В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Во весь голос

Николай БАСКОВ: "На день рождения тесть подарил мне "кадиллак", о котором я мечтал всю жизнь"

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар» 9 Марта, 2005 00:00
К Коле Баскову - замечательному рубахе-парню есенинской внешности - судьба была исключительно щедра и благосклонна. Она подарила ему сладчайший голос, сахарный, точь-в-точь как у героя русской народной сказки, облик и богатого тестя, который этим достоинствам нашел применение.
Дмитрий ГОРДОН
К Коле Баскову - замечательному рубахе-парню есенинской внешности - судьба была исключительно щедра и благосклонна. Она подарила ему сладчайший голос, сахарный, точь-в-точь как у героя русской народной сказки, облик и богатого тестя, который этим достоинствам нашел применение. В итоге молодой талант получил славу и руку царской дочери, а тесть-продюсер - успешный коммерческий проект. Вот только напрасно злопыхатели, которых у любого баловня фортуны с избытком, пытаются представить популярного тенора эдаким простоватым Иванушкой. Мол, пока собратья по цеху пахали, он сидел на печи, поплевывая в потолок, а потом окунулся в котел с живой водой шоу-бизнеса и обернулся добрым молодцем, кумиром миллионов, принцем в мюзикле "Золушка", самым молодым Ленским в "Евгении Онегине", партнером испанской оперной дивы Монтсеррат Кабалье и ведущим телепрограммы "Дом"... По мне если уж обращаться к сказочным сюжетам, то оправданнее - к "Лебединому озеру". Естественно, Баскову досталась в нем роль белого лебедя, а кто на российской эстраде до сих пор изображал скандального и злоязычного черного лебедя, думаю, вы и сами догадаетесь. Ничего личного - просто они олицетворяют два начала, два подхода в шоу-бизнесе, и похоже, не случайно чуть ли не в каждом концерте Басков поет про "чорнiї брови, карiї очi" и то, что "жити не хоче" (артист, кстати, и в редакции "Бульвара" затянул эту песню). Как сказал бы папаша Фрейд, налицо проявление бессознательного... Зрительному залу остается лишь, затаив дыхание, следить за развитием событий. В жизни, как и в сказке, борьба светлых и темных сил идет с переменным успехом, но пусть не обольщаются завистники, которые то выживут молодого тенора из Большого театра, то распространят гадкие слухи про липосакцию, в ходе которой из звездного организма откачали якобы пуд жира, то умыкнут из-под носа понравившуюся песню... В соответствии с законами жанра в финале добро обязательно побеждает зло и белый лебедь раз за разом выходит на поклон, а черный под свист и улюлюканье покидает эстраду.

"КТО-ТО НА МОЕМ КОНЦЕРТЕ ПОЕТ, КТО-ТО ТАНЦУЕТ, КТО-ТО ПЛАЧЕТ, А КТО-ТО ЗЕВАЕТ"

- Коля, в России ты заслуженный артист, в Украине уже народный, а в СНГ, на мой взгляд, всенародный. Поразительно, но когда я говорил сегодня своим друзьям и знакомым, что у меня запланирована встреча с Басковым, все приходили в неописуемый восторг. Уж и не вспомню, когда я видел проявление такой всеобщей любви. Пожалуй, так обожали лишь Муслима Магомедовича и Аллу Борисовну...

- Спасибо тебе, Дима! Ты столько приятных слов произнес...

- От души...

- Это здорово, что ты меня пригласил. "Бульвар" - газета не из простых. Безусловно, интересная, насыщенная, у нее огромная аудитория, читающая каждый номер и обсуждающая все статьи. Тем не менее у нас в России многие артисты, когда едут с концертами в Украину, давать интервью Гордону побаиваются (смеется).

- Совершенно напрасно, и ты в этом, Коля, сейчас убедишься. Я знаю не один пример того, как очень успешные оперные певцы, переходя на эстраду, обретали второе дыхание. С другой стороны, тот же Муслим Магомаев и покойный Юрий Гуляев оперой, в общем-то, тяготились. В так называемом легком жанре им было вольготнее, комфортнее. Тебе тоже?

- Лично у меня проблема в другом. Выходя на эстраду, я могу реализовывать все свои идеи и замыслы, исполнять песни, которые мне нравятся, выбирать стихи по душе... В опере же я, как и многие мои коллеги, поставлен в определенные, заданные композитором рамки, из которых уже не вырваться. Там существуют каноны, критерии исполнительского мастерства, и в зависимости от того, насколько ты им соответствуешь, оцениваются твои исполнительские и актерские данные.

Опера чаще всего трагикомична или трагична, она заставляет пришедшего в театр человека радоваться, переживать, о чем-то задумываться, но это жанр, который надо понять, полюбить, к которому надо прийти. Я бы сказал, что опера требует над собой усилий. Иногда один и тот же спектакль надо послушать раз шесть-семь, чтобы наконец-то уяснить, что тебе нравится в музыке или в певцах. Эстрада же - это праздник. Там ты можешь отдаваться людям всей душой, всем сердцем, по-настоящему, и задача артиста в том, чтобы публика, которая пришла отдохнуть, получила заряд энергии.

- В зависимости от настроения ты, очевидно, можешь петь сегодня так, а завтра иначе...

- Да! На эстраде ты, можно сказать, работаешь целителем. Во-первых, я все делаю от души, а во-вторых, я очень верующий человек, придерживаюсь определенных духовных правил и живу, как говорится, по совести.

Я никогда об этом не говорил, но из одного научно-исследовательского института мне прислали факс с результатами исследований моей ауры в жизни и на сцене. Оказывается (об этом я даже не знал), когда выхожу на сцену, от вибрации моего голоса моя аура начинает разрастаться, и из обычного человека я превращаюсь в совершенно другого. Это не я, а моя аура приводит людей в разное состояние: кто-то на концерте спит, кто-то поет, кто-то танцует, кто-то плачет, кто-то зевает, и все это, скажу честно, ведет к исцелению. На самом деле, над этим мы иногда не задумываемся, но ведь музыка - она лечит. Я это знаю так же точно, как и ответ на вопрос: есть ли на свете Бог? Да, есть, и неважно, что, слушая музыку, мы не чувствуем, как внутри нас происходят какие-то изменения. Ты, кстати, задумывался, почему люди так тяготеют к концертам? Почему на одного исполнителя они придут, и больше их туда калачом не заманишь, а на другого с удовольствием ходят все время?
"Я ПОДПИСАЛ СОВЕРШЕННО НЕВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ"

- Коля, в советское время все подряд на эстраду не попадало - были художественные советы, которые следили, чтобы и репертуар, так сказать, соответствовал, и внешний вид, и все остальное. Сегодня любой, у кого есть энная сумма денег, может выходить на сцену, гастролировать, то и дело мелькать по телевизору... Увы, глядя на таких горе-исполнителей, люди не ощущают того, ради чего приходят именно на твои концерты. Доброты, человеческой открытости, положительной энергетики. Как думаешь, чего еще?

- Чистоты! Я творю ради... Я счастлив оттого, что... На сцене я веду себя как обычный человек, не придумываю никаких имиджей, в смысле, просто общаюсь с публикой. Я пою "живые" концерты, а это совершенно другая энергетика. Даже когда телевидение ведет запись и нас просят выступать под фонограмму (иначе нельзя записать звук - надо заказывать специальную аппаратуру, а это очень дорогое удовольствие), я все равно пою в микрофон. Это идет, наверное, от ощущения праздника, от сознания своей ответственности... Я неизменно хочу, чтобы тот зритель, который присутствует на моем концерте сегодня, пришел и завтра, а многим артистам без разницы, пришли на них - не пришли...

Наверное, такое же чувство волнения испытывает художник, когда рисует картину. Он хочет, чтобы люди на нее смотрели, но если автору что-то в своей работе не нравится, он безжалостно режет полотно и выбрасывает - пускай даже, с чьей-то точки зрения, это шедевр. Так и я, наверное, стараюсь быть на сцене художником, оставить в сердцах слушателей добрый след. Иначе зачем жить и творить?

- В 70-е годы в СССР был очень популярен композитор и певец Евгений Мартынов. Я до сих пор помню его замечательные песни "Лебединая верность", "Аленушка", "Яблони в цвету", "Начни сначала"... Сегодня многие говорят, что Николай Басков очень напоминает Мартынова. И голосом, и сценическим образом... Ты чувствуешь, что занял его нишу?

- Я думаю, не может быть в артистической среде ниши, раз и навсегда закрепленной за каким-то артистом. Да, Мартынов - один из любимых моих композиторов, в моем репертуаре есть его песни, но каждый артист - это судьба и шанс состояться по-настоящему, быть любимым публикой дается ему свыше. Многие на эстраду приходят... Можно, как ты говоришь, купить эфир, бесконечно показывать себя по телевизору, но это не значит, что тебя будут любить, а на твои концерты ходить.

К сожалению, мы живем в эпоху коммерции - как и во многих странах мира, наши артисты подчиняются четким законам шоу-бизнеса. Чтобы меня, например, узнали в Америке, мне пришлось подписать контракт с очень известной компанией PBС, которая конкретно оговорила, что я должен делать.

Сначала они купили мой концерт, затем показали его по национальному телевидению на всю Америку. Перед ними у меня есть обязательства, но, выполняя их, я почти ничего не зарабатываю. Наоборот, в самом начале мне сказали: "В Штатах у вас таких высоких гонораров не будет". Я в ответ: "А мне и не надо. Буду счастлив, если меня узнают в США как российского певца". Я хочу показать им, что в России есть артисты, есть своя музыка, есть русские и украинские песни. Я очень часто пою в концертах "Чорнiї брови, карiї очi", а сейчас готовлю целую программу - туда войдут "Гандзя", "Нiч яка мiсячна"... Если честно, несмотря на мои украинские корни, добиться правильного произношения тяжеловато. Спасибо, Таисия Повалий...

-...научила?

-...пообещала помочь.

Я считаю, что нашу культуру в мире должны знать, поэтому и подписал контракт о гастролях в Аргентине и в Чили. С финансовой точки зрения он для меня совершенно невыгодный, но я согласился туда поехать, предварительно настояв, что там будет звучать русская, славянская музыка. Надо же что-то делать, нельзя просто так выходить на сцену и думать только о том, где собрать очередной концерт или как повыгоднее договориться о выступлениях на днях рождения или свадьбах...

...То, что приходит, надо уметь и отдавать, поэтому я был очень счастлив, когда Фонд мира наградил меня золотой медалью за 165 благотворительных концертов. Сейчас их число увеличилось, они в моей жизни были и теперь есть. Кстати, в киевском дворце "Украина" я - впервые! - провел концерт "Басков и друзья", в котором участвовали украинские зiрки.
"МЫ, АРТИСТЫ, КАК ДЕТИ. НАШЕ ДЕЛО - УЧИТЬ НОТЫ"

- Теперь, Коля, перейдем от возвышенного к земному, вспомним время, когда ты учился, делал первые шаги. Представляю, если бы не подоспела тогда помощь Бориса Исааковича Шпигеля, который вложил, я знаю, очень много денег в то, чтобы твое имя узнали...

- Вот все почему-то так говорят и пишут. На самом деле немного.

- Немного - это сколько?

- Вся сумма составила 350 тысяч долларов.

- То есть сегодня за 350 тысяч...

-...сегодня нет! Да и тогда нет. Со мной получился уникальный вариант.

- ???

- Первый мой клип - "Памяти Карузо" был снят за 13 тысяч долларов, и его ротация пошла на ТВЦ - московском канале, который транслировался по всей России. Но мы это не оплачивали. Дело в том, что тогда радиостанция "Европа плюс" объявила среди исполнителей конкурс и полностью взяла радио- и телеэфир на себя. По итогам голосования слушателей телевидение каждую субботу показывало хит-парад победителей, в котором моя композиция восемь недель стояла на первом месте.

После этого за 18 тысяч долларов мы сняли клип на песню "Мгновение", а самые большие вложения были сделаны в концертный зал "Россия", где прошел мой первый сольный концерт...

- Очень дорогая аренда?

- Нет, не аренда - расходов требовали роскошные декорации и, конечно, реклама. Потому что ну кто тогда знал Николая Баскова? Я только появился, снял два клипа - и все! Многие артисты говорили, что Шпигель воспринимает ситуацию неадекватно: мол, Басков не имя - ну кто на него пойдет?

- Коллеги обрадовались, что появился еще один гастролер?

- Наверное (смеется). Концерт состоялся 23 марта, и я запомню этот день навсегда. В кассах билетов не было, спекулянты взвинтили цены... Словом, после этого концерта в зале "Россия" пришлось дать еще семь дополнительных. Деньги были очень быстро отбиты, возвращены, но Борис Исаакович не собирался заниматься какими-то крупными вложениями в меня, таким образом зарабатывать. Я благодарен ему за то, что он появился в моей жизни, за то, что оставил меня в стране, потому что был момент, когда хотелось уехать...

- Куда?

- Мне предлагали заниматься в школе при "Метрополитен-опере", а по ее окончании остаться в Америке и делать карьеру там.

- Коля, не все в Украине, наверное, знают, кто такой Борис Шпигель. Для тех, кто не в курсе, - это один из самых богатых людей России, который занимается фармацевтической промышленностью...

- Да, один из... И в России, и в Украине, слава Богу, немало богатых людей - они должны быть, но я бы сказал, что в большей степени он меценат - человек, который поддерживает искусство... Знаешь, не было бы Шаляпина, если бы не Савва Мамонтов.

Мы, артисты, как дети. Мы так далеки от разных проблем и часто не понимаем, как все должно состояться и срастись, чтобы мы стали артистами. Наше дело - учить ноты.

- То есть хорошо, что появился Шпигель?

- Я благодарен за это Богу!

- Если бы не он, все иначе могло обернуться?

- Безусловно, могло бы и не так хорошо сложиться. Наверное, это судьба, что я встретил его, а он встретил меня. Для меня большое счастье, что он стал моим продюсером! Я всегда говорю со сцены, когда он присутствует в зале, что это человек, который подарил мне моих поклонников, и я буду помнить это до последнего своего вздоха.
"МОЙ БУДУЩИЙ ТЕСТЬ БЫЛ ПРОТИВ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ С ЕГО ДОЧЕРЬЮ"

- Кроме поклонников, он подарил тебе еще и самое дорогое, что у него было, - свою дочь...

- Ой, это вообще было тайной, о ней совершенно никто не знал.

- Как же все получилось?

- Мы познакомились, когда по творческим делам я пришел к Борису Исааковичу домой. Все случилось настолько естественно...

- Неужели не было коварного умысла: мол, привяжу-ка я к себе спонсора, окрутив его дочь?

- Хм, а разве можно кого-нибудь окрутить? Разве в радость жить с человеком, его не любя?

- Ну, с такой внешностью, как у тебя, окрутить, я думаю, можно...

- (Обиженно). Моя жена тоже очень красивая женщина!

Знаешь, когда мы стали встречаться... Дело же не только в красоте внешней - важно, что у тебя внутри. Многие молодые люди могут это не понять, но более взрослое поколение согласится: какие бы золотые горы ни сулил союз с нелюбимым, человек в нем только мучается. Мы полюбили друг друга, мы были счастливы!

Я помню момент, когда отец Светланы был против наших отношений. Он возмущался, говорил, что артистов в его семье быть не может... Тогда меня как раз пригласили на семь месяцев в Европу - там со мной должны были работать разные люди, чтобы общими усилиями сделать правильный российский продукт, предназначенный для Запада. Борис Исаакович сказал Свете, что Басков уезжает на полтора года...

-...и слава Богу!


"Отец Светланы был против наших отношений, но, слава Богу, мы уже пять лет вместе"



- Да, что-то в этом духе. Моя будущая жена ответила, что, как только я пересеку границу, она сделает то же самое вслед за мной. Света сказала: "Нам ничего не нужно - только бы быть вместе". В общем, отец смирился... Я понимаю своего тестя - он волновался. Сколько молодых, очаровательных парней с удовольствием посягнули бы на сердце девушки...

-...увидев такого тестя...

- Слава Богу, мы уже пять лет вместе!

- Я наблюдал ваши отношения неоднократно и в разных странах. Поразительно, но вы по-прежнему ходите, держась за ручки, и так трогательно друг о друге заботитесь... Сыграть это, на мой взгляд, невозможно...

- Однажды ради интереса нам сделали астрологические гороскопы (их рисуют в виде небесных полушарий), так вот, мое и ее полушария полностью соединились, не осталось ни одного расхождения. Действительно, нам вместе легко, хорошо.

- Когда вы поженились, Светлана была еще очень молода - ей только 19 исполнилось...

- Да, но почти так же когда-то было у моих папы с мамой, которые 1 ноября отметили 29 лет совместной жизни.

Эти проблемы знакомы многим - все хотят видеть своих детей счастливыми, защитить их от предательств и обмана, и, конечно же, я понимал волнения своих будущих тестя и тещи.

- Борис Исаакович доволен тем, как ты относишься к его дочери?

- У нас нет разногласий, мы - одна семья. Я очень уважаю его и свою тещу, люблю жену, дорожу родителями...

- Рассказывали, что у вас была какая-то фантастическая свадьба, что тесть преподнес потрясающий, шикарный подарок...

- Нет!

- Нет?

- Ой, это уже обросло массой слухов - из мухи сделали слона. Свадьба, конечно, для нас была фантастической, но мы были влюблены так, что вокруг ничего не видели. Наша брачная ночь началась с того, что мы поняли, как голодны, потому что оба ничего весь вечер не ели. Пришло много гостей - тогда я уже был знаком со своими коллегами по опере и эстраде, было также много людей из большой политики, с которыми общается и дружит мой тесть. Естественно, если бы мы кого-нибудь не пригласили и отпраздновали свадьбу в узком семейном кругу...

-...вас просто не поняли бы...

- Многие бы обиделись! На самом деле, мы поступили правильно и все больше убеждаемся в этом, просматривая отснятую на свадьбе видеокассету. Дай Бог, чтобы когда-нибудь ее увидели наши внуки и правнуки!

...Как-то я спросил Монтсеррат Кабалье: "В чем себе надо в жизни отказывать, чтобы получилось вот это, то, то?". Она посмотрела на меня и сказала: "Коля, жизнь дается один раз - зачем же себе в чем-то отказывать? Всегда найдутся люди, которые будут тебя судить и не понимать. Они скажут: "А! Ему все легко! У него есть то, у него есть это". А другие посмотрят с высоты своего образования, своего знания законов жизни и поймут: "Неправда, не все легко, но молодец! Идет, растет, не сгибается". Поэтому главное для меня - не потерять свое "я", остаться нормальным, хорошим человеком, которому не стыдно ни за свои поступки, ни за свои слова. Вот и все!

- Многие наверняка читают и думают: такой богатый тесть - наверное, и щедрый. Интересно, какой самый красивый подарок он преподнес любимому зятю, ну, предположим, на его день рождения? Ты, Коля, не скромничай, говори. Мне же рассказывали, что он тебе дарил...

- Ну просто голливудская история получается... Ты знаешь, мне не только тесть делает подарки. Совсем недавно в театре "Лисео" в Барселоне с баритоном Карлом Альваресом, который имеет "Грэмми" за 2001 год, с Монтсеррат Кабалье и с ее дочерью Монтсеррат Марти я пел в опере Массне "Клеопатра". Это была европейская премьера, которую снимали на телевидении - скоро в Европе выйдет компакт-диск. Так вот, после спектакля ко мне за кулисы пришли поклонники.

- Дамы?

- Нет, муж с женой. Они живут в Мадриде, но увидели в Интернете анонс театра "Лисео", мою фамилию и прилетели в Барселону. Это было 18 октября, а 15-го у меня был день рождения. Они вошли в гримерку с букетом цветов. Сеньора сказала, что она большая моя поклонница, а ее муж произнес: "Мы узнали, что у вас прошел день рождения. Простите, что без подарка. Мы очень вас любим". Это было так искренне сказано... Ну а потом... Видишь? (Показывает на руке роскошные часы, усеянные крупными бриллиантами. Примерная стоимость 50-60 тысяч долларов).

- Он снял и протянул их тебе?

- Ну да - сделал такой подарок.

"ИНТРИГИ, ЗАКАЗНЫЕ СТАТЬИ, НЕЛЕПЫЕ СЛУХИ - ВСЕ БЫЛО"

- И все-таки что тесть дарил?

- Ну, например, машину, о которой я мечтал всю свою жизнь, - "кадиллак".

- Ты ездишь по Москве на "кадиллаке"?

- Нет, только на какие-то мероприятия, на которые и моих коллег-артистов доставляют подобные автомобили. Просто когда-то в детстве я прочитал, что Элвис Пресли бредил таким авто и на свой первый гонорар купил "кадиллак". Это запало мне в душу.

- Теперь поставим себя на место коллег-артистов. Появляется конкурент - такой молодой, красивый, обаятельный. Как солнце: идет - и все вокруг преображается. Многие из них прямо мне говорили: "Все при нем - и деньги, и концерты, и сумасшедшая любовь поклонников". Они так тяжело к этому шли, а многие вообще не дошли...

- Ну что ж, все идут по-разному.

- Тем не менее им было нелегко, и вдруг появился Басков - и все у его ног...

- Дим, мне тоже тяжело.

- Началась зависть?

- Ну, на это я вообще не реагирую, меня такие вещи не трогают. Мало ли что будут говорить о тебе всю жизнь - зачем тратить на это свою энергетику?

- Интересно, а тебе досаждали интриги, нехорошие какие-нибудь поступки со стороны коллег?

- И очень часто. Сколько было заказных статей - и по поводу голоса, и по поводу моего образа жизни! Подстраивали разные нелепые ситуации: скажем, перед правительственным концертом могли вычеркнуть мою машину из списка на въезд. Однажды закрыли дверь на замок, и я не мог выйти. Были, были какие-то неприятные моменты, но постепенно все...

Я философски к этому отношусь (артисты меня поймут). Есть то, что тебе не принадлежит, - голос, который дается Богом, и талант, над которым надо трудиться, постоянно его развивать. Ты им не управляешь: завтра твое душевное равновесие может нарушиться - и все! Не исключено, что это отразится на голосе: он не так себя поведет - и какой ты после этого артист?

Эта внутренняя борьба все время в тебе идет. Чтобы быть артистом, необходимы условия, должен быть строго определенный режим жизни. Многие ведь не знают, что ты испытываешь после того, как состоялся концерт. Какой ты? Сколько надо накапливаться, как не растерять тот огонь, который в тебе есть...

-...и как потом восстанавливаться...

-...чтобы не стать мертвым? Иногда бывает, что ты не хочешь никуда лететь, никуда ехать. Не верь коллегам, которые говорят, что им не надоели самолеты, поезда и гостиницы, - значит, они просто не ездят так, как ездят востребованные артисты, когда география от Америки до Японии и тебя мотает по разным полюсам. А ведь после этого еще надо петь, и это не тот случай, когда достаточно взять в руку "деревянный" микрофон....

-...и раскрывать рот под фонограмму...

- Под фонограмму вообще можно петь хоть утром, хоть днем, хоть вечером - без разницы...

- И голос звучит одинаково...

- Какие проблемы! В моей ситуации это не прокатит - ни здесь, ни на Западе, поэтому надо придерживаться определенного образа жизни и каждый день, несмотря на свое состояние, заниматься техникой дыхания. Недомогание надо сразу локализовать, держать в форме и голос, и себя - внешне. Я очень люблю поесть, иногда так хочется позволить себе чуть больше... Особенно в Украине, где в последнее время пристрастился к вареникам, драникам. Но нельзя - я настолько быстро от них полнею...

- А так не скажешь...

- Все равно можно было бы выглядеть лучше. Хм! (Смеется).

- Ну ладно, не прибедняйся. Вчера ты участвовал в концерте во дворце "Украина" и, как мне уже успели рассказать, на сцену тебе вынесли 200 букетов. Я удивился: "Да перестаньте, разве может такое быть?"...

- Может!

- 200 букетов? Что же ты с ними сделал?

- Забрал! Вся ванна в моем номере утопает в цветах.
"РАДИ МЕНЯ МОЙ ПАПА НЕ СТАЛ ГЕНЕРАЛОМ"

- О чем ты думаешь, когда видишь такую всенародную любовь? Ее же нельзя сыграть, сымитировать, она или есть, или ее нет...

- Я просто... (Пауза. Глаза наполняются слезами).

Я не могу передать, что ощущаю, когда нахожу отклик в сердцах людей, которые любят тебя и знают, ездят за тобой, приходят на концерты и дарят свою теплоту... Иногда я не верю, что это происходит со мной. Телевидение, кстати, отражает далеко не все, что бывает за кадром. Да, многие артисты и модные группы снимают и показывают, как их встречают, буквально разрывая на куски: майки рвут - все, что угодно. Но там одна любовь, а есть другая - когда к тебе относятся с уважением люди, сами заслужившие уважение. Они переступили возрастной барьер, после которого человек и воспринимает жизнь, и мыслит по-другому, не так, как в 20-30 лет. И вот эти ветераны встают и жмут тебе руки, обнимают тебя, целуют, да что там - когда выхожу на улицу, падают передо мной на колени...

- Ну, я, например, сам видел, как сегодня, когда ты выходил из гостиницы...

-...да, остановилась машина, из нее вышли две женщины. "Можно вас поцеловать?" - спросили. Я не успел ответить, как они меня уже расцеловали.

Если была бы возможность, я бы перед всеми своими поклонниками встал на колени, чтобы поблагодарить их за эту любовь. Самое страшное для меня - ее потерять. Думаю, проблема в том, что я рано стал знаменитым, в 24 года получил звание заслуженного артиста.

- Ты считаешь, это проблема?

- Для артиста - конечно. Надо же все не просто не потерять - удержать.

- По поводу званий... Можешь ли ты подтвердить или опровергнуть то, что мне рассказала одна очень известная певица? По ее словам, узнав о том, что Президент Кучма присвоил тебе звание народного артиста Украины, Филипп Киркоров выразил свое неудовольствие. Он якобы сказал: "Я тут 15 лет пою и до сих пор не заслуженный, а Баскову уже народного дали". Ты знаешь об этом?

- (Пауза). Наверное, по этому поводу Филиппу надо поговорить с Кучмой (смеется).

- Ответ дипломата. Коля, я знаю, что ты из интеллигентной семьи: когда вы жили в Германии, мама работала диктором на телевидении, а папа - полковник, окончил Академию Генерального штаба. Скажи, как родители отнеслись к тому, что их мальчик выбился в люди и стал таким прекрасным артистом? Они следят за твоими успехами?

- Папа приходит на все концерты и радуется. Когда в Украине мне присвоили почетное звание, он позвонил и сказал: "Оно приравнивается к высочайшему армейскому. Ради тебя, сын, я не стал генералом, но моя мечта воплотилась в тебе".

- А что значит: "Ради тебя не стал генералом"?

- Когда папа окончил Академию Генерального штаба, его назначили на генеральскую должность в Одессу. Естественно, нам нужно было паковать чемоданы и переезжать, но мама сказала: сын должен получать образование в Москве. Я как раз поступил тогда в Музыкальный театр юного актера, и она хотела, чтобы я продолжил учебу либо в ГИТИСе, либо в консерватории, либо в Гнесинской академии. Месяц у них шли споры, пока папа не согласился: "Пусть это будет на твоей совести - мы остаемся в Москве!".

- Он, по-моему, командовал дивизией?

- Да, причем и в Москве тоже. Все его друзья, коллеги, с которыми он учился и с кем служил, характеризуют его как одного из самых добропорядочных, честных и профессиональных военных. Я своим отцом горжусь!

- Возвращаясь к разговорам о недоброжелателях. Записав несколько песен с Монтсеррат Кабалье, ты окончательно всех конкурентов убил, лишил их покоя и сна. Многие говорили: "Ну конечно, он же заплатил ей несколько сот тысяч долларов". Мол, просто так она никогда бы ни с кем не спела, а тут взяла мальчика и давай с ним по всему миру ездить и исполнять дуэты. В Испании, в Украине...

-...в Италии.

- Ты действительно заплатил ей несколько сот тысяч долларов или это сплетни?

- Все-таки какая ущербная у нас ментальность! Наша проблема - зависть, а ведь это одно из чувств, которые человека приземляют, закрывают его чакры для общения с чем-то духовным. Есть люди, у которых все в жизни вроде бы хорошо, они состоялись, богаты, но зависть настолько гложет их изнутри, что они не знают, как вылечить свою больную душу. Ни врачи, никто не помогает...

Они сами себя обкрадывают и лишают возможности творить, выходить на другой уровень. В нашей жизни ничего просто так не дается, и если вы начинаете завидовать другому человеку, если начинаете думать: "Почему он, а не я?", тем самым вы закрываете себе путь, который, возможно, впоследствии вам будет дан...

Надо критичнее смотреть на свои поступки, на свое отношение к людям, на свои слова. Слово, молитва, которые в жизни каждого существуют, - это же очень важно. Человек, может, чего-то не понимает, но проговорит про себя: "Господи, прости и помилуй!" - или еще что-то, и светлее становится на душе... Многие думают, что мы живем в сугубо материальном мире и все отношения между людьми строятся на взаимовыгоде. Это ужасно!

- Ты, я смотрю, романтик!

- Нет, не романтик...

- Но и не циник...

- Просто я так живу - это и есть мой ответ. Я вот завидую Леонардо ДиКаприо, который в 19 лет снялся в фильме "Титаник"...

-...и получил за это 18 миллионов долларов...

-...и стал знаменитым на весь мир. Я не переживаю, что, например, многие наши актеры сейчас снимаются в популярнейших сериалах, которые смотрит вся страна, и получают с продажи фильмов хорошие гонорары. Я счастлив, что Руслана победила на "Евровидении", - это событие, которое надо ценить, уважать. Есть, значит, женщины в украинских селеньях, но почему мы должны воспринимать людей, только если они становятся знаменитыми на Западе? Там, например, есть артисты, которые для них являются символами, а мы их не знаем. Ну, скажем, слава Мадонны, Селин Дион и Мерайи Кери не идет ни в какое сравнение с той, которую имеет в Америке Барбра Стрейзанд.

- Она, между прочим, не только певица, но и общественный деятель...

- Кантри-исполнительницу Долли Партон многие у нас вообще не знают, а это между тем кумир американской публики, в США ее записи продаются миллионными тиражами. Эти песни даже изредка не услышишь на радио, но на ее концерты билеты расходятся за полгода. Кстати, многие голливудские актеры увлекаются разными течениями: кто буддизмом, кто йогой, ищут духовное равновесие с этим миром.

К сожалению, некоторые люди воспринимают все как-то уж очень прямолинейно. Они думают: "Почему у тех так, а у меня этак?", а надо внимательнее смотреть на свои поступки, свое отношение к окружающим. Иногда, когда вы обижаете людей незаслуженно, это к вам возвращается бумерангом. Многие просто об этом не задумываются и поэтому живут с каким-то амбициозным чувством зависти по отношению к другим людям...
"К СОЖАЛЕНИЮ, В НАШИХ СТРАНАХ ВСЕ МЕРЯЮТ ДЕНЬГАМИ"

- Возвращаясь к Монтсеррат Кабалье. Почему она именно с тобой спеть решила?

- Ну, во-первых, Кабалье - богатейшая женщина, и альбом "Барселона", записанный с Фредди Меркьюри, по продажам имел феноменальный успех...

- Даже больший, чем у Леонардо ДиКаприо?

- Да, больший! К сожалению, в наших странах приходится все мерить только деньгами. Это ужасно, конечно, но пускай - мы будем играть по этим законам шоу-бизнеса.

Монтсеррат Кабалье должна была приехать выступать в Санкт-Петербург. Она славится тем, что поддерживает молодые таланты и поет со многими молодыми хорошими голосами в мире. В России она хотела поступить так же, и когда финский промоутер певицы привез ей записи моего альбома, она послушала и согласилась со мной спеть. От нее позвонили моему продюсеру: "Мы хотим сделать в Санкт-Петербурге концерт Кабалье - Басков". Мой продюсер сказал: "Да, хорошо...".

-...Коля подумает...

- Нет. (Улыбается). Они спросили: "Какие ваши условия?", после чего договорились о моем участии. Я даже получил за этот концерт какой-то гонорар, хотя для меня тут не деньги важны - сам факт...

У нас был ошеломляющий успех, и вечером того же дня продюсер Кабалье предложил: "Почему бы вам не спеть в Москве?". Монтсеррат сказала, что готова на такой концерт, если сама со мной его подготовит. И назначила мне через два месяца встречу в Барселоне. Я приехал с клавирами, нотами и начал заниматься. Очень скоро я стал делать грандиозные успехи, понимать, чего именно она от меня хочет. После московского концерта, который прошел два года назад, случайная встреча переросла в близкую дружбу со всей семьей Кабалье.

Для меня большое счастье (как сегодня я говорю, ради этого стоило родиться), что я у оперной дивы ХХ века четвертый ученик. До этого были Хуан Понс, Хосе Каррерас, Монтсеррат Марти - ее дочь, и теперь к ним присоединился я. Вот уже два с половиной года я общаюсь с этой удивительной женщиной: она меня учит, мы с ней партнеры на сцене. Более того, я готов отдать все, что у меня сегодня есть, только чтобы Бог подарил ей долгие годы, здоровье и силы, чтобы она могла передать мне все мастерство, которым владеет.

То, что я получаю от нее в профессиональном плане, неоценимо, это невозможно измерить никакими деньгами. Монтсеррат поставила условие: я приезжаю моментально, как только она меня вызывает, готовлю партии, которые она укажет... У нее насчет моего голоса свое мнение. Когда я сказал ей, что хочу полностью уйти в оперу и петь исключительно классическую музыку, она недоуменно на меня посмотрела: "Зачем? Многие оперные певцы мечтали бы петь на эстраде, но тембр голоса этого им не позволяет".

- И в итоге этих исполнителей с их роскошными голосами никто не знает...

- Не то чтобы не знает - просто это совсем другая сторона медали. У нас оперные певцы оказались за пределами шоу-бизнеса.

- Очевидно, здесь им нужна такая же раскрутка, как на Западе...

- Абсолютно! Извини, но если в Испании мы пели спектакли, то по телевидению нас показывали через каждые час-два.

- Другая культура!

- Конечно. Мало того, билеты на них были проданы по Интернету за полгода до начала.

- Тем не менее, Коля, оперные певцы обычно свысока смотрят на эстрадников, считают их чем-то несерьезным. Хотя опять-таки... И Тамара Ильинична Синявская, и Елена Васильевна Образцова, и Муслим Магомедович Магомаев - все они говорили мне, как тебя любят. Едва речь заходила о Баскове, сразу же воодушевлялись: "Коля такой замечательный!"...

- Есть другие певцы и певицы, которые, наоборот, хмурятся и перечисляют все мои, как они считают, недостатки.

- В Большом театре многие коллеги говорят: "Да ну, Басков - ерунда, эстрадник, это не наше искусство!"?

- Наверное, их очень много, но это никак не влияет на любовь ко мне публики. Если кому-то мое исполнение не нравится, насильно мил не будешь.

- Когда ты пел в "Евгении Онегине" Ленского, я спросил одну оперную певицу, народную артистку Советского Союза: "Ну как Коля Басков?". Она сделала паузу и сказала: "Шуба у него роскошная"...

- Не хочу спорить, но знаю: оперный певец растет с годами. Послушай записи любого молодого артиста, а тенор, вообще, такой голос, который к 30 годам созревает. Да, надо набираться мастерства, и я согласен с критиками, которые когда-то говорили, что мой голос не настолько крепок и интонирован, что звукоизвлечение немножко неправильное. Сейчас на эти упреки я реагирую очень просто...

- Еще не вечер?

- Нет! У меня есть рецензия на мое выступление, написанная самым известным критиком Хавьером Паласкесом. Мне его прислал Карлос Кабалье, брат и главный импресарио Монтсеррат, который делал знаменитый концерт трех теноров. Помню, я к нему однажды пришел и говорю: "Мне не хватает сил допеть". Он улыбнулся: "Сейчас я тебе поставлю кассету, где Доминго тоже недопевает. Чтобы тебе не было страшно".

Отсылая мне факс с рецензией, он написал: "То, к чему мы стремились два с половиной года, сформулировано в пяти словах". Там же купить критиков невозможно, они приходят на спектакль и пишут так, как думают, как есть. До того как я вышел на сцену, Паласкес меня вообще не знал и не слышал, а после спектакля написал: "Исполняя роль Спакоса, российский певец Николай Басков блистал своим тембром, как выдержанное дорогое испанское вино".

- В другой статье было написано: "Достаточно одного - чтобы голос у этого певца созрел. Ему свойственны такие безупречное звуковедение и красота тембра, что хотелось бы слышать этого тенора в стенах театра "Лисео" всегда.
"ТАЯ ПОВАЛИЙ РОБЕЛА, КОГДА Я К НЕЙ НАКЛОНЯЛСЯ И ПРИКАСАЛСЯ"

- Коля, недавно вы записали с Таисией Повалий прекрасный клип. Я видел очень эротичные фотографии съемок, слышал откровенные расcказы о них. Что делал бедный Игорь Лихута, когда вы с его женой изображали пылкую любовную страсть? Каково ему было?

- Это кино, жизнь в кадре, и артист должен уметь такие вещи играть. Там, вообще, все: музыка, сюжет - идет вразрез с моим творчеством, противоречит моему имиджу.


"Когда я прикасался к Тае Повалий, то забывал, что нахожусь на съемочной площадке"

- А это правда, что Тая робела, была во время интимных сцен скованна?

- Ну конечно! Особенно когда я к ней наклонялся, прикасался. Видимо, это был настолько сильный посыл, что его нельзя не почувствовать. Можно дотронуться до руки - и уже пробивает током.

- Таю пробило?

- Но и у нее был такой взгляд!.. Я иногда забывал, что нахожусь на съемочной площадке... Я специально исполнил такую песню, сознательно поменял имидж, чтобы показать: умею петь не только эстрадную классику, но и стилизованные песни, в которых, как говорят, голос не нужен. Этот клип стал прорывом в моем творчестве, я очень рад, что наша песня сейчас хит на всех радиостанциях.

- А с кем было интереснее или, скажем так, волнительнее петь в дуэте? С Софией Ротару или с Таисией Повалий?

- С Таей мы нашли общий язык с первого дня знакомства и очень за последний год сдружились, а София Ротару для меня женщина, в которую я был влюблен с детства. Я подошел к ней в концертном зале "Россия"...

-...и сердце забилось тревожно?

-...и высказал все, что о ней думаю. Я безумно ее люблю, обожаю - и как певицу, и как женщину. Не знаю, какими словами это передать... Когда произносят имя Софии Ротару, мое сердце действительно бьется по-другому. Это уважение, преклонение, восхищение...

У нас произошел небольшой нонсенс (смеется). Только мы решили записать дуэт, только я нашел подходящую песню, как господин Киркоров с госпожой Жасмин возьми и спой ее на концерте.

- Каким образом? Без вашего ведома?

- Да. Просто автор "забыл", что он продал дуэт мне, и заодно, под хороший проект, сторговался с Киркоровым...

- Да, шоу-бизнес...

- Они сделали все быстрее... В расстройстве я позвонил Софии Михайловне. Она спрашивает: "Как наш дуэт?". - "Очень хорошо! Уже спет". Она: "Как спет?". А когда узнала об этой ужасной истории, пообещала: "Все, теперь я сама что-то найду". Так появилась песня "Цветет малина" Евзерова и Денисова. Мы записали ее для "Новогоднего огонька" на ОРТ, и после этого она стала бесспорным хитом. Всегда, когда мне говорят, что петь предстоит с Софией Михайловной, я очень серьезно к этому готовлюсь.

- Коля, обычно артистов, на которых в раннем возрасте свалилась слава, ожидало очень неважное продолжение. Мы знаем множество примеров: от Ободзинского до Мулермана, - когда люди не выдерживали, ломались...

- Я постараюсь быть, как Кобзон (смеется), - на него ничего не влияло. Этот человек огромнейшего таланта, дисциплины и интеллигентности прошел свой путь с высоко поднятой головой. Он не только артист, но и политический деятель, созидатель. Я бы очень хотел быть на него похожим.

- В общем, лет через 20 Николай Басков будет заседать в Государственной думе России...

- Я не думаю о том, где буду и буду ли вообще заседать, - просто хотел бы таким быть. Для меня Кобзон - человек, который стал популярным в молодости и сегодня является фигурой.

- Столпом, я бы сказал...

- Да! Да! Не могу не назвать также Муслима Магомаева - это вообще наша история, он стоит особняком. Жаль, что он сейчас не поет, не выступает.

- В свое время он очень любил жизнь...

- (Смеется). Хочется равняться на людей, у которых все получилось, хотелось бы, чтобы у меня тоже было пять внучек, как у Иосифа Давыдовича, двое детей, хорошие и зять, и невестка...

- А хорошая жена уже есть!


С Дмитрием Гордоном Николая связывает старая дружба



- Вот именно! Есть прекрасная семья, есть поклонники, которые следят за моим творчеством и меня уважают, есть люди, которые нейтрально ко мне относятся или меня не любят. И слава Богу! - все это нужно для равновесия моего "я".

- Думаю, прочитав это интервью, те, кто по каким-то причинам тебя недолюбливали, полюбят, а те, кто любили, наверное, полюбят еще больше. И напоследок, Коля, анекдот о Баскове. Ты их, наверное, много знаешь?

- (Смеется). Меломан в восторге: "Боже мой, вы слышали радио? Как великолепно Басков спел последнюю верхнюю ноту!". - "Это не Басков - это пациент в зубном кабинете".

Есть разные анекдоты! Молодой человек купил шампанское, конфеты и отправился в гости к девушке. Поднимается на второй этаж, звонит в дверь, ему открывает Басков. Парень оторопел. "Здрасьте, - говорит. - А Катюшу можно?". И Басков ему: "Конечно, можно (поет): "Расцветали яблони и груши...".

- И это была не фонограмма!

- Это были я и Дмитрий Гордон.

- Коля, я очень благодарен тебе за беседу. Желаю всего самого хорошего, что только можно пожелать человеку, который находится в зените славы...

- Светить всегда, светить везде, светить на суше и в воде и дарить людям радость! Я буду счастлив, если после этого интервью кто-то откроет меня совершенно с другой стороны.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось