Илья НОЯБРЕВ: «Я — человек тихоревнивый, не ревновать не могу, но это сладкая боль, упоение, далеко спрятанный мазохизм»
«В КАЖДОМ ТВОРЧЕСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЖИВЕТ КАРАБАС-БАРАБАС. РАНО ИЛИ ПОЗДНО КОГО-ТО ХОЧЕТСЯ ДЕРГАТЬ ЗА НИТОЧКИ»
— Илья Яковлевич, если жить по лунному календарю, то в каждом третьем году будет как раз 13 месяцев... Например, некоторые евреи предпочитают такое исчисление. А вы в своем фильме «13 месяцев» из чего исходите?
— Честно говоря, никогда об этом не думал! А фильм так назвал, потому что вся рассказанная в нем история уложилась в 13 месяцев — никакого скрытого смысла здесь не было. Изначально картина называлась «Хроники утопленника», потом «Остановиться. Оглянуться»... Но видите, ничего на свете просто так не бывает: я, например, пытался когда-то проанализировать, что в моей жизни значат високосные годы, отматывая то, что происходило четыре года назад, восемь лет, двенадцать... Думаю, у каждого человека есть какой-то внутренний алгоритм его периодов — это 100 процентов! И напрасно мы легкомысленно относимся к знакам, не реагируем на них: блажен тот, кто умеет их различать.
— А вы научились этому?
— Я пытаюсь — с определенного момента стал обращать на них внимание.
— Сны тоже бывают знаковыми?
— Вы знаете, у меня так устроена память, что я их не помню, хотя вижу каждую ночь. Но были какие-то сновидения, которые я считаю вещими. Когда начал работать на телевидении, мне приснились клубящиеся белые облака, которые вдруг передо мной расступаются, а за ними появилось необыкновенной красоты звездное небо — как говорят, в алмазах! Я поделился с одной из своих знакомых увиденным, она сказала: «Это твое светлое будущее».
— Почему признанный мачо российского кинематографа Гоша Куценко вдруг сменил у вас в картине амплуа и предстал мнительным слабаком?
— Это во многом биографическое кино, а герой отчасти списан с меня. Там множество моих мотивов. Вспомните, как Гоша Куценко все время вопрошает: «Когда же я перестану быть всем должен?!». Лично меня в свое время это точно так же печалило.
— С кем из актеров было сложнее всего работать?
— Пожалуй, с Евгением Гришковцом. Во-первых, мы приятели, во-вторых, он не актер в привычном смысле. Актер — это глина, инструмент. Хороший актер — дорогая глина. Ему поставил задачу — он сделал. А Гришковец — отдельная планета.
Все знают, что ребенка и собаку нельзя переиграть в кадре, потому что они все равно органичнее... Так вот, Гришковец — это, ну, скажем, такая человек-собака. Плюс с ним нелегко, потому что он — автор, режиссер и имеет свой взгляд на все. Заставить его что-то переделать было нереально! Но я очень рад, что мы в этой работе встретились, и у меня есть для Евгения еще один мой сценарий, он читал его и тоже ждет начала работы. Даст Бог, в будущем году мы снимем фильм под названием «Милорд», где ему предназначена главная роль.
— Раневская вспоминала, что когда умер ее маленький братик, она специально приоткрыла зеркало, чтобы посмотреть на себя в слезах. В этот момент Фаина Георгиевна поняла: быть ей актрисой. А у вас был момент, когда вы почувствовали, что хотите стать режиссером?
— Думаю, это было давно. Знаете, я уважаю людей, которые талантливы в каком-то конкретном, узком направлении — они, как правило, очень многого добиваются. Но я не могу сказать, что это мои герои.
Мне интересны полигамные личности с широким спектром способностей. Возможно, они и не достигают чего-то значительного, но это целый космос. Такого человека куда ни помести, он будет сиять, что-то делать, производить. Я сам к этому всегда стремился: могу и порисовать, и что-то сыграть как актер, и написать... Всю жизнь боролся со скукой.
И все-таки в каждом творческом человеке живет Карабас-Барабас: рано или поздно кого-то хочется дергать за ниточки. Другое дело, если ты достаточно совестливый, должен понимать: каждое дерганье у твоей куклы что-то неудобно поднимает. Знаете, почему я поздно стал заниматься кинорежиссурой? У меня не было морального допуска, мне казалось, что не справлюсь с процессом!
«ШЕСТЬ ЛЕТ Я РАБОТАЛ ЗАМОМ УПРАВЛЯЮЩЕГО БАНКОМ, НО ВДРУГ СЕРДЦЕМ ПОНЯЛ, ЧТО НУЖНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
— Удивительно слышать такие слова сегодня, когда сплошь и рядом высокобюджетные фильмы снимают вчерашние выпускники вузов.
— Ну и толку? Я не буду говорить обо всех, есть, бесспорно, талантливые люди, и они никогда не переведутся... Но к ним сегодня пристроилась целая армия мастеровых — их 90 процентов.
— Вы имеете в виду тех, которые набили руку на клипах, этюдах, рекламе?
— Да-да! Я смотрю, у меня открывается рот на первые пять минут — как лихо это сделано! Но суть-то искусства не в этом. Важно, чтобы человек, пришедший на два часа в кино, в театр, на симфонический концерт, очистился, чтобы катарсис произошел, чтобы у него что-то перевернулось внутри! Он может не понять головой, а просто почувствовать.
Мне и по сей день не все нравится в фильмах Тарковского, потому что был такой период, когда Андрей уже выпендривался, пусть и по-своему. Но его фильмы «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер» можно было недогнать с первого раза, там много загадок, но проходило время и ты понимал...
У меня, например, было сложное отношение к «Сталкеру», потому что я очень люблю «Пикник на обочине» Стругацких, а это абсолютно другое произведение. У Тарковского «Сталкер» как-то развалился, много разговоров, ничего вроде бы не происходит. Но через пять лет я его посмотрел и понял каждое слово. Я просто догнал режиссера: он шел впереди!
А в современном кино ни о чем никого не жаль, и это самое страшное. Ты никому не сочувствуешь! Убил два часа на кино и ушел с холодным носом. Я всегда привожу в пример тех же американцев, которые умеют даже в мультике делать трогательные места, поэтому зрители сидят и плачут.
— С другой стороны, именно оттуда пошла эта массовая культура тупого, жестокого, голливудского боевика, у нас явно превратившаяся в культ...
— Знаете, в чем дело? Я вспоминаю чудный еврейский анекдот, когда жена приходит к мужу жаловаться, что она вышла на улицу и ее назвали проституткой. А он говорит: «Так не ходи туда, где тебя знают!». В искусстве то же самое. Вы же не ходите, наверное, в «Макдональдс»? Вот и все! Так же и с кино. Другой вопрос, что проблема даже не в тех, кто это делает и выпускает, а в тех, кто тиражирует.
![]() Илья Ноябрев с близкими друзьями и соратниками актером Валерием Чигляевым и композитором Владимиром Быстряковым |
Кино должно быть много и разного. Я, например, себя уговариваю в который раз не ходить на заведомо липовые блокбастеры, и тем не менее, когда не фиг делать, иду. Вот просто бывает такое, что я давно не ел соленых огурцов и если сейчас не съем, со мной случится припадок. Пошел, посмотрел последний фильм «Индиана Джонс», мне стало так обидно!
— За Харрисона Форда?
— Да за всех! Наши еще добавили свою ложку дегтя с этим безумным дубляжем, когда одни говорят по-русски, другие — по-украински, ну это вроде бы стеб у них такой... Ужас!
— Если взять вашу жизнь и посмотреть на нее кинематографически, какие моменты, ситуации можно сразу экранизировать?
— Думаю, все, потому что моя жизнь событийно очень богата. Хотя Чехов говорил, что жизнь человека — всего лишь сюжет для небольшого рассказа. Все же зависит от взгляда — можно взять любой эпизод. Вот, к примеру, наша с вами сегодняшняя встреча может стать началом какого-то фильма. А дальше все зависит от фантазии.
Если говорить обо мне, конечно, я бы хотел снять фильм, если хватит времени и здоровья, о детских годах на Подоле. Там было все: экшн, масса народу, куча темпераментов, вереница событий, яркая, пестрая, как лоскутное одеяло.
У меня было несколько переломных моментов. Например, я уходил в бизнес — шесть лет работал заместителем управляющего банком, но в один прекрасный день понял, что нужно возвращаться к творчеству. Это произошло на Рождество. Толчком послужило предательство близкого соратника. Я даже не головой, а сердцем понял — надо заниматься тем, чему учился. А время на дворе никакое — начало
96-го года — искусства почти не существовало, кинематографа не было, телевидение — в зачаточном состоянии.
Месяц бродил по улицам Киева, была лютая зима. С утра одевался — и вперед! Ходил и думал, искал зацепку какую-то. Потому что внутри была пустота и полнейшая депрессуха. Вот говорят: «Чтоб тебе пусто было!» — какое точное выражение! Я ходил-ходил-ходил и понял, что мне нужно телевидение. А дальше все, как у Коэльо: если чего-то очень хочешь, все силы Земли тебе помогут.
Я обратился к своей давней подруге, она привела меня на телеканал «ТЕТ». Там директором был Жаровский. Мы пришли, сказали: «Здрасьте, Аркадий Львович! Вот у Ильи есть идея». Я предложил проект программы «Я памятник себе...». Он: «Ну, можно попробовать, а кто еще будет этим заниматься?». — «А я, — говорю, — в помощь Мотю Ганапольского, своего друга, позову, он человек опытный». И все! Через три недели мы уже снимали первую программу.
«ИВАР КАЛНЫНЬШ РАССКАЗАЛ, КАК ШПРИЦЕМ ВПРЫСКИВАЛ ВОДКУ В СОЛЕНЫЕ ОГУРЦЫ»
— Потрясающе короткий срок подготовки!
— Это был какой-то угар! Через три месяца съемок у нас закончились деньги, потому что мы вкладывали свои. Помню, мы сидели с Людмилой Горделадзе, сейчас она руководит кинотеатром «Жовтень» на Подоле, и вдруг открылась дверь, заглянул какой-то молодой человек просто ниоткуда и сказал, я сейчас утрирую, но смысл был следующий: «Вам деньги не нужны?». Потом появился еще один человек — владелец тогда очень известного казино и клуба «Красное и черное».
Так же с кино. У меня была идея совсем другого фильма — она зависла в воздухе. Я ее предлагал всем — по украинской классике, по трем знаменитым пьесам XIX века написали сценарий, объединили это все в один сюжет — получилась веселая комедия. Я пришел к своему другу Эдуарду Прутнику, а он в то время возглавлял Гостелерадио, и сказал, что хочу открыть кинопродакшн. Он зажегся этим: так началась моя новая эра.
— В программе «Я памятник себе» была масса интересных бесед. Самое удачное интервью, по-вашему, с кем получилось?
— Если оценивать с точки зрения журналистики, была пара совершенно беспрецедентных программ. Например, с Иваром Калныньшем. Ивар раньше (не знаю, как сейчас!) отвечал на все вопросы по-прибалтийски скупо: только «да» и «нет». Тогда на ICTV выходила программа «З Ольгою» — блиц-интервью на 15 минут.
В этот день, так получилось, что Калныньша сосватали одновременно туда и к нам в передачу. После своего интервью Оля прибегает ко мне и говорит: «Сколько у тебя вопросов?». Я говорю: «10». — «Да ты что! У меня было 20 — за две минуты! Только «да» и «нет» — человек совсем не говорящий!».
Я начинаю интервью и понимаю, что ничего не будет. А у меня были приколы — ведь я знаю, что часто нужны какие-то провокационные моменты, фетиши, раздражители. В тот раз мне принесли ящик кефира, потому что я вычитал в одном интервью, что Ивар очень его любит. «Ну, — думаю, — сейчас сделаю ему подарок с барского плеча — получите от украинского производителя!». И говорю: «А давайте мы сейчас остановимся, на фиг эти вопросы! (Я мог себе позволить это, потому что программа такая легкомысленная). Лучше кефир попьем!». Калныньш на меня посмотрел пристально и спрашивает: «А почему?». Я понял, что уже два слова есть! «Ну, вы же любите кефир», — отвечаю. Он говорит: «Я? Ненавижу! Никогда не пил!».
С этого и началось. «А что вы еще ненавидите?». Он вдруг завелся. Рассказал, как начинял шприцем с водкой соленый огурец — выпивка с закуской получается. Потом признался, что пел рок-н-ролл и танцевал. Так что Калныньш — это моя значительная журналистская победа.
Еще похлеще была история с Чуриковой. Пришла такая тетя себе на уме. «Ой, — говорит, — даже не знаю... Если с вами вдвоем, Илюша, я бы еще поговорила, но там у вас люди...». — «Но это же ваши поклонники», — отвечаю. «Ой, нет, нет, нет! Вы не настраивайтесь, я могу повернуться и уйти. Ой, там еще и на столах у них что-то стоит...». Я объясняю: «Вода газированная». Она, направляясь уже на выход в эфир, подошла к столу, взяла у кого-то что-то, попробовала и растерянно села на свое место...
Я использовал тот же прием. Для нее была заготовлена замечательная фарфоровая итальянская кукла, напоминающая ее героиню Якобину фон Мюнхгаузен. Увидев подарок, Чурикова ахнула: «Я же мечтала об этом всю жизнь!». Из глаз полились слезы. До конца программы она сидела, поглаживая игрушку, и уже кололась на все темы.
— А, наоборот, провальные интервью были?
— Их немного: с Зиновием Высоковским, который не шел на откровенность, и с Фарадой! Нелегкими собеседниками были Фоменко, Машков... Пожалуй, все! Чаще гости заводились, начинали хохмить, фантазировать. Блистательные программы вышли с Гурченко, с Михалковым...
Просто «Памятник» был образцом хорошего журналистского шоу, которых не так много. Я могу по-разному относиться к Савику Шустеру, но он — шоумен, профессионал, который все очень рационально делает. И когда видишь настоящий класс — радуешься.
«ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ КИРКОРОВА МУЧИЛ ПРИЛИЧНЫЙ СУШНЯК»
— В свое время вам довелось поработать практически со всеми артистами. Ходят легенды о том, как вы пили водку с Леонтьевым... Расскажете, как дело было?
— Не могу... Не люблю чужие тайны раскрывать. Помнится, как в «Хождении по мукам» Лева Задов говорил: «Я с тобой сделаю то, что Содома не делал со своею Гоморрой!»... Личная жизнь человека — это его жизнь.
Помню, у меня Киркоров был на программе — как раз накануне он стал коротко стриженным блондином.
— По слухам, Филипп сделал такой подарок Пугачевой к выходу ее песни «Белый снег»...
— Да-да! Я не знаю, что предшествовало нашей встрече, но догадываюсь: его мучил приличный сушняк. Надо отдать Киркорову должное, он очень хорошо все рассказывал, но при этом постоянно обращался к зрителям: «Что у вас там на столе? Дайте глотнуть чего-нибудь! А что у вас там, вы какие-то вафельки кушаете? Дайте вафельку со стола!».
Очень забавно получилось с Малининым. Как раз готовился его тур по Украине, и понятно, что он был заинтересован в дополнительной рекламе. А у нас работала гримерша Ниночка, большая такая женщина, очень щепетильная, обходительная, сюсюкалась со всеми — в общем, школа киностудии Довженко.
Нина берет фартушек, чтобы прикрыть Малинину плечи от пудры, так элегантно взмахивает им, а артист как вскочит и давай кричать: «Как вы можете?! Это непрофессионально! Что это такое, я ухожу!». Точно король из Золушки — ухожу в монастырь! Оказывается, гример взмахнула, и волосы, которые певец укладывал все утро, чуть-чуть ветерком увело в другую сторону. Блин! Был такой скандал! Еле его угомонили!
Знаете, я не любил «Памятники» со звездами эстрады: они все очень прошенные и незаслуженно считают себя небожителями. У меня присутствовали настоящие небожители, такие, как Башмет, Образцова, — вот это был восторг. Будто открылись наверху какие-то врата, и они по алмазной лестнице к нам спустились, пожурчали, поговорили и ушли. Это совершенно другое.
А попса обычно мнит себя чем-то... Свифт же сказал замечательную фразу: «Чем меньше в бутылке содержимого, тем с большим шумом оно выливается». Хотя случались милые, очаровательные встречи с той же Тамарой Гвердцители, которая сама все время хохотала.
— Давайте о женщинах поговорим. Вы за свою жизнь от них настрадались или, напротив, были обласканы вниманием?
— Могу сказать, что открыто меня женщины не бросали. Естественно, я страдал, потому что какая-то часть влюбленностей была безответной. Я, кстати, человек тихоревнивый — мне воспитание и гордость не позволяют это проявлять, однако не ревновать не могу. Но должен вам сказать, что все это сладкая боль, в которой присутствует упоение, некий далеко спрятанный мазохизм. Ведь в благополучии ничего нельзя создать: если не можешь страдать, не можешь и созидать.
— На какие женские черты вы в первую очередь обращаете внимание?
— Самое первое — это визуальный образ, так называемый глазной роман. А если еще женщина посмотрела на тебя точно так же, как ты на нее, то все! Это уже сигнал, что можно начать разговор. Потому что я, например, отношусь к категории робких мужчин.
— На улице когда-нибудь знакомились?
— Никогда! Обычно при первой встрече я не знаю, о чем говорить. Если человек меня интересует, тут же начинаю запинаться. Боюсь отпугнуть, что-нибудь лишнее ляпнуть — неизвестно, как женщина отреагирует.
— А вот если бы пришлось поселиться на необитаемом острове, что бы с собой взяли?
— Дайте подумать... Веревку, чтобы повеситься, — раз, мыло, чтобы не так больно было, — два. Я не человек необитаемого острова.
«КОГДА СМОТРИШЬ ЭРОТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, ХОРОШО БЫ ИМЕТЬ ЧЬЕ-ТО ТЕПЛОЕ КОЛЕНО РЯДОМ»
— Илья Яковлевич, вы сами говорили о разновекторности. Неужели не нашли бы, чем там заняться?
— Меня не пугает жизнь на необитаемом острове как таковая. Да если еще и с Пятницей... (Смеется). Я о другом. Будучи авантюристом по натуре, я не дохожу до экстремализма. Например, могу рвануть в другой город ради минутного свидания, могу ради того, чтобы кому-то сделать приятное, пуститься во все тяжкие, но не прыгну с парашютом! И не оттого, что боюсь, — просто не испытываю при этом куража. Чтобы получить порцию адреналина, мне проще взять нож и резануть себя по руке, сделать себе больно. Это легче, чем какой-то бездумный экстрим, где я рискую сломать себе голову.
Друзья мне говорят: «Почему ты на лыжах не спускаешься с горы?». Я объясняю: «Ребята, я не кайфану от этого!». Вот на снегоходе — пожалуйста! Мы в Лапландию ездили четыре года кряду — сугробы, собачьи упряжки, олени... Я там чувствую себя Джеком Лондоном.
— Илья Яковлевич, если собрать вместе известных актеров, людей творческих, с которыми вы общались на своем веку, какое кино получится?
— Сумасшедший дом, палата номер 6. 100 процентов!
— И как у Чехова — трагический финал?
— Я не понимаю, почему мы этого так боимся. Ведь даже радужный финал при ближайшем рассмотрении тоже трагический. К примеру, сказка заканчивается словами: «И стали они жить-поживать, добра наживать». Но мы-то знаем, как наживают добро: через год муж стал ездить в одну сторону, жена — в другую... Затем они захотели друг друга отравить, и дальше уже начинается настоящая жизнь.
— Каким, по-вашему, будет кино будущего?
— Думаю, что ему не избежать влияния виртуальных средств — компьютера, графики. А что касается кино человеческого, когда ты по ком-то плачешь или с кем-то смеешься, — это вечная штука. Может быть, технологически что-то изменится, нам что-то вживят в сетчатку: нажмешь, допустим, на сережку, и фильм пошел. Не знаю... Мне кажется, не нужны будут никакие наркотики, их заменит компьютер. Он уже подменил очень многим людям реальную жизнь!
С другой стороны, когда смотришь эротический фильм, хорошо бы иметь чье-то теплое колено рядом. Иначе зачем это?
— От чего вы сегодня получаете максимальное удовольствие?
— От тихих спокойных вечеров, когда можно ничего не делать. Была такая писательница Мариэтта Шагинян, она писала бесконечную Лениниану и работала по 20 часов в сутки. При этом каждый вечер читала на ночь детектив, просто чтобы убрать из мозгов все, что накопилось за день. Вот так и у меня: прихожу вечером, включаю телевизор, причем смотрю 100 каналов одновременно. Щелканье пультом — мое лекарство. После чего засыпаю с абсолютно чистой головой.


Илья НОЯБРЕВ: «Я — человек тихоревнивый, не ревновать не могу, но это сладкая боль, упоение, далеко спрятанный мазохизм»
Татьяна ДОГИЛЕВА: «Легли мы с Леней Филатовым в постель, и вдруг он спрашивает: «Ты своему Мишке расскажешь?».— «Конечно, а как же!». — «А я Нинке не буду...»
Украинский автогонщик, эксперт-испытатель и телеведущий Алексей МОЧАНОВ: «Если тебе постоянно хочется первым стартонуть от светофора и показать другим зад своей машины, значит, ты — латентный педераст»
Сильвестр Сталлоне будет рекламировать русскую водку
У 84-летнего нигерийца 86 жен и 170 детей
Алла Пугачева спела для восьмилетней девочки за 100 тысяч евро
Андрей Данилко, Ирина Билык и Михаил Поплавский стали народными артистами
Любовница Джоди Фостер требует от кинозвезды 25 миллионов долларов
Исполнитель роли Гарри Поттера 19-летний актер Дэниел Рэдклифф неизлечимо болен
Скрипка создал новую версию гимна Украины
Боксер Николай Валуев дебютировал в кино
Рики Мартин стал отцом-одиночкой, а у Мэтта Дэймона родилась вторая дочь
У Джигурды родится четвертый ребенок
Жизнь без правил
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги