Божьи одуванчики
«МЫ ИСКАЛИ НАЗВАНИЕ, КОТОРОЕ И ПО-УКРАИНСКИ, И ПО-РУССКИ ЗВУЧИТ ОДИНАКОВО»
Кто-то судит украиноязычного харьковского автора за сотрудничество с исключительно русскоязычной киевской ведьмой, кто-то сравнивает книгу со смесью огурцов и кефира или браком дворянина и купеческой дочки, кто-то интересуется, а будет ли продолжение и повторение, кому-то нравится предполагать, кого еще из современных украинских авторов можно вот так скрестить в одной книге, кто-то гадает, кому же все-таки выгоднее общая обложка - культовому Жадану или самой продаваемой писательнице Украины Лузиной... Словом, название «Палата № 7» еще на слуху.
Кстати, к знаменитому чеховскому произведению (ну, это на всякий случай, для тех, кто не читал и кричит: «Как они могли на Антон Палыча замахнуться?!») эта «Палата» никакого отношения не имеет и никого не отсылает, просто герои Лады и Сергея пересекаются в безымянном провинциальном городке у моря, и кто-то из них в силу обстоятельств оказывается в больнице - в палате № 7. «Мы искали название, которое и по-украински, и по-русски звучит одинаково, - объясняет Лузина. - Подбирали варианты достаточно долго, среди них были и «Вода», и «Трава», и даже «Бабло», потому что герои Жадана постоянно в дороге, чтобы заработать, мои персонажи едут на юг за тем же... В итоге остановились на «Палате»: так или иначе, «больничная» тема задета и у него, и у меня».
ЛИБО ЭТО ПОЭЗИЯ В ПРОЗЕ, ЛИБО ЗАКЛИНАНИЕ
Прежде чем выйти в издательстве «Фолио», повесть Сергея Жадана «І мама ховала це у волоссі» была опубликована в журнале «Сучасність», который, к сожалению, сейчас читают разве что профессиональные филологи да публикующиеся там писатели. Наверное, потому изящную, ироничную, лаконичную и на филигранном украинском языке написанную вещь заметили и по достоинству оценили лишь сейчас.
Та самая музыкальность, співучість української мови в повести Жадана ощутима буквально с первого предложения: «І голоси за вікном, що віддаляються та зникають, і світло, якого в коридорах стає все менше, і сни, що вистрибують із ночі, ніби пси на полюванні, й ти весь час озираєшся, чуючи за спиною їхнє азартне дихання...». Когда читаешь вслух, складывается впечатление, что это либо поэзия в прозе, либо какой-то заговор, заклинание, словесная цепочка, из которой нельзя изъять даже самое маленькое звено: магия пропадет! И не будет целостной и яркой картинка, на которой изображены герои - коммивояжеры Саша с Пашей, Пашина жена Мария и дочка-школьница Алиса, которая отправилась к морю с отцом и его другом и партнером.
Каждый персонаж тоже звено цепочки. Не было бы слабого и безвольного Паши, читатель не понял бы, кто такой Саша и какие черты характера ему присущи. Не было бы Марии, той самой мамы, которая «ховала це у волоссі», не было бы интриги и тайны. И любовного треугольника, разумеется, и хоть каких-то поступков Паши, на поступки, в принципе, не способного. И Алисы, конечно, тоже не было бы - по вполне понятной причине. А вместе с ней повесть утратила бы добрую половину притягательности и шарма, поскольку коротенькие диалоги Саши и девочки, оставшейся на его попечении после того, как Паша угодил в ту самую палату № 7, и ее ответы на вопросы других взрослых так мастерски выписаны, что их хочется заучивать наизусть и рассказывать как анекдоты:
«Згори на мене дивилась Аліса, намагаючись зробити щось із своєю зачіскою.
- Що з ним? - запитала тихо. - Він помер?
- Ні, - відповів я заспокійливо. - Що ти. Спи.
- Ну да, - не погодилась вона. - Буду я спати в одному купе з покійником».
«З машини виліз немолодий і несвіжий лейтенант. Мав сіруватий колір обличчя і велике черево, що бовталося, як риба в сіті. Важко віддихувався й витирав долонями піт із обличчя. Підійшов до малої. Та подивилась на нього зневажливо.
- Гербарій збираєш? - із посмішкою запитав лейтенант.
- Букет, - відповіла Аліса. - Вчительці, на могилу...».
Если бы «І мама ховала це у волоссі» решили экранизировать, это была бы мелодрама. О том, как один любил и вроде бы женился, а второй не женился, но вроде бы любил...
«ВЕСНА ГОВОРИЛА, ЧТО ГРЯЗЬ - ЭТО ЖИЗНЬ»
Лузина в «Палате № 7» тоже необычная-непривычная, на себя не очень-то похожая. По стилистике ее повесть «Одуванчики», вошедшая в книгу, чем-то напоминает «Мой труп» (если с предыдущими книгами писательницы сравнивать) и уж точно ничем - цикл «Киевские ведьмы».
На метле в «Одуванчиках» никто не летает, во времени не путешествует, ход истории не меняет, чары не творит. Нет ни Дома с химерами, ни Лысой горы, даже города Киева (ни старого, ни нового) как такового нет - обычный офис небольшой компании, занимающейся организацией концертов и корпоративов.
«Почему шоу-бизнес? Наверное, это то, что я лучше всего знаю, - объясняет Лада. - Так уж сложилось, что моя тусовка не писательская, а именно шоубизнесовая, все мои друзья оттуда. И потом, мне же надо было как-то отправить героев в тот городок, а сделать это по причине выездного корпоратива очень даже удобно...».
Ладины персонажи, по сути, тоже коммивояжеры. Словно семена одуванчиков: ветер подул или человек чихнул - полетели... Как, впрочем, и все мы, живущие на свете и не знающие, а лишь предполагающие, что с нами может случиться завтра. Стареющего певца Сергея Ходина ветер занес в приморское местечко, в больнице которого он и умер.
Гламурную барышню Наташу, влюбленную в Сергея, - в постель к боссу Стасику. Бизнесвумен Алену, ехавшую в закрытый санаторий, чтобы готовиться к смерти от тяжелой болезни, - на прием к врачу из захолустья, который снял страшный диагноз чуть ли не на глаз, с первого взгляда. «А потом пришла весна, снег растаял, открывая пожухлую траву, прошлогоднее дерьмо и грязь, и все - даже самое неважное - вновь стало важным, как и бывает в жизни. Весна говорила, что грязь - это жизнь. Без нее никуда. И была права и не права...».
«Может показаться, что повесть о любви или ее отсутствии, - говорила на презентации Лада, которую после выхода этой книги можно с полным правом назвать не только главной киевской ведьмой, но и украинской Франсуазой Саган, - однако это не так. Я считаю, она о том, насколько мы не понимаем друг друга, живя бок о бок, и даже самих себя, бывает, не можем понять».
Прочтя, трудно не согласиться, потому что «Одуванчики» как раз на этом и построены - на непонимании и нестыковках, на том, что у каждого из героев своя правда и собственная, в своем стиле написанная, картинка окружающего мира. То, кем они хотят казаться, и то, какими их видят, - совершенно разные вещи, как человеческое лицо и посмертная гипсовая маска. Люди думают, что их поняли так, а их воспринимают эдак. Или вообще никак. Или даже не слушают, чтобы понять...
Интересно читать об Алене, чье сознание рушится и строится заново: она ведь вынуждена смириться с мыслью о скорой смерти и с тем, что это только ее проблема. Однако еще интереснее сопоставлять мысли, чувства, поступки женщины и мужчины - Наташи и Ходина.
Восторженная девушка, несущая, как она думает, позитив и свет, искренне полагает, что известный певец, годящийся ей в отцы, к ней неравнодушен. А он с ее помощью всего лишь пытается освободиться от контракта с продюсером, в котором не видит ни малейшего смысла.
Наташа мечтает стать в жизни ловеласа Ходина той самой роковой женщиной, но попадает под действие неписаного правила: «Не загадывайте опрометчивых желаний. А вдруг, чего доброго, сбудутся?».
Как именно осуществилось желание в данном случае, рассказывать не буду: читайте книгу сами. И рисуйте каждый свою картинку - собственно говоря, именно этим мы c вами и занимаемся всю свою жизнь...

Тринадцатый апостол
Илья РЕЗНИК: «Успенская обо мне сказала: «Пусть поцелует меня в одно место!», сволочью назвала — публично, на НТВ. Это разве прощается — такое вот хамство-жлобство?»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Нет лет. Есть только чудные и страшные мгновенья. Не надо нас делить на поколенья...»
Кинорежиссер Николай ЗАСЕЕВ-РУДЕНКО: «Пуговкин и Моргунов в женские платья вырядились, и в таком виде мы втроем на террасе гостиницы пьем кофе. Вдруг официант коробку зефира в шоколаде приносит: «Это вам подарок вон от того стола». Поворачиваемся — старичок. Женя жестом приглашает его к нам, тот подходит, смотрит пристально на Пуговкина, затем на Моргунова, заказывает бутылку шампанского и три фужера... На мой вопрос, почему три, а не четыре, он ответил: «Надеюсь, вы уйдете, а мы с дамами посидим...»
Погоним человечество к счастью
Божьи одуванчики
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги