стрелять по офицерам.
- Обороняться не пришлось?
- К счастью, не дошло до этого, хотя, думаю, Розенбаум не спасовал бы в любой ситуации. Он и танк водил, и самолет, и с парашютом прыгал... Только в космосе не был, а так все умеет.
- В своих интервью Александр Яковлевич не раз рассказывал, что любит на охоту ходить.
- Ну, после Афганистана и Таджикистана меньше охоту любит. Два года назад мы в последний раз охотились на кабанов - убили 11 сеголеток (так называют годовалых кабанчиков). Охотились и на диких коз, на уток, естественно... Но на кабанов Саша охотнее соглашается. «Свинья, - говорит, - она и в Африке свинья».
- Мне всегда было интересно: что толкает мужчин на охоту? Инстинкт добытчика или стремление доказать свою силу, правоту?
- В нашем случае, скорее, первое. Мы занимались непосредственно отстрелом, товарищи разделывали добычу - каждый делал то, что у него лучше получается, но в итоге все одинаково гордились удачной охотой. Сидели у костра, ели слегка прожаренную печень... Мясо поделили, что-то употребили сами, что-то отдали в офицерскую столовую: мы охотились с друзьями-военными.
- Как вы считаете, часто ли надо охотиться, чтобы не потерять форму?
- У нас часто не получается: гастроли все-таки на первом месте. Бывает и по 10 концертов подряд, без выходных, как прошлой осенью в Театре Российской Армии, где каждый вечер был аншлаг.
- Как вы считаете, почему? Кажется, что современные зрители пресыщены концертами и шоу, они видели всех артистов, каких только можно. Но стабильно идут на Розенбаума...
- ...у которого только живая музыка - и никакого шоу, он, кстати, само это слово терпеть не может. Думаю, причина в том, что Александр Яковлевич искренен, не похож ни на кого и многолик - он пишет на все темы. У него и любовная лирика, и философская, песни о военных, о криминальном мире, все, что хочешь. На счету Розенбаума порядка тысячи песен. Даже у Владимира Семеновича Высоцкого, к которому Саша относится с большим уважением, меньше - около 600.
«ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ВООБЩЕ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ ВОДКИ - ТОЛЬКО ПРОДУКТЫ САМОГОНОВАРЕНИЯ»
- Вижу, за годы совместной работы вы не перестали быть фанатом Розенбаума.
- Нет! Более того - я, наверное, самый счастливый фанат, потому что мне повезло первым слушать его новые песни.
- Как директор известного и уважаемого артиста вы отвечаете за то, чтобы на гастролях у него было все необходимое, нормальные условия для работы, комфорт в быту. Требований у Александра Яковлевича много?
- Меньше, чем у некоторых. Никаких коньяков Х.О. и так далее, никаких помпезных лимузинов - обычный «мерседес» представительского класса. Розенбаум абсолютно неприхотлив, без звездных понтов и претензий.
- Доводилось читать, что у него впечатляющая коллекция гитар. Это правда?
- Штук 12 дома есть: ему их часто дарят в день рождения. Последняя, именная, с перламутром, изготовлена фирмой Ovasion - там все сделано по уму и по правилам, по его размерам, одно удовольствие с таким инструментом работать.
- Недавно, в разгар лета, Александр Яковлевич давал сольник на «Славянском базаре в Витебске». Когда ж он у вас в отпуск ходит?
- И летом, и зимой, после Нового года, не переживайте. Может и в Израиль, и в Европу - скажем, в Австрию - с семьей податься (особенно в январе, потому что внук Дэвид приучил его кататься на лыжах: навыков у Александра Яковлевича пока не очень много, зато желание проводить с внуком больше времени есть). Но он трудоголик, надолго его не хватает. «Сцена, - говорит, - это как наркотик: дней 10 без нее еще выдерживаешь, а потом тянет так, что нет сил сопротивляться». Саша не любит ни безделья, ни лентяев и считает: раз ты родился мужчиной, значит, должен работать и обеспечивать семью, а не лежать на диване и думать, что же Господь тебе ниспошлет.
- Наверняка у Александра Яковлевича есть возможность поселиться в какой-то из развитых и, скажем так, более удобных для жизни стран, а в СНГ приезжать с гастролями...
- Об этом даже речи быть не может! Да и зачем? Он и дома, по большому счету, гость, потому что из-за гастролей бывает там редко. К тому же Саша - патриот и любит все, связанное с Россией, с ее прошлым, даже с непростым советским. Например, когда у него дома застолье, именины или какой-то другой праздник, там звучат песни из старых советских фильмов: «Старый клен», «Когда весна придет, не знаю», «Туман, туман» из «Хроник пикирующего бомбардировщика». А еще обязательно - украинские «Пiсня про рушник» и «Нiч яка мiсячна, ясная, зоряна...».
- Даже так?
- А чему вы удивляетесь? Александр Яковлевич, когда ребенком был, каждое лето проводил в Украине - на Черниговщине и на Виннитчине. До сих пор с особой теплотой вспоминает это время, которое считает самым счастливым.
- Он сентиментальный человек?
- Скорее да, чем нет.
- Что может пробить его на слезу - душевный фильм?
- Хорошая, добрая песня. Вот «Нiч яка мiсячна» пробивает всегда.
- А что может вывести из себя?
- Несправедливость, напраслина, вранье. Когда, образно говоря, пошел вынимать занозу, а пишут, что сдурел и решил отрезать себе руку. Людям не о чем писать, вот и сочиняют небылицы об артистах, в частности, о Розенбауме, потому что газету со статьей о нем люди купят.
- Вот вы о здоровье заговорили - и я не могу не спросить: что делает Александр Розенбаум, чтобы его голос так потрясающе звучал?
- По его словам, главное - это выспаться. Связки не прощают одного - недосыпа, поэтому спать артисту надо часов 10, не меньше.
- Наверное, еще и не курить, не пить...
- Это кому как. (Улыбается). Хотя последние четыре года он вообще не употребляет водки, только продукты самогоноварения: виски, текилу, украинский первач - 40-42 градуса. Знающие люди подсказали, что водка вредна, потому что там бензольные кольца, а самогон - очищенный продукт, все здорово. Если, конечно, в меру.

Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Я гадский предатель, изменник, мерзавец, но книги мои — те же «Аквариум» и «Ледокол» — это гимн Советскому Союзу, Советской Армии и лично товарищу Сталину»
Бессменный директор Александра РОЗЕНБАУМА Игорь ПОРТКОВ: «Розенбаум и танк водил, и самолет, и с парашютом прыгал... Только в космосе не был»
Николай ГНАТЮК: «В одной из восточных стран местные ребята хотели со мной разобраться — по женской части накуролесил... Спас таксист, если бы не он, боюсь, я бы сейчас юбилей не праздновал»
Иосиф КОБЗОН: «Как сейчас помню: с улыбкой на лице Сталин сидел в ложе и мне аплодировал»
Валерий Леонтьев освоил профессию музейного сторожа, Борис Моисеев приобрел виноградник, а Филипп Киркоров — саркофаг
«Не учитываете вы нашей специфики»
Пугачева велела вырезать Могилевскую из эфира в отместку за ужин с Киркоровым?
Хмуриться не надо, Лада!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги