Добро побеждает зло
Каждый год в конце октября в Киеве показывают настоящее кино. Здесь проходит единственный украинский международный кинофестиваль "Молодость", куда, помимо дебютантов, ради которых и затевался когда-то сам конкурс, стекаются брэнды и звезды мировой киноиндустрии.
То, что уже успели обсудить, осудить, похвалить и даже наградить на Западе, докатывается и до нас в виде внеконкурсной программы и фестиваля фестивалей. В этом году до нас наконец-то докатился "Мандерлей" непостижимого Ларса фон Триера, "Натянутая тетива" эпатажного Ким Ки-Дука, "Море внутри" Алесандро Аменабара, последняя картина Франсуа Озона, второй фильм Алексея Германа-младшего "Гарпастум" и еще много прекрасного.
Например, "Эрос", снятый при участии великого Микеланджело Антониони. Правда, критическая масса уже сошлась во мнении, что ничего великого у Антониони на этот раз не получилось. Вполне возможно. В свои 93 года этот полупарализованный и утративший речь старик может себе позволить снять плохой фильм. В то время как большинство его живых сверстников занимаются в основном тем, что ходят под себя.
Нынешний фестивальный год особый. "Молодости" стукнуло 35. По случаю юбилейной годовщины фестиваль во дворце "Украина" открывал украинский Президент. Торжественная речь Виктора Андреевича касалась преимущественно легендарного прошлого нашего кинематографа и его несомненных заслуг. Александр Довженко, Сергей Параджанов, Леонид Быков, Иван Миколайчук... Кто-то может ехидно заметить, что эти выдающиеся люди уже, в принципе, умерли. Лично я протестую - они бессмертны. Кроме того, у нас есть и живые украинские режиссеры, которые продолжают снимать кино. Сама видела.
Нынешняя "Молодость" началась новой картиной Романа Полански "Оливер Твист". Перед показом господин Полански лично предстал перед почтенной публикой, дабы принять из рук Виктора Ющенко "Скифского оленя" "за вагомий внесок в кiномистецтво".
Надо сказать, вклад польского режиссера в киноискусство действительно впечатляет. Почти так же, как его тяжелое детство, трагическая биография и скандальный шлейф, волочащийся за Полански лет 40. Мальчиком он пережил польское гетто и сполна познал все прелести сиротства. Ему было восемь лет, когда он чудом выпрыгнул из поезда, направляющегося в Освенцим (родители туда доехали, и назад вернулся только отец). Тогда вокруг Романа было слишком мало красивого. Поэтому, повзрослев, он решил его делать сам.
Громкий дебют ("Нож в воде") выдавил Полански из коммунистической Польши во Францию, а затем в Америку, где он снял свой роковой фильм "Ребенок Розмари". Через год вдохновленная этой картиной банда придурков-сатанистов под руководством Чарльза Мэнсона зверски зарежет на загородной вилле беременную жену Полански актрису Шарон Тейт.
Потрясенный Роман вернется в Европу, но уже через пять лет снимет в Голливуде "Китайский квартал", довольно быстро ставший киноклассикой. Приблизительно в это же время режиссера обвинят в изнасиловании 13-летней девочки, и, чтобы избежать строгого, но справедливого американского суда, Полански покинет Штаты. Кстати, по сей день неизвестно, снято с него обвинение в изнасиловании или нет.
Всю жизнь этот парадоксальный и талантливый человек играл в свою игру, разгуливая по зыбкой грани, отделяющей реальность от потусторонности, сознание от подсознания, возможное от недопустимого. "Простите, но ваши зубы в моей шее", "Отвращение", "Трагедия Макбета", "Девушка и Смерть", "Горькая Луна", "Девятые врата"... Похоже, он слишком долго работал с низкими энергиями и мешал свой умопомрачительный коктейль из Бог и Черт весть чего, не признавая добра и зла в привычном для многих понимании. То ли потому, что с детства видел такое зло, которое в привычные понимания не укладывается, то ли потому, что его не очень-то интересовало добро как таковое. По большому счету, Апокалипсис - дело сугубо индивидуальное.
Несколько лет назад Апокалипсис у Полански внезапно закончился и началась Исповедь. Сейчас, после его "Оливера Твиста", это уже очевидно. Он перестал снимать кино, которое хочет, и начал снимать то, которое должен. Должен был снять фильм о еврее в оккупированной Польше, чтобы вернуть долг своей памяти, и снял его. Должен был почтить свое тяжелое детство и почтил его 130-ю минутами "Оливера Твиста".
Чувство долга - действительно красивая и необходимая вещь в жизни, но хорошее кино из него не делается. Зато за него можно получить "Оскар". А эту красивую и необходимую премию почти никогда не дают тем, кто снимает как хочет. Только тем, кто снимает как надо.
Маленького сироту Оливера Твиста буквально с рождения окружает мерзость бытия: гадкий приют, где над мальчиком все издеваются, гнусная семья гробовщика, компания старого отвратительного прохвоста Феджина, обучающего Оливера тонкостям воровства... В общем, хуже некуда. Но тут неожиданно для всех добро побеждает зло. Как в сказках. Никто уже не верил, а оно победило.
Фильм почти наверняка будет иметь кассовый успех. Во-первых, работает скандальный режиссерский имидж, во-вторых, история, рассказанная 26-летним Чарльзом Диккенсом, воспроизведена очень тщательно и подробно. Зловещий антураж викторианской Англии и гнилозубый Феджин в исполнении великолепного Бена Кингсли просто потрясают. В конце концов, Полански легко понять. Близится старость, и пора, как говорится, о душе подумать. Это Антониони может себе позволить думать о туловище с его эросом и прочей ерундой. Видимо, у Антониони старость так и не наступила.