Фата-моргана
К сожалению, косная система школьного образования продолжает делать свое черное дело - огромное количество бывших выпускников, получив свою порцию Некрасова, Достоевского и того же Франко, никогда больше их не открывают. В этом смысле одна из главных задач современных экранизаторов и постановщиков - вернуть классике дыхание.
«Перехреснi стежки», написанные в 1900 году, во многом свежи и актуальны, а основной конфликт, связанный с главным героем адвокатом Евгением Рафаловичем, исчерпывающе прост. Молодой, умный, образованный и порядочный человек не без амбиций лишен возможности достойно заниматься любимым делом в существующей системе социальных отношений. Из всех его характеристик общество более-менее спокойно относится только к молодости, а вот уже сочетание ума, образования и порядочности рассматривает как серьезную опасность.
Евгений приезжает работать в провинциальный «акустический городок», надеясь если не изменить, то хотя бы пошатнуть тамошний замшелый жизненный уклад, но постоянно наталкивается на глухую стену непонимания, козней и сплетен. К тому же на все проблемы адвоката, вызванные его активной деятельностью, накладывается еще и личная драма. Рафалович неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, с которой они давно расстались, но за годы разлуки не охладели друг к другу. Правда, Регина успела выйти замуж за бывшего гимназического преподавателя Евгения Валериана Стальского - человека деспотичного, низкого и по-своему глубоко несчастного.
В 1994 году украинский кинорежиссер Олег Бийма снял по этой повести Франко весьма удачный пятисерийный телефильм «Западня» («Пастка»), отмеченный позже Государственной Шевченковской премией, где главные роли антагонистов - Стальского и Рафаловича - блестяще сыграли Богдан Ступка и Анатолий Хостикоев.
Ближе к концу нынешнего театрального сезона режиссер Театра Франко Дмитрий Чирипюк предложил свою версию «Перехресних стежок», сделав из повести пьесу, а из всей глыбы авторского текста оставив лишь мелодраматическую линию Рафалович - Регина - Стальский. На мой взгляд, у такого подхода есть как плюсы, так и минусы.
Основной минус, затрагивающий прежде всего тех зрителей, которые с повестью не знакомы, - недостаток информации. В этом очень не равнобедренном любовном треугольнике мы наблюдаем трех совершенно разных людей, с разным мировосприятием, пульсом, отношением к жизни. Но нам почти ничего не известно о Рафаловиче (Александр Форманчук), кроме того, что он адвокат, ничего о Стальском (Петр Панчук), кроме того, что он снедаем разнообразными внутренними бесами, а еще меньше о Регине (Елена Фесуненко) - красавице-блондинке, которая, как и все блондинки, по глубокому убеждению ее мужа, «є варiант найлютiшого жiночого звiру». Зрителю предоставлена возможность активно додумывать самому то, что обычно ему сообщают, и я не знаю, насколько наш зритель активен.
Сам же треугольник выглядит весьма выразительно, особенно мужская пара Стальский - Рафалович, являющая собой не столько две судьбы, сколько две породы, созданные из разного человеческого материала. Одна (Валериан Стальский) олицетворяет хаос и энтропию, другая (Евгений Рафалович) - свет и горение.
Перед нами, по сути, не классовый, не социальный, не любовный, а антропологический конфликт. И главная заслуга постановщика, а также достоинство всего спектакля именно в том, что этот конфликт выведен за рамки банальной зрительской лав стори.
В истории, рассказанной Чирипюком, нет ни привычной характерной однозначности героев, ни заурядной положительности и отрицательности, ни правых, ни виноватых. Каждый из действующих лиц и жертва, и палач, каждый рано или поздно оказывается в своих ловушках, ловко расставленных судьбой на «перехресних стежках».
«Стежки» заявлены как трагифарс, хотя жанрово тяготеют к психологической драме, которую можно рассматривать как пример современной живой дышащей классики. Вдобавок это очень убедительная и интересная работа с художественной точки зрения - стилистически спектакль выглядит на редкость цельным. Замечательная музыка Юрия Шевченко и просто завораживающая сценография Андрея Александровича-Дочевского работают на замысел, а не формально нагружают пространство.
Благодаря талантливой работе художника спектакль получил дополнительное измерение - и дефицит информации, а также некоторый дефицит чувственности в актерском исполнении компенсируются художественными впечатлениями.
Сцена уставлена огромными колючими зеркальными призмами, где, помимо городского пейзажа и самих героев, отражается то, что может хранить лишь память и воображение.
Мне всегда казалось, что современному украинскому театру катастрофически не хватает фантазии, превратившей когда-то театр в искусство из вполне рационального ритуала. Хороший театр всегда немножко галлюцинация, мираж, фата-моргана, это довольно сложная оптика, необходимая для того, чтобы сказать простые вещи.
Рационально «Перехреснi стежки» - лаконичная история с трагическим финалом. История несложившейся жизни, которая у каждого не сложилась по-своему. Как подытожил другой хороший писатель: «Все уже случилось. Все окончательно не сбылось». Но запоминается не финальный белый шарфик на мосточке, где Регина окончательно решила все свои проблемы, а сумасшедшие алые цветы в зеркальных осколках памяти, фата-моргана возможного счастья, щемящая музыка... Ну и то, что не следует брать в жены блондинку.
Ирина АЛФЕРОВА: «От Абдулова мне порой доставалось — когда дома что-то было не так, он начинал прямо во время спектакля сгонять на мне зло»
Дочь поэта Арсения ТАРКОВСКОГО Марина: «Признание к отцу пришло в 55 лет, в один год с братом. Создай он два-три стихотворения о партии и Сталине, его первый сборник увидел бы свет гораздо раньше, но папа никогда не служил системе — он был настоящим аристократом духа»
Шансонье Александр НОВИКОВ: «Есенин в исполнении Безрукова — это одна из редчайших мерзостей, которые я когда-либо видел, и более омерзительного типажа не могу даже вспомнить. Безрукова Бог накажет — он жизнь кончит страшно»
Отец главного тренера национальной сборной по футболу Олега БЛОХИНА Владимир Иванович: «Вечер приходит, и, кроме телевизора, ничего и никого, а если засну, все время снится она, моя Катя. Изготовил шесть Катиных портретов и расставил везде — хочу ее помнить, помнить, помнить!»
Суд обязал Холли Берри выплачивать бывшему любовнику 20 тысяч долларов в месяц
Волочкова попала в ДТП
54-летний Алек Болдуин подрался с папарацци на пороге загса
Актрисы Оксана Акиньшина, Екатерина Редникова и Кристина Асмус беременны
Фата-моргана
Главным открытием международной «Фабрики звезд» стала Наталья Могилевская
Украина не должна глупеть
Хью ЛОРИ: «Как англичанин прошу у вас прощения за Уэйна Руни, чей гол не дал вашей сборной выйти в четвертьфинал Евро. Украинцы показали блестящую игру, и вам обязательно когда-нибудь повезет»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги