Илья РЕЗНИК: «Когда «Старинные часы» прозвучали, ко мне подошел Евтушенко и со словами: «Гениальная песня!» поцеловал. Со следующего дня здороваться со мной он перестал...»
(Продолжение. Начало в № 28, № 29)
«ПИШУ В ОСНОВНОМ ЛЕЖА. ИЛИ В КРЕСЛЕ, ВЫТЯНУВШИСЬ»
- Как, если не секрет, пишете вы обычно стихи, которые потом становятся песнями?
- Ты знаешь, я все-таки на музыку люблю сочинять.
- Готовую?
- Да, и это самое трудное, потому что хорошо на музыку писать только Дербенев Леня мог - Танич нет: очень сложно.
- Я думал, наоборот...
- Тут же ни амфибрахия нет, ни ямба, у композитора строчки рваные: такая, сякая, стройности нет, а это оживить надо, в это поэзию нужно вдохнуть. Ты можешь, конечно, блоками писать, потому что все не объять, и когда я пишу, условно: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась?», стих льется легко, а когда идет музыка, сложно. Это преодоление, ты должен через себя ее пропустить, но музыка Паулса вливается в меня хорошо .
- Пишете вы на диване или за столом?
- В основном лежа. Или в кресле, вытянувшись.
- Бывает, что ночью встаете и только записывать успеваете?
- Не бывает, а так всегда! - ночью, когда тихо.
- Под душем сочинять не приходилось?
- Идеи где угодно приходят - и в бассейне, и в поезде, и в самолете...
- А что-то, если не зафиксировали, пропадает?
- Иногда думаешь: вот проснусь, потом запишу эти восемь строчек, а наутро ничего уже не вспоминаешь, абсолютно, и терзаешь себя, ассоциативно что-то вызывать, вызывать начинаешь...
![]() |
| С Аллой Пугачевой и Раймондом Паулсом. «Раньше, когда Алла программу новую делала, говорила: «Илюшка, надо по поводу песен перетереть», а сейчас — никаких разговоров, репертуар то слева набирает, то справа» |
- ...а оно не вызывается...
- ...увы, нет.
- Какую песню из своих знаменитых вы написали быстрее всего?
- Ну что такое «быстрее»? - 15 минут и вся жизнь, говорят. Вот, например, сатирическая поэма «Мужик»: я сочинил ее за два дня, но у меня температура 40 была и никто не мешал - Ира только пот со лба вытирала.
- Прямой контакт, видно, открылся...
- ...и жутко смешная получилась поэма. Как раз про тусовку нашу - видишь (показывает иллюстрации), персоналии узнаваемые нарисованы.
- А без черновиков песни писать случалось?
- Ну, часто.
- От начала и до конца?
- Разумеется. Был такой классик латышский - Зиедонис...
- ...Имант...
- ...да, и он вот писал набело, но если я пишу набело, вся компьютерная работа внутри у меня происходит - лишнее еще в голове я отбрасываю.
![]() |
| С Иосифом Кобзоном, Аллой Пугачевой и Михаилом Жванецким. «Мы будем вместе навсегда однажды» |
Это, как у Маяковского, помнишь: «Для веселия планета наша мало оборудована» - и 12 вариантов этой строчки: вот он черкает, черкает, черкает... Я зачеркиваю внутри: ночью пишу, утром редактирую, что-то меняю, а порой и не меняю.
- После написания какой песни вы сказали себе: «Ай да Резник!..» - и дальше по тексту?
- Иногда даже плачу, да... Помню, я жил в «Ридзене», в гостинице, Раймонд несколько мелодий мне наиграл... У нас, знаешь, какой с ним процесс? У него нотные тетради такие длинные, он их листает и мне играет, а я говорю: «Нет... нет... а это - да». Выбираю, что близко.
- Хуторянин, как Алла Борисовна его называла...
- Да (улыбается), хуторянин, и в «Ридзене» он одну мелодию мне сыграл. Утром я к ним с Ланой пришел, мы кофе попили, я говорю: «Лана, слушай» - и он стал играть: «Друг, мой старый друг...».
- У вас слезы блестят в глазах...
- ...и Лана плакала.
- Точно так же и у меня слезы блестели, когда я слушал вашу с Аллой Борисовной песню: «Жди и помни меня, снова я уезжаю»...
![]() |
| С Владимиром Жириновским на Красной площади во время Парада Победы, Москва, 9 мая 2012 года. «Но время пробило, и старые песни мы в праздники наши поем» Фото «РИА Новости» |
- А «Скупимся на любовь»? - вот это, скажу я тебе, не побоюсь этого слова, шедевр.
- «Летим, как мотыльки, на пламя, друзей теряем дорогих...
- ...Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых!».
«У МЕНЯ ВСЕ ПЕСНИ, НАПИСАННЫЕ ДЛЯ АЛЛЫ И С АЛЛОЙ, ЭМОЦИИ ВЫЗЫВАЮТ»
- Я «Жди и помни меня» вспомнил - слышал, что эту вещь вы с Пугачевой в поезде написали...
- Да, это песня одной строчки, потому что дальше нечего ждать - там и музыка у нее короткая.
- И хорошая, кстати...
- Эту строчку мы долго искали, она ко мне в пять утра пришла, и я понял: «Все, больше ничего не надо».
- Значит, ехали не напрасно?
- Да, у нас много было счастливых моментов.
- Когда слушаете эту песню, эмоции она у вас вызывает?
![]() |
| «Себя я слышу в тишине, Хоть говорить не научился, Нет, вы, наверно, снитесь мне, А может быть, я вам приснился...». «Поющего мима» Валерий Леонтьев исполнил в 1984 году |
- У меня все песни, написанные для Аллы и с Аллой, их вызывают - видишь, они живут-то уже и 20, и 30 лет. Вот ты можешь назвать песню, рожденную пять лет назад, которую и сейчас поют?
- С ходу нет - надо очень напрячься...
- Чтобы выбрать из тысяч не знаю что, а «Золушке» нашей 43 года! (1969 год).
- «Хоть поверьте, хоть проверьте...». Кстати, многие ваши стихи написаны от лица женщины...
- ...да...
- ...и чтобы так писать, нужно, на мой взгляд, понимать женщин, их психологию...
- Наверное.
- Вы понимаете? Или еще не до конца?
- Стараюсь, но до конца их и не поймешь никогда (улыбается) - это тайна. Ну, конечно, такие песни тоньше, чувственнее - мужская лирика жестче: либо она гламурненькая должна быть, либо мужская. У меня есть цикл мощных мужских песен, написанных с Женей Ширяевым, замечательным композитором. Он очень скромный, не ходит никуда, не тусуется, но вот если ты фильм «Вольф Мессинг» видел...
- ...да...
- ...там звучит его музыка. «Комиссары», «Марш пограничных войск», «Президентский полк», «Товарищи по оружию», еще песни... Какие еще? (Открывает книгу). Здесь они: «Призванный Отечеством», «Рабочие войны», а также «Служить России...
- ...суждено тебе и мне» - хорошая песня, Эдуарда Ханка музыка...
- Она гимном армии стала, а вот «Не отрекайся от страны». (Читает).
![]() |
| С Лаймой Вайкуле и Раймондом Паулсом. «Видимся периодически — раз в два-три года я Раймонда «оживляю» |
Что было, то было:
Вставали под знамя
И падали, как на войне.
Что было, то было
С тобою и с нами
В огромной усталой стране.
Что было, то было:
Веселье и скука,
И солнце сквозь тысячу вьюг.
Что было, то было:
Печаль и разлука,
И снова надежда, мой друг!
Быть может, нет чужой вины,
Что так живешь, а не иначе.
Не отрекайся от страны
И на себя со стороны
Ты посмотри в час неудачи.
Что было, то было:
Победных оркестров
Гремел несмолкающий гром.
Но время пробило,
И старые песни
Мы в праздники наши поем.
Что было, то было:
Позор и бесстрашье,
И майских салютов огни.
Что было, то было,
Но в памяти нашей
Останутся лучшие дни.
Что было, то было:
Отчизна родная,
Счастливая только во сне.
Что было, то было,
И юность шальная,
Как мальчик на красном коне.
![]() |
| Два поэта. С Сергеем Михалковым |
Что было, то было:
Восторг и сомненье,
Дорог неизведанных новь.
Что было, то было:
Любовь и презренье,
И все-таки снова любовь!
«ЕСЛИ ПЕРЕД ТОБОЙ ТАЛАНТЛИВЫЕ СТИХИ, ОТЛОЖИТЬ ХОЧЕШЬ И ПОСОРЕВНОВАТЬСЯ, ЕСЛИ БЕЗДАРНЫЕ - ОТЛОЖИТЬ СО СЛОВАМИ: «А Я-ТО ЛУЧШЕ!», А ЕСЛИ ЖЕ ГЕНИАЛЬНЫЕ, ХОЧЕТСЯ СРАЗУ ПРИВСТАТЬ НА ЦЫПОЧКИ»
- Вы создали лучшие, на мой взгляд, песни для трех знаковых звезд советско-российской эстрады Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и Лаймы Вайкуле...
- ...да, Лаймочки...
- ...и фактически сделали им репертуар. Скажите, пожалуйста, а если от этих трех исполнителей абстрагироваться, песни в чьем исполнении - ваши имею в виду - чувство гордости у вас вызывают?
- Ну, всему свое время, понимаешь? - когда есть кураж, когда что-то рождается... Тамара Гвердцители песни мои пела, Вовка Пресняков...
- ...Мартынов...
- ...конечно - «Яблони в цвету», «Я тебе весь мир подарю» Яак Йоала исполнял - помнишь? Очень красивая песня...
![]() |
| «С Марком Григорьевичем мы очень дружили, правда, ничего вместе не сочинили, кроме песни про Юрмалу». С Марком Фрадкиным и Аллой Пугачевой, cередина 70-х |
- ...протяжная такая...
- Ой, на Первом канале программа «Доброе утро» выходит, и Арина Шарапова меня как-то спросила: «Какие новые песни вы написали?». Я: «Но здесь же ни фонограмм нет, ни музыкантов...». - «Ну, хоть что-нибудь спойте!», и я акапелльно выдал:
Ой, да слышится тихая протяжная
Песня эта русская давних дней.
Ой, да в песне той сини родниковые
Дали васильковые, ширь полей...
- Не сомневаюсь, что вы хорошо знаете поэзию и любите ее, а кто ваш любимый поэт?
- Отвечу банально: Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок, Гумилев, безусловно: «...изысканный бродит жираф...». Ты знаешь, трудно читать поэзию, потому что, если перед тобой талантливые стихи, отложить хочешь и посоревноваться, а если бездарные, отложить со словами: «А я-то лучше!». Ну а если же гениальные, хочется сразу привстать на цыпочки.
«БРОДСКИЙ ОКИНУЛ ЦЕПКИМ ВЗГЛЯДОМ СТЕНЫ МОЕЙ «ХАТЫ» И БЫСТРО ПРОШЕЛСЯ ВДОЛЬ АКВАРЕЛЕЙ И КАРТИН, ИХ УКРАШАВШИХ: «ГОВНО. ГОВНО... СОВСЕМ ГОВНО. ПРОСТО ГОВНО»
- Правда ли, что с Евгением Евтушенко вы 26 лет не разговаривали?
- Да-да-да! (Пауза). Ой, случай был! 81-й год, в Театре эстрады пугачевская программа «Монологи певицы» идет... Кстати, Муслим Гейдара Алиевича Алиева попросил книжку мою выпустить, и сборничек «Монологи певицы» в Баку вышел - масенький, но это такая была радость! Знаешь, как трудно было в те годы печататься?
- Еще бы!
- Ну, шла, значит, программа Аллина, там 18 песен на мои стихи звучали, одна на стихи Мандельштама, потрясающая...
- ... «Жил Александр Герцович...», наверное?..
- Да, одна Беллочки Ахмадулиной и одна Евтушенко - «Все силы даже прилагая».
- Не помню...
- Ну да, и не вспомнишь, и когда «Старинные часы» прозвучали, в проходе ко мне подошел Евтушенко и со словами: «Гениальная песня!» поцеловал. Со следующего дня здороваться со мной он перестал...
- ...что ему, кстати, не свойственно...
- Ну ладно, он только о себе, родном... Однажды на дне рождения одного человека я был, так в течение трех с половиной часов Евгений Саныч никому даже слова не дал сказать: только о себе, только стихи читал, и все. Это ужасно! - жена юбиляра плакала...
- ...на груди у юбиляра...
- Ну никто пять копеек вставить не мог, он говорил сам, сплошной монолог был. Пришел: «Я великий!» - и все, так о чем это мы сейчас?
- Что расцеловал вас Евгений Александрович и здороваться перестал...
- А, да, и вот несколько лет назад Коленьке Караченцову открывали плиту на площади звезд у «Мосфильма», а к одному юбилею его в «Ленкоме» я написал стихи (очень, кстати, удачные), и Марк Захаров пригласил меня их у плиты почитать. Евтушенко тоже там появился - самое интересное, что Ира шла впереди, он внимание на ноги ее обратил, оживился...
- ...пошел за ней...
- ...а потом увидел меня, и ему пришлось поздороваться! (Смеется). Ну и опять начал о Караченцове и немножко о себе продолжил - процентов на 80. Инна Чурикова сказала: «У Илюши гораздо лучше посвящение Коле» - мне было очень приятно.
- Но ведь уже поздоровался...
- Я же говорю - как споткнулся, и вот тебе анекдот в тему. Вызывает Сталин Кагановича и говорит: «Вот, повздорили вы с товарищем Ворошиловым и должны извиниться». Тот: «Хорошо, товарищ Сталин, извинюсь». Приходит домой, номер телефона Ворошилова набирает, тот трубку берет: «Але». - «Это товарищ Калинин?». - «Нет, Ворошилов». - «Ну, тогда извините» (смеется) - вот так и здесь.
Из книги «Маэстро».
«В начале седьмого - звонок в дверь, которую открыла соседка (была у нас такая шустрая старушонка - все ей надо было знать первой, во все свой нос совала): «Илюша, к вам!» - и входят в комнату двое: Сергей Довлатов и «поэтическая звезда» - высок, худ, с длинными всклокоченными волосами, с большим носом, глаза цепкие, с лихорадочным блеском.
- Знакомьтесь! - представил нас друг другу Сережа.
- Резник. Илья.
- Иосиф Бродский.
Помню, его рукопожатие показалось мне вялым, а рука влажной - тогда имя «звезды» меня не поразило. Что-то слышал - не больше: великий поэт Иосиф Бродский был впереди. Впрочем, сейчас могу признаться: не мой поэт, скорее всего, у нас разный резус крови. Он глубинный, мозговой, эрудит, дебри истории, ассоциации, пересекающиеся времена и прочее - все-таки, если есть понятие «литература из литературы», то и понятие «поэзия из поэзии» тоже есть. Ладно, к слову пришлось.
Дальше Иосиф Бродский окинул цепким взглядом стены моей «хаты» и быстро прошелся вдоль акварелей и картин, их украшавших. Иногда на несколько секунд останавливался перед каким-нибудь творением молодого живописца и, скорее всего, самому себе тихо в задумчивости говорил: «Говно. Говно... Совсем говно. Просто говно».
Была среди моей коллекции картина «Моцарт и Сальери» Михаила Щеглова (ставшего вскоре блестящим мастером сценографии), которую я особенно любил. Перед ней поэт задержался, тихо сказал: «Может быть...», но, резко тряхнув головой, быстро, энергично вынес приговор: «Нет! Все равно - говно».
Я был обескуражен, а больше, если честно, обижен, и, поняв мое состояние, Сергей Довлатов, тоже явно смущенный, предложил: «Что же... Может быть, мы...».
Я пригласил гостей на балкон и, хотя еще было светло, зажег свечу. Разлил вино, поднял свой бокал: «За знакомство!».
Мы чокнулись и выпили. Помню, Бродский не стал закусывать и как-то поспешно извлек из внутреннего кармана пиджака несколько листов бумаги, сказал, волнуясь: «Я вам прочитаю поэму... Ночью закончил».
Не помню названия... Присутствовало в нем слово «Христос»... Иосиф начал читать. Сначала он сидел на стуле, потом вскочил, сделал несколько стремительных шагов по балкону. Ему было тесно... Останавливался, смотрел на нас, переводил взгляд с Сергея на меня, и мне было ясно: он нас не видит. Так на сцене певец или певица экстра-класса исполняет песню, постепенно заводится и заводит зал - тогда на моем балконе, в «зале», было только два человека: Сергей Довлатов и я. Читая свою поэму и брызгаясь слюной, Иосиф Бродский заводился сам и заводил нас. Как это все описать? Экспрессия нарастала, было просто физическое ощущение некоей опаляющей энергетики. Он был вулканом с огромным эмоциональным зарядом, и извержение огненной лавы приближалось неотвратимо.
О чем эта поэма, не помню - я был больше захвачен музыкой стиха, ритмами. Об одном своем ощущении могу сказать определенно: его чтение (наверное, более точное слово - исполнение) завораживало, а содержание... В поэме было два плана: наше время и - Библия, Иисус Христос, апостолы. Чем я был определенно шокирован, так это матом, когда о нашем времени, и тут же - высокие христианские истины, - все это причудливо и, я бы сказал, как ни странно, изящно, даже изощренно сочеталось, и вообще... Представьте: балкон на четвертом этаже старого питерского дома, внизу постепенно погружающийся в вечерние летние сумерки город, в стеклянной вазе свеча с уже оплывшим горячим воском, фитиль иногда колеблется... Нет, не от ветра - от дыхания Иосифа Бродского, читающего свою поэму: он уже сидит перед свечкой, и взгляд его устремлен на столбик тусклого пламени, а стихи льются, льются - то ручей, то быстрая река, то гремящий водопад.
В углу балкона сиротливо приткнулась моя гитара, которой в тот вечер не суждено было подать свой голос... Чтение продолжалось долго - час, может быть, полтора, но время не ощущалось. Сейчас понимаю: было какое-то наваждение, чудо. Он оборвал чтение на высокой ноте, отрешенно, невидяще посмотрел на нас, пробурчал по поводу концовки что-то невнятное (в том смысле, что она еще не удалась, надо поработать) и сказал Сергею Довлатову требовательно: «Устал. Пошли».
Исчезли они как-то мгновенно... Смотрю: свеча догорает, в бутылке больше половины вина, нетронутая закуска... За балконом Питер уже потонул в сиреневой мгле, зажглись уличные фонари... Именно так: наваждение!».
«НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ СКАЗАЛ: «ЕСЛИ СТАТЬЮ О РЕЗНИКЕ НАПЕЧАТАЕТЕ, ИЗ РЕДКОЛЛЕГИИ ВЫЙДУ!»
- С поэтами все понятно, но я слышал, что напряженные отношения были у вас с замечательным композитором и очень злым, как говорят, человеком Никитой Владимировичем Богословским...
- Правильно, а предыстория тут такая. Я с Мажуковым Лешей песенку для Ирочки Понаровской написал - «Однажды» (напевает): «Земля в цветах, а не во мгле, и светлый мир на всей Земле - о будущем таком мечтает каждый...».
- Хорошая песня!
- И вот появляется в «Советской культуре» статья об Илье Резнике - мол, как посмел он написать фразу: «Мы будем вместе навсегда однажды»? Ля-ля, ля-ля, ля-ля, поношение началось сплошное, и на год закрыли меня - на год!
Поддержал Валентин Козлов, который главным редактором очень хорошего журнала «Эстрада и цирк» был. Там жена Саульского Танечка работала: она сделала обо мне замечательную статью, а Никита Богословский членом редколлегии был, и когда обсуждали материалы, сказал: «Если статью о Резнике напечатаете, из редколлегии выйду!», на что Козлов спокойно ответил: «Выходите». Богословский вышел и тут же вошел обратно.
- В чем же причина?
- Ну как, - он с Таничем писал, с Пляцковским, а я, получается, им конкурент. «Старинные часы» на фирме «Мелодия» год лежали - их не пропускали, потому что в худсовете сидели Танич, Дербенев, Пляцковский, Ошанин... Как такую бездарную песню-то пропустить?
- Сотрудничество с выдающимся советским композитором, Героем Социалистического Труда, автором «Подмосковных вечеров» и «Вечера на рейде» Василием Павловичем Соловьевым-Седым...
- ...все-то ты, Дима, знаешь, всю историю мою!..
- ...у вас, насколько известно мне, не сложилось...
- Точно, не задалось. Василий Палыч как-то сказал: «Илюша, то, что вы делаете, мне нравится - давайте ко мне на Фонтанку поедем и поработаем».
- Он ведь тоже был ленинградец...
- Да. Мы в его большую квартиру приехали, и самое удивительное, что все диваны, кресла, стулья, столы и даже рояль были зачехлены белой материей. Я спросил: «Здесь присесть можно?». - «Ну, садитесь. Давайте работать». Я: «Василий Палыч, я ночью пишу и лежа, а не днем и на белых простынях - извините, я вас очень люблю, но ничего у нас не получится» (смеется). И еще один случай был, тоже смешной. Я к Марку Григорьевичу Фрадкину приехал (мы с ним очень дружили, правда, ничего вместе не сочинили, кроме песни про Юрмалу - когда с Паулсом в жюри той Юрмалы, настоящей, не коммерческой, были). Приехал я в Рузу, в Дом творчества, к Фрадкину (у него там трехкомнатная избушка такая была), рано проснулся и пошел гулять, и навстречу мне знаешь, кто? Анатолий Новиков, автор гениальной песни «Эх, дороги, пыль да туман...».
- И «Гимна демократической молодежи мира»: «Дети разных народов...».
- Да, и он говорит: «Илюша, вы мне нравитесь - вот вам подарок» - и конфетку протягивает, а там написано: «Вася-Василек». Я сразу: «О, Василий Палыч Соловьев-Седой!», а он выхватывает: «Это моя песня!». (Напевает): «Что ж ты, Вася-Василек, голову повесил...».
- У него внешность была специфическая, у Новикова...
- Похож был на персонажа «Мертвых душ»...
- ...Собакевича - абсолютно!
- Точно! - у меня фотография есть, где отряды пионеров идут, а мы на трибуне стоим: Женя Крылатов, Серафим Туликов, Новиков и я - принимаем парад.
- С Раймондом Паулсом вы продолжаете тесно общаться?
- Видимся периодически - раз в два-три года я его «оживляю».
- Хороший он человек, правда?
- Сложный, закрытый. Очень люблю Раймонда и музыку его обожаю, но он весьма сдержанный - думаю, по отношению ко всем, к дочери даже.
- Прибалт!
- Да, хотя даже не чистый латыш - еще и швед с немцем.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)








Сын кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Владимира БАСОВА Владимир Басов-младший: «Валентина Титова в отличие от моей матери Натальи Фатеевой отца никогда не любила. Она даже на поминки его не пришла...»
Бывший кадровый сотрудник КГБ СССР, а затем СБУ Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ: «Высоцкий — суперагент КГБ уровня легендарного разведчика Николая Кузнецова!»
«Він бив штрафні удари, мов пенальті, в найкращому «Динамо» всіх часів…»
Илья РЕЗНИК: «Когда «Старинные часы» прозвучали, ко мне подошел Евтушенко и со словами: «Гениальная песня!» поцеловал. Со следующего дня здороваться со мной он перестал...»
Это немодное слово «мое»
Аль БАНО: «О суде с Майклом Джексоном говорю так: «Кесарево — кесарю, а Божие — Богу». Мне досталось кесарево, ну, а Майклу — его божественная слава»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги