Народный артист Украины Вадим ПИСАРЕВ: "Я работал в труппе, где только пятеро артистов были нормальными мужчинами. Остальные - гомосексуалисты"
"ЧТО Я ЗАПОМНИЛ ИЗ УЧИЛИЩА? ГОЛОД!"
- Вадим, вы выросли в обычном донецком дворе. За окном бурлила нормальная жизнь, мальчишки били футбольными мячами стекла, а вы разучивали скучные гаммы. Не возникало ли у вас комплексов перед земными вашими товарищами?
- Мне, безусловно, хотелось поиграть в футбол и посмотреть "Ну погоди!" в 10 утра в воскресенье. Но именно в это ленивое время ко мне приходил учитель музыки. Родители очень надеялись, что из меня получится хороший музыкант, и зорко следили за моими успехами. Но сработал дух противоречия - музыку я забросил. Зато вслед за старшей сестрой увлекся народными танцами...
-...И с интересом смотрели телевизионные балетные спектакли? Их тогда много показывали по нашим черно-белым телевизорам...
- Нет, балет категорически не понимал и не принимал. Ну что это такое - мужчины в обтягивающих трико?! Теперь-то я понимаю, что балет по телевизору вообще смотреть недопустимо.
![]() |
- И все-таки в 10 лет вы уехали поступать в Киевское хореографическое училище - учиться "на артиста балета".
- Да, я мог бы стать шахтером, как отец, как те мальчишки, с которыми прошло мое детство. Мне шахтерский образ - в спецовке, в каске, с черной подводкой под глазами - казался очень мужественным. Но вот что мне отец привил (он был когда-то боксером и тренером по боксу), так это волю к победе. Я получал истинное наслаждение, когда преодолевал себя, перепрыгивал какую-то планку. Отец и в шахматы научил меня играть. Мы разбирали с ним самые сложные комбинации. Он заставлял меня думать и не опускать руки. Я переживал не только за свои победы и поражения, но и за чужие. Помню, матч на кубок СССР "Шахтер" - "Динамо" (Тбилиси). "Шахтер" проиграл тогда 2:0. Это была настоящая трагедия. Я безутешно плакал прямо на трибуне рядом с отцом... Отец погиб в 81-м.
- Что вам чаще всего вспоминается из училищной жизни?
- Голод.
- Это в середине 70-х-то?
- Мы ложились спать в 10 вечера, а ужин заканчивался в семь. Растущий организм никак не хотел мириться с таким долгим "постом". Так что приходилось делать хлебные запасы у себя в тумбочках. Помню, отец ко мне приехал через два месяца, взял меня прогуляться в парк. А я схватился за рукав его пиджака, повис на нем и плачу! Мне было очень тяжело первое время. Потом привык, с ребятами подружился.
- Неужели была идиллия: прилежные мальчики разучивали балетные па и даже не ссорились?
- Ну почему же? И мальчики не такие уж прилежные, и драки были. Мы с Колей Михеевым еще как дрались - а сейчас он солист Украинской национальной оперы, и мы прекрасно общаемся. Вы знаете, мы получили обалденное образование, не то что сейчас. Честное слово, я этим образованием просто горжусь.
- Наверное, в Национальной опере сегодня очень досадуют на то, что в афишах спектаклей не стоит имя Вадима Писарева.
- Да, с киевским театром что-то у нас не складывается. Мне предлагали возглавить и балетную труппу, и оперную. Но быть художественным руководителю сегодня мало. Нужно не только отвечать за наполнение репертуара, но и решать сугубо хозяйственные вопросы: находить средства для новых постановок, создавать условия для работы артистов, добиваться для них достойной зарплаты, выбивать жилье. Наша балетная школа настолько сильная, что любой театр мира с радостью примет украинского артиста в свою труппу. Нам же нужно научиться беречь свое богатство, а не раздаривать его Европе и Америке.
"ХОЧУ ЛИ Я, ЧТОБЫ ДОЧЬ СТАЛА БАЛЕРИНОЙ? НЕ ЗНАЮ"
- Вот сейчас слышно, как в соседнем зале идет урок: ученики балетной школы оттачивают пластику. Не сомневаюсь, что через несколько лет кто-то из них приедет в родной Донецк уже заморским гостем...
- Да, сегодня в Америке работают 173 выпускника нашей школы. Половина из них - ведущие солисты театров Оклахомы, Нью-Йорка, Далласа. Там у них контракты, прекрасные условия... Даже если бы они и захотели вернуться, куда, на какую зарплату?
- Так, может быть, нам не нужно столько артистов балета?
- Предлагаете сидеть сложа руки, пока украинский балет объявят важнейшим из искусств? А если дело затянется на десятилетия? В моей школе учатся дети, у которых нет денег, но есть талант, и потому мы их стараемся поддерживать как можем. Донецкая балетная школа прежде всего нуждается в здании, чтобы в нем могли жить ребята из глубинки. Но те люди, с которыми велись переговоры, сегодня не у власти, поэтому приходится все начинать сначала. А школа работает, причем в помещении театра, и это тоже очень ценно: дети проходят в класс мимо сцены, где репетируют профессиональные артисты, они впитывают атмосферу театра и каждый день становятся свидетелями чего-то необычного.
- Когда я поджидала вас в балетном классе, мне вдруг показалось, что передо мной проходят архивные видеокадры - будто юный Вадим Писарев разминается у станка. Ваш сын похож на вас только внешне?
- Да нет, не только. Взять хотя бы его отношение к балету. Ведь поначалу Андрей и слышать об этом не хотел. Только борьба и всякие мальчишеские виды спорта. Но я же видел, что он способный парень, что у него получится. Сначала немножко настоял, а потом, когда в танце начались сложные трюки, где требовалась ловкость, смелость, сын и сам загорелся балетом.
Главное теперь, чтобы хватило силы воли. Без этого в нашем деле ничего не добьешься. Кстати, поблажек ему никаких. В работе Писарев-старший и Писарев-младший - это учитель и ученик. Только так! И как учитель могу сказать: из него будет толк. Уже есть. Андрей получил приглашение на 10-й Международный конкурс в Москву - один из самых престижных в мире (а я участвовал в пятом, 20 лет назад, представляете?). На его счету уже Гран-при на конкурсе в Нью-Йорке, серебряная медаль в Лозанне. Недавно он станцевал ведущую партию в балете "Щелкунчик". В общем, он достойный солист нашей труппы.
- А что вы чувствуете, когда смотрите из-за кулис, как танцует сын?
- Я очень требовательный как отец и как педагог. Сегодня молодежь такая... свободная, и жизнь вокруг бурлит. Наше же искусство требует огромной дисциплины, а он то и дело отвлекается - сверстники, интернет, SMS-ки. Наша работа не позволяет расслабляться.
- Я знаю, что когда вы танцуете в паре с народной артисткой Украины Инной Дорофеевой, вашей женой и неизменной партнершей по сцене, за вами из-за кулис наблюдает самый главный зритель - пятилетняя Александра Писарева. Вижу, у вас глаза засветились! Тут уж не ошибешься: эта девочка занимает главное место в вашей жизни...
- Знаете, благодаря ей я по-настоящему ощутил отцовство. К Андрею были другие чувства - ответственность, любопытство: как пошел, когда заговорил. А Саша... Она заполнила весь мир, и я на все, абсолютно на все смотрю теперь ее глазами. Если я и пытаюсь этот мир усовершенствовать, то ради нее.
Мы всегда берем ее с собой во все поездки и на гастроли, чего бы нам это ни стоило. Ей еще и года не было, а она уже четыре раза через океан перелетала. Сашка и в работе нам очень помогает, честное слово! Она помогает выразить какие-то чувства на сцене, когда хочется поделиться счастьем с целым залом. Однажды я был настолько переполнен чувствами, что на поклон вышел вместе с ней. Я вынес ее на сцену, и зал взорвался аплодисментами. Это было в Америке.
- Правда, что ваша дочь - гражданка США?
- Да, она родилась в Америке. Трудно, конечно, поверить, но мы ничего специально не рассчитывали. Я был занят в спектакле "Дон Кихот", а Инна не хотела в Донецке оставаться одна. В это время Саша как раз и появилась на свет. Вы знаете, она хоть и маленькая, но уже сегодня очевидно, что растет человеком искусства. Рисует, вышивает, неравнодушна к музыке, любит танцевать. Мы стараемся все ее таланты поддерживать.
- Вы хотите видеть ее в будущем на профессиональной балетной сцене?
- Не знаю. Жизнь балерины еще тяжелее, чем жизнь танцовщика. Эта фанатичная преданность, это бесконечное "нельзя", а потом пенсия в самом расцвете сил. В балете нужно обладать огромным здоровьем. Сегодня у артиста балета невероятная нагрузка.
В Европе, в Америке танцовщики уходят со сцены в 32 года. 30-летняя американка Дженнифер Гелфанд, к примеру, в перерывах между репетициями подрабатывала агентом в солидной риэлторской компании, чтобы в руках была еще одна профессия. А для Мариса Лиепы расставание со сценой оказалось настолько болезненным, что не выдержало сердце. Он умер совсем молодым.
"ГОМОСЕКСУАЛИЗМ - ГРЕХ ОДИН ИЗ САМЫХ СТРАШНЫХ, И КАРА ЗА НЕГО - СПИД"
- В балете не так уж много громких имен. Тем больше вероятность ревности друг к другу.
- Ревность - понятное, объяснимое чувство. "Я хочу быть самым-самым, а ты, оказывается, танцуешь не хуже, а лучше меня. Ничего, я перепрыгну, я докажу". Ревность - это стимул. А вот зависть... Зависть - это качество, к профессии отношения не имеющее. Это свойство души, которое делает человека несчастным, кем бы он ни был: артистом, политиком, бухгалтером. Я, к счастью, завистью не страдаю и стараюсь не думать о тех, кто завидует мне. Наш труд настолько тяжел...
- Известная украинская балерина Татьяна Таякина сказала как-то, что не смогла бы танцевать с партнером, который любуется своей тенью на "заднике" сцены. Но как же артисту балета без самолюбования?
- Она имела в виду, наверное, тот случай, когда артист не роль доносит до зрителя, а с удовольствием демонстрирует себя на сцене и его глаза украдкой следят лишь за собственным отражением. Партнеры должны чувствовать друг друга, растворяться в музыке. Такие пары, как Валерий Ковтун - Татьяна Таякина, Владимир Васильев - Екатерина Максимова, Сергей Лукин - Людмила Сморгачева...
- Вадим Писарев - Инна Дорофеева...
-...эти пары жили на сцене в унисон. Это тот случай, когда партнеры чувствуют друг друга пальчиками.
- Вы считаете балет эротичным искусством?
- Да. В хорошем смысле да. Что может быть эротичнее и гармоничнее красоты человеческого тела, которое сливается с прекрасной музыкой?
- Артистам балета приписывают еще одну особенность... Я имею в виду гомосексуальность. Помните скандал, связанный с именем знаменитого Валерия Ковтуна? Его обвинили чуть ли не в растлении юных танцоров...
- Я уважаю этого человека и дорожу памятью о нем. Он очень порядочный и талантливый. А что касается попыток опорочить его имя... Скорее всего, это было вызвано борьбой за кресло главного балетмейстера Киевского театра оперы и балета.
- Вы не отвергаете возможности общения с коллегами нетрадиционной сексуальной ориентации?
- Конечно, нет. У меня есть друзья среди них. Это зачастую и прекрасные артисты. Я работал в одной зарубежной труппе, где только пятеро артистов были нормальными мужчинами, кстати, все они наши соотечественники. Остальные - гомосексуалисты. Знаете, какие страсти кипят между ними? Огромная любовь на всю жизнь, ревность невероятная.
Понимаете, артисты балета фактически всю жизнь проводят в балетном зале, в обществе своих партнеров по сцене, на другую жизнь у них зачастую просто не остается времени. Я не осуждаю их, но и не понимаю тоже. Для них расставание со сценой, старость, одиночество - это трагедия, ведь у этих людей не бывает семьи.
Я за то, чтобы человечество развивалось нормально, чтобы от союзов любящих людей рождались дети. В последнее время к гомосексуализму общество относится лояльнее. Но ведь этот грех один из самых страшных, и кара божья за него - СПИД. Мне кажется, мир сейчас вообще запутался - как жить? Меня пугает это все, пугает безразличие и отстраненность. Пугает борьба за власть. То, что из-за денег люди теряют головы. Это все такая суета... Вот спектакль "Жизель", который дает пример покаяния, жил 200 лет и еще столько же будет поражать зрителей.
"Я ЛЮБЛЮ САЛО С ЧЕРНЫМ ХЛЕБОМ"
- Опустимся на землю. Вы, наверное, вращались в высоких кругах, бывали в самых фешенебельных ресторанах. Но, говорят, вы любите обычное украинское сало...
-... да, с черным хлебом.
- А что, как правило, на ужин у Писаревых? Не устаете от постоянного "нельзя"?
- В ежовые рукавицы танцовщикам приходится брать себя с детства. Так что это вошло уже в привычку. Но застолья мы любим, как и гостей. Инна с удовольствием готовит (правда, сама почти не ест), кухня для нее - разновидность искусства. И еще мы заядлые грибники - сушеные грибы дома не переводятся.
- Вы могли бы выбрать для жизни любую страну мира. Вам не надоел Донецк?
- Нет, нет! Мы всегда с удовольствием возвращаемся. Бывает, конечно, если долго засидишься на месте, то тянет уже куда-то поехать. Но через месяц обязательно домой. А вообще, у нас всегда два чемодана в полусобранном состоянии: утюги, кипятильники, как и у каждого артиста. А мы ведь еще семьей разъезжаем, значит, нужно брать с собой все, что необходимо для обустроенной семейной жизни.
Я люблю уют. Очень люблю свой дом, о котором давно мечтал: цветущий сад, кресло-качалка, дымящаяся сигара. Курить-то я, конечно, не курю, но картинка красивая. А главное, чтобы все родные были рядом.
- Да вы романтик! А вам необходимо одиночество - хоть иногда?
- Нет, одиночества я боюсь, даже спокойного, безмятежного, недолгого.
"РОЛЬ СВАДЕБНОГО ГЕНЕРАЛА МНЕ НРАВИТСЯ"
- Вадим Писарев - гордость Донецка. А гордиться можно по-разному. Можно с трепетом поджидать кумира у проходной театра, чтобы только увидеть! А можно, к примеру, приглашать (как раньше космонавтов) на всевозможные светские тусовки, чтобы потом сказать: я с самим Писаревым за столом сидел. Часто ли вам приходится оказываться в роли свадебного генерала?
- Да, приглашают очень часто. И мне это нравится. Театральная жизнь, по большому счету, замкнута. А я люблю людей, мне необходимо общение. Каждый человек - это целый мир.
- Какие имена в балете для вас особенно значимы?
- Владимир Васильев, Марис Лиепа, Леонид Лавровский, Юрий Владимиров. Я равнялся на этих людей. Из зарубежных танцовщиков - Михаил Барышников. Я сторонник русской школы в балете.
- Вы самая близкая - территориально - к Киеву звезда мирового балета. Вас часто приглашают на столичную сцену?
- Не так, как хотелось бы. Получается почему-то чем ближе, тем дальше. Мы чаще выступаем за границей, нежели в столице.
- Сегодня к новостям из Донецка кто-то прислушивается с любопытством, кто-то со злорадством...
- Меня это задевает. Но недавно я побывал в Киеве. Встречался с директором Софийского собора, с режиссером Сергеем Осипчуком, с другими представителями искусства. Мы все вместе объединились и проводим серию летних духовных вечеров на площади перед собором Софии Киевской. Мы все украинцы. Это не высокие слова.
- Вас не обижает, что балет понимают далеко не все? Искренне хотят понять, но не получается.
- Обижает. Но я понимаю, что живу в эпоху перемен... Ну, допустим, спрячу я в шкаф пуанты, то же самое сделают мои коллеги, и пойдем кто куда - торговать, заседать, учиться из воздуха деньги делать. А потом через пару десятков лет придет с Запада к нам мода на балет снова. Запестрят театральные афиши иностранными именами, пририсуют к ценам на билеты еще несколько "нулей", начнут остывшее к тому времени, заброшенное здание Донецкого театра оперы и балета срочно приводить в порядок... Нет, как представлю, становится не по себе. Любое дело нужно поддерживать, как огонь.
- И все-таки как научиться или научить понимать балет?
- Его не нужно учиться понимать. Достаточно настроиться на праздник. Приподняться над суетой, надеть лучший костюм, сесть в зале, забыв о проблемах, как забывают, когда погружаются в интересную книгу, и посмотреть спектакль. Один раз, второй... Чтобы захотелось вдруг узнать: а кто композитор, что в либретто, чьи декорации? Балет ведь прежде всего зрелище. Прекрасное зрелище. История, разыгранная с помощью языка пластики и танца. И вы ее проживаете вместе со всем залом, примеряете на себя и забываете, что вы в театре. А с интересом придет и понимание. Вы знаете, как много сегодня в зрительном зале молодых лиц?
- Дань моде, может быть?
- Не думаю. Наверное, им просто надоело сидеть у "ящика". Появилась потребность в прекрасном. Это, если хотите, новый виток в истории, когда молодежь снова интересуется искусством. И что бы ни происходило за стенами театра, какие бы политические лозунги ни были в моде, наша задача остается прежней, как и 20 лет назад, когда я начинал работать в театре: сохранить классику. Не только потому, что это очень важно для самого балета, но и потому, что человечеству просто необходимы классика, чистота, гармония.


Николай ОЛЯЛИН: "Месяца два назад у меня снова остановилось сердце. Рассказывал врачу анекдот, как вдруг на полуслове мой голос прервался и я упал прямо ему на руки"
Евгения Мирошниченко: "Бульвар Гордона" меняется и остается собой, как растущее дерево"
Лакруа шьет свадебное платье для Агилеры
У Жанны Фриске роман с Владом Топаловым?
Марина Хлебникова купила конюшню
Караченцов обвенчался на 30-летие свадьбы
Хью Грант устроил показательный секс
Папа Римский Бенедикт XVI благословил киевский хор "Щедрик" українською мовою
Диана погибла беременной
Мария Шукшина родила близнецов
Ушли из жизни Михаил Евдокимов и Валентин Никулин
Свиридова выбивает мужу прописку
Мы выпадаем из человечества
Народный артист Украины Вадим ПИСАРЕВ: "Я работал в труппе, где только пятеро артистов были нормальными мужчинами. Остальные - гомосексуалисты"
"Золотой граммофон" заставил Руссо сражаться с насекомыми, а Илью Лагутенко - с поклонниками
На "Новой волне" Басков, Повалий и Варум болели "за наших"
Грузинский ансамбль "ОРЭРА": "Когда мы приводили девочек к себе в номера, Нани Брегвадзе всегда отвлекала горничных"
Бессилие разочарования
Тина КАРОЛЬ: "Пугачева сказала: "Девочка, рви всех!"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги