Всемирно известный пианист Владимир КРАЙНЕВ: «Когда меня показали Нейгаузу, мэтр переспросил: «Крайнев? Надеюсь, не Последнев?»
«Я ВСЕГДА ПРОШУ: «НЕ ДОВОДИТЕ МЕНЯ ДО «КРАЙНЕВОСТИ»
— Владимир Всеволодович, а вы больше не нюхаете чулок, в котором отжимались ягоды для клюквенной водки?
— Да-а-а, клюковка всегда была нашей традицией — Таня делала ее потрясающе! Когда субстанцию процеживали, а в чулке оставался жмых, каким кайфом было его нюхать. Балдеешь сразу... А теперь приходят ребята — каждому под 60. И больше никто не пьет. Ужас!
— Как же вы теперь балдеете?
— Жизнь — это профессия, все подчинено ей. Балдею, когда мои ученики не просто успешно играют, а разговаривают с Богом, как я это называю.
— Вы с ними так же строги, как с вами была ваша мама? Говорят, Рахиль Моисеевна привязывала вас в детстве к стулу возле пианино...
![]() «Для меня идеал поведения на сцене — абсолютный контроль над собой, чистота исполнения, жар душевный и свобода рук» |
— Это басни.
— Но ведь ваших учеников, живших у вас, она строила?
— Увы, у нас больше никто не живет — последним был Илюша Рашковский (с 15 лет). Я всегда прошу ребят: «Не доводите меня до «крайневости». Меня трудно разозлить, но уж если случается, ору благим матом.
— А жена часто доводит вас до «крайневости»?
— Самый большой мой провал случился однажды в Москве, когда я должен был играть сразу три фортепьянных концерта в один вечер. Я только что получил премию Ленинского комсомола, был в замечательном настроении и прекрасной форме. И Таня почему-то решила, что я должен помыть голову и пофенить свои «восемь с половиной феллини» на голове, чтобы они стали пышнее. Видимо, фен и сыграл свою роковую роль. Через пять минут я впал в какое-то безумие. Я бесновался в артистической, не мог собраться, совершенно не контролировал себя во время игры.
С тех пор всегда напоминаю своим ученикам идеал поведения на сцене: холод, чистота, жар и независимость. Холод — это абсолютный контроль над собой, чистота исполнения — уважение к тексту и автору, жар душевный и свобода рук...
— Жар душевный... Почему же ваш учитель — знаменитый Генрих Нейгауз — говорил о вас: «Очень холодный мальчик с быстрыми пальцами»?
— Генрих Густавович никогда бы не влюбился в меня, если бы я был холодным! Он часто кричал мне: «Не возбуждайся!», потому что музыка из меня буквально перла. Когда меня, 18-летнего, привели показать Нейгаузу, мэтр шутливо переспросил: «Крайнев? Надеюсь, не Последнев?». Кажется, я ему мало понравился, но на первом же курсе, как ни странно, начался наш безумный роман. Обоюдный.
— Не жалеете, что отказали самой Екатерине Фурцевой, когда она в 1966 году предложила вам участвовать в Международном конкурсе имени Чайковского? Вы ведь из-за этого на несколько лет стали невыездным?
— На полтора года — погорели мои гастроли по Америке, которые организовал знаменитый импресарио Сол Юрок — Соломон Израилевич Гурков... Но ведь когда Фурцева приказала мне «сразиться за родину», я как раз лежал в клинике с язвой желудка. Меня доставили в ее кабинет в больничном халате...
А перед очередным конкурсом раздался звонок, и голос в трубке предупредил: «Сейчас с вами будет говорить Екатерина Алексеевна». Только она начала: «Володенька, значит, так...», я выпалил: «Согласен!». Мне было уже 25 лет, и отказаться повторно — значило бы окончательно загубить карьеру...
— ...Не увидеть звезд вроде Джины Лоллобриджиды...
![]() Молодой Крайнев со своим учителем Генрихом Нейгаузом |
— Причем на Филиппинах! После концерта на приеме в мою честь я вошел в ресторанный зал, а навстречу с кресел поднялись две прекрасные женщины — итальянская кинозвезда и первая леди страны Имельда Маркос.
— Вы и с Ее Величеством королевой Великобритании встречались — в свои 19 лет!
— Один раз. Ады-ы-ын! На рауте в честь открытия Первого Международного конкурса в Лидсе. Елизавета Вторая — обычная леди.
— Как Фурцева?
— Наша местная королева тоже была потом така-а-ая простая — я ее на карачках носил. Вздорная, как любая женщина, тем более обладающая властью, но хорошая была баба.
«НАС С ТАНЕЙ ВМЕСТЕ ЗА ГРАНИЦУ НИ ЗА ЧТО НЕ ВЫПУСКАЛИ: НЕ ДАЙ БОГ ОСТАНЕМСЯ, КАК ВИШНЕВСКАЯ И РОСТРОПОВИЧ»
— На одном из конкурсов имени Чайковского меломанки били Эмиля Гилельса зонтиками, когда он дал первую премию Григорию Соколову...
— Сейчас подобная одержимость канула в Лету — молодежь сидит в интернете, нет человеческого общения.
— А разве вы с Татьяной обходились без интернета, живя не только в разных странах, но и на разных материках?
— Да, Таня шесть лет работала в Америке, пока не вернулась в Москву, а я живу в Германии. Но мы предпочитаем телефон — все-таки человеческий голос. Важны интонации: сердимся ли мы, любимся или нейтральны — мы живем. И еще — надо с огромным уважением относиться к делу, которому служит твой близкий человек.
— Татьяна Анатольевна в одном из интервью рассказывала: «Если мы все вместе — я, моя мама, моя сестра Галя, его мама — приезжаем в Ганновер, Володя обязательно покупает четыре букета, чтобы у каждой стояли цветы в комнате». И все же ваша жена как-то призналась: «Думаю, имеет право сказать мне, что я сломала ему жизнь, только Владимир Крайнев. Остальным я жизнь давала»...
— Это метафора! Хотя действительно Таня — вулканическое создание. Но я ведь знал, на ком женюсь. Да и мы оба были взрослыми: мне 34 года, Тане — 31 год...
— Ходили слухи, что вы увели друг друга из семей...
— Нет, я к тому времени лет семь счастливо холостяковал после развода с виолончелисткой Кариной Георгиян, Татьяна уже была вдовой (я у нее третий муж, а она у меня — вторая жена). Мы соединились через девять дней после знакомства: познакомились 19 октября — в день годовщины Пушкинского лицея, а переехал я к ней 5 ноября. Это был как гром среди ясного неба для всех.
![]() «С Таней мы соединились через девять дней после знакомства. Я же обаяния недюжинного» |
К 1980 году мы с Татьяной были, что называется, фигурами, она — заслуженный тренер СССР, добывший стране энное количество золотых и олимпийских медалей, я — народный артист РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Нас с Таней вместе за границу ни за что не выпускали — боялись: не дай Бог останемся, как Вишневская и Ростропович. Хотя, выехав параллельно, в разное время, мы все равно могли там воссоединиться и остаться. Кроме того, у меня есть еврейская кровь, и мы могли бы беспрепятственно эмигрировать и по этой линии. Другое дело, что мы этого не хотели...
— Вы так стремительно впечатлили Татьяну Анатольевну!
— Так ведь я же обаяния недюжинного! (Cмеется). Если я захотел, никуда не деться. Тут главное — захотеть. Это у Спивакова с Сати был проблемный вариант — Владимир должен был разобраться со своей предыдущей (его экс-супруга пианистка Виктория Постникова потом стала женой Геннадия Рождественского). Володя очень долго ухаживал за Сати...
— Кстати, как вы отблагодарили семью композитора Марка Фрадкина, благодаря которой сошлись с Татьяной Анатольевной?
— Отблагодарил?! Да я хотел избить Женьку Фрадкину, дочь Марка Григорьевича и Раисы Марковны! (Cмеется). Таня — старая подруга Евгении, я тоже прекрасно знал Женю. В общем, композиторское семейство постаралось...
На нашу серебряную свадьбу я по народной традиции должен был Жене шаль купить... Но я в магазины вообще не хожу — все Таня. Она и меня одевает, и своих спортсменов — у нее прекрасный вкус. Слава Зайцев — ее старинный друг...
— Но ведь модельеры предпочитают, чтобы модели имели «нулевой размер» и были похожи на вешалок...
— Шил и для нее (хотя Таня не может быть похожа на вешалку в ближайшие несколько столетий), и для ее спортсменов. Кстати, Таня хочет украсить всю свою комнату эскизами Славы.
— А ее обожаемые черепахи, которых она коллекционирует столько лет, не будут ревновать? Их ведь, кажется, больше тысячи?
— Они уже расползлись по всей московской квартире, оккупировали пол, подоконники, шкафы, столики в гостиной, кабинете и спальне. В ванной они — в виде мыльниц, на кухне — как подставки под горячее... Самую любимую черепашку из венецианского стекла Тане преподнесла Марина Неелова.
— А ваши рояльчики не обижаются?
— Они стоят в кабинете, где нет черепах. Рояльчики я начал собирать неожиданно — в последние годы. Началось с того, что мне начали их привозить, приносить: пять, шесть — так и пошло. Как-то один из моих учеников дает мне хрустальный кубик, открываю, а в нем два рояля. Теперь их уже почти полсотни.
![]() Владимир Крайнев с супругой Татьяной Тарасовой, мамой и тещей |
Когда мы поженились, я переехал в квартиру Татьяны, захватив с собой старинный, XIX века, рояль Stenwey. Он до сих пор стоит в кабинете на постаменте из поролона: с того времени, когда под нами жил генерал-полковник КГБ, не выносивший музыки. Впрочем, наш дом и без музыки напоминал вечно гудящий улей: мои ученики, Татьянины, друзья, знакомые... Рояль стал стареньким, требует капремонта, но я с ним никогда не расстанусь: у него изумительный звук. Когда-то, в 1970-м, я выиграл свой первый конкурс Чайковского во многом благодаря ему. В третьем туре нужно было играть с оркестром, и я попросил заменить новый Stenwey на старый — с более мощным звуком...
Вообще же старинных вещей у нас немного: разве что гобелен XVII века — подарок друзей, и коллекция фарфора, которую собирала мама Татьяны. А в Ганновере у меня есть настоящий раритет — часы, которые в 1803 году стояли в доме Пушкиных...
— Ваша семья наполовину спортивная, а сами вы имели когда-нибудь отношение к спорту?
— Был диким хоккейным фанатом: знал все и всех, но никогда не думал, что породнюсь и подружусь с самим Анатолием Тарасовым. Он все изумлялся, что я помню его знаменитую «тройку» 64-го года «Маслов — Никитин — Якушев». К тому же я профессионально имел отношение к большому теннису — играл за сборную Украины от Харькова в юношеском разряде.
— А Татьяна Анатольевна, кажется, мечтала о сцене...
— Но ее отец был категоричен: актрис в семье не было и никогда не будет. По его настоянию Таня пошла в Институт физкультуры, но в 19 лет получила на льду тяжелую травму, и Анатолий Владимирович посоветовал ей стать тренером.
— Тарасова говорила, что если бы не вы, Нине Григорьевне было бы намного труднее пережить уход Анатолия Владимировича...
— Я же стал единственным мужчиной в семье, внук Анатолия Владимировича Лешка был еще совсем молоденький — чуть за 20.
— Тарасов ушел в 76 лет. Татьяна Анатольевна с горечью сказала сразу после трагедии: «Если б он работал и жил в цивилизованной стране, а не в той, в которой цветы воруют из гроба, он бы жил до 100 — у него здоровье было огромное, просто после операции на бедре он с трудом ходил. И если бы известный врач не занес ему смертельную инфекцию, папа к этому дню приехал бы с чемпионата мира»...
— ...Все надеялись, что Анатолий Владимирович поправится. Я тогда привез из Германии уникальный препарат, который можно было использовать только трижды (каждая инъекция стоила полторы тысячи марок)...
«ЖВАНЕЦКИЙ КАК-ТО СКАЗАЛ: «ЕСЛИ КРАЙНЕВ НА ЭКРАНЕ, ЗНАЧИТ, В КРЕМЛЕ МИНУС ОДИН»
— Юрий Рост написал: «Когда вынесли из ЦСКА Тарасова, там никого больше не осталось»...
— На похороны прилетел откуда-то Саша Гомельский, пришло много артистов: Иосиф Кобзон, Гена Хазанов. Тарасова любили, он миллионам людей улучшал жизнь, потому что хоккей — это национальное увлечение, он своим трудом, своими фантазиями, своей любовью поддерживал в народе то славное, что делает народ людьми.
— В советские времена записи с вашей музыкой звучали по телевизору во время похорон вождей. Вы не обиделись, когда Жванецкий сравнил ваши пальцы с когтями грифов над падалью?
![]() На Филиппинах Крайнев познакомился с Джиной Лоллобриджидой |
— По-моему, шутка удачная. Жванецкий еще сказал: «Если Крайнев на телеэкране, значит, в Кремле минус один». Когда умер маршал Баграмян, мы с мамой смотрели по телевизору похороны на Красной площади. Прах замуровали в Кремлевскую стену, послышались звуки Второго концерта Рахманинова. Вдруг вижу, как из красной кирпичной кладки выплывает Крайнев за роялем. Я завопил от ужаса.
Потом под те же рахманиновские аккорды я «похоронил» Суслова. А когда умер Черненко, Гарри Каспаров позвонил из Баку Марине Нееловой, с которой тогда встречался, и спросил: «Правда, что завтра Вова будет целый день по телевизору играть?». Напрямую узнать не мог — его прослушивал КГБ.
Кстати, Жванецкого я считаю Салтыковым-Щедриным нашего времени.
— Мой коллега вспоминал, как он рыдал от хохота, когда Михал Михалыч впервые читал свой «Еврейский пароход». Это было у вас дома, по ковру катались, «как два бревна, толстое и тонкое, неразлучные подруги Таня и Маня — Тарасова и Неелова»...
— К сожалению, с Мишей мы теперь редко видимся, но всегда были страшно близки. В прошлом году я получил Путинскую премию (Государственную премию России — за циклы концертов «Владимир Крайнев, его друзья и ученики» и «Владимир Крайнев приглашает». — Авт.) и устроил маленький сабантуй. Были самые близкие: Миша, Володя Познер, Галя Волчек, Марина Неелова с мужем, Павел Чухрай с женой (с Павлом я 30 лет дружу). Повеселились!
Познер на следующий день позвонил: «Извини, что ушел, не попрощавшись». — «Что ты, Вовочка, — говорю, — ты вчера решил, что это я у тебя в гостях. Минут 10 обещал, что отвезешь меня домой. Я же тебя уговаривал не садиться за руль. И вызвал-таки тебе такси».
А Мишка, оказывается, обиделся, что мы не попросили его почитать. И даже упрекнул Таню: «Ты же видела, что я пришел с портфелем»...
— Владимир Всеволодович, у человека, родившегося 1 апреля, должно быть обостренное чувство юмора. Над какой шуткой вы в последний раз смеялись?
— Над анекдотом о Кароле Юзефе Войтыле и Йозефе Алоизе Ратцингере, хотя это, скорее, философская притча.
Польша, конец войны. По улицам Кракова бежит молодой священник, а за ним — фашистский солдат с автоматом. Улица за улицей, подворотня за подворотней. Поляку почти удалось оторваться от преследователя, но тут переулок заканчивается тупиком. Священник возносит руки к небу и громко молится, пока немец целится в него из автомата. И вдруг с небес раздается голос: «Опусти оружие, сын мой! Этот юноша будет Папой Римским...». Солдат ошарашенно смотрит вверх. «А ты будешь следующим папой», — продолжает голос...
А еще мне на днях стишок рассказали по телефону: «Отчего не спится сыну рядом с мамой, отчего? Потому что сыну 30, да и мама не его»...






Экс-любовник Марии Шараповой рассказал, что «в постели она лежала, как дохлая лягушка»
Младшая дочь Виталия СОЛОМИНА Елизавета: «Герой «Зимней вишни» совершенно на отца не похож. Слабый, безвольный — полная папина противоположность...»
Николай Мозговой готовится к юбилею
Известные украинские львы и львицы отметили свои дни рождения
Лучано Паваротти боялся выписываться из больницы
На съемках фильма Тома Круза пострадали 11 актеров
Матерацци признался, за что Зидан ударил его головой в грудь
Сыну Градского сломали челюсть
Жених Памелы Андерсон регулярно протыкает ее ножами
Надежда Бабкина готовится к свадьбе сына
Александр Абдулов вернулся после операции из Севастополя в Москву
Звереву грозят расправой
«Белые пришли — грабят, красные пришли — грабят»
Всемирно известный пианист Владимир КРАЙНЕВ: «Когда меня показали Нейгаузу, мэтр переспросил: «Крайнев? Надеюсь, не Последнев?»
Архитектор и политик Лариса СКОРИК: «Таких, как я, надо было давно отстрелять... Хотя мне руки-ноги ломали, с лестницы сбрасывали»
Легендарный форвард киевского «Динамо» и сборной СССР Владимир ОНИЩЕНКО: «Волгу» я получал в отделе рабочего снабжения города Красный Луч. Шахтеры спросили: «В каком забое работаешь?». Я наугад: «В третьем...»
Конец сказки
Скотный двор
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги