В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Конец фильма

Легко ли быть пожилым?

1 Ноября, 2006 00:00
"Бульвар Гордона"
В Киеве завершился 36-й Международный кинофестиваль "Молодость"
Несмотря на хроническую усталость и острую нехватку средств, единственный украинский международный кинофестиваль год от года становится все более зрелым и статусным.

Несмотря на хроническую усталость и острую нехватку средств, единственный украинский международный кинофестиваль год от года становится все более зрелым и статусным. В нынешнем году "Молодости" стукнуло 36, и неудивительно, что многие создатели фильмов далеко не молоды. Некоторые даже успели обрасти различными кинопремиями. Как, например, популярный московский театральный режиссер и драматург Иван Вырыпаев, уже получивший за свою "Эйфорию" "Малого золотого Льва" в Венеции и Гран-при в Варшаве... Или Авдотья Смирнова, широко известная сценаристка фильмов Алексея Учителя ("Дневник его жены", "Прогулка"), снявшая наконец свой первый самостоятельный фильм ("Связь").

"Легко ли быть молодым?" - ядовито поинтересовалась на пресс-конференции непонятно у кого Смирнова и добавила, что ей, например, очень нелегко быть пожилой... Ну женщины любят драматизировать и способны на пустом месте забабахать настоящую драму. Нужно же чем-то заполнять жизненное пространство.

Он женат в Москве, она замужем в Санкт-Петербурге... У обоих - дети. Приличная работа, обязанности, налаженный быт, все атрибуты благополучного брака. Но в очередной раз выясняется, что благополучный брак - штука ненадежная и вредоносная. Он тянет тебя на мещанское дно, ты деградируешь, у тебя отрастает живот и щеки, увеличивается количество подбородков... А вот страдания тонизируют и одухотворяют. Особенно если страдает как можно больше людей, в том числе дети.

Когда-то на этот счет очень емко высказался Лев Николаевич Толстой в "Анне Карениной". Но времена изменились. Женщины стали свободнее, увереннее и наглее. Их уже не столкнешь под поезд. Они в него сядут и поедут в другой город бороться за свою любовь. Осталось только понять, что это любовь. В дебютной "Связи" Дуни Смирновой я этого не поняла. Героям Михаила Пореченкова и Анны Михалковой просто скучно в большом городе. Видимо, им тоже нелегко быть пожилыми и хочется каких-то безумств. Кстати, Пореченкову очень идут очки. Но это не любовь. Это связь. Обычная внебрачная.

Любовь случилась у Вырыпаева. Да такая, что Лев Толстой отдыхает. Задумав свой первый фильм, Иван сразу же замахнулся на великое - рискнул снять настоящую трагедию. Теперь те, кто утверждают, будто чистых жанров не существует, пусть возьмут свои слова обратно. Чистый жанр - это когда она говорит: "Мне страшно", а он ей: "Если твой муж будет нам мешать, я его убью". И безумная музыка! И белые известняковые дороги в бесконечность. И равнодушная природа. И двое маленьких насмерть перепуганных людей. И третий. Тоже перепуганный, большой, пьяный, с бутылкой водки и ружьем. И всех жалко. И все умрут. Кроме известняковых дорог. Потому что жизнь дается человеку не затем, чтоб жить. И то, как человек распорядится своим непродолжительным отрезком, зависит исключительно от его воображения. Вырыпаев вообразил себе такое, что непонятно, как это вообще приходит в голову. На пресс-конференции неоценившие его картину журналисты поинтересовались, к чему он тяготеет. В смысле, как художник... "Ну что я могу сказать? - ответил художник. - Я тяготею!".


В этом году приз "За вклад в мировое киноискусство" Почетный президент "Молодости" Виктор Ющенко вручил династии Бондарчуков. Растроганная Ирина Скобцева призналась, что в Киеве прошло лучшее время ее жизни, а Федор Бондарчук поблагодарил за высокую награду. Андрей Халпахчи объявил о своем уходе с поста гендиректора фестиваля


Украина в конкурсе полнометражных фильмов была представлена любовной историей "Orang Love", снятой модным киевским клипмейкером Аланом Бадоевым. Я почему-то думала, это о любви к революции... Оказалось, о любви Кати и Ромы. Любовь - это прекрасно, полезно и здорово, но нужно обязательно предохраняться, чтобы не заболеть СПИДом. Катя и Рома пьют апельсиновый орандж, варят кофе и спят на бетонном полу в стильной, хотя и запущенной квартире полоумного вич-инфицированного педераста. Рома говорит по-русски, Катя - по-украински... Дружбы народов надежный оплот. Немного спустя русско-украинским Ромео и Джульетте по почте присылают из клиники результаты анализов... Ребята, может, лучше про революцию? Там тоже орандж, кофе и бетонный пол... Угроза СПИДа... Если какая-нибудь страшная болезнь косит человечество, это еще не повод снимать кино. Хотя в некотором смысле фильм Бадоева доказывает, что современный украинский кинематограф возможен в принципе.

По большому счету, с содержательной стороны к фестивалю никаких претензий. Качественная конкурсная программа, замечательная внеконкурсная, ретроспектива Висконти... Только зачем же было переезжать в "Баттерфляй Ультрамарин"? Говорят, этот щедрый кинотеатр предоставил свое помещение бесплатно, в отличие от Дома кино, запросившего 13 тыс. долларов аренды. В любом случае не стоит переносить фестивальный центр из намоленного, насиженного и засиженного места в попкорновый мультиплекс и плексиглас с боулингом и сетью общепита. В конце концов, в Доме кино тоже общепит есть... Ресторан "Вавилон", где спилось не одно поколение украинских кинематографистов. Так что я думаю, нам нужно держаться корней.

Зато победителей выбрали почти правильно. Сама же церемония награждения получилась такой веселой, что хотелось снять видеосюжет под названием "Но в крови горячечной поднимались мы, но глаза незрячие открывали мы".

Жерара Депардье специально пригласили в Киев для вручения Гран-при ("Скифский олень" и 10 тысяч долларов)
Члены почтенного жюри, организаторы, ведущие, награждаемые и награжденные кружили по сцене с букетами и призами в полной неразберихе. Больше всего меня повеселил Жерар Депардье, которого специально вызвали из Франции для вручения Гран-при румынскому режиссеру Корнелиу Порумбою за фильм "12:08 на Восток от Бухареста". Умеем мы шикануть, конечно... На радостях Андрей Халпахчи, уже официально объявивший о своем уходе с поста гендиректора "Молодости" (это почти равносильно тому, что фестиваля больше не будет), и Жерар Депардье пустились в пляс.

Между прочим, французскую знаменитость тоже можно было бы как-нибудь премировать. Чтобы он два раза не ездил... Но единственная подходящая для него награда "За вклад в мировое киноискусство" в этом году досталась династии Бондарчуков. Честно говоря, логику этой премии постичь трудно. Сергей Федорович, безусловно, режиссер выдающийся, но он, к сожалению, умер. А Федор Сергеич, да простят меня женщины всех стран, еще никакого особого вклада в искусство не сделал. Так ведь логика на кинофестивале - вещь совершенно ненужная. Главное, чтобы шумно было, весело и накурено. Чтобы эти глубоко осенние девять дней одного года запомнились и пронеслись прекрасной эйфорией.

Вот "Эйфорией" эти дни и запомнятся. Она действительно прекрасна! Вырыпаев, как когда-то Боб Бимон, прыгнул так далеко, что теперь пребывает в гордом и одиноком отрыве от всех соперников и соратников. Какой он все-таки молодец, что в свое время уехал из Иркутска в Москву и, помимо театральных проектов, начал снимать еще и кино. А мы молодцы, что отметили его фильм как лучший полнометражный и наградили двумя с половиной тысячами долларов США. Даже не представляю, что он будет делать с такими деньгами.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось