За кадром
По ком звонит колокол?
Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 1 Августа, 2008 00:00
В Севастополе закончился IV Международный кинофестиваль
«Вы летчик?». — «Иногда. Вообще-то я эндокринолог» — этот диалог из фильма «Мимино» вполне мог быть подслушан на заседаниях народного жюри IV Севастопольского международного кинофестиваля. Судьбу призеров определил ареопаг в составе двух врачей, капитана первого ранга, адвоката, студентки и еще 10 истинных ценителей «важнейшего из искусств». В прошлом году народное жюри тоже было, но его работу подкреплял суд профессионалов под предводительством Александра Миндадзе, сценариста фильмов «Плюмбум, или Опасная игра», «Космос как предчувствие», «Время танцора».
СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ «СЛИВАЛСЯ С МУЖИКАМИ»
На этот раз решили ограничиться только гласом народа. Севастопольцы обошлись без вердиктов узких специалистов — кино ведь состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить, если верить королю ужасов Альфреду Хичкоку...
Традиционной для кинофорумов демонстрации дизайнерских нарядов и драгоценностей не получилось. Вместо звездного дефиле по красной ковровой дорожке фестивальный люд перемещался вдоль тропинок античного заповедника «Херсонес Таврический». Для наглядности магистральные пути обозначили тремя тысячами горящих свечек-таблеток, а действо сделали многосерийным, приправленным фрагментами из киношедевров всех времен и народов. После торжественных речей украинской и российской сторон народная артистка СССР, Герой Украины Ада Роговцева ударила в огромный колокол, успевший в конце XIX века повисеть в знаменитом соборе Парижской Богоматери.
Кстати, Роговцева приехала на ретроспективу фильмов со своим участием («Укрощение огня», «Салют, Мария!», «Девочка, хочешь сниматься в кино?») сразу после своего дня рождения. Около часа Ада Николаевна со сцены возрожденного на Приморском бульваре летнего кинотеатра «Ракушка» говорила о любви: к творчеству, к близким, к жизни, — читала свои стихи на русском и украинском, раздавала бессчетные автографы... В общем, отдувалась за всех коллег, но получить приз в номинации «Гори, гори, моя звезда» не смогла: за день до закрытия фестиваля улетела в Москву, где ее ждали пять проектов, а оттуда — в Ярославль...
Кроме Ады Роговцевой, всласть пофестивалили актеры Юрий Нифонтов («Оля + Коля»), Виктор Сарайкин («Ликвидация», «Колдовская любовь»), Юлия Пересильд («Паутина», «Невеста»), а также кинорежиссеры — мэтр Александр Прошкин («Холодное лето 53-го», «Доктор Живаго») и 25-летняя дочь Александра Миндадзе Катя Шагалова (картина «Однажды в провинции», получившая приз ФИПРЕССИ ХХХ Московского международного кинофестиваля).
Чтобы компенсировать дефицит медийных лиц, севастопольцы постарались максимально разнообразить программу. Зрители (причем «совершенно без-возд-мезд-но») увидели 80 фильмов из 14 стран. Было много некоммерческих лент: российско-британский «Сезон туманов» Анны Чернаковой, новая работа Петра Тодоровского «Риорита», «Сад» Сергея Овчарова (режиссер «Сказа про Федота-стрельца» экранизировал чеховский «Вишневый сад», с которым тоже участвовал в конкурсной программе ХХХ Московского кинофеста).
В изобилии имелись документальные картины, а также короткометражные и артхаусные — вроде ленты «Вам звонит Градива» (главную роль в этой работе недавно ушедшего из жизни Алена Роб-Грийе исполнила французская порнозвезда Дэни Вериссимо).
Фильм Александра Прошкина «Живи и помни», снятый по одноименной повести Валентина Распутина и получивший приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре-2008», отличается от популярного формата «бей-беги», хотя на экране и бьют, и бегают — с фронта, от судьбы...
Картина о «трагедии умирания деревни» держится на потрясающей игре Дарьи Мороз («Дикарка», «Гибель империи») и Сергея Маковецкого, которого почти невозможно узнать в седом старике-крестьянине с неразборчивым говорком. Маковецкий признавался, что часто «сливался с мужиками» — даже режиссер не мог найти его на съемочной площадке.
25-летняя дочь известного режиссера Юрия Мороза и трагически погибшей актрисы Марины Левтовой в жену главного героя «Живи и помни» Настену перевоплощалась дважды — за два года до фильма сыграла спектакль с таким же названием на мхатовской сцене...
Забегая вперед, скажу, что Дарье Мороз совершенно справедливо достался приз за лучшую женскую роль. За лучшую мужскую наградили актера Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Дмитрия Суржикова, сыгравшего в картине «Право на Надежду».
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА СЫГРАЛА ПАЦИЕНТКУ В ФИЛЬМЕ О НАРКОТИКАХ
Помните, в «Обыкновенном чуде» с экрана звучало: «Остались чувства тонкие, едва определимые: то ли музыки-цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь»... Это о «Шультесе» Бакура Бакурадзе (главный приз «Кинотавра-2008»). Фильм, как положено в кинематографическом мейнстриме, депрессивный, но еще и чрезвычайно скупой на выразительные средства, монотонный и монохромный — история Леши Шультеса, после автокатастрофы утратившего память. Бывший спортсмен соприкасается с реальностью, только обчищая карманы случайных попутчиков в метро...
Украинская кинолента «Иллюзия страха» — психологический триллер о предпринимателе, ставшем жертвой бандитского наезда, по книге известного отечественного политика Александра Турчинова воплотил на экране киевский режиссер Александр Кириенко («Инди»). Состав фильма подобрался достойный: Андрей Панин, Алена Бабенко, Сергей Гармаш. Между прочим, вместо Панина собирались задействовать голливудского супермена Стивена Сигала, но помешали юридические сложности...
Есть надежда, что прибыльной станет и «Прикольная сказка» — новая работа известного украинского кинодокументалиста Романа Ширмана («Опасно свободный человек»).
Главный приз IV Севастопольского международного кинофестиваля — «Народное признание» достался «Нирване» Игоря Волошина (фильм участвовал также в «Берлинале-2008» и получил награду «Кинотавра-2008» за лучший дебют).
«Нирвана» стала самой стильной лентой нынешнего лета — практически во всех российских глянцевых изданиях появились фотосессии и беседы с режиссером и актерами — Артуром Смольяниновым, Ольгой Сутуловой, Марией Шалаевой. Волошину удалось уговорить на съемки даже Татьяну Самойлову — звезда картины «Летят журавли» сыграла эпизодическую роль старухи-пациентки с наклеенными десятисантиметровыми ресницами.
Как только не называли эту ленту кинокритики: киберпанком, фрик-драмой, «вялым сюжетом о любви, предательстве и наркотиках, насаженным на иглу кислотных костюмов и резвого монтажа»...
Лично для меня «Нирвана» оказалась одним из самых сильных эстетических впечатлений — нужно видеть эту фантасмагорическую цветопись, этот проезд вокруг питерского кафедрального собора двух мотоциклисток в рогатых шлемах а-ля венецианские маски (потрясающие костюмы изготовила легенда «Ленфильма» Надежда Васильева)...
Игорь Волошин признался «Бульвару Гордона», что «живет в состоянии апокалипсиса ежедневно и транслирует его любыми доступными способами», а «Нирвана» просто абсолютно реальная история о людях, которые, не умея любить, калечат друг друга...
УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ ДВАЖДЫ ОТПРАВЛЯЛИ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ
В перерывах между просмотрами и пресс-конференциями организаторы IV Севастопольского международного кинофестиваля не стали занимать участников уборкой мусора на пляжах Херсонеса или раскраской троллейбусов, как в прошлые годы. Киношников и журналистов просто отправили под землю. Причем дважды. Сначала это был «Объект 825 ГТС» — самый крупный из рассекреченных на планете. Ныне экс-завод по ремонту подводных лодок, который аборигены называют «трубой» или «черной дырой», стал военным музеем в рукотворных пещерах Балаклавы.
Экскурсия в другое подземелье времен «холодной войны» была куда веселее — бывшая военная пекарня, упрятанная в штольни возле самого городского железнодорожного вокзала, превращена в винзавод. Могучие бетонные стены, подстрахованные 67-метровой толщей скалы, смогли бы выдержать прямое попадание ядерной бомбы, вроде уничтожившей Хиросиму, но теперь здесь в огромных чанах вызревает местное шампанское...
P. S. «Бульвар Гордона» выражает благодарность оргкомитету фестиваля и лично его руководителю — первому заместителю главы Севастопольской горадминистрации Владимиру Казарину, программному директору Елизавете Антоновой, директору Ирине Константиновой и художественному руководителю Роману Мархолиа.
Киев — Севастополь — Киев

Евгений ЕВТУШЕНКО: «Мы видим на Руси чистейшее сиянье вокруг совсем других безлавренных голов»
23-летняя порнозвезда АНАСТАСИЯ (WISKA): «Я зарабатываю своим телом, это мой бизнес, но главное для меня — дети, любимый мужчина, семья...»
Исполнитель роли Бэтмена арестован за нападение на мать и сестру
Ушел из жизни Михаил Пуговкин
Сальма Хайек разорвала помолвку с женихом-миллиардером
Нани Брегвадзе отметила 70-летие
Вице-мисс Англии стала 80-килограммовая 17-летняя Хлоя Маршалл
Николай Фоменко готовится к четвертой свадьбе
Тихонов опроверг слухи о примирении с Мордюковой
Мадонна тайно приедет в Украину
Уилл Смит стал самым высокооплачиваемым актером мира
Шон Коннери оставит сына без наследства?
Да не оскудеет рука дающего...
По ком звонит колокол?
Сын Станислава ГОВОРУХИНА Сергей: «Я не очень дорожу мнением отца, его кино мне не близко и не интересно, а «Ворошиловский стрелок» — просто беда»
Секс, кокс и слово Божье
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги