Лауреат международных конкурсов музыкант Павел КАЧНОВ: "Уезжать просто вынуждают. Где в Киеве работать? Укрконцерта нет, в Оперный театр не устроиться, потому что места там передаются из поколения в поколение, а в филармонии право на сольник получаешь лишь дважды в год"
"В ЧЕТЫРЕ ГОДА В ВЕНГРИИ Я УЖЕ ИСПОЛНЯЛ СОЛЬНУЮ ПЕСНЮ С ВОЕННЫМ ХОРОМ И ОРКЕСТРОМ"
- Павел, вас в детстве не привязывали к стулу перед инструментом, как маленького Моцарта?
- Нет, сам подходил к фортепиано, подбирал песни. Мои родители - музыканты: отец - заслуженный артист Украины, дирижер-хормейстер Валерий Качнов, окончил Московскую консерваторию, мама - пианистка Светлана Качнова, многие годы вплоть до моего появления на свет работала в Киевской средней специальной музыкальной школе имени Николая Лысенко, потом посвятила себя детям (у меня две старшие сестры). Меня всегда окружала музыка. В четыре года в Венгрии я уже исполнял сольную песню с военным хором и оркестром, а в шесть лет меня отдали в нулевочку "маминой" музшколы (моим любимым педагогом и наставником была Ирина Михайловна Баринова).
Будучи маленьким, сердился, когда мама садилась со мной заниматься, но, учась в старших классах и в Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского, сам просил ее послушать, потому что доверяю ей как музыканту.
- Когда в детстве вы долбили по клавишам, играя гаммы, соседи скандалили?
- Сосед сверху - большой любитель выпить. Как он старался, чтобы я заглох: и прыгал так, что у нас люстра тряслась, и по батарее колошматил.
- Материл?
- Само собой. Как-то в Новый год мы с папой пели песни, вдруг в полвторого ночи раздался звонок в дверь. Открываем, а он стоит на пороге: "Спойте мою любимую...". С тех пор мы с ним прекрасно ладим.
Другие тоже приходили ругаться, но я говорил: в своей квартире с восьми утра до 23 часов что хочу, то и делаю. Мы живем на 13 этаже, так знакомые ребята уверяли, что меня было слышно с пятого по 16-й. А какой выход? Не всегда получалось ехать в школу, чтобы позаниматься.
Сейчас я не живу дома, а в Вене у меня инструмента в съемной квартире нет. Там можно заниматься в университете - с восьми утра и до самого вечера.
Кстати, половина нашей музыкальной десятилетки - в Швейцарии, Америке, Германии, Великобритании. Самые лучшие...
- Вас вот тоже занесло в Австрию...
- С октября учусь у профессора Олега Майзенберга в Венском университете музыки и исполнительского искусства (Universitat fur Musik und darstellende Kunst Wien) - он расположен в самом сердце Вены, прямо возле "Концерт Хауза". Хотя учреждение это государственное, учеба все равно платная.
- Положа руку на сердце, мы оба понимаем: после Венского музыкального университета и побед на престижных конкурсах Родина вас недосчитается...
- Это неправильно - у нас замечательная страна с огромными ресурсами и колоссальным человеческим потенциалом.
"КОНКУРЕНЦИЯ ВСЕ ЖЕСТЧЕ, В ОДИНОЧКУ НЕ ВЫБЬЕШЬСЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН МЕЦЕНАТ"
- В интервью Дмитрию Гордону известный ученый и телеведущий Сергей Капица привел слова Мстислава Ростроповича: мол, если бы все наши уехавшие музыканты вернулись, большинство зарубежных оркестров просто перестали бы существовать...
- Честно говорю, я жил бы в Киеве. Если бы знал, что завтра лечу играть в один город, через неделю - в другой (главное, чтобы самолеты не падали)...
Уезжать просто вынуждают. Где музыканту в Киеве работать? С этим зданием, где я учился, у меня связано 17 лет, ведь после окончания музыкальной академии меня взяли сюда преподавать - сначала на 200 гривен зарплаты...
В Оперный театр не устроиться - места передаются из поколения в поколение, да и пропадать там придется с утра до ночи. В филармонии ставки чуть больше, чем в музыкальной десятилетке, но нужно отыграть 10-15 концертов в месяц по детским садикам и музшколам (транспорт и все концертные расходы - за свой счет). На сольник получаешь право только дважды в год.
Дмитрий Гордон меня спрашивал, почему не могу сыграть концерт в филармонии. Могу, конечно, но аренда зала стоит от восьми до 16 тысяч гривен. Плюс гонорар музыкантам, если решу выступить с оркестром.
- На Западе все по-другому?
- "Мюзик Ферайн" в Вене просто кипит - в его четырех залах дают по четыре концерта в день. Приезжают Даниэль Баренбойм, Марта Аргерих, Юлиан Рахлин и другие звезды такого же уровня. Минимальный гонорар - от 40 до 50 тысяч евро за концерт.
- И никто из музыкантов не платит за аренду зала...
- О чем вы говорите! Все расходы берет на себя приглашающая сторона: перелеты, отели...
Чтобы нечто подобное оказалось возможным в Украине, уж и не знаю, сколько министров культуры должно поменяться. Четыре года мы пытаемся добиться для музшколы имени Лысенко статуса национальной. Таких специализированных заведений всего пять на всю страну: в Одессе, Львове, Харькове, Донецке и Киеве, но столичная воспитала множество лауреатов международных конкурсов (все поразъезжались).
- Увы, многие из тех, кого называют "люди, принимающие решения", искренне считают, что Бетховен - это фильм о собаке...
- Да, о сенбернаре! Закон о меценатстве не принят - просто катастрофа. Укрконцерта нет, филармония давно никуда не ездит.
- Гастролировать по Украине нереально?
- Реально, если ты сам кого-то слезно попросишь оплатить расходы. Для музыканта это - огромное унижение, но без сцены он погибает.
Конкуренция все жестче, на пятки наступают более молодые и пробивные. В одиночку не выбьешься, даже если есть деньги. Обязательно нужен меценат, а лучше - серьезная фирма. Зарубежные менеджеры специально приезжают на музыкальные конкурсы и слушают всех участников. Подписывают контракт (пусть на полгода-год), даже если человек не получил первую премию, но сыграл ярко и это понравилось залу.
"В ШВЕЙЦАРИИ Я ИГРАЛ В КОНЮШНЕ"
- Насколько я знаю, вам помогает известный политик, премьер-министр Украины в 1990-1992 годах Витольд Фокин...
- Хочу поблагодарить Витольда Павловича, истинного знатока классической музыки, человека широкой души, настоящего друга людей искусства, за все доброе, что он сделал и делает для меня. Побольше бы таких меценатов - из страны не нужно было бы уезжать.
Мы познакомились три года назад, когда я с салон-ансамблем "Коллекция Разумовских" выступал у него на дне рождения. После концерта Витольд Павлович попросил меня поиграть еще, а узнав из нашего разговора о моем желании продолжить учебу в Вене у профессора Олега Майзенберга, приложил максимум усилий, чтобы мне дали возможность приехать туда на прослушивание.
В Венском университете я сдавал два экзамена - теорию музыки и специальность. Сначала в списке было более 120 человек, едва ли не большинство из них - японцы, корейцы, китайцы. Первый экзамен для моего консерваторского уровня был достаточно прост. (В специализированных учебных заведениях на Западе, в Азии и Америке нет такой теоретической базы, как в Киеве, Москве, Минске, поэтому испытания по теории максимально упрощают - делают ставку на исполнительское мастерство). Сразу отсеялось около половины претендентов.
Во время экзамена по специальности абитуриент должен был показать программу, рассчитанную на 1 час 20 минут: обязательно Бах, классическая соната, два этюда, романтическое произведение. Комиссия слушала каждого минут по 15, в результате взяли только 12 - я стал вторым по количеству набранных баллов.
Кстати, оценивали так: 13 профессоров выставили баллы, их передали двум специалистам, которые в ноутбуках подсчитали общую сумму, только когда члены комиссии вышли из помещения. Ни с кем нельзя было договориться заранее, ни о каких взятках нельзя было и заикнуться. Между прочим, в позапрошлом году не прошел ни один человек.
- В каждой стране музыку слушают по-разному. Японцы каменно молчат, немцы подпевают исполнителю, а как себя ведут австрийцы?
- Они сдержаннее немцев, но если им нравится, в конце реагируют очень бурно.
- Гленн Гульд подпевал себе, когда играл. Поэтому многие не могли его слушать?
- Я тоже обязательно пою про себя, иногда вырываясь вперед на целый такт, - сказывается мой темперамент. По-другому нельзя - иначе, играя крупное произведение, можно просто остановиться и потеряться.
- Известный пианист Евгений Кисин признавался, что самый экстремальный концерт у него был в немецкой конюшне...
- В Швейцарии я тоже играл в конюшне, правда, бывшей, переделанной под концертный зал.
- "Все мы - немножко лошади"...
- Кони, кстати, ржали рядом - в соседнем помещении.
- Навозом и сеном не пахло?
- Нет (смеется). Такой роскошный зал. Удивительно - в небольших городках люди знают и любят музыку, слушают классику.
- Недавно в Киеве знаменитый скрипач Гидон Кремер играл произведения Гии Канчели. В зале, кроме посла Грузии Григола Катамадзе, режиссера Романа Балаяна и двух гениальных композиторов - нашего земляка Валентина Сильвестрова и самого Канчели, который давно живет в Бельгии, больше не было узнаваемых лиц! Знаменитости от политики и шоу-бизнеса в оперу еще ходят, ведь там можно выгулять наряды и бриллианты. Но предпочитают слушать зарубежных исполнителей...
- А те в Украину не едут - страна не может оплатить концерты приличного музыканта. Почему поп-звездам платят щедро, а виртуозам, исполняющим классику, нет? На первых же денег не жалеют...
"ПОСЛЕ КОНЦЕРТА НАХОЖУСЬ В ЭЙФОРИИ. БЛИЖЕ К НОЧИ НАСТУПАЕТ ОПУСТОШЕНИЕ"
- Разве не спрос определяет предложение? Продюсер, вкладывающий деньги в раскрутку артиста, должен быть уверен, что отобьет свои траты. К тому же интерес к попсе разогревают скандалы. У всех на слуху имена прекрасных певиц, подпитывающих свою закатную карьеру историями о браках и романах с мальчиками, которые не только годятся им в сыновья, но и предпочитают делить постель с мужчинами...
- Классический музыкант закрыт, ему не до демаршей и не до дебошей - музыка требует всего человека. Она его съедает, но не уничтожает, а, как пчела, делает из него мед.
- Опять вспомню Кисина, которого спросили: правда ли, что он проводит за роялем по 17 часов? Евгений возмущенно ответил: "Что за ерунда - если тратишь на это больше четырех часов в день, тебе вообще нужно забыть о музыке!". Сколько часов кряду занимается Павел Качнов?
- По-разному. Понятно, что маленький ребенок не может трудиться по восемь, а то и 10 часов, ведь нужно тянуть еще и общеобразовательную программу.
- И все же вы не ответили, сколько чистого времени ежедневно проводите за инструментом?
- До шести часов.
- Фактически полный рабочий день...
- Как минимум, хотя бывает и больше, в зависимости от задач, поставленных перед тобой.
- Кольцо на вашем пальце обручальное?
- Жениться мог бы, только не спешу, ведь для меня сейчас главное - творчество.
- На личную жизнь не остается сил или девушек отпугивает то, что музыкант в доме не помощник?
- Руки, конечно, нужно беречь, но случалось всякое. За неделю до вступительных экзаменов в Киевскую музыкальную академию я упал - дома по глупости поскользнулся на кафеле. Слава Богу, обошлось без перелома, но ушиб был настолько сильный, что пришлось помучиться в гипсе. Ни о какой предэкзаменационной подготовке речь не шла - к инструменту подойти не мог. По предварительному раскладу я должен был играть шестым, но мои испытания перенесли на максимально поздний срок. За два дня до экзамена гипс мне сняли, я разрабатывал руку, сжимая и разжимая специальный шарик. Ну и массажи мама делала.
- Близкие, наверное, не меньше вас переживали?
- Какие дома были истерики - страшно вспоминать. К счастью, члены комиссии меня знали, слышали мои концерты, поэтому мучили не сильно. Но еще целый год я испытывал очень неприятные ощущения, а левая рука была заметно короче правой. Как я обрадовался, когда, проснувшись после дня рождения (он у меня 22 июля), увидел: руки одинаковые.
- Ученые из английского города Бата уверяют: если у мужчины безымянный палец длиннее указательного, ему нужно заниматься математикой, а не искусствами - вероятность успеха повышается в шесть раз. Покажите, пожалуйста, ваши кисти. Какие крупные...
- Это наследственное - у меня и дедушка, и мама достаточно высокие.
- Именно так и выглядят настоящие "музыкальные пальцы"?
- Это вовсе не обязательно. Рихтер был весь огромный, как скала, но Гленн Гульд, например, с очень маленькой рукой. Как здорово, что благодаря интернету сейчас доступны записи любых музыкантов. Хотя я слушал их и раньше - родители собрали великолепную коллекцию пластинок, и у нас сохранилась раритетная вещь по нынешним временам - проигрыватель.
- Кого ставите чаще?
- Рихтера.
- Первый, о ком я подумала, увидев на портале YouTube, как вы исполняете Рахманинова.
- Рахманинов - мой любимый композитор, а Святослав Рихтер был стихийным музыкантом, что мне очень близко.
- Сумасшедшая отдача, с которой вы исполняете Рахманинова, не проходит для организма бесследно - потом долго отходите, лежа пластом?
- После концерта нахожусь в какой-то эйфории. Выхожу за кулисы, понимая, что сделал все правильно, и хочется вернуться к инструменту. Отыграв на бис и откланявшись, часто выхожу опять - меня буквально уводят со сцены. Переодеваюсь из концертной одежды в обычную, чувствую, что хочу играть еще и еще, - только ведь разыгрался. Опустошение наступает ближе к ночи или к утру - просыпаешься и понимаешь: проделана огромная работа и сегодня заниматься не будешь.
"ВСТАЮ В ШЕСТЬ УТРА, В ВОСЕМЬ УЖЕ ЗАНИМАЮСЬ"
- Исполнитель - это ведь не интерпретатор, а проводник энергий, но как поддерживать энергию на должном уровне?
- У нас нет допингов, как у спортсменов. Нужно хорошо кушать, высыпаться.
- А спорт?
- Увы... Хотя понимаю, что он необходим. У меня есть хобби - как и многие музыканты, увлекаюсь футболом: при малейшей возможности стараюсь поиграть с друзьями или посмотреть матч. Режим у меня жесткий, встаю в шесть утра, в восемь уже занимаюсь, ведь потом в классах много людей. После полудня - время поесть, передохнуть. Вечером опять к инструменту - занятия, репетиции, концерты.
- Работа сидячая. Вредная...
- И сидячая, и физическая одновременно. Провести за роялем шесть часов подряд просто нереально - нужно делать перерывы: пройтись, попить чайку, поговорить по телефону, почитать книжку... Играть с головой, вдумываясь в музыку, можно часа два максимум...
- Бытует мнение, что артист зависит от успеха, от одобрения публики, как от наркотика. Реально ли сыграть на записи так же хорошо, как в зале, где скандируют: "Браво!"?
- Можно, хотя запись сложнее - там ты один на один с музыкой. Между прочим, сейчас на отборочные туры многих международных конкурсов организаторы просят присылать видео- или аудиозаписи. Это всегда немножко стремно.
На концерте ты вышел, отыграл - больше ничего изменить нельзя, а в студии звукозаписи всегда хочется сделать еще лучше. Предпочтительнее остановиться после первого раза. Вторая попытка - максимум. Для третьего захода все равно не останется куража.
Я очень много ездил с концертами. Для меня крайне важна атмосфера, которая царит в зале во время концерта. Если зритель с благоговением внимает моей игре и сопереживает вместе со мной, значит, концерт прошел удачно. Два-три хлопка заставляют мучительно думать: то ли ты что-то неправильно сделал, то ли люди не понимают этой музыки (хотя мне, к счастью, с этим сталкиваться не приходилось).
- Кстати, куда вы деваете цветы, которыми вас одаривают на каждом концерте?
- Раздаю оркестрантам, а когда я дома - привожу родителям...
Выходя на сцену, уже живу музыкой и помню, что психологи предупреждают: первое впечатление - главное. Решают минуты, а то и секунды - как ты взял первую ноту, во что одет.
- Советы по имиджу дает мама или любимая девушка?
- Какие изыски на сцене? Только концертный костюм, рубашка, бабочка - я так одеваюсь с шести лет. Важно, как ты поклонишься, улыбнешься. Как-то после концерта в Швейцарии, куда я возил пятерых учеников нашей музыкальной школы, организаторы даже сделали нам замечание: мол, скажите своим музыкантам, что на сцене нужно улыбаться. Я ребятам постоянно говорил: "Кланяйтесь и улыбайтесь - публика хочет подзарядить от исполнителя свои батарейки".
- Что вы слушаете дома или так устаете от музыки, что просите, как поэт Вера Павлова: "Соблюдайте мою тишину!"?
- Старые записи Пугачевой, Серова. Честно говоря, я "старый" молодой человек: люблю ансамбль Александрова, восхищаюсь Кобзоном. Для меня военные песни - святые песни. Мой дедушка был генерал-лейтенантом. Если бы не наши деды-прадеды, победившие в Великой Отечественной, сейчас на нашей земле не было бы ничего. Папа у меня - военный дирижер, с его коллективом еще мальчишкой я ездил в Испанию, Португалию.
- Из новых исполнителей кого предпочитаете?
- Не знаю и знать не хочу. Поют одно и то же, только немного меняют обработку. Почему при Союзе был строгий отбор тех, кто попадал на сцену? Я не за худсоветы, но то, что сейчас творится, просто ужасает: кто больше заплатил, тот имеет право петь.
- Моряки, врачи, летчики суеверны, а у музыкантов много профессиональных заморочек?
- Родительское "ни пуха ни пера", булавка, приколотая к подкладке моего концертного костюма (чтобы не сглазили) - ничего особенного. Еще обязательно крещусь перед выходом на сцену.
"Я УЧАСТВОВАЛ В КОНКУРСЕ ГОРОВИЦА С ТЕМПЕРАТУРОЙ 38 - СОЗНАНИЕ ОТКЛЮЧИЛОСЬ, А ПАЛЬЦЫ ДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО"
- Модели и участницы конкурсов красоты разрезают друг другу платья, подбрасывают в обувь осколки стекла. А на конкурсах исполнителей классической музыки никто не подпиливает сопернику ножки стула, стоящего у инструмента, не заливает клавиши суперклеем?
- Надеюсь, до такого не дойдет никогда. Мы, музыканты, с детства воспитаны без черной зависти - всегда желаем сопернику удачи. Впрочем, был со мной однажды на состязаниях экстремальный случай, но не подстроенный, конечно.
На Международном конкурсе юных пианистов Владимира Крайнева, который проходил в Харькове, я вышел играть, а пальцы улетают. Вижу - кровь на клавиатуре. Это ученик нашей музыкальной академии, который выступал до меня, разбил пальцы и специально мне ничего не сказал, чтобы не расстроить.
- Увидев кровь, вы почувствовали страх или брезгливость?
- Нет, конечно, мне нужно было собраться и исполнить достойно свою программу, не обращая внимания ни на что. Доиграл до конца, потом взял носовой платок и протер клавиатуру.
- Представляю, с каким темпераментом нужно было играть вашему предшественнику, чтобы стесать кожу на пальцах...
- Исполняя глиссандо, скользишь фалангами пальцев по клавишам: если есть хоть малейшая заусеница, зацепишь ее - и все.
Ситуации бывают разные. Например, в Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица я участвовал совершенно больным, с температурой 38. Выхода не было - надо выступать. Конечно, сыграл не очень прилично - на автопилоте: сознание отключилось, а пальцы делали свое дело. Даже не помню, где очнулся.
Еще случай, который заставил понервничать: только я прикоснулся к клавишам, выступая во втором туре конкурса в Симферополе, как у рояля лопнула струна. Меня впервые в жизни охватил ужас. Расстроился просто жутко, даже понимая, что это не моя вина (ну не подтянули струну вовремя), но, чувствуя ответственность, сыграл очень хорошо.
- В финал пропустили?
- Даже дали первую премию...

Актер Зиновий Высоковский часто говорил, что его "детство было омрачено войной, а старость - перестройкой"
Первый демократически избранный мэр Москвы Гавриил ПОПОВ: "В России только орел может быть двуглавым, а власть должна быть в одних руках"
Главный тренер сборной Украины по футболу Мирон МАРКЕВИЧ: "Бандиты ворвались в мой дом и пять часов истязали, требуя миллион долларов. Стреляли холостыми патронами в голову, молотком лупили по телу... Уходя, сказали: "Ну ладно, живи. Думали, ты обкакаешься..."
Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу
Отсидев 10 лет в сталинских лагерях за измену Родине, вдова писателя Александра Грина Нина Николаевна сказала о себе: "Бела, как лунь, лыса, как столетний кутила"
Игорь КРУТОЙ: "Мы с Дмитрием оба "акулы": он - пера, а я - шоу-бизнеса, вот только не знаю, когда и кому зубы показывали. Может, это пародонтоз?"
Лауреат международных конкурсов музыкант Павел КАЧНОВ: "Уезжать просто вынуждают. Где в Киеве работать? Укрконцерта нет, в Оперный театр не устроиться, потому что места там передаются из поколения в поколение, а в филармонии право на сольник получаешь лишь дважды в год"
Всегда готова!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги