Валентина ТОЛКУНОВА: «Упрекать моего первого мужа Юрия Саульского в предательстве и измене неправильно — это был творческий, человеческий, мужской порыв художника, у которого на первом месте не женщина во плоти, а музыка, и когда я это поняла, стало легко и просто»
![]() Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
«ЧЕГО ТОЛЬКО У НАС НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ, ДЛЯ ПРИМИТИВА»
- Вы хорошо, Валентина Васильевна, знаете, что артистов нынче, как никогда, много, но по-настоящему любимых - раз-два и обчелся, поэтому я чрезвычайно рад, что именно вы, истинно народная артистка, сегодня моя гостья. Судя по вашему признанию в одном из интервью вам нынче не очень комфортно живется: «Я, наверное, из другого века, - обмолвились вы, - очень уж несовременна». В какое же время вам бы хотелось родиться?
- Только не удивляйтесь - в ХIХ столетии.
- Представляю: ни телефонов мобильных, ни компьютеров, ни телевизоров, ни даже ванных...
- А их и в ХХ веке, когда мы росли, в общем-то, не было, но по сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда.
- Тургеневская девушка?
- Мне кажется, да, во всяком случае, в течение очень долгого времени Тургенев был моим любимым писателем. Впервые я познакомилась с ним лет в 14, а в 15 прочитала все четыре его знаменитых романа...
![]() |
| «Пение в ансамбле — прекрасная школа, дающая возможность почувствовать состояние гармонии» |
- ...«Вешние воды», «Отцы и дети»...
- ...«Накануне», «Дворянское гнездо», и передо мною открылся другой мир, я вдруг поняла, что мы - лишь некое продолжение того, что уже было. Это ощущение, кстати, не покидает меня и теперь, потому что линия истории бесконечна. Мне кажется, ошибка отдельных людей, да и целых обществ, пожалуй, состоит в том, что они считают сегодняшний день последним: дескать, все в жизни только для них, а на самом-то деле это совсем не так.
Впоследствии я столкнулась с описанной Иваном Сергеевичем проблемой отцов и детей (не моей собственной, а чужой - знакомых) и пришла к выводу, что конфликт поколений будет всегда. Благодаря Тургеневу я поняла: все связанное с естеством, с природой остается навечно, а все придуманное человеком, искусственное - преходяще. Словно в калейдоскопе, сменяются там цвета, тональности, форма разговора, слова, выражения, одежда, мода, но истинные чувства неизменны. Какие? Ну, например, радость по поводу рождения ребенка...
- ...любовь...
- ...от которой дитя появилось на свет, счастье от его первого крика. Однажды в роддоме я видела, как приходят в наш мир младенцы. На меня надели халат, шапочку - все, что положено...
- Сына у вас тогда еще не было?
- Как раз когда я была беременна им, мне и довелось увидеть множество родов. Затаив дыхание, я наблюдала, как, освобождаясь от этой очень нежной, но все же тяжелой ноши, женщина дает жизнь новому существу, и ребенок, впервые набрав воздух в легкие, вскрикивает оттого, что вдохнул запах жизни. Сын плакал, и каждый раз я начинала рыдать вслед за ним. Не знаю, почему, но меня не покидало ощущение значимости всего того, что происходило, и это состояние я запомнила.
До конца своих дней мы храним вкус первого поцелуя, первой любви, первого признания, первого цветения, первой ссоры и первого примирения - все это эмоции тонкого свойства, которые никогда человека не покидают. Умело маскируясь, мир вдруг окунает нас в совершенно другие проблемы, и мы, в свою очередь, сами учимся скрывать свои истинные чувства: радости, тревоги - все то, что называется жизнью.
![]() |
| Валентина Толкунова (слева) в музыкальном фильме «На два часа раньше», 1967 год |
- Вы вот классиками восторгаетесь, а большинство молодых сегодня дай Бог, если Пушкина знают, а уже Тургенева вряд ли, они от него так далеки...
- Мне этих людей жалко, они высокой литературой обделены, и им невдомек, что такое прекрасный слог, точное слово, парадоксальная мысль, железная логика. Книги необходимы, и хотя сейчас все больше к компьютерам обращаются, именно литература учит сопоставлять, рассуждать, выстраивать мысль.
Много-много раз я бывала в Америке, а когда в 84-м приехала туда впервые, меня пригласили в университет Джона Хопкинса в Балтиморе. Тогда там преподавал русский язык и литературу Василий Аксенов, который только покинул страну, и у его студентов были совершенно интересные взаимоотношения с русским языком. Они, в частности, сказали мне, что впоследствии будет создана специальная компьютерная программа, с помощью которой любой желающий сможет прочитать роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» не в четырех томах, а на четырех страничках. Я, помню, подумала: «Какие же бедные люди, которые до этого доживут»...
- ...и не смогут подержать в руках новую книгу, вдохнуть запах свежей типографской краски...
- Я дожила до времени, когда вся классика действительно умещается буквально на одном диске, но это малоинтересно, поверьте мне. Такие новшества - как ледышка, которая тает в руках: ты хочешь ощутить ее, приложить даже к лицу, чтобы почувствовать этот холод, а она - раз - и уже нет, поэтому я и не могу привыкнуть к тому, что сейчас не романы читают, а их краткое изложение. Это все равно что в музыкальном произведении только начало и конец слушать, а середину оставить и не знать, что там вообще происходит, где кульминация, какие части в сонате и прочее... Как музыкант я всегда нервничаю, если исполнители позволяют себе купюры, мне невдомек, почему та или иная часть не должна звучать. Я, например, обожала сочинение полностью, и вдруг для упрощения его искромсали, а сейчас у нас чего только не делают для упрощения, для примитива!
«ПРОШЛА БЫ Я КАСТИНГ В «ФАБРИКУ ЗВЕЗД»? ДАЖЕ И НЕ ПЫТАЛАСЬ БЫ»
- В восприятии миллионов людей Валентина Толкунова - настоящая русская красавица: высокая, статная, с роскошной косой, в которую всегда вплетена нить жемчуга, и мало кто знает, что начинали вы артистическую карьеру с джаза в вокально-инструментальном оркестре «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского. Как сочетается ваша русскость, эти задушевные песни и джаз, само название которого в устах иных русофилов звучит как ругательство?
- Думаю, это период обучения был - прежде чем окончательно определиться, каждому музыканту хорошо бы попробовать и это, и то, и во всех направлениях он должен чувствовать себя уверенно. Я, между прочим, хотя уже много лет на сцене пою, окончила два учебных заведения как дирижер-хоровик...
![]() |
| Слет солдатских матерей в Колонном зале Дома союзов, Москва, 1989 год |
- ...На минуточку!
- ...и то, что пять лет джазовую музыку исполняла, отнюдь не случайно. Мой голос соответствует тембру флейты, и это прекрасно сочеталось с другими голосами, а как хормейстер я понимала: пение в ансамбле - это прекрасная школа, дающая возможность почувствовать состояние гармонии. Потом, оставаясь с оркестром один на один, ты уже знаешь, что там, внутри, происходит, и это важно, поэтому для меня те годы были учебой, точнее, ее продолжением. Почему? Потому что с 10 лет пела в хоре у Дунаевского ...
- Того самого?
- Нет, у его младшего брата Семена Осиповича. Мэтр этот коллектив создал, а брат стал художественным руководителем. Меня привели туда с песней «То березка, то рябина», и судьба моя была решена, а вообще, нас, дунаевцев, много. Собираемся каждый год в зале Чайковского или в ЦДДЖ - Центральном доме детей железнодорожников, при котором был этот коллектив создан, - и поем наши песни.
- Наши - это какие?
- Детские, которые пели в хоре, а там было все, что угодно. (Поет):
Скворцы прилетели!
Скворцы прилетели...
- ...на крыльях весну принесли!..
- Эти прекрасные, светлые произведения люди до сих пор слушают в нашем исполнении по радио.
- Как считаете, вы сегодня прошли бы с таким музыкальным образованием кастинг в «Фабрику звезд»?
- Даже и не пыталась бы - мне это неинтересно.
- А почему, простите, вы бросили джаз?
- Во-первых, время пришло, а во-вторых, этот коллектив по некоторым причинам перестал существовать. Тогда же с джазом боролись весьма активно, и нам не давали петь то, что мы хотели, хотя мы все-таки вводили в свои программы наряду с Варламовым, Людвиковским, Саульским, Минхом и другими советскими композиторами-джазистами композиции Вуди Германа, Чарли Паркера, Гила Эванса.
![]() |
| «Женские песни — это те, благодаря которым мы сопереживаем и открываем сердце» |
- У вас сохранились записи, где Валентина Толкунова поет джаз?
- Ну, пела я инструментальный джаз - в группе, но кое-какие записи есть.
- Вы их давно слушали?
- Очень, но особенно дорога маленькая пластиночка, которая так и называется «ВИО-66».
- Гибкая?
- Да, но не такая, какие вкладывали в «Кругозор»...
- ...и не на рентгеновских снимках, не «на костях»?
- Нет, настоящая виниловая пластинка. Храню ее как зеницу ока - никому не даю, потому что могут появиться царапинки, трещинки, и с этим уже раритетом уйдет то, что я называю моей школой, моим прошлым и что тянется до сих пор. Именно хор ведь, как это ни странно, дает хорошую интонацию, ощущение гармонии, причем не только в песне, но и в романсе - в любом произведении. Я это понимаю, потому что люблю хоровую музыку.
«ПОСЛЕ КОНЦЕРТА КО МНЕ ПОДОШЛА ЖЕНЩИНА И СКАЗАЛА, ЧТО ОБЯЗАНА МОЕЙ ПЕСНЕ ЖИЗНЬЮ»
- Вы девушка городская, но в репертуаре у вас песни, которые можно назвать деревенскими. Интересно, крестьянский труд вам знаком, вы доили когда-нибудь коров, косили траву или просто даром перевоплощения обладаете?
- Мне деревенская жизнь не знакома, потому что родилась в городе и всю свою жизнь прожила в многоэтажном доме с горячей водой и с плитой, а не с печкой. Иногда не могу даже камин у себя растопить на даче, потому что теоретически знаю, как это делается, а практически нет, но, видимо, в каждом человеке есть что-то такое генетическое - память, заложенная не в твоем колене и даже не в предыдущем... Ею пронизана атмосфера, в которой живешь, страна, в которой родился, - недаром же говорят: «Где родился, там и сгодился».
Земля, которая воспитала, дает, - нет, не привкус, не ощущение чего-то наносного, искусственного! - а естественное желание знать собственную культуру, историю происхождения песен. Оно вот во мне живет, потому что я, например, эти русские народные слышала от своей бабушки, которая знала их море. Мама у меня тоже была голосистая, только она брала в руки гитару и исполняла романсы, а бабушка любила исконные: и «По Муромской дорожке стояли три сосны», и «Как по морю, морю синему», и «Мы на лодочке катались золотистой-золотой...
- ...не гребли, а целовались...
- ...не качай, брат, головой!». Все это я знала с детства, эти песни были родными для нашей семьи и для людей, которые к нам приходили, и мы всегда пели дома ансамблем.
- Как бы мы ни относились сейчас к советскому времени, нельзя не признать, что в песенном жанре тогда работали прекрасные композиторы и поэты, чьи сочинения были совершенны по форме и глубоки по содержанию. Вспомним хотя бы военные песни - грандиозные музыкальные произведения...
![]() |
| Первым мужем Толкуновой стал известный советский музыкант Юрий Саульский, который был старше певицы на 18 лет. «Это было настоящее чувство, страсть, практически моя первая любовь» |
- Грандиозные, это правда!
- Сегодня с экранов телевизоров и из радиоприемников звучит множество так называемых хитов, которые, как говорится, ни уму ни сердцу: ни смысла в них нет, ни стихов, ни музыки - да ничего, и молодым исполнителям невдомек, что песни могут не только врачевать душу, но и исцелять тело... У вас, если не ошибаюсь, такие случаи были?
- Конечно, и я никогда не забуду, как после одного из концертов ко мне подошла женщина и сказала, что обязана моей песне жизнью. Оказалось, когда на больничной койке она умирала, ей принесли маленький радиоприемничек, по которому и услышала впервые песню «Я не могу иначе», где были такие строчки: «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Все я сумею, все смогу...
- ...сердце мое не камень»...
- Эти слова давали надежду на то, что ей обязательно помогут, и от того, что они прозвучали в нужный момент, она стала поправляться. Иногда, согласитесь, человек не знает, за какую ухватиться соломинку, и вдруг услышит доброе слово, сердечную песню...
Моя приятельница, поэтесса Карина Филиппова, шла однажды в ужасном состоянии: грустная, с тягостными мыслями - у нее был тяжелый период, все складывалось нехорошо. На сердце было хмуро и пасмурно, и вдруг к ней подошла женщина и спросила: «Солнышко, скажите, который час?». Когда Карина услышала обращение «солнышко», она прослезилась: «Да я и часы вам за это отдам». Ничего не жалко за ласку, понимаете?
Доброе слово каждому нужно, а мы иногда не способны произнести его, потому что зажимаемся, становимся жесткими, ироничными, колкими, не замечаем проблем ближнего - сосредоточены только на своем состоянии и настроении. Это неправильно, надо уметь оглядываться вокруг, расширять свой диапазон, кругозор - имею в виду не заучивание каких-то математических формул или порядка кнопок, на которые нужно нажать, а умение открыть для других свое сердце. У многих из нас оно ведь закрыто наглухо, но мне, например, справиться с этой проблемой помогает профессия - появляясь на сцене, я и сама живу песней, и даю жизнь другим...
- При этом, замечу, имидж себе не придумывали...
- Абсолютно, потому что уверена: в нем нет нужды. Все это искусственно, а когда выходишь с естественными чувствами и мыслями не звезды, а обыкновенного человека...
- ...тогда ты и есть настоящий артист...
- Да просто один из тех, кому дано право умиротворить людей, внести мир и покой в их души.
«КОГДА В 20 ЛЕТ ВЫХОДИЛА ЗАМУЖ, ДУМАЛА, ЧТО ЮРА - ТОТ ЕДИНСТВЕННЫЙ, С КОТОРЫМ БУДУ ВСЮ ЖИЗНЬ»
- Когда вы поете, глядя на экран телевизора, многие зрительницы нежно говорят: «Наша Валечка». В вашем репертуаре очень много именно женских песен - в чем их главное отличие от остальных?
![]() |
| Со вторым супругом — бывшим дипломатом, журналистом-международником и писателем Юрием Папоровым — Валентина Васильевна уже 30 лет |
- Женские песни - это, на мой взгляд, те, благодаря которым мы сопереживаем и открываем сердце. У меня, например, есть такая - об уходе любимого мужа к другой женщине. Казалось бы, обычная житейская ситуация, но как справиться с чувством горечи, как пережить то, что любимый живет рядом и не замечает тебя? Теперь он любит другую и мыслями с ней, но брошенная жена по-прежнему ждет его вечерами и после полуночи, говорит: «Я буду тебя ждать всегда, только приходи, потому что ты мой единственный».
- Вы эту женщину понимаете?
- Очень хорошо понимаю и знаю, какое разочарование и боль за этими словами стоят... «Жизнь для меня - это ты, я буду тебя ждать, потому что для этого родилась на свет, и дождусь, что бы с тобой ни случилось, где бы ты ни был...
- ...и с кем»...
- И вот однажды пришла ко мне женщина и призналась: «Ваша песня подсказала нам, как в нашей конкретной ситуации поступить. Мы поняли: наша судьба - все прощать».
- Насколько я знаю, в свое время вы тоже пережили предательство и измену близкого человека...
- Да, но его простила.
- Кто это был?
- (Пауза). Я ему все простила... Не могу сказать, что это была измена, предательство - я таких слов опасаюсь, они очень ранят и жалят. Нет!
- Он просто ошибся, назовем это так...
- Да, это была ошибка, которую он потом признал.
- Кто же это?
- (Пауза). Упрекать его все же неправильно - это был творческий, человеческий, мужской порыв художника, у которого на первом месте не женщина во плоти, а музыка, которой служил, и когда я это поняла, стало легко и просто.
- Это был Юрий Саульский?
- Хорошо, что вы сами эту фамилию произнесли... Да, Юрий Саульский, мой первый муж, который, к сожалению, уже ушел в мир иной и которого я вспоминаю всегда добрым словом.
- Мощный был музыкант...
![]() |
| С сыном от второго брака Николаем Папоровым. «Сейчас жалею, что у меня нет дочки-красавицы, которая была бы рядом и понимала бы меня. Все-таки мальчика растишь для другой женщины, а девочку — для себя» |
- А еще удивительно умный человек, благороднейшая личность.
- Это же он - автор знаменитого шлягера «Черный кот», на котором в свое время была помешана вся страна...
- Да, да... Добрый, щедрый, он оставил после себя джазовую школу и огромное количество учеников, работающих сейчас в оркестрах. И молодежь, и люди зрелые, такие, как саксофонист Алексей Козлов и пианист Игорь Бриль, - все они не забывают, что их учителем был Юрий Саульский. Множество музыкантов сейчас в Америке, и они не устроились в мясные лавки, не кроят одежду...
- ...не подались в кабацкие лабухи...
- ...а играют в джазовых коллективах.
- Какая у вас была разница в возрасте?
- Большая. 18 лет.
- Вы сильно любили его, безоглядно?
- Конечно, это было настоящее чувство, страсть. Я же с ним совершенно девочкой встретилась: мне было 20, ему - 38, практически это моя первая любовь. Когда выходила замуж, думала, что Юра - тот единственный мужчина, с которым буду всю жизнь, но, увы, он увлекся одной актрисой...
- Расставались вы тяжело?
- Как интеллигентные люди.
- Это как? Давайте-ка расшифруем, как такие пары разводятся...
- Интеллигентно.
- Без битья посуды?
- Абсолютно.
- Без дележа ложек и вилок?
- Без, без. Просто решили разъехаться - все.
- Когда вы стали уже популярной, знаменитой, встречались с ним иногда, прошлое вспоминали?
- И встречались, и дружили - я даже была в хороших отношениях со всеми его последующими женами.
![]() |
| Иосиф Кобзон однажды сказал о Валентине Толкуновой: «Она только с виду девушка-простушка — внутри у нее стальной каркас» |
- Их было общим счетом пять, если не ошибаюсь?
- Ну, не знаю уж, сколько, - не лезу в чужую жизнь. Зачем это мне, спрашивается, тем не менее участвовала во всех его авторских концертах и он продолжал писать для меня песни. Две из них, которые Юрий оставил, хочу сейчас в свои диски включить. Он очень уважительно относился к тому, что я делаю, и часто повторял: «Всего, Валечка, чего ты достигла, добилась сама - просто тем, что есть на свете».
- Благородный, видимо, человек...
- Ну, он же из породы Трубецких, дворянин, поэтому другим быть не мог.
«НА ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА МЫ С ЛЕВОЙ ЛЕЩЕНКО ОТШУЧИВАЛИСЬ: МЫ, ДЕСКАТЬ, МУЖ И ЖЕНА, А НАШ СЫН - ПОЛАД БЮЛЬ-БЮЛЬ-ОГЛЫ»
- Вы, Валентина Васильевна, влюбчивы?
- Ну, не настолько, чтобы все бросить, уйти, на что-то решиться...
- Голову потерять не способны?
- Это не для меня.
- Может, не попадался тот, ради кого стоило обо всем забыть?
- Знаете, я вам отвечу так. Когда мужчине очень нравится замужняя женщина и он мечтает с ней быть, его должна остановить мысль: а ведь кому-то, может, она уже надоела.
- Думаете, получится?
- Иногда помогает.
- «Ах, как часто ищем счастье мы в чужом саду», - пели вы в одной из своих песен...
- Да-да, «...В чужом саду, запретном. Ах, звездочка плывет, душа поет - ну что же, Сережа, чужой не сладок мед». Это Юра Рыбчинский для меня написал...
- ...и, по-моему, Лора Квинт?
- Да, совершенно верно.
- В 70-е годы молва поженила вас с Лещенко - был для таких слухов какой-то повод или публике просто хотелось, чтобы два красивых человека были вместе?
![]() |
| Песня остается с человеком. Концерт, посвященный 65-летию освобождения Киева. Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Валентина Толкунова, Александр Пономарев, Марийка Бурмака, Таисия Повалий и другие, 2008 год Фото УНИАН |
- Думаю, тут второе - народ очень хотел, чтобы соединились Иван да Марья, но мы с Левой всегда отшучивались, когда из зала на эту тему вопросы сыпались. Договорились с ним так: мы, дескать, муж и жена, а наш сын - Полад Бюль-Бюль-оглы.
- На самом же деле следующим после Саульского вашим мужем стал Юрий Папоров, журналист-международник...
- ...писатель...
- ...автор книг о Хемингуэе и о последних днях Троцкого в Мексике. Серьезный, по всей видимости, мужчина...
- Очень серьезный, мыслящий, мудрый, талантливый и с завидной фантазией. Он, кстати, написал биографическую книгу о Маркесе, а сейчас вышла еще одна - о скульпторе Степане Эрьзе. Также его перу принадлежит очень интересная книга о подводной охоте и два романа: «Эль Гуахиро - шахматист» и «Пираты Карибских островов». Юрий знает все это досконально, потому что был дипломатом, потом журналистом-международником, членом Союза писателей. Этому человеку много дано.
- Как вы познакомились?
- В Мексиканском посольстве, но не на дипломатическом приеме - на них я позднее бывала, уже как жена дипломата. Однажды латиноамериканские представительства в Москве, в которых я иногда выступала, решили организовать мой сольный концерт, а переводить пригласили Юрия Николаевича Папорова, который великолепно знает испанский язык: разговаривает, как истинный латинос, и даже видит на нем сны.
Разумеется, Юрий - прекрасный специалист, но когда стал переводить песни, возникло некое замешательство. Я, например, запела: «Стою на полустаночке в цветастом полушалочке...», а это непереводимая игра слов. Вот что такое полушалочек? Платок, полуплаток?
- Да и полустаночек кого угодно поставит в тупик...
- Да, полустаночек - это станция? Полустанция? Потом такая была песня: «Мы на лодочке катались золотистой-золотой. Не гребли, а целовались, не качай, брат, головой...». Казалось бы, можно сказать, что это golden boat - золотая лодка, но почему золотисто-золотая?
«ЮРА ПОКОРИЛ МЕНЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬЮ: КОСТЮМЫ СИДЕЛИ НА НЕМ ОТМЕННО»
- Какой красивый русский язык, какие оттенки!
- В общем, было много и смешного, и трогательного, но Юрию удалось со всем этим справиться, и дипломаты остались довольны. Потом меня много раз приглашали и в Мексику, и в США...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «По сути своей я все-таки из XIX столетия, там мне все близко» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Чем же все-таки будущий супруг вас взял?
- Что значит «взял»?
- Ну, чем привлек?
- Элегантностью. Он был очень красив, изысканно одет...
- ...Наверняка умен...
- Конечно.
- Я, собственно, почему спрашиваю - интересно просто, каким должен быть мужчина, чтобы такую красивую женщину завоевать?
- Он должен быть сам неплохим, достаточно красивым (смеется). Юрий был изумительно элегантен (костюмы на нем сидели отменно) и никогда не носил дешевых вещей - только дорогие, из качественного материала и сшитые высококлассными портными. Если надевал, скажем, джемпер, у него всегда был какой-то шарфик, платочек... Просто так галстуков он не надевает - только вечером, если мы куда-то идем. Днем это принято только у деловых людей, у чиновников, а поскольку мы люди свободных профессий...
- ...художники...
- ...то я считаю, что... Впрочем, не в одежде, естественно, дело - если ты чего-то добился, какой-то своей внутренней спокойной гармоничной основы достиг, можешь надеть все, что угодно, и появиться в любом наряде - тебя от этого не убудет.
- Вы с мужем уже более 30 лет вместе - честно скажите: за эти годы было хоть раз искушение - не изменить, я такое слово не употреблю! - просто почувствовать, что есть еще какие-то другие мужчины?
- Да некогда мне было о таких вещах думать, потому что все время на студии, на концертах, в поездках.
- И допинг вам был не нужен?
- А допинг мой - это сцена, и когда иной раз полумертвая приезжала с гастролей, желание было одно: с головой окунуться в домашний уют - больше мне ничего не надо.
- Даже мыслей греховных, выходит, не возникало?
- Ой, если честно, нет, хотя, вы знаете, мужчины делали мне немало всяких предложений, окружали ухаживаниями, красивые слова говорили... Просто я научилась понимать цену комплиментам - знаю, что за ними скрывается. Когда вникнешь в природу вещей, все становится...
- ...яснее и проще...
- Мало того, иногда даже неинтересно.
- Представляю, как сложно такой красивой женщине этому напору противостоять - многие, особенно облеченные большой властью мужчины, глядя в то время в телевизионные экраны, не только наслаждались вашим пением, но и задумывались наверняка: «Эх, вот я бы с ней...». Были с их стороны нескромные предложения, вы чувствовали, что кто-то очень хочет весело провести с вами время?
- Ну, во-первых, на это я никогда не откликалась.
- Значит, все-таки что-то было?
- Ну как? Допустим, иной раз раздавались какие-то звонки, мне оказывали знаки внимания, спрашивали: «Не хотите ли встретиться? А вместе поужинать?» - и прочее, прочее, но я просто на эти ухаживания не отвечала. Понимаете, когда хорошо во всем разбираешься, подобные вещи уже тебя мало заботят. Ты это перерос - они же, эти поклонники, как дети, для меня были.
- Сегодня многие певицы нашли себе молодых мужей и очень этому рады. Вы замечательно выглядите - не хотели бы себе какого-нибудь молодого красавца из шоу-тусовки, которая куролесит вокруг?
- Молодого красавца? А для чего?
- Об этом лучше спросить у Бабкиной, у Пугачевой - может, они что-то подскажут...
- Знаете, я как-то не очень интересуюсь личной жизнью своих коллег, а вообще-то, каждый должен хранить то, что у него есть, и не позволять никому грязной мыслью, а тем более грязным словом притронуться к своему очагу. Это же крайне важно - сохранить семью и, какие бы ни были отношения, не выносить личную жизнь для пересудов, сплетен, на радость тем, кому просто хочется о том о сем посудачить...
- Чем занимается нынче ваш сын?
- Коля был художником по свету в моем Театре музыкальной драмы и песни, а сейчас в малом бизнесе. Я не могу сказать, что он твердо определился и планирует посвятить себя чему-то конкретному, - на данный момент ему интересно все.
- Какое у него образование?
- Юридическое, но он находит себя то в одном, то в другом. Есть просто люди, которые не могут стоять на одной ступеньке: им нужно все время двигаться то вверх, то вниз, то вверх, то снова вниз.
- Сын женат?
- Пока ходит в холостяках.
- Вы представляете себе день, когда он приведет девушку и скажет: «Мам, я ее люблю и хочу жениться»?
- Я буду счастлива, потому что сейчас молодые люди не позволяют себе устояться в мысли, что у них будет семья. Они редко женятся...
- ...и еще реже, наверное, приходят с избранницей к маме...
- Как бы там ни было, буду рада и приму девушку, которую он себе выберет.
«Я НЕ В ШОУ-БИЗНЕСЕ. ИЗ РАЗНЫХ КОНЮШЕН МЫ, ГОСПОДА!»
- Вы не жалеете, что в свое время ограничились только одним ребенком?
- Очень жалею, очень! Должна была родить еще детей, их воспитать, но артисткой тогда бы не стала. Скорее всего, прекратила бы петь и ушла бы со сцены.
- Искусство требовало жертв?
- Еще и каких! Конечно, сейчас сожалею, что у меня нет дочки-красавицы, которая была бы рядом и меня понимала бы. Все-таки мальчика, как правило, растишь для другой женщины, а девочку - для себя.
- Как-то Иосиф Кобзон обмолвился: «Валина женская судьба не сложилась» - что он имел в виду?
- Не знаю - об этом лучше спросить у него. Нет, у меня все сложилось. Все!
- Как ни странно, я не могу вспомнить ни одного связанного с вашим именем скандала - учитывая нравы того, что называется у нас шоу-бизнесом, это вообще поразительно. Как удалось вам пройти свой путь так, чтобы нигде не запачкаться и никого не задеть?
- Тут два ответа: во-первых, по натуре я не скандальна, а во-вторых, не в шоу-бизнесе. Из разных конюшен мы, господа!
- О конюшнях... Когда вы читаете в прессе о каких-нибудь очередных приключениях, связанных с именем Аллы Борисовны, при этом что думаете?
- Ничего! Во-первых, избегаю газет и журналов, а во-вторых, у меня другие жизнь и литература, поэтому в такие вещи, как правило, не вникаю. Мне это так же неинтересно, как щелкать семечки.
- Вместе с тем наверняка вы наслышаны, что российский шоу-бизнес разделен на так называемые кланы: Пугачевой, Крутого...
- Может быть. Я не в курсе.
- Похоже, в эти игры вы не играете...
- Да, я сама по себе, хотя с тем же Игорем Крутым мы вместе работали восемь лет - с 80-го по 88-й.
- Еще в ансамбле «Элегия»?
- Да, это были замечательные годы. Я видела рядом с собой творца, художника, трудолюбивого музыканта, готового ночи напролет совершенствоваться. Исполнительного, грамотного, умеющего написать клавир и партитуру. Игорь сочинял песни, занимался с музыкантами, формировался как личность, как сущность. Тогда для него не важны были деньги, он стремился самоутвердиться, и я за это его уважаю.
- После перестройки я видел в Америке очень смешную афишу, где было написано: «Народная артистка России Валентина Толкунова и ансамбль «Элегия». Руководитель и баянист Егор Крутой». Почему Егор?
- Наверное, имя его перепутали - очевидно, в то время оно еще не было так известно.
- Игорь Яковлевич не хочет сейчас подарить вам какие-то песни?
- Боюсь, мое творчество сегодня не очень ему близко, потому что он создает принципиально другую музыку. Что ж, творческая позиция у него своя, и с ней надо считаться, как он считается с моей.
- Нынче жизнь многих молодых артистов, певцов проходит между банкетами, презентациями и казино...
- Увы...
- А у вас?
- А у меня есть табу: я дала себе слово не выступать в местах, где жуют и где присутствующим нет дела до музыки. Правда, недавно, 14 февраля, в День влюбленных, меня пригласили в московское казино «Голден Пэлэс» около Белорусского вокзала, на Тверской.
- Средь бела дня?
- Нет, ближе к ночи - где-то в 11 вечера. Там в одном из залов, в так называемой театральной гостиной, собирается за столиками совершенно другая публика - люди, которые не хотят, допустим, играть в рулетку, приходят туда на встречу с актерами. В этой гостиной побывали Михаил Ульянов покойный и его коллеги из Вахтанговского театра, артисты Малого и МХАТа, и вдруг я получила приглашение выступить там вместе с известным актером, пишущим эпиграммы, - это, как вы догадались, Валентин Гафт, которого очень люблю.
- Хорошая компания: Валентин и Валентина...
- ...вот-вот, в День святого Валентина в гостях у «Голден Пэлэс». Началось все с презентации книги Гафта, которую он тут же с автографом, с роскошным посвящением, мне подарил, затем прозвучали мои песни, после чего последовали вопросы зрителей, на которые мы отвечали. Театральная гостиная - это небольшая комнатка со вторым этажом. Все на диванах сидели, в подушках, и беседовали с профессором, педагогом Щукинского училища Михаилом Борисовым - он выступал в роли ведущего. Было так интересно, что разговаривали почти до утра. Я исполняла романсы, какие-то песни, совершенно несвойственные мне в концертах. Такая душевная получилась встреча, что подумалось: как хорошо иногда ночью для кого-то попеть (раньше я это делала только на записи).
P. S. За содействие в организации интервью редакция «Бульвара Гордона» благодарит киевский ресторан «Централь».
(Окончание в следующем номере)












Гражданин мира, знаменитый путешественник Виталий СУНДАКОВ: «Я был воином каннибалов и ходил с ними голый, раскрашенный на охоту. Едят они лишь врагов — ритуально, и то крайне редко»
Валентина ТОЛКУНОВА: «Упрекать моего первого мужа Юрия Саульского в предательстве и измене неправильно — это был творческий, человеческий, мужской порыв художника, у которого на первом месте не женщина во плоти, а музыка, и когда я это поняла, стало легко и просто»
Профессор, доктор исторических наук Анатолий ЧАЙКОВСКИЙ: «Бандера и Шухевич были агентами гитлеровских спецслужб, и этим все сказано»
Николай Басков случайно спел на корпоративной вечеринке бесплатно
У Владимира Кличко роман с американской актрисой
Ани Лорак признали обладательницей самых красивых ягодиц
Звезда Голливуда Мэттью МакКонахи стал отцом во второй раз
Сильвестру Сталлоне сломали шею на съемках нового боевика
Мэрилин Мэнсон и Робби Уильямс женятся
Олимпийская чемпионка и телеведущая Мария Киселёва родила сына
Обгоревший труп известной модели «Плейбоя» нашли в мусорном баке
Бориса Моисеева лишили водительских прав
Миллионершу Ивану Трамп высадили из самолёта за мат
Владиславу Галкину диагностировали белую горячку
У палача собственная гордость
Режиссер «Ликвидации» и «Исаева» Сергей УРСУЛЯК: «После смерти Андрея Краско продюсеры в течение двух часов решали, продолжаем мы снимать «Ликвидацию» или останавливаемся и уезжаем»
«Залишився вiд України тiльки бардачок. Зате великий!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги