В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Погуляли...

Играйте, только пойте!

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 2 Апреля, 2010 00:00
В столице состоялось ежегодное вручение премии «Киевская пектораль»
Юлия ПЯТЕЦКАЯ
На этот раз торжественная церемония проходила не в киевском Театре Франко, а в Театре оперетты, и не 27 марта, а 26-го. 27-го, в Международный день театра, франковцы отмечали у себя 90-летие, поэтому культурные события решили не совмещать.

ФРАНЦУЗСКИЙ «ФЕЛИКС» И УКРАИНСКОЕ «НОУ-ХАУ»

Через два года главной театральной премии страны исполняется 20 лет, и это, безусловно, своего рода веха. В обстоятельном пресс-релизе, посвященном предварительным итогам сезона, сообщалось, что на момент создания «Киевской пекторали» в мире существовал «единственный аналог премии - французский «Феликс». «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Чайка» и другие появились намного позже - после того, как почетный гость первой «Пекторали» Олег Ефремов подсмотрел киевское ноу-хау».

К сожалению, я не в курсе, кто такой «французский «Феликс», с какого времени, кому и за что его вручают, но к 1992 году, когда киевское отделение Союза театральных деятелей поразило широкую театральную общественность своим «ноу-хау», в мире насчитывалось множество театральных наград. Например, варшавский «Феликс», названный так в честь знаменитого мецената польского театра Феликса Ласского, французский «Мольер», мадридская муниципальная премия имени Лопе де Вега, учрежденная, к слову, в 1932 году, британская премия имени Лоуренса Оливье, американский «Тони», белградский BITEF и престижнейшая «Европа - театру», от которой со временем отпочковалась «Новая театральная реальность».

Российские «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Золотой софит», «Кумир» и прочие действительно появились позднее, но традиция ежегодно премировать служителей Мельпомены в разных номинациях существовала и до «Пекторали». В Эстонии, к примеру, эта традиция не прерывается с 1961 года по сей день, несмотря на то что многое с 1961 года по сей день в Эстонии изменилось. О каком украинском «ноу-хау» идет речь? И почему то, что когда-то подсмотрел у нас Олег Николаевич Ефремов, мы никак не можем подсмотреть у себя?

«Золотая маска» - не только главная национальная премия России, охватывающая всю страну, но и гигантский театральный фестиваль, интереснейший смотр сценических работ разных жанров и направлений. «Хрустальная Турандот» - авторитетная меценатская премия, о которой Украина может лишь мечтать в самых сладких грезах, а «Чайку» придумал шоумен Иван Демидов. Возможно, ему подсказал Олег Ефремов.

Кстати, «Чайка» - одна из немногих культурных акций неформального характера. Демидов со товарищи основал ее в противовес пафосным мероприятиям, и, по-моему, нашей «Пекторали», чья формальность с годами становится все более вызывающей и откровенной, давно уже пора подсмотреть это российское «ноу-хау», хотя бы на уровне номинаций.

Всевозможные достижения в области театрального искусства «Чайка» приветствует по 16 пунктам, среди которых: «Pret-a-porter» (лучшие костюмы сезона), «Синхронное плавание» (лучший коллектив спектакля), «Двойной удар» (наиболее удачное партнерство), «Убойная сила» (лучший театральный критик), «Злодей» (лучшая отрицательная роль), «Некоторые любят погорячее» (самая откровенная любовная сцена), «Роковой мужчина» и «Обольстительная женщина» (присуждается секс-символам), «Диагноз: актер» (для тех, кто не имеет непосредственного отношения к драматическому искусству или вернулся в театр после долгого перерыва) и так далее.

«ВЕДЬ МЫ ИГРАЕМ НЕ ИЗ ДЕНЕГ»

Если уж у нас не получается праздновать Международный день театра открытиями и событиями, то можно его просто отпраздновать - как какой-нибудь Новый год или день рождения. Ну чтобы скучно не было, тоскливо и обидно. Стоит изменить названия номинаций, и «Киевская пектораль» заблестит, как новенькая. И к ней потянутся люди. И лучшие представители творческой и нетворческой интеллигенции, а не выдающиеся деятели культуры вроде Анжелики Рудницкой начнут бороться за право вручать призы победителям. И в партере будут сидеть не 15 человек, из которых пятеро оживленно аплодируют, а столько, сколько обычно сидит, когда приезжает группа «Рамштайн» или Хабенский с Мироновым. И никто не убежит сразу же после официальной части, и пригласительные на «Пектораль» станут продавать за большие деньги преданные искусству спекулянты.

В этом году в номинацию «За лучшее исполнение мужской роли» попали лишь актерские работы второго плана. Победителем стал «франковец» Богдан Бенюк (Кочкарев, «Женитьба»). Раиса Недашковская вручила его награду наследнику — Богдану Бенюку-младшему

Фото УНИАН

Простые меры иногда приводят к неожиданным и глобальным переменам. И если в прошлом сезоне независимое украинское государство ввиду кризиса настолько урезало финансирование, что не выделило ни копейки на театральные постановки, то вполне резонно отметить «Пекторалью» некоторых официальных лиц и даже целые организации. Например, в номинации «Злодей». А учитывая постоянную стесненность госструктур в средствах, сброситься и тоже презентовать им «пекторальную» тыщу долларов.

Кроме того, не стоит так уж сильно уповать на то, что, дескать, наша премия «задумывалась профессионалами для профессионалов». «Профессионалами для профессионалов» задумывался когда-то канадский хоккей, а искусство служит другим богам и цели у него тоже другие. Пожалуй, наиболее удачно эти цели сформулировал Александр Сергеевич Пушкин: «Ведь мы играем не из денег, а только б вечность проводить».

Умением талантливо и содержательно проводить вечность в интересной компании великолепно владели великие мастера прошлого, многие владеют этим умением и сейчас. По списку лауреатов BITEF, начинающемуся с имени гениального режиссера, педагога и теоретика Ежи Гротовского, можно изучать историю мирового театра последних десятилетий. По спискам претендентов на «Киевскую пектораль» можно изучать национальный культурный упадок.

«КАК ШУТЯТ В ОДЕССЕ»

Как известно, для того чтобы определить победителя, в каждой из «пекторальных» номинаций необходимо заявить трех претендентов, и именно это условие остается основной проблемой. Ну не набирается почему-то тройки лидеров в трехмиллионном городе, где около 30 театров. В связи с этим отдельные номинации пришлось упразднить, а уцелевшие наполнить чем Бог послал.

Труден и суров был 2009 год от Рождества Христова для украинской культуры и экономики. Поэтому в номинацию «Лучший спектакль сезона» в нагрузку к замечательным «Мертвым душам» Игоря Славинского (Театр на Подоле) попали «Играем Чонкина» из Театра на Левом берегу и «Торчалов» из Молодого. В тех широтах, где вручают «Маску», «Чайку» и «Хрустальную Турандот», зрелища уровня «Чонкина» и «Торчалова» премируют какой-нибудь «Золотой малиной» или «Развесистой клюквой». Там, где присуждают премии Лоуренса Оливье, о «Торчалове», к счастью, никто не слышал. Все-таки в жесткой культурной изоляции есть и свои плюсы.

Хорошие ребята - Александр Кобзарь и Андрей Саминин, и старались они со своим «Чонкиным» как могли, и порезвились, и оторвались... «Пектораль» за «лучший спектакль» им, правда, не дали (ее получили «Мертвые души»), но дали за «лучший дебют». Вообще-то, за последние несколько лет лучшим дебютом, на мой взгляд, следует признать спектакль нового министра культуры Михаила Кулиняка «Бесы», который он разыграл у себя в кабинете. Но, во-первых, «Пектораль» всегда подводит итоги за минувший год, а во-вторых, опектораливать министров у нас вроде бы непринято.

Любая серьезная премия - это тщательная селекция, поиск и движение, а не официальная раздача слонов. Почетная награда должна отражать уровень, определять ориентиры и задавать вектор профессионального развития. С селекцией и поиском у нас по-прежнему как-то не очень, зато с ориентирами и вектором все, в принципе, понятно. Поэтому остается пожелать всем профессионалам украинской сцены того же, чего пожелал когда-то Жилец в рассказе Михаила Жванецкого «Как шутят в Одессе»: «Играйте, только пойте!».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось