В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Полюбите пианиста!

Лауреат международных конкурсов музыкант Павел КАЧНОВ: "Уезжать просто вынуждают. Где в Киеве работать? Укрконцерта нет, в Оперный театр не устроиться, потому что места там передаются из поколения в поколение, а в филармонии право на сольник получаешь лишь дважды в год"

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 26 Августа, 2010 00:00
Молодой киевский пианист, обучающийся в Венском университете, рассказывает, почему музыканты сейчас покидают Украину
Татьяна ЧЕБРОВА
С 24-летним пианистом Павлом Качновым, победителем множества международных конкурсов, очень талантливым музыкантом, мы разговаривали в зале его родной Музыкальной школы имени Лысенко. Павел ненадолго прилетал в Киев из Вены, где учится, чтобы поучаствовать в нескольких концертах, один из которых - памяти профессора Бориса Архимовича, его учителя. "Сейчас готовлюсь к Concours international d’execution musicale de Geneve - важному состязанию исполнителей классической музыки, которое состоится в ноябре в Женеве, - сказал Павел. - В свое время его выигрывали очень известные пианисты, например, аргентинка Марта Аргерих. Это огромный толчок в карьере - с победителями подписывают двухлетний контракт. Конечно, важны не столько деньги, сколько менеджмент, - у тебя появляется возможность выступать на больших сценах". Только время покажет, останется ли имя моего сегодняшнего собеседника в одном ряду с великими пианистами: Сергеем Рахманиновым, Святославом Рихтером, Владимиром Горовицем, но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Впрочем, берите выше - маршалом. Это в любви нет маршалов, как пел Булат Окуджава, и все мы ее рядовые, а Ее Величество Музыка сама выбирает своих фаворитов, и любовь эта всегда взаимна.
"В ЧЕТЫРЕ ГОДА В ВЕНГРИИ Я УЖЕ ИСПОЛНЯЛ СОЛЬНУЮ ПЕСНЮ С ВОЕННЫМ ХОРОМ И ОРКЕСТРОМ"

- Павел, вас в детстве не привязывали к стулу перед инструментом, как маленького Моцарта?

- Нет, сам подходил к фортепиано, подбирал песни. Мои родители - музыканты: отец - заслуженный артист Украины, дирижер-хормейстер Валерий Качнов, окончил Московскую консерваторию, мама - пианистка Светлана Качнова, многие годы вплоть до моего появления на свет работала в Киевской средней специальной музыкальной школе имени Николая Лысенко, потом посвятила себя детям (у меня две старшие сестры). Меня всегда окружала музыка. В четыре года в Венгрии я уже исполнял сольную песню с военным хором и оркестром, а в шесть лет меня отдали в нулевочку "маминой" музшколы (моим любимым педагогом и наставником была Ирина Михайловна Баринова).

Будучи маленьким, сердился, когда мама садилась со мной заниматься, но, учась в старших классах и в Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского, сам просил ее послушать, потому что доверяю ей как музыканту.

- Когда в детстве вы долбили по клавишам, играя гаммы, соседи скандалили?

- Сосед сверху - большой любитель выпить. Как он старался, чтобы я заглох: и прыгал так, что у нас люстра тряслась, и по батарее колошматил.

- Материл?

- Само собой. Как-то в Новый год мы с папой пели песни, вдруг в полвторого ночи раздался звонок в дверь. Открываем, а он стоит на пороге: "Спойте мою любимую...". С тех пор мы с ним прекрасно ладим.

Другие тоже приходили ругаться, но я говорил: в своей квартире с восьми утра до 23 часов что хочу, то и делаю. Мы живем на 13 этаже, так знакомые ребята уверяли, что меня было слышно с пятого по 16-й. А какой выход? Не всегда получалось ехать в школу, чтобы позаниматься.

Сейчас я не живу дома, а в Вене у меня инструмента в съемной квартире нет. Там можно заниматься в университете - с восьми утра и до самого вечера.

Кстати, половина нашей музыкальной десятилетки - в Швейцарии, Америке, Германии, Великобритании. Самые лучшие...

- Вас вот тоже занесло в Австрию...

- С октября учусь у профессора Олега Майзенберга в Венском университете музыки и исполнительского искусства (Universitat fur Musik und darstellende Kunst Wien) - он расположен в самом сердце Вены, прямо возле "Концерт Хауза". Хотя учреждение это государственное, учеба все равно платная.

- Положа руку на сердце, мы оба понимаем: после Венского музыкального университета и побед на престижных конкурсах Родина вас недосчитается...

- Это неправильно - у нас замечательная страна с огромными ресурсами и колоссальным человеческим потенциалом.

"КОНКУРЕНЦИЯ ВСЕ ЖЕСТЧЕ, В ОДИНОЧКУ НЕ ВЫБЬЕШЬСЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН МЕЦЕНАТ"

- В интервью Дмитрию Гордону известный ученый и телеведущий Сергей Капица привел слова Мстислава Ростроповича: мол, если бы все наши уехавшие музыканты вернулись, большинство зарубежных оркестров просто перестали бы существовать...

- Честно говорю, я жил бы в Киеве. Если бы знал, что завтра лечу играть в один город, через неделю - в другой (главное, чтобы самолеты не падали)...

Уезжать просто вынуждают. Где музыканту в Киеве работать? С этим зданием, где я учился, у меня связано 17 лет, ведь после окончания музыкальной академии меня взяли сюда преподавать - сначала на 200 гривен зарплаты...

В Оперный театр не устроиться - места передаются из поколения в поколение, да и пропадать там придется с утра до ночи. В филармонии ставки чуть больше, чем в музыкальной десятилетке, но нужно отыграть 10-15 концертов в месяц по детским садикам и музшколам (транспорт и все концертные расходы - за свой счет). На сольник получаешь право только дважды в год.

Дмитрий Гордон меня спрашивал, почему не могу сыграть концерт в филармонии. Могу, конечно, но аренда зала стоит от восьми до 16 тысяч гривен. Плюс гонорар музыкантам, если решу выступить с оркестром.

- На Западе все по-другому?

- "Мюзик Ферайн" в Вене просто кипит - в его четырех залах дают по четыре концерта в день. Приезжают Даниэль Баренбойм, Марта Аргерих, Юлиан Рахлин и другие звезды такого же уровня. Минимальный гонорар - от 40 до 50 тысяч евро за концерт.

- И никто из музыкантов не платит за аренду зала...

- О чем вы говорите! Все расходы берет на себя приглашающая сторона: перелеты, отели...

Чтобы нечто подобное оказалось возможным в Украине, уж и не знаю, сколько министров культуры должно поменяться. Четыре года мы пытаемся добиться для музшколы имени Лысенко статуса национальной. Таких специализированных заведений всего пять на всю страну: в Одессе, Львове, Харькове, Донецке и Киеве, но столичная воспитала множество лауреатов международных конкурсов (все поразъезжались).

- Увы, многие из тех, кого называют "люди, принимающие решения", искренне считают, что Бетховен - это фильм о собаке...

- Да, о сенбернаре! Закон о меценатстве не принят - просто катастрофа. Укрконцерта нет, филармония давно никуда не ездит.

- Гастролировать по Украине нереально?

- Реально, если ты сам кого-то слезно попросишь оплатить расходы. Для музыканта это - огромное унижение, но без сцены он погибает.

Конкуренция все жестче, на пятки наступают более молодые и пробивные. В одиночку не выбьешься, даже если есть деньги. Обязательно нужен меценат, а лучше - серьезная фирма. Зарубежные менеджеры специально приезжают на музыкальные конкурсы и слушают всех участников. Подписывают контракт (пусть на полгода-год), даже если человек не получил первую премию, но сыграл ярко и это понравилось залу.

"В ШВЕЙЦАРИИ Я ИГРАЛ В КОНЮШНЕ"

- Насколько я знаю, вам помогает известный политик, премьер-министр Украины в 1990-1992 годах Витольд Фокин...

- Хочу поблагодарить Витольда Павловича, истинного знатока классической музыки, человека широкой души, настоящего друга людей искусства, за все доброе, что он сделал и делает для меня. Побольше бы таких меценатов - из страны не нужно было бы уезжать.

Мы познакомились три года назад, когда я с салон-ансамблем "Коллекция Разумовских" выступал у него на дне рождения. После концерта Витольд Павлович попросил меня поиграть еще, а узнав из нашего разговора о моем желании продолжить учебу в Вене у профессора Олега Майзенберга, приложил максимум усилий, чтобы мне дали возможность приехать туда на прослушивание.

В Венском университете я сдавал два экзамена - теорию музыки и специальность. Сначала в списке было более 120 человек, едва ли не большинство из них - японцы, корейцы, китайцы. Первый экзамен для моего консерваторского уровня был достаточно прост. (В специализированных учебных заведениях на Западе, в Азии и Америке нет такой теоретической базы, как в Киеве, Москве, Минске, поэтому испытания по теории максимально упрощают - делают ставку на исполнительское мастерство). Сразу отсеялось около половины претендентов.

Во время экзамена по специальности абитуриент должен был показать программу, рассчитанную на 1 час 20 минут: обязательно Бах, классическая соната, два этюда, романтическое произведение. Комиссия слушала каждого минут по 15, в результате взяли только 12 - я стал вторым по количеству набранных баллов.

Кстати, оценивали так: 13 профессоров выставили баллы, их передали двум специалистам, которые в ноутбуках подсчитали общую сумму, только когда члены комиссии вышли из помещения. Ни с кем нельзя было договориться заранее, ни о каких взятках нельзя было и заикнуться. Между прочим, в позапрошлом году не прошел ни один человек.

- В каждой стране музыку слушают по-разному. Японцы каменно молчат, немцы подпевают исполнителю, а как себя ведут австрийцы?

- Они сдержаннее немцев, но если им нравится, в конце реагируют очень бурно.

- Гленн Гульд подпевал себе, когда играл. Поэтому многие не могли его слушать?

- Я тоже обязательно пою про себя, иногда вырываясь вперед на целый такт, - сказывается мой темперамент. По-другому нельзя - иначе, играя крупное произведение, можно просто остановиться и потеряться.

- Известный пианист Евгений Кисин признавался, что самый экстремальный концерт у него был в немецкой конюшне...

- В Швейцарии я тоже играл в конюшне, правда, бывшей, переделанной под концертный зал.

- "Все мы - немножко лошади"...

- Кони, кстати, ржали рядом - в соседнем помещении.

- Навозом и сеном не пахло?

- Нет (смеется). Такой роскошный зал. Удивительно - в небольших городках люди знают и любят музыку, слушают классику.

- Недавно в Киеве знаменитый скрипач Гидон Кремер играл произведения Гии Канчели. В зале, кроме посла Грузии Григола Катамадзе, режиссера Романа Балаяна и двух гениальных композиторов - нашего земляка Валентина Сильвестрова и самого Канчели, который давно живет в Бельгии, больше не было узнаваемых лиц! Знаменитости от политики и шоу-бизнеса в оперу еще ходят, ведь там можно выгулять наряды и бриллианты. Но предпочитают слушать зарубежных исполнителей...

- А те в Украину не едут - страна не может оплатить концерты приличного музыканта. Почему поп-звездам платят щедро, а виртуозам, исполняющим классику, нет? На первых же денег не жалеют...

"ПОСЛЕ КОНЦЕРТА НАХОЖУСЬ В ЭЙФОРИИ. БЛИЖЕ К НОЧИ НАСТУПАЕТ ОПУСТОШЕНИЕ"

- Разве не спрос определяет предложение? Продюсер, вкладывающий деньги в раскрутку артиста, должен быть уверен, что отобьет свои траты. К тому же интерес к попсе разогревают скандалы. У всех на слуху имена прекрасных певиц, подпитывающих свою закатную карьеру историями о браках и романах с мальчиками, которые не только годятся им в сыновья, но и предпочитают делить постель с мужчинами...

- Классический музыкант закрыт, ему не до демаршей и не до дебошей - музыка требует всего человека. Она его съедает, но не уничтожает, а, как пчела, делает из него мед.

- Опять вспомню Кисина, которого спросили: правда ли, что он проводит за роялем по 17 часов? Евгений возмущенно ответил: "Что за ерунда - если тратишь на это больше четырех часов в день, тебе вообще нужно забыть о музыке!". Сколько часов кряду занимается Павел Качнов?

- По-разному. Понятно, что маленький ребенок не может трудиться по восемь, а то и 10 часов, ведь нужно тянуть еще и общеобразовательную программу.

- И все же вы не ответили, сколько чистого времени ежедневно проводите за инструментом?

- До шести часов.

- Фактически полный рабочий день...

- Как минимум, хотя бывает и больше, в зависимости от задач, поставленных перед тобой.

- Кольцо на вашем пальце обручальное?

- Жениться мог бы, только не спешу, ведь для меня сейчас главное - творчество.

- На личную жизнь не остается сил или девушек отпугивает то, что музыкант в доме не помощник?

- Руки, конечно, нужно беречь, но случалось всякое. За неделю до вступительных экзаменов в Киевскую музыкальную академию я упал - дома по глупости поскользнулся на кафеле. Слава Богу, обошлось без перелома, но ушиб был настолько сильный, что пришлось помучиться в гипсе. Ни о какой предэкзаменационной подготовке речь не шла - к инструменту подойти не мог. По предварительному раскладу я должен был играть шестым, но мои испытания перенесли на максимально поздний срок. За два дня до экзамена гипс мне сняли, я разрабатывал руку, сжимая и разжимая специальный шарик. Ну и массажи мама делала.

- Близкие, наверное, не меньше вас переживали?

- Какие дома были истерики - страшно вспоминать. К счастью, члены комиссии меня знали, слышали мои концерты, поэтому мучили не сильно. Но еще целый год я испытывал очень неприятные ощущения, а левая рука была заметно короче правой. Как я обрадовался, когда, проснувшись после дня рождения (он у меня 22 июля), увидел: руки одинаковые.

- Ученые из английского города Бата уверяют: если у мужчины безымянный палец длиннее указательного, ему нужно заниматься математикой, а не искусствами - вероятность успеха повышается в шесть раз. Покажите, пожалуйста, ваши кисти. Какие крупные...

- Это наследственное - у меня и дедушка, и мама достаточно высокие.

- Именно так и выглядят настоящие "музыкальные пальцы"?

- Это вовсе не обязательно. Рихтер был весь огромный, как скала, но Гленн Гульд, например, с очень маленькой рукой. Как здорово, что благодаря интернету сейчас доступны записи любых музыкантов. Хотя я слушал их и раньше - родители собрали великолепную коллекцию пластинок, и у нас сохранилась раритетная вещь по нынешним временам - проигрыватель.

- Кого ставите чаще?

- Рихтера.

- Первый, о ком я подумала, увидев на портале YouTube, как вы исполняете Рахманинова.

- Рахманинов - мой любимый композитор, а Святослав Рихтер был стихийным музыкантом, что мне очень близко.

- Сумасшедшая отдача, с которой вы исполняете Рахманинова, не проходит для организма бесследно - потом долго отходите, лежа пластом?

- После концерта нахожусь в какой-то эйфории. Выхожу за кулисы, понимая, что сделал все правильно, и хочется вернуться к инструменту. Отыграв на бис и откланявшись, часто выхожу опять - меня буквально уводят со сцены. Переодеваюсь из концертной одежды в обычную, чувствую, что хочу играть еще и еще, - только ведь разыгрался. Опустошение наступает ближе к ночи или к утру - просыпаешься и понимаешь: проделана огромная работа и сегодня заниматься не будешь.

"ВСТАЮ В ШЕСТЬ УТРА, В ВОСЕМЬ УЖЕ ЗАНИМАЮСЬ"

- Исполнитель - это ведь не интерпретатор, а проводник энергий, но как поддерживать энергию на должном уровне?

- У нас нет допингов, как у спортсменов. Нужно хорошо кушать, высыпаться.

- А спорт?

- Увы... Хотя понимаю, что он необходим. У меня есть хобби - как и многие музыканты, увлекаюсь футболом: при малейшей возможности стараюсь поиграть с друзьями или посмотреть матч. Режим у меня жесткий, встаю в шесть утра, в восемь уже занимаюсь, ведь потом в классах много людей. После полудня - время поесть, передохнуть. Вечером опять к инструменту - занятия, репетиции, концерты.

- Работа сидячая. Вредная...

- И сидячая, и физическая одновременно. Провести за роялем шесть часов подряд просто нереально - нужно делать перерывы: пройтись, попить чайку, поговорить по телефону, почитать книжку... Играть с головой, вдумываясь в музыку, можно часа два максимум...

- Бытует мнение, что артист зависит от успеха, от одобрения публики, как от наркотика. Реально ли сыграть на записи так же хорошо, как в зале, где скандируют: "Браво!"?

- Можно, хотя запись сложнее - там ты один на один с музыкой. Между прочим, сейчас на отборочные туры многих международных конкурсов организаторы просят присылать видео- или аудиозаписи. Это всегда немножко стремно.

На концерте ты вышел, отыграл - больше ничего изменить нельзя, а в студии звукозаписи всегда хочется сделать еще лучше. Предпочтительнее остановиться после первого раза. Вторая попытка - максимум. Для третьего захода все равно не останется куража.

Я очень много ездил с концертами. Для меня крайне важна атмосфера, которая царит в зале во время концерта. Если зритель с благоговением внимает моей игре и сопереживает вместе со мной, значит, концерт прошел удачно. Два-три хлопка заставляют мучительно думать: то ли ты что-то неправильно сделал, то ли люди не понимают этой музыки (хотя мне, к счастью, с этим сталкиваться не приходилось).

- Кстати, куда вы деваете цветы, которыми вас одаривают на каждом концерте?

- Раздаю оркестрантам, а когда я дома - привожу родителям...

Выходя на сцену, уже живу музыкой и помню, что психологи предупреждают: первое впечатление - главное. Решают минуты, а то и секунды - как ты взял первую ноту, во что одет.

- Советы по имиджу дает мама или любимая девушка?

- Какие изыски на сцене? Только концертный костюм, рубашка, бабочка - я так одеваюсь с шести лет. Важно, как ты поклонишься, улыбнешься. Как-то после концерта в Швейцарии, куда я возил пятерых учеников нашей музыкальной школы, организаторы даже сделали нам замечание: мол, скажите своим музыкантам, что на сцене нужно улыбаться. Я ребятам постоянно говорил: "Кланяйтесь и улыбайтесь - публика хочет подзарядить от исполнителя свои батарейки".

- Что вы слушаете дома или так устаете от музыки, что просите, как поэт Вера Павлова: "Соблюдайте мою тишину!"?

- Старые записи Пугачевой, Серова. Честно говоря, я "старый" молодой человек: люблю ансамбль Александрова, восхищаюсь Кобзоном. Для меня военные песни - святые песни. Мой дедушка был генерал-лейтенантом. Если бы не наши деды-прадеды, победившие в Великой Отечественной, сейчас на нашей земле не было бы ничего. Папа у меня - военный дирижер, с его коллективом еще мальчишкой я ездил в Испанию, Португалию.

- Из новых исполнителей кого предпочитаете?

- Не знаю и знать не хочу. Поют одно и то же, только немного меняют обработку. Почему при Союзе был строгий отбор тех, кто попадал на сцену? Я не за худсоветы, но то, что сейчас творится, просто ужасает: кто больше заплатил, тот имеет право петь.

- Моряки, врачи, летчики суеверны, а у музыкантов много профессиональных заморочек?

- Родительское "ни пуха ни пера", булавка, приколотая к подкладке моего концертного костюма (чтобы не сглазили) - ничего особенного. Еще обязательно крещусь перед выходом на сцену.

"Я УЧАСТВОВАЛ В КОНКУРСЕ ГОРОВИЦА С ТЕМПЕРАТУРОЙ 38 - СОЗНАНИЕ ОТКЛЮЧИЛОСЬ, А ПАЛЬЦЫ ДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО"

- Модели и участницы конкурсов красоты разрезают друг другу платья, подбрасывают в обувь осколки стекла. А на конкурсах исполнителей классической музыки никто не подпиливает сопернику ножки стула, стоящего у инструмента, не заливает клавиши суперклеем?

- Надеюсь, до такого не дойдет никогда. Мы, музыканты, с детства воспитаны без черной зависти - всегда желаем сопернику удачи. Впрочем, был со мной однажды на состязаниях экстремальный случай, но не подстроенный, конечно.

На Международном конкурсе юных пианистов Владимира Крайнева, который проходил в Харькове, я вышел играть, а пальцы улетают. Вижу - кровь на клавиатуре. Это ученик нашей музыкальной академии, который выступал до меня, разбил пальцы и специально мне ничего не сказал, чтобы не расстроить.

- Увидев кровь, вы почувствовали страх или брезгливость?

- Нет, конечно, мне нужно было собраться и исполнить достойно свою программу, не обращая внимания ни на что. Доиграл до конца, потом взял носовой платок и протер клавиатуру.

- Представляю, с каким темпераментом нужно было играть вашему предшественнику, чтобы стесать кожу на пальцах...

- Исполняя глиссандо, скользишь фалангами пальцев по клавишам: если есть хоть малейшая заусеница, зацепишь ее - и все.

Ситуации бывают разные. Например, в Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица я участвовал совершенно больным, с температурой 38. Выхода не было - надо выступать. Конечно, сыграл не очень прилично - на автопилоте: сознание отключилось, а пальцы делали свое дело. Даже не помню, где очнулся.

Еще случай, который заставил понервничать: только я прикоснулся к клавишам, выступая во втором туре конкурса в Симферополе, как у рояля лопнула струна. Меня впервые в жизни охватил ужас. Расстроился просто жутко, даже понимая, что это не моя вина (ну не подтянули струну вовремя), но, чувствуя ответственность, сыграл очень хорошо.

- В финал пропустили?

- Даже дали первую премию...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось