Убить дракона
"Ленком" — настоящий праздник и редкое спекулянтское счастье.
Для меня одна из наиболее загадочных категорий "трудящихся" - театральные спекулянты. Не представляю, за счет чего они выживают в нашей столице, где приличные аншлаговые гастроли случаются два-три раза в год. Ни себе заработать, ни людей порадовать... Когда-то, в глухие социалистические времена, где-нибудь в Москве или Питере культурный фарцовщик являлся представителем особой касты: был нахватан, развит, вхож в театральное закулисье и разбирался в искусстве, как директор советской комиссионки - в модных качественных шмотках. За несколько десятилетий в силу разнообразных причин театральный барыга здорово обмельчал, чтобы не сказать - выродился, но при этом все-таки окончательно не вымер. Что, в принципе, можно считать положительным явлением. Подобно мухам, тараканам и комарам, спекулянты тоже поддерживают экологическое равновесие в культурной среде. Едва в Киев наведывается какой-нибудь театр-брэнд, два-три крупных и три-четыре мелких торговца искусством обязательно ошиваются при входе. Как правило, в последний день гастролей минут за 15 до начала у них можно купить билеты по себестоимости. Поистине бескорыстное служение Мельпомене!
"НЕ СТУКАЧЕСТВО, А ТЕРАПИЯ"
"Ленком" - настоящий праздник и редкое спекулянтское счастье. Известный московский коллектив не так уж часто приезжает в Киев, по нему успевают соскучиться, поэтому неделя, в которую Театр Марка Захарова показал "Ва-банк" по пьесе Островского "Последняя жертва" и "Пролетая над гнездом кукушки" по культовому роману Кена Кизи, прошла в обстановке повышенной зрительской насыщенности и взбудораженности. Разве что в заключительный день ленкомовского турне красивых девушек было больше, чем всегда. Оно и понятно. Александр Гаврилович Абдулов давал свой последний киевский спектакль ("Пролетая над гнездом кукушки"), и прекрасные любительницы прекрасного подтянулись по максимуму. "Он что, какой-то известный?" - поинтересовалась 16-летняя дочь моего приятеля, когда при первом же появлении Абдулова-Макмэрфи забитый до отказа зал Октябрьского дворца взорвался аплодисментами. Вот оно, поколение, выросшее на "Гарри Поттере" и "Пиратах Карибского моря"! "Он же принца играл в "Обыкновенном чуде". - "Этот?! В коричневых штанах?!! Принца?!!".
Да, именно этот в коричневых штанах. И принца, и чародея... Это он убивал дракона и разводился с Ириной Алферовой вначале в фильме "С любимыми не расставайтесь", а затем и в жизни. На редкость магнетичный актер, при всем своем замечательном природном даровании поразительно мало сделавший. Наверное, сделавший бы еще меньше, если бы не Марк Анатольевич Захаров. В ленкомовской программке написано, что Абдулов - "популярнейший артист кино, много и успешно работающий в кинематографе". Видимо, программка делалась специально для Украины, где кино и кинематограф, мягко говоря, не одно и то же.
Александр Гаврилович, слов нет, настоящая звезда. Народный артист России, любимец дам, мужчина в самом расцвете сил. Хотя, судя по всему, с некоторых пор популярность и пожизненное звание "секс-символа" Абдулова несколько утомили. Не так давно он объявил войну журналистам и даже написал письмо Владимиру Путину с просьбой защитить его от наглой прессы, сующей свой нос в чужую личную жизнь. "Этих борзописцев абсолютно не интересует мое творчество! - подытожил Абдулов в малаховской программе "Пусть говорят". - Им интересно, на ком я сейчас женат!".
Ну не без того, не без того... Многим борзописцам и вправду неинтересны работы Александра Гавриловича - не только в силу журналистской ограниченности и скудоумия, но и потому, что их нет. Из последних заслуживающих внимания ролей у Абдулова, пожалуй, только Макмэрфи в спектакле, поставленном болгарским режиссером Александром Морфовым. При этом Александр Гаврилович по-прежнему на виду и на слуху, все время удачно женится... Но хочет, чтобы его никто не замечал. Экое кокетство! Я не стану обелять своих коллег - некоторые из них ведут себя действительно некуртуазно. Меня только письмо Путину смущает...
"Это стукачество!" - бросает Макмэрфи доктору Спиви (Александр Карнаушкин), когда тот вдохновенно рассказывает, что в их клинике все больные, умеющие держать шариковую ручку, записывают в специальную тетрадь разнообразные подробности, которые им удается узнать или услышать друг о друге. "Не стукачество, - успокаивает доктор, - а терапия".
"ВЫ НЕ ПОМНИТЕ, СКОЛЬКО РАЗ Я ВАС ИЗНАСИЛОВАЛ?"
В свое время книга Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом" не столько взорвала западное общество потребления и комфорта, сколько насторожила. Это был даже не скрытый, а явный гимн революции как таковой, бунт во имя бунта и торжества яркой человеческой индивидуальности в отдельно взятом дурдоме. Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть, несущая смерть, а не исцеленье психическим калекам.
Хулиган с мелким уголовным прошлым Макмэрфи попадает из трудовой колонии в клинику для душевнобольных, живущую по законам четкого внутреннего и внешнего распорядка. Вернее, ничего внешнего у этой психбольницы нет и не предвидится, поскольку она существует в условиях жесткой изоляции и за ее пределы никто никуда не выходит, кроме медицинской сестры Речид (Елена Шанина). Сестра очень любит своих подопечных, в прямом и переносном смысле отдаваясь им без остатка: тихо и буйно помешанные - единственное, что составляет смысл жизни этой умной, красивой и сексуальной женщины. "Она милейший человек, наш главный друг и ангел благосклонный! - откровенничает заключенный-пациент Хардинг (Александр Сирин). - Она сука! Она стерва!! Она сволочь!!!".
Для полноты образа лучшему другу и благосклонному ангелу не хватает только фашистской свастики на рукаве. И народная артистка России Елена Шанина безупречно передала весь этот вкрадчивый медицинский ужас, ежедневный подкожный животный страх зависящих от нее жалких существ и будничную человеческую мерзость. Ее так боятся, что аж ненавидят, и так ненавидят, что аж уважают. Обычные диктаторские штучки. Только недовольных "ангельским" руководством не выселяют куда подальше лес валить и не расстреливают, а отрезают мозг. На языке научной терминологии это называется лоботомией. Столь радикальная мера предписывается в крайне запущенных случаях, когда заключенный, в смысле пациент, становится неуправляемым и агрессивным.
В середине 60-х годов прошлого века выдающийся чешский режиссер Милош Форман снял в Голливуде по роману Кизи картину с Джеком Николсоном. Несмотря на революционный пафос, вызов и призыв, фильм моментально стал экранной классикой и образцом жанра. Я хорошо помню выпученные глаза Николсона, пытавшегося оторвать от пола штуковину весом в полторы тонны, чтобы бросить ее в окно. Зачем? Ну нужно же что-то делать, когда твою свободу постоянно ущемляют и не дают днем в пятницу смотреть футбол. Отодрать штуковину Николсону не удалось. "Но я хоть попытался!" - злобно скажет он.
На этих ключевых словах, собственно, и держится весь образ лихого молодца, которого и сопли красят. Макмэрфи хотя бы попытался: курить там, где ему хочется, не принимать душ, когда не хочется, играть в карты на деньги и смотреть футбол по телевизору, когда он выключен в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Он позволил себе быть таким, каков есть, и даже переспал с сестрой Речид. "Вы не помните, сколько раз я вас изнасиловал: два или три?".
Ну что тут скажешь?.. Смело, по-хамски, в лучших традициях униженного пролетариата, которому нечего терять, "кроме своих детей", - как сказал однажды мой глуповатый сосед по парте. Это тупиковый, крайне глупый путь к свободе, и разные люди в разное время в разных странах регулярно его проделывают, ведя за собой толпы умственно отсталых. Чтобы убить внешнего дракона, вначале необходимо разобраться с внутренним. А дракон, сидящий в Макмэрфи, ничуть не меньше того, который расположился внутри сестры Речид. Свобода - это не только курить где вздумается, но и умение уважать чужую территорию, правила, распорядки и чужое право быть собой. То, чего как раз и не делает сестра Речид, безжалостно ковыряющаяся ледяным скальпелем в сознании и подсознании своих пациентов, выворачивая их несчастные души наизнанку.
Роман Кизи - жестокое и безрадостное чтение. Из него выползаешь, как из тяжелой болезни. В свое время драматург Дэйл Вассерман написал по книге дерзкую пьесу, которую ставили в разных театрах, в том числе на территории СССР. Ничего удивительного, поскольку по замашкам Макмэрфи - типичный революционер, всем ребятам пример. Иисус Христос для умственно отсталых, пытающийся изменить затхлый психушечный мирок, не жалея живота своего. Вернее, мозга.
Много лет назад в киевской Русской драме я смотрела очередную версию "Кукушкиного гнезда". Макмэрфи в исполнении замечательного Георгия Дрозда выглядел довольно привлекательным бунтарем и единственным свободным человеком в мире запуганных тяжелобольных людей. Во всяком случае, тогда мне так показалось. Сейчас я думаю, что многочисленные интерпретаторы Кизи совершенно напрасно сделали из проходимца-неврастеника героя. Тот факт, что сестра Речид - стерва, вовсе не делает Макмэрфи доблестным рыцарем Айвенго. На самом деле, свобода нужна очень немногим, да и те не всегда знают, что с ней делать. Что уж говорить о слабоумных и припадочных, которые за решетками специализированной клиники загнутся минут через пять. "Над тобой когда-нибудь смеялись люди?" - спрашивает у Макмэрфи девственник-доходяга Билли (великолепная работа Сергея Фролова). Люди смеялись... Почти весь огромный зал киевского Октябрьского дворца.
ТРУДНО ОСТАТЬСЯ ПРИНЦЕМ В КОМПАНИИ ДРАКОНОВ
Постановщик ленкомовского спектакля Александр Морфов создал свою сценическую версию, изрядно переписав первоисточник. За это ему досталось от московских критиков, хотя он и получил "Хрустальную Турандот" за вклад в искусство. Я не знаю, чего добивался Морфов и какой основной месседж пытался вложить в свою постановку. Спектакль вышел легковесным, разухабистым и веселым. В нем очень много эстрадных номеров из жизни психов, в которых абдуловский Макмэрфи выглядит так же убедительно, как Александр Гаврилович в телешоу. Чувство юмора - прекрасная вещь, но есть еще и такое понятие, как качество юмора. То, что отличает Евгения Петросяна от Чарли Чаплина.
На мой взгляд, беда современных режиссеров, да и целых театров, в том, что они все время ужасно нервничают по поводу зрителя. Им все время кажется, что их не захотят слушать и немедленно покинут зал, если они не будут снимать трусы, громко кричать и прыгать на одной ножке. Многие нынешние деятели искусства почему-то убеждены, что с публикой, как с умалишенными, ни в коем случае нельзя разговаривать всерьез, иначе она тут же начнет зевать, ковыряться в носу и хрустеть чипсами.
Спектакль, в котором Абдулов, кстати, попробовался не только как актер, но и как режиссер, просто нафарширован сомнительными гэгами, шутками юмора и неуместными анекдотами. "Не напомните, какой у вас размер груди: третий или четвертый?". - "Пятый!" - рявкает сестра Речид. "Ой, не наговаривайте на себя!". Раз пошла такая пьянка, впору вообще было переписать финал. Задушить эту медицинскую суку, забрать пацанов в смирительных рубашках, включая тощего лысого недоумка по кличке Нежинский, и на свежий воздух. Там карты, пиво и девушки по сходной цене...
"Встретились однажды мишка с ежиком, - рассказывает Макмэрфи анекдот, отбиваясь от санитаров. - "Здравствуй, ежик!" - говорит мишка. "Здравствуй, мишка!" - говорит ежик. Вот так, слово за слово - и наполучал ежик пиз...лей от мишки"... Ежику сделают лоботомию за попытку убить мишку. Мишка благополучно выживет, став еще "прекраснее", а отважный забияка в результате операции на мозге превратится в сморщенный овощ. Главный соратник Макмэрфи по борьбе за внутреннюю свободу и независимость - индейский вождь, больше смахивающий на разъевшегося дачника (Сергей Степанченко), задушит своего друга подушкой. После чего застрелится сам.
Тяжело сохранить человеческое достоинство, если у тебя не в порядке с головой. Очень легко потерять голову вместе с мозгами, если живешь в основном туловищем. И невероятно трудно остаться принцем в компании драконов. Причем своих собственных. Но это уже совсем другая история.

Иво БОБУЛ: "После того как на президентских выборах я поддержал Виктора Януковича, увидел свои перечеркнутые афиши с надписью: "Зрадник народу"
Певица, жена и продюсер Антона Макарского Виктория МОРОЗОВА: "Антон совратил меня в первый же день, после вечеринки. На следующее утро я узнала, что девушки за ним в очереди стоят. В общем, что он кобель..."
"Шахтер" купил земляка Пеле
Канделаки подарили квартиру, а дочери Алсу - дом в Крыму
Смерть Смит привлекла туристов на Багамы
Антонов стал очередной жертвой грабителей
Рената Литвинова рассталась с маньяком
Кустурица начал продавать соки
Мама Билык боится, что дочь доведет себя до истощения
Лимонов опять попал за решетку
У Булановой и Радимова родился сын
Наоми Кэмпбелл приговорили мыть гаражи мусоровозов
В Москве обсудили целлюлит Джанабаевой
Ксения Собчак выйдет замуж за клиента проституток. На пять суток
Кличко отстоял титул чемпиона
Миллу Йовович чуть не убила 20-килограммовая ваза
"У нас на водку не хватает, а у них денег куры не клюют"
"Чай вдвоем": "Все думают, что если мы вместе поем, то вместе и спим"
Убить дракона
Сестра Андрея Тарковского МАРИНА: "Брат принял решение остаться за границей под сильным нажимом жены. Если бы он хоть чуть-чуть задержался, то, может быть, так страшно не заболел бы"
Спортивный журналист Виталий ГАЛИНСКИЙ: "Лобановский в межсезонье отправлялся в Санкт-Петербург на спектакли Товстоногова, а некоторые наши тренеры спешат в ликеро-водочный отдел"
Роман ВИКТЮК: "Штамп в паспорте придуман людьми, уже давно не имеющими контакта с гениталиями"
Здравствуй, ужас!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги