Ирина МУРАВЬЕВА: «Узнав о награждении «Оскаром» фильма из СССР, партия и правительство отправили в США телеграмму: «Москва в слезах. Не верит»
«ДЕТОЧКА, ВАМ НЕЛЬЗЯ В АКТРИСЫ, ВЫБЕРИТЕ ДРУГУЮ ПРОФЕССИЮ»
Едва в столичном Доме офицеров раздалась мелодия «Позвони мне, позвони!» и гостья появилась из-за кулис, в зале начались та-а-акие овации, что от неожиданности актриса сначала сбилась с ритма, а после и вовсе оборвала песню. «От ваших аплодисментов я напрочь забыла слова, — расхохоталась Муравьева. — Решила начать именно с этой песни, а то вдруг вы меня не узнаете. Это действительно я — та, которая очень давно сыграла в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». Ирина Вадимовна явно кокетничала: не так уж сильно она изменилась за 33 года, прошедшие после выхода картины, чтобы не признать в ней непосредственную голубоглазую провинциалку Нину Соломатину, мечтавшую поступить в театральный.
— Как и моя героиня, я грезила о театральных подмостках, — начала вечер Муравьева. — Правда, в отличие от Нины, я — коренная москвичка. В 17 лет подала документы во все театральные вузы города. И везде провалилась. А в Театральном училище имени Щепкина при Малом драматическом театре (в котором, к слову, служу последние 20 лет) прямо заявили: «Деточка, вам нельзя в актрисы, выберите другую профессию».
Родители, никогда никакого отношения к искусству не имевшие, на мои чудачества смотрели терпеливо: ничего, мол, пройдет увлечение, поступит в нормальный институт. Но узнав, что я и на будущий год собираюсь в театральный, а пока хочу пойти в уборщицы в МХАТ, меня устроили в библиотеку строительного института. Я даже обрадовалась: подумала, что буду выдавать книжки, а заодно примерять на себя разные образы. Не тут-то было: меня посадили в крохотный полуподвал и дали перепечатывать огромную картотеку с какими-то строительными терминами.
На следующий год опять подала документы в театральные вузы и опять почувствовала — проваливаюсь... Тут помогла лечебная физкультура. Моя мама занималась в группе вместе с кассиршей театра Вахтангова, которая и попросила актера и педагога Щукинского училища Владимира Шлезингера меня прослушать. Тот честно ответил: понравится девочка — возьму на свой курс, нет — выскажу ей все, что думаю о ее «талантах» в грубой форме. Я к нему пришла, стихи-басни продекламировала, а вечером на вопрос мамы «Ну как?» ответила: «Отрезал в грубой форме, но он ничего не понимает». Кстати, несколько лет спустя вместе с Иваном Дыховичным я снималась в комедийном телеспектакле «Доктор философии», где и столкнулась с Владимиром Георгиевичем. Он меня, конечно, не узнал, а я была рада, ведь играла главную роль, а он чуть ли не в массовку попал.
«БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БОЯЛАСЬ РАНЕВСКУЮ»
В 1967 году 18-летняя Ирина Муравьева все-таки поступила, правда, не в вуз, а в Драматическую студию при Центральном детском театре (сейчас это Российский академический молодежный театр).
— Моей первой ролью стал 13-летний мальчик Шура в спектакле по пьесе Сергея Михалкова «Сомбреро», — вспоминает Ирина Вадимовна. — Замечательная работа! На мне был настоящий мексиканский костюм, шляпа и гитара в руках, мы пели, танцевали — настоящий детский водевиль. Тут я окончательно поняла: буду играть все, что бы мне ни предложили. Но оставаться в Детском театре — значит, сократить свой актерский путь. Ведь пока молод, играешь мальчиков-девочек, а годы пройдут, и незаметно перейдешь на роли старших сестер, мам, бабушек, а после и вовсе дерево на сцене изображать придется.
Спустя семь лет, в 1977-м, перешла в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому, где первой моей ролью была Любка Шевцова из «Молодой гвардии» (я оказалась последней актрисой, которую он принял в труппу, вскоре Юрия Александровича не стало). Застала плеяду легендарных «моссоветовцев», играла на одной сцене с Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом, Леонидом Марковым, Маргаритой Тереховой. Больше всего боялась Раневскую. Если Фаина Георгиевна — остроумная, колкая, проницательная, видящая все твои недостатки — появлялась в театре, я тут же пряталась за колонну, чтобы не попасть на ее острый язык. Зато как только входил Плятт, старалась лишний раз мелькнуть у него перед глазами, и не из-за комплиментов вовсе, просто Ростислав Янович был необыкновенно добрым, интеллигентным, образованным, милым человеком.
«Я, МЕЖДУ ПРОЧИМ, С МУЖЕМ ПРИЕХАЛА!»
— Последние годы моей жизни, — продолжала Муравьева, — связаны с Малым театром России под руководством Юрия Соломина. Здесь я сыграла то, о чем в юности и мечтать не смела: Раневскую в «Вишневом саде», Аркадину в «Чайке», Матрену во «Власти тьмы» по Толстому. А в октябре состоится премьера спектакля «Филумена Мартурано» по Эдуардо де Филиппо, буду играть с Соломиным (именно по этой пьесе снят знаменитый фильм «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни в главных ролях. — Прим. ред.).
О работе в кино Ирина Вадимовна говорила немного: ни забавных случаев на съемочной площадке, ни курьезов не припомнила. Разве что о «Москве слезам не верит» рассказала, уточнив, что это любимая лента в ее фильмографии, насчитывающей более 55 картин. — Когда фильм был готов, его показали советским кинематографистам, — поделилась Муравьева. — Все дружно высказали «фэ!»: дескать, ерунда, сказка про Золушку. А уж когда ленту выдвинули на соискание премии «Оскар», одни критики посмеялись, другие — совсем умные — заявили, что выбор специально пал на худший советский фильм, чтобы показать Америке, какая ужасная страна СССР и до какой черты мы дошли в киноискусстве. Естественно, на церемонию награждения никого из съемочной группы не отпустили. Когда «Москву слезам не верит» все-таки объявили победителем в номинации «Лучший иностранный фильм», на сцену выскочил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США, взял статуэтку и быстро вернулся на свое место. Зато советский телезритель, полюбивший картину, тут же анекдот сочинил: «Узнав о награждении «Оскаром» фильма из СССР, партия и правительство отправили в США телеграмму: «Москва в слезах. Не верит».
На вечере Ирина Вадимовна работала не только в режиме монолога, но и просила зрителей задавать вопросы. Развернув очередную записку с вопросом: «Влюблялись ли вы в своих партнеров?», Муравьева расхохоталась и качнула головой в сторону кулис: «Я, между прочим, с мужем приехала!». (В этом году актриса и ее супруг — режиссер Леонид Эйдлин отметят 40 лет со дня свадьбы. — Прим. ред.). На вопрос о самых запоминающихся съемках актриса рассказала об участии в телешоу «Квартирный вопрос».
По правилам проекта, семья на несколько дней уезжает из своей квартиры, а профессиональный дизайнер и строительная бригада принимаются за ремонт. Увидев, что специалисты сделали с ее кухней, Муравьева эмоций не скрывала, честно заявив организаторам шоу, что очень расстроена. Телезрители неудачный эксперимент любимой артистки приняли близко к сердцу.
— Меня до сих пор на улице останавливают, спрашивают: «Как кухня?» — улыбается Ирина Вадимовна. — «Хорошо! — отвечаю. — Мы с мужем все переделали». Такой шум был, что даже Юрий Соломин посмотрел эту передачу, после чего подтвердил: «Ирина, это твоя лучшая драматическая роль!».

Узнав о трагической гибели сына, Павел КАДОЧНИКОВ сделал то, чего не позволял себе никогда: попросил принести ему прямо на съемочную площадку бутылку коньяка
Олег КАЛУГИН — агент ЦРУ?
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Путина повесят на рее (может, ногами вверх — не знаю), но меня повесят, видимо, перед ним, потому что скажут: «Привел его ты»
Владимир ШАХРИН: «Рок-н-ролл — мой бизнес. И этот бизнес неплох...»
Помогите ближнему, помогите дальнему!
Первое, второе и компот
Тоска по Востоку
Бучинской — цветы, Николо — вышиванку!
Ирина МУРАВЬЕВА: «Узнав о награждении «Оскаром» фильма из СССР, партия и правительство отправили в США телеграмму: «Москва в слезах. Не верит»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги