Когда председатель КГБ СССР Чебриков позвонил Пугачевой с предложением выступить в Чернобыле, певица отреагировала в своем стиле: «Вы что, не нашли другого способа меня уничтожить?»
«ТАКОГО ЗАБИТОГО ЗАЛА, КАК НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОМ КОНЦЕРТЕ ЛЕОНТЬЕВА, Я В ЖИЗНИ НЕ ВИДЕЛА!»
- Культурная программа в Чернобыле началась сразу после аварии: там выступал и Ансамбль песни и пляски Киевского военного округа, и Игорь Крикунов с театром «Романс», и Александр Злотник от Музыкального фонда композиторов, - рассказывает Наталья АБРАМОВА, работавшая завотделом советской песни и развлекательных программ главной музыкальной редакции Гостелерадио УССР. - Но эфириться мы начали, только когда поехал Иосиф Кобзон.
- Иосиф Давыдович выступал 1 июня 1986 года, а я был в Чернобыле 30 или 31 мая, - вспоминает Александр ЗЛОТНИК. - Как только вернулся домой, он позвонил мне: «Ты как?». - «Живой. Хотя брюки замерили: фонило - будь здоров». - «Ну ладно. Завтра я еду». После того я раз восемь перед ликвидаторами выступал, и фотографии остались. Но «корочек» чернобыльских нет, кто о них думал? Ездили, давали концерты, сколько нужно, и все.
- Концерт Кобзона шел долго - часа четыре, в эфир пошел только час, - продолжает Наталья Абрамова. - Тем не менее к нам сразу обратилось ЦТ: запись показали на весь Советский Союз. С этого, собственно, и началась серия концертов «Встречи в Чернобыле». После Иосифа Давыдовича для ликвидаторов пели многие исполнители и коллективы, в их числе Николай Гнатюк, Валерий Леонтьев, ВИА «Кобза», Государственный оркестр радио и телевидения с Назарием Яремчуком и Алла Пугачева.
- Насколько я знаю, ее концерт тоже по ЦТ шел...
- Да. Только Кобзона и ее. Затребовали еще и Леонтьева, но недели через две-три после эфира пленку с его выступлением размагнитили. Я была редактором концерта, пошла в архив, чтобы взять запись и отправить в Москву, но ничего не нашла.
- По словам очевидцев, концерт был уникальный: более семи тысяч зрителей!
- Считать никто не считал, но народу было полно. Когда Валерий подъехал к Чернобыльскому дому культуры, дверь машины не смог открыть, так плотно обступила толпа! На нас люди тоже со всех сторон напирали: «Помните, мы помогали вам аппаратуру устанавливать? Проведите на концерт!». Впустить всех желающих в зал было невозможно: ДК оказался полуразваленным клубом деревни Нью-Васюки, маленьким, мест на 300-350, а под стенами собрались тысячи!
- Звукорежиссер говорит: «Тамара, иди на сцену, проверь микрофоны», - вспоминает Тамара ПАВЛЕНКО, в 1986 году - заместитель главного редактора главной музыкальной редакции. - Зашла я в помещение и чувствую: с меня просто льет вода! Потому что август, жара, тучи разгоняли... А зал! Такого набитого зала, как на том концерте Леонтьева, я в жизни не видела! Поняла, что люди задохнутся, в конце концов, окна ведь заколочены. Говорю: «Здесь мужчины есть?». - «Да!». - «Тогда откройте окна!».
Мужские руки тут же потянулись, рванули эти гвозди, и окна распахнулись. После этого ко мне подбежала какая-то женщина, из партийных руководителей: «Что вы наделали? Да вы знаете, какой на улице фон? Пусть бы люди хотя бы два-три часа без этого посидели!». Тогда верили, что в помещении радиации меньше, чем на открытом пространстве...
![]() |
| С первого выступления Иосифа Кобзона перед ликвидаторами на ЧАЭС, длившегося около четырех часов, началась серия концертов «Встречи в Чернобыле» |
- Клуб находился далеко от аварийного реактора?
- Нет, за километр-полтора. Но мы не осознавали, наверное, всей опасности. Ехали с Валерием в одной машине, вслед за группой, и немного опоздали. Когда до места добрались, оказалось, ребята уже переоделись, получили респираторы, а нам - даже артисту! - не хватило.
Но чувства страха ни у кого из музыкантов я не заметила. И сама не боялась, пока ко мне мужчина из местных не подошел. «Женщина, - говорит, - вы с ума сошли? Чего без костюма ходите? Вас в этой одежде отсюда не выпустят!». Я не выдержала: «Знаете, что? Чем нотации читать, лучше пошли бы воды принесли - нам здесь ни попить, ни поесть толком не дали». Он ушел, через полчаса вернулся с бутылкой минералки и защитным костюмом.
В тот день я поняла, как нужны были чернобыльцам эти концерты. Чтобы зрители, не попавшие в клуб, увидели Леонтьева, на автобусах установили мониторы, но и этого оказалось недостаточно. Стою возле автобуса, подходят двое ребят - черные, как земля, худющие: «Здравствуйте. Мы дозиметристы, работали, только закончили, поэтому в зал не попали. Помогите!». Я на них гляжу: «Боже, ну как я вам помогу? Охрана у каждой двери, в зал никого не пускают, потому что некуда». А они: «Да что же мы, не люди, что ли? Списали нас?». Иду, стучу кулаком в дверь: «Откройте, телевидение!». - «Что такое?». - «Ребята, брат родной, пустите!». И одного проталкиваю. Кое-как вошел, я тогда второго. Охранник все понял: «Да пошла ты!» - и дверью по рукам... Мог руки отбить, если бы не отскочила. Испугалась, конечно, но не ушла, еще громче кричу: «Пустите брата, прошу вас!». Он не выдержал, открыл, и второй парень на концерт попал. Дай Бог, чтобы этот концерт не был последним в его жизни...
- Валерий Яковлевич видел, сколько людей под окнами, - рассказывает режиссер концерта «Встречи в Чернобыле. Валерий Леонтьев» Александр КОСЯЧЕНКО, - и видел, как они смотрят, как хотят попасть в зал: часа три, пока шел концерт, стояли и не расходились! Вот и решил похулиганить: на песне «Зеленый свет», в проигрыше, выпрыгнул в окно. Оббежал ДК, потом его подхватили на руки, донесли до дверей и буквально втолкнули в зал.
- Такого еще никто не делал! - говорит Наталья Абрамова. - Программу мы обсуждали с музруководителем его коллектива Юрием Варумом, и ни о каком прыжке речь не шла. Валерий перед самым концертом все продумал, обошел дом, осмотрел окошечки. А потом - раз, фрамугу вынес и на улицу сиганул! Толпа увидела и не отпускает, обнимают, руку жмут, плачут... На концерте ему даже цветы пытались дарить - какие-то астры. Знающие люди мне советовали: «Скажи, чтобы не брал ни в коем случае!». Валерий и сам догадывался, но куда деваться: нельзя людей обижать. Взял, конечно, а потом куда-то аккуратненько положил.
«НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ НАДО ПУГАТЬ ЛЮДЕЙ» - БЫЛА УСТАНОВКА»
- Как думаете, отказаться от поездки Валерий мог?
- Все могли. Ни его, ни Кобзона, ни других артистов на аркане никто не тащил. И нас не заставляли - лишь предлагали поехать. Но мы понимали: здесь плохо, а там еще хуже. И потом, кто-то же должен был поддержать людей, верно?
- Сразу после концерта в Чернобыле Валерий Яковлевич выступал в поселке ликвидаторов Зеленый Мыс, - рассказывает организатор концертов Галина ТРЯНОВА, бывший секретарь Припятского горкома партии и начальник Чернобыльского штаба. - Его никто не заставлял, мы просто позвали, и он решил, что это действительно нужно. Начал в полночь и закончил под утро, общался со зрителями, выполнял все заявки, отвечал на вопросы... Огромная толпа - четыре тысячи человек - не расходилась, даже когда рассвело. Люди стоя аплодировали и скандировали: «Ва-ле-ра!».
- Какие меры безопасности вы принимали, чтобы оградить себя от радиации?
- На выезде из закрытой зоны колеса автомобилей мыли - вот, собственно, и все, - говорит Александр Косяченко. - Душ не принимали. Кто-то переодевался, кто-то ехал домой в чем был. Живы, и слава Богу.
- Знаете, какое средство считалось наиболее действенным? - спрашивает Александр Злотник. - Самогон! Это был самый дефицитный продукт в закрытой зоне. Трехлитровую банку продавали за 300 рублей, и находились покупатели.
- Нам еще советовали по 250 граммов каберне выпивать, - улыбается Наталья Абрамова. - Но только после поездки, не до! А что касается масок защитных... Не у всех они были. И дышать в них было невозможно, поэтому не все хотели их надевать. Помню, группе дали белые респираторы, а одному парню - розовый. Он добросовестно надел и ходил, пока кто-то из чернобыльцев не поинтересовался: «А чего ты в розовом?». - «Ну, какой выдали, тут не до различий...». - «Да просто розовые - уже использованные».
- Как руководство объясняло вам суть происходящего, как нужно было преподносить ситуацию зрителю?
- А все хорошо! «Ничего страшного не случилось, не надо пугать людей» - такая была установка. Сразу после аварии, если помните, были первомайская демонстрация и велогонка мира. Артистов «пугать» тоже запрещали: пускай спокойно работают...
- Мы снимались после Леонтьева, он был в конце августа, а мы в сентябре, - вспоминает художественный руководитель ансамбля «Кобза» Евгений КОВАЛЕНКО. - И ездили регулярно до 1993 года, пока врачи не запретили: у нашего гитариста начались проблемы со щитовидкой. Удостоверения получили с большим-большим трудом, чиновники вообще говорили: «А за что вам?». Документы еле нашли, потому что командировку, как правило, выписывали не на артистов, а на водителя автобуса, который их возил.
О том, как опасны поездки, нам ничего не говорили, мы догадались сами. До сих пор помню эту мертвую, нежилую зону, брошенные хаты и яблони с потрясающе красивыми спелыми яблоками, которые, как выяснилось, нельзя было рвать...
Однажды выступали перед сотрудниками банно-прачечного комбината, которые дезактивировали все, так они сидели в марлевых повязках, а нам повязок не дали. Это был концерт, на который приехали Кобзон, Таривердиев, Быстрицкая. Я спрашивал: «А почему мы все без повязок?». - «Ну вы же артисты, зачем они вам?».
Но потом кому-то из наших захотелось в туалет, а туалет какой? Скворечник в кустах. Парень говорит: «Я быстренько сбегаю». И сразу такой крик поднялся! «Куда ты побежал? Нельзя по траве ходить, она заражена! Вон там кривая тропинка, только по ней можно...». Потом еще был случай. Мы находились возле радиорелейки, а это такая зона, что невооруженным глазом видно реактор: он в сотне метров. И вдруг подходит косуля. Я взял кусочек хлеба, несу ей, думаю, дай косульку подкормлю. Она идет ко мне. Хлебушек взяла, два раза пожевала, упала и умерла... Теперь представляете, какую дозу облучения получили люди?
«ЧТО МНЕ ЛУЧШЕ НАДЕТЬ?» - СПРОСИЛА ПУГАЧЕВА. «ТО, ЧТО ПОТОМ НОСИТЬ НЕ БУДЕТЕ»
- Выступать перед чернобыльцами наверняка было непросто. Какие песни вы им пели?
- Когда отдыхали, кушали в столовой, ребята подходили и просили исполнить что-нибудь бардовское или зарубежное. А на концертах - традиционный украинский репертуар.
- Артисты работали два-три часа, а телеверсия длилась час, от силы - час 15, - продолжает Наталья Абрамова. - Поэтому перед каждым концертом мы обсуждали, что будет снято и показано. И, естественно, приходилось считаться с мнением телевизонного руководства. После «Кобзы» в Чернобыль поехала Алла Пугачева, мы благополучно сняли концерт, но когда начальство увидело, что она пригласила на танец молодого лейтенанта, меня отчитывали, как школьницу: «Что это за программа? Она на костях танцует!».
Выйдя на сцену, Алла Борисовна сказала чернобыльцам: «Я понимаю, вам тяжело, вы рискуете жизнями, здоровьем. Но я не хочу, чтобы вы об этом думали. Отдыхайте, отвлекитесь!». Эти слова вырезали: ни о каком риске упоминать было нельзя.
- Я так понимаю, концерты сильно «редактировали»...
- Безбожно! Пугачева выступала три часа, а в эфир пошло песен 10-11. По поводу программы мы с ней в гостинице «Москва» беседовали. С Аллой и ее группой «Рецитал», музыкальным руководителем которой был известный композитор Руслан Горобец, приехали трио Бориса Моисеева «Экспрессия» и Владимир Кузьмин. Кстати, песня «Две звезды», впоследствии ставшая хитом, впервые прозвучала именно в Чернобыле.
- Какой вам показалась Примадонна?
- Очень спокойной, сосредоточенной. Объяснила, чего хочет, какую аппаратуру привезла, - там три тонны было. Рассказала, что привезла блок новых песен: «Сто друзей», «Прости, поверь»... В конце встречи я призналась: «Знаете, Алла Борисовна, когда я шла к вам, меня предупреждали, что вы сложный человек, а вы такой не показались». Она улыбнулась: «Я такая только с теми, кто не хочет работать». А потом спросила: «Что мне лучше надеть?». «То, что потом носить не будете», - говорю. Она выбрала костюм, который купила в Париже: ультрамодный пиджак и леггинсы. На голову бант шикарный повязала. А потом и за костюм, и за бант вся съемочная группа рассчиталась: нам не хотели давать командировочные. Еле ведомость подписали!
- Как приняли Пугачеву чернобыльцы?
- Она выступала уже не в ДК, а на открытой площадке посреди поля, и за людьми этого поля видно не было. На экскаваторах приезжали, в ковшах сидели! На наши машины, огромные «магнолии», сажали каких-то военных чинов, и видеоинженеры выскакивали с криком: «Сними лишних! Крыша провалится!». Посреди концерта, когда было уже очень темно, отошли провода и отключились все осветительные приборы. Нам пришлось искать разъем, пробираясь между рядами, раздвигая колени... А Пугачева работала при свете дежурной рампы, концерт останавливать не стала. В финале вызвала на сцену всех, кто ей помогал: водителя трейлера, костюмера, гримера... Директор ЧАЭС сделал ей подарок - костюм ликвидатора. Алла взяла его и просто сказала: «Служу Советскому Союзу!». Впоследствии это тоже вырезали...
А когда мы сделали перерыв и готовились к тому, чтобы перезаписать песни, где был брак по звуку, люди стали просить у звезды автограф. Что было под руками, то и протягивали: клочок бумаги, открытку, томик русской классики... А один мужчина - книжку, куда ставили, какую дозу радиации ты набрал: «Алла Борисовна, Алла Борисовна! Я один из первых пожарных, у меня уже больше нормы, мне скоро домой. Распишитесь, пожалуйста!». Глядя на него, другие тоже стали доставать такие книжки. Когда Алла расписывалась, в глазах у нее блестели слезы.
- Говорят, Пугачева расстроилась, когда узнала, что должна поехать в Чернобыль.
- Приятного в этом на самом деле было мало. Но ее «заказали» ликвидаторы. Посреди лета к ним с инспекцией поехали председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков и глава КГБ Виктор Чебриков. Собрали людей, спрашивали, какие есть пожелания: «С продуктами хорошо? Со снабжением нормально?». Когда речь зашла о культурной программе, кто-то высказался насчет Софии Ротару, и вдруг вся публика заорала: «Пугачеву давай!». Гости сделали вид, что не поняли или не услышали, но чернобыльцы не унимались: «Передайте Алле Борисовне, что мы очень хотим ее видеть!». После этих слов Рыжков повернулся к Чебрикову и спросил: «Виктор Михайлович, вы можете передать Алле Борисовне?». Тот ответил: «Постараемся». Мне наши новостийщики рассказывали, они при этом присутствовали.
Эту историю я потом пересказала Пугачевой. Она посмотрела на меня внимательно и говорит: «Видимо, так и было, потому что вернулась я из Прибалтики, где отдыхала, и вдруг звонок: «Алла Борисовна, кхе-кхе? Комитет госбезопасности...». Сам Чебриков! Ну, думаю, опять что-то не то сказала. Оказывается, нет: «Хочу передать вам приглашение выступить в Чернобыле».
- Сделал предложение, от которого трудно отказаться...
- Да. Но реакция была в стиле Пугачевой: «А что, вы не нашли другого способа меня уничтожить?». (Смеется). «Я знаю ваш характер, Алла Борисовна, - сказал Чебриков, - и думаю, вы вполне могли бы петь из четвертого реактора. Но не волнуйтесь: для вас построят отдельную сцену». И площадку действительно построили.
Пугачева, кстати, хотела, чтобы телеверсия чернобыльского концерта начиналась с Моисеева и двух барышень-танцовщиц - блондинки и мулатки. У них был номер «Тройка», когда Боря впереди, а девушки за ним. Но я отговорила: такого юмора руководство Гостелерадио точно не поняло бы. Хотя зрители действительно хотели отвлечься, не думать о проблемах. Они даже шутить пытались на тему аварии, радиации. Помню, вокруг столовой для ликвидаторов бегали две дворняги - большая и совсем крошечная. Их звали Рентген и Миллирентген...


Михаил КОЗАКОВ: «КГБ завербовал меня якобы для борьбы с иностранными разведками: надавили, и я сдался. Это мой грех, это всю жизнь мучило... Для начала мне поручили переспать с американской журналисткой. Она была очень красивая, и я... Я влюбился...»
Юрий ЯКОВЛЕВ: «Женских сердец разбил многовато, но ни ловеласом, ни сердцеедом я никогда не был. Мне просто нравились женщины, приятно было на них смотреть»
Когда председатель КГБ СССР Чебриков позвонил Пугачевой с предложением выступить в Чернобыле, певица отреагировала в своем стиле: «Вы что, не нашли другого способа меня уничтожить?»
Задержаны подозреваемые в похищении сына самого известного и богатого российского программиста Евгения Касперского, требовавшие выкуп три миллиона евро
Бывшая жена Николая Баскова вышла замуж за друга Виктора Януковича
Ринат Ахметов купил в Лондоне квартиру за 225 миллионов долларов
Эдвард РАДЗИНСКИЙ: «Что такое счастье? Это иметь право выйти на главную площадь и заорать во все горло: «Господи, какое же дурное у нас правительство!»
Рабы цивилизации
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Через три дня после Чернобыльской аварии председатель КГБ УССР Муха направил Щербицкому докладную: «Подготовка к празднованию 1 Мая проходит в исключительно здоровой политической обстановке, в атмосфере высокой трудовой активности...»
Горан БРЕГОВИЧ: «Наше выступление на похоронах стоит очень дорого, да и не любим мы играть похоронные марши. Забываем, где находимся, и выдаем нечто веселое — такое, что и мертвого поднимет»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги