В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Эпоха

Вдова Ефима КОПЕЛЯНА актриса Людмила МАКАРОВА: «Фима был очень застенчивым. Во время моей беременности он стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!»

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 19 Апреля, 2012 00:00
12 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения известного актера
Людмила ГРАБЕНКО
Несмотря на то что Ефима Копеляна нет в живых уже почти 40 лет, его роли не канули в Лету. Не зря коллеги шутили, что он может сыграть даже телефонную книгу. Фильмы с его участием — трилогию о неуловимых мстителях, «Интервенцию», «Вечный зов», «Крах инженера Гарина», «Даурию», «Соломенную шляпку» и, конечно же, «Семнадцать мгновений весны», где Копелян читал закадровый текст, — мы смотрим до сих пор. А сколько еще он мог бы сыграть, не уйди из жизни в 62 года. С этим согласна и вдова Ефима Захаровича актриса Людмила Макарова. «С Фимой мы прожили 34 года, и уже столько же я живу без него, — говорит Людмила Иосифовна. — В прошлом году мне исполнилось 90 лет, и так уж случилось, что я пережила всех близких мне людей — мужа и сына, и с тех пор моя жизнь стала трагической. Почему я живу так долго? Не знаю. Может быть, для того, чтобы вспоминать о тех, кого уже нет рядом, и прежде всего о моем любимом муже? Моя память о нем всегда добра и светла...».
«НА МОЛОДЕНЬКИХ КОСТЮМЕРШ И РЕКВИЗИТОРШ КОПЕЛЯН НАВОДИЛ СТРАХ»

- Людмила Иосифовна, как Ефим Захарович праздновал свой день рождения?

Людмила Макарова

- Никак - он этого не любил. Я начала отмечать эту дату уже после смерти мужа. Приглашала его друзей, актеров из нашего театра и просила вспоминать связанные с ним смешные истории. Недостатка в таковых не было - Фима обладал прекрасным чувством юмора. А мне очень хотелось, чтобы в день его рождения у нас в доме было весело. Но годы шли, люди уходили - за последнее время я потеряла очень много своих друзей и партнеров. От прежнего, золотого, состава БДТ осталось всего пять-шесть человек, да и те уже очень больны и вряд ли в состоянии что-то рассказывать.

- 12 апреля вы вспоминаете многое, но прежде всего, видимо, историю вашего знакомства?

- Фима был на 10 лет старше меня, поэтому, когда я поступила учиться в студию при БДТ, он уже работал там актером. Однажды мы столкнулись в коридоре - навстречу мне шел симпатичный чернявый парень с усиками. У меня же так растут волосы, что есть баки. И вот он, проходя мимо, подкручивал усы, а я - свои бачки. Так и влюбились друг в друга. Всю финскую войну мы с ним гуляли по городу и разговаривали обо всем на свете.

- В этот период люди, как правило, распахивают друг перед другом свою душу...

- И мы не исключение. Ефим Захарович рассказывал, что родился в белорусском городе Речице. Мама у него была очень красивой женщиной - внешними данными Фима, наверное, в нее. Отец работал лесозаготовителем, но своей мудростью заслужил всеобщее уважение - весь город ходил к нему за советом, как к раввину.

С Людмилой Макаровой в спектакле БДТ по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров», 1962 год

В их большой и дружной семье было шесть сыновей, которые впоследствии разбежались по разным городам, двое из них - Фима и Исаак - связали свою судьбу с Ленинградом. Замечательный художник-оформитель Исаак Копелян, будучи старше Фимы на несколько лет, надолго пережил брата и умер в 2001 году.

В Ленинград Фима приехал совсем мальчишкой, поступил на «Красный Путиловец» токарем. Он мечтал о Художественной академии и даже был зачислен на архитектурный факультет, но потом один из товарищей привел его в БДТ. Копелян буквально заболел драматическим искусством - окончил студию при театре и стал артистом в лучшем, превосходном смысле этого слова. Мы поженились в мае 1941 года...

- ...а через месяц началась война...

- Фима пошел в ополчение, а я после гастролей попала в Боткинские бараки - меня скосил брюшной тиф. Моя мама в то время была на казарменном положении - шила одежду для фронта. Потом началась блокада. После выздоровления меня пригласили в Театр Балтийского флота. Мы выступали на фронте, причем не только на кораблях, но и на подводных лодках, сегодня были в Новороссийске, завтра - в Мурманске, послезавтра - в Москве. Но куда бы я ни поехала, меня везде находили письма мужа - трогательные и смешные! Мы долгое время так и жили: он - в армии, я - на флоте.

С женой Людмилой. «Фима был на 10 лет старше меня, поэтому, когда я поступила учиться в студию при БДТ, он уже работал там актером»

- Вы что же, несколько лет не виделись?

Копелян-Горич с Сергеем Юрским (Чацкий) в спектакле «Горе от ума», 1962 год

- Фронт был рядом с городом, поэтому Фима приходил ко мне, а я ходила к нему в Дом офицеров, где они организовали фронтовой театр. Паек, который ему давали в армии, был больше, чем блокадные 125 грамм, поэтому все, что получал (а там были и крупы - большая роскошь по тем временам), он приносил домой. Помню, году в 43-м все ополченцы получили с фронта посылки, и в каждой было по большому куску гуся. Если бы вы видели, как смешно - в стиле Чарли Чаплина - он разыгрывал передо мной и мамой сценки с этим гусем! А еще он был очень добрым. Как-то в блокаду шел домой с большим куском хлеба, но встретил знакомого актера из Театра комедии, который был уже прозрачным от голода, и отдал ему хлеб.

- А на вид Ефим Захарович такой грозный!

Зинаида Шарко, Кирилл Лавров и Ефим Копелян, «Пять вечеров», 1962 год

- Всему виной его усы и густые черные брови. Если он - в шутку, конечно! - хотел испугать человека, ему достаточно было насупиться. На молоденьких костюмерш и реквизиторш, которые только-только устроились на работу, мой муж наводил страх.

Василий Шукшин, Владислав Стржельчик, Всеволод Кузнецов, Георгий Товстоногов и Ефим Копелян за кулисами после спектакля, 1974 год. «Гога очень любил Ефима и всегда подолгу с ним разговаривал — такая вот у них была интеллектуальная дружба»

«Не пойдем к Копеляну, - говорили они, - мы его боимся». А все потому, что Фима любил над ними подтрунивать. У девчушки, которая принесла ему кольцо и трубку, необходимые для роли, неожиданно мог спросить: «А где престиж?». Реквизиторша выскакивала из гримерной в ужасе: «Копелян какой-то престиж требует!». Но со временем девочки привыкали к его манере шутить и начинали его обожать. Впрочем, как и все в театре.

«С ГОДАМИ ОН СТАНОВИЛСЯ ВСЕ КРАСИВЕЕ»

Читка пьесы «Пять вечеров» в БДТ, 1958 год: Кирилл Лавров, Людмила Макарова, Всеволод Кузнецов, Ефим Копелян, драматург Александр Володин, Зинаида Шарко и другие

- А как к Копеляну относился главный режиссер БДТ Георгий Александрович Товстоногов?

- Гога, как мы за глаза его называли, очень любил Ефима и всегда подолгу с ним разговаривал - такая вот у них была интеллектуальная дружба. Кстати, в труппе у Георгия Александровича было много замечательных актеров-мужчин и всего пять-шесть женщин, но каких! Когда в театре проходило какое-то торжество и мы появлялись при параде, он всегда немного по-театральному восхищался: «Какие же у меня красивые артистки!».

- А правда, что именно с легкой руки Товстоногова Ефима Захаровича стали называть «русским Жаном Габеном»?

- На мой взгляд, это полная ерунда! Такое выражение подразумевает первичность Габена и вторичность Копеляна, а это неправильно - это еще неизвестно, кто там первый, а кто второй (смеется).Пусть лучше французы говорят, что Габен - «французский Ефим Копелян».

«713-й просит посадку», 1962 год: Владимир Высоцкий, Ирина Губанова, Ефим Копелян, Александр Барушной, Аркадий Оберберг, Людмила Шагалова и Людмила Абрамова

- И все же Копелян довольно поздно начал сниматься в кино...

- С годами он становился все красивее и красивее - как говорят в народе, опсовел, то есть заматерел. Ему очень шла седина. Конечно, кино не могло пройти мимо такого мужчины. Мне он больше всего нравится в фильме «Опасные гастроли»! Хорошо удавались ему и роли купцов, например, знаменитого мецената Саввы Мамонтова, которого он играл и в театре, и в кино. Выглядеть убедительно в таких образах Фиме позволял его фирменный прищур.

С Татьяной Дорониной в спектакле БДТ «Три сестры», 1965 год

Зрители же, по-моему, больше всего любили Бурнаша из «Неуловимых мстителей», соседские мальчишки его цитатами из этой роли и встречали, и провожали. Хотя у известности были разные проявления. Однажды, когда у нас уже была своя машина, муж остановился, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. А там как раз шла беременная женщина с мужем. Увидев Фиму, он схватила супруга за рукав и закричала: «Смотри, Бурнаш!». - «Ну и хрен с ним!» - ответил «нежный» супруг. «Вот это любовь зрителей!» - рассмеялся Фима.

- Ефим Захарович обладал замечательным голосом...

С Аркадием Толбузиным и Арменом Джигарханяном в «Новых приключениях неуловимых», 1968 год

- ...за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем - он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные. На дубляж его звали часто - он очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами. Но фильм «Семнадцать мгновений весны» в этом смысле стал звездным часом Копеляна. Мне кажется, что его голос - 50 процентов успеха картины, но это мое личное мнение.

- Вы ведь с ним на сцене не играли?

С Валерием Золотухиным, Руфиной Нифонтовой и Владимиром Татосовым в «Интервенции», 1968 год

- Редко, и только в самом начале, когда шли такие спектакли, как «Шестой этаж» и «Девушка с кувшином». В основном же на сцене он крутил любовь с другими - Ниной Ольхиной, Зиной Шарко. К сожалению, обе они сейчас тяжело больны. Ну и, конечно, с ним много играла Таня Доронина, пока не уехала от нас в Москву.

Впрочем, мы и дома никогда не были актером и актрисой - не вели творческие споры и дискуссии, не обсуждали роли друг друга. Конечно же, следили друг за другом, но издали, ненавязчиво. Я улавливала тончайшие нюансы его настроения - видела, например, что он смущается. Никто не замечал, а я понимала: что-то его здесь задело!

С Адой Роговцевой в советском сериале «Вечный зов», 1973 год

В нашей жизни вообще не было ничего театрального или показного. Так, Фима никогда не проявлял ко мне нежности на людях, был очень застенчивым. Когда я была беременной, стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!». Муж во всем умел находить смешное, и это нам очень облегчало жизнь.

«МУЖ ПОВОДОВ ДЛЯ РЕВНОСТИ НЕ ДАВАЛ, НО Я ВСЕ РАВНО РЕВНОВАЛА»

- Какие-то мужские привычки у Ефима Захаровича были?

- Он любил выпить, курил трубку и играл в карты - был «азартный Парамоша». В специальные дни приглашал к нам своих проверенных партнеров, среди которых были актер (Степан Пономаренко из нашего БДТ), милиционер и профессор. Накануне всегда мне говорил: «Купи пол-литра и килограмм капусты». Играли они очень весело, а в перерывах выпивали по рюмочке и закусывали квашеной капустой, которую я заправляла сахаром и постным маслом и подавала с черным хлебом - очень вкусно!

Надо сказать, в быту Фима был неприхотлив и кулинарные пристрастия имел самые скромные. Но при этом часто ругал нас с домработницей за то, что не делаем ему его любимые шанежки - это такие ватрушки, в которых вместо творога картофельное пюре. Они были коронным блюдом в нашей семье, мы часто приглашали на них гостей.

Лионелла Пырьева, Ефим Копелян и Владимир Высоцкий, «Опасные гастроли», 1969 год. «Фима больше всего нравится мне в фильме «Опасные гастроли»

Чаще всего к нам приходили Стржельчики - Слава и Люда, Товстоногов, его сестра Нателла с мужем Женей Лебедевым. В то время люди дружили домами, и мы не исключение. И в Ялте, где мы отдыхали в пансионате «Актер», собирались по вечерам и замечательно проводили время - шутили, смеялись, устраивали какие-то театрализованные представления. Московские актеры, глядя на нас, удивлялись: «Неужели вы в театре друг другу не надоели?!».

- Ваш муж давал поводы для ревности?

- Нет, но я все равно ревновала. Если пыталась устроить ему скандал, он отвечал: «Люда, я такой ленивый, ухаживания не для меня». Но я-то знала, что ему и делать ничего не надо - женщины вокруг него так и вились. Слава Богу, к нам домой с требованием отдать мужа никто не приходил, анонимных писем мне никто не писал и не звонил. А если даже с кем-то у него что-то такое и случалось, то теперь, с высоты своего возраста, думаю: «Слава Богу, если он получал настоящее удовольствие!».

- Подарки супруг любил вам делать?

- О чем вы говорите! Он готов был отдать любые деньги, только бы я взяла этот труд на себя. Обычно бурчал: «Возьми сколько надо и купи что хочешь». За всю жизнь только раз привез мне из поездки туфли - на невысоком каблучке, из мягкой кожи с дырочками, назывались они почему-то «Сочи». Как ни странно, даже с размером угадал. Но я за них получила страшный выговор от мамы: «Почему он тебе туфли привез? Это интимный подарок!». Сейчас это звучит смешно, но я ночью доставала их из коробки, ставила на тумбочку возле кровати и любовалась.

С Андреем Мироновым в комедии «Соломенная шляпка», 1974 год

- Как случилось, что Ефим Захарович так рано умер?

- В последние годы он очень много снимался. Случалось, месяцами ночевал в поезде, а дорога в Москву и обратно давалась ему тяжело. Я очень из-за этого переживала, все время просила его отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать».

Закончилось это инфарктом. Муж долго лежал в больнице. Потом его перевели на реабилитацию в санаторий в Мельничном Ручье. Шикарных здравниц тогда еще не было, пациенты жили в простых деревенских домиках. Утром 6 марта 1975 года я приехала его навестить, увидела, что он очень бледный, и предложила: «Давай я заберу тебя домой. И Пеле (так звали нашу собаку) очень по тебе скучает». Но Фима отказался: «Не надо, доживу уже тут до конца».

Я уехала в три часа, а в шесть он умер. Когда ему стало плохо, помочь было некому - медперсонал уже вовсю праздновал 8 Марта. От единственной дежурной - барышни с халой на голове, врача лечебной физкультуры, - никакого толку не было. Реанимационную бригаду пришлось вызывать из Ленинграда, но Ефим ее не дождался.

После его смерти все говорили, что нужно подать в суд на персонал санатория, в котором он лечился, но я не видела в иске смысла: мужа бы мне это не вернуло.

- Могилу Ефима Захаровича на Волковском кладбище часто навещаете?

- К сожалению, редко, у меня нет ноги, даже с палкой мне теперь ходить очень трудно. Если в театре случаются какие-то важные собрания, меня отвозят и привозят на машине, а вот на сцену уже не выхожу. До недавнего времени у меня был спектакль «Кошки-мышки», где я могла работать, сидя в инвалидной коляске. Но сейчас моя партнерша, Зина Карпова, заболела, поэтому пришлось и его отменить.

Я вам так скажу: в старости ничего хорошего нет! Лучше всего это понимаешь, когда вспоминаешь прожитую жизнь, смотришь на фотографии - видишь, сколько сыграно замечательных ролей. Одна моя Ханума чего стоит! Недавно этот телеспектакль показывали по какому-то каналу, так я не могла оторваться.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось