Министр культуры Украины Евгений НИЩУК: На девятый день после смерти жены сын меня обнял и сказал: «Ближе отца у меня никого нет»
«На Майдане люди боролись не за какую-то конкретную власть»
— Евгений, вы были «голосом двух революций», и после каждой вам предлагали место во власти: в 2007 году, через три года после «оранжевой революции», предложили пойти на досрочные выборы 205-м номером от блока «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС), а после Революции достоинства назначили министром культуры. Вам хотелось в политику?
— Такой цели и даже мысли о том, чтобы попасть в политику посредством революции, не было. И этому есть подтверждение. В первом случае, после «оранжевой революции», если бы я хотел, то сразу был бы в политике. На самом деле, то, что нашли в интернете про 205-й номер, не совсем соответствует действительности. Да, тогда была определенная волна «Народной самообороны», и мне предлагали 12-е место в списке, но после объединений я сказал, что отказываюсь идти в политику. Кандидат под таким номером в парламент не проходит.
На Евромайдан выходили студенты, люди разных профессий, и если кого-нибудь из них спросить, планировали ли они заработать какие-нибудь политические дивиденды, то ответ будет однозначный — конечно, нет! Более того, после штурмов, которые там происходили, когда я оставался практически один на сцене, для меня могло все закончиться гораздо печальнее.
После свержения режима Януковича, при формировании нового правительства на пост министра была предложена моя кандидатура, с учетом опыта работы в сфере культуры прежде всего не как актера, а как организатора, моего знания людей искусства, их знания меня.
Скажу вам честно: меня это предложение шокировало. Я действительно абсолютно не готовился к этой должности, и для меня было вопросом — как отнесутся к этому люди? Как совместить работу чиновника с творческой деятельностью? Я спрашивал людей на Майдане, и они сказали, что если я имел достаточно сил, чтобы тут, в центре Революции достоинства, руководить процессами, то должен браться за развитие культурной сферы. Это повлияло на решение, и я взял на себя эту ответственность.
— У вас были опасения, что после Майдана к власти придут люди, которые не смогут реформировать страну?
— Я всегда подчеркиваю: люди боролись не за какую-то конкретную власть. К примеру, во времена «оранжевой революции» была конкретная политическая составляющая, отстаивали честный выбор за конкретного кандидата. В данном случае я подчеркиваю: ни я, ни остальные не стояли за кого-то конкретного у власти. Наверное, это беспрецедентный случай, и в данном случае часто извращают факты. Мы не стояли за эту власть, мы стояли за фундаментальные вещи, чтобы никакая власть не могла унижать человеческое достоинство: право голоса, право выбора, право свободы мысли в государстве Украина.
Я делаю все, что от меня зависит на должности министра, но говорить, что я работаю исключительно в своей сфере и меня ничего больше не интересует, не могу. Мы должны шире смотреть, что происходит вокруг, потому что многие вещи взаимосвязаны. Если есть какие-то вопиющие факты нарушений, то я должен реагировать. Есть множество процессов, которые я не могу назвать правильными, к примеру, в судебной системе. Я со сцены Майдана предостерегал: «Остановитесь! Придет расплата за преступления, совершенные против народа, и вы будете нести ответственность перед органами, которые придут!». К сожалению, должного наказания пока нет, и мне на это больно смотреть, как и другим людям.
Причины разные — политические коллизии, политическая грязь. Это расстраивает, но если я сейчас отойду от дела в сторону — это будет измена. В том числе и начатому важному делу, которое мы задумали и осуществляем в сфере культурной политики. А она является даже более важной, чем, к примеру, экономика или другие сферы. И поэтому я продолжаю работать. Как-то я сказал: для страны самые важные сферы — оборона и культура, так как первая бережет наши границы, территорию, суверенитет, а вторая — души людей. Будет это — все остальное придет само по себе.
«Необходимо иметь силы начать реформирование старой системы»
— Вначале было сложно на посту министра?
— Безусловно. Это особая система сферы управления. Для того чтобы руководить таким коллективом, необходимы не просто лидерские качества, но надо иметь специфические знания и навыки, необходимо иметь силы осмелиться начать реформирование старой системы, руководить с учетом новых задач, которые возникли перед нашей страной. Это не так просто. И действительно, та первая, девятимесячная, каденция была похожа, как я говорю, на случай, когда зарождался ребенок, но не успел родиться. Однако мне удалось сформировать новую сильную команду из компетентных специалистов, с более прогрессивным видением системы управления, чем были до нас.
Мы провели кадровые перестановки с учетом новых задач и требований. К сожалению, много перспективных идей, которым мы дали начало, после той смены правительства так и не были реализованы. Тогда я вернулся в театр — не директором, не руководителем, а актером. Влился в новую театральную постановку. Но я уже не мог оставить работу в сфере культуры, так как и дальше чувствовал эту ответственность.
Я активно принимал участие во многих процессах уже со стороны общественного сектора. Не скрою, мне предлагали другие должности, но я отказался по-разным причинам. Я понимал — в роли министра культуры мог бы многое сделать, и дело не в должности, а в миссии, которую я мог бы выполнить. По прошествии некоторого времени изменилась политическая ситуация. Деятельность моей команды была признана правильной, и мне предложили продолжить начатое дело.
— После вас министром культуры стал Вячеслав Кириленко, вы тогда критически отнеслись к его назначению. Сейчас он вице-премьер, и вам приходится работать в одном правительстве. Как складываются отношения с ним?
— Это политика, и я ни в коем случае ни на кого не обижаюсь. Мое отстранение от должности произошло практически за одни сутки. Я был расстроен не столько из-за отстранения, сколько из-за остановки начатого дела и команды, которая его реализовывала. Вячеслав Анатольевич Кириленко в правительстве, и я считаю, что мы в одной лодке, поэтому надо находить общий язык. Наши отношения носят рабочий характер. Хочу также подчеркнуть, что вопросы культуры во всех ее направлениях, сфере кино, среди вице-премьеров в правительстве курирует вице-премьер Павел Розенко. Он очень нам помогает во всех рабочих вопросах, и я ему за это благодарен.
— Кириленко опубликовал так называемый белый список друзей Украины. Что вы думаете об этой инициативе?
— Я против любых списков: белых, черных и других. В этом вопросе должна быть хорошо скоординированная работа, когда соответствующие органы отслеживают деятельность и высказывания, среди прочих — представителей культуры, деятельность и высказывания которых носят антиукраинский характер, эти же органы должны принимать санкции против них. А составлять списки — это неправильно в сфере культуры, министерство прежде всего должно формировать культурную политику страны.
— Вы активно выступаете за запрет на въезд российским представителям культуры. Он должен быть связан с нарушением миграционного законодательства или с другими причинами тоже?
— Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что Министерство культуры запретами не занимается, по крайней мере в мою каденцию. Министерство должно помогать творить и развиваться, а не запрещать. Однако, действительно, мы не можем не обращать внимания на действия тех деятелей культуры, которые неоднократно унижали достоинство украинского народа или украинской культуры и имеют свободный доступ к продвижению своей деятельности в Украине. Этого быть не должно. Что же касается запретов — они осуществляются другими ведомствами: СБУ, СНБО, Госпогранслужбой, Миграционной службой и так далее. По закону подавать рекомендации этим службам или телеканалам может специальная комиссия, и мы находимся с ней в полной координации.
— Остались ли у вас друзья, коллеги в сфере театра и кино в России?
— Да, конечно. К примеру, у меня есть однокурсник, с которым мы начинали актерский путь, а потом он переехал в Москву и окончил школу МХАТ — это Ярослав Бойко, известный актер. Есть другие люди, которых я уважаю. На самом деле, в России достаточно много людей, которые адекватно себя ведут, не унижают нашу страну и народ.
«После спектакля или перед приходят люди с предложениями и идеями по работе министерства»
— Вы говорили, что не будете заканчивать карьеру актера. До сих пор играете в театре?
— Да. Но вопрос не в карьере, вопрос в том, что действительно во время работы на государственной должности невозможен полноценный актерский процесс. У меня есть спектакли, которые уже готовы и стоят в репертуаре в удобные мне дни. Это несколько спектаклей в месяц, они не мешают министерской работе, и поверьте: это знак уважения к моим коллегам и театру.
Коллеги говорили, что им очень приятно, когда, став министром, я не сказал: «Все, я министр, а актерство — это что-то ниже». Нет, оно не ниже! И не секрет, что некоторые люди узнают, когда я буду играть, и после спектакля или перед приходят с предложениями и идеями по работе министерства. Поэтому работы совмещаются. Кроме того, в театре можно найти ответы на многие глобальные вопросы. К примеру, в спектакле по роману Ремарка «Три товарища», который я играю на сцене Национального театра имени Ивана Франко. Его тема созвучна с некоторыми драмами в моей личной жизни, и в нем очень много ответов на сегодняшние вопросы.
— Помогает ли вам актерское мастерство при руководстве министерством?
— Я не думаю, что тут можно применять термин «актерское мастерство». Мой великий коллега, учитель и один из министров культуры Богдан Сильвестрович Ступка говорил: «Вот теперь у меня такая роль...», я же так сказать не могу, времена другие. Другое дело — составляющие актерской природы, в которую входит открытость, умение работать с материалом, быстро запоминать, быть адекватным к определенным изменениям, в конце концов правильная риторика тоже может помочь, умение владеть собой и своим голосом, поставленная речь. К примеру, на Майдане мои коллеги-политики, когда выступали 5-10 минут, после этого три-четыре дня не могли разговаривать. У меня же был нон-стоп, и очевидно, что актерская подготовка дала мне возможность физически выдержать. Но сейчас для руководства министерством необходимы другие составляющие.
— Когда мы начнем снимать то кино, которое будет нравиться украинцам и сможет заменить российский контент?
— Знаете, и сейчас уже есть хорошие примеры полнометражного украинского кино, которые презентуются на кинофестивалях в Европе и высоко оцениваются фестивальной публикой. К примеру, украинско-словацкий фильм «Межа» (Ciara), снятый при поддержке государства, недавно получил на 52-м Международном кинофестивале в Карловых Варах награду за лучшую режиссуру. Промоушну таких фильмов лучше всего будет способствовать прокат в кинотеатрах и трансляция в телеэфире.
Еще один аспект — формат телесериалов. И тут до сих пор есть проблемы. К примеру, съемка проходит в Украине, но в формате российской картинки. Почему? А его потом так же продают в Россию и в другие страны, которым интересен этот формат. Я дал рекомендацию Госкино, мы увеличили эту статью, и в нынешнем году у нас есть 500 миллионов гривен на кинопроизводство. Кроме того, позитивные изменения мы ожидаем с момента вступления в силу закона о кино, который подразумевает частичный возврат денег за процесс съемок — так называемый «кеш рибейт».
Этим заинтересовались многие телеканалы, но есть условия: украинский контент, на украинском языке, с украинскими артистами и так далее. Есть множество тем, на которые мы можем снимать кино, делать картинку в формате массового восприятия, это могут быть и драмы, и добрые комедии, скетчи. Нам сейчас нужна государственная дотация, я говорил об этом на высшем государственном уровне, чтобы дать импульс производству фильмов и сериалов для массового зрителя.
— Звания народных и заслуженных артистов — это пережитки советского прошлого?
— Если мы берем модели других стран, то везде есть звания и даже ордена деятелям культуры. К примеру, писатель Андрей Курков получил орден Почетного легиона (французский национальный орден, учрежденный Наполеоном по примеру рыцарских орденов. — «ГОРДОН»). Почетные награды и звания есть у многих представителей нашей культуры.
При реформировании в этом контексте необходимо прежде всего задать этот вопрос самой сфере культуры. Действительно, раньше сложилось несколько негативное отношение к этим званиям, потому что они раздавались направо и налево, особенно в сфере шоу-бизнеса. И часто не тем людям, которые их действительно заслуживали. Но если вы посмотрите на те звания, которые выдавались, по крайней мере, во время моей каденции, — это одиночные случаи людей из шоу-бизнеса, и то — только за большие успехи — украинские или международные.
Если реформировать звания, то прежде всего реформировать во всех сферах, а не только в культуре — ведь точно так же награждают заслуженных учителей, медиков, журналистов, спортсменов, юристов и так далее, и тут вопросы не возникают. Или необходимо прописать альтернативу. Можно выдавать в конвертах премии, но не станет ли это поводом для коррупции?
Смотрите, в оркестре, к примеру, есть первая, вторая или третья скрипка, которую знают далеко не все, но этот человек действительно гениален — почему бы не дать государственную премию и небольшую доплату к тому, что он получает? Если мы найдем альтернативу, то будем ее воплощать в жизнь, но на данный момент все представители театра, музыки, балета — все стремятся получить это звание, и почти никто от него не отказывается. И это касается как опытных, так и достаточно молодых артистов.
В День театра звания получили всего лишь несколько человек — но это люди, которые действительно заслуживали. Делать себе на этом имидж, якобы это не модно, поэтому давайте отменим, не хочу. Говорят, что в Голливуде нет званий. Извините, но там и гонорары миллионные, о каких званиях могут говорить рок-звезды, которые собирают стадионы, — им не нужно звание, они и так народные.
«Мы не можем допустить, чтобы страна погрузилась в состояние депрессии, и культура, искусство — лучшее от этого средство»
— Но раньше эти звания продавались?
— Я никого, конечно, за руку не держал, но признаюсь, что слышал об этом. В моем случае это невозможно, я должен видеть, от кого подается заявка, сколько людей в коллективе хотят, чтобы этот человек получил то или иное звание, и ни в коем случае не может быть и разговора о плате.
— Как вы думаете, много ли было украдено во время подготовки к «Евровидению»?
— Для этого есть определенные органы, сейчас идут проверки всей документации, всех тендеров. Но я подчеркиваю, что Министерство культуры не было распорядителем средств и не имеет к ним никакого отношения. Я считаю, что должен быть проведен тщательный аудит всего, что происходило.
Нами было инициировано состязание между городами, которые готовы были принять конкурс. Как член оргкомитета я ездил с европейскими коллегами и в Одессу, и в Днепр. Я был впечатлен подготовкой городов, их настроем на победу. Львов, Херсон, Харьков — каждый презентовал себя, показал свои «фишки», заявил готовность меняться в лучшую сторону. Многие не ограничились «Евровидением» и дальше ведут эти работы. К примеру, уверен, Днепр скоро удивит нас развитой фестивальной инфраструктурой и большим хорошим концертным залом. На самом деле, это очень хороший месседж. Сейчас мы думаем продолжить работу в этом направлении и работаем над инициативой «Культурная столица Украины» — звание, которое будет переходить от города к городу и тянуть за собой множество ярких культурных событий.
— Оправдались ли затраты Украины?
— Однозначно, это инвестиция в будущее страны. Взнос был немаленький — это 15 миллионов евро, но согласно уставу мы должны получить частичное возвращение от Европейского вещательного союза. Также мы должны посчитать и прибыль, которую Украина получила во время проведения конкурса от билетов, рекламы, отелей и так далее. Нельзя говорить только о затратах, нужно получить все отчеты. Многие по-разному относятся к «Евровидению», кто-то считает, что это попса. Я лично не слушаю такую музыку, но это самый раскрученный медийный формат и возможность через него позитивно заявить о нашей стране на весь мир.
— А нормально ли было проводить «Евровидение» во время войны?
— Был такой случай — несколько наших артистов находились на востоке страны, приехали туда с концертом, и в тот момент с передовой привезли раненых и, к сожалению, нескольких погибших ребят. Артисты рассказывали, как растерялись, стали говорить, что, наверное, нужно все отменить. Но сами бойцы, коллеги и даже родственники наших солдат объяснили, что концерт нужен. Нет, не развлекательная программа, а другой репертуар. Они начали играть, и это было освобождение от боли.
Также я вспоминаю, как впервые на Майдане нашел и поставил песню «Пливе кача». Мы тогда прощались с одним из первых ушедших героев Небесной сотни Михаилом Жизневским. «Кача» заменила любые слова, она просто звучала, а люди плакали, сочувствовали. Потом были другие герои, и меня все просили поставить эту песню. Это старинная лемковская песня, которая волею судьбы стала «гимном прощания» и звучит теперь, когда провожают в последний путь наших героев, погибших на Донбассе. Музыка, творчество, содержательные события помогают найти силы, вдохновение, быть добрее и обратить людей к любви.
О «Евровидении» меня спрашивали, нормально ли, что мы будем проводить конкурс в Киеве в тот момент, когда идет война. Но мы должны были его провести, чтобы развеять мифы, которые распространяет по всему миру пророссийская пропаганда. Люди, которые приехали сюда, были зомбированы разными историями — что здесь страшно и все горит. Однако когда они все-таки согласились приехать в Киев на популярный песенный конкурс, то были приятно удивлены порядком и миролюбием украинцев.
Статистика показывает, что огромное количество приехавших сюда затем осталось, чтобы отдохнуть и поездить по Украине. Им было комфортно и многое понравилось. Мы не можем допустить, чтобы страна погрузилась в состояние депрессии, и культура, искусство — лучшее от этого средство.

— У вас есть сын Олекса, ему 22 года. Какие у вас взаимоотношения после смерти жены?
— Это очень тяжелый и болезненный для нас период. На девятый день сын пришел ко мне, обнял и сказал: «Ближе отца у меня никого нет». Это особая ответственность. У сына есть близкие и родные. Мы живем вместе, каждый день обсуждаем разные темы, делимся мыслями, смотрим футбол, фильмы.
Сейчас сын серьезно увлекся велоспортом, проводит много времени на реконструированном велодроме в Киеве, который, кстати, нашим министерством, совместно с КГГА и Минспортом, в 2014 году удалось уберечь от застройки. На днях там проходил первый городской чемпионат по кейрину (разновидность велотрековых гонок. — «ГОРДОН»). Олекса долго, настойчиво готовился и принимал участие в состязании, я болел за него на трибуне. И я очень горд — сын заработал серебряную медаль, поднялся на второе место на пьедестале победителей.
Параллельно он учится, я ему даю возможность выбрать те темы, которые ему интересны. Он учится на факультете киноискусства, молодые режиссеры приглашают его сниматься. Не знаю, надо ли ему это, в любом случае слово за ним. А я всегда буду рядом и поддержу любой его выбор.
Федор МИСУРАГИН Интернет-издание «ГОРДОН»

Композитор, режиссер и актер Владимир НАЗАРОВ — руководителю центра радиохирургии в «Феофании»: «Если бы у меня не было результатов израильского обследования, я бы после вашего пошел вприпрыжку домой, а через год — умер!»
Министр культуры Украины Евгений НИЩУК: На девятый день после смерти жены сын меня обнял и сказал: «Ближе отца у меня никого нет»
Экс-глава Луганской СБУ генерал-майор Александр ПЕТРУЛЕВИЧ: «Родители, бабушка и дедушка Шойгу жили в Стаханове Луганской области и самого Шойгу в местной церкви крестили»
Писатель Даниил ГРАНИН: «Это поистине чудо, что до сих пор Россия жива! Чудо, что мы живы в России!»
Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в Украине Азер ХУДИЕВ: «При участии ОБСЕ заморожены конфликты в Грузии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Судя по всему, к этому стремятся и на Донбассе»
Где провести линию фронта?
Гонки для пегасов и забеги для пророков
Руслана ЛЫЖИЧКО: «Ми з Дмитром Гордоном багато в чому подібні — ну хоча би в тому, що любимо бути першими, і, мабуть, саме тому завжди в авангарді»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги