Шутить изволите
Конферансье Иван ШЕПЕЛЕВ: "Нахальный фотокор прямо на сцене лез Шульженко под ноги. Клавдия Ивановна ослепительно улыбнулась, спрятала микрофон за спину и сказала: "Пошел на х..."
3 Января, 2006 00:00
В артистической жизни Ивана Шепелева соединились две эстрадные эпохи. Когда он впервые вышел на эстраду, на ней еще блистали звезды 30-50-х годов, а новые звезды собирали многотысячные аншлаги на концертах во дворцах спорта. Шепелев вел концерты Леонида Утесова и встречался на гастролях с восходящей звездой советской эстрады Аллой Пугачевой.
КОЕ-ЧТО О ПРОФЕССИИ И НЕ ТОЛЬКО
Впервые я попал на эстрадный концерт с мамой, когда мне было шесть лет. Это случилось в Северодонецке. Концерт был большой, праздничный, с участием эстрадных звезд того времени. На сцене пели, танцевали, показывали фокусы, но больше всех мне понравился добродушный весельчак с бабочкой, который объявлял номера, шутил и даже разыграл несколько афиш с автографами знаменитостей. Афишу я не выиграл, но свой главный приз все-таки получил, правда, гораздо позже - в Москве, лет через 15.
Там совершенно случайно я узнал, что тем добродушным весельчаком с бабочкой был знаменитый конферансье Борис Сергеевич Брунов, у которого мне предстояло учиться во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.
В жизни Брунов был далеко не добродушным, скорее даже строгим. Всегда подтянутый, в элегантном костюме, с сигарой во рту. Он дымил сигарой и, не вынимая ее изо рта, повторял: "Конферанс - главный жанр на эстраде! Когда-нибудь я буду рад назвать вас своими коллегами. Вы счастливчики! - продолжал Брунов. - Каждый день во время концерта будете встречаться с разными артистами, иногда звездами. Будете думать, как их представить, что рассказать, нужно ли шутить. Каждый день что-то новое, каждый день маленький стресс, а это настоящее творчество".
Борис Сергеевич оказался прав: за 30 лет работы на эстраде я встречался с Иосифом Кобзоном, Клавдией Шульженко, Владимиром Высоцким, Валентиной Толкуновой, Юрием Гуляевым, Филиппом Киркоровым, Эдитой Пьехой, Юрием Богатиковым, Яном Табачником, Анной Герман и многими другими. О каждом из них можно написать целую книгу. Но я ограничусь эстрадными байками из жизни легендарных артистов, чей выход на сцену уже сам по себе являлся событием.
ПРОВАЛ АННЫ ГЕРМАН
Мне посчастливилось работать с великой певицей Анной Герман достаточно много и в Польше, и в Союзе. Кстати, в СССР она была гораздо более известна и любима, чем у себя на родине. Обычно актер имеет своего зрителя, Герман работала с бешеным успехом где угодно. Молодежная аудитория - пожалуйста, ветераны, рабочие, военные, интеллигенция, милиция - точно так же. Все концерты всегда проходили на ура, я подчеркиваю - все.
А то, что я хочу рассказать вам, произошло в Белоруссии, за два года до ее трагической смерти. Анна пела в военном городке под Полоцком, в большом, но старом Доме офицеров. Говорили, что его еще пленные немцы строили. А ремонта здание не видело никогда. В зале генеральских погон не сосчитать. Полковники в проходах стоят, как мальчики. А в тот же день, буквально за два часа до концерта, мы разговаривали с певицей о провалах. Анна сказала, что, конечно, у нее бывали и более удачные концерты, и менее удачные, но чтобы провал - нет. Бог миловал.
И вот концерт. Кроме широко известных публике песен, в сольной программе Анна Герман пела еще и польские песни, в основном веселые. И в финале она хорошо так притопывала. Это было нечто вроде невысокого прыжка. После него она и провалилась. Я смотрю из-за кулис - в сцене огромная дырка, бросаюсь под сцену, там темень. Кричу: "Ани, Ани!". Наконец нахожу ее, вывожу на свет божий. Спрашиваю: "Все цело?". Она себя осматривает, снимает с платья паутину. "Нет, - говорит, - не все. Колготки порвала".
Короче, объявили мы антракт, прибежал начальник клуба, просит: "Не жалуйтесь начальству, а то меня в два счета разжалуют, а мне до пенсии два года осталось". После антракта зал уже не хлопал, а скандировал. Тогда я окончательно понял, что у великих актеров даже слово "провал" нужно писать без кавычек.
ЮРИЮ ГУЛЯЕВУ АВТОГРАФ ОБОШЕЛСЯ В ПОЛТЫЩИ
Много лет назад, еще в юности, работал я с прекрасным певцом, народным артистом СССР Юрием Гуляевым, и обратил внимание на одну его особенность - не в работе, нет, а в манере давать автографы. Он делал это совсем не так, как другие знаменитые люди. Обычно-то, знаете, стоит звезда на сцене, раскланивается, а ей тянут программки, открытки, книги или что-то в этом роде. Затем, практически не глядя, быстрый росчерк пера - и счастливый поклонник отходит, уступая место следующему.
Гуляев все делал абсолютно по-другому. Он не спеша брал в руки то, на чем предстояло расписаться, рассматривал, что у него в руках, спрашивал имя поклонника, писал что-то вроде "Дорогому Пете на память" и только после этого ставил автограф.
И вот мы как-то очень торопились с одного концерта на другой. Я вижу, у него очередь стоит человек 20, прошу разделаться с ними побыстрее, на что он мне отвечает: "Э нет, мой дорогой. Быстро я могу делать все, что угодно, но только не давать автографы". А когда он, наконец, отпустил всю очередь своих горячих почитателей и мы сели в автобус, Гуляев рассказал, что правильно давать автографы его научили в одной из республик Закавказья, причем раз и навсегда.
Как-то после большого концерта Юрий Александрович раздавал автографы направо и налево. Ему подсовывали все подряд, а он щедро и с удовольствием расписывался. Назавтра он уезжал в Москву. Перед отъездом певец, естественно, пошел в филармонию за расчетом, и там ему показали официальную бумажку о том, что он получил 500 рублей аванса. Внизу стояла его собственноручная подпись.
Гуляев говорит: "Я ничего не брал. Где администратор?". А ему отвечают, что администратор уехал в Москву по делам, отчет сдал, и мы ничего не знаем. "Подпись ваша? Ваша. Все". И сколько он ни возмущался, они только плечами пожимают и предлагают отдать документ в милицию на графологическую экспертизу.
В общем, посмотрел Юрий Александрович на подпись внимательно, видит - никаких сомнений: его. Человек он был мягкий, поэтому крупного скандала устраивать не стал, хотя и мог бы: его известность вполне это позволяла. Но он плюнул и уехал. Однако с тех пор к процедуре раздачи автографов относился внимательно и осторожно.
САМОУБИЙСТВО ПО РЕЦЕПТУ РАНЕВСКОЙ
Я посещал творческий семинар Фаины Раневской. Первое занятие запомнил на всю жизнь. Пришла Фаина Георгиевна, закурила "Беломор" и сказала: "Дорогие мои, вы - моя халтура. Понимаете, народным артистам СССР денег платят мало, и поэтому мне, чтобы заработать, нужно вас немного подучить. Но это абсолютно бесполезно и бессмысленно, научить я вас ничему не смогу. Нельзя научить играть. Поэтому я и стараться не буду. Хотя, может быть, кому-то в чем-то помочь смогу".
Занятия наши заключались в том, что она приходила, садилась и рассказывала, во-первых, о себе, во-вторых, анекдоты. Поговаривали, что она сама их сочиняла. И я этому верю. Юмора и остроумия у этой женщины было столько, что не передать!.. Ее фразы мгновенно становились фольклором. Да она сама была и есть фольклор. Я слышал, как Никулин в "Белом попугае" рассказывал под видом анекдота случай из жизни Фаины Георгиевны. Правда, Никулин заменил ее другим персонажем, мужчиной.
Кстати!.. Анекдоты Фаины Георгиевны начинались с этого слова. Она время от времени произносила "кстати" и рассказывала очередную анекдотическую историю.
На первом занятии мы должны были познакомиться с пьесой Эрдмана "Самоубийца", которую долго не разрешали ставить. Фаина Георгиевна сказала: "Говорить об этой пьесе не хочу. Скучно. Лучше поговорим о самоубийстве. Штука эта серьезная, тут есть о чем поговорить". И она рассказала трагический случай: "Одна старуха решила застрелиться. Это я не о себе рассказываю, себя старухой не считаю". Она затянулась беломориной и продолжила: "Это я о другой старухе. Так вот, где-то она узнала, что если наверняка хочешь покончить с собой, стрелять нужно на два пальца ниже соска. И что вы думаете? Она прострелила себе коленку".
РОМАНЫ И РОМАНСЫ ЛЯЛИ ЧЕРНОЙ
Легендарная женщина и актриса, с которой мне пришлось встречаться, - Надежда Ивановна Киселева, известная всем как Ляля Черная. О ней говорили, что вся ее жизнь - это песня. Во всех смыслах. Кроме того, у нее были самые знаменитые мужья: великие мхатовские артисты Михаил Яншин, Николай Хмелев. И, наконец, Евгений Весник. Когда я с нею гастролировал, Ляле Черной уже исполнилось 75 лет. Она выходила на сцену и пела всего три романса. Но весь концерт публика ждала только ее.
В Череповце мы работали в Доме офицеров, где был очень хороший, интеллигентный начальник. Полковник. Он внимательно отнесся к нашей труппе, накормил, старался по возможности нам угодить и после концерта подошел к Ляле Черной: "Я просто в восторге! Но почему вы так мало пели? Вас хочется слушать бесконечно".
Актриса благодарит его и сокрушается: мол, что же делать, я теперь пою мало, все-таки мне за 50, а это возраст.
Полковник опешил: "Как "за 50"?! Мне 54, а когда я был 10-летним пацаном, вы вовсю снимались в кино и были замужем!". Ляля Черная посмотрела на него долгим взглядом, сказала: "Хам!" - и ушла.
Она говорила: "Я женщина до тех пор, пока на меня обращают внимание мужчины". А мужчины обращали на нее внимание до самой ее смерти. 32-летний скрипач Володя, который аккомпанировал певице, был в нее влюблен. Я отработал с ними концертов 40, и каждый раз, когда она пела романс Беранже "Нищая", Володя, играя, плакал.
В то время Ляля была, так сказать, в гражданском разводе с Весником, ну и поговаривали о каких-то ее отношениях с этим скрипачом. По крайней мере, в люксе их селили вместе, а в то время это было строго воспрещено. И в гостинице Вологды администраторша спросила: "Как же я поселю вас вместе, вы же не расписаны?". Ляля Черная ей мгновенно ответила: "Милочка, разве вы не видите, мы только что из загса, штампы поставить не успели".
ЦЫГАНСКИЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНИНУ НАЧАЛЬНИКУ
В молодости я работал у цыган. Помню историю, которая произошла на 60-летие руководителя ансамбля Николая Ивановича Канденко.
Когда я вошел в комнату, там было полно цыган. Среди них сидела старуха, с которой все говорили по-русски. Никто меня, мальчишку, с ней, естественно, не познакомил. Да и вообще внимания на меня никто не обращал. Вспоминали в основном Мордовию - как Канденко с цыганским ансамблем приехал туда на гастроли.
К политическим заключенным никого не пускали, даже передач не разрешали. Канденко пообещал начальнику лагеря дать бесплатный внеплановый концерт - прямо за колючей проволокой, специально для его работников. Эксклюзив, так сказать. С маленьким условием, что начальник разрешит передать посылку знакомой зечке. Начальник, понятно, рисковал: если бы о сделке доложили куда следует, ему пришлось бы туго. Но, видимо, не удержался - цыгане-то условия ставили пустячные. И он решился: "Согласен". Канденко говорит: "А не обманете, товарищ начальник?". Тот даже обиделся: "Я ж вам, - говорит, - не цыган какой, я - чекист! Кому передать посылку?". - "Лидии Андреевне Руслановой". Тут начальнику стало плохо. Он-то думал, что речь идет о какой-нибудь цыганке, до которой никому дела нет, а оказалось... Но отступать поздно.
В этом дремучем лесу, в лагере, цыгане дали концерт, да такой, что начальник им еще и свидание с Руслановой разрешил, получасовое. На свой страх и риск. Вот, значит, с какой старухой сидел я за одним столом!
А Канденко сказал: "Лидия Андреевна, я знаю, что вы за столом петь не любите, но для меня спойте, пожалуйста". Она ответила, что и в самом деле за столом не поет, но Коле отказать не может. Русланова запела "Валенки", и мне показалось, что включили пластинку: вместо старческого дребезжащего голоса, которым она только что говорила, я услышал молодой голос Лидии Руслановой, известный любому ребенку...
ШУЛЬЖЕНКО ВЫРАЖАЛАСЬ ДОХОДЧИВО
В 70-е годы на День Победы я работал в казахстанском городе Усть-Каменогорске. Туда пригласили Клавдию Ивановну Шульженко с Давидом Ашкенази, ее постоянным аккомпаниатором. Надо сказать, Клавдия Ивановна, такая маленькая, с папиросой в зубах, несмотря на женственность, интеллигентность и солидные годы, очень любила... материться. В ее устах это звучало мягко, красиво и элегантно.
Что такое фонограмма, тогда не знали, поэтому в центр стадиона вытащили рояль, подзвучили его микрофонами, и все происходило вживую. Ашкенази играл, Шульженко пела фронтовой репертуар. Кстати, стадион был полон: Клавдию Ивановну просто обожали.
Ясно, что на концерте было много фотокорреспондентов, которые все время щелкали своими аппаратами.
А один нахальный фотокор лез чуть ли не под ноги певице. Она кланяется, а мне шепчет: "Ванечка, уберите этого наглеца". Я - к нему, говорю: "Извините, вы мешаете Клавдии Ивановне работать". А он на меня ноль внимания, на коленочку становится, ищет ракурсы поэффектнее.
Клавдия Ивановна начинает следующую песню - "Давай закурим", - ситуация не меняется. Наконец наступает фортепьянный проигрыш, он в этой песне длинный. Ашкенази играет, Шульженко ослепительно улыбается, прячет микрофон за спину и сквозь свою великолепную улыбку говорит фотографу: "Отойдите, пожалуйста. Вы мне мешаете". Ноль эмоций. Она еще раз. Ни фига! Тогда Клавдия Ивановна все с той же очаровательной улыбкой произносит: "Пошел на х..!". У фотокора аппарат из рук выпал и на шее повис. "Что?" - промямлил он. А Клавдия Ивановна: "Пошел на х..! Понял?".
И, знаете, он понял - потому что исчез в мгновение ока. Вот только я не понял, как ему это удалось: все-таки от центра поля до края путь неблизкий...
ЯЩИК КОНЬЯКА ДЛЯ ВЫСОЦКОГО
После моего дебюта в Москве, в 78-м, меня стали приглашать в программы известных артистов того времени. Я работал с популярной группой "Оризонт", рок-группой "Автограф". Вел концерты народного артиста СССР Юрия Богатикова. И вот однажды звонит мне администратор Золотарев: "Ваня, есть поездка. Денежная. Но ты за зубами язык можешь держать?". Я говорю: "Могу". - "Мы едем не по концертной линии (раньше это было запрещено, могли лишить аттестата, то есть права работать вообще. - И. Ш.), а от общества книголюбов".
Я, естественно, интересуюсь, с кем и куда. И Золотарев отвечает: "С кем - скажу в аэропорту, а куда - секретов нет. В Магадан".
Я никак не мог понять, что за таинственность такая. Ну, подумаешь, левый концерт. Тоже мне парижские тайны! Приезжаю в аэропорт. Вижу Золотарева и рядом человека с гитарой. В кожаной кепочке. Это был Высоцкий.
Как потом выяснилось, он поссорился с Золотухиным - до этого они вдвоем ездили - и сказал Золотареву: "Любого мне найди, чтобы вначале меня представил и поработал в паузе, пока я чайку хлебну и гитару приведу в порядок". У него гитара быстро расстраивалась и струны рвались часто.
Приехали мы в Магадан. Работали в каком-то НИИ, связанном с проблемами океана, и по знаменитой колымской трассе, которую зеки строили. Везде с аншлагами. Это при том, что нигде никаких афиш не было. А жили в гостинице "Магадан". Владимир Семенович - в люксе с окнами во двор, а я напротив, в одноместном.
И вот в два часа ночи стук. Я вскакиваю, открываю.
Стоит Высоцкий: "Старик, выручай. Ко мне какие-то бабы через балкон влезть хотят". Я говорю: "Так давайте милицию вызовем". А он: "Милиция разбираться будет два часа, а я хочу хоть немного поспать". В общем, послал он меня в свой номер. Я лег. Лежу. Вижу - на балконе женщины появились, солидные такие, не девочки. Еще сумку какую-то за собой тащат. Заглянули сквозь стекло и давай стучать. Встаю и начинаю: "Что такое, что вы здесь делаете? Я милицию вызову". Они мне: "А где Высоцкий?". - "Какой Высоцкий? Я командированный. Живу здесь". Одна кричит: "Не может быть, я же этой сволочи коньяк поставила, чтоб она мне балкон показала". Ну, я тоже в крик: "Не знаю никакой сволочи и никакого коньяка! Я спать хочу".
Короче говоря, смирились они с тем, что их обманули, попросили разрешения пройти на выход: не хотелось с балкона вниз слезать, второй этаж все-таки. И я уже решил, что выпроводил их, но... Был узнан. Схватили они меня. "Колись, - говорят, - где Высоцкий". Я делаю вид, что сдаюсь: "Вас не проведешь. Но Высоцкий все равно не здесь живет, а в обкомовской гостинице, за городом". Они расстроились: "Ну, мы туда, конечно, среди ночи не поедем, но у нас вот тут 10 бутылок коньяка, рыба. Ты ему передай". Я пообещал, и они ушли.
Захожу к себе в номер, Высоцкий сидит. "Ушли?" - спрашивает. "Ушли. Вот сумку коньяка оставили". - "Вот и хорошо. Возьми себе. За труды".
Не пил он тогда вообще. Из-за своих болезней. И бессонницей страдал жесточайшей. А в ту ночь он мне еще и пел. Представляете? Мне - одному!

Актриса Ирина МУРАВЬЕВА: "Я абсолютно не похожа на своих героинь. Тихая, покладистая, спокойная, просто мышь под веником"
Александр ГАЛИБИН: "В том, что после съемок "Мастера и Маргариты" я попал в жуткую автокатастрофу, Воланд не виноват"
Игра по понятиям
Московских окон негасимый свет
Кинорежиссер Василий ПИЧУЛ: "Особенно мне запомнилось заявление в Тимирязевский РОВД об изнасиловании "способом "Маленькая Вера"
Сергей ГАРМАШ: "Пока больше я уважаю нью-йоркского полицейского - у него блестят ботинки, чистая рубаха и наглажены брюки"
Экс-генпродюсер "СТБ" Дмитрий ХАРИТОНОВ: "Творческие люди на телевидении - это большое собрание в психбольнице с врачом во главе"
Спортивный комментатор Сергей ПОЛХОВСКИЙ: "С появлением легионеров Лобановский почувствовал, что теряет нити управления игроками. Это и стало причиной его преждевременного ухода"
Конферансье Иван ШЕПЕЛЕВ: "Нахальный фотокор прямо на сцене лез Шульженко под ноги. Клавдия Ивановна ослепительно улыбнулась, спрятала микрофон за спину и сказала: "Пошел на х..."
ГЛЮК’OZА: "Во Львове в нас кидали сырыми яйцами, но не попали. Понимаете, День Независимости, Западная Украина... Мы были к этому готовы"
Дженнифер Энистон стала "Человеком года"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги