Кинопродюсер Марк РУДИНШТЕЙН: "Ради интердевочки я оставил семью, и мы прожили вместе три года"
"БИЗНЕСМЕНОМ Я ВСЕ-ТАКИ НЕ БЫЛ"
- В конце 80-х годов, когда кооперативное движение переживало расцвет, вас называли одним из самых богатых в СССР людей. Вы даже сами однажды признались, что были тогда богаче Березовского, - а все потому, что сумели приобрести права на фильм "Интердевочка"...
- Это не совсем так - мы с Разумовским (есть такой известный продюсер, создатель компании "Фора-фильм") вместе стартовали. Почему началось кооперативное движение в кино? Да потому, что немножко упал интерес к эстраде, а претензии артистов росли...
-...непомерно...
-...обратно пропорционально зрительскому интересу к ним. Время стадионов и понастроенных к Олимпиаде-80 Дворцов спорта закончилось: сначала зритель туда пошел, а потом поостыл, - а тут началось броуновское движение в кино, и я купил права на показ "Интердевочки".
- Это стоило дорого?
- 800 тысяч рублей.
- Деньги, конечно же, заняли у друзей?
- Нет. До моего ареста были известны два Центра досуга: "Рекорд" Лисовского в Москве и в подмосковном Подольске - мой. Артисты бегали туда-сюда, к тому, кто больше платил, но лидером, естественно, был Лисовский, потому что он все-таки находился в столице.
- Ну как же, Лисовский! Любовь, комсомол и весна!..
- Тем не менее многие пели у нас - Малежик, Добрынин, даже Киркоров однажды приехал. Немножко мы тогда поднялись, а поскольку за год, пока я находился в тюрьме, Центр досуга из пяти миллионов рублей сумел растратить всего полтора, стартовал я со своим капиталом. На "Интердевочке" мы заработали очень прилично.
- "Очень прилично" - это примерно сколько?
- Два с половиной миллиона рублей. На эти деньги я снял фильм "Супермен" - первую советскую чернуху - и собрал на нем 37 миллионов рублей. По тому курсу это составило 13,5 миллиона долларов, которые официально лежали на счету (Центры досуга уже имели право на хозрасчет).
- 13 процентов государству...
-...и остальное себе. Поэтому я так легко ввязался в будущую фестивальную историю, не загадывая далеко наперед. Я все-таки не был бизнесменом и не готовил себя к руководящей должности... Столкнувшись с первым кризисом 94-го года, с ельцинским "черным вторником", отпусканием цен на газ и электроэнергию, я рухнул со всеми этими миллионами.
- Мне по секрету сказали... В общем, вы якобы так увлеклись фильмом "Интердевочка", что после этого женились на настоящей интердевочке. Это правда?
![]() "Если мне говорили, что какая-то актриса ко мне неровно дышит, я желал ей большого человеческого счастья". Кадр из фильма Алексея Балабанова "Мне не больно" |
- Абсолютная. Как-то с писателем Трушкиным - он сочинил в то время рассказ о проститутках - мы приехали в Новосибирск. С собой у нас была всего лишь одна копия картины, но, перекидывая части туда-сюда, мы крутили ее в двух (!) кинотеатрах. Сеансы начинались каждый час: там или сям, я выходил на сцену, говорил три слова: "Петр Тодоровский. "Интердевочка", после чего приглашал Трушкина и бежал в следующий зал.
- Потрясающе!
- Так мы трудились не покладая рук два месяца. За весь день у нас был час перерыва, чтобы пообедать, и однажды, придя в ресторан, мы увидели у входа плачущую девушку. "Чего вы грустите? - спросил я. - Идемте в кино, посмотрите "Интердевочку". Она разревелась еще горше и сказала: "Я и есть интердевочка". Эта фраза меня убила...
- Она так расчувствовалась от сюжета?
- Нет, плакала по другому поводу: кто-то ее оскорбил, обидел. Разумеется, мы взяли девушку с собой, завязался роман...
-...и вы тут же на ней женились?
- Нет, просто оставил семью, и мы прожили вместе три года.
- Отчаянный вы человек!
- Она ушла от меня в тот момент, когда я хотел на ней жениться. Это было так неожиданно... Прихожу домой, а ее нет - ну словно растаял человек. Два дня искал - сбился с ног. Как потом выяснилось, беглянка ехала поездом в Новосибирск, поэтому связи никакой не было. Я все не мог понять: почему? - но... В общем, когда она сообразила, что я действительно хочу на ней жениться, испугалась.
- Вы же были состоятельным человеком, могли ни в чем ей не отказывать...
- У нее было все, и у меня было все... Поверьте, ей было со мной хорошо, но эта история имела продолжение. Прошли годы, она, как и подобает интердевочке, вышла замуж за англичанина, родила ребенка и... нашла меня. Я приехал в лондонское предместье и, пока ее муж был на работе, пришел к ней домой... (Вздыхает). Было столько слез! Она не объясняла, в чем дело, не говорила, что "вот сейчас я все брошу и уеду с тобой", но устроила такую истерику, что пришлось оторвать от себя ее руки и уйти.
- В Лондоне у вас с ней так ничего и не было?
- Нет... У нее ребенок, муж - семья... Такая вот женская история, еще одна... Сюжет для Пушкина!
- Об этом, по-моему, надо кино снимать!
- Можно, наверное, и кино. Сейчас вот Бородянский написал сценарий "101-й олигарх", построенный на фактах моей биографии. Правда, по моей просьбе он кое-что изменил, чтобы не было слишком похоже. Почему 101-й? Потому что знаменитый журнал "Форбс" публикует список ста самых богатых людей планеты, а герою сценария не хватило, чтобы войти в эту сотню, одного миллиона.
Кино можно снимать обо всем. Почему, например, не сделать картину про год, проведенный в тюрьме? Там же уникальные вещи происходили. Представьте, два человека сидят друг против друга, последним кусочком сахара делятся, но если, играя в нарды, один из них ошибался, другой мог броситься в драку. Если кто-то говорил: "Не здесь", - второй сбрасывал со стола нарды и заходился в крике: "Ах ты жид пархатый!", "Ах ты министр проклятый!"... После этого мы неделю сидели, не проронив ни слова, а знаете, что такое молчание в тесной камере? Каждый мучился, не зная, как помириться, - это было такой трагедией!
- Вы, кстати, встретились с министром уже на свободе?
- Нет, никогда больше его я не видел. Лет через пять он вышел и позвонил, но ни в нем, ни в себе желания общаться я не заметил. Не знаю почему.
- Наверное, оттого, что вместе вы провели не лучший период жизни...
- Думаю, причина в другом: оба мы были лидерами - это чувствовалось... Трудно передать состояние двух людей, запертых в тесной камере, временами ненавидящих друг друга и тем не менее ждущих, если поссорились, примирения. Когда кто-то получал "дачку", он тихо подвигал другому кусочек сахара, хлеба или колбасы, и как только та сторона его брала, вся еда сметалась со стола, на который немедленно водружались нарды, и опять с 6 утра до 10 вечера шла игра - до следующей драки.
Очень тяжелым был момент, когда Караваев узнал, что меня выпускают... Я и сам за него переживал, мне было сложно с ним разговаривать. Он понимал, что я ухожу на воздух, на улицу, а он остается.
"С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ ЧТО ДРУЖИТЬ, ЧТО ВОЕВАТЬ - ОДИНАКОВО ПОЧЕТНО. ИСТОРИЯ БАНАЛЬНА: ОН, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ЕВРЕЕВ"
- Выйдя на волю, вы пытались его поддерживать?
![]() Для отечественных звезд Рудинштейн так и не стал своим. Даже с Янковским, многолетним президентом "Кинотавра", не сблизился |
- Как? "Матросская Тишина" - вотчина КГБ, и там чрезвычайно строгий режим. В Бутырке можно было послать "коня", "маляву" и все остальное, а в этой тюрьме - исключено... Ни передать что-то туда, ни получить известие оттуда было невозможно - это во-первых, а во-вторых, мы были немножко в разных весовых категориях: меня судили за три тысячи рублей, а его - за 10 миллионов.
- Так он был красавец!
- Что да, то да. Вины своей Караваев не отрицал и рассказывал мне, как оказался втянутым в эту историю. Как русского его в Казахстане сдали первым - своих казахи пытались спасти. Ему казалось несправедливым то, как с ним там обошлись, но в то же время, хотя мы сидели вместе, отношение к нам существенно различалось. Ему, например, давали хорошее масло, суп с мясом, а мне - баланду с костью или даже без таковой. Он питался, так сказать, по 4-му Управлению, а я... Ну, сами понимаете, по какому. Делиться же в тюрьме можно "дачкой", но не едой. Видели бы вы тот рыбный суп, в котором плавал длинный скелет с тонкими ребрами, - как на карикатурах... Это же надо было специально снимать с рыбы все съедобное, чтобы такая осталась кость...
- И кто-то же это делал!
- Меня тот советский садизм поражал. До сих пор, по прошествии стольких лет, я чувствую, насколько пережитое меня закалило, сконцентрировало во мне силу воли. Помню, когда я уже вышел и провел в Подольске знаменитый рок-фестиваль...
-...который западные журналисты окрестили "советским Вудстоком"...
-...меня вызвали для очередных разборок. До тюрьмы, если я попадал на ковер к начальнику, у меня сильно потели руки, а тут... Пришел, спокойно посмотрел на руки - они были холодные и сухие, и когда услышал, что меня снимут с работы, сделал неприличный жест: "Вот вы меня снимете!".
- Так это вы Шевчуку рубильник включали, когда майор КГБ отключал?
- Да (улыбается), это знаменитая история. Через много лет тот товарищ работал у меня директором московского кинотеатра "Мир", и мы с ним были в очень даже хороших отношениях.
- Все смешалось в доме Облонских...
- Все смешалось! Он вырубал рубильник, я врубал, и при этом оба мы хохотали, а не дрались. Ему начальство сказало отключить электричество, а у меня шесть тысяч народа...
-...и на сцене Шевчук...
- Если бы выступление сорвалось, убили бы и Шевчука, и меня, и его, поэтому майор выполнял распоряжение, чтобы доложить начальству: "Выключал!", - однако и мне не мешал.
- Театр абсурда!
- Но из разряда таких, о которых не жалеешь.
- С виду вы, Марк Григорьевич, милейший человек, ну просто ангел, а вот поди ж ты, говорят, что вы скандалист, что невзлюбили Никиту Михалкова...
- Думаю, это не я его невзлюбил, а он меня. Вы знаете, с Никитой Сергеевичем Михалковым что дружить, что воевать - одинаково почетно, и не от меня зависело, быть его другом или врагом. История банальная: он, мягко говоря, не очень любит евреев. Можно сказать грубее, хотя любой русский человек, и он в том числе, услышав такой упрек, возразит: "Как это я не люблю? Да вокруг меня все евреи". Мой знаменитый друг - дирижер Большого театра, а теперь английского оркестра - Саша Лазарев (мы вместе служили), сказал мне: "Если человек говорит, что у него все друзья евреи, знай: он антисемит". Вот и Никита Сергеевич туда же.
Впервые посетив "Кинотавр", он вышел на сцену и произнес: "Я был не прав, когда недооценивал фестиваль, - это действительно серьезная работа, хорошая академия кино". Есть даже фотография, где мы с ним стоим в обнимку. Потом он вернулся в столицу и в интервью "Вечерней Москве" (эта заметка хранится у меня по сей день) заявил: "Рудинштейн всю жизнь хотел создать престижный фестиваль, но дворняге породистой собакой не стать никогда". Совершенно случайно я смог ответить на этот выпад в передаче Диброва. "Никита Сергеевич, - сказал, - вы сами из дворовых. Ваш дедушка был дворовой и за заслуги перед родиной получил звание дворянина. Так вот, лучше, когда дворовой хочет стать дворянином, чем когда дворянин хуже собаки".
- Обиделся Михалков?
- Ну естественно. Это и вызвало, собственно, ту войну, которая постепенно разгоралась и в нынешнем году выплеснулась при моей попытке создать серьезный, мощный фестиваль в Санкт-Петербурге. Михалков сделал все, чтобы задуманное мною не состоялось.
![]() "Человеческие ресурсы ограниченны, мне надоело все время что-то кому-то доказывать, накопилась усталость и раздражение. В конце концов, просто пожить хочется" |
- Но хотя бы в будущем году состоится?
- Наверное, но я вынужден был убрать мою фамилию из списка организаторов, чтобы своим присутствием никому не мешать. Все, с кем мы вели переговоры, уже согласились давать деньги, и действительно дали бы, но их бизнес неожиданно оказывался в поле интереса как Михалкова, так и его высокопоставленных друзей. Он даже Валентине Ивановне Матвиенко звонил: "Стране два фестиваля класса А не нужны"... Она, однако, ответила: "У вас, в Москве, уже есть - теперь и мы попробуем"...
Против выступил директор "Эрмитажа" Пиотровский (слава Богу, теперь ему уже не до меня: найти бы свои разворованные сокровища), но вместе, в паре, они изрядно потрепали мои нервы, и я, в общем-то, выбросил довольно серьезные деньги.
"Я ПОСТАВЛЮ ТЕБЕ ПАМЯТНИК", - СКАЗАЛ АНДРОН КОНЧАЛОВСКИЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК БЛАГОДАРЯ МНЕ ЖЕНИЛСЯ"
- Семья Михалковых процветала при Сталине и Хрущеве, при Брежневе и Андропове, при Горбачеве и Ельцине. При Путине у них тоже все хорошо, и гимн российский, смотрите, вновь прежний, хотя и малость подкорректированный. Чем вы этот феномен объясните?
- Им повезло, что после гибели коммунизма, при переходе страны в другую систему, в новое измерение, наработки используют старые. Самое страшное в этом периоде то, что демократию тоже делали большевики. Имею в виду не членов компартии, а людей с большевистской ментальностью: она характерна для Чубайса, Немцова, Хакамады - для всех. Я, честно говоря, нормально к этому отношусь: только когда несколько поколений сменится, научимся понимать, что такое демократический процесс. Тогда и не будут нам говорить: "Я демократ, и правильно только то, что я говорю".
Именно в этой системе координат очень удобно семье Михалковых - они в ней как рыба в воде. По природе своей эти люди циники, но Андрон Кончаловский хоть этого не скрывает. Написал "Низкие истины": дескать, "Смотрите...
-...да, я такой!"...
- А Никита прикрывается религией, ищет в ней себе оправдание, оставаясь при этом абсолютно циничным бизнесменом. Понимаете, в нашей стране, особенно в мире искусства, сложилась дикая ситуация: художники стали вдруг бизнесменами.
- Но иначе им не прожить...
- Да нет, прожить можно, даже сегодня... Никита Сергеевич - талантливый режиссер и актер, я обожаю его картины, но он совершенный разрушитель как администратор. Все, к чему прикасается, просто рушится, потому что людей для него не существует - ни для него, ни для всей семьи. Даже дочь его это коробит. Недавно я прочитал в ее интервью такие слова: "Я своего отца люблю, но меня поражает, с какой жестокостью, как танк, он давит людей".
Думаю, эта жестокость связана с тем 70-летним периодом в истории нашей страны, когда только горстка небожителей могла пользоваться какими-то правами, имела привилегии. При этом у них у всех, особенно у Михалкова, еще и комплекс: они же дворяне, у них что-то там отобрали. Помните, в свое время он сделал картину "Анна: от 6 до 18", где одну часть почему-то посвятил Пенкину? Михалков там его просто уничтожает...
Как-то, когда у нас еще была возможность беседовать, я его спросил: "Никита Сергеевич, ну кто такой Пенкин? Почему вы уделяете ему столько внимания? У вас что, комплекс какой-то?". Он гневно на меня посмотрел и сказал: "Я священнику своему не исповедуюсь, а тебе тем более не собираюсь".
- Но вы же понимаете в глубине души, что он имел в виду?
- (Пауза). Даже не знаю, но у него явные комплексы. Однажды мы были в ресторане, где парень играл на гитаре. Михалков в какой-то момент попросил у него инструмент и показал, как надо брать аккорды. Тот не сумел повторить, и Никита (а уже выпили) начал его оскорблять: "Как ты можешь обслуживать народ, если не умеешь эти аккорды брать?!". В конце концов, парень ему сказал: "Никита Сергеевич, я здесь пять лет зарабатываю и никому еще не мешал. Что вы ко мне пристали?", чем вызвал еще больший гнев. Понимаете, это от комплекса недополученности какой-то, хотя однозначно все объяснить я не готов. Ну что я буду осуждать Сергея Михалкова за гимны - он жил в системе ужасных координат...
-...разрушительных для души...
- Да, поэтому они все разрушены: и Сергей Владимирович, и Никита с Андроном. Правда, Андрон вырвался в какой-то момент из страны и сумел сохранить здоровый цинизм.
- Это правда, что на ваших глазах он женился на своей последней супруге Юлии?
- Я ему так и сказал: "Ты должен быть мне благодарен", на что он ответил: "Я поставлю тебе памятник".
Действительно, мы организовывали очередной фестиваль, и Юлия Высоцкая оказалась третьей героиней в каком-то фильме... Обычно в делегации мы включаем только звезд или главных исполнителей и режиссеров, но кто-то из Минска за нее попросил. Я еще приехал в Белоруссию, мне показали ее издалека, и для себя я отметил: "Симпатичная девушка. Ну пусть приедет - можно будет за ней приударить".
И вот Сочи, гостиница, битком набитый лифт. Все стоят, сдавленные, и она тоже - поднимается в номер после того, как прошлась по фестивальным пляжам. На каком-то этаже заходит Кончаловский, встает спиной к двери - развернуться было нельзя, и их лица оказываются рядом... Когда лифт останавливается на шестом, девушка пытается выйти, а он ее спрашивает: "Может, поедете на 11-й?". Дверь закрывается, лифт едет дальше, они вместе выходят на 11-м, а через три дня уезжают в Турцию. В результате двое детей, счастливый брак.
- Да-а-а, веселым фестивалем был "Кинотавр". Сколько лет вы его проводили?
- 16.
- И вдруг решили продать?
- Не продать, а отдать, хотя не скрываю, что получил за это деньги.
- Отчего же вы перестали им заниматься? Устали? Он вам надоел?
- С тех пор как "Кинотавру" стукнуло 10 лет, мучительно искал, кому его передать. Я всегда чувствовал, что могу что-то еще делать: хотел снимать кино, сам начал сниматься... Естественно, с годами какой-то интерес иссяк, глаз замылился. Шесть лет назад я даже с "Кинотавром" простился, но люди, которые хотели его подхватить, настолько, пока длилось прощание, меня поразили, что, рискуя фактически жизнью, я им отказал. (Несмотря на то, что 10-й фестиваль они проплатили).
![]() Марк Рудинштейн - Дмитрию Гордону: "Я не хочу третьей жизни - ее не будет, вернее, ее нет, поэтому хочу успеть что-то рассказать о тех двух, что выпали на мою долю. Сегодня я пришел к вам, потому что впервые после 60-летия у меня появилось желание высказаться. Помните, как говорил Жванецкий сыну: "Парень, я прошел через все, я не стал этим и не стал тем. Я передам тебе свой опыт" Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Это была крымская банковская система, им очень нравились концерты, тусовки и все остальное, тем более что тогда Валентина Ивановна Матвиенко приехала. Короче говоря, они предложили: "А что, если кино показывать по кабельному телевидению, в номерах?"... Услышав это, я даже не нашелся, что ответить, зажался, и когда фестиваль закончился, сказал им: "Ребята, ничего я не подпишу".
Мне это дорого стоило... (Пауза). Впрочем, не очень дорого: встретили в парадном, избили...
- Да вы что?
- Да, была такая история. "Эхо Москвы" целый день передавало: "Вчера в подъезде...".
- Сильно избили?
- Сильно... Привезли в больницу, а я же не знал, что, оказывается, у клиник, куда госпитализируют пострадавших, заключены договоры с телевидением, радио... Докторам просто платят за то, что они сообщают о всяких интересных случаях...
- Этакий медицинский шоу-бизнес...
- Вот-вот... Лежу утром в постели у себя дома, и вдруг слышу по радио, что в тяжелом состоянии доставлен в больницу. А я уже более-менее нормально себя чувствую, только фингалы остались какие-то, синяки... Банкиры хотели мне отомстить, но я выдержал и еще пять лет ждал. Очень счастлив, что дождался Роднянского и Толстунова...
"ВСЕ ГОВОРЯТ: "КИНОТАВР"? ЭТО ТАМ, ГДЕ ДЕПАРДЬЕ СВАЛИЛСЯ С ТОЛЧКА"
- В надежные руки фестиваль передали?
- Да, во всяком случае, это люди, с которыми у меня одна группа крови. Я могу по-разному к ним относиться - сейчас, например, в Москве произошла не очень красивая история с телеведущими Сорокиной и Венедиктовым - их отстранили от канала "Домашний"... Роднянский все-таки человек осторожный: я понял это, когда два дня был в Киеве во время "помаранчевой революции". Помню, как весь канал "1+1" выстроился перед камерами и просил у Ющенко прощения, хотя накануне был уверен, что победит лагерь Кучмы.
Роднянский занял позицию нейтрала - это его право, но не надо тогда приглашать Сорокину и Венедиктова - людей, которые сегодня являются лакмусовой бумажкой, чудом на нашем продажном телевидении сохранившейся. И все-таки я считаю, что фестиваль попал в хорошие руки, потому что это образованные, интеллигентные люди. Все 15 лет они - по крайней мере, Толстунов - были рядом, и их кандидатуры никого не коробят. Более того, я считаю, что они "Кинотавр" улучшат.
- На вашем фестивале побывали десятки западных суперзвезд, но самый большой ажиотаж вызвал визит Депардье. До сих пор о его пребывании в Сочи ходят легенды...
- Как бы надо мной ни смеялись в газетах - журналисты же по-разному могут все преподнести, - именно благодаря этому случаю "Кинотавр" стал известен во всем мире. История действительно очень смешная - понимаете, Депардье сильно пил...
- Водку?
- Нет, он же сам винодел и прилетел на своем самолете, под завязку загруженном вином с его виноградников и курами. Правда, мне кажется, употреблял француз наше вино, во всяком случае, все 24 часа, которые на фестивале провел (а он был в Сочи всего сутки), не просыхал. Что не мешало ему выполнять все свои функции: дать два интервью, выйти на сцену, встретиться с публикой... При этом каждые пять минут Депардье выпивал по стакану вина.
- Так он наш парень!
- Наш абсолютно. В конце концов, он зашел в сапогах в море, и от греха подальше звезду отвели в номер. Когда до отлета оставалось четыре часа, ему постучали - ответа не было. Позвали меня, я попросил вскрыть дверь...
Мы обнаружили его в туалете - сняв штаны, Депардье уселся на унитаз, но уснул и упал головой вперед. Ударился о выступ, пошла кровь. Так он и лежал - нижней частью тела кверху, головой книзу...
-...без штанов и в крови...
- То, что мы увидели, описать трудно. Прикрыв ту часть, которую не назовешь головой, его одели и погрузили в самолет. Семь дней все французские газеты смаковали эту историю.
- Никто не додумался это снять?
- Вы знаете, снимки были. До того большой популярности за границей "Кинотавр" не имел, но после этого случая, стоило упомянуть Сочи и наш фестиваль, все говорили: "А, это там, где Депардье свалился с толчка"...
- Это, наверное, коммерческая тайна, и все-таки... Сколько стоит пригласить звезду уровня Депардье на 24 часа на "Кинотавр"?
- В тот момент не стоило ничего, потому что я имел дело с Жаком Аттали - вторым человеком во Франции, который был экономическим советником у Миттерана, возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. В России у него были свои интересы, и он взялся в том году помогать мне в организации фестиваля. Депардье был его взносом, но вообще-то пригласить звезду - удовольствие недешевое, и я этого не скрываю.
На "Кинотавре" действительно побывали лучшие на то время актеры, но больше 50 тысяч долларов не стоил никто... Такие затраты, кстати, себя окупают, потому что подогревают внимание к фестивалю, а это рекламодатели...
- Звезды - люди особые: тот, кто с ними сталкивался и, не дай Бог, вступал в какие-то близкие отношения, становился зачастую человеконенавистником. Сами-то вы им не стали?
- Нет. Во-первых, я всегда предупреждаю: если стою в обнимку с Ван Даммом и он говорит: "Марк Рудинштейн - мой лучший друг", не верьте, это обман. Более того, даже для отечественных звезд я своим не стал - не хожу пить чай ни к Олегу Янковскому, который много лет был президентом "Кинотавра", ни к остальным. Собственно, я и ушел-то потому, что устал от этого мира. Да, его внешняя сторона кажется привлекательной, но обратную лучше не видеть - после каждого фестиваля я чувствовал себя так, будто вампиры высосали из меня всю кровь.
Опять же надо учитывать время, в которое эти люди жили... Все наши именитые актеры считают, что чего-то недополучили. С тех пор как после падения железного занавеса они вырвались на воздух и увидели, как благоденствуют западные коллеги, у них все время претензии... Хотя и при советской власти они чувствовали себя гораздо лучше, чем остальные.
Вы знаете, я это выражу в более юмористической форме. Если две звезды, особенно женщины, целуются и одна другой говорит: "Как ты хорошо выглядишь, как ты поправилась!", это не значит, что они друг друга любят - сказан ведь не комплимент, а гадость. Еще меня всегда раздражало, что надо с ними обязательно целоваться, - у них так принято. Ну и, наконец, самое неприятное, что про каждого в этой компании ты знаешь много подробностей и понимаешь, что здесь витает зависть, злость, раздражение. Честное слово, находиться в этом мире больше 16 лет я никому не советую - так и здоровье потерять можно.
- Вот интересно: приударяли ли вы за актрисами и наоборот - актрисы за вами?
- Нет, за актрисами я не ухаживал никогда. Один раз попытался сделать это в Минске не у себя на фестивале, но зарекся - они так себя любят!
...Когда вспыхнул конфликт на тему, кого поставить министром кино... Кинематографисты настаивали, чтобы назначен был Александр Голутва, а Михалков проталкивал своего человека...
- И кого он хотел на этом посту видеть?
- Известного продюсера, работавшего на четвертом канале российского телевидения, - фамилия вылетела сейчас из головы... Валентина Ивановна Матвиенко, когда мы с ней как-то сидели, сказала: "Не знаю, что делать. С ними так трудно, у них такой богатый духовный мир". - "Валентина Ивановна, - говорю, - у них настолько богатый духовный мир, что другим там просто делать нечего, поэтому даже не думайте об этом, поступайте так, как находите нужным".
Единственно, чего сегодня не хватает управлению театра и кино, так это современного менеджмента. Ни в коем случае я не назначал бы руководить союзами, которые, кстати, никому уже не нужны, артистов - даже тех, кого уважаем и любим. Не Калягин и Михалков должны возглавлять эти организации, а люди с коммерческой жилкой, продюсеры. Дело творческих натур - академии кино и театра, а хозяйство надо отдать менеджерам, которые, во-первых, не связаны клановыми интересами, а во-вторых, не художники, поэтому напрочь лишены субъективизма.
"МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ ЗА МНОЙ ПРИУДАРЯЮТ, - ЛЮБЛЮ ДОБИВАТЬСЯ ИХ САМ"
- Судя по тому, как вы ловко сменили тему, за актрисами вы не приударяли?
- Нет.
- А они за вами?
- Ну, знаете, я же человек адекватный, прекрасно понимаю, что да как...
- Но хоть попытки были?
- Не могу сказать - просто не знаю, но я не считаю себя объектом, за которым можно сильно гоняться. Наверное, я нормальный человек, с которым приятно поговорить, и вообще, меня не интересуют женщины, которые за мной приударяют, - люблю их добиваться сам. Поэтому и не придавал таким вещам значения. Если кто-то говорил, что та или иная актриса неровно ко мне дышит, я ей желал большого человеческого счастья.
- Сегодня теле- и киноэкраны, во всяком случае, украинские, заполонил Голливуд, хотя наряду с этим российский кинематограф обрел второе дыхание. Вам как зрителю какие фильмы ближе: голливудские, индийские (есть ведь и на такие спрос) или новое российское кино?
- Я когда-то сказал, что кино бывает хорошим, плохим и индийским, поэтому к индийскому у меня свое отношение, а голливудское я не любил никогда, потому что в юности его не видел и вырос исключительно на хорошем отечественном кино. Естественно, когда кинотеатры заполонили дешевые американские фильмы, снятые для африканских стран, я тут же ввязался в драку... Не люблю, когда меня называют спасителем российского кино, но спасал я себя, потому что хотел жить в своей стране и...
-...чтобы называли просто Спасителем...
- Я всегда говорил и сейчас повторю: "Не хамите! Скажите спасибо и отпустите". Действительно, на протяжении 16 лет, особенно в первые годы, когда на экране совершенно не было нашего кино, я пытался хотя бы на фестивале показать все, что у нас снималось. В отличие от Советского Союза, где все полки были невидимыми и недоступными, "Кинотавр" был доступной, видимой полкой, он боролся уже не с цензурой, а с деньгами и неразберихой, которая в стране царила.
Нужен был человек, который в тот момент просто бы поддержал кинематограф, не дал бы ему угаснуть. Каждый год, приезжая на фестиваль, люди встречали друг друга, смотрели кино и постепенно убеждались, что оно существует. Я очень рад, что эстафету у меня перехватили тогда, когда идеология, присущая "Кинотавру" прежде, себя исчерпала.
Кино выздоровело, его снимают, и сегодня в лучших своих проявлениях оно бьет по кассе даже голливудское. Если бы еще политика государства была целенаправленной, если бы шло лоббирование отечественной кинопродукции!.. Семь лет назад я написал Путину письмо.
- И он вам ответил?
- Как бы не так - послание переправили в Министерство культуры. Я написал там, что после бензина и водки кино по доходности было третьим, а в ответ меня окрестили кремлевским мечтателем. Но разве я не прав? Впрочем, хрен с ним! Я рад, что последние 16 лет существовал как идеологический человек, и теперь, когда это закончилось, уже не мое время, а Роднянского, Толстунова, Сельянова.
- Какое все-таки мужество надо иметь, чтобы в один прекрасный день сказать: "Уже не мое время, я ухожу"...
- Может, не мужество, а умение видеть себя со стороны - то, чего я всегда желал нашим генсекам и президентам. Если бы они вовремя уходили - не тогда, когда уже в маразме!.. Я, например, с большим вниманием слежу за тем, что произойдет с Путиным. Если он сдержит свое слово и покинет властный Олимп, я буду очень ему благодарен, но очень важно, чтобы этот человек ушел. Не дай Бог затеят какой-нибудь референдум, чтобы оставить его на третий срок, или он сделает то, что пытались провернуть в Украине: станет премьер-министром, когда по Конституции вся власть перейдет к премьеру!
Человеческие ресурсы ограничены, и я считаю, что израсходовал их не за 16 лет, а гораздо раньше. Ушел бы давно, если бы было кому это передать, поэтому никакого мужества тут нет, а есть накопившиеся усталость и раздражение. Да в конце концов...
-...просто пожить хочется...
- Еще как хочется! Чего, спрашивается, я должен нервничать: приедут - не приедут, дадут - не дадут? 60 лет - тоже для подведения итогов какой-то срок, и трудно все время кому-то что-то доказывать. Несмотря на это, мне все говорят: "Куда ж вы уйдете? Вы останетесь". Если бы они только знали, как я хочу оставаться в кино, даже в роли артиста. Я вот сейчас много снимаюсь...
-...и у вас хорошо получается...
- Может, и хорошо... Знаете, в шутку я напел песню, кто-то ее записал, выпустил на 60-летие диск, и сразу все: "Как, вы поете? Приезжайте скорее к нам". Чуть ли не раскрутку начинать предлагают, но дело все в том, что... В общем, когда пою, я чувствую себя евреем, который по вечерам немножко шьет.
Может, я что-то не так сказал, но все-таки жизнь у меня была нелегкая: и те 45 лет, и эти 15 - интересные, но тяжелые... Здоровье, честно говоря, ушло: без медицины я уже никуда - то операция, то диабет, а это значит, нельзя нервничать... Вдобавок нет уже того посыла. Если раньше я делал все ради женщин, то сейчас немножко успокоился, у меня нет больше той погони за прекрасной незнакомкой, того ожидания влюбленности, ради которой хочется что-то придумать.
"Я ВСЕ ВРЕМЯ ВЛЮБЛЯЛСЯ И УСТАЛ БЫТЬ ПЕРЕХОДЯЩИМ КУБКОМ"
- Вы же, если не ошибаюсь, уже с третьей незнакомкой живете?
- С третьей я разошелся.
- Так, значит, с четвертой?
- Нет, сейчас я в свободном полете.
- В поиске?
- Ну а что - немножко хочется одиночества. Я все время влюблялся и устал быть переходящим кубком...
-...заполненным до краев...
- Пауз между женитьбами у меня не было, с каждой женой я прожил по 16 лет.
- Немало!
- Я даже фестиваль проводил 16 лет - это, по-моему, срок, за который исчерпываются слова, которыми можно объяснить, что ты женщину любишь. После этого можно сказать только, что ты ее уважаешь. Я вообще для себя вывел формулу: то, что вспыхивает в самом начале, - это страсть, на которую способно животное, момент взрыва какого-то, но не любовь.
- А что же такое любовь?
- Она-то как раз приходит после этого, и если вы обратили внимание, лучшая литература, драматургия и кинодраматургия исследует отношения мужчины и женщины после взрыва. Только порнографическое и эротическое кино исследует взрыв: встретились, влюбились - в постель. Самое интересное - когда влюбленные начинают искать друг в друге то, ради чего они, помимо физиологии, встретились, и если им удается это найти, проживают вместе либо большую часть жизни, либо всю жизнь (хотя это практически невозможно).
Где-то на седьмом-восьмом году брака они начинают понимать: любовь - это когда ты прошел все лабиринты своей женщины или своего мужчины, а после 16 лет совместной жизни, я считаю...
-...лабиринты исхожены?
- Да, вдобавок дети становятся совершеннолетними. Дочери и сыну я прямо сказал, что их воспитал и впредь этим заниматься не намерен. Я не обещал, что буду следить за их дальшейшей судьбой, но когда будет трудно, - сказал, - позвоните. Согласитесь, прогресс ушел настолько вперед, что они гораздо умнее нас. Внук показывает мне на компьютере, что обо мне пишут в Америке, - сам я залезть в интернет и это узнать не могу.
У них информации гораздо больше, чем было в свое время у нас, и мне кажется, они образованнее. Поэтому я считаю, что после 16 лет мужчине и женщине лучше расстаться, чтобы не мучить друг друга дальше. Конечно, к этому шагу надо готовиться. Все жены, с которыми я разошелся, живут где-то рядом, работают у меня, мы дружим.
- И вы собираетесь иногда вчетвером?
- Собираемся. Им есть о чем поговорить, хотя я не думаю, что друг с другом они откровенничают. Повторяю: мужчина не вправе оставить семью, пока дети маленькие, а в 16 лет девочка или мальчик понимают, почему родители разошлись. Им можно все объяснить уже не на пальцах, а на языке жизни, который они знают, слышат. Впрочем, это касается только меня - таково мое видение.
- В апреле вам стукнуло 60 лет - вы чувствуете, что недаром их прожили, можете назвать себя счастливым?
- Кривить душой не хочу - я счастлив, что последние 16 лет мне были отпущены. Мы ведь свободу у государства не завоевали - нам просто дали возможность быть людьми. Я прощаю абсолютно всех, с кем приходилось общаться, - и себя в том числе... В детстве, еще в Одессе, у меня была любовь с девочкой. Где-то в восьмом классе она привела меня домой, но когда ее отец меня увидел и узнал мою фамилию, он сказал: "Чтобы ноги его здесь не было!".
Ему показалось, что мой папа когда-то посадил его отца в тюрьму - типа как коммунист заклеймил его врагом народа. Все мы где-то сподличали, промолчали или за кого-то не заступились, поэтому кто-то из-за нас погиб, закончил карьеру. Мы не можем похвастаться тем, что до 1985-го выходили на баррикады - молчали, трусили, у нас потели руки, но после 87-го года я вправе предъявить людям счет, потому что появилась возможность жить трудно, но так, как хочется.
Я человек, который сделал себя сам, но сегодня у меня две жизни. За последние годы мне не стыдно: я никого не предал, не продал, не струсил, а вот за прежние - совестно. И все же я не предъявляю ни к кому претензий, потому что всех давила одна машина - не только нас, но и наших детей, семьи.
Все изменилось с тех пор, как нам дали возможность жить. Убить и теперь могут - за то, что выбрал не тот бизнес, за увлечения и приключения, но все равно это лучше, чем было раньше, когда ты умирал сам и заставлял умирать других.
Конечно, я счастлив, что дожил, выдержал и сумел что-то сделать, а успокоился в тот момент, когда прочитал в энциклопедии: Марк Рудинштейн - известный российский продюсер, год рождения такой-то и так далее... Для меня эти четыре строчки ценнее, чем все, что еще обо мне напишут и скажут.
- Марк Григорьевич, я благодарю вас за то, что вы настоящий. У вас было две жизни - хочу пожелать и третью. Как знать, а может, она станет даже более достойной, чем вторая...
- (Вздыхает). Я не хочу третьей жизни - ее не будет, вернее, ее нет, поэтому хочу успеть что-то рассказать о тех двух, что выпали на мою долю. Сегодня я пришел к вам, потому что впервые после 60-летия у меня появилось желание высказаться. Помните, как говорил Жванецкий сыну: "Парень, я прошел через все, я не стал этим и не стал тем. Я передам тебе свой опыт"...





6 и 66 законов шоу-бизнеса
Знаменитый футболист Иван ЯРЕМЧУК: "Я проиграл в казино миллион долларов! Сейчас ни квартиры нет, ни машины... Долг - 20 тысяч долларов..."
Виктория Бэкхем пришла в школу в пальто на голое тело
Виталий Кличко вернется на ринг
Мария Бурмака сломала руку на съемках
Комнатная собачка спасла Сальму Хайек от смерти
47-летний Илья Кормильцев госпитализирован с диагнозом "рак позвоночника"
Шэрон Стоун получила "Золотую малину" как худшая актриса
Роман Абрамович покупает замок Дракулы и яхту за 300 тысяч долларов
Суд приговорил Наоми Кэмпбелл к семи дням вместо семи лет
Максим Галкин выиграл в казино миллион
41-летняя Ольга Дроздова и ее муж 43-летний Дмитрий Певцов ждут первенца
Лилию Подкопаеву увековечат в США
Элтон Джон поможет ВИЧ-инфицированным украинским геям
Неутомимые мстители
Все будет ха-ра-шо?
Актриса Анна СНАТКИНА: "Богатый муж - явление двоякое: сегодня есть, завтра нет. Побалует тебя, покупает в роскоши, а потом найдет другую куклу"
Не так страшен черный квадрат, как его Малевич
Кинопродюсер Марк РУДИНШТЕЙН: "Ради интердевочки я оставил семью, и мы прожили вместе три года"
Мальчик больше не хочет в Тамбов
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги