Страдавшему лейкозом Никите МИХАЙЛОВСКОМУ врачи поставили диагноз — ангина и долго лечили антибиотиками. В результате потеряли драгоценное время, в течение которого его можно было спасти
Спустя 10 лет Никите поставили страшный диагноз — лейкоз. Деньги на его лечение давали не только друзья и родственники актера, но и Фонд Гостелерадио, Борис Ельцин, Гарри Каспаров, русские эмигранты Лондона, где Михайловский лечился, и даже Маргарет Тэтчер. Катя вспоминает, что Никита до последнего верил, что выздоровеет. «Ничего, — говорил он, — мой Ромка выжил, и со мной все будет хорошо». Увы, уцелел герой Михайловского в фильме — в повести Галины Щербаковой он погиб... Узнав, что муж угасает, Катя начала его рисовать — день за днем она фиксировала, как из него уходит жизнь. «Его лицо менялось на глазах, — вспоминала она впоследствии, — на нем отражались годы, которые ему не суждено было прожить. Он очень изменился — стал жестче и правдивее». Незадолго до смерти Никита с Катей обвенчался...
ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ КАТИ В ФИЛЬМЕ «ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ...» АКТРИСА ТАТЬЯНА АКСЮТА: «СЛОВА О СМЕРТИ, КОТОРЫЕ ГЕРОЙ НИКИТЫ ПРОИЗНОСИТ В ФИЛЬМЕ, ДЛЯ НЕГО САМОГО СТАЛИ ПРОРОЧЕСКИМИ»
![]() |
| Татьяна Аксюта: «В Никите было что-то необычное, неуловимо питерское» |
— На роль Кати меня утвердили практически сразу, а вот партнера мне никак не могли найти, — вспоминает Татьяна Владимировна, — и тот актер не подходит, и этот. Приближается первый съемочный день, а Ромки все нет. О том, что в Ленинграде живет подходящий мальчик, снявшийся уже в нескольких картинах, вспомнила ассистент по актерам. Никиту тут же вызвали на пробы и почти сразу же утвердили. Он был намного младше меня: я в то время уже окончила театральный институт, работала в Центральном детском театре (сейчас он называется Российский академический молодежный театр — РАМТ), а Михайловский учился в девятом классе.
— Вам трудно было работать с непрофессиональным актером?
— Кто непрофессиональный — Никита? На съемочной площадке он впервые оказался в семь лет, поэтому чувствовал себя там как рыба в воде, был очень органичен — ему ничего не нужно было преодолевать. Для меня же это был первый серьезный опыт, из-за чего я очень волновалась. К тому же, как театральной актрисе, мне было сложно приноровиться к киношной специфике: на сцене нужно форсировать свои эмоции, чтобы тебя было видно и слышно не только в первом, но и в последнем ряду, а в кино, где происходящее максимально приближено к зрителям, наоборот, нужно их сдерживать.
Единственное, чего не смог сделать Никита, — это озвучить свою роль: за него в картине говорит замечательный актер Александр Соловьев (зрители помнят его по роли Красавчика в фильме «Зеленый фургон»), который тоже рано и трагически ушел из жизни.
Работали над картиной несколько месяцев — начали в феврале, окончили в конце лета 1980 года. Несмотря на разницу в возрасте, мы с Никитой очень быстро стали друзьями. Да мы все там сдружились. Дело в том, что киносъемки — процесс очень длинный и скучный: пока развернут технику, установят свет, все подключат, уходит очень много времени.
Наш актерский коллектив условно делился на две части — «взрослые» и «дети». По возрасту я вроде была взрослой, но общалась больше с «детьми» — роли одноклассников Кати и Ромки играли старшеклассники московских школ и студенты театральных вызов. Мне наша компания очень нравилась, потому что среди ребят я чувствовала себя более свободной, чем в среде взрослых актеров.
Взрослых всегда старались отснять первыми, чтобы они не томились в ожидании, а мы тем временем слонялись на площадке и в ее окрестностях без дела. Иногда о нас совсем забывали, и мы, будучи предоставленными сами себе, придумывали интересные занятия. Кстати, мой знаменитый венок из листьев, который все запомнили, появился именно так — от скуки. Мы бегали по Останкинскому парку, дурачились, плели такие венки. Когда нас наконец-то позвали на площадку, я хотела снять его и выбросить, но оператор увидел и попросил: «Оставь — это то, что нужно!».
![]() |
| С Татьяной Аксютой, «Вам и не снилось...», 1980 год. «Никиту почти сразу же утвердили, он был намного младше меня: я в то время уже окончила театральный, а Михайловский учился в девятом классе» |
— После фильма вы встречались?
— Актеры редко продолжают поддерживать отношения, сложившиеся на съемочной площадке. Я бы даже не узнала, что Никита выбрал актерскую профессию и учится в ЛГИТМиКе, если бы однажды, приехав в Москву, он не позвонил и не спросил: «Можно я заеду в гости?». Мы с ним тогда долго разговаривали, но потом он уехал и снова пропал.
В Никите было что-то необычное, что-то неуловимо питерское. Жители этого города вообще отличаются от всех, в том числе и от москвичей, даже внешне: они более серьезные и спокойные, чем мы. Во время зимних съемок Никита ходил в дубленке и шапке, и как-то я заметила, что в этой одежде он очень похож на Татьяну Пельтцер: такой же сухонький, подтянутый, энергичный. Я ему даже сказала: «Никита, ну ты прямо как Татьяна Ивановна!». За мной это доброе прозвище подхватила вся наша съемочная группа. Никита не обижался — по-моему, сравнение с таким талантливым человеком, как Татьяна Пельтцер, ему льстило.
— Как вы думаете, почему «Вам и не снилось...» получился фильмом на все времена?
— Успех или неуспех фильма предсказать практически невозможно. Он зависит от многих людей, и не только от режиссера и актеров, но и от ассистентов, монтажеров, оператора, композитора. В фильме звучит замечательная музыка Алексея Рыбникова, там прекрасная операторская работа Гасана Тутунова. Могу только сказать, что цели — снять что-то «на века» — никто перед собой не ставил. Возможно, это прозвучит странно, но никто из нас к этой работе серьезно не относился — снимаем и снимаем.
Мы в буквальном смысле слова жили в декорациях фильма, у меня было такое чувство, что квартира, в которой жила Катя, — мой дом. В основном они были выстроены в павильонах Киностудии имени Горького, но несколько эпизодов снимали в настоящих домах. Так, петербургскую квартиру, в которой жил Ромка у бабушки, нашли в одном из старых московских домов с высокими потолками.
— Кто в отличие от повести сохранил в фильме жизнь Ромке?
— Кинематографическое начальство, и это, кстати, не единственное изменение, внесенное сверху. Изначально повесть Галины Щербаковой, по которой впоследствии сняли картину, называлась «Роман и Юлька», но, решив напечатать ее в журнале «Юность», его редактор Борис Полевой дал ей другое название — «Вам и не снилось...». Не понравилось оно и худсовету, принимавшему картину. «Роман и Юлька»? — презрительно переспрашивали Щербакову, — это что же, «Ромео и Джульетта»? Вы что же, Шекспиром себя считаете?! Скромнее надо быть!».
![]() |
| С Верой Глаголевой в мелодраме «Зонтик для новобрачных», 1986 год |
В общем, переименовали Юльку в Катю. Пришлось авторам фильма переделывать и финальную сцену: в повести Ромка от отчаяния прыгал из окна и погибал. Но, узнав об этом, кинематографическое начальство разозлилось. «Вы порочите советскую действительность, — говорили чиновники писательнице, — в нашей благополучной стране нет и не может быть детского суицида». В начале 80-х годов финал у такой картины должен быть оптимистичным и жизнеутверждающим. К тому же педагоги, с которыми советовались киношники, опасались, что это станет опасным прецедентом и дети, встречая препятствия на пути к своей любви, начнут массово кончать жизнь самоубийством.
На съемках «Вам и не снилось...» нашей первой совместной сценой стал эпизод в кафе. «Ты думаешь, я маленькая, трусиха? Мне иногда кажется, что я смогу вынести все. Даже умереть, если нужно», — говорила Катя. «Тебе не нужно, — отвечал Ромка, — для такого случая есть я. Я же мужик все-таки». Для Никиты эти слова оказались пророческими...
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ ИРИНА КАВЕРЗИНА: «Я НИКОГДА НЕ ПРЕТЕНДОВАЛА НА ТО, ЧТОБЫ ЗАМЕНИТЬ НИКИТЕ МАТЬ»
Художник по костюмам киностудии «Ленфильм» Ирина Каверзина формально приходилась Никите мачехой, а на самом деле была добрым другом, она до сих пор вспоминает о своем пасынке с любовью и теплотой.
— Ирина Юрьевна, у вашего пасынка были не только мать с отцом, но и мачеха с отчимом — не каждому удается обзавестись таким количеством родственников.
— Особенно забавно это выглядело на первой свадьбе Никиты, когда оказалось, что у него очень много родителей. Я давно знала, что есть такой мальчик: еще будучи ребенком, Михайловский много снимался, и я часто встречала его на «Ленфильме». Познакомились же мы с ним по-настоящему, когда я вышла замуж за его отчима. У нас с Никитой сложностей не было — возможно, потому, что я никогда не претендовала на то, чтобы заменить Никите мать, он был уже достаточно взрослым, самостоятельным мальчиком, поэтому я старалась ему не навязываться. Между нами как-то сразу сложились дружеские отношения: Никита часто к нам приезжал, мы подолгу беседовали, он очень любил нашего с Виктором сына, они считали друг друга братьями, хотя кровного родства между ними не было.
![]() |
| С Ритой Сергеечевой в картине «Дети как дети», 1978 год |
![]() |
| Мачеха Никиты Ирина Каверзина: «Между нами сразу сложились добрые отношения» |
А вот с отчимом у него возникали серьезные конфликты. Мама Никиты Алевтина Ивановна вышла замуж за известного питерского режиссера Виктора Сергеева, когда мальчику было всего два с половиной года, и с тех пор сын отца не видел. Виктор его вырастил и очень много для него сделал, до 15 лет Никита не знал, что Сергеев — его отчим. Потом ему об этом рассказала мама, и отношения этих двух близких людей совершенно разладились.
Мальчика можно понять: он был уверен, что у него есть семья, а оказалось, что он жил с чужим — так он тогда думал — человеком. Результатом стало отчаяние и разочарование в людях, в отношениях — ему казалось, что жизнь рухнула. Когда Никите исполнилось 16, не стало его мамы. Впоследствии, несмотря на два брака и множество друзей, он постоянно чувствовал себя одиноким, потому что те, кого он любил, оставляли его: сначала ушел отец, потом умерла мать.
— Как отчим реагировал на изменившееся отношение к нему пасынка?
— Несмотря на все свои переживания, Никита не позволил себе ожесточиться и озлобиться, а Виктор считал его своим сыном, очень любил и во всем поддерживал: давал деньги, помогал решать возникающие в институте проблемы. После фильма «Вам и не снилось...» у Михайловского случались приступы звездной болезни, под воздействием которой он мог неадекватно себя повести: нарушал дисциплину, не слушал преподавателей, отказывался выходить в массовке в студенческих спектаклях — считал, что это ниже его достоинства.
Помню, у нас с ним был очень серьезный разговор на эту тему. Никогда нельзя было предсказать, как он воспримет замечание в свой адрес, но агрессии Никита никогда не проявлял — он всегда был доброжелателен к людям. Тем не менее пару раз над ним нависала реальная угроза отчисления. Виктор Анатольевич, который к тому времени стал уже директором «Ленфильма», гасил эти конфликты.
— В первый раз Никита женился в 20 лет — куда он так торопился?
— Настя — девушка яркая (по словам Никиты, когда он впервые увидел ее, то просто потерял сознание от чувств), они были очень увлечены друг другом. К тому же он, несмотря на юный возраст, очень хотел детей. Правда, вместе прожили недолго. У Насти характер сложный, да и Никита по молодости покладистостью не отличался. Они не собирались уступать друг другу, каждый хотел, чтобы последнее слово осталось за ним, — довольно тривиальная жизненная ситуация.
![]() |
| С Дмитрием Харатьяном в фильме «Эсперанса», 1988 год |
Через несколько лет после развода на съемках советско-испанской картины «Эсперанса», которую снимал отчим Никиты, он познакомился со своей второй женой Катей — он там играл, а она была ассистенткой художника по костюмам. За их романом наблюдала вся группа, а когда съемки закончились, Никита сделал ей предложение. Катя — человек со спокойным, уживчивым характером, да и Никита с возрастом был более склонен к компромиссам (у него была дочь, которую он очень любил, и опыт предыдущего брака), поэтому все у них сложилось по-другому. К сожалению, совместная жизнь с Катей тоже была недолгой — Никита заболел. Жена год провела с ним в Лондоне, делала для него все, что могла, но тщетно — вылечить Никиту не удалось.
![]() |
| С Николаем Караченцовым в картине «Мисс миллионерша», 1988 год |
— Как он узнал о страшном диагнозе?
— Поначалу все симптомы указывали на то, что у Никиты ангина — высокая температура, воспаленное горло. Так решила и участковый врач и назначила ему курс антибиотиков, но время шло, а они не помогали. И только когда у Никиты начали опухать лимфатические узлы, врачи спохватились, сделали более подробные анализы и диагностировали лейкоз. Возможно, поставь они диагноз раньше, Никиту можно было бы спасти, а так упустили драгоценное время.
— Михайловского спасали всем миром, но ведь и он в последние годы жизни много занимался благотворительностью...
— Да Никита мог раздать все, что имел, — такой у него был характер. Когда он учился в институте, в его питерской квартире жило огромное количество народа. У него было много талантов, мне кажется, если бы он не ушел так рано, они проявились бы в полной мере: увлекался музыкой — пел и играл в рок-группе, хорошо рисовал, писал детские книги... В последний год жизни, в больнице, сочинил много сказок — непростых, но очень интересных. Кстати, его дочь Соня унаследовала от отца литературные способности — иногда у нее получаются талантливые вещи. Еще Никиту отличала непрактичность, он всегда существовал будто над бытом. Был бескорыстным, солнечным и светлым человеком, а такие качества привлекают людей. Неудивительно, что на его беду откликнулись.
— Помните, когда вы виделись с Никитой в последний раз?
— Накануне нового, 1991 года, когда они с Катей прилетели в Ленинград из Лондона. Он был уже очень слаб, да и поездка далась ему нелегко, но они с Катей сразу же поехали за Сонечкой, которая жила у бабушки Тани — тещи Никиты, которая ее и вырастила. Отец очень хотел как можно больше времени провести с дочерью — он был очень трогательным и трепетным папой, всегда находил время, чтобы погулять и поиграть с ней. Сейчас я понимаю, что он приезжал прощаться. 8 апреля Никите исполнилось 27 лет, а через две недели его не стало.
![]() |
| Ранний брак с Анастасией Михайловской — ныне известным модельером, актрисой и радиоведущей — был недолгим |
— О существовании своего внебрачного сына Сергея Михайловский так и не узнал?
— О Сереже мы узнали уже после смерти Никиты. Помню, как в нашей семье неожиданно появился совершенно растерянный, ошарашенный мальчик. Мать вырастила Сережу, не сказав, кто его отец, и, как когда-то Никита, он очень переживал происходящее.
История его появления на свет довольно традиционна для творческой среды. Никита был невероятным тусовщиком, в одиночестве он, по-моему, вообще никогда не оставался, в какой-то театральной студенческой компании он и познакомился с девушкой, которая потом родила от него сына.
Все мы приняли Сережу очень тепло и хорошо. Соня, хоть и росла при папе, находится почти в таком же положении — когда Никиты не стало, ей было неполных пять лет, память об отце она хранит не на уровне фактов, а, скорее, на уровне ощущений. И внешне, и по характеру она похожа на отца, которого очень любила, а Сергей вообще копия Никиты.
![]() |
| В лондонской клинике со второй женой художником-графиком Екатериной. 27-летний Никита Михайловский умер от лейкоза в Лондоне 21 апреля 1991 года |










Страдавшему лейкозом Никите МИХАЙЛОВСКОМУ врачи поставили диагноз — ангина и долго лечили антибиотиками. В результате потеряли драгоценное время, в течение которого его можно было спасти
Первая жена Евгению ВЕСНИКУ изменила, а вторая писала на него доносы в компетентные органы
Генерал-майор СБУ Александр НЕЗДОЛЯ: «Наверное, Щербицкий каялся, что в Киеве первомайскую демонстрацию провел, что внука вывел, когда радиационный фон допустимую норму в сотни раз превышал, но Москва же твердила: «Без паники!». Думаю, Чернобыль последней каплей стал — Владимир Васильевич не выдержал краха идеи, которой посвятил всю жизнь. Не мог больше смотреть, как на его глазах перестройка превращается в вакханалию, захлестывающую его Родину, на благо которой трудился. Это было самоубийство: теперь, когда время залечило раны, люди должны узнать правду»
Евгений КОШЕВОЙ: «Наша мафия бессмертна!»
Не верь, не бойся, не проси
Роман ВИКТЮК: «Дима, вы стали странником, который идет от одного человека к другому и одной цепочкой соединяет всех. Вы блуждаете, как Моисей. Вы слушаете и спрашиваете. Их так много — тех, кому смотрите вы в глаза... Вы любите людей — и это секрет вашего успеха. Вы библейски здоровы и красивы. Вы предназначены для того, чтобы идти вперед и вести за собой. К своей мечте — о том мире, где даже лев кроток и разрешит маленькой пташке посидеть у него на носу»
Иван ГАВРИЛЮК: «Если придут, буду стрелять: оружие есть, и кстати, легальное»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги