Алексей ГОРБУНОВ: «Когда страна развалилась, я и пил, и наркотики пробовал... Никто не знал, как жить дальше»
«НЕ НАДО МНЕ ТВОИХ БАСЕН, — СКАЗАЛ СТЕПАНКОВ, — Я ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НАСКВОЗЬ ВИЖУ»
— Алексей, в киевском театральном институте о вас до сих пор вспоминают как об особо одаренном мальчике. Однако вы не поступили с первого раза и пошли работать монтировщиком в Театр русской драмы...
— Нервничал я тогда ужасно, думал: если и второй раз провалюсь, все, придется в армию идти. Тут в моей жизни и появился Степанков — меня Ада Николаевна Роговцева с ним познакомила. Кость Петрович в тот год как раз курс в киевском театральном набирал. Буквально три минуты мы с ним поговорили, и так мне легко стало, так спокойно — понял, что смогу поступить и буду учиться.
Я ведь даже не читал ему ничего перед экзаменом! Мы просто поговорили, выпили по три рюмки водки, и он сказал: «Все, ты у меня на курсе». Я опешил: «Как?! А стихи? А басня?». Степанков только рассмеялся в ответ: «Не надо мне твоих басен. Я давно работаю, любого человека с первого взгляда насквозь вижу». До сих пор вспоминаю годы учебы у него как величайшее счастье — Кость Петрович так щедро тратил себя на нас, учил многим вещам, причем не только профессиональным, но и человеческим. Он и на киностудию весь наш курс привел, только благодаря ему я там 14 лет проработал.
— Вашей первой картиной стал боевик...
— ...«Груз без маркировки» режиссера Владимира Михайловича Попкова. Когда он вызвал меня на пробы, я волновался дико: «Главная роль? Да никогда в жизни!». На них всегда приглашали москвичей, киевлян брали на роли второго, а то и третьего плана. А сниматься хотелось — молодой же был, честолюбивый. И вдруг звонят: «Все, тебя утвердили!». Первый съемочный день выпал на выпускной вечер в институте. Прямо со съемок меня ассистентки режиссера на машине везли в институт, и я успел — приехал за три минуты до выхода нашего курса на сцену. Помню, Попкову еще говорил: «Владимир Михайлович, у меня сегодня двойной праздник — и первый съемочный день, и день вручения диплома!».
![]() «Меньшиков (третий справа) ввел меня в спектакль буквально за две недели и очень помог. Благодаря ему я начал много работать в Москве». До недавнего времени Алексей Горбунов (справа) играл в спектаклях «Театрального товарищества Олега Меньшикова 814» — «Кухня» и «Игроки». Второй слева — Виктор Сухоруков |
А знаете, кто изначально в этой роли должен был сниматься? Олег Меньшиков. Его долго ждали, но он был занят, приехать не мог, а сроки поджимали. Спустя много лет кто-то из журналистов спросил Попкова: «Владимир Михайлович, если бы сейчас отмотать время назад, признайтесь, снимали бы Меньшикова?». — «Нет, — ответил он, — я бы теперь только Горбунова снимал».
— Насколько я знаю, с Меньшиковым вас многое связывает.
— Еще бы! И к Балаяну в картину «Филер» я попал точно так же — потому что Меньшиков не смог приехать, он тогда у Козакова в «Покровских воротах» снимался. Я, когда узнал, что меня утвердили, подумал: «Если мы с ним когда-нибудь познакомимся, надо будет поблагодарить — дескать, спасибо, Олег Евгеньевич, за то, что у тебя времени не было!».
— Познакомились?
— И очень скоро — в Киеве, на съемках картины «Яма» по Куприну. Он меня тогда удивил: молодой, а уже такой знаменитый и одновременно простой, общительный, без намека на звездную болезнь. А года через три Меньшиков снова приехал в Киев, они тогда «Горе от ума» привезли. Я как раз был в Киеве, очень хотел посмотреть спектакль. Пришел в театр на служебный вход, а тут Олег подъезжает: «Привет, Алексей!». Поговорили мы с ним, он мне контрамарки взял, а потом спрашивает: «Ты сейчас чем занимаешься?». — «Да вот, — говорю, — в Киеве снимаюсь, на радио работаю, в клубе выступаю». Он записал мой номер телефона и говорит: «Собираюсь репетировать новую пьесу, позвоню тебе».
Естественно, я этому разговору не придал значения. Владимир Попков начинает снимать сериал «След оборотня», главная роль у меня. В первый съемочный день собираюсь на площадку, и вдруг звонок из Москвы, от директора Меньшикова: «Олег приглашает тебя на роль в своем новом спектакле. Когда сможешь приехать?». А у меня съемки каждый день два месяца подряд. Представляете мое состояние?! От любого другого режиссера я бы ушел, разорвал контракт, заплатил неустойку и почувствовал себя свободным, но это же был Попков! Он спас меня в самый страшный момент моей жизни, когда я, можно сказать, на самом дне очутился.
— Это когда же такое было?
— В 1993-1994 годах, когда страна развалилась, я тогда и пил, и наркотики пробовал... Страшное было время — и никто не знал, как жить дальше. Если бы Владимир Михайлович не позвонил мне тогда из Москвы и не утвердил на роль шута Шико в сериале «Графиня де Монсоро», не знаю, что бы со мной было. Мы тогда три года снимали, и у меня за это время жизнь изменилась кардинально — я бросил пить, начал много работать — на радио, в клубах, у меня своя группа появилась. А после выхода «Графини де Монсоро» отбоя не стало от предложений, я начал много сниматься. В общем, никак я не мог Попкова подвести, и к Меньшикову в спектакль хотелось до ужаса!
![]() Горбунов снимается много и в основном в российском кино: «Бывает, два моих фильма идут одновременно на разных каналах». «Тот, кто гасит свет», 2008 год |
— Как же вы поступили?
— Поехал на съемки, а у самого голова кругом: «Что делать?!». Три дня ходил, как больной, потом остыл.
Через два месяца съемки подошли к концу. Работы у меня в Киеве было много, как-то я закрутился и о спектакле забыл. В последний съемочный день, который совпадал с моим днем рождения — 29 октября, собираюсь на площадку. И тут... звонит Меньшиков. «Ну, что, — спрашивает, — закончились твои съемки? Сможешь сегодня вечером выехать в Москву?». — «Конечно, — говорю, а у самого внутри все дрожит от счастья, — в шесть освобожусь, а восьмичасовым поездом выеду». Вот так судьба распорядилась.
«Я БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ СНЯЛ СКАЗКУ И САМ СЫГРАЛ БЫ В НЕЙ КАКОГО-НИБУДЬ УРОДА»
— Нелегко вам было после длительного перерыва выходить на сцену, да еще с ходу, с лету?
— Меньшиков ввел меня в спектакль буквально за две недели. Конечно, я дико переживал, волновался, но, надо отдать должное Олегу, он мне очень помог. Благодаря ему я начал много работать в Москве. А сколько городов и людей увидел — с «Кухней» и «Игроками» мы объездили весь бывший Советский Союз, гастролировали в других странах, даже в Америке побывали...
Это люди, которые в корне изменили мою жизнь. К сожалению, ни Попкова, ни Степанкова уже нет в живых, а у меня навсегда останется ощущение, что я не смог им что-то вернуть сторицей, да хотя бы просто сказать добрые слова.
С Кость Петровичем, слава Богу, успел повидаться, пришел к нему недели за три до его смерти. По пути из Москвы случайно встретил в поезде его дочь Катю, она говорит: «Папа в очень тяжелом состоянии, все время о тебе спрашивает, а мы найти тебя не можем». Я в Киев только на сутки приезжал, но первым делом к нему пошел: мы полдня сидели, вспоминали — так хорошо поговорили! А вот Попкова уже не застал, он как-то скоропостижно умер... Тяжело, когда уходят такие люди...
— Один из ваших однокурсников как-то жаловался, что учиться с вами было... очень трудно. На курсе вы всегда были первым, и любой другой актер после вас мог быть только вторым...
— Не скажу, что первым, но лидером я себя, наверное, чувствовал. В определенный момент понял, что рассчитывать в этой жизни можно только на себя. Никакой спонсор не придет и не озолотит. Это было все в том же злополучном 93-м году. Я начал работать как ненормальный — клуб один, другой, третий... Затем пробился на телевидение, радио — поработал на «Континенте», на «Ностальжи». Затем и спонсоры появились, и деньги.
Сегодня я вполне созрел для того, чтобы самому возглавить какой-нибудь творческий коллектив. С удовольствием стал бы продюсером. Знаю, как набрать группу, как сделать так, чтобы она работала гораздо быстрее, чем любая другая. И мне не нужен будет штат в 40 человек, я возьму 20, но лучших.
![]() Все свободное время Алексей старается посвятить дочери Насте, а иногда она вместе с мамой приезжает к папе на съемки. В сериале «Красная капелла» Горбунов сыграл эсэсовского разведчика Карла Гиринга |
— А какое вы бы кино снимали, став продюсером?
— Я бы с удовольствием снял сказку и сам сыграл в ней какого-нибудь урода. Люблю дурака валять или, как сейчас молодежь говорит, тупить. Ну а самая заветная моя мечта — сделать картину про любовь. Тема вечная, а хорошей, светлой, пронзительной картины о любви не было очень давно. Хочется обойтись без погонь, драк, компьютерных технологий, но чтобы люди, как когда-то, выходили из кинотеатров окрыленными. И без надоевших лиц, которые постоянно мелькают из одного сериала в другой...
— Вы тоже много снимаетесь...
— А кто вам сказал, что я в этом смысле идеал? Бывает, два моих фильма идут одновременно на разных каналах, и меня это тоже раздражает. Как хорошо, когда режиссеру удается найти неизвестных актеров. Меня в этом смысле по-хорошему поразила «Ликвидация». Я даже не удержался, позвонил ассистентам режиссера, спросил: «Где вы таких ребят хороших взяли?». Говорят, почти все одесситы или киевляне.
«МОЯ СЕМИЛЕТНЯЯ ДОЧЬ ВИДИТ МЕНЯ НАСКВОЗЬ И СРАЗУ ПОНИМАЕТ, КОГДА Я ГОВОРЮ НЕПРАВДУ»
— Как-то вы рассказывали, что подрабатывали в Москве таксистом, подвозили людей, а в это время на включенном в машине радио «Континент» шла ваша программа «20 минут с Владимиром Высоцким». Знаю ваше трепетное отношение к нему и с удивлением отмечаю: с годами вы все больше становитесь на него похожим.
— Сравнение некорректное, но мне все равно приятно, для моего поколения Высоцкий — Бог.
— Почему, на ваш взгляд, он по-прежнему актуален?
— Да потому что время у нас мелкое — все упирается в деньги. А он пел о душе, о сердце и о каких-то очень мужских вещах. Сегодня нам этого не хватает, поэтому, пока будут на свете мужчины, его будут слушать.
Вы не задумывались, почему Высоцкого слушает молодежь? Да потому, что он честный. А наши взрослые ценности эти девочки-мальчики не воспринимают, потому что нам не верят. Они честнее, эмоциональнее, откровеннее, чище нас и наблюдают за нами — смотрят, как на рыб в аквариуме. Я, например, заметил, что моя семилетняя дочь «считывает» людей, как сканером. Она видит меня насквозь, сразу понимает, когда я говорю неправду. А Высоцкий неправды себе не позволял. Он пел, разрывая нервы и жилы.
— А вы позволяете себе работать формально, не рвать жилы и вены?
— Как любой современный человек, я этому научился. Иногда надрываюсь, а иногда и просто тупо зарабатываю. Конечно, стараюсь, чтобы это выглядело более-менее профессионально, чтобы не было стыдно и «мучительно больно».
Для меня фильмы четко разграничиваются на две категории: те, в которых я снимаюсь за деньги, и те, в которых готов участвовать даже бесплатно. Например, недавно закончились съемки у режиссера Игоря Волошина — молодой, талантливый парень, родом из Севастополя, но уже лет 10 живет в Москве. А продюсером картины была Аня Михалкова, это ее дебют в таком качестве.
От работы я получил непередаваемый кайф, хотя заплатили мне за нее в два раза меньше, чем обычно. Но эта роль была написана специально для меня, они долго ждали, пока я освобожусь от других обязательств. Кстати, пришлось очень тяжело: мы снимали в холод, в непогоду, не укладывались в график и нервничали ужасно, зато недавно посмотрел отснятый материал и понял: тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, но это же картина, о которой я мечтал!
Есть роли, в которых ты выкладываешься не на 100, а на 200 процентов и даже не замечаешь этого. Просто нужно честно отыграть, и если приходится орать, значит, кричать так, чтобы лопались вены. На концертах иногда бывает, что я себя не контролирую: начинаем играть, попадаем в драйв, а потом я два дня разговаривать не могу — связок нет. Но вообще-то, берегу себя, не рву жилы там, где не надо.
«ДОМА Я СЕБЯ ЧУВСТВУЮ ТОЛЬКО В КИЕВЕ»
— Алексей, вы родом из Киева, живете и работаете в Москве. Где все-таки ваш дом?
— Конечно, в Киеве. Именно здесь я живу, хотя 80 процентов своего времени действительно провожу в России — прежде всего, конечно, в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Мурманске, Владивостоке, Перми, Тюмени, Новосибирске. Часто бываю в Беларуси. И продолжается это уже 10 лет. Я живу там, где снимаюсь. Очень часто российские таможенники или пограничники, открывая мой паспорт, удивляются: «Ты что, из Украины?». Но дома я себя чувствую только в Киеве. Правда, в последнее время он очень изменился и с городом моей юности уже почти ничего общего не имеет.
![]() В фильме Никиты Михалкова «12» Алексей Горбунов исполнил роль одного из присяжных — директора кладбища |
— Вы имеете в виду повсеместное строительство?
— Квартира у нас в центре, и мы с дочкой часто гуляем по близлежащим улицам. Из всех, которые были там раньше, в первозданном виде сохранилась, наверное, только Рейтарская. Там есть дворик, где живут старые-престарые вороны. Вот туда мы с ней и ходим, это называется «к воронам». И я часто говорю дочке: «Ты даже не представляешь себе, как хорошо здесь было раньше!».
Приезжают российские актеры, которые никогда раньше не бывали в Киеве, и поражаются: «Слушай, у вас везде строят!». В Москве строительный бум был 10 лет назад, но там не разрушали до такой степени историческую часть города: есть в центре новые дома, но сохранились и старые арбатские дворы, в которые застройщиков просто не пускают.
Возращаясь из Москвы в Киев, я не чувствую разницы — просто из одного мегаполиса перемещаюсь в другой. А ведь при Советском Союзе Киев считался самым зеленым городом в мире! Хорошо помню, как мы, будучи студентами, ходили на склоны Днепра пить портвейн. Или спускались с Ярославова Вала на Поскотинку, и все вокруг просто утопало в зелени — в каштанах, в зарослях сирени.
Увы, сейчас все это застроено людьми, которые не понимают, что детям надо оставлять не бетонные коробки, а сады и парки. Теряется уникальность города, уже нет в нем прежней атмосферы. Новая Бессарабка — это не столько рынок, сколько супермаркет. И нет уже тех бабушек, что раньше продавали там овощи и фрукты. А я еще помню молдаван, которые наливали домашнее вино... из чайников. Мне кажется, пройдет какое-то время, и всех этих застройщиков будут судить за преступление по отношению к Киеву и его жителям.
— В Киеве с прежними дрзьями встречаетесь?
— Очень редко. Обычно заскакиваю на день-два, поэтому стараюсь побыть дома, отдохнуть. Мы — те, кому сейчас за 40, уже порядком подустали. А может, это просто поколение такое?
Я вот недавно снимался у Петра Тодоровского, целый день все вместе на площадке — мы с ног валимся, а ему хоть бы что. На голове военная шапка, ремешок на шею надел и работает по 18 часов в сутки, да еще и нас подбадривает: «Давайте, ребята!». А ведь ему 83 года, всю войну прошел.
Спрашиваю: «Петр Ефимович, как вам это удается?». Смущенно улыбается: «Так у меня же закалка». Уникальный человек. А мудрый какой! Знаете, я его спрашивал, что было в Берлине, когда туда вошли наши войска. И он рассказал, что от местных женщин поступило 100 тысяч жалоб об изнасилованиях. Ужас? Конечно! Но наших-то тоже понять можно: у них за эти четыре года все отобрали, все разрушили. Вот и выходит, что одной для всех правды просто не существует...





Алексей ГОРБУНОВ: «Когда страна развалилась, я и пил, и наркотики пробовал... Никто не знал, как жить дальше»
Режиссер и актер Владимир МЕНЬШОВ: «Сначала я думал, что постельную сцену Веры Алентовой с Анатолием Лобоцким можно сыграть в колготках, но когда они проступили на пленке, сказал жене: «Ничего не поделаешь — догола раздевайся!»
Британский актер Гэри Олдмен женился в четвертый раз
16-летний сын Джона Траволты умер от сердечного приступа
В новогоднюю ночь Наталья Могилевская катала «фабрикантов» на лимузине
Звезда Голливуда Патрик Суэйзи признался, что ему осталось жить меньше двух лет
Рок-музыкант Бон Джови поможет Хиллари Клинтон выплатить шесть миллионов долларов долга
Аллан Чумак вылечил тяжелобольного юношу
Актриса Амалия&Амалия ждет четвертого ребенка
У Бена Аффлека родилась вторая дочь
Криштиану Роналду чудом выжил после страшного ДТП
Зураб Церетели создаст памятник патриарху Алексию II
Конец света в отдельно взятой стране
Николай ТРУБАЧ: «С Борей Моисеевым первые полгода я боялся в одном лифте ездить, а потом он сказал мне: «Слушай, Коля, это не заразно!»
Заведующий венерологическим отделением Киевского городского кожвендиспансера Михаил ХИЛИНСКИЙ: «Всегда надо думать сначала головой, а потом уж головкой, иначе будут проблемы и на ту, и на другую»
Одноклассники.UA
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги