Реклама
Евгений ЕВТУШЕНКО. Без демаркационной линии в сердце
31 Мая, 2007 00:00
Вышла в свет новая книга Дмитрия Гордона «Без купюр», предисловие к которой написал классик советской литературы Евгений Евтушенко.
Вышла в свет новая книга Дмитрия Гордона «Без купюр», предисловие к которой написал классик советской литературы Евгений Евтушенко
Между Россией Евтушенки и Украиною Гордона нам не нужны ничьи ищейки и нет духовного кордона. Евг. Евтушенко |
Автор этих интервью, не отделимых от нашей эпохи, Дмитрий Гордон дорог мне хотя бы потому, что был одним из друзей, вернувших мне родину предков — Украину. Чтобы пояснить это, начну с лирико-биографического вступления.
Новым поколениям трудно, да и почти невозможно, будет представить, что после того, как в августе 1961 года я написал и прочитал на следующий день в Киеве в Октябрьском дворце «Бабий Яр», на 20 с лишним лет стал в Украине персоной нон грата, хотя в это же время был единственным русским поэтом, которому не запретили читать стихи даже власти салазаровской Португалии и франкистской Испании. В Украине мне мстили. За что? За то, что нарушил заговор молчания, пристыдив правящую бюрократию, навытяжку певшую на своих партсобраниях «Интернационал», а на деле попиравшую интернационализм. За то, что первой строчкой своего стихотворения «Над Бабьим Яром памятников нет» вынудил ее начать неохотно копошиться, чтобы возвести хоть какой-никакой, а мемориал, где все-таки не повернулась у них рука написать даже коротенькое упоминание о жертвах, не забыв прилагательное «еврейские».
Такое отлучение от Украины тем более приносило мне боль, потому, что, по семейному преданию, именно оттуда за крестьянский бунт и «красного петуха», пущенного под крышу жестокому помещику, сослали моих предков. Прабабушка-украинка, а с ней бабушка Мария и ее сестра Ядвига (тогда еще девчонки не выше колеса) были высланы в конце XIX века вместе со всей взбунтовавшейся деревней из Житомирской губернии на далекую сибирскую станцию Зима относительно гуманным для женщин тележным ходом, а возглавил мятеж против помещика их отец, а мой прадед — управляющий имением польский шляхтич Иосиф Байковский. Можно себе только представить, как через всю империю брел он пешком в кандалах... Учитывая благородное происхождение и не очень крепкое здоровье, его не хотели заковывать, но он настоял на этом, чтобы не пользоваться по сравнению с товарищами никакими поблажками, и, дойдя до места, вскорости умер.
Мои бабушки говорили и по-польски, и по-украински, наизусть читали Тараса Шевченко, у которого мне больше всего нравились «Гайдамаки», и пели украинские песни, в коих преобладало прославление запорожской казачьей вольницы. Я до сих пор помню знаменитое: «Ой, на горi та й женцi жнуть, а попiд горою, яром-долиною, козаки йдуть...», где преклонение пополам с укоризной адресовалось гетману Сагайдачному, неосмотрительно променявшему жену на табак и трубку.
Моими героями были Устим Кармалюк и Северин Наливайко, а в «Тарасе Бульбе» больше всего нравился спящий запорожец, который, «как лев, растянулся на дороге». «Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения»... Я был влюблен в фильм «Богдан Хмельницкий», где сказочно по красоте снято медленное насыпание из казацких шапок степного кургана над погибшими воинами, я восхищался, как в роли гетмана Мордвинов шагал по столу прямо по тарелкам и хрустальным бокалам (что я однажды проделал в ресторане ЦДЛ на своем дне рождения), — так как же мне можно было не разрешать читать в Украине стихи?
В Украину я вернулся лишь благодаря перестройке, одним из нравственных лидеров которой стал возглавлявший «Огонек» Виталий Коротич (это ему августовской ночью 1961 года я прочитал с еще оставлявшего на моих руках чернильные пятна неостывшего черновика только написанный «Бабий Яр»). Ну а первым, кто рискнул пригласить меня для выступлений после того, как Дмитро Павлычко перед так любимой им когда-то партаудиторией сравнивал Евтушенко с Андрием, таскавшим под покровом ночи нашим идеологическим врагам хлебы, стал знавший наизусть столькие мои стихи работник культуры из Черновцов, редкого типа идеалист-менеджер Семен Цедельковский. После почти 20-летнего перерыва он организовал мои творческие вечера и в родных ему Черновцах, и в Виннице, и в Одессе, и в Киеве, а еще познакомил меня с человеком, ставшим моим другом и любимым актером, — Богданом Ступкой.
Именно Семен уговорил меня дать интервью совсем юному, тоненькому тогда, как соломинка, журналисту Диме Гордону, который поразил сочетанием вроде бы двух несочетаемых качеств — непобедимой настырностью и одновременно человеческой тактичностью, а также знанием предмета, о котором идет речь. (Я еще тогда скаламбурил: «Для Гордона нет кордона»). Помню наш разговор в открытом кафе у аэропорта «Жуляны», где плохонькое «Мiцне» вздрагивало в бумажных мятых стаканчиках под рев местных, разлетающихся по провинциям, почти игрушечных самолетиков, в одном из которых мы с Сеней собирались лететь в Ивано-Франковск... Когда интервью вышло, оно выгодно отличалось от многих других, вытягиваемых из меня нашей стремительно желтевшей прессой, по старой памяти не обращавшей внимания на точность изложения. Перо у Димы было легким и джентльменским уже тогда — таким оно и осталось.
Вскоре меня избрали на I съезд народных депутатов СССР от Харькова, в чем огромную роль сыграл руководитель моей команды, кристальнейшей души человек профессор истории Валерий Мещеряков — третий, кто помог мне духовно воссоединиться с Украиной. Кстати, моим доверенным лицом был прекрасный поэт Борис Чичибабин, чьим именем сейчас в Харькове названа улица. На одном из предвыборных митингов он сказал: «Своими стихами Евтушенко всегда защищал тех, кто не может защитить себя».
Я горжусь, что делал от имени родины моих предков все, что мог, — ратовал за прекращение войны в Афганистане, добивался отмены цензуры как государственного института, требовал избавления от однопартийной системы, а также от унижавшей достоинство проверки на лояльность перед поездками за границу — так называемыми «выездными комиссиями» (я был единственным, у кого этот пункт стоял в предвыборной программе). Локально я помогал харьковчанам и в бытовых вопросах: выручил из тюрем немало несправедливо осужденных людей, восстановил превращенную в гимнастический зал синагогу, участвовал в открытии первого памятного знака в Дробицком Яру, где вырос теперь мощный мемориал (в прошлом году в отличие от некоторых бывших депутатов, побаивающихся возвращаться туда, где они были избраны и наобещали столько невыполнимого, я имел честь быть туда приглашенным).
Ну а в Киеве между тем рос потихонечку, как многорукий Шива, тот самый Дима Гордон — то для авантюрного разнообразия занимавшийся шоу-бизнесом, то с хозяйственной мудростью пригласивший в свою газету драгоценное перо Коротича, на что не решились тугодумные неповоротливые политики, слишком озабоченные борьбой друг с другом. Несмотря ни на что Дима оставался основательным, смышленым, надежным и знающим, что и кто в этом мире почем. Как бы он ни был занят, его заботило и то, чтобы между автором «Бабьего Яра» и Украиной никто не смог провести демаркационной линии, чтобы не было потом позора. Он понимал: настоящий патриотизм — и своей страны, и всего земного шара одновременно — возможен лишь без демаркационной линии в сердце!
Через несколько лет уже заматеревший, но по-прежнему подвижный, изящный и подтянутый, как Марсель Марсо, Гордон удивил меня своим красным бархатным пиджаком с игривым крапом, который в литературном мире рискнул бы надеть только я. Владелец и главный редактор популярнейшего в Украине еженедельника «Бульвар», он преподнес мне изданный им мой новый сборник стихов «Между Лубянкой и Политехническим» — мало того что молниеносно, за неделю увидевший свет, но и сочно, с выдумкой оформленный. Именно Дима организовал незабываемое выступление в кинотеатре «Киевская Русь», где произошло нечто непредвиденное, чего я никогда не забуду: один из людей, чудом спасшихся из Бабьего Яра, предложил слушать знаменитое стихотворение стоя, что зал и сделал. Возможно, это был единственный подобный случай за всю историю мировой поэзии.
С той поры я не раз приезжал по приглашению Гордона в Киев, и всегда это были радостные, уникальные встречи. По инициативе Димы и с благословения великого Богдана Ступки впервые состоялся сольный творческий вечер русского поэта в переполненном Национальном академическом театре украинской драмы имени Ивана Франко, и там же с успехом прошла премьера моего мюзикла по мотивам «Трех мушкетеров» — вроде бы только веселого, но весьма современно ставящего проблему взаимоотношений власти и талантливых независимых людей, которые не хотят становиться марионетками в ее руках.
...К сожалению, история развивалась не по Сахарову, который хотел безболезненной конвергенции всего лучшего в социализме и мире частной инициативы минус преступления, жестокость, несправедливость, да и просто глупость и той, и другой систем. Какой замечательный эволюционный переход в третью, еще не названную, систему мог получиться! Это было реально и без драматического развала СССР, но историю снова насильно акселерировали и вместо общности, которая могла появиться при спокойном одновременном вхождении и Украины, и России в Европейский Союз, между бывшими республиками стали образовываться то пропасти, то непоправимые трещины. Горько наблюдать потерю взаимопонимания, забвение того, сколько нас объединяет — и в исторической памяти, и в культурных традициях, и в совместных сражениях против фашизма, и в страданиях под гнетом сталинской диктатуры.
Впрочем, и в России, и в Украине есть много людей, верящих в силу разума и понимающих, что именно разум в конце концов возобладает и не позволит нам потерять друг друга в этом наполненном амбициями и предательством мире. Одним из них и является возмужавший с юношеской поры Дмитрий Гордон, который никогда не способствовал духу взаимовраждебности — ни как редактор авторитетного, уважаемого издания, ни как ведущий замечательной телевизионной программы, ни как интервьюер высочайшего класса.
Именно поэтому я не мог написать к его мозаичной и в то же время единой книге портретов формальное, отписочное предисловие, а соединил его с личными переживаниями за судьбы двух духовно неразлучимых стран, которые тупостью и бестактностью пытаются поссорить и наши, и ваши узколобые национальные эгоисты. Уверен: нет ничего разрушительнее для национальной гордости и процветания, чем дебильный агрессивный национализм!
Во все даже самые напряженные моменты истории Гордон продолжал писать книгу своих интервью, которая может быть бесконечной, но никогда не будет скучной. Многое по отдельности я читал и раньше, но собранные вместе эти такие разные лица эпохи особенно меня впечатлили. Получилось увлекательное масштабное полотно, говорящее куда больше, чем стукаческие доносы, которые, может, лежат на этих людей в километровых подземных доносохранилищах.
Гордон обладает редким искусством войти в доверие, разговорить собеседника. Я, например, никогда и нигде не слышал такой исповеди, как его беседа с великой, счастливо-несчастной Таней Самойловой, — взять хотя бы как громом небесным сразившее ее горе, когда, сделав аборт, она вдруг неожиданно узнала, что у нее могла быть двойня. А история о том, как ее, главную актрису фильма «Летят журавли», который сыграл своей человечностью огромную роль в окончании «холодной войны», посмотрев фильм на даче, «наш дорогой Никита Сергеевич» обозвал патлатой шлюхой!.. Для критиков это прозвучало как «фас»: героиню стали ругать за лохматые волосы и несовместимые с образом комсомолки босые ноги...
До гордоновского интервью я и представить не мог, что в то время, когда Иосиф Кобзон был уже знаменит, ему не хотели давать прописку в Москве. Это Гордону Никита Симонян рассказал неизвестную даже мне, старому болельщику, историю, что когда Стрельцова не поставили на финальный матч Олимпийских игр в Мельбурне и Симонян хотел отдать ему свою золотую медаль, Эдик ее не взял, несмотря на все уговоры товарища.
О многом говорит и откровенность многократного рекордсмена мира Сергея Бубки, которому в Донецке установили при жизни памятник (кстати, как и с таким трудом прописанному в столице Кобзону). Вот в чем признался Диме Сергей: «Вначале, проезжая мимо бронзового Бубки, я старался даже не смотреть в его сторону — как-то неловко было. Сейчас же, когда в хорошем настроении, бывает, скажу ему: «Привет, как дела?». Он молчит...».
Развернутое Гордоном не в рассказ, а почти в новеллу интервью с Михаилом Задорновым поражает неистощимо щедрым талантом этого уникального писателя-актера. Некоторые герои нашей попсы, которые порой удручают варварскими текстами изливающихся из их драгоценных уст песен, вдруг раскрываются Димой как люди, неожиданно способные говорить замечательными метафорами, и встает вопрос: почему они порой так безвкусны в выборе слов исполняемых шлягеров? Посмотрите, как метафоричен в беседе с Гордоном столь разнообразно талантливый Валерий Леонтьев: «У меня существует совершенно определенный моральный кодекс, но он не багажная тележка, которую катят перед собой, демонстрируя лакированный чемодан».
Я точно знаю: эти интервью отнюдь не однодневки, и, чтобы воссоздать характеры, как пишет Дима, «героев смутного времени», писатели далекого будущего будут прибегать к портретной галерее Гордона как к историческим документам, ведь какие у времени герои, такое и время.
Мне будет спокойнее за будущее, если многие нынешние кумиры покажутся нашим потомкам слишком наивными, простоватыми, — гораздо страшнее, если будут выглядеть чересчур по сравнению с ними интеллектуальными, морально, так сказать, щепетильными. Такому будущему я не завидую...
Ну а закончить хочу новым своим стихотворением, посвященным памяти великого украинца, у которого нам всем есть чему поучиться, — Григория Сковороды.
Великий европейский полтавчанин «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь» Николай Ушаков Был молчалив Сковорода Григорий, был грустный опыт у него немал. Он поделился тайной, гордо горькой, что мир его ловил и не поймал. Великий европейский полтавчанин, умел и отмолчаться он в тиши, но если говорил, то был отчаян, как будто кожу он сдирал с души. Предпочитают многие помяться, допрежь чем дать уклончивый ответ. А почему? Да не хотят пойматься, страх выдать, что в душе, — вот их секрет. Во времена террора и тиранства и страх, и боль о самом дорогом уходят только вздохами в пространство, а иногда — и просто матюгом. Изящное искусство ускользанья не сохранят легенды и сказанья. Литература — это не балет, где красотой оправдан пируэт. Мы — европейцы, как тот полтавчанин? Неужто все мы ныне измельчали? Порой, чем продолжительней молчанье, испуганностью скованная речь в отмалчиванье может перетечь. Кто у меня? Гость из села Чернухи, и с чоботов, на слякоть разъярясь, не сдавшись нашей нравственной разрухе, счищает он сегодняшнюю грязь. Духовные границы неразумны. Нам книжные обложки — братский кров. Россия с Украиной неразъемны, как неразъемна смешанная кровь. И мне сегодня истину глаголет от всех надежд и оскорбленных чувств прапрадед мой — Сковорода Григорий, и я тихонько у него учусь. Не жил я ни по-хлопски, ни по-барски, меня ловили с лет, когда был мал, но, словно мяч футбольный, по-вратарски, я шар земной ловил, да и поймал! |

Обокрали офис Жигунова
Козакова нашли на улице без сознания с разбитой головой, Абдулов отрицает сердечный приступ
«Корни» попали в аварию, в которой погибли двое
На Каннском фестивале жена Роберто Кавалли потеряла юбку, а Майкл Мур показал фильм, за который ему грозит тюрьма
Из-за Бритни Спирс тормознули самолет
У Михаила Ефремова родился пятый ребенок
Нину Ургант заразила кошка, а Пола Абдул сломала нос из-за собаки
Инну Цимбалюк наградили «за неземную красоту»
Свой среди чужих, чужой среди своих
Ведущая программы «Светская жизнь» на Первом национальном Катя ОСАДЧАЯ: «Екатерина Ющенко пообещала подарить мне все свои шляпки»
Дима КОЛЯДЕНКО: «Билык вызвала 19 человек ОМОНа, и меня забрали в обезьянник. Босиком, с выбитым зубом и синяком под глазом я спал под мостом с бомжами»
Победитель «Танцев со звездами-2» Сергей КОСТЕЦКИЙ: «Билык спросила, с кем я еду в круиз по Средиземному морю, и интригующе на меня посмотрела. «Хочешь со мной?» — спросил я»
Олег СКРИПКА: «В «Танцах со звездами» из меня хотели сделать Иисуса Христа, распять на бальном кресте и канонизировать!»
Майор запаса Службы безопасности Украины Николай МЕЛЬНИЧЕНКО: «Если бы я согласился на сотрудничество с Березовским, не исключено, что меня бы ждала судьба экс-подполковника ФСБ России Литвиненко»
Тамара ГВЕРДЦИТЕЛИ: «Я не умею бороться за свое счастье»
Муж Кристины Орбакайте подарил ей на день рождения свинью
И тебе спасибо...
Евгений ЕВТУШЕНКО. Без демаркационной линии в сердце
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги