Восток — Запад
Каждый год, в конце октября, мы с друзьями ходим в кино... В принципе, мы делаем это и в другие месяцы, но в конце октября в Киеве ходить в кино стало традицией. В 37-й раз украинская столица устраивает праздник для киногурманов под названием «Молодость», хотя, по большому счету, единственный крупный украинский международный кинофестиваль до сих пор существует не благодаря украинской столице, а вопреки ей.
Киев, да и вообще наша плодородная страна, по-прежнему крайне сдержанно относятся к любым попыткам создать внутри себя какой-нибудь крупномасштабный культурный прецедент, и если бы не фанатизм организаторов «Молодости», стараниями которых кинофест удалось раскрутить до уровня европейского бренда, ничего бы не было. Вернее, что-то бы было. Какое-нибудь кино и какой-нибудь фуршет, и очень много разговоров о необходимости создания, и развития, и возрождения, и становления... А вот средства, а грубо говоря, деньги, без которых развитие культуры невозможно нигде, независимое украинское государство вкладывать не спешит. Как и подготавливать законодательную базу для создания, развития, становления и возрождения. «Молодость» процентов на 70 финансируется меценатами (с нынешнего года ее генеральный партнер — Hares Group), при этом все ждут результатов и перемен.
«Скажите, можно ли считать фильм «Душка» украинским продуктом?» — поинтересовалась студентка на пресс-конференции. «Ну конечно, можно! — оптимистично прозвучало из зала. — Там же сыграл наш Сергей Маковецкий. Он же киевлянин!».
«Душку» снял всемирно известный голландский режиссер Йос Стеллинг, известный российский актер Сергей Маковецкий исполнил главную роль, а картина создавалась в голландско-российско-украинской копродукции. Миллион гривен по договору должна была получить голландская сторона от украинского Министерства культуры, но так до сих пор и не получила... По-моему, одного этого вполне достаточно, чтобы считать фильм Стеллинга украинским продуктом.
«Душка» открывала «Молодость», и пожалуй, не сыскать более символичной и подходящей киноленты для такого случая. Просто спецзаказ для украинского кинофестиваля.
Каждому человеку, наверное, приходилось сталкиваться с навязчивыми людьми, которых угостишь опрометчиво сигареткой по доброте душевной, а они тебя на краю света найдут, вломятся к тебе домой, несмотря на то что ты в этот момент с девушкой своей мечты беседуешь, съедят все твое печенье и улягутся спать в своей замызганной майке на твоей кушетке. Причем так основательно улягутся, что ни за ноги, ни за руки их с нее не стащить и ни в дверь, ни в окно не вытолкать. Даже после непродолжительного общения с эдаким симпатягой ужасно хочется, чтобы он внезапно скончался от какой-нибудь непродолжительной болезни, или умереть самому. Душка, а не человек! Тот, который от слова «душить».
Поздним вечером к интеллигентному западному цивилизованному сценаристу средних лет и приятной наружности вламывается неопрятный русскоговорящий субъект в ушанке и диком галстуке, с допотопным чемоданом. «Боб! — кричит он. — Я Душка! Помнишь меня? Как я рад, что тебя нашел!». Жизнь интеллигентного западного сценариста, коротающего свои одинокие вечера перед монитором в мечтах о прекрасной кассирше из кинотеатра напротив, стремительно летит под откос. Финал же безысходен настолько, что лично у меня закралось подозрение, будто западной цивилизации всерьез угрожают русскоговорящие люди в ушанках, без определенного места жительства и рода занятий, подъедающиеся на фуршетах и в чужих домах.
Стеллинг вынашивал свою картину шесть лет, и говорят, первоначальный сценарий был другим. Ну это распространенное явление. Лев Толстой тоже не собирался Анну Каренину под поезд толкать — она сама напросилась... Фильм ломается где-то посередине, и из философской ироничной притчи о человеческом одиночестве, неприкаянности и невозможности взаимопонимания неожиданно трансформируется в конфликт цивилизаций и менталитетов. Причем западный интеллигент оказывается настолько беспомощным, что полностью проигрывает славянскому жлобу по всем основным пунктам и позициям. Нежизнестойкий, однако, пошел нынче западный интеллигент!
Я думаю, у голландского режиссера существовали веские причины отважиться на столь резкое социальное высказывание. Стеллинг часто бывает в России и в Украине, а своего «Душку» частично снимал в Киеве. Панорамы киевского дворца «Украина», развязная карикатура (или дружеский шарж?) на Андрея Халпахчи и толпа малосимпатичных людей местного разлива, безусловно, сюрприз для всех нас, но дело не в этом. Во-первых, любое навешивание ярлыков и расстановка привычных акцентов страшно мельчат художника, особенно большого, а во-вторых, жизнь — это ведь такая удивительная загадка... И когда удивительная загадка вдруг превращается в унылый ребус из журнала «Крокодил» — «Найдите 10 отличий между человеком в ушанке и человеком в плаще», — становится просто скучно.
«Восток есть Восток, Запад есть Запад, и не сблизиться им никогда», — сказал Киплинг. Йоса Стеллинга же, похоже, не на шутку пугает возможность сближения. Мы же не только припираемся в своих лаптях и ушанках в чужой дом и съедаем чужое печенье с вареньем. Мы же еще и лезем в чужую душу, сжимая ее в своих железных объятиях: «Боб, как я рад, что тебя нашел!»...
Так, может, не надо сближаться? Может, нужно в конце концов, научиться деньги вовремя отдавать и курить свои сигареты? Может, пора выучить языки или хотя бы тот один, на котором ты разговариваешь с рождения, и не стыдиться этого? Как и своего галстука, и своих орденов на засаленном пиджаке... Может, пора отдать его в химчистку и попытаться есть, не облизывая пальцы, не чавкая и не тыря с халявного стола крошащиеся круассаны и вонючие бутерброды с рыбой? И возможно, когда мы всему этому научимся, цивилизованный западный интеллигент перестанет нас бояться, и оторвется от своего монитора, и пригласит нас к себе в гости на чай с печеньем, и познакомит с девушкой, и уложит спать на крахмальной простыне. И споет колыбельную «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»... Вот только тогда будет совершенно непонятно, в чем между нами разница.

Лицо телеканала «1+1» Анатолий ЕРЕМА: «Когда я начал любить мужчин, поначалу не знал, как с этим жить»
Дрессировщики Владимир и Людмила ШЕВЧЕНКО: «Во время представления в Киевском цирке две львицы выбрались из незакрытой клетки и отправились гулять в зрительный зал»
Александр Домогаров вернулся к Громушкиной
Людмила Зыкина и Ян Арлазоров попали в больницу
Наталья Могилевская представила народу своего жениха
Алсу второй раз беременна
Холли Берри учит своего будущего ребенка французскому
Cамой стильной знаменитостью названа Бейонс Ноулс, а самой безвкусной — Ева Грин
Через три дня после аварии Наталья Валевская вышла на подиум
На Аллу Пугачеву соседи пожаловались в милицию
Мишель Пфайффер стареет естественно
Восток — Запад
Честная собственность...
Людмила ГУРЧЕНКО: «За свой успех я заплатила здоровьем — все болячки нажиты из-за кино. Сломанная нога, пять операций, желчный, печень, желудок, гастрит, гайморит... Мне говорят: «Ой, вы и Марлен Дитрих...». «Ее бы, — думаю, — в наши условия...»
Главный редактор газеты «2000» Сергей КИЧИГИН: «Ужасно люблю стрелять. Из пистолета Макарова стреляю хорошо, из автомата — хуже...»
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: «Сострить еще могу — рассмеяться некому»
Лидер Muse Мэттью БЕЛЛАМИ: «На людей я обращал внимание, лишь когда они меня били»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги