В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Многая лета!

«У Богдана нет плохих изъянов, все его изъяны — благодать...»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 13 Октября, 2011 00:00
В киевском Театре имени Ивана Франко отпраздновали 70-летие великого актера современности Богдана Ступки
Анна ШЕСТАК
70 лет народному артисту СССР и герою Украины исполнилось еще 27 августа, но отметить с размахом в театре, которым руководит, Богдан Сильвестрович решил только сейчас. Гостей принимал, сидя за ударной установкой: оказывается, в молодости Ступка с удовольствием играл джаз. «Концерт № 70» (так назывался юбилейный вечер) начался со знаменитой Let My People Go. И, надо сказать, с этой мелодией юбиляр и его музыканты-помощники справились почти так же, как Луи Армстронг. Во всяком случае, судя по аплодисментам, публике понравилось. «Значит, будем джазить!» - обрадовал зрителей Богдан Сильвестрович и залихватски ударил по «тарелочкам».

«Я БЫЛ СТИЛЯГОЙ - ДЕЛАЛ ИЗ ОТЦОВСКИХ ШТАНОВ «ДУДОЧКИ»

«Сегодня он играет джаз, а завтра - родину продаст», - улыбнулся Ступка. - Помните такую поговорку, популярную в советское время? Нет? Ну и слава Богу. Я-то помню, и очень хорошо. В юности, занимаясь в актерской студии при Львовском театре имени Марии Заньковецкой, часто бывал на концертах оркестра, которым руководили Игорь и Олег Хома: они создавали украинский джаз, за что и попали в немилость к тогдашней власти».

По словам Богдана Сильвестровича, за свое увлечение поплатился и он. На одном из актерских вечеров пригласил на танец коллегу-актрису - плясали и джаз, и рок-н-ролл... Пока один из театральных корифеев, уверенный в том, что в СССР ничего этого нет, как и секса, не крикнул: «Прекратить это безобразие!». С той поры коллеги постарше стали относиться к Ступке настороженно - а вдруг действительно предатель?

Доставалось молодежи 60-х и от дружинников, призванных рубить на корню все враждебное или таковым кажущееся. «Я был стилягой, - признается актер. - По крайней мере, пытался - делал из отцовских штанов «дудочки». Получалось с переменным успехом - внизу штанины еще ушивал, а вот вверху, где матня... В общем, что получалось, то и надевал: куда деваться? Но на танцах нас, таких модных, обычно ловили. Били под дых, штаны резали, пинка под зад давали - и на улицу».

БОГДАН И ЛАРИСА

Начинающий Ступка
в чупрынной лихой голове
чуть не с детства,
наверное,
выносил
тайный замысел,
а не вымысел, —
стать украинским
Лоуренсом Оливье.
Тот в искусстве велик,
кто велик и в любви.
Он, устав от завидок,
от ранней израненности,
бросил первые аплодисменты свои,
как цветы,
к белоснежным балеткам избранницы.
Но любовь унижают и бедность,
и быт.
Балерине бывало несладко
в нелегкие те пятилетки —
и от очередей,
чтоб хоть что-то для мужа добыть,
и пришлось ей и штопать рубашки ему
да и собственные балетки.
С пастернаковской Ларой,
Лариса,
тебя я хотел бы сравнить
по страданьям твоим,
непохожим совсем на порханье,
а однажды любовь натянулась, как нить,
и почти порвалась,
но сынишка вернул ей дыханье.
И когда они вышли,
подав на развод заявленье вдвоем,
то взглянули друг другу в глаза
и тотчас повернули обратно,
вновь услышав, как плакал их мальчик
в предчувствии горьком своем,
и поняв, что предать и его, и любовь, —
это невероятно.

Так вот вы победили,
друг другом любимые вновь,
оба — дети похожей на поле сражения
сцены.

Что такое искусство?
Да та же любовь,
и оно, как любовь,
не прощает измены.

Евгений ЕВТУШЕНКО,
США, Талса, октябрь 2011 года

Видимо, именно из-за того, что Ступка «недоджазил» в 60-70-е, все, кто пришел к нему на праздник или поздравил с экрана, старались оформить свои обращения в этом стиле. Популярный российский актер Сергей Гармаш снял видеоклип «Человек и кошка»: «Дорогой папа! Я дарю эту песню тебе». «А знаете, почему «папа»? - объяснил юбиляр. - Однажды мы с Сергеем, в России будучи, в унисон стали читать Шевченко - «I мертвим, i живим, i ненарожденним...». Россияне аж рты открыли: ну ладно, я из Києва приехал, но Гармаш! Когда дочитали до конца, все, кто слушал, зааплодировали. Мы обнялись, и я впервые обратился к Сереже: «Синку». А он ко мне: «Батьку»...

«ЗНАЛИ, КАК НАЗВАТЬ: В ЧЕСТЬ СПОНСОРА!»

Родной сын Остап не отстал от названного - спел песню, написанную специально для Богдана Сильвестровича, и станцевал с балетом Театра имени Франко, после чего спросил у папы: «Ну как?». В ответ услышал: «Может быть. Но много денег ты так не заработаешь».

Поздравления от 11-летней внучки Устины и сына Остапа

На сцену выходили и старшие внуки - ступченята, как назвали их львовяне, гости из Театра имени Заньковецкой. 11-летняя Устина, которая занимается вокалом, пела для дедушки Боди, 26-летний Дмитрий, актер Театра имени Франко, играл Богдана Ступку в юности. Не хватало только самого маленького - четырехлетнего Богданчика. «Знали, как назвать: в честь спонсора!» - шутил Богдан Сильвестрович.

Супруга Лариса, в прошлом - балерина, наблюдала за происходящим из ложи. Все букеты юбиляр передавал ей: «Эти цветы, Лора, твои по праву». А вот подарки оставлял себе. Художник Сергей Якутович, оформивший юбилейный вечер, преподнес свежеизданный альбом рисунков, гость из Грузии режиссер Роберт Стуруа - большую бутылку грузинской водки чачи: «Таких в мире только три. Одна - у нашего президента, вторая - наверное, у премьера. А для меня украли третью, и я привез тебе...».

«Пиккардийская терция», Жанна Боднарук и Олег Скрипка дарили, конечно же, песни, и, естественно, в стиле джаз. Евгений Евтушенко прислал из Америки стихи, посвященные «Богдану и Ларисе. Любви, победившей все трудности жизни».

Выступление скрипача-виртуоза Василия Попадюка, которого в мировой прессе называют вторым Паганини, стало прекрасным подарком и сюрпризом не только для виновника торжества, но и для зрителей. Музыканту кричали «браво!», отпускать его никак не хотели, особенно после того, как он показал свой фирменный трюк - сыграл «Чардаш» скрипкой по смычку. Ступка, державший смычок, поверить не мог, что такое возможно.

Министр культуры Михаил Кулиняк зачитал поздравления - от премьера Николая Азарова, благодаря которому в Театре имени Франко вот-вот откроют малую сцену, спикера Владимира Литвина и... президента Беларуси Александра Лукашенко, оказавшегося большим поклонником таланта Богдана Сильвестровича.

В этот вечер в Театре Франко был переаншлаг. Иван Драч, Иван Дзюба, Михаил Резникович и другие перед началом праздника у входа в театр

Украинские коллеги - Михаил Резникович, Наталья Сумская и Лариса Кадочникова, с которой Ступка сыграл в знаковой картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», на сцену почему-то не поднимались, а российские - Галина Волчек, Константин Райкин, Геннадий Хазанов, Александр Калягин, Валерий Золотухин и Леонид Ярмольник - приехать в Киев не смогли, записали видеообращения.

«КРИКНЕТ: «ГЕЙ-НО, ДУПКИ, ВСI ДО СТУПКИ!» - ХОШЬ НЕ ХОШЬ, ПРИХОДИТСЯ БЕЖАТЬ»

«Вспомнил я одну притчу, - издалека начал Хазанов, - о мальчике, зашедшем в лавку, хозяином которой был сам Господь Бог. «А что у вас можно купить?» - спросил мальчик. «Все, что хочешь», - услышал в ответ. И мальчик стал перечислять, чего он хочет: здоровья, благополучия, счастья своим близким, любви, уважения... Долго-долго говорил и наконец умолк. «Все?» - спросил Господь. - «Ну да». Подумал Бог и протянул ему ма-а-аленькую коробочку. «Как? Неужели в ней все есть?» - удивился мальчик. - «Есть. Но учти, что в нашем магазине продаются только семена...». Богдан, может, и не просил у Бога коробочки, но ему удалось собрать такой богатый урожай, что только позавидовать можно».

Ярмольник поблагодарил Ступку за «беспокойную жизнь в профессии», а Золотухин процитировал Заратустру: «Уходить надо, когда ты кажешься особенно вкусным. Я думаю, Богдан, мы с тобой еще не достигли той кондиции, еще хотим и можем работать. Так что храни тебя Господь!».

Ну а актеры Театра имени Франко устроили самый настоящий капустник. Сначала худрука Ступку поздравила мужская половина труппы (Лесь Заднепровский, Василий Мазур и компания), потом - женская, то есть та же мужская, только в веночках и вышитых сорочках. Актеры вынесли на сцену макет прижизненного памятника Богдану Сильвестровичу и завели хороводы и песнопения на мотив «У природы нет плохой погоды»:

У Богдана нет плохих изъянов,
Все его изъяны - благодать.
Добрый, злой он, трезвый или пьяный -
Надо благодарно принимать.

Крикнет: «Гей-но, дупки, всi до Ступки!» -
Хошь не хошь, приходится бежать.
И о сексе шутки-прибаутки
Надо благодарно принимать.

Ступка любит в день перед премьерой
В зал зайти и генпрогон прервать,
Чтоб про свою львовскую карьеру
В сотый раз подробно рассказать.

За-по-падли-во усi мовчать...

Вдоволь наигравшись, подчиненные премировали шефа головным убором индейского вождя и трубкой мира - чтобы хоть иногда на перекур отпускал...

Фоторепортаж Феликса РОЗЕНШТЕЙНА



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось