О своем, о женском
Лариса ЛУЖИНА: "Актеров я за мужиков не считаю"
Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 3 Мая, 2006 00:00
Одна из самых ярких звезд советского кинематографа Лариса Лужина поднималась на Эльбрус вместе с Высоцким (картина "Вертикаль"). Ее героини строили, воевали и были верными соратницами и надежной опорой самых мужественных мужчин того времени. При этом они оставались удивительно женственными и притягательными.
"КОГДА МИНИСТР УЗНАЛ, ЧТО Я РАБОТАЮ МАНЕКЕНЩИЦЕЙ, РАЗРАЗИЛСЯ СТРАШНЫЙ СКАНДАЛ"
- Лариса, вы верите в то, что мечты сбываются?
- Конечно. Я, например, с детства мечтала стать актрисой. Но если бы не случай, судьба могла сложиться совершенно иначе и мы с вами не беседовали бы сейчас. Я ведь после школы поехала в Ленинград поступать в ЛГИТМиК и провалилась на первом же туре. Вернулась домой и уже думала, что не быть мне актрисой.
- Но ведь можно было попробовать поступить на следующий год...
- Не такой у меня характер. Я не из тех людей, которые во что бы то ни стало добиваются поставленной цели. Вот Марина Неелова шесть раз поступала. И этой великолепной актрисе говорили в приемной комиссии, будто она неталантлива! У меня же не было ее упорства. Поэтому я решила: раз не приняли - значит, не достойна. К тому же в моей семье артистов не было. Не знаю, почему меня потянуло на эту стезю.
Вернувшись домой в Таллин, устроилась работать на кондитерскую фабрику. Господи, даже страшно подумать сейчас: неужели, если бы так и не поступила во ВГИК, до сих пор там бы работала?! Я зефир видеть не могу! Да и вообще сладкого не люблю, хотя, глядя на мою комплекцию, этого не скажешь. На самом деле, предпочитаю острое и соленое. Наверное, это у меня благодаря кондитерской фабрике: там всех тянет на селедку.
В общем, я решила, что больше не буду поступать в театральный. Но сцена меня все-таки привлекала. Я ведь в школе занималась в драмкружке. У нас был хороший руководитель - Иван Данилович Россомахин. Он очень серьезно относился к нам, прививал любовь к театру. Я назову только несколько фамилий моих соучеников из этого драмкружка, чтобы вы поняли уровень: Владимир Коренев, Игорь Ясулович, Виталий Коняев.
- Потом, во "взрослой жизни", приходилось работать с кем-нибудь из них?
- С Коняевым мы снялись в фильме "Тишина". Но в это время я уже была на втором курсе института и говорила с ним на равных. Раньше же, когда училась в 10 классе и дружила с его сестрой Леночкой, Виталий называл нас "кильками". А он, студент театрального вуза, наверное, чувствовал себя "акулой" и, как минимум, Станиславским. На съемках (это была уже моя пятая роль в кино) я, разумеется, Коняеву припомнила все обиды.
- Вы ведь еще работали манекенщицей. В те времена к моделям, наверное, относились, как к женщинам легкого поведения?
- В общем, да. Во всяком случае, уйдя с кондитерской фабрики, я параллельно с Таллинским домом моделей устроилась работать секретаршей в Министерстве здравоохранения. И когда министр узнал о моем втором занятии, был страшный скандал.
- Как вы отважились заняться такой "постыдной" работой?
- Я же сказала, что мечтала о сцене. А подиум, тогда его называли "языком", показался ее заменой. Поэтому, увидев в газете объявление о создании в Таллине Дома моделей, немедленно помчалась туда. Меня там обмерили (для того времени я считалась высокой - метр 72) и взяли. Кстати, благодаря работе манекенщицей я и попала в кино: на каком-то из показов меня заметили киношники и пригласили сняться в картине на Таллинской киностудии. Вот как в жизни все случается - одно за другое цепляется.
Мы с мамой жили очень бедно и не могли себе позволить никаких туалетов. Так что в Доме моделей я почувствовала себя Золушкой на королевском балу. Конечно, тяжело было стоять по пять-шесть часов на примерках, но зато потом, во время демонстрации, все труды окупались. Между прочим, меня называли "улыбающейся манекенщицей": ведь все модели, как правило, выглядят несколько отрешенно, я же не могла сдержать улыбку. И именно за это мне аплодировали.
- А на диете, подобно нынешним моделям, вам приходилось сидеть?
- Ой, зачем в юности это нужно? И так прекрасно выглядишь. Кстати, работая моделью, я казалась несколько старше из-за грима. Для подиума нам подводили глаза, клеили ресницы. И в обыденной жизни тоже пыталась "намазаться" - хотелось выглядеть такой же королевой, как на сцене. Но во ВГИКе меня преподаватели от этой привычки быстро отучили. "Ты с ума сошла! - говорили. - Выглядишь старше, чем на самом деле. Прекрати немедленно!". С тех пор я очень мало пользуюсь косметикой.
"МЕНЯ УДИВИЛО, ЧТО ПАРИЖСКИЕ ПРОСТИТУТКИ РАБОТАЮТ КРУГЛОСУТОЧНО"
- Какие-то забавные случаи из своей "модельной жизни" не припомните? Например, постоянно рвущиеся колготки, которые в те времена были дефицитом?
- Однажды я демонстрировала открытое платье. Когда уже возвращалась, наступила каблуком на подол и буквально сдернула с себя все одеяние. У музыкантов из оркестра от неожиданности глаза на лоб вылезли! Мне же ничего не оставалось, как полуголой убежать за кулисы.
А с колготками произошла другая, не менее забавная история. Правда, в то время я уже училась во ВГИКе. Это был 63-й год. Точно запомнила дату, потому что когда мы с Герасимовым и Макаровой летели на самолете в Иран, Сергей Аполлинариевич прочитал в газете об убийстве Кеннеди. В Тегеране нас поселили на роскошной вилле. И почему-то там у Тамары Федоровны постоянно рвались колготки. Только нужно идти на какую-то важную встречу - раз и побежала стрелка. Герасимову это в конце концов надоело: "Ну сколько можно?! Все суточные уходят на твои чулки!".
И вот через полгода во время утверждения новых тарифных ставок Сергей Аполлинариевич потребовал повысить оплату студентам, снимающимся в кино (до этого нам актерские ставки не полагались, даже если мы уже снялись в нескольких картинах). Когда кто-то из начальства попытался возразить Герасимову, он сказал: "А вы знаете, сколько стоят капроновые чулки?". Его же слово было очень весомым. Так, благодаря постоянно рвущимся чулкам Тамары Федоровны мы получили повышенные ставки.
- Но их ведь все равно не хватало на наряды. А вам ведь приходилось бывать за границей. Как выкручивались в сложном положении?
- По-разному. В Париже, например, к нам очень благоволила вдова известного французского художника Леже - Надежда Петровна.
Потрясающая судьба у этой женщины. Она тоже была художницей, родом из Рязани. Уж не знаю, где увидела Леже, но сразу влюбилась в него. И поставила перед собой цель - выйти за него замуж. Уехала в Париж. Там открыла свой маленький магазинчик. Через некоторое время вышла замуж за какого-то художника. Благодаря мужу наконец-то познакомилась с Леже, развелась и вышла замуж за мужчину своей мечты. А уже после его смерти вернулась к первому мужу. Так вот, эта необычная пара всегда очень радушно встречала делегации советских актеров. Ну и, зная наше положение, Надежда Петровна покупала нам вечерние наряды.
- Наверное, после Парижа вам тяжело было возвращаться домой к серым будням?
- Мне помогало то, что я никогда не относилась серьезно ко всему этому. Да, конечно, красиво, приятно, когда тебе приносят завтрак в номер. И это после общежития, в котором мы пили испитый чай "белая ночь": даже на заварку стипендии не хватало. Сказка наяву!
- Что вас больше всего поразило за границей?
- Мы прилетели в парижский аэропорт "Орли" в семь утра. А там уже стоят проститутки. Ну, я сразу не поняла, кто они такие. Поинтересовалась у знающих людей. И мне отвечают: "Девицы легкого поведения". - "Как? Почему же они стоят утром?". - "А они круглосуточно работают!". Все-таки мы очень наивными были тогда.
- Звездой советского экрана вы стали благодаря картине "На семи ветрах". Как вас пригласили на эту роль?
- Опять же случай помог. Дело в том, что как раз в то время мой педагог Сергей Аполлинариевич Герасимов запускал свою картину "Люди и звери", и почти весь наш курс был занят у него, кроме меня и еще нескольких человек. А Сергей Аполлинариевич не мог нас просто так бросить. Потому что он почти на полгода уезжал. Вот Герасимов и настоял, чтобы Станислав Ростоцкий взял меня на эту роль (хотя режиссер собирался снимать другую актрису).
- Как у вас складывались отношения с партнерами по картине "На семи ветрах" - Леонидом Быковым и Вячеславом Тихоновым? Ведь в то время они уже были звездами.
- Быков мне запомнился очень добрым и мягким человеком. У Лени не было звездной болезни, любой человек рядом с ним чувствовал себя очень комфортно. А вот с Тихоновым, у которого уже явно намечались признаки звездной болезни, было сложно общаться. Правда, Ростоцкий Славу постоянно обламывал.
- С Тихоновым вас народная молва даже поженила...
- Более стойким был другой слух: будто я вышла замуж за немецкого актера. Зрители могут его помнить по роли солдата с детьми из "Семнадцати мгновений весны". Это был мой постоянный партнер в Германии.
- А как вы вообще попали в Германию?
- Меня пригласили в картину "Доктор Шлютер". Кстати, этот фильм был очень популярен в бывшем соцлагере, примерно как наш "Адъютант его превосходительства". Режиссер долго искал актрису на роль Евы, но никого среди своих не нашел. Потом он увидел картину "На семи ветрах" и понял, что ему нужна именно я.
- Вы тогда знали немецкий язык?
- Нет. Роль заучивала наизусть. Но поскольку в Германии находилась одна, а картина снималась в течение двух лет, то волей-неволей мне пришлось выучить язык. Ведь нужно было общаться с людьми, а переводчица не могла постоянно меня сопровождать. Интересно, что в Германии даже не подозревали, что я русская. Думали, что венгерка. Может быть, благодаря тому, что до 17 лет прожила в Таллине, хорошо знала эстонский и произносила немецкие звуки не так, как русские говорят, - не твердо, а мягко.
"Я ДВАЖДЫ СТАЛА МАТЕРЬЮ ДМИТРИЯ ХАРАТЬЯНА"
- Пресловутая немецкая педантичность помогала во время съемок?
- Безусловно. По сравнению с тем, что творится на съемочных площадках у нас, в Германии все поражало. Там работают профессионалы, каждый отвечает за свой участок. У нас, например, гример может забыть привезти с собой парик, который будет использоваться в сегодняшнем эпизоде. За такое в Германии человека просто уволили бы.
Но в жизни... Я всегда рассказываю такую историю. С нами работала переводчица-немка, которая мне часто говорила: "Лариса, ты неправильно живешь. Поэтому у тебя никогда нет денег. Я тебя научу, что надо делать. Раскладываешь деньги в три конверта - на мелкие расходы, крупные и на черный день". Однажды я попробовала последовать ее совету. И что же? Продержалась ровно три дня.
- Вы ведь несколько лет снимались в кино в Германии. Вам не предлагали там остаться, чтобы "сказка наяву" продлилась подольше?
- Ой, я бы ни за что не осталась! Хоть во мне и течет эстонская кровь, но все равно немецкой педантичности и аккуратности нет. В Германии не смогла бы жить. А если бы еще муж был немцем, наверняка сошла бы с ума! Хотя мне действительно предлагали остаться работать в местном театре. Но я испугалась, что не смогу настолько свободно говорить на немецком. Одно дело - кино: там всегда можно переозвучить, в любой момент остановить камеру. Театр - совершенно иное. Хотя, наверное, нужно было попробовать...
- Вам везло с режиссерами?
- Увы. "Своего" не было никогда. Ну хотя бы сняться в парочке фильмов, чтобы, как говорится, попасть в команду! Были же такие команды у Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского.
- Существует еще один путь, как стать "своей", - выйти замуж за режиссера.
- Мне и тут не повезло. А с другой стороны, не всякий муж-режиссер снимает в своих картинах жену-актрису. Вот, например, супруга Станислава Ростоцкого Нина Меньшикова сыграла лишь однажды в его фильме - "Доживем до понедельника" роль учительницы. А ведь она очень хорошая актриса.
- А хотя бы романы с режиссерами у вас были?
- Не получалось. Да и с артистами, кстати, тоже. Последних я вообще за мужиков не считаю. Они еще хуже женщин. А если к тому же еще и популярны... Ну а не дай Бог ты так же знаменита... Господи, они становятся такими ревнивыми к твоей славе! Нет, артисты меня никогда не привлекали. Больше нравились операторы. Они мне всегда казались такими молчаливыми, таинственными.
- Ваш сын также стал артистом?
- Нет. Павел окончил Ленинградский киноинженерный институт и сейчас работает инженером звукозаписи.
- У вас ведь с недавних пор появился еще один сын - киношный...
- Дима Харатьян. Мы с ним сыграли в телесериале "Курортный роман" мать и сына. А потом еще и у Светланы Дружининой в "Дворцовых переворотах". Так что я дважды стала матерью Харатьяна. Он однажды позвонил мне в день рождения: "Мама, поздравляю тебя!". А я так удивилась: вроде бы голос не похож на Пашин. "Кто это?" - спрашиваю. "Сын твой киношный!".
- Кроме Харатьяна, у вас есть еще один член семьи...
- Мой карликовый пудель. Его зовут Лорик Ларисович Лужин. Он у меня добытчик, кормилец - когда-то выиграл телевизор в "Дог-шоу". Меня на эту передачу часто приглашают в качестве члена жюри. Лорик, естественно, всегда при мне. Но он там, как правило, сидит скромно под скамейкой. И вот 8 Марта меня, Татьяну Друбич и Ларису Черникову приглашают на съемки. Я решила: как обычно, "журить" буду. Но тут вдруг выясняется, что нашим собачкам придется выполнять какие-то упражнения.
Мой пудель абсолютно ничего не умеет делать. Только лапу подает, и то очень нехотя. Ширвиндт просит у меня, чтобы мой Лорик выполнил команду "Лежать!". Не хочет! Я уже и на спинку давлю, и лапки растягиваю - ни в какую. Тут ведущий не выдержал: "Ну, знаете, Лариса Анатольевна, если на меня так надавить, я тоже лягу!". А потом вспомнила, что моя собака обожает шампанское, вернее, момент, когда пробка вылетает из бутылки. Сказала об этом Ширвиндту. Принесли в студию шампанское. Лорик обрадовался, запрыгал на задних лапках. Я кинула ему пробку, он схватил ее на лету и принес к моим ногам. Это сразило судей наповал. Так мой пудель выиграл телевизор.

Михаил ПОРЕЧЕНКОВ: "В свое время я чуть не стал рэкетиром - очень нравились легкие деньги и веселая жизнь"
"Премьер-министра" Чанышева ограбили
"Голубой Дозор" и Шура подожгут себя, облив бензином Газманова под песню Элтона Джона?
У Николая Баскова родился Басков-Шпигель
Джиллиан Андерсон опять разводится
У Наташи Королевой и Дэвида Бэкхема угнали любимые машины
Леонардо ДиКаприо пострадал на съемках
Правительство Испании объявило борьбу с "одеждой для анорексичек"
Хабенский эмигрирует в США?
У 61-летней принцессы Кентской роман с 40-летним российским миллионером?
Брук Шилдс стала мамой
Дженни Шимизу спала и с Джоли, и с Мадонной
Играй, гормон!
Сейте разумное, доброе, вечное!
Кто сказал "мяу!"?
Я милого узнаю по погодке
Бывший мармеладный угрожает Кате Лель расправой
В 17 лет жизнь не должна заканчиваться!
Игорь ЛИХУТА: "В Польше я танцевал мужской стриптиз - Дикий Запад заставил. В результате попал на страницы эротического журнала и получил предложение сняться за три тысячи долларов в порнофильме"
Лариса ЛУЖИНА: "Актеров я за мужиков не считаю"
Актер театра и кино Леонид НЕВЕДОМСКИЙ: "Мои жены очень хорошо друг к другу относятся. Вместе внука нянчат..."
Ярмарка тщеславия
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги