Вечность и повседневность
Многие кирпичи, согласно логике, произошли из праха (как писал Шекспир: «Державный Цезарь, обращенный в тлен, пошел, быть может, на обмазку стен»). Когда прихожу в Софию Киевскую, всегда трогаю плинфы в стене самой старой церкви, будто здороваюсь с неведомыми строителями. А на Владимирской горке когда-то я специально ходил по дорожке, ведущей к выходу возле прежней стены Михайловского монастыря. На ней я здоровался поименно, потому что дорожку эту мостили булыжниками, на многих из которых оттиснуты имена производителей. Пролетарская власть, разрушившая Михайловский Златоверхий, сама того не желая, создала мемориал ему, выкладывая осколками прежних стен дорогу к несуществующему уже храму. Вечность очень тесно связана с повседневностью.
Множество кладбищ осталось под киевскими улицами. Раз в столетие, а то и чаще прежние некрополи, к сожалению, уничтожают. Остаются мемориалы - они считанные по всей Европе. Только на моей памяти исчезли несколько захоронений в Аскольдовой могиле, в Пушкинском парке, и не только там. Под фундаментами нынешнего Исторического музея или здания СБУ - сотни, если не тысячи останков наших предков, и, увы, такова жизнь - процесс этот всемирный. Во многих странах, например, земля под захоронение не выделяется навсегда, а сдается в аренду. Это, боюсь, неизбежно. Через несколько десятилетий покойники (если это не несчастные Ленины и Ким Ир Сены) растворятся в земле, поэтому создавайте и берегите хотя бы семейные альбомы, чтобы время срасталось для детей и родителей в единое целое, со всеми населившими его предметами и людьми - без этого жить неинтересно, как неинтересно жить единственному кустику на травяном поле.
К чему я все это? К тому, что мир вокруг нас и есть та самая вечность - он переполнен живыми и мертвыми, эти люди стали домами, а также, уверен, в каком-то другом измерении продолжают ходить по нашим с вами (а также их) улицам, сращивая поколения и времена. Закон сохранения энергии уверяет, что энергия не исчезает, а сохраняется, переходя с объекта на объект, с места на место. И мы, как энергетические сгустки, не имеем права исчезать просто так, даже если очень того захотим. Самые распространенные в нашем обществе библейская или мусульманская философия линейны, все в них замкнуто между жизнью и смертью. Дальше к Востоку, в философиях более древних, чем наши, все циклично, энергия человека не гибнет, а перевоплощается в энергию другого существа, продолжает быть соучастником бытия, бесконечно действуя в нем.
Никуда мы друг от друга не денемся. Берегите память, храните старые стены, помните о том, кто и из чего выстроил нам этот мир. Со времен Киевской Руси и даже более давних наши предки топчутся вокруг и мучаются, видя, как мы мало учимся на их ошибках, предпочитая собственные. Но таков еще один закон вечности - любое поколение заново набивает выстраданные шишки на своих лбах - ничего не поделаешь.