Клоун, актер и режиссер Георгий ДЕЛИЕВ: "Я дурака валяю, а мне за это еще и платят"
"В МОЛОДОСТИ ПРИХОДИЛОСЬ ИЗ КОЖИ ВОН ЛЕЗТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ СМЕШНЫМ ДЛЯ ВСЕХ"
- Георгий, в детстве вы, как все советские мальчишки, грезили о космонавтике... Но лишь потому, что мечта стать клоуном казалась более несбыточной. И вот в 1984 году при Одесской филармонии создают ансамбль пантомимы и клоунады, в который вошли вы, Борис Барский, Наталья Бузько и Владимир Комаров. В 1985 году ваш номер "Мана манна..." показали в телепрограмме "Вокруг смеха"... Вы веселите народ уже 25 лет! Не тяжелее ли нынче, когда за плечами такой путь, придумывать шутки да и вообще творить?
- В молодости приходилось из кожи вон лезть, чтоб быть смешным для всех. Ах, Арлекино, Арлекино... А если зритель не смеется? Такое иногда бывало. Должен сказать, что в таких случаях я представлял собой довольно жалкое зрелище. С годами начинаешь понимать, что клоунада не всегда должна вызывать смех, точнее, не только смех. Между трагедией и комедией не существует границы. Хочется делать и то, и другое одновременно. Это похоже на нашу жизнь, в которой все перемешано.
Сегодня, если я снимаю драматический фильм, обязательно привношу что-то смешное и нелепое для усиления драматизма и трагизма. Если снимаю комедию, пытаюсь наполнить конфликты и намерения персонажей максимальным драматизмом.
- И все-таки имя Георгия Делиева больше ассоциируется с юмором...
- Да пожалуйста! Вот вам реальная история из жизни. Однажды во время съемок "Масок на митинге" я в образе пьяного полубомжа решил перепарковать свой автомобиль в тень деревьев, чтоб не накалялся от солнца. Поймав на себе любопытные взгляды стоящих неподалеку на трамвайной остановке зевак, понял: они меня в гриме не узнали. Тем более что съемочная площадка была за пределами их обзора. Я тут же притворился пьяным и чуть ли не на четвереньках дополз до машины, с большим трудом открыл ключом дверь и ввалился в салон. Завел автомобиль и перепарковал его. Это вызвало истерический хохот у моих коллег, стоявших рядом, и недоумение у напуганных прохожих.
Тут - то ли кто-то из "доброжелателей" настучал, то ли случайно? - ко мне подоспели два работника ГАИ. Представились и, в предвкушении хорошего заработка, попросили предъявить документы, выйти из автомобиля и все такое. Я совершенно трезвой походкой вышел, предъявил документы и внятным тоном стал общаться с ними. Когда они поняли, кто я и что произошло, забыли о недополученной прибыли и расхохотались вместе с нами.
Кстати, "Маски на митинге" я снимал в мае 2004 года, а спустя полгода в стране произошла "оранжевая революция", сценарий которой оказался очень похожим на наш фильм, но менее смешным.
- Как рождаются шутки? Существуют ли специальные законы, по которым они строятся?
![]() |
| Со знаменитым "лицедеем" Вячеславом Полуниным |
- Да, правил тут много. Например, если герой наступит на грабли, это вызовет всего лишь ухмылку. Если он второй раз наступит на грабли, это будет очень смешно. Третий - еще смешнее. На четвертый зритель подумает - ну хватит, не смешно уже. На четвертый - это просто глупо. Пятый - ну достал уже. Шестой - ?.. На седьмой раз зритель зайдется истерическим хохотом. А на восьмой от смеха его просто разорвет на части.
Или, например, шутка всегда начинается с простого, привычного, узнаваемого, логичного действия, которое постепенно доводится до полного абсурда. В комедиях нет положительных и отрицательных героев, либо они могут таковыми считаться только условно, потому что все они дураки. Существуют определенные ритмы, когда зритель должен смеяться, а когда отдыхать от смеха... Другое дело, что понимание этих законов редко дает умение смешно шутить. Это все равно что живую бабочку разобрать на запчасти - крылышки, лапки, голову, а потом взять и собрать воедино. Она не сможет ни летать, ни ползать.
- В одном интервью вы рассказывали, как "в воинской части солдат подкачивал шины танку с бортовым номером ХУ1723. Попросили буквы изменить"... Признаться, я не поняла шутки... но друзья объяснили. Бывает, что ваш юмор не понимают?
- (Улыбается). Там приводили уже отредактированный номер Й-1723-ХУ, но это была проходная шутка на втором плане и не более того. Некий бонус для тех, кто обратит внимание.
![]() |
| "Первые "Маски-шоу" были очень плохо приняты зрителями, а особенно критиками. Но потом нас полюбили и даже стали вручать всевозможные красивые статуэтки на фестивалях" |
"ДИРЕКТОР ФИЛАРМОНИИ ЗАПРЕЩАЛ РВАТЬ ГАЗЕТУ "ПРАВДА" НА СЦЕНЕ"
- Георгий, так что же все-таки такое юмор? Это способность придумывать шутки или смеяться над ними? Есть ли, к примеру, чувство юмора у меня?
- Я не могу ответить, поскольку не знаю, есть ли оно у меня и в какой степени. Хотя, если принять во внимание, что я дурака валяю, а мне за это еще и деньги платят, можно сделать вывод, что я им не обделен.
- А какие шутки из "Масок" раньше вырезали?
- Например, году в 86-м директор филармонии во главе с худсоветом запретил нам бросать на пол красный халат и топтать его ногами, потому что он одного цвета с нашим знаменем. А еще запрещал рвать газету "Правда" на сцене, да и вообще с любой советской газетой запрещал обходиться непочтительно. Кстати, легендарная уборщица Одесской филармонии баба Маня тоже запрещала нам рвать на сцене газету, потому что мусор остается.
![]() |
| Два года назад Георгий Делиев познакомился с отцом Евгением, священником храма Рождества Христова в Одессе. "Мы подружились, я попросил стать его моим духовником, а он предложил мне службу пономаря" |
- Вас, насколько мне известно, неоднократно приглашали выступить в конкурирующую программу "Камеди клаб". Как часто осуществляете вылазки на чужую территорию?
- В "Камеди клаб" меня приглашали лишь в качестве гостя. А вот в кино зовут чаще на драматические роли... Кира Муратова в каждом своем новом фильме предлагает мне сыграть то картежника-шутника, то шафера на свадьбе, то настройщика роялей, то юродивого проповедника.
- Кира Муратова известна своим необычным подходом к режиссуре и тем, что приглашает сниматься людей, которых называют чудаковатыми.
- Кире Георгиевне удается в своих работах совмещать профессиональных и непрофессиональных актеров. Что для нее является критерием при отборе, до сих пор не понимаю. Видишь конечный результат и не можешь оторваться от экрана. Ее сцены очень живые, глубокие, обладают неким магнетизмом. Когда мастер прячет свое умение, это и есть высочайший уровень мастерства. Я отношу Муратову к таким мастерам, которые, как дзэн-буддисты, не доводят своего ученика до прямого источника. В последний момент оставляют, потому что человек должен самостоятельно идти и достигать ответа. Если его подведет за ручку учитель, он не поймет и не оценит.
- Не секрет, что Кира Георгиевна достаточно своенравная особа. У вас с ней конфликтные ситуации на съемочной площадке возникали?
- Бывало, она раздражалась на меня. Но нецензурных слов от нее никогда не слышал. Она актеров боготворит. Относится к ним трепетно, с уважением: "Георгий, садитесь". - "Нет, Кира Георгиевна, это ваш стул". - "Да нет тут моего стула. Сидите, отдыхайте. Чаю хотите? Принесите Георгию чаю!". И так со всеми.
![]() |
| С Ренатой Литвиновой и Аллой Демидовой в картине Киры Муратовой "Настройщик", 2004 год |
Она не делает много дублей, от силы один-два, но репетиции длятся долго. С ней работает коллектив профессионалов. Муратова подбирает постоянных людей. Конечно, не все ее понимают - некоторые не выдерживают и уходят.
- С ней можно спорить, вообще собственную точку зрения высказывать?
- С режиссером спорить не нужно. Это бессмысленно и неправильно. У режиссера и актера взаимоотношения начальника и подчиненного. Если артист прочитал сценарий, ему подходят условия работы и он подписал договор, значит, себя продал. Но актер имеет право и даже обязан предлагать свое видение. Должен быть диалог, и у меня с Кирой он получается. Я стараюсь обживать текст, находить изюминки.
![]() |
| Канкан в исполнении Бориса Барского, Русланы Писанки и Георгия Делиева на открытии I Киевского международного кинофестиваля, 2009 год |
Кира - человек гибкий, у нее на подготовительном периоде возникает один замысел, потом он может меняться, а на съемке будет новый вариант. Она всегда корректирует и на монтаже выбрасывает очень много хорошего материала, потому что из отснятых пяти часов нужно оставить два.
- Последний фильм Муратовой "Мелодия для шарманки", получивший многочисленные награды, постигла та же участь?
- Я вам расскажу, как все было. Кира Георгиевна - очень внимательный человек: сама позвонила, предложила роль, пригласила на собеседование. Муратова не делает кинопроб, а садится напротив актера, смотрит, слушает чтение сценария, общается. Камера, разумеется, выключена. Накануне, как перед всяким спектаклем, я ощущал легкое волнение, но у меня не было цели выбить роль во что бы то ни стало - этим не страдаю.
На собеседовании Муратова спросила, кого хочу сыграть. Ну, я и выбрал самую большую роль, чтобы на экране меня побольше было. Прочитал, она одобрила. Попили чай, поговорили о жизни. Время оставалось, и режиссер предложила еще почитать текст. Начал подряд все мужские роли читать, а в речь проповедника-бомжа немножко суржика подпустил, начал придуриваться. Кире очень понравилось, и она предложила сыграть эту роль.
По сюжету в начале фильма проповедник цитирует Евангелие в то время, когда беспризорники грабят главных героев - сводных брата с сестрой. С детей снимают одежду, отнимают деньги, издеваются и прогоняют. Потом жестоко избивают проповедника, а он продолжает цитировать Библию.
В этом человеке сочетались характерность и легкий комизм, придающий сцене очень сильный трагизм. Ничего подобного я еще не делал и очень обрадовался... "К сожалению, на эту роль уже есть утвержденная кандидатура", - поспешила меня расстроить Муратова. А через несколько дней она перезвонила: "Нет, знаете, мы тому актеру другую роль дали, а вы, Георгий, все-таки сыграйте проповедника". - "Так я ж без бороды! Будем что-то клеить? Бакенбарды сбрить?". - "Нет, так и оставайтесь".
Художник по костюмам Руслан Хвастов на меня какую-то дебильную шапочку надел - без смеха смотреть нельзя было, грим наложили удачный. Сцену избиения снимали два дня, долго с детьми репетировали. Чтобы меня не покалечить, обрядили в защиту, об которую ребята едва руки-ноги не поломали. В конце концов все получилось.
После съемок позвонил Олег Кохан, продюсер: "Слушай, проявили материал, такой класс, ну вообще! Шикарная, потрясающая сцена, прямо мороз по коже". Я так обрадовался. Думаю, все, это "Оскар"! Уже нос задрал кверху, за что и был наказан. Пришел на озвучание и, к своему ужасу, обнаружил, что сцену избиения - то есть 80 процентов моей роли! - вырезали.
- А на каком основании?
- Спрашивать "почему" не стал, уже ничего нельзя было изменить. Фильм смонтирован. Сам пришел к выводу, что моя сцена слишком трагична и эмоциональна для начала фильма. Наверное, я поступил бы так же. Бывает, что снимаю яркие сцены, а на монтаже выбрасываю, потому что они отягощают общую конструкцию. Дизайн автомобиля должен быть безупречным.
"Я НЕ МОГ ОСЛУШАТЬСЯ СВЯЩЕННИКА - ВОТ И СЛУЖУ ПОМАЛЕНЬКУ"
- Обидно, что лишней деталью стала именно ваша сцена?
- Конечно. Артисты, как дети, обидчивы и эгоистичны. По личным ощущениям помню, что роль удалась, аплодировала вся съемочная группа... Досадно. Но, поймите, Муратова беспокоилась о фильме в целом, а не о моей роли.
- Не секрет, что самым прибыльным видом современного искусства является кинематограф. Похоже, что наши украинские власти так не считают. До сих пор неизвестно, как сложится судьба легендарной Одесской киностудии...
- Она простаивает, потому что российские продюсеры в последнее время перестали размещать свои проекты в Украине. А наше государство, увы, не выделяет средств на поддержку киноиндустрии. В отличие от России, где на кинематограф тратятся огромные деньги. Понятное дело, чиновники там получают свой откат, но какая-то часть остается кино. Чтобы снять на видео малобюджетный фильм с недорогими артистами, потребуется 150-200 тысяч долларов, если на кинопленку - 300-500 тысяч. Кто станет выделять такие деньги, если у нас люди не накормлены? В Украине молодые ребята снимают на мобильный телефон, фотоаппарат или любительскую камеру.
- Скажите откровенно, вам сегодня удается реализовывать себя как режиссеру?
- На полке лежит несколько киносценариев - ищу инвесторов, сам рассылаю материалы на все московские и украинские телеканалы. В середине 90-х было гораздо легче: богатые люди не жалели денег на хорошие дорогие проекты, а сегодня жадничают.
Вот я прихожу на очередной телеканал, приношу новую программу со свежими идеями, читают сценарий: "Ой, класс, супер!". - "Так возьмете?". - "Не формат!". - "А почему?". - "Да по кочану". А что такое "формат"? Нынче искусство ограничено общественными стандартами. Телевидение снова превратилось в идеологию, как это было раньше.
- Георгий, вы нашли нишу, в которой вам не диктуют условия и не ставят ограничений. Имею в виду многолетнее увлечение живописью...
- Я не стою на месте, не держусь за одну фишку, хотя с точки зрения шоу-бизнеса это неправильно. Надо освоить какую-то одну стихию, прыгнуть на эту волну и сидеть на ней, грести, загребать лопатой.
На моем счету семь персональных выставок. Картины покупают не только обыватели, но и коллекционеры. Сначала я заподозрил, что полотна приобретают исключительно поклонники, но когда работами стали интересоваться иностранцы, сомнения развеялись. Живопись - ремесло для души. Основного заработка она не приносит. Я могу рисовать в свое удовольствие. И если не продам сегодня картину, мне будет на что жить. Это дает возможность свободно творить.
- Честно признаться, до сих пор в голове не укладывается, как клоун Георгий Делиев в церковь ударился и стал пономарем?
- Я не ударился. И раньше ходил в храм, пытался познавать слово Божье, так как отчасти духовной работой занимаюсь. А два года назад участвовал в миссионерском рок-туре в честь 1020-летия Крещения Руси. Творческие коллективы из России и Украины на городских площадях собирали огромное количество людей, особенно молодежи. Впервые православная церковь провела акцию, способную объединить людей.
Во время тура я познакомился с отцом Евгением, священником храма Рождества Христова. Мы подружились, я попросил его стать моим духовником, и он согласился. Протоиерей пригласил меня в гости в Куриловский храм и предложил службу пономаря. Я не мог ослушаться священника. Он сразу как-то вовлек меня... Вот и служу помаленьку. По случаю своего юбилея был отмечен высокой церковной наградой по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Владимира. Этот церковный орден - большой аванс, на самом деле я еще мало что сделал. Самому было любопытно, почему меня удостоили такой награды. "Вот так Господь распорядился", - ответил батюшка. "Так мне же теперь аванс надо отрабатывать". - "Так и отрабатывай!".
- Что входит в ваши пономарские обязанности?
- Я, по сути, технический помощник: готовлю инвентарь, подаю церковные предметы, звоню в колокола. Признаться, звоню в колокола иногда бестолково, там много тонкостей. Задавать свой ритм нельзя, все должно быть отработано четко, как в армии.
- Вы великий пост соблюдаете?
- Да, строго и выдерживаю его спокойно. В первую и последнюю неделю на сцене не играю, в Страстную пятницу служу седмицу. В этом году ранняя Пасха, Страстная неделя с "Юмориной" совпали, так что передо мной встал вопрос личного выбора. Но я все-таки светский человек и не так строго следую законам Божьим. Пост - это внутреннее понимание, а не преодоление.






Клоун, актер и режиссер Георгий ДЕЛИЕВ: "Я дурака валяю, а мне за это еще и платят"
Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: "Сегодня, попытайся мы восстановить институт греческой демократии, получим тоталитаризм. Или авторитаризм в лучшем случае"
Спасибо, жизнь, что была
Ну, погоди!
Светлана Светличная пишет мемуары
Лесь Подервянский поставит на сцене "Павлика Морозова"
Гарик Кричевский открывает студию звукозаписи с Балаяном
Лара Фабиан снимается у украинского режиссера
С мифом по жизни!
Актер, режиссер и бывший журналист "Бульвара Гордона" Виктор ПОЛТОРАЦКИЙ: "В общежитии ВГИКа царила непонятная эйфория - люди пили круглые сутки, но упорно продолжали работать. Складывалось впечатление, что мы заплатили много денег, чтобы постоянно бухать"
Мрiй, мрiй про мене, мрiй!
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ: "Политики-демократы добились того, что не удалось сделать в свое время КПСС, - превратить "Машину времени" из рок-группы в попсовый коллектив"
Олимпийский чемпион по боксу Василий ЛОМАЧЕНКО: "Слава меня не захлестнула, а, скорее, захлебнула, но поначалу было приятно"
Святослав ВАКАРЧУК: "Украинцам надо меньше верить в символы и больше работать"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги