Станислав САДАЛЬСКИЙ: «Михалков — тварь позорная! «Я с вами, Владимир Владимирович! Я с вами, Дмитрий Анатольевич!» — художник себя так вести не должен»
(Продолжение. Начало в № 44)
«Тина Канделаки — лицемерка, холуйка, очень нехорошо по отношению к мужу поступила. Думаю, когда плохо ей будет, я все равно помогу, а плохо ей будет»
— В прошлый раз, когда мы встречались, вместе с вами очень красивая девушка Тина Канделаки была...
— Да-да.
— Мы потом время в ресторане прекрасно провели. Вы ее очень любили, она вас тоже, а какая черная кошка между вами и Тиной пробежала, что случилось?
— Трещина пошла, потому что Михеила Николозовича Саакашвили я поддержал. Тина на государственный уровень выйти хотела и посчитала, что это очень неправильно: она за «Единую Россию», в ЖЖ написала, что в партии власти разочаровалась, то есть призналась, что ничего в этом не понимает. Ну, что говорить...
Думаю, когда ей плохо будет, я все равно помогу, а плохо ей будет. Тина очень нехорошо по отношению к мужу поступила, к тем людям, которые... Она по натуре холуйка, но жалко ее все равно... Я же на радио с ней работал, и знаю: она очень талантливая...
— ...умная, образованная...
— Начитанная, но не умная — это вы ошибаетесь. Когда Андрей, теперь уже бывший муж, ее прикрыл, она обещала, что постарается... У нее с умом напряженка, кстати, потому что умный человек так «Единую Россию» хвалить не стал бы. Она начитанная — не умная...
— Бывший муж у нее хороший?
— Замечательный. После того случая в Ницце (когда «феррари» олигарха Сулеймана Керимова на набережной в дерево врезался и выяснилось, что рядом с ним именно Канделаки сидела. — Д. Г.) Андрей все на себя взял.
— Что там на самом деле было, он понимал?
— Конечно, но я все равно их помирил, сделал так, что они вместе в храм святой Матроны пошли. Тина огромные серьги, трехкаратники бриллиантовые, Матроне подарила, они помирились, а потом она его унижать стала, и Андрей ушел.
— Унижать почему?
— Не знаю — это их проблемы. После развода она условие мне поставила: ты либо со мной, либо с Андреем общаешься — ну, я же их познакомил... «И с тобой», — я сказал. «Нет, — она отрезала. — Либо-либо». Я, конечно, сказал: «С Андреем» — когда мне условие ставят...
— И вы до сих пор с ним общаетесь?
— Нет, он не звонит. Мало того, когда у него тяжелые времена были, я его клинику отстаивал, потому что ее захватить хотели. Я письма президенту, генеральному прокурору писал, в «Живом Журнале» выступил — в общем, за него боролся. После того как его в покое оставили, уже не трогали, он пообещал, что теперь мне зубы делать бесплатно будет, а потом администратор клиники мне сообщила: «Станислав Юрьевич, платить надо, потому что зубы — это такая постоянная штука...», и я подумал: «Зачем мне зубы здесь делать, когда в Венгрию поехать можно? Там отличные клиники есть, и немцы туда ездят — я в Будапеште себе сюда три импланта поставил (на нижнюю челюсть показывает).
— Кто тот влиятельный человек в руководстве России, который Тину Канделаки поддерживает и вверх тянет?
— Ее язык.
— В прямом смысле?
— Конечно. Покровителя у нее нет, ее никто не тянет, но она лицемерка большая, искусством лицемерия прекрасно овладела... Тину не поддерживают, в принципе, все ее презирают...
— Суть конфликта Ксении Собчак и Тины Канделаки в чем?

— Просто Ксения, я думаю, человек очень честный, вранья не любит и, что та врушка, увидела, потому что, когда Тина ее обхаживала, она этого не замечала, а потом разглядела. Ксения очень прямая и открытая — я это говорю, хотя мы не общаемся. Вот с Люсей очень часто контактирую...
— И сейчас?
— Разумеется.
— О том, что с Ксенией произошло, она жалеет?
— Это ее дочь, она сказала: «Ксюша, я всегда с тобой буду». Люся вообще уникальная!
— Ксюша мне призналась, что до недавнего времени у ее мамы с Путиным прямая связь была, она ему в любой момент звонила. Сейчас эта связь существует?
— Вы знаете, мы это никогда не обсуждали, потому что у Люси все равно уважение такое... «Кто ваша мать?». — «Владимир Владимирович Путин!». — «Кто ваш отец?». — «Владимир Владимирович Путин!». (Смеется). Люся все равно очень его любит и ни одного слова плохого о нем не скажет. Я рот открою — мало никому не кажется: бла-бла-бла, а она: «Не надо!» (рукой рот закрывает).
«Если жопу по телевизору каждый день показывать, ничего популярнее жопы не будет»
— Моего любимого артиста Станислава Садальского хочу процитировать: «Если жопу по телевизору каждый день показывать, ничего популярнее жопы не будет»...
— Да, да, но лучше всего потом Лева Новоженов добавил: «Но также жопой она и останется» (Смеется).
— Много жоп таким образом популярными стали?
— Вы знаете, популярных среди них нет, потому что сцена все показывает: идут — не идут. Вот звезда сериала «Серебряные побрякушки», но если я фильм «Серебряные побрякушки» не видел, она уже не звезда. А мы солнце — мы выходим, и звезды все меркнут...
— Звезды сериалов...
— Да. Показатель один — сцена. Вот я к битве на сцене готов — мы выйдем, и пусть зритель определит: интересно ему смотреть или неинтересно?
— Вы сказали: «Пугачева, как баба на чайнике, — все только за деньги: букву бесплатно не произносит»...

— Ну и правильно, и хорошо. Артисту за работу платить должны — я тоже ни на одно интервью бесплатно не хожу, мне это абсолютно не нужно. Все спрашивают: «А рейтинг?». Я отвечаю, что актерский факультет окончил и просто так идти никуда не собираюсь... Все платят!
— Вы свою профессию, в конце концов, уважаете...
— Ну а по-другому как?
— Вы Пугачеву и Галкина иногда в своем блоге ругаете — вам эта пара смешной, пародийной не кажется?
— Да уже как-то проехали — вот только в Киеве, в Украине почему-то этим интересуются. Они уже, по-моему, все...
— Уходящая натура?
— Да нет, но пускай уже — работают и работают.
«Большим театром руководить завхоза из БДТ назначили — он веники выдавал»
— В январе 2013 года на художественного руководителя балетной группы Большого театра Сергея Филина покушение совершено было — по заказу одного из солистов балета преступник его кислотой облил. Подоплека этого зверского преступления, на ваш взгляд, в чем?
— Знаете, все дело в руководстве — в том, что Большим театром руководить завхоза из БДТ назначили...
— ...Иксанова...

— Да, а он веники выдавал. Руководство всю ту грязь, что выплеснулась, остановить должно было — просто генерального директора сменить надо было, поганой метлой его выгнать, и все в порядке было бы. В таком коллективе все не от личностей — от него зависит!
— Да, нравы в Большом театре жуткие — это всегда так было?
— Они везде, в любом театре, не лучше, но это в зародыше пресечь надо было, когда воровство со сцены Большого начиналось. Она же после того, как Швыдкой с поста министра культуры в отставку ушел, просто разграблена была — все оттуда, с реставрации этого театра, началось: никак деньги поделить не могут.
— Помню, Валерий Меладзе, Стас Михайлов и Григорий Лепс в Государственную Думу России жаловаться на журналистов пришли, и вы по этому поводу написали: «С журналистами судиться — в крапиву срать садиться»...
— Это правда.
— Такие обиды ваших коллег на моих коллег наблюдать вам часто приходится? Вы же и актер, и журналист в одном лице...
— Нет, и мне как-то не верится — неужели Гриша Лепс на такое способен? Мне кажется, это какая-то утка! Я очень высокого о нем мнения и не думаю, чтобы он в Думу пошел.
— Пошел...
— Смешная история была, когда Стас Михайлов на похоронах Андрея Панина появился, — кинокомедия! Расфуфыренный, с ним жена-блондинка... И актерам говорить стыдно было, как-то неловко — у них действительно горе, а Стас у микрофона встал и заявил: «Я его не знал, но очень любил». Он, чтобы засветиться, пришел — все время какая-то, как Чехов писал, вампука с попсой происходит.
— Врагов у вас много?

— Не знаю.
— После ваших публикаций в «Живом Журнале», а до того — в «Экспресс-газете» никогда никто вам не угрожал?
— Ну, операция с поджиганием двери моей квартиры состоялась, когда я на гастроли уехал, до этого во время спектакля ко мне на сцену двое с грузинским флагом выбежали и кетчупом с криком «Смерть грузинам!» поливать начали. У нас там Жан Даниэль был, он, когда закричали, в прямом смысле обосрался — другое дело, я эту историю обыграл, и все думали, что сам ее и придумал, но потом хакеры почту Кристины Потупчик (на тот момент пресс-секретаря движения «Наши») вскрыли, и оказалось, что 400 тысяч рублей за это заплачено. Знаете, я так, как есть, высказываюсь — иногда, может, чужое самолюбие щажу, поскольку свое уважаю, и не все говорю, но зла никому не желаю.
— Мне кажется, вы очень одинокий человек — это так?
— А все одиноки — мы в одиночестве рождаемся и умираем, это природа каждого из нас.
— Тем не менее друзья, близкие люди у вас есть?
— Есть, конечно.
— Они из актерской среды или нет?
— Из актерской мало. Нет, это работники торговли — мои старые друзья еще той, советской школы (смеется).
«После введения стволовых клеток у Саши Абдулова кожа обновилась, все помолодело, а потом — жуткое ухудшение и смерть. То же у Любы Полищук, Ани Самохиной, Олега Янковского...»
— В своем блоге вы рассказали, что преждевременные смерти многих актеров с использованием стволовых клеток для омоложения связаны...
— Да.
— А суть этой проблемы в чем?
— Действительно, очень много людей от этого умерло... Мне на телевидении даже 10 тысяч евро за то, чтобы эту историю рассказал, предлагали, интерес к стволовым клеткам огромный, но я не хочу — и так косметические клиники жаловались, что этот бизнес я уничтожил. Кстати, угрозы с той стороны тоже были — они, чтобы я на эту тему не высказывался, добивались.
— То есть ряду известных актеров стволовые клетки вводили?

— Да — официально такие манипуляции не разрешены, поэтому операционная на корабле, что в нейтральных водах стоит, находится. Это тоже 10 тысяч долларов стоит, и после введения стволовых клеток фантастическое омоложение организма происходит: прыгаешь, бегаешь, но одновременно рост раковых клеток провоцируется. Вот как у Саши Абдулова — ему это в Израиле делали. У него кожа обновилась, все помолодело, а потом — жуткое ухудшение и смерть.
— Кто эту операцию еще делал?
— Люба Полищук, Аня Самохина, Олег Янковский — список достаточно большой печальный...
— По сравнению с прошлой нашей встречей вы, я смотрю, существенно похудели — что случилось?
— Васильева Таня из рук хлеб выбивает, его есть запрещает.
— А вы же хлеб обожаете...
— Ничего вкуснее вообще нет — только, говорят, есть сухой надо, потому что везде консерванты. Мои знакомые гробовщики рассказали: сейчас тела выкапывают, а там сплошь мощи нетленные...
— А что значит — тела выкапывают?
— Ну, подзахоронения какие-то или перезахоронение делают, а там нетленные мощи лежат, потому что человек этими Е2, Е4, Е17 забит, все то, что мы едим, консервантами напичкано.
— Многие актеры, даже те, которые «Мы никому не завидуем», — уверяют, по натуре своей все равно завистливы — профессия такая. Вы завистливый человек?
— Роли порой завидую: «Ах, вот эту сыграл бы!», а так — нет. Это бессмысленно: я уже себе все, что хочу, купить могу.
— Сегодня великие актеры, на ваш взгляд, есть?
— Для меня — не знаю. Такая штука... Актеры, я вам говорил, великими не бывают — только большими. Великие писатели, великие художники есть — их произведения столетия переживают, а век актера все равно, даже в кино, недолог.
— Допустим, но Смоктуновский — великий? Евстигнеев, Гриценко — великие?
— Уже никто их не знает.
— Вы же их застали...

— Я застал, знаю. Я вот здесь массаж делаю (ногу выше колена трет), потому что физический труд уже ненавижу, и массажиста прошу: «Осторожно! Не переусердствуй, а то потом, как у Пьехи, будет: ей сделали, и она теперь не ходит — нога отнялась». Массажист, парень 25 лет, глаза вытаращил: «А почему она? Он что, п...рас?». — «Я про Пьеху Эдиту», — ему говорю. «А у него кличка Эдита?». Потрясающе! А мне казалось, что Эдита Пьеха — это наше все.
— «Вечная вы наша», как Алла Пугачева сказала...
— Да, да, мне казалось, что уж она-то!.. И вот Стаса Пьеху теперь знают, а Эдиту нет.
— Гагарина не знают, Высоцкого...
— Как время быстро летит (показывает, что книгу листает). Видите?
— И все интернет — информации много, и в нее, как в Лету, имена вчерашних кумиров канули...
— Информации много, да.
— ...Для меня Смоктуновский просто гениальный был — я любил, когда у него хорошее настроение было и он придуривался. Он изо рта две такие штуки вытаскивал (клыки показывает) и что-то изображал — это какая-то магия, мне смотреть интересно было.
«Таня Васильева на еврействе помешана»
— Это органика у него такая была? За счет чего он это делал, вы понимали?
— Нет — у каждого артиста, какими приемами он пользуется, я вижу, а вот здесь не понимал. У него фантастическая вера в себя была... Я вообще очень внимательный, я даже через Машу Смоктуновскую, дочь, к ним в дом вхож был, но для меня это одна из загадок актерской природы. Чехов сказал: «Умный любит учиться, а дурак — учить» — вот и я все время за ним наблюдал.
— Сегодня актеры такого уровня есть?

— Наверное.
— И среди российских вы таких видите?
— Я, к сожалению, за этим не слежу... Вы знаете, для меня только женщины есть — Васильева, например.
— Татьяна Васильева, уточним...
— Да, Татьяна. Я ее в разных ситуациях видел... У нее же большая трагедия была, которую она до сих пор переживает, — когда-то ей свою фамилию Ицыкович, с которой сниматься запрещали, на Васильеву поменять пришлось. В общем, Таня на еврействе помешана... На днях откуда-то мы летели, она говорит: «Стас, этой женщине замечание сделай». Я к сотруднице аэропорта: «Я это так не оставлю! Как вас зовут?». Та: «Ида Соломоновна», так Татьяна сразу растаяла: «Идочка Соломоновна, простите! Садальский — дурак! (ладоши молитвенно складывает). Дурак! Простите!». (Смеется).
Ей, когда она в театр пришла, сказали, что Ицыкович — ужасная фамилия и ее поменять нужно. «Это еврейская фамилия — мамину возьмите. У мамы какая?». Таня потупилась: «Базлова», но артистка Базловой не бывает. «Хорошо, Татьяной Базо будете» — и когда мы в «Будильнике» даже снимались, ее как Татьяну Базо представили. Деньги получать пришли — свои кровные 17 рублей, а ей не выдают: «У нас «Базо» написано». Она: «Это я, Ицыкович». — «Нет, нет, нет!» — и потом ей посоветовали: «Замуж быстрее выходите». Она вышла, а самые распространенные русские фамилии: Иванов, Петров, а дальше Васильев идет. Вот она за Васильева вышла, но такой большой еврейский комплекс у нее остался.
— Это правда, что дома ни одной своей детской фотографии, ни одного диска с фильмами своими вы не имеете?
— Ну, мне сейчас картину подарили: там такой жирный гусар — ему лицо мое нарисовали.
— «О жирном гусаре замолвите слово»...
— Да-да, жирный прямо такой, с двойным подбородком — я ее повесил и чувствую, она меня раздражает. Наверное, на второй этаж отнесу — там поставил, чтобы на нервы не действовала. Фото свои... У меня и альбомов много, и фотографий...
— Все-таки есть?

— Конечно, но ни одна не висит — мне это по барабану.
— И фильмы свои вы смотрите?
— Нет, не пересматриваю — абсолютно не интересно. Зачем? Чтобы «Вон, вон, вон!» — сказать? Кому это показывать? Себе?
— Если, дома перед телевизором сидя, на пульте кнопками щелкаете и случайно себя на экране видите...
— Мне это абсолютно не интересно!
— Сейчас вы снимаетесь?
— Вот предложение вчера поступило — в сериал «Земский доктор» пригласили. Я сейчас с моим театральным проектом заканчиваю и в нем сниматься буду: ни сценария, ни роли еще не видел, но буду.
«Актер Михалков блистательный — я от него глаз оторвать не могу»
— Слово «великий» отбросим, и я скажу, что вы с тремя выдающимися женщинами дружили — Верой Марецкой, Людмилой Целиковской и Аллой Ларионовой. Каждая из них символом своего времени была, а что их объединяло?
— То, что они большие актрисы, что эпоху олицетворяли. У меня, вы знаете, в голове не укладывается: Аллочка на открытие Московского кинофестиваля попасть не могла — ей в Союзе кинематографистов в пригласительном отказали, а в Администрации президента пригласительных много было: Никита Михалков ходил и всем раздавал, но чиновникам наплевать было. Я Аллочке эти билеты дал, а через год после смерти Ларионовой — это просто поразительно! — ее танец, ее вальс знаменитый фестиваль открывал: она, которой пригласительного пожалели, на экране блистала. Вот какая у актера жизнь! Дина Дурбин в своей жизни в одной стоящей картине «Сестра его дворецкого» снялась.
— Все: «Ах, Дина Дурбин!»...

— ...и на эти деньги она жила до 150 лет (Дина Дурбин умерла 17 апреля 2013 года на 93-м году жизни. — Д. Г.), и я все время призываю, чтобы артистам в России — и в Украине тоже! — как во всем цивилизованном мире, платили...
— ...потиражно...
— Да, ведь за использование картин на телевидении актерам никто не платит. Михалков фонд «УРГА» создал, но имени себя: кому хочу, кто меня облизывает, тому денег и дам.
— Большой он деятель кино, Михалков?
— Для меня он тварь позорная!
— Вот так?! Почему?
— Да потому, что во главу угла деньги поставил. Он же говорит: «Я человек верующий, православный. Всякая власть от Бога, и я с ней должен быть. Я с вами, Владимир Владимирович! Я с вами, Дмитрий Анатольевич!» (голову направо и налево поворачивает). Это не интеллигентная позиция — художник себя так вести не должен.
— Он, однако, большой художник или все разменявший?

— Артист в нем мне нравится, актер он замечательный. Смотреть на него мне очень интересно, я с удовольствием это делаю и старые фильмы его люблю, а сейчас... Хотя «Пианино» его («Неоконченную пьесу для механического пианино». — Д. Г.) не люблю — такое ощущение было, что меня очень ловко обманывают, но нос по ветру держать он всегда умеет.
— Вы честный все-таки — его же как человека не любите, и другой бы на вашем месте сказал: «И артист он никакой»...
— Нет, актер он блистательный — я от него глаз оторвать не могу.
«Мы с ней собутыльники были, и она, эта подлая сука, этим, конечно, воспользовалась»
— К личному перехожу... Вера Марецкая — звезда Театра Моссовета, суперзвезда советского кино...
— ...но только вы ее знаете и я — больше никто.
— Народная артистка СССР, пятикратный лауреат Сталинской премии, жена Юрия Завадского, художественного руководителя Театра Моссовета, которая фактически погоду там делает...
— ...делала...
— ...а вы — токарь на Ярославском моторном заводе, и вдруг у вас с ней роман начинается. Разница в возрасте у вас какая была?

— Нет, я об этом говорить не хочу. Не буду.
— А вы и не говорите — я только о разнице в возрасте спрошу...
— Да нет, ну это здесь при чем? (Смеется). Не хочу об этом, Дима, не надо...
— Но это правда, что она большую роль в вашей жизни сыграла?
— Актеру поддержка очень важна — всегда, и если человек, который тебя поддерживает, который в тебя верит, есть...
— Что же она в вас разглядела? Талант?
— Не знаю. Нет, не хочу, Дима, о другом давайте.
— Последний вопрос, чтобы точку поставить, — он для меня на самом деле важен. Это правда, что когда Вера Петровна от рака уже умирала, она позвонила вам и сказала, что деньги на проходной театра на ваше имя оставила...
— ...чтобы бутылку коньяка я купил.
— Возьми, дескать, и ко мне попрощаться приди...
— Да.
— И вот вы пришли — что у вас в тот вечер за состояние было? Что она уходит, вы понимали?
— Нет, передо мной чужой человек был, и вообще, не дай бог на это смотреть... Страшная штука — и когда кто-то уходит, это вообще для меня... Не знаю... Есть вещи, говорить о которых не надо, — я даже иногда себя упрекаю... (Пауза). Не по себе было...
— «Когда у нас с Верой Марецкой все случилось, — вы сказали, — я ее спросил: «А вдруг вы родите?». Вот он, токарь с моторного завода!

— Это Лариса Кислинская написала...
— ...журналист газеты «Совершенно секретно»...
— Да, мы с ней собутыльники были, и она, эта подлая сука, этим, конечно, воспользовалась... (Смеется). Нет, просто разговоры были, когда, знаете (по горлу себя бьет): ай, люли-люли-люли..
— Разговоры разговаривали...
— ...и она все это слила. Ну, по пьяни чего не скажешь? Нет, это шутка. Шут-ка.
«Как Целиковская ругалась! — такого мата я вообще не слышал»
— Людмила Целиковская тоже суперзвезда советского кино, жена Юрия Любимова, большую роль в становлении Театра на Таганке сыгравшая...
— Театр она сделала — она его просто открыла.
— Никто об этом не вспоминает...
— Никто, но именно Люся по инстанциям ходила, двери открывала...
— ...в любой кабинет...

— Да, да! Микоян — просто проблем нет, и театр она сделала. Любимов ноль абсолютный был — зеро! Ну кем он был?
— Актером Театра Вахтангова...
— Причем средним. Вот режиссер он выдающийся, а актер так себе — запись посмотрите, где Мольера в спектакле по Булгакову он играет. Фильм «Беспокойное хозяйство» есть, где он с Люсей снимался, и у них роман случился — Любимов там летчика-француза играл. Актер он достаточно средний...
— ...чего о Людмиле Целиковской, в которую все мужское население Советского Союза влюблено было, не скажешь...
— ...да, это правда.
— ...которую боготворили...
— ...и это правда.
— У вас с ней тоже роман был?
— Был. Творческий.
— И только? Как-то вы хитро улыбаетесь...
— Исключительно творческий, да.
— Об этом теперь сожалеете?
— Нет — тот случай, о котором говорят: «Non! Rien de rien. Я ни о чем не жалею».
— А это правда, будто Целиковская вам говорила, что любовники у нее на все буквы алфавита были?
— Да, это ее коронная фраза, и Целиковская меня, кстати, спасла, когда я в «Лесе» разбился...
— Разбились в каком смысле?

— На съемках фильма «Лес» у нас вечеринка была — Люся готовила, лисички жарила. Тогда португальский портвейн «Порто» везде продавался, я что-то треснул и сказал: «Сейчас на балкон пойду и к тебе (показывает, что на рояле играет) вернусь. Приду, и мы буль-буль делать продолжим». Я по балкону лез, а это второй этаж как третий...
— Зачем?
— Ну, по фильму так к Аксюше я пробирался.
— А, понятно...
— Эта лепнина, в общем, оторвалась, и я разбился — у меня вот так рука немецким знаком лежит, изо рта кровь льется. Ко мне какой-то человек подошел: «Ой, он не проживет — он умрет». Я: «Люсю позовите». Скорая помощь приехала, посмотрели: «В Суханово повезем». Я ничего, молчал, но как Целиковская ругалась! — такого мата я вообще не слышал (беззвучно артикулирует): «...Расстреляю!». Почему расстреляю? Воскликнула: «Только в Склифосовского его везем». Меня привезли, сразу к профессору Охотскому, самые лучшие врачи меня оперировали. Сейчас вот (руку поднимает) все отлично, а ведь кровью мочился. Люся для меня очень много сделала — просто спасла, и я ее очень любил, очень: это одна из самых любимых моих партнерш!
— Когда Людмила Целиковская умерла — 92-й год был, смутное время...
— ...да...
— ...вы плакали?
— Да, потому что она вообще неузнаваемой была — такое, искаженное страданием, личико, запекшиеся губы в крови... В Театре Вахтангова, в котором Люся более полувека прослужила, которому все отдала, ее даже на сцену не поместили — в маленьком фойе положили. Ужасно было, народу почти никого, и, у гроба стоя, я кадры Эйзенштейна вспомнил, где Целиковская так же в гробу лежала — в роли царицы Анастасии: там она прекрасна была. Эйзенштейн всегда «цариха» к ней обращался — она часто об этом рассказывала. Я, чтобы все поаплодировали, попросил, и Люсе прощальную овацию устроили, потом дома у них собрались. Кстати, невестка в квартире все, как при ней было, сохранила, и вот что интересно... У них огромные черные бриллианты были (не знаю, куда они делись, живы или нет) — их Жаров, когда Люся к Любимову уходила, подарил. «Вот тебе», — сказал. Она трубку курила...
— ...неужели?
— ...и вот так, ее о каблук выбивая, ответила: «Спасибо». Я спросил: «И подарок ты приняла? Ты же его бросила — почему не отказалась?». Она в ответ: «Ну, я ему любовь дарила — пускай платит». Люся человеком удивительным была, фантастическим... Как-то у нее с Мотылем конфликт вспыхнул. На «Лесе» сцена есть, где она меня избивает, и Мотыль сказал: «Ты ей под юбку лезешь и ногу, ногу, ногу и выше целуешь».
— Хорошая роль какая!..

— (Смеется). «И потом мы только ее крупный план делаем, и она, когда ты в одно интересное место целуешь, воскликнуть: «Мальчишка!» должна. Люся такой скандал закатила! «Этого я делать не буду!» — закричала и со съемки сорвалась. Уехала: «Я сниматься не буду», и вот сраная гостиница «Выборгская», я к ней в номер пришел, она открывать не хотела, но все-таки открыла... «Люсь, — сказал, — мы все равно актеры», и она это сыграла, но озвучивать отказалась — наотрез!
— Слушайте, она же символом целого поколения была, а народной артисткой Советского Союза так и не стала...
— Из-за Любимова — он наверху неугоден был, к тому же у них гражданский брак был, а в советское время это не приветствовалось.
— Я с Юрием Петровичем большое интервью сделал и, когда о Целиковской спросил, от ответа он ушел, стена выросла. Только про то, что у знаменитого архитектора Каро Алабяна ее увел, говорил, о том, как ему даже крепкие товарищи угрожали: «Что, давно не били?» — и все: о Целиковской как-то вспоминать не хотел...
— Потому что думал, будто на Таганке сам все сделал. Хотел, чтобы все считали: он великий, а она ни при чем, просто мимо шла. Заслуги Целиковской он умалял, хотя все, и Высоцкий тоже, тогда хозяйкой в театре ее называли.
«Хорошо, что Алла Ларионова не дожила до того, как ее дочь от алкоголя, от наркотиков скончалась»
— Алла Ларионова — одна из самых красивых, если не самая красивая актриса советского кино, а в жизни она какой была?
— Вот это моя подруга!
— Поэтому-то и спрашиваю...
— Никаких романтических отношений, кстати, у нас не было, мы просто дружили.
— Красота счастье ей принесла?

— Она очень одинокая, очень несчастная была — хорошо, что до того, как дочь от алкоголя, от наркотиков скончалась, не дожила.
— Первая дочь? От актера Переверзева?
— Нет, старшая Алена на телевидении работает, я о младшей — от Рыбникова — говорю.
— Да вы что?!
— Да, Арина себя ужасно вела, помню, над матерью просто издевалась... Мы как-то в ЦДРИ (Центральном доме работников искусств. — Д. Г.) были, она на улицу вышла, — а мороз был! — шубу сняла: «Я сейчас замерзну». Я Аллу вот так, обхватив руками, держал: «Пускай мерзнет!» — и не отпускал, а она билась, билась... Потом эта Арина оделась... Так доченька от матери уступок добивалась, когда та что-то не по ее хотению делала. Алла очень доброй и светлой была, ни о ком плохо не говорила — ни о ком!
— У нее же хорошее чувство юмора было...
— Да, и коллеги есть: Шалевич и Воронцов, например, — которые очень много с ней проработали. Целиковская Ларионовой «Коварство, деньги, и любовь» по Зощенко сыграть завещала, и она после Люси долго в этом спектакле мамашу играла. Шалевич и Воронцов очень хорошо ее знают, потому что всю страну с антрепризой исколесили — Люся это «за колбасой» называла. Думаю, им есть что рассказать.
«Целиковская все время повторяла: «Давно не говорят, что я б... — теряю популярность»
— Когда с Александром Ширвиндтом я беседовал, он сначала одного артиста вспомнил и вздохнул: «К сожалению, уже покойный», потом Миронова: «Дрюсик тоже покойный», и когда снова: «покойный», «покойный» было, — не выдержал: «Е... твою мать, все умерли!». У вас такого ощущения сегодня, что все умерли, нет?
— Вы знаете, Таня Васильева мне жизнь продлевает. Я тоже уже играть не хочу, мне бы дома в своей роскошной квартире с интернетом — от телевизора очень слепну! — сидеть: ничего больше и не надо, а Васильева мне: «Дальше работать, играть давай... Играть, играть!»...
— А ощущение уже другой жизни, не вашей, есть? Ваша раньше была, а сейчас какая-то другая пришла...

— Ну вот, вы все сами говорите, и, думаю, не случайно этот вопрос задали. Вы тоже это ощущаете — старик Гордон тоже не молодеет (смеется).
— Ваша дочь Пирио в Финляндии живет...
— Я на эту тему тоже разговаривать не хочу.
— Никакого контакта с ней нет?
— Нет, не хочу об этом, про личную жизнь не хочу. Актеры про эти дела никогда не рассказывали, а про остальное пускай что хотят, то и... — это пофигу. Вот Целиковская все время повторяла (я ее цитировать люблю): «Давно не говорят, что я б... — теряю популярность» (смеется) — и правильно! Мои учителя нас учили: «Если о тебе не говорят — ты никто, не пишут — ты ничто, — и добавляли: — Классику играйте — председателя колхоза всегда успеете». И о семейной жизни своей актеры старой школы никогда не рассказывали. Сейчас наоборот: «Вот моя жена, вот мой муж, а вот мои дети, а вот мы здесь у камина снялись, а тут у столика — смотрите, какой красивый». Кому это интересно? Актера только творчество интересовать должно.
— Когда глянцевые журналы российские вы читаете...
— ...я их не читаю.
— Ха-ха!
— Да, не читаю — интернетом пользуюсь.
— Счастливый вы... В общем, когда в интернете на душещипательные рассказы так называемых звезд о своей личной жизни, о том, как они, с кем и что, натыкаетесь...
— Все вони брешуть!
— Читать это противно?
— Нет, ну почему?
— Смешно иногда?
— Да не смешно. «Ну пускай себя тешат, — думаю, — поинтереснее что-то придумать могли бы».
— Сегодня вас, прожженного такого, который столько на своем веку повидал, искусство взволновать, потрясти может?

— Ну вот недавно мы с Нарусовой «Куклы» Валеры Беляковича посмотрели — спектакль фантастический, один из лучших, которые я вообще в своей жизни видел!
— То есть что-то в театре все-таки происходит?
— Ну, я просто потрясен, и Люся тоже.
— Плачете вы часто?
— На людях не плачу — прослезиться могу, когда фильм смотрю, переживаю: если убивают кого-то, мне так жалко его или что-то такое растрогает... Сейчас вот опять заплачу — у меня сразу видение, знаете.
— Актер — подвижная психика...
— Да, и поплакать — это в три секунды, но слезы эти ничего не значат, потому что, на какую кнопку нажимать, знаешь. Прямо здесь вам ручьи слез пустить могу.
«Мы в век непрофессионалов живем — как проститутка одна сказала: «Все побыстрее и задаром хотят»
— Вы в прекрасной творческой форме и, мне кажется, только одного не хватает — случая: хорошего режиссера, например, который такую роль вам предложит, которая все, что до того было, перечеркнет...
— Я этого так хотел бы!
— А к этому готовы?

— Готов!
— И, что лучшая роль еще впереди может быть, понимаете?
— Да меня только надежда на этом свете держит, только этого и хочу... На Новый год всегда записку пишу, где желания загадываю, и в 12 часов ее сжигаю: прошу, чтобы все, кого знаю, живы и здоровы были, и еще — хорошую роль в кино сыграть, но пока не посчастливилось.
— Какую же роль сегодня блестяще сыграть можете?
— Трагикомическую. Сейчас безвременье такое, и мне нравится, когда высшие жанры перемешаны — не чистая комедия, не чистая трагедия, а трагикомедия, как жизнь наша.
— Режиссер, к которому вы вот сразу пошли бы, есть?
— На хорошую роль? К любому!
— А фильмы таких режиссеров, как Балабанов, например, или Гай Германика, смотрите?
— Нет.
— Почему?

— Сериалы смотреть не могу.
— Но Балабанов, например, не сериалы снимал...
— Ну, не знаю.
— Не ваше это?
— А я вообще кино не смотрю — отечественное так точно.
— Российская театральная школа нынче такая же сильная, как раньше была?
— Нет, все уходит, уходит... Я же говорю: в век непрофессионалов живем.
— Размен, халтура?
— Дело не в том — как проститутка одна сказала: «Все побыстрее и задаром хотят». Проникновения в образ, работы над ним нет.
— Мы вот общаемся, и, я заметил, вы очень расстроились — отчего?
— Ну, потому что работы нет... Я безумно работать хочу, в кино сниматься — у меня силы, энергия есть, а работы нет.
— Это правда, что ваши друзья-криминальные авторитеты место на Ваганьковском кладбище вам подарили?
— Да, мой день рождения был, и мне говорят: «Вот тебе подарок». Сейчас же на Ваганьковском подзахоронения делают, ну и люди бедные места продают. Мне хорошее, на центральной аллее, подарили — там кто-то уже лежит, и вот меня к нему. Я отказываться стал: мол, не хочу, туда не собираюсь и с посторонним человеком лежать мне зачем? «Могила брата у меня на Волковом кладбище, — сказал, — Собчак для него место мне дал: я туда хочу». — «Нет, мы туда ездить не будем — на Ваганьково давай! Здесь удобно, все-таки центр — мы тебя навещать будем. Ну, сначала смеялись, а потом уже на крик перешли: «На хер мне это нужно?! Я не собираюсь...». Смотрю, один генерал сидит, очень высокий чин в силовых структурах, и препирательства наши с таким понимающим видом слушает... Я к нему: «Хоть ты им скажи, чтобы заткнулись, — ну что это такое? Что за манера?». Он рассмеялся: «На Ваганьковском к кому хочешь, к тому и подхороним. К кому хочешь?». (Смеется).
Вот видите — это к тому, что сейчас все купить можно, любое подзахоронение сделать. Джуна вот заплатила и сына на центральной аллее похоронила, перезахоронение сделала.
— Да, гроб, знаю, вскрыла и перенесла...
— Да, за большие деньги.
— Где же вы похоронены будете?
— Я на Волковом кладбище мечтаю.
— С братом рядом...

— Да, на том месте, что Анатолий Александрович Собчак выделил. Я, когда к нему пошел, спросил: «В Александро-Невской лавре моего брата похоронить можно?». Он: «Стас, даже вас, если помрете, в Александро-Невской не похоронят». — «А где меня похоронят?» — поинтересовался я. Он задумался: «Ну, в Волково разве что». Я: «Он рабочий на Кировском — на Волковом можно?». Собчак кивнул: «Можно» — и бумаги мне подписал.
— Стас, спасибо, а напоследок я вас стихи почитать попрошу. Любые — вы их прекрасно читаете...
— А я в прошлый раз «Синее галки» у вас читал...
— Да. Ну и память!
— Просто недавно то интервью видел — вы его в интернете разместили. Вот песня из картины Мотыля, которую вырезали, и ее нет. Стихи Булата Окуджавы.
С каждым часом мы стареем
от беды и от любви.
Хочешь жить — живи скорее,
а не хочешь — не живи.
Наша жизнь — ромашка в поле,
пока ветер не сорвет...
Дай Бог воли, дай Бог воли,
остальное заживет.
Николай нальет,
Михаил пригубит.
А Федот не пьет, —
сам себя погубит.
Кто там пылкий, кто там робкий —
раскошелимся сполна.
Не жалей, что век короткий,
а жалей, что жизнь одна.
Не для праздного веселья
нас Фортуна призвала...
Дай Бог легкого похмелья
после долгого стола!
Бог простит, беда научит,
да и с жизнью разлучит.
Кто что стоит, то получит,
а не стоит — пусть молчит.
Наша жизнь — ромашка в поле,
пока ветер не сорвет...
Дай Бог воли, дай Бог воли,
остальное заживет.

Станислав САДАЛЬСКИЙ: «Михалков — тварь позорная! «Я с вами, Владимир Владимирович! Я с вами, Дмитрий Анатольевич!» — художник себя так вести не должен»
Дмитрий СПИВАК: «Наш по-черепашьи стремительный проезд в светлое будущее немножко затянулся, и в дороге кормить перестали»
Легендарный режиссер театра и кино Марк ЗАХАРОВ: «Горин — последний человек в моей жизни, который мог совершенно по-хамски, грубо сказать: «Что ты делаешь? Как тебе не стыдно?! Это пошлятина, Марк», а сейчас все говорят: «Марк Анатольевич, правду скрывать не станем, есть Станиславский, а потом сразу вы»
Аналитик бизнес-разведки из США, бывший советский разведчик Юрий ШВЕЦ: «После «воссоединения» с ОРДЛО тысячи потенциальных террористов окажутся в Украине. В Киеве, Днепре, Запорожье, Одессе начнут взрываться дома»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги