Николай БУРЛЯЕВ: «Вторая жена Тарковского постоянно ему что-то нашептывала — в ход шла любая ложь, например: «Бойся Бондарчука, он украдет твои идеи и выдаст за свои, он подослан КГБ!». Андрей слишком доверял этой женщине, и в этом была его главная трагедия»
«ПЕРВЫМ, КТО ПРЕДЛОЖИЛ МНЕ ВЫПИТЬ, БЫЛ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ»
![]() |
| Фото «РИА Новости» |
- Николай Петрович, как правило, дети-актеры надолго в кинематографе не задерживаются, но вы - счастливое исключение...
- Прежде всего это, конечно, судьба. Я изначально предполагал, что у меня и должен быть именно такой, длительный профессиональный полет. А что для этого нужно? Во-первых, предъявлять как можно больше претензий к себе и как можно меньше - к окружающим. Во-вторых, вести здоровый образ жизни. Поскольку я жил в артистической, богемной среде, меня не обошли стороной так называемые вредные привычки - и пил, и курил.
Кстати, первым, кто предложил мне выпить, был Владимир Высоцкий. Это случилось после проб на фильм «Иваново детство», которые мы оба проходили и где подружились. Мы тогда вышли с ним с киностудии, еще не зная, что меня утвердят, а его - нет.
Решили немного прогуляться, дошли до Сада Эрмитаж, где и зашли в кафе. Володя заказал бутылку «Шампанского» и налил мне мой первый в жизни бокал. Я был очень горд, потому что показался себе тогда уже совсем взрослым, а мне было всего 14 лет, да и Володе от силы года 23. Но я очень быстро понял, что если буду пить и курить, то уйду из жизни так же быстро, как мои друзья Высоцкий и Даль. Так что секрет долголетия в профессии - это еще и строжайшее самоограничение.
![]() |
| С Андреем Тарковским на съемках «Андрея Рублева». «Именно на этой картине переломилась надвое жизнь Андрея, появилось окружение, «благодаря» которому он стал другим» |
Ну и, в-третьих, надо быть готовым к тому, что тебя не всегда будут снимать. Кинематограф поначалу возводит на пьедестал, прославляет, а потом о тебе просто забывают. Как жить в годы забвения - самый главный вопрос, на который надо себе ответить. Тут не выдерживает и психика взрослого человека, что уж говорить о ребенке.
- Почему вас не снимали?
- После фильма «Игрок» пять лет действовал негласный запрет Госкино СССР. Кстати, вместе со мной в черный список попали такие замечательные актеры, как Ролан Быков и Инна Чурикова. Считалось, что у нас несоветский тип внешности и мы не вписываемся в типажи строителей коммунизма. Ну а после фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где я сыграл Иешуа Га-Ноцри, уже в течение 17 лет отказывался почти от всех предложений. Думал: «За что я еще могу взяться после такой роли?».
- Как вы выживали в такие времена?
- Несмотря на то что из 52 лет актерской деятельности я 27 был не у дел, как такового творческого простоя у меня не было. Я всегда находил себе занятие. Уже будучи актером, хотел быть режиссером, и пошел по этому пути, снял фильмы «Лермонтов», «Пошехонская старина», «Все впереди».
![]() |
| В роли Вани в картине Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 год |
Еще в юности мечтал стать поэтом и писателем, и теперь я автор двух книг. Сейчас готовится к выпуску мой трехтомник, куда войдет все, написанное за эти годы, - поэзия, проза, публицистика, воспоминания о людях, с которыми в разные периоды моей жизни мне посчастливилось идти рядом.
«РАДИ ЗАМЫСЛА ТАРКОВСКИЙ МОГ СЖЕЧЬ ЖИВУЮ КОРОВУ ИЛИ СЛОМАТЬ СПИНУ ЛОШАДИ»
- Первым в этом списке, наверное, значится имя Андрея Тарковского?
- Первым моим режиссером был Андрей Кончаловский. Потом я работал в Театре имени Моссовета с учеником Станиславского и Вахтангова Юрием Александровичем Завадским. Моими партнерами по сцене были Мордвинов, Марецкая, Орлова, Плятт, Саввина. В кино я снимался у таких режиссеров, как Кулиджанов (мой учитель по ВГИКу), Мельников, Бондарчук, Тодоровский, Герман. Но Тарковский, конечно, величайший режиссер мира, я бы даже сказал, режиссер номер один.
Кустурица рассказывал, как по многу раз прокручивал на своем монтажном столе «Андрея Рублева» - учился режиссуре. В такой безбожной стране, как Советский Союз, Тарковский, человек верующий, пел Божью песню.
![]() |
| Звонарь Бориска, «Андрей Рублев», 1966 год |
Для отечественного и мирового кинематографа он стал, как я говорю, Андреем Первозванным - первым начал возводить нашу душу к божественным истокам. И вот ведь парадокс: те же Бергман и Феллини, живя в свободном мире, все дальше и дальше отходили от Бога, а Андрей, живя в мире коммунистическом, не только сам приближался к нему, но и показывал дорогу остальным.
- Говорят, он был человеком противоречивым?
- Он был разным. Андрей подарил мне мой первый в жизни крестик, и я молюсь за него каждый день утром и вечером. Но он мог быть и жестким, даже жестоким (ради художественного замысла мог заживо сжечь в кадре корову или сломать спину лошади) и одновременно очень внушаемым. Меня всегда удивляло, что он верил явной лжи о своих близких.
Наши с ним отношения окрепли после «Андрея Рублева», но именно на этой картине переломилась надвое жизнь Андрея: светлый, солнечный период, который был до этого, остался где-то во временах «Иванова детства». Появилось окружение, «благодаря» которому он стал другим. Внешне вроде бы оставался все тем же, но внутренне его все дальше и дальше уводили от всех нас - от его первой замечательной жены Ирмы, от друзей - оператора Юсова, с которым он сделал лучшие свои фильмы, меня, Бондарчука, да даже от собственной матери, с которой он не общался в течение трех лет.
«БОНДАРЧУК БЫЛ ПЕРВЫМ, КТО ПОПАЛ В МЯСОРУБКУ ПОД НАЗВАНИЕМ «ДЕМОКРАТИЯ»
- Под окружением вы прежде всего подразумеваете вторую супругу Тарковского - Ларису Кизилову?
![]() |
| С Натальей Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», 1983 год |
- Он встретил ее на «Рублеве», где Лариса работала ассистентом режиссера. Она ограждала его от всех нас, постоянно нашептывая ему что-то - причем в ход шла любая ложь. Помню, как я, будучи на «Мосфильме», узнал, что Андрей снимает «Солярис», и решил зайти на площадку, чтобы обнять друзей - Юсова, Солоницына, Гринько и, конечно же, самого Андрея.
Поздоровался со всеми, иду к нему и вижу, что он какой-то чужой, отстраненный, и глядит на меня как-то недобро - желваки играют, холодом от него веет. «Андрей, - говорю, - в чем дело?». Он в ответ вспылил: «Ты еще спрашиваешь?! А что ты говорил обо мне тогда-то, в таком-то доме таким-то людям?!». Стали выяснять, что к чему, и оказалось, что я не только никогда не был в том доме, но и с этими людьми вообще не знаком. «И ты, - удивился я тогда, - зная меня столько лет, мог в такую чушь поверить?». Он в ответ только виновато промолчал.
- Такие истории у него были со многими людьми?
- В том числе и с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, который много помогал Тарковскому, а когда тот был в простое, даже взял в свое творческое объединение. Они тогда подружились и даже хотели вместе снимать фильм о Достоевском. И вдруг Андрею стали нашептывать: «Бойся Бондарчука, он страшный человек, он украдет твои идеи и выдаст их за свои!». Капали, капали на мозги, и в результате Андрей с Сергеем Федоровичем разошлись.
![]() |
| «Первым моим режиссером был Андрей Кончаловский». В 13 лет Коля Бурляев снялся в дипломном фильме Кончаловского «Мальчик и голубь». В 1962 году на Венецианском кинофестивале «Мальчик и голубь» и «Иваново детство» получили по «Льву Святого Марка» |
В 1983 году, когда Андрей уже жил за границей, они встретились на Каннском кинофестивале, где Бондарчук был членом жюри, а Тарковский представлял свою картину «Ностальгия». Лариса сразу же стала внушать Андрею, что Бондарчука прислал КГБ, чтобы не дать ему первую премию.
Сплетня эта живо обсуждалась в Каннах, и Андрей в нее верил. Мне об этом рассказывал очевидец - наш выдающийся кинорежиссер Отар Иоселиани, который живет во Франции.
Отар спросил у итальянской актрисы Марианджелы Мелато, которая тоже была в жюри, что сказал Бондарчук о фильме Тарковского. И она ответила, что Сергей Федорович не говорил вообще ничего - ни хорошего, ни плохого, потому что, если бы он «Ностальгию» раскритиковал, это пошло бы только на пользу и картине, и Андрею.
Когда Иоселиани рассказал об этом Тарковскому, тот повернулся к жене и сказал: «Вот видишь, Лариса, тут другие сведения». На что она тут же ответила: «Нет, я точно знаю - он подослан КГБ». К сожалению, Гран-при Тарковскому все равно не дали, решив, что с него хватит и второго по значению «Специального приза за творчество». Но Андрей слишком доверял этой женщине, и в этом была его главная трагедия.
![]() |
| В своем фильме «Лермонтов», снятом по собственному сценарию, Николай Бурляев сыграл великого русского поэта, вторая супруга Бурляева Наталья Бондарчук — его мать, а их сын Иван — маленького Мишу Лермонтова, 1986 год |
- А в чем была трагедия самого Бондарчука?
- В том, что все события, случившиеся в последние годы его жизни, он принял слишком близко к сердцу. Я это знаю, потому что мы с ним часто общались. Печально-известный V съезд кинематографистов СССР, на котором его свергли вместе с Ростоцким и Кулиджановым, стоил ему нескольких лет жизни. Кстати, сейчас точно такой же сценарий свержения лидера применяют и к Михалкову.
Бондарчук был первым, кто попал в мясорубку под названием «демократия» - на самом деле, это просто уничтожение яркой личности серыми людьми. Плюс травля в прессе, которая была тогда очень похожа на то, что происходит сейчас. Только Михалкова клюют за «Утомленных солнцем-2», а Бондарчука поедом ели за «Бориса Годунова».
Помню, как приехал к нему на дачу, и как раз вышла очередная такая статья, написанная покойным нынче кинокритиком Валерием Туровским. Сергей Федорович показал мне газету и спросил: «Видал?». А дело в том, что там досталось и мне, поскольку речь шла о фильме «Лермонтов». Я только кивнул, а он продолжил: «Знаешь, я ее читал, когда был в самолете - летел в Осло на премьеру «Годунова». Так вот, у меня было только одно желание - открыть люк и выйти».
- Наверное, масла в огонь подлила еще и история с экранизацией «Тихого Дона»?
- Это была настоящая драма, поскольку итальянцы, с которыми Бондарчук делал картину, его просто обманули. Он же не глядя подмахнул с ними контракт. Его жена Ирина Константиновна Скобцева просила: «Ты хотя бы прочитай, что подписываешь!».
![]() |
| Бурляев-Га-Ноцри в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита», 1994 год. «В этом романе Воланда не дано победить никому. Не удалось и нам» |
Сергей Федорович в ответ только отмахнулся: «Для меня самое главное - возможность снимать, а все финансовые подробности не имеют значения». В результате контракт был составлен так, что его, режиссера, просто отстраняли от заключительного этапа работы над фильмом. Он не имел никакого отношения ни к окончательному монтажу, ни к прокату, который затянулся на долгие годы. Все это - безудержная травля в прессе и трагедия с «Тихим Доном» - и привело к тому, что великий режиссер ушел, не дожив до своего 75-летия.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» - ТЕРРИТОРИЯ ВОЛАНДА, И МОЕ ЖЕЛАНИЕ ДАТЬ ЕМУ НА НЕЙ БОЙ - ДЕРЗОСТЬ БОЛЬШАЯ»
- «Тихий Дон» зрители увидели только спустя много лет... Точно так же недавно на экраны вышла пролежавшая 17 лет на полке картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где вы сыграли Иешуа Га-Ноцри. Вы, человек верующий, без колебаний согласились в ней сниматься?
- Если бы мне сейчас еще раз предложили сыграть в этом фильме, я бы отказался. Но тогда был моложе, амбициознее и очень хотел приблизиться к Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого, как все мы понимаем, является Иисус Христос.
- Если не ошибаюсь, вам ведь поначалу предлагали совсем другую роль?
![]() |
| Николай Петрович с третьей женой актрисой Ингой Шатовой, дочерью Марией, сыном Иваном и их матерью Натальей Бондарчук Фото «РИА Новости» |
- Режиссер хотел, чтобы я сыграл поэта Ивана Бездомного. Но я пришел на пробы и сказал: «Это не мой материал, я себя в нем не вижу». Он спросил, что бы мне хотелось сыграть, и я ответил: «Есть только одна роль, которую я мог бы сыграть, - Иешуа». Тут же была сделана проба, после которой Кара позвонил мне, поздравил и сказал, что проба была очень убедительной, поэтому нужно приехать и подписать контракт.
- Вы сначала отказались, потом, через год, передумали. Почему?
- «Мастер и Маргарита» - территория Воланда, именно он царствует и в романе, и в фильме. И я пошел сниматься с желанием дать ему бой на его же территории, а это все-таки большая дерзость. В свое время, когда роман только-только был напечатан, я прочитал его и, как и вся наша интеллигенция, был очарован Булгаковым. Он подкупил всех нас еще и тем, что главными героями созданного Мастером романа сделал Христа и Понтия Пилата. Сейчас же мне видно, что вся книга написана с позиций Воланда, и даже линия Га-Ноцри во многом антиевангельская.
Кстати, одним из условий моего согласия было исправление всех этих моментов, чем, как мне кажется, я очистил и совесть самого Булгакова. Перед съемками в Иерусалиме я причастился и был благословлен на эту роль у Гроба Господня. Но все равно, как мне кажется, ничего у меня не получилось.
- Фильм вам не понравился?
![]() |
| Инга Шатова, Николай Бурляев и их дети — Дарья и Илья |
- Я видел его трижды, и каждый раз у меня было к нему разное отношение. Вариант, который длился четыре часа, мне ужасно не понравился. Потом, после многолетней паузы, мне показали двухчасовой, и я с ним почти примирился, даже хохотал над тем, как Сергей Гармаш играет роль Бездомного, - это была замечательная актерская работа.
А в третий раз, на недавней премьере, на заключительных титрах я, взяв за руку жену, просто сбежал из кинотеатра. Мне ужасно не хотелось, чтобы, когда зажжется свет, люди подходили и что-то мне говорили. У меня будто пелена с глаз упала, я понял, что в этом романе Воланда не дано победить никому. Не удалось и нам.
- Вы часто изображаете реально существовавших людей, у которых, как, например, у Николая II, сыгранного вами в «Адмирале», была судьба трагическая. Такие роли отражаются на актере?
- Самым непосредственным образом. Поэтому я в отличие от многих актеров отказываюсь от отрицательных ролей. По сути дела, у меня всего одна такая работа - полицайчик в замечательной картине Алексея Германа «Проверка на дорогах». Кстати, я ведь сыграл там почти случайно. Как раз был в творческом простое и полном безденежье, вот и подумал: «Ладно, снимусь у какого-то Германа!». Он тогда был мальчиком совсем, никто и представить себе не мог, что со временем превратится в такого режиссера.
Вообще же, я соглашаюсь только на роли, интересные мне духовно, до которых надо дотягиваться. Ты настраиваешься на образ, читаешь о нем, живешь им, поэтому все хорошее, что было в этом человеке, в результате остается в тебе. Так было с Лермонтовым. Очень хотел сыграть Пушкина, я даже написал о нем сценарий, но не довелось. А еще я так сильно мечтал сыграть Гоголя, что осуществил свою мечту в картине «Лермонтов» - сделал маленький эпизод на балу с самим собой в роли Гоголя. Это вызвало жуткую ярость моих оппонентов.
- Ко всем своим заслугам вы еще основатель и президент международного кинофестиваля «Золотой витязь»...
- Поначалу я и сам не понимал, зачем мне это нужно, ведь, идя против волны, я автоматически попадаю в черный список. Но со временем пришло понимание: кто-то ведь должен это делать. Наверное, самое главное - понимать, что ты поступаешь правильно. Как говорил Александр Невский, «не в силе дух, а в правде».











Драматург, прозаик, сценарист, режиссер, автор сериалов «Галина» и «Зоя» Виталий ПАВЛОВ: «Во время обысков Брежнева пила самогон — будь у нее хоть часть сумм, которые приписывает ей молва, наверняка не скупилась бы на коньяк»
Николай БУРЛЯЕВ: «Вторая жена Тарковского постоянно ему что-то нашептывала — в ход шла любая ложь, например: «Бойся Бондарчука, он украдет твои идеи и выдаст за свои, он подослан КГБ!». Андрей слишком доверял этой женщине, и в этом была его главная трагедия»
Величайший штангист-супертяжеловес Василий АЛЕКСЕЕВ: «Слышь ты, козел?!» — обратился ко мне мужичок сзади. Я не ответил: как ел, нагнувшись, солянку, так дальше и ем, как тут летит мне в затылок фужер — и о мою голову вдребезги! Я между тем по-прежнему ноль внимания: продолжаю доедать солянку...»
Художественный руководитель развлекательного вещания «НТВ» Хуан ЛАРРА: «Люся Гурченко была ранимой, как все актеры, но честной и открытой, как немногие из них, — мне очень ее не хватает»
Герои нашего времени
Выдающийся хирург, доктор медицинских наук Юрий ЛИФШИЦ: «Украинка, у которой после лечения в Германии опухоль практически исчезла, сказала мне два с половиной года спустя: «Я здорова» — и тихо добавила: «Но никого из тех, с кем лежала в одной из онкологических клиник Киева, уже нет в живых...»
Ай да Пушкин!..
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги