Божественная комедия
А в советские времена, пронизанные цензурной шизофренической бдительностью, вредные для власти намеки видели везде. У меня, например, были сложности с публикацией стихов о Джордано Бруно, в которых обнаружили намек на самосожжение чешского студента Яна Палаха. Механизмы деградации были так интегрированы в само устройство советской жизни, что намеки на нашу державную обреченность цензоры усекали везде.
Прямолинейных «правдорубов» вроде Солженицына было немного, тем более на свободе, поэтому пресекали публикацию произведений о терроре во времена французской революции или о схожести концлагерей в разных странах. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», где эсэсовец и коммунист спорят об идентичности своих режимов, партийный идеолог Суслов насмешливо предполагал издать не ранее чем лет через 200...
Впрочем, уходя от подробностей, надо сказать, что великая литература по природе своей многослойна. В средневековой Италии «Божественную комедию» Данте читали, как политический фельетон, а для нас это отрешенная от времени классика. Когда-то вся Америка взахлеб читала роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», а в конце прошлого века там же пренебрежительно называли «дядями Томами» покорных судьбе чернокожих.
Не стану дальше прогуливаться по мировой литературе разных времен и уровней, напомню только, что Тарасу Шевченко Николай I лично вписал в приговор: «С запрещением писать и рисовать», а для Пушкина этот же царь вызвался быть личным цензором.
В гоголевском «Ревизоре» одно время, особенно в период намечавшейся в империи борьбы за права человека, было модно выделять мизансцену, где Бобчинский обращается к Хлестакову с «нижайшей просьбой»: «Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным, сенаторам и адмиралам, если и государю придется, скажите и государю, что вот, мол, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».
Между мировыми войнами, когда народы задыхались в тисках размножившихся в Италии, Германии, Испании, Советском Союзе псевдонародных террористических режимов, лгущих о процветании, великий актер Михаил Чехов считал, что «Хлестаков - человек, обезумевший от собственной лжи, потерявший чувство времени, как будто он будет лгать вечно».
Не следует, конечно, читать великие книги, как басни, но их многослойность, приобщение к шевченковской или толстовской боли за свой народ делает нас лучше.
Часто вспоминаю Достоевского, у которого есть размышления о том, как на Страшном Суде Судия спросит о смысле столь долгого существования человечества. Великий писатель устами своего героя предполагает, что в ответ на этот вопрос после паузы выйдет из толпы изможденный однорукий человек, протянет Судие книгу. На обложке будет заглавие: «Дон Кихот». И существование человечества будет оправдано.
Правозащитник Семен ГЛУЗМАН: «Открываю «парашу», там в моче и фекалиях плавает хлеб — промок наполовину. Одна мысль: вот она, жизнь, в этом кусочке хлеба... Останавливаюсь не из-за брезгливости. Понимаю: умру, если съем. Слишком грубая пища для моего отвыкшего от еды желудка»
Отар КУШАНАШВИЛИ: «Мне безумно с Жанной Фриске хотелось, но когда я увидел ее с утра без грима в поезде «Харьков — Москва», это было культурологическое потрясение, давшее мне в последующей жизни отсутствие страха перед чем бы то ни было и обернувшееся тем, что лирика из моей души испарилась»
Величайший штангист-супертяжеловес Василий АЛЕКСЕЕВ: «Когда в Америке двух «Мисс Лас-Вегас» мне предложили, я возмутился: «Вы что, одурели, придурки? — я ж коммунист и семьянин»
Анатолий КАШПИРОВСКИЙ: "Если и буду брать женщину, то такую, которая достойна называться богиней, потому что и я для нее стану богом"
Юрий Шевчук возмущен Forbes, включившим его в рейтинг самых богатых российских звезд
Умолкла скрипка
Божественная комедия
На фестивале в Ялте Пугачева и Ротару споют дуэтом?
Гавриил ПОПОВ: «Не осознав, что с нами было, мы не сможем построить будущее, ведь нельзя сооружать новый дом, не проанализировав, почему рухнул старый. В России уроков из прошлого, похоже, не извлекли, а значит, надеяться на то, что ошибки не повторятся, отнюдь не приходится»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги