Классик украинской музыки, художественный руководитель Национальной оперы, Герой Украины Мирослав СКОРИК: «Отец исторический факультет Венского университета окончил, мама — химический... В 1947 году мне девять лет было, мы во Львове жили... Ночью к нам пришли и сказали: «На сборы у вас два часа» — в вагон для скота посадили и в Сибирь вывезли»
«Иногда мне кажется, что я не мог не стать музыкантом, — признался однажды в интервью Мирослав Скорик, — в меня так много хороших людей верило...», и едва ли не первой в их списке была выдающаяся украинская певица Соломия Крушельницкая, которая доводилась будущему композитору двоюродной бабушкой.
«В мой первый школьный день родители отвели меня к бабушке Со, — вспоминает Мирослав Михайлович, — и попросили ее меня прослушать. Маме, которая умела играть на фортепиано и уже начала со мной заниматься, а также ее сестре Марии, игравшей почти профессионально, казалось, что я музыкальный ребенок, но прежде чем отдать меня в руки серьезных педагогов, они решили услышать мнение самого музыкального в нашей семье человека, и Соломия Амвросиевна вынесла вердикт: годен! Мало того, сказала, что у меня абсолютный слух, потому что, немного поиграв на ее инструменте, я посетовал, что он звучит не так, как наш домашний...».
На концертах Крушельницкой Скорик бывал, однако говорить об этом не то чтобы не любит, а вроде как стесняется хвастаться. «Я, во-первых, маленьким был и мало что тогда понимал, — объясняет маэстро, — а во-вторых, вел себя отвратительно: капризничал, вставал, ходил по залу, что-то у кого-то спрашивал... Спустя годы, когда в сознательном уже возрасте слушал пластинки Соломии Крушельницкой, вопрос себе задавал: «Неужели я действительно имел счастье видеть и знать эту великую певицу?». Конечно, когда меня на ее концерты водили, она не в лучшей форме была, но так или иначе это было чудо, прикосновение к выдающейся, непростой судьбе, к целой музыкальной эпохе, и это то, что я до сих пор стараюсь как-то восстановить, оживить в памяти, дотянуться пытаюсь...».
Выдающейся родственнице Мирослав Михайлович отдал должное, посвятив свой балет «Соломия Крушельницкая», ну а жизнь посвятил музыке, став не только замечательным пианистом, скрипачом и чрезвычайно плодовитым классиком, которому подвластны, кажется, любые жанры, но и успешным педагогом, среди учеников которого композиторы мирового уровня Евгений Станкович, Иван Карабиц, Йонас-Освальдас Балаускас, а также неугомонным редактором, который не просто годы — десятилетия отдал возрождению забытого и утраченного украинского музыкального наследия.
Меломанам хорошо известно: это Скорик написал первый украинский твист «Не топчіть конвалій» и шикарное, не выходящее из моды танго «Намалюй мені ніч», это его кинорежиссер Сергей Параджанов выбрал (и не прогадал!) из всех львовских композиторов и чуть ли не силой заставил сочинить музыку к ставшему культовым фильму «Тени забытых предков», это его пострясающие «Карпатский концерт», «Гуцульский триптих», Первый виолончельный концерт и, конечно же, «Мелодия» из кинокартины «Высокий перевал» звучали и поныне звучат в исполнении лучших мировых оркестров и самых профессиональных солистов.
Думал ли он когда-нибудь, что так случится? «Наверное, нет, — пожимает плечами немногословный, даже скованный, всегда «закрытый» перед камерами маэстро, — а вот мой отец верил в это, даже когда в сибирской ссылке мы жили впроголодь».
Дело в том, что мелодии подбирать Мирослав Михайлович начал еще в первом классе — сперва к стишкам из «Букваря», потом к другим стихотворениям, которые ему нравились... Естественно, что-то где-то записывал, но потом быстренько, по рассеянности детской, об этом забывал и о своих отрывках и обрывках даже не вспоминал: ну, пропало — и ладно, может, случайно выбросил, я еще столько такого напишу... И лишь после смерти отца Скорик случайно выяснил: ничто не потерялось и не пропало, все песни, песенки и мотивчики из детства собирал и берег как зеницу ока любящий папа, уверенный, что из его Мирослава «обов’язково вийде щось путяще».
Герой Украины, кавалер множества государственных и общественных наград, народный артист и народный любимец, которого до сих пор делят между собой две культурные столицы — Киев и Львов, лауреат Шевченковской премии, член-корреспондент Академии искусств, профессор, да еще и худрук Национальной оперы Украины — это, по-моему, более чем «путяще», однако когда кто-то начинает его регалии перечислять, а то и живым классиком или Легендой величать, Скорик смущается: «Не надо. Если как-то назвать хотите, скажите просто — человек, который создает мелодии, а в свободное время собирает в Карпатах грибы...».
От себя добавлю: не только грибы, но и корреспонденцию, причем из разных уголков земного шара. Быть может, Мирослав Михайлович и сам не в курсе, но по его нью-йоркскому адресу, в дом, где он жил года этак до 95-го или 96-го, когда в Соединенных Штатах работал, до сих пор время от времени для маэстро Скорика письма приходят. Думаю, это и называется «оставить след»...
«Крушельницкая попросила меня что-нибудь на фортепиано сыграть — я начал играть и сказал, что инструмент фальшивый»
— Мирослав Михайлович, вы, выдающийся украинский композитор с мировым именем, родились в довоенном Львове, а что это за город тогда был?
— Специфический, потому что перекресток разных культур — украинской, польской, немецкой, австрийской... Это наложило свой отпечаток и на архитектуру, и на людей.
— Культурный был город?
— Безусловно: и во времена Австро-Венгрии, и во времена Польши — один из культурных центров.
— Ваши родители в Венском университете учились...

— Отец исторический факультет окончил, мама — химический. Во время учебы познакомились — ну и в результате поженились.
— Родом они из Львова были — интеллигентные, образованные. Сколько языков, кстати, ваши родители знали?
— Досконально — немецкий и польский, папа еще латынь.
— Ну а вы сколькими языками владеете?
— Украинским, русским, польским, немецким, который, правда, последнее время подзабыл. За границей в основном на английском общаюсь.
— Вы внучатый племянник великой украинской певицы Соломии Крушельницкой, ваша бабушка — ее родная сестра, а с Соломией общались?
— Доводилось. Я с ней до 10 лет встречался, но очень хорошо и ее, и сестру ее помню — они во Львове жили. Я часто у них бывал, и когда родители увидели, что у меня склонность к музыке есть, решили Крушельницкой меня показать — с ней посоветоваться. Мы к ней пошли, и она попросила меня что-нибудь на фортепиано сыграть — я начал играть и сказал, что инструмент фальшивый. Ну просто ее инструмент был немного ниже настроен — для вокалистов, чтобы голос они не форсировали. Крушельницкая поняла, что у меня абсолютный слух, и посоветовала в музыкальную школу отдать — так мое музыкальное образование и началось.
— Это правда, что при советской власти ее петь заставляли? Из-за возраста она уже не могла, а приходилось...
— Фактически да. Тогда ведь законы такие были: раз ты профессор консерватории, раз в семестр должен свои способности показать, и я на ее концертах бывал.
Впечатления уже притупились, но, как она пела, слышал: помню, она выходила — седая, с палочкой, — как под фортепиано что-то исполняла... Голос, конечно, уже не такой звонкий, как в ее лучшие времена, был, но проникновенный и впечатляющий.
— Она обеспеченным человеком была?
— Да.
— Значит, деньги имела?
— Ну, смотря в какое время (улыбается).
— Я почему спросил: в начале ХХ века Крушельницкая же дом во Львове построила...
— ...не построила — купила...
— ...и там до сих пор ваши родственники живут...
— Ну, это не совсем так — в том доме Соломия маму свою поселила...
— А он большой?
— Да, трехэтажный каменный. Крушельницкая останавливалась там, когда из Италии во Львов приезжала, а дом, где я родился, как раз ее сестра построила — он сохранился...
— Кто теперь там живет?

— Мои братья — родной и двоюродный, а в доме Соломии теперь ее музей, под который только один этаж выделили. Музейщики хотят, чтобы все здание им передали, но куда-то людей отселить, которые на третьем этаже живут и на первом, не так просто...
«Папа сначала сторожем на кирпичном заводе устроился, затем в бане кассиром»
— После войны тяжелые времена для галичан не закончились, потому что советская власть тех, кто ее не любил, преследовала. Знаю, что в 1947 году вас и ваших родителей из Львова в Сибирь выслали...
— Это правда...
— Как это происходило, вы помните? Вам же девять лет тогда было...
— Очень хорошо помню — ночью пришли и сказали: «На сборы у вас два часа»...
— Ничего не объясняя?
— Абсолютно. В такой вагон посадили — как бы поточнее сказать...
— Для скота?
— Да, только с полками, на которых 30-40 человек помещались...
Сперва только нас выслали, потом то же самое с маминой сестрой произошло — через год ее с сыном и мужем тоже в Сибирь вывезли.

— Таким образом, этих культурных образованных людей, которые в Вене учились, и их ребенка просто взяли, из собственного дома выбросили, в вагон затолкали — и в ссылку отправили...
— (Кивает). Так и было...
— И где именно вы оказались?
— Ехали мы очень долго и как раз на 30-летие Октябрьской революции (улыбается) в небольшой шахтерский городок Анжеро-Судженск прибыли...
— Это Кемеровская область...
— Да — там из вагонов нас выгрузили, сначала в бараке поселили...
— ...поздней осенью...
— В одной комнате две семьи жили — с нами еще одна супружеская пара и две их взрослые дочери. Родителям надо было работу искать, и папа сначала сторожем на кирпичном заводе устроился, затем в бане кассиром, ну а потом ему уже немецкий язык преподавать разрешили.
— Почему вас в Сибирь перевезли, хоть объяснили?
— О чем вы говорите?
— То есть и под арестом родители не были?\
— Нет...
— Вы между тем чувствовали, что так не должно быть?
— Разумеется, потому что ни папа, ни мама, ни тем более я против советской власти не выступали. Более того — отца на работу в филиал Академии наук во Львове, в отдел этнографии, взяли, поэтому все вроде нормально было.
— До какого года вы в Анжеро-Судженске жили?
— Мне повезло: в 53-м Иосиф Виссарионович умер...
— ...тогда многим повезло...
— (Улыбается) ...безусловно, и... Понимаете, мы там могли жить, работать, жилье снимать, но в паспортах у родителей отметка стояла, что права из этого места уезжать они не имеют. Никуда — запрещено! В 53-м 16 лет мне исполнилось, и уже такие времена настали, что паспорт без такой отметки я получил, этим воспользовался и в 55-м во Львов вернулся. Там в консерваторию поступил и музыкальную карьеру продолжил.
«Меня трогало всегда, что Кабалевский, когда я от него уходил, мне плащ подавал»
— По окончании Львовской консерватории вы в аспирантуре Московской консерватории имени Чайковского у выдающегося композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского учились — что это за человек был?
— Очень интеллигентный, знающий. Я счастлив, что к нему попал, потому что в те времена это самый лучший вариант был — никто из выдающихся педагогов в Москве тогда не преподавал. Позже Хачатурян, Хренников появились, но Шостакович, к примеру, там не работал, поэтому попасть к Кабалевскому было настоящей удачей. Он очень добросовестно со мной занимался, урок два часа длился...
— ...каждый день?
— Нет, раз в неделю, и это нормально, потому что мне нужно было какие-то произведения на урок приносить, что-то править. Мы потом даже сдружились — Дмитрий Борисович в Киев приезжал, да и в Москве часто встречались...
— Занятия дома у него проходили?
— Да — он такое условие выдвинул, и я согласился.
— Квартира шикарная у него была — по тем временам?
— Обычная — трехкомнатная...
— ...в центре Москвы?
— Раньше эта улица имя Горького носила...
— Сейчас Тверская...
— Там проезд был — возле Союза композиторов. Кабалевский жил в доме, куда композиторов и музыкантов селили: Хачатуряна, Ростроповича...
— Признанных, легендарных музыкантов во время учебы в Московской консерватории вы видели?
— Не только видел — это очень полезно для меня было, потому что каждую субботу к нам в общежитие известный композитор приходил...
— Прямо в общежитие?..
— Ну да, и с нами общался — мы вопросы задавали, он отвечал... Я очень скромным был, в круг этот не лез, но в какой-то степени великих, конечно, знал.
— А себе цену знали — уже тогда?
— Нет (улыбается), я был несмелый, стеснительный...
— Думаю, вы ее до сих пор не знаете, правда?

— Ну, не мне судить... Меня, к слову, трогало всегда, что Кабалевский, когда я от него уходил, мне плащ подавал — такая вот интеллигентность у него была, врожденная.
— Советская школа музыки была лучше западной?
— Профессиональная — да, я имею в виду...
— ...исполнителей?
— Не только — музыкантов, которые именно музыкой заниматься хотели, а что плохо было, так это то, что музыкальная культура населения у нас ниже, чем на Западе. Там в обычных школах музыке больше внимания уделяют, сольфеджио преподают...
— ...да и классику лучше знают...
— (Кивает) ...Поэтому едва ли не каждый более-менее чисто спеть может, а не так, как в «Караоке на Майдані» иногда пытаются (смеется).
«Когда играл в ресторане, дискомфорта не ощущал — работа есть работа»
— Окончив в Москве аспирантуру, вы на фортепиано в московском ресторане «Будапешт» играли...
— Было немного...
— Деньги нужны были, туго приходилось?
— Конечно — фактически на одну стипендию жил...
— Голодали?
— Нет, на еду хватало, но в подработке нуждался, потому и в ресторане играл, и на каком-то заводе халтурил — обработки эстрадных произведений с одним самодеятельным композитором делал...
— Слушайте, но с консерваторским образованием — и в ресторан... Дискомфорта не ощущали?
— Да нет, работа есть работа.
— Еды хватало, парнус был...
— Ну да. Вы вот «парнус» говорите — что это?
— Деньги, которые посетители ресторанов музыкантам дают...
— Есть и другое слово, я вас научу: лабзец! (Хохочет).
— От слова «лабать»?
— Да, тоже из музыкального жаргона.
— Вы одним из родоначальников украинской эстрады являетесь — еще в 50-60-е годы песни писали...
— Ну, было, было...
— Выходит, даже классический композитор для эстрады сочинять может?
— Это всеобщее увлечение было — джаз был тогда разрешен, джазовые исполнители приезжали...
— Вам это интересно было?
— Естественно, и потом, в Московской консерватории мы часто с другими пианистами-аспирантами импровизировали, в четыре руки играли, так что к эстраде я был подготовлен. Фонотека там хорошая была: мы и Эллу Фицджеральд, и Луи Армстронга, и Оскара Питерсона слушали...
— Свободными людьми были!
— Фактически да — это ведь «оттепель» была.
— Какие из ваших песен шлягерами стали?
— В 63-м я, как теперь говорят, первый украинский твист написал.
— «Не топчіть конвалій»?
— Да, там ритм, характерный для твиста, а он был тогда в моде. Затем популярной песня «Намалюй мені ніч» стала — у нее большой успех был, потому что ее взяли на «Голубой огонек», и это стало сенсацией: песня львовского автора на телевидении в Москве прозвучала...
«Свою «Мелодию» и в ресторанах, и в переходах, и в метро слышу... Даже 10 гривен музыкантам даю, чтобы чаще играли»
— Как вдохновение к вам приходит?
— Трудно сказать...
— Может, просто работать надо?
— Работать — само собой, но иногда оно и с потолка упасть может. Если много думаешь, вдохновение появляется.
— Музыка, как правило, ночью или утром приходит?
— Сперва идеи возникают — небольшие мотивы, и нужно или хорошенько запомнить их, или записать.
— Записываете?
— Если бумага есть, да, причем на чем попало...
— Сейчас и на мобильный можно...
— Конечно, но когда я начинал, таких возможностей не было, а если не запишешь, идея исчезнет, и потом ее уже не найдешь.
— Были мотивы, которые вот так пропали и потом вы о них жалели?
— Безусловно.
— Вдохновение часто вас посещает?
— Видите, вы правильно подметили: вдохновение ленивых не любит — если трудишься, оно появляется.
— Как вы ставшую вашей визитной карточкой «Мелодию» написали?
— Это музыка к фильму «Высокий перевал» была...
— ...Владимира Денисенко, кажется...
— ...да, и там тема весьма болезненная — страдание народа, поэтому над «Мелодией» я долго работал, хотел в нее все связанные с этим чувства вложить. Ну а если чувства, в музыку вложенные, настоящие, они для разных ситуаций годятся, и если к людям в душу проникают, какой-то отклик находят. Добиться этого сложно, не всегда удается, и ты никогда не знаешь, какая из твоих мелодий дальше пойдет. С этим произведением случилось то, чего я, честно говоря, не ожидал, — потом обработку для скрипки и фортепиано я сделал, затем уже всякие разные вариации пошли...
— У Евгения Доги, прекрасного молдавского композитора, написавшего знаменитый вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», я спрашивал, что он чувствует, когда эту музыку слышит, — вот и у вас спрошу: когда ваша «Мелодия» звучит, что ощущаете?
— Мне нравится — что я еще могу сказать? (Улыбается). Но на меня еще и то впечатление производит, как публика это произведение принимает. Еще Верди заметил, что самый большой успех у него тогда был, когда он услышал, как уличные музыканты его мелодию исполняют, — это он наивысшим признанием посчитал.
— Вы часто такое слышали?
— Очень — и в ресторанах, и в переходах, и в метро... Я даже 10 гривен музыкантам даю, когда мимо прохожу...
— ...чтобы лучше играли...
— ...или чаще... (Смеется).
«Услышав мою музыку, Параджанов сказал: «Я дэлаю гэниалный филм! Ты должен написат гэниалную музыку!»
— Это правда, что Шостакович однажды написал вам восторженное письмо?
— Да, после премьеры «Теней забытых предков». Он тогда уже болен был, даже ходить не мог...
— А вы его лично знали?
— До того — нет. Он написал, что когда болел, много телевизор смотрел и этот фильм увидел. «Я был восхищен вашей прекрасной музыкой, — так он выразился. — К сожалению, я мало ее знаю, но приложу все усилия, чтобы ознакомиться...». Увы, так случилось, что из Москвы я уже уехал, а вскоре он умер.
— Что вы почувствовали, когда от Шостаковича письмо получили?
— Был очень тронут — это стало для меня большим потрясением.
— «Тени забытых предков»... Я знаю, что Параджанов просил вас написать к этой картине гениальную музыку, — он так и выразился?
— Сергей приехал во Львов и хотел найти композитора, который был бы близок...

— ...к народной музыке...
— ...да, к истокам: пошел на радио и попросил произведения львовских композиторов поставить. Там и мое произведение было, которое режиссеру очень понравилось, — он потом мне об этом не раз говорил. Услышав мою музыку, Параджанов сказал: «Этот кампазытор будэт писат музыку к маэму филму!», а когда мы встретились, с ходу заявил: «Я дэлаю гэниалный филм! Ты должен написат гэниалную музыку!». (Смеется).
— Он хулиганом был?
— Да — очень интересный человек, и очень разный. Конфликта с ним у меня не было, но я его поначалу боялся, — у него, мне кажется, особый магнетизм был, в какой-то степени гипнозом он обладал. Я вообще-то гипнозу не поддаюсь, но меня это испугало, я даже говорил, что, наверное, музыку к этой картине написать не смогу...
— ...гениальную...
— Тем более, но после этого Параджанов снова во Львов приехал, мы поговорили — и с тех пор у нас прекрасные отношения были. Он меня очень уважал, а я его, хотя он непредсказуемый был и порой странный. Могу даже эпизод один рассказать — об экстравагантности его, о том, как он меня на воровство толкнул: думаю, сейчас меня уже не арестуют, срок давности истек.
Сергей сказал: «Слушай, в одном подъезде во Львове висит очэнь интэрэсный фонарь. Я тебя прошу, найди кого-нибудь, кто бы украл, — я иностранный свитэр ему подарю!». Ну, я думал-думал... Был у меня двоюродный брат, хулиганистый немного... Я у него спросил: «Свитер хочешь?» — и он это сделал и фонарь Параджанову отдал. Свитер до сих пор ждем! (Хохочет).
— Это правда, что Параджанов вам за 100 рублей икону продал, которую в закарпатской церкви украл?
— Правда. Нехорошо после смерти о людях так говорить, но это было, хотя не сам он украл — если честно, ему тоже продали...
— ...рублей за 10, наверное...
— Дело в том, что иконы, которые в селе Космаче в церкви висели, отцам, которые там служили, не нравились. Они считали, что эти темы народные, этот колорит — язычество, что ли, и Параджанов сказал: «Дайте мне эти картины — я провэду вам свэт!». (Смеется).
— И не провел?
— Нет, провел и иконы забрал, а потом предложил мне одну из них за 100 рублей купить. Ну, я купил, а лет через семь Сергей приехал и заявил: «На тебе 100 рублей, давай мне икону, иначе будешь иметь нэприятности с прокуратурой». (Улыбается).
— Он авантюрист был, мне кажется...
— Да, и это подкупало, притягивало, однако икону я не отдал...
— ...и дело с прокуратурой имели?
— Нет, искусствоведу Борису Возницкому подарил, и она, по-моему, в Невицком замке висит — вот такая история.
«Хренников своеобразный был человек, но очень хороший политик: знал, как себя вести, резких движений не делал»
— В 1965-м на премьере «Теней забытых предков» в кинотеатре «Украина» Василь Стус призвал: «Кто протестует против арестов украинской интеллигенции, встаньте!». Вас в зале не было: насколько мне известно, на премьеру вас даже не пригласили, но, допустим, вы там присутствовали — встали бы или нет?
— Вы знаете, не зря говорят: «История сослагательного наклонения не имеет». Как я могу ответить на этот вопрос? Если поклянусь, что встал бы, люди скажут: «Какой ты сейчас смелый!», а отвечу, что нет, услышу: «Ну какой же ты патриот?» (улыбается), поэтому честно отвечу: «Не знаю». Ну откуда я знать могу, как бы в то время поступил? Мне часто этот вопрос задают, в связи с чем просто интересно, были ли там Иван Миколайчук, Юрий Ильенко, Лариса Кадочникова и поднялись или нет? — прежде чем мне отвечать, я хотел бы это узнать. Меня Параджанов действительно не позвал: я жил во Львове и приглашения не получил.
— Вы были секретарем Союза композиторов СССР, а в Советском Союзе тогда много прекрасных композиторов было — общение с кем из них вспоминать приятно?
— Ну, я в окружении хороших людей находился, и у меня теплые отношения с ныне известными композиторами были — некоторых из них уже, к сожалению, нет. С Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым общался, учился, между прочим, вместе с Софьей Губайдулиной — мы три года в аспирантуре на одном курсе занимались, приятелями были, в четыре руки симфонии играли... В одно с нами время пианист Владимир Ашкенази учился, композитор Алемдар Караманов — сейчас мне трудно всех вспомнить, потому что много интересных людей было...
— Долгие годы Союз композиторов СССР возглавлял Тихон Хренников...
— ...да...
— При нем, что интересно, никого не осудили, не расстреляли, не сослали, то есть никаких репрессий, как в среде писателей, среди композиторов не было. Что это за личность была?
— Своеобразный человек, но очень хороший политик.
— Гибкий?
— Знал, как себя вести, резких движений не делал...
— Між крапельками?
— Ну да, умел.
— В советское время вы в Киевской консерватории преподавали...
— Мне очень повезло. Был какой-то пленум Союза композиторов в Киеве, я из Львова приехал, выступил — сонату для скрипки и фортепиано со скрипачкой Ольгой Пархоменко исполнил. Выступление было успешным, и меня пригласили преподавать композицию в Киевской консерватории: с 66-го года без перерыва 20 лет ей отдал.
— Кем из своих учеников вы гордитесь?
— Видите ли, их у меня очень много, поэтому к такому вопросу я должен был заранее подготовиться или карточками с именами запастись и из рукава вытягивать...
— Но мирового уровня композиторы среди них есть?

— Конечно — Евгений Станкович, Анна Гаврилец, Владимир Зубицкий... Более 20 моих учеников — члены Союза композиторов, многие лауреаты конкурсов, премий и так далее. Неудобно мне, что не всех назвал, — люди могут обидеться, поэтому сразу прошу прощения.
«Классики для меня — люди, которых с нами уже нет, а я еще пожить надеюсь»
— Вы довольно долго и в Соединенных Штатах Америки, и в Австралии работали — желания там остаться, особенно когда здесь не очень хорошо все было, не возникало?
— Нет, я там не работал — скорее, концертировал. В Америку навсегда не выезжал: часто возвращался, потом в Австралию поехал, там разные концерты давал. Числился и во Львове, где для поездок отпуск за свой счет брал, и в Киеве, где почасово работал, так что Украину не бросал. Потом уже окончательно вернулся — на место, которое мне в Киевской консерватории, по-моему, в 2001 году, предложили. Я все-таки считаю, что композитору за рубежом делать нечего...
— ...правда?..
— Ну, в том смысле, что если ты композитор, оторваться от своего мира и в совершенно другой перебраться весьма сложно. Композиция на знании национальной культуры, фольклора базируется, к тому же исполнителю, чтобы себя в чужой среде хорошо зарекомендовать, минимум лет пять нужно, а композитору — еще больше, и то надежды практически нет. Я думал всегда (так оно и случилось), что лучше всего только в Украине мне будет.
— Мне кажется, это большое счастье — классиком при жизни стать: мало кому удается...
— Ну, я этого слова не люблю... Классики для меня — люди, которых с нами уже нет, а я еще пожить надеюсь (смеется).
— Ваши произведения исполняют во многих странах мира, а самый большой успех где у вас был?
— Разные были концерты, поэтому ответить на этот вопрос сложно, но больше всего классическую музыку фактически во всех странах Запада любят. Успешен был и «Карпатский концерт», прозвучавший под руководством дирижера Кирилла Кондрашина, а также Василия Синайского, но с оркестром Кондрашина, камерные произведения, которые и в Америке, и в Австралии звучали, но на широкую арену там выйти иностранному композитору все-таки сложно.
— Вы свои произведения как пианист исполняете, стоите за пультом как дирижер. Скажите, пожалуйста, сегодня, в эпоху интернета, сверхбыстрого ритма жизни, классическая музыка людям нужна?
— Безусловно, но история искусства вообще непредсказуема. Никто, например, не думал, что после авангарда, после такого подъема в музыке у нас все закончится и музыка начнет как бы в обратном направлении двигаться, понимаете? Скоро до Баха дойдем... (Смеется). Классические записи — это же в основном мировая классика, сейчас свой путь найти композитору очень трудно, хотя каждый старается, и я тоже.
«Эстрадную песню сейчас написать? Как говорил в «Севильском цирюльнике» дон Базилио, «дайте денег, я вам все устрою»
— Как к эстрадной музыке вы относитесь, попса вас не раздражает?
— Раздражает невероятно — я, собственно, и говорю о том, что засилье попсы в последние годы весьма неприятной неожиданностью стало. Я не считаю, что в жанре поп-музыки талантливых людей нет, но большинство попсы очень низкопробное. Были ведь у нас прекрасные композиторы, которые эстрадную музыку писали...
— Поклад...
— ...ну, не только...
— ...Шамо, Майборода...
— ...тот же Ивасюк, а сейчас назвать композиторов, которые эстрадной музыкой занимаются и таких успехов добиваются, не могу, В России то же самое: была и до сих пор есть Пахмутова, но после нее кто?
— Это дурновкусие народа?
— Думаю, это средства массовой информации...
— Да, у них вкус плохой...
— У них — точно, а если что-то долго навязывать...
— ...это и обезьяна запоет...
— Да уж.
— Вы эстрадные концерты по телевизору смотрите?
— Иногда — нужно быть информированным.
— Аппетит пропадает?
— (Кивает). Примерно так, хотя неплохие эстрадные композиторы есть и сегодня.
— Эстрадную песню написать сейчас вас не тянет?
— Как говорил в «Севильском цирюльнике» дон Базилио, «дайте денег, я вам все устрою», но протолкнуть эстрадную песню, даже гениальную, теперь очень сложно — вы же знаете.
— Кого из композиторов вы считаете гением?
— Какого века?
— Всех времен...
— Давайте для начала ХХ век возьмем — это Дебюсси, Равель, Шостакович, Прокофьев и Стравинский.
— Рахманинов — нет?
— Рахманинов тоже, хоть слишком классическим он считается, его даже упрекали в том, что в ногу со временем не идет...
— Вы Шнитке упоминали, Губайдулину — они до гениев недотягивают?
— Мне кажется, чтобы мы это увидели, время должно пройти.
— Ясно, а композитор №1 для вас кто? Из любого века...
— Ответить на этот вопрос достаточно сложно: в разные периоды жизни музыку разных композиторов я любил... Сегодня не могу назвать никого, но был восхищен Дебюсси, Равелем, Прокофьевым, потом Шостаковичем, Бартоком, Стравинским... Со временем вкусы менялись...
«С Иоанном Павлом II мы по-украински беседовали»
— Вы худрук Национальной оперы: сложно это для творческого человека — солистами руководить, дирижерами?
— Безусловно, это новая для меня специфика, я до сих пор вхожу в этот, как бы помягче сказать...
— ...коллектив...
— ...в коллектив — правильно, но положительных моментов тоже много. Это прекрасный театр, замечательные исполнители, ну а скандалы какие-то, которые периодически возникают... Да везде это есть, и с этим мириться приходится, но эта работа мне интересна, потому что более творческая, а от педагогической деятельности немного устал.
— Вашу оперу «Моисей» Ватикан финансировал...
— Было такое...

— Уникальный случай: только ваше произведение, больше ничье — почему?
— Ну, так сложилось. Я уже не раз говорил: чтобы любую оперу современного композитора где угодно поставить, какой ни возьмите театр, большие деньги нужны, и потом, есть риск, что...
— ...триумфа не будет...
— ...мягко говоря (улыбается). Мы ведь знаем, что и произведения Чайковского часто проваливались, и Пуччини, и других великих, но тут столетие Львовской оперы близилось, и у директора этого театра возникла идея — к Папе Римскому обратиться. Связались мы с... Кто тогда предстоятелем Украинской греко-католической церкви был?
— Кардинал Гузар...
— Да, к Любомиру Гузару обратились: мол, не могли бы вы с Папой поговорить? Он пообещал: «Я напишу письмо с просьбой и постараюсь подсунуть — чтобы он прочел хотя бы», а дальше, как говорится, чудо случилось: Папа Римский дал распоряжение выделить определенную сумму денег.
— Вот и не верь после этого в чудеса...
— Ну да, но, думаю, сыграло роль то, что Иоанн Павел II часто бывал во Львове, знал, что это за город и что за опера...
Он же потом нас поздравил, когда во Львов с визитом прибыл. Мы к его папамобилю вышли: директор театра, исполнитель партии Моисея Александр Громыш и я, Иоанн Павел II пообщался с нами и медали вручил.
— Общался по-украински?
— По-моему да. Он очень хорошо по-украински говорил, между прочим... Да, на нашем языке беседовали — точно.
— Сегодня вы что-то пишете?
— Отвечать на этот вопрос я не люблю — только скажу, что пишу, и тут же все останавливается.
— Процесс, однако, идет?
— Идет, конечно.
— Вдохновение по-прежнему вас не покидает или в юности чаще оно посещало?
— Не знаю, но кажется, у меня сейчас и мастерства, и опыта больше.
— Финансово в столь непростое время вы себя хорошо чувствуете?
— Ну, достаточно хорошо. Если, разумеется, с представителями некоторых других профессий не сравнивать (смеется).
«Отношения с Ларисой Скорик поддерживаю. На расстоянии. Когда видимся, здороваюсь. Издали...»
— Какие-то отношения с вашей бывшей супругой Ларисой Скорик поддерживаете?
— Вопрос сложный... Поддерживаю. На расстоянии.
— Но когда видитесь, здороваетесь?
— Издали (улыбается).
— У вас же с ней дочь, внуки. Милана чем занимается?
— К музыке у нее способностей не было — художественный институт окончила.
— В маму пошла?
— Ну, не совсем, потому что мама — архитектор, а дочь — художник по тканям, но мне приятно, что директор Национальной оперы пригласил ее по собственной инициативе (подчеркиваю: не по моей!) на работу, и она хорошо с ней справляется.
— Часто общаетесь?
— Насколько это возможно.
— Вы высшей государственной награды удостоились — Героем Украины стали, а сегодняшняя Украина вам нравится, это та страна, о которой мечтали?
— Ну, во-первых, одна мечта, о независимости, сбылась — это уже хорошо, но не все мечты совершенными бывают (улыбается). Конечно, улучшения хотелось бы, и думаю, со временем оно наступит.
— Я вам последний задам вопрос: когда спите, музыка во сне к вам приходит?
— Я своей нынешней женой очень доволен, поэтому сплю спокойно, и да, музыка приходит...

69-летний журналист, участник Майдана, дядя экс-генпрокурора Украины Александр ПИСКУН: «Беркут» шаг за шагом методично убивал: стрелял — перезаряжал, стрелял — перезаряжал, будто сафари на людей устроили»
Классик украинской музыки, художественный руководитель Национальной оперы, Герой Украины Мирослав СКОРИК: «Отец исторический факультет Венского университета окончил, мама — химический... В 1947 году мне девять лет было, мы во Львове жили... Ночью к нам пришли и сказали: «На сборы у вас два часа» — в вагон для скота посадили и в Сибирь вывезли»
«Коню, собаке, крысе можно жить, но не тебе...»
Глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина ЮЖАНИНА: «Если Трамп не хочет обнародовать декларацию, это о чем-то говорит. Огласка доходов депутатов — очередная ошибка Украины»
«А тот, который не стрелял...»
Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ: «В интервью Дмитрия Гордона вытаращенных глаз, пены изо рта и вздувшихся на шее жил нет, он очень позитивный, открытый, интеллигентный и красивый человек. Дай ему Бог!»
Сделка с Boeing и взятки индийским чиновникам. В чем обвиняют Фирташа в США
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги