Легендарный баритон Дмитрий ГНАТЮК: «Душа до сих пор поет — даже во сне»
(Продолжение. Начало в № 19)
«СБРАСЫВАЮ ШКУРУ ТИГРА — И ГОЛЫЙ, В ОДНОЙ ПОВЯЗОЧКЕ, ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ ОСТАЮСЬ...»
— В 60-е и 70-е годы благодаря зятю Хрущева Виктору Петровичу Гонтарю, который директором Киевского оперного театра был, здесь целая плеяда великолепных певцов блистала. Некоторых из них позже в Большой театр пригласили: Бэла Руденко туда ушла, Юрий Гуляев...
— ...и большую ошибку сделали.
— Не смогли потом там полноценно работать...
— Это во-первых, а во-вторых, когда тебе за 50, с чистого листа начинать поздно, все прошло... Наш театр был одним из лучших во всем Союзе: помню, как первую свою оперу здесь поставил — «Князь Игорь»...
— ...которая на предыдущие постановки была не похожа...
— ...ну да, потому что видение музыкальной режиссуры у меня принципиально другое, а вторая моя опера — «Тихий Дон». На конкурсе спектаклей на советскую тематику, в котором Большой театр, Кировский, Свердловский участие принимали, — словом, главный и шесть крупных, моя постановка первое место заняла, я еще и премию получил. Богатым никогда не был и сейчас не богат, хотя и не беден, но не скрою: обрадовался.
— Вас в Большой приглашали?
— Несколько раз, и квартиру в Москве предлагали.
— Почему же не согласились?
— Не мог. Не мое. Один раз, правда, чуть было не решился — так с Гонтарем поругался, что, казалось, все, не смогу с ним работать, ухожу. Поехал в Москву квартиру смотреть, встретился там с Никитой Сергеевичем: какое-то событие отмечали, ужинали... Сказал ему: «Вы знаете, наверное, я сюда перееду». Он: «Прекрасно!». — «Да, но мне очень не хочется». — «А что случилось?». — «Да вот, с зятем вашим не поладили...». Мы просто в Исландии были, и Гонтарь сказал, что артистам по пять тысяч долларов заплатил, но какие пять тысяч? Были суточные какие-то, сущая мелочь — остальное он растратил, а возвращать в Госконцерт должны были я, Чавдар, Руденко... Хрущев тут же его пропесочил: «Таких людей, как Гнатюк, любить мы должны — если еще раз подобное сделаешь, не будешь директором». Все утряслось...
— Ну а с Запада, где много и успешно вы гастролировали, предложения, от которых трудно было отказаться, поступали?
— Не то слово! В Австралии, например, новый оперный театр строили — там так меня слушали...
— ...там же и украинцев много...
— ...да, но сначала они мне как советскому гостю бойкот устраивали, а потом, когда узнали, кто такой Гнатюк, моими поклонниками стали. Когда улетал, тысяч пять народу провожало — в посольстве перепугались, что меня украдут (смеется). «Любые условия выдвигайте, — в Австралии мне говорили, — мы тут же контракт подписываем!».
— Жалеете сейчас, что не согласились?
— Не-е-ет, абсолютно, и я вам уже сказал, почему. Есть и еще одна история небольшая. Однажды к нам в театр на гастроли знаменитая французская певица Бланш Тебом приехала. Думал, уже фамилию запамятовал: все на свете позабывал, хотя она меня, наверное, долго помнила...
— Красивая была женщина?
— И красивая, и интересная — меццо-сопрано у нее, но ей уже было под 40.
— Ну, еще ничего...
— Хороша была — пела у нас Кармен, а я — Эскамильо, а в «Аиде» она Амнерис была, а я — отцом Аиды, Амонасро. Знаете, к этой роли по-настоящему я готовился: негром гримировался, снизу только повязочка была... Ну, мне, слава Богу, мама такую комплекцию подарила, что и голый мог выйти, и вот когда фараон меня спрашивает (по-украински поет): «Хто ти, хто ти?» (на итальянском, конечно), я отвечаю: «Отець її. Рубався я, шукав я смерті, та лишивсь живий», после чего шкуру тигра сбрасываю — и голый, в одной повязочке, перед публикой остаюсь.
— На сцене Киевского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академического театра оперы и балета имени Тараса Шевченко?
— Да (смеется), и гостью это, видимо, возбудило: мол, смотрите, так гримируется — как же потом нужно мыться!.. В общем, Бланш мне сказала: «Приглашаю тебя в «Метрополитен-опера». Я в ответ: «У нас это только через Госконцерт решается». Она: «Я — Бланш Тебом».
— А вы: «А я — Дмитрий Гнатюк»...
— (Смеется). Она настаивать стала: «Меня весь мир знает, и я прошу тебя выступить в этих двух спектаклях со мной». Я подумал: «Эх, была не была!» — и поехал. Без Госконцерта...
— А как?
— Купил билет...
— И вас отпустили?
— Никто меня не отпускал, захотел — и... (смеется). Отработал, в общем, в «Метрополитен-опера» два спектакля, и столько шикарных статей об этом там написали! Дескать, у нас тоже знаменитые есть баритоны, но один длинный и худой, второй толстый и низенький, а тут вышел...
— ...красавец!..
— ...еще и голый. Публика не отпускала — такие аплодисменты были, вы себе не представляете! Вот последний спектакль прошел, мне 10 тысяч долларов заплатили...
— ...по тем временам...
— ...огромные деньги...
— ...вы их в карман...
— ...да, и домой собираюсь, а за прощальным ужином мне говорят: «Может, мы с вами контракт подпишем, чтобы вы приезжали к нам или здесь жили?». Я ответил: «Ну, приезжать могу, но постоянно тут у вас жить — нет, у меня дома семья». — «Ну так и давайте такой подпишем контракт, согласно которому вы приезжать станете: мы вам звонить будем, а вы к нам ездить и баритональные партии исполнять». Я и подписал, а назавтра газеты все раструбили, что советский певец Гнатюк в Америке согласился работать!
Прилетаю в Москву, человек из Госконцерта встречает и говорит: «В гостиницу не идите — прямо в Госконцерт: там вас уже ждут». Только я дверь открыл — сразу вопрос: «А где ваш гонорар?». Я 10 тысяч вынимаю, а чиновник их раз — и в шухлядку! «Дайте, — говорю, — хотя бы 400 долларов, которые мне полагаются!». — «Нет, вы наказаны и пять лет на гастроли ездить не будете». Как у Шевченко: «Доборолась Україна до самого краю...».
— И не ездили?
— Через несколько дней меня в Москву на концерт позвали, а там Никита Сергеевич сидит, народ хороший — работники сельского хозяйства, за кукурузу ответственные, и таким я успехом там пользовался, так всем понравился, что за ужином Хрущев еще раз «Пісню про рушник» спеть попросил. Спел я и думаю: «Была не была, еще раз на зятя пожалуюсь» — и рассказал, что Гонтарь жизни мне не дает, узнал о поездке американской — и все гастроли накрылись. Никита Сергеевич тут же родственника набрал: «Если еще раз тронешь его, как горлица, полетишь — чтобы рта мне не раскрывал!».
«ЗВОНЮ СЕСТРЕ В КАНАДУ: «ПРИЕЗЖАЙ, ЗДЕСЬ ПОЖИВЕШЬ НЕМНОЖКО», А ОНА: «Я УЖЕ ОТТУДА УЕХАЛА. ЗДЕСЬ У МЕНЯ ВСЯ ЖИЗНЬ ПРОШЛА — ТУТ И ПОМИРАТЬ БУДУ»
— Вы трагическую историю брата Ивана рассказали, а сестра ваша Анна, насколько я знаю, в Канаду эмигрировала...
— На побывку к соседям родственник просто приехал, они познакомились, и ее тот парень забрал. Это в 37-м году еще было...
— Вы с ней потом встречались?
— Конечно — каждый раз, когда в Канаде оказывался.
— С сестрой видеться не запрещали?
— Нет. Ну, следили за мной, конечно, и люди, которые сопровождали меня, были, но беседовать они нам не мешали. Я всегда, когда мог, с ней встречался: сестра очень хотела назад, на Родину, и, честно скажу вам, сильно переживала. Она, кстати, еще жива!
— Вот это да!
— Ей 92 года.
— Фантастика! Когда вы последний раз виделись?
— Давненько. Звоню, приглашаю: «Приезжай, здесь поживешь немножко», а она: «Я уже оттуда уехала. Здесь у меня вся жизнь прошла, внуки-правнуки... — тут и помирать буду».
— Как разбросало всех!..
— (Разводит руками). Сестра — человек, замечу, домашний, политикой никогда не интересовалась.
— В Киевской опере, как мы уже сказали, великие режиссеры, дирижеры, певцы были, а самыми выдающимися кого вы считаете?
— Я искусство Елизаветы Ивановны Чавдар любил — это мирового уровня, безусловно, певица, очень мне баритон Гришко нравился...
— ...народный артист Советского Союза...
— ...да. Слишком добрым и ласковым Михаил Степанович к молодежи не был, критиковал нас страшно: шпана, мол... Ко мне относился нормально, мы, можно сказать, дружили, но эта дружба ровно до того длилась момента, как на сцену я выходил: когда он слышал, какой у меня успех, пережить этого не мог (смеется). Болел, бедный, сахарным диабетом, очень ослаб и в 70 лет почти уже не пел, и вот у него день рождения, и я как секретарь месткома говорю: «Хлопцы, давайте Гришко поздравим!». Ну, на зарплату ему за месяц сложились, коньячок взяли, закуску, цветы, а перед этим я к нему обращался, чтобы пару копеек на другие дал именины — была у нас работница Тосенька, пожилая женщина, лет под 90. Он меня послал: «Чего это я той старухе день рождения справлять буду?» — и это запомнил. Когда мы пришли и поздравили его, он на колени упал, благодарил... Первый тост я за выдающегося певца поднял, и он сказал: «Дима, прости меня за то, что отказался тогда денег для Тоси дать».
— Видите...
— Да, славным певцом был, и пел бы дольше, если бы не болезнь.
Еще авторитетом для меня Борис Гмыря был, Лариса Руденко — партнерша моя прекрасная. Многих можно назвать, я со всеми коллегами в хороших был отношениях.
«РАНЬШЕ ПИЛИ В ТЕАТРЕ ЗДОРОВО: ЗУБАРЕВ НА СЦЕНЕ ВООБЩЕ ПАДАЛ И ВСТАТЬ НЕ МОГ»
— Кроме Гришко и вас, в Киевской опере немало ярких баритонов было — это и Анатолий Мокренко, и Николай Кондратюк...
— ...он, правда, мало у нас пробыл...
— ...как сказал мне сын Никиты Сергеевича Хрущева, Контргнатюк его называли...
— ...да-да...
— ...Гуляев еще, Ворвулев...
— Юра мне очень нравился, а Николай Ворвулев был хорош, но (щелкает пальцем по шее) вот это дело никак бросить не мог...
— А ведь тоже народный артист СССР!
— Он стихийный певец был, и это ему мешало.
— Как же вы уживались — баритоны такие? Подводные камни какие-то были?
— Нет (отмахивается), а если и были, внимания на них не обращали, каждый свою тропку в искусстве нащупать старался.
— Творческая все-таки была атмосфера...
— Совершенно верно.
— Вы говорите, Ворвулева водка погубила, но ведь и Юрий Гуляев выпить любил...
— ...и умер очень рано — в 52 года.
— Многие вообще певцы за воротник закладывали?
— Очень многие — пили в тот период здорово.
— Вы — нет?
— Нет, это невозможно!
— Почему?
— Потому что занят был делом, которое очень любил: ну как это — выйти на сцену и алкоголем пахнуть?
— И координация ведь сразу другая появляется...
— ...ну конечно!
— Часто солисты на сцену пьяными выходили?
— Ворвулев — да.
— А правда, что некоторые перед зрителями падали, а подняться уже не могли?
— Случалось, но раньше. Был такой Зубарев — до нас еще: падал на сцене и встать не мог.
— Евгения Мирошниченко яркой певицей была?
— Конечно, но неуравновешенной.
— У них ведь жесткое противостояние с Бэлой Руденко было...
— Потому что она себя так вела.
— Руденко?
— Нет, Мирошниченко. Я, кстати, на гастроли в Канаду однажды собирался и думал: «Надо бы Женю взять — знаменитая певица, голос божественный...
— ...уникальный...
— ...и так далее». Пригласил — и потом сильно жалел...
— Почему?
— Так вела себя.
— Как?
— Мелочи какие-то выискивала, всем звонила, деньги у людей брала... Не должна народная артистка Советского Союза так поступать.
— Дирижеры, режиссеры и хормейстеры мирового уровня в Киевской опере были?
— Конечно!
— Стефан Турчак?
— Безусловно.
— Лев Венедиктов?
— Тоже. У нас прекрасные дирижеры были: Константин Симеонов, потом Турчак, очень талантливым режиссером был Крушельницкий (я многому у него научился), Стефанович, который, правда, недолго поработал — умер... Вообще, все руководители оркестра и хора, которые со мной работали, выдающиеся.
— Когда-то в Киевскую оперу попасть нереально было, люди через окна лезли, через служебный вход пробирались — да как угодно, только чтобы в зале оказаться, а вот сегодня молодежь в оперу ходит?
— Не очень, да и мне репертуар не нравится. Ну, вот мои спектакли...
— ...они, кстати, еще идут?
— Да — «Аида» и «Травиата»: остальные закопаны. Ждут новые руководители, чтобы время прошло и можно было по-новому их «прочитать» — «Наталку Полтавку» вот сделали, но знаете, черт-те что вышло.
— А вы ходите, смотрите?
— Безусловно: слежу за спектаклями — а может, мои постановки реанимируют? Нет. Понимаете, у меня своя концепция режиссуры, я не по клавиру ставлю, не по тексту, а по партитуре, но чтобы всю драматургию партитуры на сцену перенести, нужно музыку знать (улыбается), а кто ее знает? Я, ваш покорнейший слуга, а тут пришел человек... (Пауза). Нет, ничего хорошего сказать о нем не могу.
— Помню, когда я маленьким был, вы заходили иногда в зал в антракте и люди вставали, овации вам устраивали... Сейчас, когда входите, они звучат?
— Стараюсь, чтобы меня никто не видел...
— Ну, вы и тогда старались...
— (Смеется). Не хлопают уже. Отхлопали...
«ПЕНИЕ, КАК ВЕЛИКИЙ БОРИС РОМАНОВИЧ ГМЫРЯ ГОВОРИЛ, ИЗ ТОГО ЖЕ МЕСТА ВЫХОДИТ, ЧТО И ЛЮБОВЬ»
— Ваша жена Галина Макаровна — известный украинский филолог...
— ...доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР.
— Сколько вы лет вместе?
— Да всю жизнь.
— Хорошо как сказали, но вы, во-первых, артист, во-вторых, красивый мужчина, в-третьих, популярная личность, всегда на виду. Девушки наверняка за вами вились, а романы случались?
— (Смеется). Ой, столько комплиментов вы мне сделали...
— Но это же правда!
— Знаете, я не святой, чтобы девушки мне не нравились, но и в этом своя концепция у меня была: если будешь лишнее себе позволять, идеалы свои растеряешь. Хорошо все-таки, когда в тебя пальцем не тычут и не говорят: «Вон он, такой-сякой пошел...».
— Ну, допустим, но вот поехали вы в Нью-Йорк с Бланш Тебом: она яркая женщина, вы видный мужчина — и что, ничего?
— Ей-Богу, ну вот вам крест! (Крестится) — никогда этого не делал.
— И что-то в жизни, я думаю, потеряли...
— Конечно, но что-то и приобрел. Я знал людей, которые это любили: они очень быстро со сцены уходили. Искусство и энергия взаимосвязаны: энергию теряешь — все, а пение, как великий Борис Романович Гмыря говорил, из того же места выходит, что и любовь (смеется). Славный он был, вы знаете — я наблюдал за ним и с него брал пример.
— При немцах во время оккупации пел, за это потом пострадал...
— Время такое было — чрезвычайное. Мне очень жаль, что так получилось, но что поделаешь?
— Вы толк в искусстве знаете, картины коллекционируете, а кого из художников любите больше?
— Трудно сказать. Когда этим делом увлекся, все, что понравится, покупал, а потом решил: «Нет, буду только украинскую живопись собирать».
— Кто в вашей коллекции есть?
— Да все знаменитые.
— Яблонская?
— Не-е-ет, это современница наша, я современников не собираю. Мои художники постарше: Васильковский, Левченко, Пимоненко — все наши звезды изобразительного искусства, а кто из них лучший, сложный вопрос. Васильковского — да, люблю, Пимоненко есть очень хороший — базар, например. И у Васильковского тоже базар и Крым, пейзажи, Левченко очень достойный художник...
— А это правда, что в вашей коллекции даже Малевич имеется?
— Маневич, который в Америке жил, — две картины, необыкновенно красивые. За них его дочь большие деньги мне предлагала, но...
— Искусство дороже денег?
— Да, безусловно. Может, я и пошел бы на это, однако она хотела, чтобы за одну картину музей заплатил: мол, я и так 40 полотен ему подарила, а мне торговаться с ними зачем?
— Вы, я знаю, с Максимом Рыльским дружили — интересным он был?
— Невероятно! Во-первых, это был человек очень высокой культуры, и когда что-то ему не нравилось, просто молчал, но если понравилась, например, песня — народная или современная, восхищался, всем об этом рассказывал...
— И поэт к тому же прекрасный был...
— Чудо! — один из последних могикан наших, украинских.
— Вы народный артист Советского Союза, Герой Социалистического Труда и Герой Украины — даже не знаю, есть ли у нас еще люди, у которых две таких геройских звезды разных стран...
— Почти нет (улыбается).
— И депутатом союзным вы были...
— ...три созыва!
— ...и депутатом Верховного Совета УССР...
— ...один созыв — больше не выдержал...
— ...и депутатом Верховной Рады уже независимой Украины...
— Тоже единожды: не хватило меня!
— В политике, тем не менее, вы все от «а» до «я» знаете, а вот сегодняшняя Украина вам нравится?
— Понимаете... (Пауза). Она мне всегда нравилась, но сказать, что сегодня это шедевр, не могу. Все почему-то не так, как хотелось бы, происходит, а дело в том, что без любви к Украине во благо ей действовать невозможно.
— А много при власти людей, которые Украину не любят, правда?
— Абсолютная!
— Еще и похваляются этим!
— Да, в речах своих. Боже, чем же вы хвастаете? Ну будьте людьми культурными — вы ведь в XXI веке живете...
— ...в европейской стране...
— Нет, не хотят.
— Вы почетный житель Черновцов, своей малой Родины, и Киева, и очень трогательно сегодня рассказывали, как впервые в столицу приехали и на горке Владимирской ночевали... Скажите, сегодняшний Киев, немного другой, нравится вам или нет?
— Если честно, мне больше тот Киев нравился — вот как ни странно. Когда за границу ездил, тяжело было: шум, машины гудят, а Киев был тихим. После двух месяцев на гастролях я уже болел, ничто мне было не мило, и когда возвращался, на второй день на Владимирскую горку шел, там, где в юности четыре ночи провел, садился, и так хорошо становилось — прекрасно!
— Сейчас туда ходите?
— Не так часто, но бывает. Иногда тяжело на душе, а стоит с Владимирской горки на Днепр посмотреть — и память к той идиллии уносит, которую впервые, будучи молодым, почувствовал.
— Дмитрий Михайлович, вам 89 лет исполняется: какое оно — ощущение возраста?
— Конечно, он чувствуется, и болезни дают о себе знать. Чего вот я с палочкой хожу? Ногу сломал и восстановиться никак не могу — шкандыбаю: ну надо же такое! Так бездарно сломал — просто ужас!
— На улице или дома?
— Дома.
— 89, тем не менее, это много?
— Думаю, что нормально, но еще годик до 90 было бы неплохо.
— Жить до ста хочется?
— Вы знаете, никогда не терять любовь к жизни стараюсь. Доволен тем, что имею возможность с молодежью работать, науку о музыкальной режиссуре передавать — я хочу ее передать: с собой уносить зачем? Нужно, правда, музыку знать — это ведь не просто «тру-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» пропеть, это когда в драматургию ты углубляешься и то раскрываешь, что как музыкальный режиссер раскрыть должен, а если не можешь, не музыкальный ты режиссер. Вся драматургия в партитуре заложена, и ты переносишь эту партитуру на сцену, каждый такт музыки осмысливая и понимая...
— Душа до сих пор поет?
— Даже во сне (смеется).
— Когда просыпаетесь, голос проверяете?
— Сейчас привычки такой уже нет, с возрастом это уходит, но я доволен, что еще могу пропеть, не раз это делаю, и мне очень нравится, что в состоянии образ того или иного романса раскрыть, по-настоящему смысл передать. Если в таком возрасте у тебя и голос есть, и еще в голове кое-что осталось, все, значит, в порядке.
— Дмитрий Михайлович, я счастлив, что сегодня мы встретились, что еще раз к вашему творчеству, к вашей личности прикоснулся. Я вас очень люблю...
— ...и я вас...
— ...и поскольку голос у вас еще есть и глаза горят, попрошу напоследок одну из самых любимых моих песен исполнить — «Ясени». Пускай люди услышат, как в 89 лет великий украинский певец звучать может...
— (Поет).
Ясени, ясени,
Бачу вас за селом край дороги...
Вот видишь, сбился! Давай лучше другую. (Поет).
Як я малим збирався навесні
Піти у світ незнаними шляхами,
Сорочку мати вишила мені
Червоними і чорними,
Червоними і чорними нитками.
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори,
Червоне — то любов,
а чорне — то журба...
— Браво!

Отар КУШАНАШВИЛИ обратился с открытыми письмами к Василию Грицаку, Арсену Авакову, Мустафе Найему и Дмитрию Гордону с просьбой отменить запрет на въезд в Украину
Владимир ВОЙНОВИЧ: «В 86-м году в романе «Москва 2042» я напророчил, что Россией резидент советской разведки в Германии руководить будет, а церковь с КПСС и КГБ объединится»
Легендарный баритон Дмитрий ГНАТЮК: «Душа до сих пор поет — даже во сне»
Судья-колядник Игорь ЗВАРЫЧ: «За семь с половиной лет в тюрьме я понял: морально и этически уголовники на голову выше первых лиц Украины»
ДЖАМАЛА: победа со вкусом справедливости
Дональд, друг Владимира, или Почему Украине следует болеть за Хиллари Клинтон
Дмитрий БЫКОВ: «Моя страна разделалась с фашизмом, и не за то на фронте был мой дед, чтобы фашизма этого франшизам тут кто-нибудь включал зеленый свет»
Ветеран Второй мировой войны Василий КЛЮЙ: «То, что Путин делает от Донбасса до Черного моря, похоже на Гитлера»
Бога сменили, а власть осталась
Концерт песен Александра Вертинского
Творческий вечер Дины Рубиной
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги