Композитор и генеральный директор Национального дворца «Украина» Николай МОЗГОВОЙ: «Тем, кто фонограмму использует, тяжко — попробуй еще в ту фанеру попасть! Для меня это высшая математика, поэтому обхожусь без нее, и слава Богу»
«КОГДА ЖЕ СЛУЧИТСЯ ТАК, ЧТО НОВАЯ ВЛАСТЬ МЕНЯ УСЛЫШИТ?»
- Да тут уж не спрашивать, тут впору только «Многая лета» пропеть - у вас два юбилея сразу: 40 лет дворцу и пять - как вы им руководите.
- Спасибо, уже пропели, и не раз. Вот сегодня очередная заметка вышла - бывший прораб рассказывает, как на строительстве дворца кто-то в бетон залез, как первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест на объект приезжал и рабочим по этому поводу матюкаться запретили, как запустили дворец под водочку да фаршированного леща...
Конечно, все это интересно, но ведь проблема в том, что запустили они то, что на сегодняшний день особой ценности не представляет. Почему об этом не рассказать? Спецпомещений в «Украине» нет, «карманов», чтобы разместить аппаратуру, тоже, гримерок мало, а таких, где можно развернуться, еще меньше. Заботились о внешнем виде дворца, о фейсе, так сказать, а о том, что внутри, как-то не подумали.
Закулисье главной концертной площадки страны должно быть просторным, таким, как во Дворце съездов в Москве. Другое дело, что в советское время нельзя было в Киеве так же построить. Шелест, безусловно, молодец: благодаря ему у нас хоть это есть. Так сколько людей было после Шелеста? Неужели никто не мог выделить средства, чтобы проблемы устранить? После каждых выборов сижу и думаю: «Когда же случится так, что новая власть меня услышит?». До Ющенко я так и не достучался, может, с нынешним Президентом повезет.
Последнее время мы только то и делаем, что латаем дыры и пытаемся как-то выбраться из кризиса. Да, купили лучший свет, самый совершенный звукорежиссерский пульт. Но сами понимаете: деньги с неба не падают, их надо заработать. Стараемся привлечь как можно больше гастролеров, хоть сейчас они нечасто ездят. С елками новогодними пролетели: был карантин, зрители сидели дома, им было не до массовых праздников. Хорошо еще, что я кредитов никаких не брал - уже давно прогорел бы...
- Но юбилей дворец все же отметит?
- А как иначе? Будет большой концерт, съедутся все наши друзья: и Валерий Меладзе, и Лайма Вайкуле, и Филипп Киркоров, и отечественных исполнителей будет много.
- И все живьем ка-а-ак запоют...
- Ну, это уже кто как захочет и кто как сумеет (смеется).
- Я недавно услышала: Мозговой потому всегда возмущается, что ему всю жизнь без фонограммы тяжело. Николай Петрович, признайтесь, так и есть?
- Сложно ответить. Мне кажется, это тем, кто ее использует, тяжко: попробуй еще в ту фанеру попасть! Для меня это высшая математика. Каждый год в концертах без нее обхожусь, и слава Богу.
- Кстати, а вы не спрашивали коллег, почему они предпочитают петь под плюс?
- Нет. Я знаю точно, что через стекло нельзя понять, как пахнет роза, и что детей с презервативами не делают. Точно так же прыжки под фонограмму нельзя назвать пением - все это лицедейство. Не эстрадный вокал, а совершенно другой жанр - синхробуффонада называется.
- Как у Пескова?
- Совершенно верно. Разница только в том, что он называет вещи своими именами, а другие - нет. Кстати, еще до Пескова у нас было трио Синиц. Они показывали такие миниатюры в мюзик-холле - людям весело было. Но когда народные артисты, громко и пафосно именующие себя певцами, в жанре синхробуффонады работают и бьют себя в грудь: «Та я зiрка всiх зiрок!», становится еще смешнее. Я уже редко говорю об этом - устал...
- Бывает так, что артисты, которых вы называете шептунами и фанерщиками, претензии высказывают? Мол, все это неправда, поем только живьем...
- Никто ничего не высказывает. Потому что скакать по сцене, быстренько перебирать ножками и при этом делать вид, что сам поет... Да это же все равно, что от пола отжиматься и одновременно оперную арию исполнять!
- Вы считаете, главное в артисте - сильный голос?
- Не обязательно. Должно быть в человеке что-то такое, чтобы если уж не нотой зацепил, так искренностью, душевностью. Как у Марка Бернеса, например. Вроде ничего вокального, тихонько себе пел, а люди плакали. Только он мог так исполнить «Журавли» Френкеля. Другие ревели, как белуги, а песня за сердце не брала. Или покойная Валечка Толкунова - «Носики-курносики». Казалось бы, что там такого? Но так, как она, никто эту песню уже не споет.
«К ФОНИАТРУ ОБРАЩАЛСЯ ОДИН РАЗ - КОГДА ЗАБОЛЕЛ ПЕРЕД ПАРТИЙНЫМ СЪЕЗДОМ»
- Когда я шла к вам на интервью, увидела в помещении «Украины» врачей...
- Они обслуживают наше предприятие. Должны же люди знать, на каком они свете, правда? А у нас есть такие специальности, которые требуют медицинской справки. Кто-то под потолком работает, очень высоко, кто-то - с людьми, в гардеробе или буфете. На концертах постоянно врачи «скорой помощи» дежурят - на всякий случай.
- Не так давно здесь Басков со сцены упал. Говорил, связки на ноге порвал.
- Такое с каждым может быть. Декорации тогда были построены таким образом, что артист не видел, куда ступать, ну и упал, бедолага. Растяжение было, но Колю сразу поставили на ноги - укольчик сделали, массаж. Он довел концерт до конца, и ничего страшного не случилось. Если бы разрыв связки был, то пошевелить ногой бы не смог.
- Последнее время в Киев все простуженные приезжают: Меладзе покашливал, Кузьмин тоже...
- Не знаю, к нашему лору никто из них не ходил. Как правило, артисты привозят своих фониатров.
- А вам приходилось к этим специалистам обращаться?
- Один раз, еще в советское время. Как раз перед очередным съездом Компартии УССР Ротару заболела, я тоже подхватил грипп, который дал осложнение - ангину. Но мне позвонили, подняли с кровати, потому что кому-то надо было петь с оркестром «Край, мiй рiдний край». Соня - женщина, ее тревожить не стали, а меня поставили перед фактом. Вкололи какие-то витамины, по-моему. В общем, наркоту какую-то (смеется), и выступил - а куда было деваться?
- Заканчивать партийные съезды - весьма ответственная миссия...
- Ну да. Хотите спросить, что эта миссия мне давала? Ничего. Я не попал в число артистов, обласканных советской властью. Никто мне ни квартиры не дал государственной, ни звания. Видимо, думали, раз известный композитор, значит, богатый, и ни у кого в мыслях не было, что этот известный композитор с женой и маленьким ребенком ютится в съемных комнатках, чужих углах, в каких-то общежитиях... Не жалуюсь - это хорошая жизненная школа. Но я, конечно, завидовал белой завистью людям, которые получили жилье, потому что помогал им его получить. Работал в Укрконцерте и был секретарем парторганизации - очень большой, на правах райкома. Вот и пробивал квартиры всем, кто нуждался. Мне было приятно это делать.
- Кто-то из коллег благодарен?
- А мне это не нужно. Тогда выпили по рюмке, пожали руки - и достаточно. Разве ж можно так жить, чтобы тебя постоянно благодарили?
Так что никаких подачек мне никто не давал, и если кто-то думает, что у меня в Киеве 10 квартир, он сильно ошибается. Я живу в селе, и дом построил исключительно своими усилиями, как говорится, своим горбом, без помощи какой-либо власти.
- От нынешней чего-то ожидаете?
- Знаете, все 19 лет независимости мы только и делали, что ожидали. Может, хоть эта команда докажет, что она на что-то способна. Потому что посмотрите, как Президент взялся за работу - ездит, договаривается за этот газ... Дай Бог, чтобы так и дальше было, чтобы мы нашли общий язык с соседями, ведь увидели уже: самостоятельно или з великим гонором, але в дiрявих штанцях далеко не заїдеш. Нужно жить в мире и согласии, приспосабливаться к людям, в чем-то, возможно, и уступать. Сколько можно причитать: «Вот, если мы уступим, то потеряем...»? А что мы такого особенного за эти 19 лет нашли? А за предыдущие 70?
Вон коммунисты - бьют себя в грудь, воспевают советское время... А я как вспомню, так вздрогну. Боже, это ж не жизнь была, а катастрофа какая-то! Моя бабушка в селе получала 14 рублей пенсии. Как хочешь, так на них и живи.
- Но все же ностальгия есть у многих.
- Да ну, о чем грустить? О вареной колбасе из туалетной бумаги? В городах картошку покупали чуть ли не поштучно, в сельских магазинах не было ни хлеба, ни сахара. Сейчас как раз есть все, и люди одеты красиво, разве что не так беззаботно улыбаются. Так надо разбудить это все, показать, что нашу страну есть за что любить!
- Как вам новый министр культуры?
- Ничего. Здоровый, энергичный и - что самое главное! - играл на скрипочке. Это уже говорит о том, что душа у него поэтическая. Думаю, все у него будет нормально, потому что желание работать есть. Вот посмотрите, какой классный ход с «Евровидением» сделали...
- Вам понравилось?
- А разве может не нравиться? Савик Шустер за три ночи провел отбор! Все говорили: «Да это нереально, этого не может быть, это же сумасшедшие деньги...». Но он, в условиях своей студии, не приспособленной для таких конкурсов, провел конкурсный отбор, и определилась двадцатка лучших молодых артистов.
За три дня мы увидели все и принимали в этом участие. Я тоже сидел перед телевизором и смотрел на своих внучек, которые отсылали SMS-ки, волновались за тех, кто им нравился. Це ж скiльки мiльйонiв оченят дивилось i вибирало!
«У АЛЕШИ БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ. И НОТЫ ЗНАЕТ, И ПОЕТ, И ПИШЕТ - ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ АРТИСТКА!»
- За кого болели вы?
- За того, за кого мои Женечка с Зоей. За эту девочку, Алешу. Посмотрите, какой у нее шикарный диапазон! А когда появятся хорошие учителя, когда она посмотрит на других исполнителей, опыта наберется...
Словом, пускай едет в этот Осло, у нее большое будущее. Больше всего мне нравится то, что она автор-исполнитель. Ей не надо выбирать песню всенародным голосованием, покупать у кого-то за бешеные деньги. Дали от ворот поворот одной композиции - села в студии и за две ночи сочинила другую! И ноты знает, и поет, и пишет - замечательная артистка, побольше бы таких!
- Как думаете, шансы войти в первую десятку у нее есть?
- Главное не победить, а достойно выступить - это у нее однозначно получится. Мы ее выбрали и теперь будем за нее болеть.
Вообще, народу нужно чаще напоминать, что он не тупое стадо, а в своей стране - власть. Что он не только может, но и должен за себя решать. А то пришли раз в четыре года на выборы, проголосовали, вручили страну: «Нате, керуйте!» - и ушли восвояси. Промахнулась власть - давай ее материть на все стороны... Нет, братцы, так у нас ничего не получится. А если каждый будет нести ответственность, делать то, что от него зависит, не придется потом на кого-то пенять. Я думаю, сегодня каждому из нас нужно поддержать то, что происходит в государстве, соблюдать законы и просто жить по совести.
- До того, как стать артистом, вы на юриста учились. Говорят, всем коллегам по сцене документы оформляли - и на жилье, и заявления о приеме на работу... Правда?
- Да. Раньше ведь не было столько нотариусов или адвокатов, как сейчас, - на каждом шагу. Люди страдали, потому что не знали, что нужно писать в бумагах и как.
- Так вот почему вы решили юристом стать?
- Нет, меня в это дело романтика привела (улыбается). Когда я в армии служил, телевизор - чудо техники! - закрывали в ящик, а из кинофильмов мы смотрели только «Кавказскую пленницу» - больше ничего не привозили. За три года и четыре месяца службы успели наизусть ее выучить.
Я попал в войска ПВО, в ракетный дивизион. Шесть ракет, их надо обслуживать - ты либо на дежурстве, либо на поддежурстве, либо отдыхаешь. В перерывах что-то надо было делать, не в потолок же плевать. Поэтому возле станции мы с ребятами соорудили небольшой трап, там лежали две гирьки - 16 и 32 кило. Потаскаешь их в свободное время, но ведь это тоже надоедает. Так что по вечерам садились под маленькой лампочкой 12-вольтовой и читали книги из библиотеки. Мне в руки попал томик сочинений известного российского адвоката Анатолия Кони - я думал, это беллетристика, что-то типа Агаты Кристи, вот и взял. А оказалось, там случаи из его практики: расследования убийств, краж, грабежей... Так интересно написано! Я зачитывался этой книгой, и мне самому захотелось стать эдаким буковинским Кони.
Отслужил в армии, вернулся домой с мечтой стать юристом и узнал, что поступать в Харьковский юридический институт можно только с разрешения обкома партии. Поехал туда, написал заявление, особо не надеясь, - и получил нужное решение! С первого раза поступил.
Харьков я теперь часто вспоминаю, называю его портовым городом без моря. Сколько там студентов! И тогда, и сейчас... Работы тоже было много - я почти во всех ресторанах играл. У родителей денег не просил, сам зарабатывал - я же лабух, голодать никогда не буду. Много лет спустя, когда возил за границу наши лучшие коллективы - ансамбль Вирского, «Думку» - даже в Париже находил, где заработать. Иду, вижу - ресторанчик. «Музыканты нужны?». - «Да». Подсаживался за рояль. Думаю: «Вы, ребята, здесь поете, танцуете, а мне что делать?».
Так вот, проучился я в юридическом четыре года, ехал с практики - из Ивано-Франковска - через Киев и на вокзале увидел объявление: в эстрадно-цирковую студию набирают артистов. Перечислены специальности, а внизу - заветная фраза: «Жильем обеспечиваем». Тогда, как, впрочем, и сейчас, это очень много значило. Времени до отправления харьковского поезда было достаточно, вот я и пошел на прослушивание.
Посмотрел, как все происходит, и к директрисе - спросить, можно ли мне к ним перевестись. Показал свой студенческий билет... Она испугалась, думала, я подсадная утка, работаю на прокуратуру, выведываю что-то. Но прослушивание мое таки состоялось. Покойный ныне Николай Кондратюк, который у меня потом преподавал, Борис Иванович Пузин, выдающийся оперный баритон, попросили: «А ну-ка покажи, что можешь». Я начал играть на рояле и петь, а потом сказал, что до армии окончил музучилище по классу баяна.
В общем, сдал все экзамены и перевелся из юридического - падал перед ректором на колени! Просил-просил и выпросил. Через два года уже был артистом.
- А если бы ректор на уговоры не поддался, были бы сейчас главой Верховного суда. К примеру.
- Так Петр Пилипчук, мой однокашник, работает заместителем у Василия Онопенко. Мы с ним на одной лавке на лекциях сидели (улыбается). Знаете, я ни о чем не жалею. В конце концов, петь начал раньше, чем юриспруденцией увлекся.
- В детстве?
- Да. У нас в семье пели все, поэтому никто не считал это серьезным делом. Мой папа говорил: «Менi б твою роботу, та в недiлю!».
«ВСЕ ЭТИ ТЕЛЕШОУ - ОДНО СПЛОШНОЕ ДУРИЛОВО НАРОДА»
- Нынче очень много телешоу, которые штампуют певцов: и «Фабрика зiрок», и «Суперзiрка», и еще какой-то «Х-фактор» намечается...
- Практически ничего из этого не смотрю. Вернее, гляну на первые выпуски, пойму, для чего оно придумано и как будет развиваться, а дальше мне уже не интересно. Все эти телешоу - одно сплошное дурилово народа. Я из тех людей, которые не верят, что за два-три занятия можно научить петь, двигаться на сцене, танцевать...
- Из звезд быстрого приготовления что-то получится, как вы считаете?
- Никогда! Вот вы видели кого-то достойного за все эти годы - хоть нашего, хоть из Москвы? Ну кто, скажите мне, из «фабрикантов» стал суперзвездой? Спели по две песни, и все. А чтобы стать звездой, необходимо иметь хотя бы три-четыре, которые будут нравиться всем.
- По-моему, главное мерило успеха - это когда песню поют на свадьбах и даже не вспоминают, кто автор. Вы в подобной ситуации были?
- Миллион раз! И к этому абсолютно позитивно отношусь, хотя поначалу хотелось встать и закричать: «Люди, так це ж моє! Я - автор!». Теперь же только радуюсь, что после себя что-то оставлю. Если кто-то захочет докопаться, чья это песня, - запросто сделают, просто во время застолья им это не надо, а нужна радость оттого, что они поют. И мне льстит, что я смог ее дать.
«С ДМИТРИЕМ ТАБАЧНИКОМ МЫ НЕ ЗНАКОМЫ, НИ РАЗУ ДАЖЕ ЧАЮ ВМЕСТЕ НЕ ВЫПИЛИ, НО БЫЛА БЫ ВОЗМОЖНОСТЬ, ВСТАЛ БЫ ВОЗЛЕ НЕГО»
- Вы ведь преподаете сейчас?
- Заведую кафедрой в киевском педуниверситете имени Драгоманова.
- И как, есть среди студентов достойные?
- Безусловно. Но их все меньше и меньше. Мало кто хочет работать над собой. Все хотят стать моделями, звездами, поняли, что за сало-мясо-деньги можно чего-то добиться. Папа денег дал - о, можно быстренько записать какие-то «фанерки» и хвастаться, что ты типа артист. А чтобы стать артистом, надо долго и серьезно учиться: сначала в музыкальной школе, потом в училище, консерватории.
Нашей эстраде не хватает только образованности. Всему остальному мы уже научились: и макияж делать, и прически, и одеваться. Порой не распознаешь, где зарубежный исполнитель, а где украинский. А природа в Украине рождала и будет рождать таланты - отметил нас Господь хоть этим. Нужно только поставить образование на ноги. А то травят этого Дмитрия Табачника неизвестно за что...
- Вы его поддерживаете?
- Мы с ним не знакомы, ни разу даже чаю вместе не выпили, но была бы возможность, пошел бы и встал возле него - он же грамотный мужик, в конце концов! Ну, пусть когда-то что-то сказал, ну и что? Доведут - и не такое скажешь... Сегодня он все переосмыслил и может что-то предложить. Я выслушал его в двух передачах - и аж сердце разболелось. В кои-то веки у нас нормальный министр образования, а мы его клюем: «Он нам не нужен, потому что не любит Украину!».
Все эти разговоры - чистой воды политиканство. Скажите, как ее надо любить? Рвать на себе вышитую рубашку? Так по мне пусть лучше человек спокойно трудится на благо Украины, чем сотрясает воздух клятвами и пустыми обещаниями. То, что предлагает Табачник, я полностью поддерживаю.
Все перепугались, что к тестам, которые сдают выпускники, чтобы их приняли в вузы, могут добавить собеседование. Да я только за! Я должен видеть каждого студента, знать, кто он, как мыслит, чего хочет от жизни. Может, он плохо подготовился к экзамену или переволновался, но на самом деле это такой талантливый, мыслящий и целостный человек, что ему нужно поставить высокий балл, а в остальном я его подтяну? И потом, как можно музыкантов набирать по тестовым сертификатам по математике или украинскому языку? Это же дикость!
Почему дети уже сейчас фильтруют предметы: «Так, мне нужна только математика, по ней я буду тест писать, а все остальное меня не интересует»?
- Это внучки вам такое говорят?
- Сейчас все школьники так говорят. А внучки мои уже самостоятельные. Старшая, Зоя, забрала документы из школы - что-то ей там не понравилось! - и нашла себе учебное заведение по вкусу. Теперь учится в колледже - изучает журналистику, иностранные языки, дизайн, в общем, то, что безумно любит. Уже и подрабатывает у меня в фонде - занимается оформлением бумаг. Я ей сказал: «Так, буду тысячу гривен платить, а ты деду помогай». Все, она уже взрослая! Обрадовалась: «Ой, значит, у меня теперь будут заработанные деньги?». Пусть немного, но одно дело, когда мама из своего кармана выдаст или дедушка с бабушкой подарят, и совсем другое - когда ты получил их за свой труд. А Женя пока в школе, но очень хочет петь, и у меня есть все основания полагать, что у нее это получится.

Александр БАЛУЕВ: «Я начал пить, причем всерьез — можно сказать, стал алкоголиком. Переломить ситуацию мне помогла любовь к женщине»
Сергей КАПИЦА: «Обернувшись, я увидел перед собой крепкого парня, который в одной руке сжимал топор, а в другой — опасную бритву. Он был зарегистрированным сумасшедшим и убивал меня как главного жидомасона»
Борис Апрель находится на грани суицида
Двойняшек Анатолия Тимощука выхаживают немецкие врачи
32-летняя Анна Ковальчук родила сына, а 34-летняя Чулпан Хаматова — дочь
Сандра Буллок помирится с бывшим мужем ради приемного малыша
У Михаила Пореченкова будет пятый ребенок
51-летняя Мадонна показала себя в белье и без фотошопа
Михаил ЗАДОРНОВ: «Когда-то в нашей общей стране мы гордились космосом, балетом, спортом и ветеранами. Остались только ветераны...»
Подметать так подметать...
Композитор и генеральный директор Национального дворца «Украина» Николай МОЗГОВОЙ: «Тем, кто фонограмму использует, тяжко — попробуй еще в ту фанеру попасть! Для меня это высшая математика, поэтому обхожусь без нее, и слава Богу»
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ: «Моя первая жена Люба не только полностью отдавалась работе в ансамбле «Электрон», но, как позже выяснилось, еще и руководителю этого ансамбля»
Главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр ШВЕЦ: «Малыши из детского сада перечислили на гамма-нож все, что скопили для своего кукольного театра, — примерно две тысячи гривен»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги