В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Услышьте нас на суше...

Капитан первого ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН: "Искушение отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов"

Татьяна НИКУЛЕНКО. «Бульвар Гордона» 8 Августа, 2006 00:00
Ровно шесть лет назад, 12 августа 2000 года, погибла лучшая российская подводная лодка
Татьяна НИКУЛЕНКО
За годы, минувшие после трагедии, со дна моря поднят корпус атомохода, оплаканы погибшие моряки, подросли их осиротевшие дети... Но до сих пор нет внятного ответа на вопрос: что же случилось на борту "Курска"? Почему затонул один из лучших подводных крейсеров России? Кто виноват? Киевлянин Виталий Александрович Люлин решил поделиться с читателями "Бульвара Гордона" своей версией... Отметим, что он, капитан первого ранга в отставке, некогда оттрубил почти четверть века на Северном флоте, прошел путь от младшего штурмана до заместителя командира дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Уволился в запас с должности заместителя начальника Киевского военно-морского политического училища.

Татьяна НИКУЛЕНКО

"Бульвар Гордона"

"САМОЛЕТЫ ОБНАРУЖИЛИ МАСЛЯНЫЕ ПЯТНА ПО КУРСУ, КОТОРЫМ "УПОЛЗАЛА" НЕИЗВЕСТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА"

- Виталий Александрович, когда-то известный американский телеведущий Ларри Кинг спросил российского президента, что случилось с подводной лодкой "Курск". Путин ответил: "Она утонула"... Вы согласны с такой трактовкой?

- Об этом чуть позже. А для начала восстановим ход событий. Итак, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут норвежские сейсмологи зарегистрировали взрыв в Баренцевом море, где российский Северный флот проводил крупномасштабные учения. Спустя 2 минуты 15 секунд раздался второй, гораздо более мощный взрыв, сравнимый по силе с небольшим землетрясением...

Как мы теперь знаем, в это время по отсекам подводного атомохода "Курск" пронесся смертоносный смерч. Он крушил переборки и закручивал толстенную сталь в завитки, срывал механизмы и паропроводы, сжигал электрощиты... Кощунственно звучит, но тем из подводников, которые погибли сразу, повезло. У 23-х моряков кормовых отсеков, которые при взрыве уцелели, агония длилась несколько часов: они остались на глубине 108 метров в темноте, без кислорода и почти без надежды...

- По одной версии, которой поначалу придерживались и вы, трагедия произошла из-за неподготовленности экипажа, по другой - из-за взрыва экспериментальной парогазовой торпеды, находившейся на борту "Курска"...

- Обнародованная информация была крайне противоречива. Но от внимательных взглядов не ускользнула та категоричность, с которой Москва - задолго до окончания расследования! - отмела возможность столкновения с иностранной подводной лодкой, и тем более того, что "Курск" был атакован противником. Постепенно просачивались все новые и новые подробности... Я не могу назвать свои источники информации, но ручаюсь - они абсолютно достоверны. Немало пищи для размышлений дала также операция по подъему затонувшего атомохода...

А потом ко мне в руки попали снимки многоцелевой американской подлодки "Мемфис", которая осенью 2000-го вернулась из похода в Баренцево море на свою базу в Норфолк. Посмотрите! Ее носовая оконечность отсечена, отрезана, загерметизирована...


Такой вернулась после столкновения на базу американская подводная лодка "Мемфис"



- Ого! Где эта посудина умудрилась так "стесать" свой нос?

- Тем, кто во время поисково-спасательной операции смотрел телерепортаж со дна Баренцева моря, об этом нетрудно догадаться. Камера четко зафиксировала на правой носовой оконечности "Курска", в районе второго отсека, огромную вмятину, направленную к носу... И командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов упоминал, что на корпусе затонувшего атомохода в районе второго отсека обнаружен след от сильного динамического удара... Еще более откровенно выразился главком ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов. Сразу после катастрофы он утверждал, что "имеются признаки крупного и серьезного столкновения".

- Может, флотские чины просто-напросто пытались переложить ответственность с себя на коварного супостата?

- Объективные данные подтверждают их правоту. В первые дни после аварии, когда информацию в СМИ еще не взяли под жесткий контроль, промелькнуло сообщение о некоем светло-зеленом спасательном буе, замеченном неподалеку от затонувшего "Курска". А ведь на российских подлодках используют только бело-красные буи. Кроме того, когда крейсер "Петр Великий" обнаружил затонувший атомоход, его акустики фиксировали стуки и работу ЗПС (звуко-подводной связи) в закрытом режиме. Кто-то подавал сигналы с двух часов 22 минут 13 августа до 11 часов 14 августа.

Спасатели надеялись, что это российские подводники, оказавшиеся в ловушке. Мол, ребята замолчали, потому что экономят силы... Но после того, как записанные стуки и кодограммы проанализировали, разложили на составляющие, появились большие сомнения насчет того, что они принадлежали морякам "Курска". Дело в том, что сигналы "SOS!" подавались механическим излучателем - такие на российских субмаринах не ставят, а коды не расшифровывались. По всей вероятности, они шли с иностранной подлодки, находившейся неподалеку. И посмертная записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова подтверждает: 13 и 14 августа стучать на борту "Курска" было уже некому.

Кстати, когда по тревоге в воздух были подняты две противолодочные эскадрильи, самолеты обнаружили масляные пятна по курсу, которым "уползала" с места происшествия неизвестная подводная лодка. Естественно, подозрение пало на американцев и англичан, чьи субмарины крутились поблизости.

"МЕМФИС" ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, У НЕГО БЫЛИ ТРУПЫ НА БОРТУ"

- Однако и те и другие на правительственном уровне заявили, что никакого отношения к гибели "Курска" не имеют...

- Море умеет хранить свои тайны. Поэтому отрицай все, пока тебя не припрут к стене уликами. Но обратите внимание: англичане с возмущением потребовали от российской стороны предоставить доказательства, а вот американская сторона протестовала не так рьяно. Будто опасалась, что россияне могут ответить. Ведь, как заявил заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Валерий Манилов: "При проведении операции по спасению экипажа "Курска" в 50 метрах от него на грунте российские спасатели нашли нечто, похожее на ограждение боевой рубки, устанавливаемой на подводных лодках США и Великобритании". А министр обороны России Игорь Сергеев, выступая по телевидению 16 августа 2000 года, сказал, что "Курск" подвергся тарану...

То есть уже в первые дни все было предельно ясно, но затем лица, облеченные властью, постарались максимально запутать ситуацию...

- Если столкновение действительно имело место, в результате его должна была больше пострадать именно американская подлодка... Ведь водоизмещение "Курска" в три раза больше, чем у "Мемфиса". Это все равно как если бы "газель" врезалась в КамАЗ.

- Ситуация не столь однозначна. Поинтересуйтесь у инспекторов ГАИ, они вам подтвердят: при таких авариях далеко не все зависит от массы. На исход столкновения влияет угол, под которым двигались автомобили, их скорость, состояние дороги и так далее...

Кстати, "Мемфис" получил серьезные повреждения, у него были трупы на борту... Ему пришлось побороться за свою живучесть... Тем не менее американцам удалось самостоятельно дойти до норвежской базы Берген. Поскольку ее доки не приспособлены для ремонта подводных лодок, там искореженный корпус чуть-чуть залатали, восстановили герметичность субмарины... А через восемь суток "Мемфис" ушел в британский Саутгемптон, чтобы зашхериться, то есть спрятаться в закрытом доке для более существенного ремонта... Заметьте, даже своим союзникам по НАТО американцы не позволили осмотреть поврежденный корпус, тем самым лишив себя алиби.

- Вы сказали: "Трупы на борту...". Откуда такие сведения?

- Весь мир следил за развитием событий вокруг "Курска", русская диаспора особенно. В Нью-Йорке, Норфолке... Там появились публикации - щадящие, но достаточно авторитетные, - что к приходу "Мемфиса" в Берген прилетали 12 жен подводников. Авторы утверждали, что сначала на борту этой лодки было три трупа, потом их число дошло до девяти - видимо, кого-то из тяжелораненых спасти не удалось...

- Но что американская подводная лодка делала в Баренцевом море?

- Их там болталось три: американские "Мемфис" и "Толедо" и британская "Сплендид". Как только россияне объявили, что планируют крупномасштабные маневры (по международной договоренности стороны обязаны друг друга уведомлять о таких вещах заранее), эти ребята рванули туда на всех парах. Иначе и быть не могло.

Знаете, как натовцы называют стратегическую субмарину класса "Антей", к которым относится "Курск"? "Убийца авианосцев", "лучший корабль современности". Это подводный гигант длиной 154 метра и водоизмещением 13-18 тысяч тонн. Глубина погружения - 500 метров. С экипажем в 130 человек он может 120 суток находиться в автономном плавании. Такой атомоход несет на борту 24 крылатые ракеты, способные поражать цели на дистанции 550 километров, и 28 торпед, в том числе и с ядерным боезапасом. Одним залпом он может уничтожить не один десяток городов! А как показали события 11 сентября 2001 года, достаточно куда меньших разрушений, чтобы поставить на колени любую страну.

- Вам не кажется, что у человечества поехала крыша?

- Еще и как! Я, например, часто вспоминаю 26 ноября 1972 года, когда Никсон подписывал с Брежневым во Владивостоке договор ОСВ-1. В этот день советская стратегическая подводная лодка (я на ней был старпомом) из Белого моря произвела залп четырьмя ракетами под Гавайи - на дальность девять тысяч километров. Таким образом Соединенным Штатам дали понять: отныне Советский Союз обладает субмариной, которая не нуждается в выходах в Атлантику, - ее оружие достигает любой точки земного шара из любого района.

Полет межконтинентальной баллистической ракеты длится всего 30-35 минут. Она сразу же выходит на космическую высоту, где сама корректирует свой полет по звездам. Боевая часть ракеты делится на боеголовки с индивидуальным наведением на цель - с точностью до метров. И дальше ее головки уже летят как свободно падающее баллистическое тело. Ну что можно сделать в какой-то стране, если даже ее радары засекли, что в их сторону летит рой ракет?

- Дать ответный залп.

- Вот именно. И неотвратимость возмездия, в общем-то, останавливала политиков...

Чтобы обезопасить себя от всяческих сюрпризов, американцы создали систему подводного наблюдения "Сосус", все океаны перекрыли. Но обнаружить в мировом океане субмарину - полдела. Крайне важно знать, что она из себя представляет: то ли это многоцелевая подводная лодка, предназначенная для решения тактических задач, то ли стратегическая подводная лодка, которая угрожает ого-го чем... А как это определить? По шумовой характеристике, которая у каждого корабля своя, индивидуальная.

- Даже если они изготовлены по одному проекту?

- Да. Причем подлодка по-разному шумит, когда идет своим курсом, когда начинает подготовку торпедного комплекса к стрельбе или ведет предстартовую подготовку ракет... Естественно, потенциальные противники ведут постоянную слежку и запись этих шумовых характеристик. Обе стороны направляют в океан многоцелевые подводные лодки - охотники за стратегическими.

Поверьте, не от хорошей жизни учения таких гигантов, как "Курск", проводятся в достаточно мелководном Баренцевом море. Но не испытывать же опытные образцы оружия за пределами территориальных вод, где, как говорится, кто смел, тот и съел.

В свою очередь американцы напичкали Баренцево море своими разведкораблями, их подводные лодки круглый год там пасутся, а экипажи буквально из кожи вон лезут, пытаясь записать все характеристики российских "стратегов". Они даже рискуют собственной безопасностью, поскольку за каждую минуту записи получают солидное вознаграждение...

- А без риска они не могут заработать? Или осторожность им претит?

- Дело в том, что на глубине от 0 до 50 метров, где идет постоянное перемешивание водных слоев, слышимости практически никакой - это зона так называемой гидроакустической тени. Поэтому для записи шумовых характеристик субмаринам нужно сближаться на минимальную дистанцию, почти вплотную. Отсюда все столкновения - за три десятка лет в Баренцевом море их отмечено с десяток.

"В РАЗГАР ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА "КУРСК" КРЕПКО ПОДПОРТИЛ НЕРВЫ АМЕРИКАНЦАМ, ПОЯВИВШИСЬ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ"

- Как, по-вашему, развивались события в 2000 году?

- Представьте, к 12 августа "Мемфис" уже сутки висит на "хвосте" у российского атомохода, оставаясь не обнаруженным. Напряжение достигло предела, американец чувствует себя охотником, он охвачен азартом... По плану учений между 11 и 12 часами "Курск" должен был обнаружить цель и атаковать ее учебной торпедой. Об этом знает капитан Лячин, но не знает капитан "Мемфиса"...

Вдруг шумовая характеристика "стратега" резко изменилась... Американец сокращает дистанцию, чтобы лучше слышать, - как у нас говорят, делает "подскоки". Распознает шумы подготовки торпедного комплекса и "зевает" поворот "Курска" вправо... Происходит то, что часто можно наблюдать на городских улицах, когда автомобиль, двигаясь в левом ряду, начал перестраиваться в правый ряд... "Мемфис", который шел почти вплотную, саданул его своим носом по скользящей траектории и разворотил себе носовую оконечность...

Обратите внимание: у этой субмарины бортовые торпеды размещены вдоль борта, а в носовой части находятся гидроакустические антенны. Поэтому, видимо, при ударе боезапас не сдетонировал, и американцам с трудом, но удалось-таки выбраться из переделки.


"Курск" считался одним из лучших российских крейсеров

- А что же помешало это сделать российской К-141?

- Как я уже говорил, на борту российского атомохода находилась экспериментальная парогазовая торпеда. Пусть даже она была исправной (хотя поговаривали, что ее при погрузке ударили) и не боевой, а практической, то есть учебной... Но при мгновенном разрушении корпуса и взаимодействии с водой парогазовая смесь сама уже имеет силу взрывчатки. В итоге на борту "Курска" прозвучал взрыв, который разнес первый отсек... В образовавшуюся пробоину хлынула вода и, естественно, субмарину резко бросило вниз. Ну а дальше...

Если посмотреть на навигационную карту этого района, там дно - как стол. Это гранитная плита, покрытая очень незначительным слоем ила. О нее и ударился "Курск" носовой оконечностью, где практически оголились торпедные аппараты... Рванул боезапас... Безусловно, куски обшивки разбросало по дну...

- Выходит, Комиссия по расследованию, которая причиной гибели атомохода назвала взрыв парогазовой торпеды, не во всем погрешила против истины?

- Я категорически не согласен с такой версией, обеляющей "Мемфис" и умаляющей достоинства "Курска". Уверен: взрыв торпеды в собственном аппарате натворил бы бед, но не таких, с которыми бы не мог справиться Лячин и его экипаж... Поэтому склоняюсь к более жесткому варианту...

По легенде учений, "Курск" вышел в район несения боевой службы для поиска авианосных ударных соединений противника... Чтобы приблизить обстановку к боевой, подыгрывающую эскадру кораблей расположили на максимальном расстоянии, то есть загнали подальше на север или к Белому морю. По замыслу атомоход должен был эту группу "обнаружить", "атаковать" и "уничтожить".

И вот представим себе: Геннадий Лячин готовится, маневрирует, слушает горизонт, но цели еще не наблюдает. Не видит он и "Мемфиса", который суетится в непосредственной близости. Тут из первого отсека докладывают, что парогазовая торпеда "взбунтовалась". Командир атомохода принимает единственно верное решение - отстрелить аварийную торпеду, и как можно быстрее. Счет пошел на секунды... Подготовка аппаратов и лодки к всплытию, подъем выдвижных устройств... На это необходимо время. "Пли!", "Пузырь в нос!" - последние команды Лячина исполнены одновременно со страшным ударом в нос корабля и взрывом... Командир "Мемфиса" опередил его...

- Вы хотите сказать: выстрелил первым?

- Именно. Американец долго следил за действиями "Курска". Его система акустического наблюдения, классификации и обработки данных позволяла определить, чем занимается российский атомоход. Но он не понимал, с какой целью идет подготовка торпедной стрельбы. С чего это вдруг? Никаких надводных целей пока не наблюдается. Уж не угрожает ли "стратег" непрошеному гостю? И вот тут - важная деталь. Если российскому командиру разрешено применить оружие только в ответ на явное нападение и ни в каком другом случае, то на американских многоцелевых субмаринах (они этого и не скрывают) другие инструкции: их командир вправе атаковать первым, если что-то, по его мнению, угрожает безопасности корабля. Это означает: почуял угрозу - лупани первым, упреди нападение.

А если вдобавок "Мемфис" не раз получил щелчок по носу? Если американца "выпороли" не единожды, за то, что он проморгал российскую подлодку... Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, "Курск" очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным... И зная, что российский атомоход готовится выстрелить торпеды, американец проводит контратаку... Его торпедный комплекс с аппаратами МК-48 позволяет это сделать экстренно.

- То есть у командира "Мемфиса" просто нервишки сдали?

- Именно. "Курск" был атакован, как минимум, двумя торпедами, веером. Одна из них и влепилась в носовую часть. Дистанция боевого соприкосновения была столь мала, а взрыв сдетонировавшего боезапаса "Курска" столь мощным, что американским подводникам не удалось удержать собственную субмарину на безопасной глубине. Удирающий "Мемфис" был подброшен взрывом и тоже грохнулся о гранитное дно, своротив носовую оконечность... В это время американский экипаж так швыряло по отсекам, что несколько моряков получили смертельные ранения...

В результате Россия и Соединенные Штаты оказались на грани вооруженного конфликта. Россияне встали перед выбором: уничтожить американскую подводную лодку или воздержаться от ответного удара, поскольку его последствия могли быть непредсказуемыми.

"КУРСК" С ЕГО ЭКИПАЖЕМ - ЭТО РОССИЙСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПОД ЗАНАВЕС ХХ ВЕКА"

- Смелое утверждение. Чем вы можете это доказать?

- Как известно, 16 августа, в разгар поисково-спасательной операции, состоялся очередной разговор Владимира Путина и Билла Клинтона по телефону. О чем беседовали российский и американский президенты тет-а-тет? Неужто все свелось к соболезнованиям? Думаю, шел откровенный разговор о том, во что может вылиться вооруженная конфронтация. А уже 17 августа - на пятый день после катастрофы! - в Москву прилетел инкогнито, на частном самолете, директор ЦРУ Джордж Тенет...

Видимо, американцы и россияне сумели договориться. Не прошло и месяца, как Клинтон объявил, что США отказываются от планов развертывания национальной системы противоракетной обороны. Кроме того, Америка списала России старые долги и предоставила кредит в 10 миллиардов долларов... А откуда взялась внушительная сумма на длительную операцию по подъему тел погибших и корпуса подводного крейсера? Почему подводников наградили орденами Мужества, а их командиру капитану первого ранга Лячину присвоили звание Героя России, не дожидаясь результатов расследования? Почему Верховный главнокомандующий не принял отставку министра обороны и главкома ВМФ? Почему не названы имена виновных?

Вопросы, вопросы... Вразумительных ответов на них мы так и не получили. Если в кратчайшие сроки удалось построить надводное сооружение для подъема "Курска", то почему нельзя было поднять атомоход вместе с первым отсеком? Зачем его непременно надо было отрезать, затягивая сроки подъема, рискуя не уложиться до начала осенних штормов? Кому позарез нужно было взорвать первый отсек, разнести его в куски на глубине 108 метров? Наверное, тому, кто не хотел, чтобы в металлической рвани обнаружились убедительные следы боевого соприкосновения, а может, и еще что-то... Но я верю, что рано или поздно тайное станет явным, что люди узнают правду...

- Вы, подводник с 25-летним стажем, одобряете действия Владимира Путина в ситуации с "Курском"?

- Я глубоко убежден, что человечество еще скажет российскому президенту спасибо за его решение. Да, искушение ответить, отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда в мире погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов. Шесть лет назад повторилась ситуация, в которую мир ввергался не однажды. "Курск" с его экипажем - это российское жертвоприношение под занавес ХХ века.

- Сильно сказано, Виталий Александрович. Но сегодня насчитывается еще добрая дюжина версий гибели "Курска". Вам остальные кажутся неубедительными?

- Большинство из них изложены в книге Николая Черкашина "Унесенные бездной", которая вышла в Москве летом 2001 года. Обратите внимание, как представляют автора. Только ему главком ВМФ России разрешил участвовать в работе Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели "Курска". Лишь ему удалось побеседовать с американскими подводниками. Только он был допущен до всех секретов. Для чего такие вещи делаются? Чтобы формировать общественное мнение в нужном направлении. И это убеждает меня, что все не так просто, как нас пытались убедить.

У меня есть опыт общения с пишущей братией. В 1975 году, когда впервые разрешили хоть что-то публиковать о стратегических лодках такого класса, какой я командовал, - на этот счет было принято решение Политбюро - ко мне на борт прибыл Тимур Аркадьевич Гайдар, в то время редактор военного отдела газеты "Правда". На несколько дней мы выходили в море, показывали все гостю. Потом "Правда" опубликовала на двух страницах материал "Покорители океанских глубин".

Гайдар осмотрел лодку, в каюте у меня не единожды был. Поинтересовался, как я при росте под два метра умудряюсь спать на лежаке длиной метр 80. Я объяснил, что когда корабль отделывали, попросил увеличить диванчик-кровать за счет каюты механика (тот был невысоким). Получился этакий "карман". Так вот, Гайдар эту историю рассказал, но так, будто она произошла давным-давно с его приятелем-подводником. Спрашиваю: "Почему нельзя было написать так, как есть?". А он: "Ты что! Я пишу, что у вас аквариумы, рыбки, попугайчики, сауна и все прочее. И вдруг скажу, что командиру койку удлиняли".

- У вас действительно были попугайчики?

- Были, но вскоре сдохли, хотя по нормативам должны были жить два года... Увы, нормальное живое существо не выдерживает подводного издевательства: электромагнитные поля круглосуточно, отсутствие солнечного света и чистого воздуха. Единственное, что там было неплохо, - это то, что сейчас называют модным словом "аромотерапия". То есть включается мелодия, вентилятор гонит соответствующий аромат и ты представляешь, что сидишь на опушке леса... Впрочем, я отвлекся от темы нашего разговора.

- Вы, насколько я знаю, ездили на торжества по случаю 100-летия подводных сил России, которые состоялись весной этого года. Не чувствовали себя чужим на этом празднике?

- Там я получил заряд оптимизма и светлых надежд на будущее российского флота. Увы, на перспективы ВМФ Украины я смотрю с огромной горечью. Между прочим, на "Курске" чуть ли не каждый второй член экипажа учился в Севастополе. И из последнего плавания на атомоходе домой не вернулись 18 севастопольцев, которым поставлен памятник на кладбище Коммунаров. Кое-кто упрекал этих ребят в отсутствии патриотизма, в том, что они служили чужой державе... Но ведь их знания, преданность дома оказались никому не нужны. Единственная подводная лодка "Запорожье", которая после распада Союза отошла к Украине, за все эти годы ни разу не вышла в море. А минувшей весной министр обороны объявил, что после ремонта собирается ее продать... Не хочется верить, что на истории украинского подводного флота, начало которой положено еще в Запорожской Сечи, будет поставлен жирный крест.






Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось