Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Прощай, свободная Россия, наследственности не изжить. Опять мундиры голубые нас учат Родину любить»
Творческий вечер «Анекдот сильней, чем Геродот» Виктор Анатольевич начал с монолога о ситуации в Украине и вокруг нее — совершенно не анекдотического, но весьма актуального, и, похоже, не только для собравшихся в столичном Доме офицеров, но и для самого гостя. «Я почти уже ваш, — признался сатирик украинским зрителям. — Сажусь в московское такси, а таксист на меня пристально так смотрит и говорит: «Ты на Шендеровича похож». — «Угу», — кивнул я и жду, что дальше. «Слушаю его... Он что, украинец?». Я еле сдержался, честное слово!». Публика сдерживаться не стала — смеялась и, не жалея рук, аплодировала...
«РУССКАЯ ИСТОРИЯ ГОВОРИТ, ЧТО ВСКОРЕ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ТИРАН УМИРАЕТ»
— Несколько слов скажу о том, что волнует всех, потому что было бы странно, если бы ничего не сказал, — предложил Виктор Анатольевич. — Англичане немножко раньше начали движение к демократии и борьбу с авторитарным режимом, и если говорить об Украине и России, то, с моей точки зрения, каждой из наших стран досталось по одному удачному английскому афоризму.
К Украине относится мысль Черчилля: «Демократия — гарантия того, что вами не будут управлять лучше, чем вы заслуживаете». Да и к России эту фразу можно применить, потому что чехи выбрали Гавела — и живут, как чехи, мы выбрали Путина — и живем, как мы... Некоторая ваша драма заключается в том, что Янукович — легитимный Президент, и это сильно увеличивает цену, которую сегодня Украина платит. Точно так же драма России в том, что путинский режим совершенно не антинародный, настоящий ужас заключается в том, что это народный режим. В Польше в 81-м было введено военное положение, миллион вышел на улицы, и Ярузельский был вынужден договариваться с людьми, которые дали понять, что они против. Россияне такого пока не добились, и дело, видимо, в отсутствии желания...
России подходит фраза Бернарда Шоу: «Главный урок истории заключается в том, что никто не извлекает уроков из уроков истории». Мы абсолютные чемпионы мира по прыжкам на грабли, и если выбирать между будущим Украины и России, я бы твердо поставил на Украину: безусловно, она в драматическом положении, но это государство, которое сохранится, государство на 35, как минимум, миллионов человек (с учетом всех возможных откушенных территорий), государство в центре Европы, которое только начинает себя осознавать и которому предстоит выучить урок, не выученный за последнее 20-летие.
С моей точки зрения, без федерализма Украины не будет: она порвется. Другое дело, что федерализм должны вводить не оккупационные войска, а сами жители. Так живут во всем мире: в Швейцарии, Германии, США... И уверяю вас, разница между жителями Алабамы и Калифорнии гораздо существеннее, чем между жителями Донбасса и Львовщины. В каждом из 50 штатов свои законы, тем не менее они уживаются вместе: как-то договорились, что везде свои правила, традиции, обычаи и даже языки, а страна одна.
В Майами целые районы не понимают по-английски: там кубинские эмигранты, они вполне без английского обходятся, но считают себя американцами, и попробуй сказать, что это не так. Думаю, у Украины, если она усвоит этот урок, прекрасное европейское будущее. У России все гораздо печальнее. Можно, конечно, надеяться: мол, авось вывезет, но, честно говоря, не представляю, как это произойдет. Единственное, что обнадеживает: русская история говорит, что вскоре после Крымской войны тиран умирает...
Зал буквально взорвался аплодисментами, и Шендеровичу пришлось подождать, пока они не утихнут:
— Над Россией тяготеет нефтяное проклятие — как над Нигерией, Венесуэлой... В Израиле есть анекдот о том, почему Моисей 40 лет водил евреев по пустыне. Искал место, где нет нефти. Где ее нет, надо думать, вертеться, соображать, а тут есть — и пожалуйста, люди бездельничают, пьют эту нефть и на ней живут. Пока нефть чего-то стоит, Россия может позволять себе плевать на все, в том числе на себя. Это абсолютно иждивенческая психология: мы и были-то не трудоголики, а в последние годы это страшно усугубилось.
«Достаточно взглянуть на карту мира, чтобы понять: главная беда России — недостаток территории, правда?»
— Живем по инерции, по старым канонам, — продолжал Шендерович, — госсекретарь Керри сказал о России очень точно — она до сир пор в XIX веке, когда казалось, что величие страны в ее размерах: отхватили кусок — значит, стали еще более великими. Достаточно взглянуть на карту мира, чтобы понять: главная беда России — недостаток территории, правда? В полвосьмого утра вылетаешь из Хабаровска — и первые признаки человеческой цивилизации вновь видишь только в полдень, в районе Норильска. До этого смотришь в иллюминатор, а внизу просто территория: пустая, никем не обжитая, но все равно мало! Хороший царь в России — тот, который прирастил земель, а плохой — который потерял. Америка, проклинаемая нами традиционно уже многие десятилетия, за последние 100 лет не прибавила ни одного квадратного метра, потому что если в чем-то заключается ее величие, то, наверное, оно где-то в Силиконовой долине, в тех мозгах и условиях, которые притягивают мозги со всего мира.
Кстати, недавно я вернулся из 40-дневного путешествия по США и Канаде, там замечательные наши бывшие соотечественники, уже, безусловно, не только еврейская эмиграция, но и русские иного формата — живущие в открытом мире, неагрессивные, образованные, у которых подрастают двуязычные дети. Это запасная Россия, и хочется верить, что когда-то она будет востребована.
Ну вот, если говорить о надеждах, то они какие-то очень-очень призрачные и долгосрочные, а в ближайшей перспективе, я думаю, ничего хорошего россиян не ждет, потому что к интервенции всегда прилагается большая беда внутри — это абсолютная классика. И все реформы в России начинались только после ее поражений в войне, а за победами шли одни репрессии. Чтобы дождаться какого-то движения наверх, нам, к сожалению, нужно дойти до довольно глубокого низа. Хотя, признаться, еще лет семь назад я думал, что мы до него уже дошли, но о таком случае польский сатирик Ежи Лец, как всегда, удачно сказал: «Когда я опустился на самое дно, снизу постучали»...
«НИКТО НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЗАПРЕТИТЬ ЗАВТРА БЫТЬ УМНЕЕ, ЧЕМ ОН БЫЛ СЕГОДНЯ»
— Сейчас будет маргинализация России, изоляция от всего мира, — предположил Виктор Анатольевич, — а затем настанет серьезный экономический кризис. Под этот кризис Путин найдет виноватых в виде либералов в правительстве, именно они будут ответственны за то, что не сдержали экономику. Их погонят, придет новый Глазьев, все станет совсем плохо, и только после этого встанет насущный вопрос: «А нет ли среди нас кого со знанием таблицы умножения? Кто-то остался еще живой, не уехавший? Кто-нибудь помнит, как пишется «жи», «ши»?». Только так, к сожалению, только с этой точки.
И пожалуйста, не спрашивайте меня, когда умрет Путин: я не Глоба, предсказывать не берусь. И когда войска войдут — тоже. Я думаю, ближайшее будущее будет для вас и нас очень драматичным, точно так же, как уверен, что это драматичное время может парадоксальным образом послужить на пользу украинскому государству, если оно сумеет удержаться и сделать правильные выводы. Никто не может запретить человеку завтра быть умнее, чем он был сегодня. Это, разумеется, касается и государства...
За злобой дня и экскурсами в историю России (точнее, сатиры и цензуры в России) до анекдотов дело дошло лишь под конец, и самую бурную реакцию зрителей вызвали те, главный герой которых — российский лидер. Например: «Ходит мужик по деревне, стучит в окна: «Террористы захватили Владимира Владимировича, требуют 80 миллионов долларов, иначе грозятся облить бензином и поджечь. Собираем, кто сколько даст». В ответ: «Ну, литров пять дам...». Хотя стихи Шендеровича, написанные, как он говорит, в соавторстве с классиками, были тоже тепло приняты, поняты и прочувствованы:
Прощай, свободная Россия,
Наследственности не изжить.
Опять мундиры голубые
Нас учат Родину любить.
И в день стошнит еще три раза, —
Пока не выгонят взашей —
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей...

Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне — намордник, воля — за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной»
Михаил СААКАШВИЛИ: «Межигорье» просто безвкусный совок: финансовые возможности Януковича гораздо больше, чем то, что мы там увидели, а у Пшонки вашего Родина там, где его позолоченный дом»
Анатолий КОНЬКОВ: «В киевском «Динамо» жаловаться на боль нельзя было — жалобы не принимались. Как говорил Трошкин Володя, на поле не может выйти лишь тот, у кого нет ноги»
Сын писателя Бориса ПОЛЕВОГО Алексей КАМПОВ-ПОЛЕВОЙ: «Факт существования в Советской Армии летчика без ног мог быть использован вражеской пропагандой — дескать, здоровых летчиков у русских не осталось и в бой идут уже инвалиды, поэтому историю Маресьева разрешили обнародовать только после войны»
Знания — самый дорогой товар
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Прощай, свободная Россия, наследственности не изжить. Опять мундиры голубые нас учат Родину любить»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги