Народная артистка России Ирина МАЗУРКЕВИЧ: «Многое из того, что было связано с Высоцким, я выбрасывала, рвала его письма и телеграммы, чтобы не причинять мужу боль»
![]() |
| Ирина с супругом Анатолием Равиковичем, 80-е |
Повезло Мазуркевич и в личной жизни. Ирина вышла замуж за тогда еще никому не известного актера Театра имени Ленсовета Анатолия Равиковича - это уже потом его прославил фильм Михаила Козакова «Покровские ворота». Анатолий Юрьевич был старше жены на 21 год. Переступив через общественное мнение (на момент встречи с Ириной Равикович состоял в браке) и откровенное противодействие главного режиссера театра, который хотел показать молодой артистке, что путь на сцену лежит через диван в его кабинете, Мазуркевич с Равиковичем остались вместе и были по-настоящему счастливы в течение трех десятков лет.
В апреле прошлого года мужа не стало, и боль потери до сих пор Ирину Степановну не отпустила.
«ЯЩИК, КУДА СКЛАДЫВАЛИ КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, БЫЛ ЗАБИТ ПИСЬМАМИ И ТЕЛЕГРАММАМИ, АДРЕСОВАННЫМИ МНЕ»
- Ирина Степановна, часто дети-актеры, сыграв яркую роль в кино, исчезают с экранов навсегда. Как вам удалось стать счастливым исключением из этого правила?
![]() |
| С Алисой Фрейндлих и Татьяной Никулиной во время репетиций «Вишневого сада» в Театре Ленсовета, 1978 год |
- Все дело в том, что я попала в кино не случайно, а целенаправленно. Раньше ведь как бывало: идет по улице хорошенькая девочка, ее увидели и пригласили на съемки. Или активная мама, которая очень хотела, чтобы ребенок снимался в кино, за ручку приводила его на киностудию. А я в 14 лет поступила в Горьковское театральное училище, где была замечательная школа и великолепные педагоги. После первого курса начала сниматься. Мало того что это очень благотворный возраст, когда человек открыт и из него можно лепить все, что хочешь, так я еще и попала в очень хорошие руки. Виктор Абросимович Титов, уникальный режиссер и ученик Михаила Ромма, стал моим крестным отцом не только в искусстве, но в и жизни.
У Титова и его жены было двое маленьких детей, а я фактически стала третьим ребенком. Ведь, когда начали снимать фильм «Чудо с косичками», мне было 15 лет. Приезжая в Москву на съемки, жила у них - они меня кормили, поили и много говорили со мной об искусстве и литературе так, как будто в том возрасте (да еще и в советские времена!) я могла знать Пастернака, Ахматову, Мандельштама...
- Это правда, что в то время студентам театральных училищ запрещали сниматься в кино?
- Педагоги просто боялись, что у студентов от свалившихся на них славы и популярности поедет крыша.
![]() |
| С детства в течение восьми лет Ирина занималась художественной гимнастикой, и ее первой работой в кино стала спортивная драма Виктора Титова «Чудо с косичками» (1974 год), где Мазуркевич сыграла Таню Малышеву, прототипом которой была знаменитая советская гимнастка Ольга Корбут |
Кстати, они были абсолютно правы, потому что сейчас такое происходит сплошь и рядом: сыграет молодой человек в каком-нибудь сериале и думает, что ухватил Бога за бороду. Но я точно знала, что для меня главное - профессия, что я должна чему-то научиться, поэтому от многих фильмов отказывалась. Ящик, висевший в холле нашего училища, куда складывали корреспонденцию для студентов, был забит письмами и телеграммами, адресованными мне.
- В фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» вы снимались с Высоцким. Как вам работалось с Владимиром Семеновичем?
- Понимание того, какое это было счастье, пришло только спустя много лет. Песни Высоцкого расходились по стране на магнитофонных пленках, а у нас дома, в Мозыре, не то что магнитофон, но и телевизор появился только незадолго до моего отъезда. Позже от подруги по Горьковскому училищу я узнала, что он играет в Театре на Таганке, снимается в кино, пишет замечательные стихи, жена у него - французская актриса, сыгравшая главную роль в фильме «Колдунья». Но всего масштаба этой личности я в силу юного возраста постичь не могла.
- Каким человеком он вам показался?
- Прежде всего, очень одиноким. Прожив много лет в браке, а в этом году исполнилось бы 33 года, как мы с Равиком расписались,
![]() |
| В роли Насти Бубенцовой со Стасом Садальским в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1981 год |
я знаю: не могут люди, любящие друг друга, жить отдельно, на большом расстоянии, как это получилось у них с Мариной Влади. Тем более что Владимиру Семеновичу как человеку творческому все время надо было с кем-то общаться. Случалось, написав новую песню, он затаскивал меня к себе домой, пел и жадно спрашивал: «Как тебе?». Но что я могла ему сказать, если мне было всего 17 лет? Все-таки творчество Высоцкого адресовано людям постарше. А тогда я старалась внимательно слушать, потому что понимала: человеку надо высказаться, а рядом с ним никого нет.
Высоцкий очень переживал из-за того, что его не признавали наверху - не давали званий и наград, которых он заслуживал куда больше, чем многие артисты, обласканные властью. Ему хотелось не подпольного, а открытого признания.
Конечно, у него был театр, где он сыграл замечательные роли. Но количество зрителей, которое мог пропустить через себя Театр на Таганке, было непропорционально и неадекватно его творческим способностям. Чем больше талант, тем сильнее он нуждается в оценке и признании.
«ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО ОТ ВЫСОЦКОГО ПРИШЛО ЗА ПАРУ МЕСЯЦЕВ ДО ЕГО СМЕРТИ»
![]() |
| С Владимиром Высоцким в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». «Понимание того, какое это счастье — работать с Высоцким, пришло только спустя много лет» |
- Владимир Семенович, насколько мне известно, тоже внес свой вклад в ваше образование...
- Он водил меня на спектакли и художественные выставки. А еще в то время Высоцкий делал ремонт в своей квартире на Малой Грузинской и, уезжая на очередные гастроли, пускал меня на постой.
Там я читала книги, которые он привозил из Франции. Володя даже не успевал их распаковывать, они так и лежали в картонных коробках, и мне разрешалось в них рыться. Несколько томиков Ахматовой, Цветаевой, Бродского - их произведения в то время можно было найти только в Ленинской библиотеке - Володя отдал мне. Он вообще был человеком щедрым и любил делать подарки.
- Вы храните вещи, которые напоминают о чем-то приятном?
- К сожалению, я выбрасывала много из того, что было связано с Высоцким, рвала его письма и телеграммы, чтобы не причинять боль своему мужу. Володя очень хотел, чтобы Анатолий Эфрос поставил на нас с ним спектакль и мы бы всюду ездили вместе на гастроли, о чем все время и писал.
Последнее такое письмо пришло за пару месяцев до его смерти... А вообще, когда переезжаешь с места на место
![]() |
| С Иваном Рыжовым и Михаилом Кокшеновым, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 год |
(только в Ленинграде я это делала семь раз), что-то неизбежно теряешь, а что-то и выбрасываешь. Но есть и вещи, которые сохранились. Недавно я нашла записную книжку, в которой записаны номера телефонов людей еще из того - давнего - времени: Рязанова, Высоцкого... Хранится у меня и рукописный клавир романса Андрея Петрова из фильма «О бедном гусаре замолвите слово».
О каких памятных вещах можно говорить, если у нас с мужем нет ни одной свадебной фотографии?.. Нам и в голову не пришло, что надо фотографироваться, достаточно было того, что мы вместе. Спасибо нашим друзьям, которые, когда мы с театром поехали на гастроли в Иркутск и Красноярск, устраивали нам экскурсии по городу, возили в тайгу и фотографировали всю нашу семью - Равика, меня и нашу полугодовалую дочку. Если бы не они, у нас не было бы и этих фотографий.
- Со всеми своими партнерами вы общались так же много, как с Высоцким?
- К сожалению, нет. Например, Евгений Павлович Леонов оказался очень закрытым человеком: он выходил на съемочную площадку, отыгрывал очередной эпизод и тут же прятался в гримерке - настраивался на новый выход. Так что пообщаться с ним мне почти не довелось.
![]() |
| В роли боярской дочери Наташи Ртищевой, в которую влюбился Ибрагим Ганнибал (Владимир Высоцкий), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» |
На съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки» общения с партнерами тоже почти не было. Москвичи Миронов, Ширвиндт, Державин, Голубкина приехали своей компанией, они жили и общались отдельно от нас. Хорошо, хоть работали мы на природе - на реке Неман. Я с детства любила грести, поэтому, когда решали, как снимать, попросила: «Чур я на веслах!».
- Самая хрупкая из присутствующих там дам?!
- В том-то и дело! По логике грести должна была самая крупная и сильная девушка, то есть Алина Покровская, но когда я сама вызвалась, никто не возражал. В результате очень сильно натерла руки. Когда я в кадре выгрызаю мозоль на руке, она не бутафорская, а самая что ни на есть настоящая.
- Фигура у вас с годами совершенно не меняется. Вы предпринимаете для этого какие-то героические усилия?
- Стараюсь ограничивать себя в еде, но это уже вошло в привычку и не кажется мне таким уж трудным делом. На днях захожу в закулисный буфет, а там продают пирожки. «Неужели их кто-то ест?» - искренне удивилась я. Вообще-то, я ни в чем себе не отказываю - ем и после шести, и после спектакля, и на ночь, но знаю,
![]() |
| С дочерью Лизой, начало 80-х. «Равик очень боялся прибавления семейства — на него давил тяжелый опыт прежней семейной жизни» |
что некоторыми продуктами или блюдами - например, теми же пирожками - злоупотреблять не стоит.
Никаких диет я не придерживаюсь, по молодости все их перепробовала (и на знаменитой «кремлевской» сидела, и в сауну ходила, и разгрузочные дни себе устраивала) и поняла, что это не для меня.
Стараюсь держать себя в форме - занимаюсь спортом, хожу в бассейн и каждое утро встаю на весы: прибавленный за год килограмм становится для меня тревожным сигналом. Поэтому в театре по 15 лет играю спектакли в одних и тех же платьях, которые костюмеры не перешивают и даже вставок не делают. После родов все поправляются, а я похудела: до них весила 54 килограмма, а после - 48. Моя фигура досталась мне по наследству, это та природа, которую жаль было бы испортить нарушенным обменом веществ. Правда, мама у меня крупная, я, скорее, в бабушку - она была худощавой, поджарой.
- Вы растили дочь без отрыва от театрального производства. Наверное, тяжело было работать с маленьким ребенком на руках?
- Да, я успевала играть в театре и сниматься в кино. Причем у нас тогда не было ни своей машины, ни нянек - я все делала сама. Мне казалось, что это абсолютно нормально, а вот мой муж, глядя на меня со стороны, поражался: «Боже мой, как можно управляться с ребенком одной,
![]() |
| Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич с дочерью Елизаветой. «Сегодня я рада и счастлива, что все у нее сложилось так, как я бы того хотела» |
без бабушек, да еще и живя в коммуналке?!».
Равик очень боялся прибавления семейства - на него давил тяжелый опыт прежней семейной жизни. Но ту свою жизнь, появись у меня такая возможность, я бы не променяла ни на какую другую.
- Статус актрисы обязывает к безупречному внешнему виду. Как вы выходили из положения?
- В детстве отсутствие хорошей одежды не казалось мне большой проблемой, хотя в нашей школе училось много детей из расположенного неподалеку военного городка. Родители этих ребят (в то время - привилегированная каста) служили за границей - в Германии, Польше, Чехословакии, да и в военных городках снабжение было гораздо лучше, чем в простых магазинах.
Неудивительно, что одевались они хорошо, чем непроизвольно развивали в нас комплекс неполноценности. У многих девочек моего поколения сейчас больные ноги, потому что обувь мы тоже часто носили на размер меньше или на размер больше. Мы-то ходили не в том, что было впору, а в том, что удавалось купить.
Когда в восьмом классе в школе начали устраивать дискотеки, туда все наряжались в самое лучшее. У меня же ничего не было, поэтому мы с подружками надевали на эти вечера школьную форму с белым передником. Популярность у нас была сумасшедшая, мальчики приглашали нас танцевать гораздо чаще, чем девочек в красивых платьях.
![]() |
| Андрей Миронов, Михаил Державин, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Ирина Мазуркевич и Александр Ширвиндт в музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 год |
Кстати, одна из нас - дочь военного, которая в нарядах недостатка не знала, из солидарности одевалась так же, как и мы.
Впоследствии, став актрисой, шила, вязала и вышивала сама, причем не только для себя, но и для своей семьи. Сейчас смотрю на фотографии своей дочери и сама удивляюсь: все, что на ней надето, сделано моими руками. Например, мне удалось превратить в прекрасный комбинезон для маленькой Лизы роскошные бархатные брюки, привезенные мне когда-то из Парижа Высоцким. Все это шилось на ножной швейной машинке «Подольск», которую подарили нам на свадьбу мои родители, она у меня до сих пор стоит.
«РАВИК ПОХОРОНЕН НА ВОЛКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ, ГДЕ МЫ КОГДА-ТО ГУЛЯЛИ, СКРЫВАЯСЬ ОТ ВСЕХ»
- Вы любите проводить время дома - хлопотать по хозяйству?
- Раньше, когда было для кого хлопотать, меня из дому нельзя было выманить. Мы с Равиком все время проводили вместе - и на работе, и дома, но и сейчас, когда его нет, мне по-прежнему хорошо в нашей с ним квартире (в голосе моей собеседницы звучат слезы). Здесь я никогда не чувствую себя одинокой, потому что все время разговариваю с мужем: рассказываю, как прошел день, советуюсь, что мне стоит делать, а чего нет. Я точно знаю, что он рядом со мной.
![]() |
| Фото, сделанное за несколько месяцев до кончины Анатолия Равиковича: Анатолий Юрьевич, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Елизавета Боярская, Ирина Мазуркевич, январь 2012 года. «Мы с Равиком все время проводили вместе — и на работе, и дома» |
Равик похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, где мы с ним когда-то часто гуляли, скрываясь от всех. Он еще был женат, а у меня продолжались отношения с молодым человеком, с которым я приехала в Ленинград из Горького. Несмотря на всю мрачность этого места, я была там очень счастлива. Все закончилось там, где когда-то началось...
- Вы уже дважды бабушка. Правда, что внуков любят гораздо больше, чем детей?
- Никогда, подобно другим матерям, я не держала Лизу около себя, наоборот, всегда хотела, чтобы дочь жила отдельно, чтобы у нее сложилась личная жизнь. Она сейчас полностью посвящает себя детям - образ жизни и муж ей это позволяют. И сегодня я рада и счастлива, что все у нее сложилось так, как я бы того хотела.
Внуки же стали для меня настоящим открытием: общаясь с ними, я узнала о детях крошечного возраста то, о чем раньше даже не подозревала. Внучка Ева еще очень маленькая, ей недавно исполнился год, а без внука я не могу прожить и дня: у нас с ним потрясающий контакт. Матвей - мое счастье.












Бывший командир 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, первой из советских войск вошедшей в Прагу в августе 1968 года, генерал-лейтенант Лев ГОРЕЛОВ: «Едем мы с главнокомандующим ВДВ Маргеловым по Праге на машине с открытым верхом, он удивляется: «Думал, по трупам буду ехать, а тут все мирно», и как раз в эту секунду в грудь ему спелый помидор полетел. «Видите, — говорю, — боевые действия идут»
Народная артистка России Ирина МАЗУРКЕВИЧ: «Многое из того, что было связано с Высоцким, я выбрасывала, рвала его письма и телеграммы, чтобы не причинять мужу боль»
Телеведущий и продюсер Михаил ШИРВИНДТ: «Когда мы сорвали флаг с крыши архитектурного института в день празднования 60-летия советской власти и порвали его, нас замели — со стрельбой, погоней — и в итоге выгнали из института»
«Благодарность — это собачья болезнь»
Старший брат Анатолия Чубайса, декан первого в России факультета россиеведения, член правления Союза литераторов России Игорь ЧУБАЙС: «Я гордо поднял над головой бело-сине-красное полотнище и заорал во все горло: «Вон оккупантов из Чехословакии!»
Главный врач санатория «Червона калина», заслуженный врач Украины Николай СИВЫЙ: «Никогда я не был диктатором, не требовал: «Делай, как сказано!» — прошу: «Делай, как я»
Арнольд ШВАРЦЕНЕГГЕР: «Мы жили в постоянном страхе, ожидая, что вот-вот накатится неудержимый вал русских танков, священники в церквях пугали рассказами о том, как русские расстреливают грудных детей прямо на руках их матерей...»
Помогите журналисту!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги