В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Кризис - неплохой санитар

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 23 Июня, 2009 00:00
В трудные времена на государственном и на семейном уровне разговоры идут о том же - сколько денег в наличии и на сколько их хватит.
Виталий КОРОТИЧ

В трудные времена на государственном и на семейном уровне разговоры идут о том же - сколько денег в наличии и на сколько их хватит. Откуда деньги берутся, рассуждают не так громко, и Украина приучается жить в долг (который обязательно надо будет отдавать с большими процентами), а Россия - за счет торговли энергоносителями (которые исчерпываются и дешевеют).

Считают свои капиталы все страны, но у каждой из них этот подсчет особенный. В Японии, например, безвозмездно выдали всем гражданам по 120-200 долларов (конечно, в национальных иенах) с тем, чтобы эти деньги ушли в немедленный оборот и оживили товарный рынок, благо в Стране восходящего солнца есть что продать и купить. Китайцы, чей внешнеторговый оборот во время кризиса резко снизился, тоже бросили свой необъятный ширпотреб на внутренний рынок, оживляя торговлю внутри страны. В большинстве государств мира поступили похоже, поощряя отечественных производителей, которые способны выдержать конкуренцию.

Кризис оказался неплохим санитаром, убирая с прилавков множество ненужных товаров и поддерживая умелых дельцов. Но - и это главное - такие люди и такие товары должны быть в наличии. Если их нет, страна становится поставщиком пищевого или производственного сырья, оказывается придатком для тех, кто умеет производить хорошие вещи. Американцы поставили под сомнение даже авторитет своего знаменитого автопрома, пообещав кредиты автомобильным корпорациям исключительно под четкий расчет рентабельности их продукции. Не получится с рентабельностью - не будет, возможно, даже "Форда", как не стало в свое время знаменитой авиационной фирмы "Пан Американ", которая не выдержала конкуренции. Как еще раньше умерло за океаном производство телевизоров и магнитофонов - азиаты научились делать их дешевле и лучше.

Это все происходит не впервые, и зря наше начальство часто удивляется очевидным событиям. Очень важно, кстати, что происходящее в экономике не поставило под сомнение политическое устройство США, Германии или Испании. Народ этих стран знает, что бюджетные деньги вкладываются как надо и куда следует. Для сравнения забавно понаблюдать ситуацию с ВАЗом, который российское правительство пытается спасать директивно. На фоне анекдотов об устаревших "жигулях" ("Они, как машина времени, - сел и сразу оказываешься в 50-х годах прошлого века") власти вбухивают в них миллиарды, которые вряд ли изменят хоть что-то в замшелых моделях. Германское правительство, не захотевшее вложить безответные деньги даже в куда более современный "опель", поступило намного профессиональнее и жестче.

В Украине подобных проблем не меньше - и в металлургии, и в машиностроении, и где угодно. В тысячный раз размышляя о проблемах Донбасса, не вредно посоветоваться с англичанами, которые еще во времена премьерства Тэтчер закрыли множество убыточных шахт, наладив переквалификацию шахтеров и построив на местах гибельной угледобычи процветающие новые предприятия. Так что популярные у нас разговоры, что, мол, некуда девать десятки тысяч рабочих градообразующих предприятий, издавна шли везде, но в удалении от нас как-то решаются.

Политические лидеры не должны бояться поставить свою карьеру под угрозу, когда речь идет о выживаемости страны. Если Украина или Россия утвердят свои титулы сырьевых придатков развитых стран и не научатся производить товары, которые, кроме них, нигде не делают, нынешние проблемы станут завтрашними и послезавтрашними. Мы живем в мире, где все меньше подают лентяям и все больше уважают умелых и сообразительных. А кризис - время поиска новых решений и новых лидеров, способных эти решения воплощать. Сможем?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось