Станислав ГОВОРУХИН: "На фоне Ельцина Путин ну просто Роберт де Ниро. Он не опозорит нас перед всем миром, не станет на глазах у изумленного Запада дирижировать военным оркестром, не будет лежать в блевотине, когда у трапа топчется ирландский премьер-министр, и не позволит себе пописать на колесо самолета. Ельцин - мерзавец, ему нет прощения, он должен гореть в аду за погубленные жизни и за разрушенную страну"
Сегодня, если оглянуться назад, кажется, что мэтр прожил не две, а 22 жизни, но в каждой своей ипостаси он был бунтарем, трибуном и, конечно же, личностью...
"СОЛОВЬЕВ ГОВОРИЛ МНЕ: "ТЫ АРТИСТ, И ТВОЕ МЕСТО В БУФЕТЕ"
- Сколько вас знаю, Станислав Сергеевич, у вас всегда мрачное, иногда даже скорбное выражение лица. Это соответствует характеру или в душе вы куда веселее?
- Хм, а вы когда-нибудь видели по-настоящему веселого человека (не того, кто без конца ржет, а того, кто умеет смешить людей) без мрачной физиономии?
- Пожалуй, нет...
- Такова природа юмора вообще. Вспомните комиков Бастера Китона, Чарли Чаплина или, скажем, Юрия Никулина. Даже Миша Жванецкий в компаниях, если рядом красивых девушек нет, субъект ужасно скучный. Просто смеяться и дурак может - в конце концов, что мешает приклеить себе улыбку навсегда, как это зачастую делают политические деятели? Особенно в этом усердствуют американцы - того же Клинтона трудно представить без жизнерадостной маски, независимо от того, нравится ему происходящее или нет. Словом, нельзя ставить знак равенства между умением демонстрировать все 32 зуба и даром веселить людей. Приходите на мой творческий вечер, и вы увидите, что происходит в зале.
- Там и повеселимся?
- Сами судите: если я буду сиять дежурной улыбкой, а зрители будут сидеть с мрачными физиономиями - это никуда не годится, но совершенно другое дело, если я выйду мрачный, а публика будет цвести от радости. Веселый человек - это тот, кто умеет развеселить собеседников.
- Вы - вне всякого сомнения, замечательный кинорежиссер - однажды и навсегда потрясли меня своей ролью в фильме "Асса". Вот интересно, мафиози Крымова вы сыграли за счет глубокого погружения в материал? Вы хорошо знали, какие они, криминальные авторитеты (хотя, если честно, ваш персонаж как-то не очень на настоящих авторитетов похож)?
![]() В культовой картине Сергея Соловьева, взорвавшей вялый постсоветский кинематограф, Говорухин сыграл мафиози Крымова. С Татьяной Друбич |
- Конечно же, не похож. Однажды после того, как фильм с успехом прошел на экранах, - он же стал манифестом целого поколения! - ко мне подошел невысокий такой, точнее, совсем маленький, плюгавенький человечек и сказал: "А ведь это вы меня сыграли". Мы познакомились. Действительно, этот Фима сидел лет 20 как раз по делу о магазине "Океан", которое, в общем-то, и было взято за основу. Но ни в коем случае нельзя сказать, что я сыграл Фиму...
Я, кстати, с режиссером Соловьевым по этому поводу иногда спорил. "Сережа, - говорил ему, - мне кажется, что, героизируя, романтизируя преступника, мы оказываем обществу медвежью услугу. Ты заставляешь меня играть самого себя, но я же совсем другой человек". На это он неизменно мне отвечал: "Ты артист, и твое место в буфете", и мы отправлялись в буфет (смеется). Все мои попытки влезать в режиссуру сразу же пресекались, и это правильно!
- Вы говорите о героизации криминального мира - интересно в связи с этим знать ваше мнение о нашумевшем сериале "Бригада". Чертовски хорошо снят, замечательно играют артисты, но... Меня, например, не покидает ощущение, что такими фильмами можно запросто загубить целое поколение. Вы с этим согласны?
- Господи, ну конечно! Если дети играют в Сашу Белого, значит, фильм вредный, хотя и впрямь потрясающе сделан. Года три или четыре назад, когда он только вышел, мне дали его полностью на кассетах, и на Новый год, 1-го и 2-го января, я одним махом одолел все 15 серий.
- Не могли оторваться?
- Даже, я бы сказал, не хватило - так ловко он скроен! Думал: "Ох, черт! Я бы еще посмотрел"... С другой стороны... В общем, вы сами все понимаете: фильм вредный.
- А "Жмурки"?
- А "Бумер"? Хорошая картина? На разных фестивалях она получала какие-то призы, но это же страшно! Вот я бываю в пионерлагерях "Орленок", "Артек", и когда туда приезжает кто-нибудь из артистов, сыгравших в "Бумере", их как героев встречают. Эти персонажи стали идолами совсем маленьких еще ребятишек - вот что ужасно! Художник обязан чувствовать ответственность перед обществом, перед молодым поколением. Тут никакой редактор не поможет: если в тебе есть гражданственность, совесть, ты никогда этого не допустишь, а ежели нет - ну что тут сказать...
"ПРЕДЧУВСТВИЕ БЛИЗКОГО КОНЦА НИКОГДА ВЫСОЦКОГО НЕ ПОКИДАЛО"
- Cнимая "Место встречи изменить нельзя", как режиссер и просто как человек творческий, вы понимали, что этой ленте суждено стать культовой? Или даже мысли такой не было?
- Вообще-то, я не сомневался, что кино будет очень интересное и люди не оторвутся от телевизоров, но, конечно, не предполагал, что картина будет так долго жить и что огромное количество зрителей (я столько встречал их в жизни!) будет знать ее наизусть.
- Для вас это стало откровением?
- Да! Сам-то почти ничего не помню и не устаю этому удивляться... Ну, скажем, вчера Паша Чухрай - режиссер Пал Григорьевич Чухрай - рассказывал, как ему нравится этот фильм: он его дословно цитирует. Правда, ему далеко до его сестры Лены Чухрай - такого уникума я еще не встречал. Когда ее мужа, продюсера Игоря Толстунова, спросил, что происходит, он мне сказал: "Станислав Сергеевич, она все время "Место встречи" смотрит - задолбала им нас. Мы уже не можем это название слышать".
- Поставьте себя на место зрителя: в чем притягательная сила этой картины?
- Вот черт его знает! Наверное, просто много моментов удачно совпало.
- Это правда, кстати, что Конкина на роль Шарапова вам навязали?
- Нет, это мой собственный выбор - увы, достаточно ошибочный. Впрочем, когда я пытаюсь высказать свои соображения зрителям, они дружно на меня обрушиваются, как на врага. "Вы что? - говорят. - Как же так?"... И все равно я считаю, что промахнулся.
- Кого же вы видели вместо Конкина?
- (Вздыхает). Одно время - Колю Губенко, но против его кандидатуры возражал Высоцкий. Он так и сказал: "Мы мажем одной краской". Теперь я думаю, что лучше всего сыграл бы Леня Филатов покойный, но хорошая мысля приходит опосля.
- В середине 60-х годов Высоцкий снимался в одной из первых ваших картин "Вертикаль", пел там свои песни. Вы же дружили...
- (Кивает).
- Роль Жеглова была специально для него написана?
- Нет. Начнем с того, что существовал прекрасный роман братьев Вайнеров "Эра милосердия", и когда речь зашла о его экранизации, всем нам пришло в голову, - одновременно! - что было бы здорово, если бы Жеглова сыграл Высоцкий.
- Он был готов к этой роли, хотел ее играть?
- Хотел, но... Съемки мы начали в Одессе 10 мая 1978 года - сценой в бильярдной, где Жеглов раскатывает Копченого в "американку". Это был день рождения Марины Влади - ей с Володей мы сняли у моих друзей дачку, и когда приехали туда, эта пара за руку отвела меня в маленькую комнату, прикрыв за собой дверь... Марина плакала, а Володя чуть ли не на коленях стоял, умоляя его отпустить. Аргумент был один: он не может тратить на эти съемки год, потому что жить ему осталось мало...
![]() "Россия терпела всех: дряхлого, анекдотичного Брежнева, немощного Черненко... А Ельцин - мерзавец! Просто мерзавец!!!" |
Предчувствие скорой смерти, близкого конца никогда Володю не покидало - это легко можно проследить по строчкам его многочисленных стихов. Как раз наступил период, когда он мог путешествовать, и Володя не раз говорил, что ему хочется и в Америке с концертами побывать, и на Таити, и там, и сям... Увы, при всем желании я не мог ему пойти навстречу - производственные условия не позволяли. Это же не сегодняшний день... Тогда было как? Деньги затрачены, съемочный период начался - отступать поздно.
- Как же вы его убедили?
- А никак. "Володя, - сказал, - это невозможно", - ну или что-то в этом роде. На самом деле, мы создали ему щадящий режим, и он успел посетить и Америку, и Таити... Многие съемки вообще велись без него. Скажем, преследование Фокса - погоню двух автомобилей - мы снимали чуть ли не месяц, так вот, Высоцкого в "Фердинанде" ни разу за это время не было. Потом, когда он приехал, мы за два часа сняли его крупные планы, где Жеглов выбивает окно, высовывается из него, стреляет, несколько реплик бросает водителю...
- Многие современники Высоцкого, которые с ним дружили или, во всяком случае, очень плотно общались, признавались мне, что даже не подозревали, какая посмертная слава на него обрушится. Вы тоже?
- По-моему, только плохие современники, не читавшие его стихов, не понимали, какой это большой поэт. Вспомните его похороны - сколько народу пришло попрощаться! Такие толпы были на улицах, только когда хоронили Сталина. (Хорошо еще, что никого не раздавили).
Посмертная слава Высоцкого никак не превышает прижизненной, а эта Государственная премия, присужденная уже мертвому, остальные почести - все это ему уже до фонаря. И почитателям его тоже до лампочки. Как раз прижизненной славой Высоцкий обладал огромной, а сейчас, к сожалению, она усохла, скукожилась... Жаль, молодое поколение его не знает.
- Вот парадокс, правда?
- И вовсе не парадокс, а естественный ход событий. Высоцкий - глубокий, серьезный поэт, поэтому нынешние недоросли и не должны его знать, как не знают Пушкина, Лермонтова, Блока... Куда им! Они сегодня запоминают только простые, какие-то совершенно идиотские словосочетания, речевки...
- Как вы думаете, если бы сейчас Владимир Семенович был жив, он вписался бы в это время, занял бы ту же нишу, что и раньше?
- Не думаю... Почему? Да потому, что на глазах происходит дебилизация населения, и Высоцкий для них был бы уже сложен. Сегодня подрастающему поколению нужно что-то попроще.
"КАКАЯ ДЕМОКРАТИЯ? У НАС И БЛИЗКО ЕЕ НЕТ"
- Когда перестройка уже захлебывалась, вы сняли две замечательные документальные картины: "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы потеряли". Насколько я знаю, вы проводили закрытые показы для Верховного Совета СССР, демонстрировали эти ленты Политбюро и даже самому Горбачеву, а сняли их, как я понимаю, потому, что кричала душа и надо было выплеснуть эмоции, переживания... Как считаете, помогли эти фильмы стране, Горбачеву?
- Думаю, не помогли, а возможно, напротив - сыграли отрицательную роль. Все мы тогда жаждали перемен и видели в мечтах обновленную, демократическую Россию со справедливым устройством... Хотели построить страну, свободную, выражаясь словами Столыпина, от нищеты и бесправия, а получили криминальное государство. Поэтому, судя по результату, эти фильмы ничего не дали.
- Как большой художник вы, думаю, наверняка задумывались над тем, почему российский народ никак не может обрести долгожданную демократию и свободу. В чем причина? Может, дают о себе знать гены рабства?
- Виновата скорее наша склонность к радикальным мерам. Поймите же: никакими революциями - ни оранжевыми, ни социальными - свободы достичь невозможно, поскольку революцию, как известно, задумывают романтики, осуществляют фанатики, а плодами ее всегда пользуются негодяи...
- И это закономерно?
- Абсолютно! Вот вам пример России. Революция, которая началась в 85-м году с приходом Горбачева и которой я буду по гроб благодарен, задумывалась прекрасно, но поскольку изменения происходили революционным путем, а не медленно, поэтапно cлучилось то, что cлучилось. У нас же промышленность превращена в руины, сельское хозяйство с колхозами разгромлены до основания, армия стала небоеспособна... Ну а теперь смотрите: на востоке, в Китае, обошлись без жертв, ничего не разрушали. Есть поучительный пример и на западе. Ныне наши либеральные средства массовой информации соревнуются в том, кто больше грехов свалит на батьку Лукашенко, а в Белоруссии между тем сегодня происходит чудо...
- Ну какое же чудо? Советский Союз периода расцвета застоя...
- Экономическое чудо! Там, уверяю вас, все сохранено и приумножено. Конечно, успели до батьки набедокурить, но вот колхозы, например, сохранились - значит, деревня не спилась и не вымерла, - крестьяне получают огромные урожаи. Промышленность работает, преступности никакой, беспризорных не наблюдается, разница между богатыми и бедными минимальная.
- Богатых, видимо, вообще нет...
- Есть, но их доходы не в тысячи раз больше, чем у остальных. Средняя зарплата в Белоруссии уже 250 долларов - вот вам экономическое чудо, а у нас только разрушать умеют.
- И все-таки, Станислав Сергеевич: что, на ваш взгляд, мешает русскому народу хорошо жить при демократии?
- Какая демократия? (Возмущенно). У нас и близко ее нет. Кстати, если вы понимаете под этим словом то ублюдочное устройство жизни, которое к нам и к вам завезли с Запада, то это вообще не демократия.
- Ну хорошо, а вам не было стыдно, когда к власти в России пришел Ельцин?
- Еще как было - чувство мучительного стыда за свою родину не покидало меня ни на минуту. Почему я сегодня в какой-то степени поддерживаю Путина? Да потому, что на фоне Ельцина он просто ну... Роберт де Ниро. Я знаю, что нынешний президент хотя бы не опозорит нас перед всем миром, не станет на глазах у изумленного Запада дирижировать военным оркестром, не будет лежать, как Ельцин, в блевотине, когда у трапа топчется ирландский премьер-министр. Путин не позволит себе, выйдя из самолета, обойти его и пописать на колесо, как это сделал Ельцин, которого - еще в бытность председателем Верховного Совета России - встречали американские друзья.
- Ну-у, пописать на колесо - это святое!
- В предновогодний день, когда особенно много народу погибло в Чечне, нынешний президент не надрался бы до бесчувствия и его бы не стаскивали с трапа самолета в Казахстане пьяного в дупель.
- И все же, каков красавец - ну настоящий русский медведь!
- (Возмущенно). Красавец??? Да он просто мерзавец! Мерзавец!!! Этому человеку нет прощения, он должен гореть в аду за погубленные им жизни и за разрушенную страну - за все, что натворил.
- Как же могла Россия, огромная, великая страна с таким колоссальным прошлым, столько лет терпеть этого человека у власти?
- Но она же и предыдущих терпела... Всех без исключения: немощного Черненко, а до него дряхлого Брежнева - этого анекдотического вождя, над которым все так потешались.
- Но смеялись по-доброму...
- Ничего подобного. Это сегодня смеемся по-доброму, потому что увидели правителей куда хуже, чем Брежнев, а тогда как отвратителен он был людям, которые понимали, что творится в стране!
- Возможна, на ваш взгляд, подобная ситуация в развитых демократиях: в Англии, во Франции? Можно представить, чтобы такие ничтожные, судя по всему, люди руководили там огромными государствами?
- Нет! (Категорически). Нет! Подлец, причем гораздо больший, чем Брежнев или Черненко, возможен, а ничтожество, нуль - никогда! Взять Гитлера - он же не ничтожество! Это высокого полета мерзавец, гений злодейства... У них такой вариант исключен - это реально только у нас. И у вас...
- Тем не менее, Станислав Сергеевич, вы не ответили на мой вопрос. Я спрашиваю у вас как у одного из духовных лидеров, поводырей общества: почему в России ничтожества так легко приходят к власти и так долго наверху удерживаются?
- Не знаю (разводит руками) - для меня самого это загадка. Честно признаюсь: есть вопросы, на которые я не могу ответить...
- Для вас это горько?
- Конечно! Нет ничего ужаснее, чем стыд за свою родину, а меня, повторяю еще раз, это чувство не покидает. Конечно, оно не такое сокрушительное, как при Ельцине, но все равно... Мне бесконечно больно, что у нас такая коррупция, повальное воровство, бандитские нравы, пьянство... Все это наш позор!
"НЫНЕШНЕЕ РОССИЙСКОЕ КИНО ГОРАЗДО БЕЗНРАВСТВЕННЕЕ И ВРЕДНЕЕ, ЧЕМ АМЕРИКАНСКОЕ"
- Многие творческие люди держатся от политики подальше, предпочитая заниматься своим непосредственным делом. Вы же рискнули связать с ней свою жизнь - уже во второй раз пошли в Государственную Думу России. Самое удивительное, что, став депутатом, вы еще умудряетесь снимать картины, и не абы какие, для галочки, а классные! Зачем вам эта политика?
- Начнем с того, что в Думе давно уже никакой политики нет - каждый депутат, выражаясь парламентским языком, лоббирует интересы. В основном, к сожалению, свои, но есть честные люди, которые горой стоят за своих избирателей, свою отрасль, свой регион. Лично я в течение 10 лет отстаивал в Думе интересы культуры, искусства, и не исключаю, если бы там меня не было, мы не наблюдали бы нынче такого кинематографического бума. Сегодня киноиндустрия - единственная отрасль в народном хозяйстве России, которая полностью восстановлена и превзошла доперестроечный уровень, а все благодаря законам, которые мы приняли. Когда коллегам из стран СНГ я говорю, что у нас кинематограф полностью освобожден от самого большого налога - от НДС, никто даже не верит...
- И сколько картин ежегодно Россия снимает?
- Примерно сотню - больше, чем когда-то РСФСР...
- На зависть Украине и другим некогда братским республикам...
- Политика же - это я продолжаю наш разговор - совершенно другое дело, и кстати, наша с вами беседа тоже политика. Разумеется, я мог бы ей заниматься и не возвращаясь в Думу, где придется сосредоточиться совсем на других, не политических вопросах, но я намерен защищать интересы своих избирателей и своей отрасли. Назрели многие законы, которые необходимо принять. У нас, например, в ужасающем положении детское кино - его просто нет и даже более того - быть не может.
Телевидение детского кино избегает, потому что его нельзя перебивать рекламой, и как результат - фильмы для ребятни никто не спонсирует. Государство уже готово взять финансирование на себя - пожалуйста, хоть завтра, так нет сценариев! Никто не хочет этим заниматься, зная, что все впустую. Вот, скажем, я снялся в замечательном фильме "Радости и печали маленького лорда" - сыграл там главную роль. Прекрасная, очень полезная картина - такие и нужны детям, но никто ее не увидел. Никто!
![]() Станислав Сергеевич человек многогранный: снимался, снимал, снимает, выполнял трюки без дублера, заседает в Госдуме, а в свободное время пишет картины |
- Станислав Сергеевич, но в советское время производство хороших фильмов тоже не было поставлено на поток - это был штучный товар. Много снималось совершенно жутких, бездарных лент о производстве, о передовых колхозах... Сегодня, по-моему, мало что изменилось, просто вместо "шедевров" на производственную тематику на экраны хлынули уродливые картины о бандитах, стрельбе и разнузданном сексе, да еще с извращениями. Эти фильмы очень охотно показывают, многие их смотрят. У вас не вызывает отвращения то, что вы видите иногда по телевизору?
- Конечно же, вызывает. Недели три назад у нас состоялось заседание думского Комитета по культуре - обсуждали законопроект, который предложил элдэпээровец Митрофанов о квотировании иностранных фильмов. По мысли разработчиков, в прокате должно быть не более 60 процентов зарубежных картин, а все остальные - российские. Естественно, этот закон мы отвергли, потому как единодушно сошлись в убеждении, что нынешнее российское кино гораздо безнравственнее и куда вреднее для молодого поколения, чем американское.
- Да вы что?!
- Мы вспоминали с вами "Бригаду", а ведь таких фильмов сотни, особенно тех, что идут по телевидению.
- И многие в отличие от "Бригады" еще и сделаны плохо...
- Безусловно. Эти картины пробуждают лишь низменные инстинкты, а должны бы добрые и благородные чувства - такова вообще задача искусства. Сегодня на экране можно увидеть такую мерзость! Чтобы понять, что происходит, посмотрите фильм "Четыре". Я коллегам-депутатам сказал: "Пора эту хреновину прекращать!". С Валерой, начальником думской аппаратной, договорился: "Пожалуйста, давай организуем перед следующим заседанием просмотр ленты "Четыре" для всех членов комитета"...
Кобзона, председателя комитета, в этот день не было, но я посоветовал ему эту жуть посмотреть, чтобы понять про российское кино все. Это просто мерзость, отвратительная мерзость, и пока не пройдет разруха в головах создателей фильмов, мера, предложенная Митрофановым, преждевременна. Сегодня пусть люди хотя бы просто ходят в кино. Для нас сейчас главное - кинофикация всей страны, строительство новых кинотеатров, чтобы неуклюжим вмешательством не остановить этот процесс.
- Так, значит, прибыль пошла?
- Конечно. Кстати, если уж говорить о плохом американском кино, оно вредное, но не в такой степени, как наше российское. Опять-таки я не беру лучшие образцы, такие, как "Водитель для Веры", "Свои", "Итальянец" и прочие... Есть, разумеется, достойные фильмы, но появляется на экранах и безумие. Тот же "Бумер"...
-...фильм об уродах...
-...не просто вреден - он нанес подрастающему поколению огромный ущерб, и то, что сегодня его герои - кумиры мальчишек и девчонок, просто страшно.
"ДА Я БЫ ПОВЕСИЛСЯ ОТ ОГОРЧЕНИЯ, ЕСЛИ БЫ МОИ КАРТИНЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ УСПЕХОМ У ДЕБИЛЬНОЙ ПУБЛИКИ"
- В советское время в КГБ СССР существовал специальный отдел, которым руководил генерал-полковник Филипп Денисович Бобков (со временем ставший начальником службы безопасности олигарха Гусинского). Этот отдел не только следил за инакомыслящими, но и стоял на страже государственных секретов, в частности, в кино, следил, чтобы на экране не была показана четкая схема организации преступления - допустим, ограбления сберкассы. Иными словами, не пропускал того, что может быть против государства использовано. Сегодня в российском кино в плане цензуры нечто подобное есть?
- Нет не только цензуры, но и никаких нравственных ограничений, без которых общество просто-напросто не может существовать (ибо нравственные ограничения в нем - суть свободы). Исчез даже институт редакторов, что вообще катастрофично.
- Кто же в таком случае может поручиться за то, что ребенок с неокрепшими мозгами, которому в силу каких-то причин мама и папа не объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо, посмотрев фильм-пособие по так называемой красивой жизни, не пойдет заниматься тем же, чем герои "Бумера"?
- Это понимают все, кроме создателей фильмов и тех, кто их продюсирует.
- Но этом фоне белой вороной воспринимается ваша картина "Ворошиловский стрелок". Она может сколько угодно не нравиться критикам (эта братия, знаю, невзлюбила фильм сразу же после выхода), но когда герой Ульянова целится в очередного подонка, лично я ловлю себя на том, что подбадриваю: "Давай!". Вы этого хотели?
- (Радостно). Ну конечно! Это, разумеется, одна из лучших моих картин, а что касается критики, так еще Лев Николаевич Толстой заметил, что эти господа всегда наносили урон настоящему искусству. У него есть статья, которая называется "Что такое искусство", - советую всем прочитать. "Всякое ложно восхваленное произведение искусства, - пишет он там, - есть та дверь, в которую немедленно хлынут все лицемеры". То есть все эпигоны, те, кто, не имея собственных идей, норовит просто заморочить публике голову...
К сожалению, у нас издавна, еще при советской власти, так повелось: всякое искусство, угодное народу, то есть нравящееся публике, спешат объявить неискусством. А ведь у нас в стране была лучшая публика, это правда! В Советском Союзе была самая образованная, читающая, самая благодарная аудитория, но всякий успех у нее критики воспринимали как доказательство ущербности. Вспомните "Москва слеза не верит" - да на "Мосфильме" просто не знали, что с этой картиной делать. Выступал народный артист СССР, мэтр советского кинематографа Юлий Райзман и говорил: "Друзья, этот фильм - позор "Мосфильма"!".
- Как оказалось, от позора до "Оскара" всего лишь один шаг...
- Вот до чего дошло! А сейчас зайдите и посмотрите, кто сидит в кинотеатрах: 60 процентов - тинэйджеры, подростки, 20 процентов - откровенные дебилы. Обратите внимание, как они себя ведут: гогочут, разговаривают во весь голос, укладывают ноги на спинки сидений, жрут или еще кое-чем занимаются на задних рядах. В результате сегодня мы заговорили уже об успехе у этой публики. Да я бы повесился от огорчения, если бы мои картины пользовались у нее успехом.
"КРИТИКИ, ЭТИ УРОДЫ, НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ В ИСКУССТВЕ"
- Снимая "Ворошиловского стрелка", вы рассчитывали показать, что справедливость все-таки побеждает, правда?
- Ну разумеется, и весь народ, во всех странах постсоветского пространства, абсолютно правильно этот фильм воспринял. Все меня поняли, кроме этих уродов.
- Опять-таки, когда я смотрел вашу ленту "Благословите женщину", поймал себя на мысли, что все это немножко искусственно, в чем-то, может быть, даже лубок, но в конце обо всем забываешь и просто плачешь, потому что проняло. Видимо, способность вызывать слезы именно искусству присуща...
- (С ехидцей). А вот откуда у вас пренебрежительное: "Это лубок!"? Влияние критики! Такие ярлыки навешивают обычно эти якобы эстеты, которые на самом деле ничего в искусстве не понимают. Советую прочитать Толстого - полезнее будет.
- Обязательно это сделаю!
- Почему я в свое время эту статью проштудировал? Когда-то я работал у Сергея Федоровича Бондарчука ассистентом на фильме "Война и мир".
- Для начала карьеры неплохо...
- Это была практика моя вгиковская. Однажды он приходит какой-то странный, растроганный: "Я только сегодня понял, что такое искусство". - "Что вы имеете в виду, Сергей Федорович?" - спрашиваю. "Да, вот, прочитал статью Толстого с таким названием". Тем же вечером я пошел в толстовскую библиотеку, где хранится 91 том сочинений Льва Николаевича (у меня, кстати, тоже это собрание есть), разыскал, буквально проглотил эту статью и... остался в полном недоумении. Только сегодня я начинаю понимать, что вынес из нее Бондарчук.
- У вас очень насыщенная жизнь: везде надо быть, все успеть сделать, многим написать, со многими поговорить... Вам это не напоминает иногда холостой ход? Хватает ли времени на то, чтобы просто сесть в кресло и взять томик Толстого?
- Этот вопрос непременно задайте Иосифу Давыдовичу Кобзону - вот у него жизнь действительно расписана по минутам. У меня, например, в голове не укладывается, как он успевает столько делать, столько летать... Я в отличие от него абсолютный бездельник: время находится не только читать, но и перечитывать. Сейчас - только не удивляйтесь - я по новой открываю для себя советскую литературу. Ну, скажем, в архангельском "Букинисте" наткнулся на трехтомник Аркадия Гайдара. Взял...
-...потрясающе!..
-...при всей моей ненависти к его внуку. В свое время это был мой любимый писатель и таковым остался. Два дня я лежал на даче на диване и перечитывал его книги (поверьте, он стал еще лучше). Так что проблема у меня как раз лишь в том, чем время заполнить. Я, правда, много трачу его на всякую ерунду: на бильярд, карты, шахматы, встречи с друзьями, застолья.
- Вы, помнится, даже участвовали в чемпионате России по подкидному дураку... Бильярд и карты приносят вам деньги?
- Увы, ни одна игра выгоды не дает. Есть люди везучие в картах, но они, как правило, во всем остальном несчастные. Слава Богу, я к их числу не отношусь.
- Вам никогда не приходилось играть с каталами, шулерами?
- Однажды, шутя, сразился. Я показал, кстати, этому шулеру игру, которой он не знал, - 66. Объяснил правила, мы сели за стол, и представляете, я не выиграл ни одной партии. Талант у моего визави оказался феноменальным!
"ЕГОРА ГАЙДАРА ТОЖЕ НАДО СУДИТЬ, ПРИЧЕМ ЕЩЕ СУРОВЕЕ, ЧЕМ ЕЛЬЦИНА"
- Скажите, а почему вы так невзлюбили в свое время внука Аркадия Петровича Гайдара? Я даже помню вашу пронзительную передачу после расстрела Белого дома, где вы его просто по стенке размазывали...
- Еще раз повторю: сегодня я смотрю на Белоруссию на западе, на Китай на востоке... Там обошлись без жертв, без разрушения всего и вся, а у нас ничего не пощадили. 300 лет русские люди осваивали Северный морской путь, а потом пришел Егор Гайдар и сказал: "Нам это не надо". В течение полугода все погибло: пароходы продали на металлолом, порты остановились, люди, которые мечтали заработать и уехать, чтобы провести остаток дней где-нибудь у моря, в Украине или в России, остались умирать в бараках.
Армия перестала быть боеспособной. Сколько из-за этого погибло людей, ну хотя бы в Чечне? Промышленность, сельское хозяйство - ничего не пощадили, даже пионеров отменили, уроды - слово "пионер" видишь ли, встало им поперек горла... А сколько людей умерло от огорчения! А как оскорбили стариков, ветеранов, пенсионеров! Оказывается, они прожили жизнь зря, и все их труды были не подвигом, а преступлением.
- Еще и денег накопленных не оставили...
- Ограбили всех! Да как же они могли? (Кипятится). Этому человеку (я Гайдара имею в виду) тоже прощения нет. Судить его надо, пожалуй, даже суровее, чем Ельцина.
![]() Станислав Говорухин - Дмитрию Гордону: "Спасибо за вопросы, за комплименты, за внимание! Буду в следующий раз в Киеве, обязательно встретимся" |
- Как думаете, дедушка Егора Гайдара перевернулся от его проделок в гробу?
- Ну, Аркадий Петрович тоже паинькой не был, иначе в 16 лет полком не командовал бы. Хакассия его помнит! Ну да ладно - писатель он замечательный.
Сегодня мы отчетливо понимаем: можно было обойтись без этих жертв и всеобщего разрушения. Вот она - роль личности в истории, вот что может сделать один человек с компанией, мальчики в коротких штанишках, как в свое время обозвал их Руцкой.
- Кстати, о жертвах... Насколько я знаю, чеченская война коснулась и вашей семьи (сын Станислава Говорухина Сергей попал со своей съемочной группой под обстрел чеченских боевиков, был ранен в голень и перенес ампутацию ноги. - Д. Г.), - что вы думаете об этой кровавой трагедии? Нужна ли она России и не сама ли Россия в лице собственного руководства ее провоцирует?
- Выхода тут я вообще не вижу: либо надо что-то радикальное предпринимать, либо согласиться с тем, что на Кавказе появятся 10 независимых государств, которые мгновенно станут центрами исламизации, абсолютно враждебными не только нашему государству, но и Грузии, и Армении... Это в обязательном порядке скажется на всех, и на Украине тоже, потому что острие ислама будет направлено на Cевер и Запад. (Кстати говоря, задача Запада, может, и состоит как раз в том, чтобы направить острие этого воинствующего ислама именно на Россию, отведя от себя).
Если мы не хотим такого сценария, значит, надо там какой-то порядок налаживать. То, что происходило в Чечне до вступления войск, до начала войны, тоже было ужасно - это была цепь страшных преступлений, форменный геноцид русскоязычного населения. Кстати, там и украинцев огромное количество пострадало. Грозный же был интернациональным городом, чеченцев там проживало от силы 50 процентов. Ясно одно: пока что эта проблема неразрешимая.
- Станислав Сергеевич, раз у вас столько свободного времени, допускаю, что хотя бы половину его вы проводите в раздумьях над тем, чем бы еще поразить зрителей...
- Вы правы: мне хотелось бы снять фильм. Вы, правда, не видели последнюю мою картину, но, может, заметили, что я не люблю повторяться...
- Это уж точно - все ваши ленты абсолютно разные...
- Мне каждый раз хочется сделать что-то необычное - и себя, и людей удивить, поэтому новый фильм, если я за него возьмусь, будет совершенно отличаться от того, что снимал прежде... Судя по всему, он будет морской - не остросюжетный, из ХIХ века. Посмотрим, получится ли - это так сложно... Пока не уверен, что удастся мой замысел осуществить, но...
Спасибо вам за вопросы, за комплименты, за внимание! Буду в следующий раз в Киеве, обязательно встретимся...





На сольном концерте Дмитрия Гордона Михаил Поплавский в сердцах признался: "Коли вiн вийшов на сцену, я попрощався"
Станислав ГОВОРУХИН: "На фоне Ельцина Путин ну просто Роберт де Ниро. Он не опозорит нас перед всем миром, не станет на глазах у изумленного Запада дирижировать военным оркестром, не будет лежать в блевотине, когда у трапа топчется ирландский премьер-министр, и не позволит себе пописать на колесо самолета. Ельцин - мерзавец, ему нет прощения, он должен гореть в аду за погубленные жизни и за разрушенную страну"
Александр РОЗЕНБАУМ: "Возраст — это состояние души, конфликтующее с телом иногда"
Народный артист Украины Олег ШКОЛЬНИК: "После первой брачной ночи папа спросил: "Ты не ударил лицом в грязь?"
Иногда в нас просыпается неандерталец
Охота на Золушку
Энтони ДЕЛОН: "Модные показы в Киеве ничем не отличаются от парижских. Разве что у нас они иногда проходят в Лувре"
В Киеве на съемках "Хороших песен" Бабкина поругалась с Гором
Николай Мозговой отметил свое 35-летие
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги