В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Дела давно минувших дней

Последний рейс

Геннадий КИРИНДЯСОВ. «Бульвар Гордона» 30 Августа, 2012 00:00
26 лет назад в Цемесской бухте под Новороссийском затонул пассажирский лайнер, который не только унес 423 жизни, но и потянул на дно весь Советский Союз
Геннадий КИРИНДЯСОВ
Это случилось под Новороссийском. 31 августа 1986-го, на втором году горбачевской перестройки, через четыре месяца после Чернобыльской трагедии, произошла одна из самых масштабных катастроф на воде: восьмипалубный пароход «Адмирал Нахимов», столкнувшись сухогрузом «Петр Васев», менее чем за восемь минут ушел на дно Черного моря. Всего в четырех километрах от берега, почти на 50-метровой глубине. Для 423 человек, которые находились на борту круизного лайнера, эта ночь стала последней. Почему их не удалось спасти? Установлена ли доподлинно причина кораблекрушения? И, наконец, наше исконное — кто виноват? На эти вопросы попытался найти ответы известный украинский кинодокументалист Федор Лебедев в своем фильме «Загадки гибели «Адмирала Нахимова», кропотливая работа над которым продолжалась 22 года.
«АДМИРАЛ НАХИМОВ» ЗАДЕРЖАЛСЯ В ПОРТУ, ПОТОМУ ЧТО НА СУДНО ОПАЗДЫВАЛ ГЕНЕРАЛ КГБ С СЕМЬЕЙ»

- Федор Геннадиевич, ваша документальная лента ломает расхожую трактовку трагедии, постигшей пароход «Адмирал Нахимов». Ведь, по официальной версии, к ней привела несогласованность действий двух нерасторопных капитанов.

- Этот фильм мог бы называться и так: «Чисто советская катастрофа». В 1986-м, когда цензура еще огрызалась на свободу слова, а КПСС из последних сил цеплялась за свою «руководящую и направляющую» роль, правда о причинах катастрофы была невозможна.

Что говорить, если так и не было установлено, сколько же на самом деле человек находилось на борту круизного лайнера... По данным экспертов при правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы, на борту «Адмирала Нахим

Курортная идиллия на борту престижного лайнера «Адмирал Нахимов», 80-е годы

ова», когда он вышел из Новороссийского порта, находились 884 пассажира, 346 членов экипажа плюс четыре их родственника - всего 1234 человека. Общее число спасенных составляет 836, а погибших и пропавших без вести - 398. Тем не менее на стеле мемориального комплекса под Новороссийском значится 423 имени. Выходит, 25 человек на борту «Нахимова» были неучтенными?

Капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова советский суд приговорил к 15 годам лишения свободы. Ровно столько же получил капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко. Общаясь с многочисленными свидетелями трагедии, я понял, что вина их несоизмерима. Однако Марков во время судебного процесса не стал отпираться, пытаться переложить часть вины на других, умолчал об имевшихся на «Адмирале Нахимове» грубых нарушениях техники безопасности.

- Что ему инкриминировали?

- На суде его обвинили в том, что он покинул капитанский мостик, не дождавшись расхождения с идущим навстречу сухогрузом «Петр Васев». Однако (в фильме впервые об этом заявлено) в тот момент Марков имел право уже не находиться на капитанском мостике и передать управление вахтенному помощнику, поскольку вывел судно в открытое море. Капитан «Адмирала Нахимова» взял на себя вину за случившееся, чтобы не портить жизнь своему сыну (тот учился тогда в престижном вузе, связанном с мореплаванием). Служители Фемиды, как теперь стало известно, просто договорились с обвиняемым, о чем ему следует умолчать.

Федор Лебедев намерен снять еще один фильм о загадках гибели «Адмирала Нахимова», связанных с аномальными явлениями

Представляете, во время процесса даже не рассматривалось явно неправомерное решение Маркова о задержке отплытия «Нахимова» из Новороссийского порта на 10-15 минут. А ведь если бы не это, пассажирское судно успело бы уйти далеко вперед и столкновения с «Петром Васевым» не случилось бы.

- Почему же суд пошел на сокрытие этой информации?

- Потому что «Нахимов» задержался в Новороссийском порту из-за генерала КГБ Алексея Крикунова, который со своей семьей - женой, дочерью и внуком - опаздывал на судно. Капитану Маркову было чрезвычайно важно угодить этой влиятельной персоне из могущественного ведомства. Дело в том, что в свое время Маркова, работавшего на теплоходе «Леонид Брежнев», уличили в махинациях с валютой и дефицитными товарами.

Возбудили уголовное дело, но в итоге Вадим Георгиевич отделался легким испугом: его лишили допуска к загранплаванию и сослали на старенький «Нахимов», который из-за несоответствия новым международным правилам безопасности использовался исключительно на внутренних рейсах по Черному морю. Как раз в августе 1986-го минуло два долгих для Маркова года, как он работал капитаном на «Адмирале Нахимове». Причем не скрывал, что тяготится этим. И тут подвернулся одессит генерал Крикунов - как не использовать его для своей карьерной реабилитации. Но Крикуновы из круиза не вернулись. Кстати, ни в одном из 60 томов уголовного дела по факту гибели «Адмирала Нахимова» нет даже упоминания об этой номенклатурной семье.

Пароход «Берлин», который станет потом «Адмиралом Нахимовым», на верфях Германии, 1925 год

- Помнится, само слово «катастрофа» оказалось под запретом - пресса невозмутимо говорила всего-навсего об аварии...

- Только через пять суток информационная программа «Время» передала первый (и последний!) телерепортаж из города-героя Новороссийска. В двухминутном ролике бодро сообщалось, что к месту трагедии (куда, кстати, не был допущен ни один иностранный журналист) первыми поспешили пограничники на своих скоростных катерах.

- Снимая фильм, вы общались с десятками опытных экспертов, должностными лицами разных уровней, членами экипажа и оставшимися в живых пассажирами «Адмирала Нахимова», родными и близкими погибших, очевидцами трагедии. А вот о реакции высшего руководства страны ни слова, ни кадра...

- Руководство отмолчалось. Газета «Правда» ограничилась традиционно сухим соболезнованием ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Генсек Михаил Сергеевич Горбачев, находившийся тогда поблизости, на Кубани, не счел нужным прибыть в Новороссийск, куда съехались безутешные родственники погибших. Их было около тысячи. В стране даже не объявили траур.

«БЕЗУДЕРЖНАЯ СТРАСТЬ КАПИТАНА ТКАЧЕНКО К ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА И ПОСТОЯННАЯ ПОГОНЯ ЗА ПРЕМИЯМИ - ПЕРВОПРИЧИНА ЭТОЙ СТРАШНОЙ КАТАСТРОФЫ»

Гражданские водолазы готовятся к погружению во время спасательных работ

- Документальное кино без документов - не кино. Какие из них оказались для вас наиболее значимыми и важными?

- Пожалуй, вот этот производственный предпраздничный рапорт: «Экипаж коммунистического труда парохода «Адмирал Нахимов» встречает 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции 20-летием безаварийного плавания... Коллектив завершил девятую пятилетку в четыре года... Досрочно и с высоким качеством завершен ремонт судна... Получено сверхплановой прибыли 170 тысяч рублей...».

- Привычная для постбрежневской эпохи бумага...

- ...и преступная показуха. Она была присуща и экипажу сухогруза «Петр Васев». Его капитан Виктор Ткаченко - типичный выскочка того заидеологизированного времени - ходил в героях, его восхваляла партийная пресса.

Вот что писали за год до катастрофы о нем в статье «У экипажа свой почерк»: «Молодой коллектив балкера «Петр Васев» разработал свою стратегию ускорения, руководствуясь решениями апрельского (1985 года) Пленума ЦК КПСС, с первых же дней сосредоточил свои усилия на максимальном использовании возможностей судна... Все рейсовые задания выполняются и перевыполняются. План второго квартала реализован на 104,5 процента...

Капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко и капитан пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» Вадим Марков, приговоренные к 15 годам лишения свободы, через пять лет были помилованы

Фото «ИТАР-ТАСС»

Следует отметить, что высоких показателей экипаж добивается в значительно сокращенном составе - в первый рейс выходило 38 человек, а сейчас здесь работает 32. На судне считают, что и эту численность можно будет уменьшить».

Однако о том, что этот «ударник» целых девять лет заочно учился в Одесском мореходном училище, закончив его кое-как, стали писать в газетах только спустя многие годы после трагедии. Многие моряки утверждали, что именно безудержная страсть капитана Ткаченко к перевыполнению плана и постоянная погоня за премиями - первопричина этой страшной катастрофы. Согласно графику «Петр Васев» должен был 1 сентября доставить из Канады в Новороссийск груз ячменя. «Ударнику» Ткаченко захотелось во что бы то ни стало причалить в порту назначения до полуночи 31 августа - тогда ему засчитали бы перевыполнение пресловутого плана с выплатой премии. Он успел бы, если бы на ночном горизонте не появился «Адмирал Нахимов»...

«По громкоговорящей связи объявляли: «Подняли пять пакетов, из них — три женщины, два мужчины»

Капитан дальнего плавания Вадим Демченков, оказавший бесценную консультативную помощь в работе над фильмом, вместе со своими коллегами скрупулезно изучил обстоятельства рокового столкновения, воссоздал его до малейших подробностей на учебных тренажерах и в итоге пришел к выводу: Виктор Ткаченко, несмотря на свое обещание пропустить «Нахимов» (о чем свидетельствует расшифровка переговоров двух капитанов), решил все же проскочить перед его носом. Безопасность такого расхождения ему показывал навигационный прибор САРП (система автоматической радиолокационной прокладки курса).

Опасный маневр усугубила ошибка второго помощника капитана парохода «Адмирал Нахимов» Александра Чудновского. «Вечно второй», он очень переживал из-за своего медленного продвижения по службе. Но там, где надо было принимать решения и брать ответственность на себя, часто поступал как обычный исполнитель - не высовывался, не проявлял инициативу, даже если это явно вредило делу.

В ту последнюю ночь августа Чудновский, стоявший на капитанском мостике вместо Маркова, вздумал подстраховаться. Поверив обещанию капитана Ткаченко пропустить «Нахимов», но видя, что суда опасно сближаются, он принялся уводить пассажирский лайнер от прежнего курса чуть влево, никому об этом не сообщив.

Федор Лебедев во время подводной экспедиции на погибший «Нахимов»

А ведь это было грубым нарушением установленных правил расхождения идущих навстречу друг другу кораблей.

- А что же при таком крутом повороте событий предпринял сам капитан «Нахимова»?

- Ровным счетом ничего, потому, что не был предупрежден о самовольстве Чудновского. Кстати, второй помощник капитана после столкновения двух, словно пьяных, судов заперся в своей каюте и вместе с «Адмиралом Нахимовым» пошел ко дну.

«ДОСТАТОЧНО БЫЛО ПЕРЕВЕСТИ РУЧКУ МАШИННОГО ТЕЛЕГРАФА С «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!» НА «ПОЛНЫЙ НАЗАД!» - И СУДА ЛЕГКО РАЗМИНУЛИСЬ БЫ»

- Хотите сказать, что столкновения можно было избежать?

- По мнению уже упомянутого мной капитана дальнего плавания Вадима Демченкова, капитану «Петра Васева» Виктору Ткаченко достаточно было вовремя одним движением руки перевести ручку машинного телеграфа с «Полный вперед!» на «Полный назад!», потом дать команду переложить руль влево или вправо - и суда легко разминулись бы. К сожалению, советские капитаны никогда не проходили тренингов, связанных с действиями в экстремальных ситуациях. Ну а в независимой Украине, где разрушен флот, и подавно.

- Вы утверждаете, что гибель «Адмирала Нахимова» чисто советская катастрофа. Звучит, как приговор. Насколько он справедлив?

- Судите сами. Именно при попустительстве высокопоставленных чиновников с партбилетами в карманах, стоявших над душой у капитанов, «Нахимов» долго эксплуатировался с уймой нарушений и вышел с ними 26 лет назад в планово-прощальный рейс.

По правилам, когда пароход выходит в открытое море, клинкетные двери (водонепроницаемые щиты, которые разделяют отсеки в трюме судна) по сигналу с капитанского мостика должны автоматически закрываться, и, если судно, не дай Бог, получало пробоину в одном из отсеков, вода не попадала в другие отсеки. Но клинкетные двери на «Адмирале Нахимове» имели громоздкую и устаревшую конструкцию, поэтому команде было удобнее их держать открытыми. Когда сухогруз «Васев» протаранил пассажирский «Нахимов», вода через огромную пробоину беспрепятственно и быстро распространилась по всему судну.

По трагическому стечению обстоятельств пробоина пришлась на машинное отделение, поэтому пассажирское судно всего за каких-то полторы минуты полностью обесточилось. Люди оказались в кромешной тьме. Тревогу объявляли не по радио, а голосом. А запасной дизель-генератор, который должен был запуститься через несколько секунд автоматически, так и не запустился. Не включилось и аварийное освещение, питаемое от аккумуляторов.

Во многих каютах давно не работала вентиляция. Пассажиры, спасаясь от 30-градусной жары, в нарушение правил держали иллюминаторы открытыми, что ускорило затопление судна. Если учесть, что многие спасательные круги невозможно было оторвать от поручней, на которых они почему-то крепились жесткой проволокой, а детские спасательные жилеты отсутствовали вообще, то...

- ...то большего головотяпства и наплевательского отношения к людям и вообразить нельзя...

- Тем не менее всю тяжесть вины власть переложила на двух капитанов. Хотя в цивилизованных странах эксплуатация судов, подобных «Нахимову», с 1980 года была прекращена.

- Почему?

- Дело в том, что после Второй мировой войны научились строить суда с запасом прочности (правильнее сказать - непотопляемости) намного выше, чем у «Нахимова». По новым правилам, если затапливало два любых отсека, судно должно оставаться на плаву. А «Адмирал Нахимов», построенный в 1925 году, мог оставаться на плаву только при затоплении одного отсека.

Поскольку устаревший круизный лайнер продолжал приносить в госказну хороший доход, его не спешили списывать. «Техника безопасности в опасном состоянии», - горько каламбурили одесские моряки. А когда дело дошло до суда, промолчали о том, что в порту Новороссийска не было даже спасательной службы. Не считать же таковой единственное спасательное судно, которое к месту трагедии прибыло через... девять часов после гибели «Нахимова».

«ЛЮДЕЙ, ДОСТАВАЕМЫХ СО ДНА, ИЗ-ЗА СОВКОВОЙ СЕКРЕТНОСТИ  НАЗЫВАЛИ «ПАКЕТАМИ»

- Ходили невероятные слухи о жутких подробностях трагедии. Якобы после того, как два водолаза сошли с ума, увидев на большой глубине утопленников с открытыми глазами, Москва распорядилась спасательные работы прекратить.

- Это только слухи. А они, как известно, возникают на почве дефицита информации. Отсутствие ее утечек при проведении спасательных работ обеспечивали спецслужбы. Не случайно правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавлял выходец из системы КГБ Гейдар Алиев, занимавший в то время должность первого зампреда Совета Министров СССР. По свидетельству водолазного специалиста Николая Резинкова, он и его коллеги обязаны были сдавать все видеокассеты, отснятые внутри и вокруг затонувшего корабля. Один из тех, кто сопровождал товарища Алиева на месте трагедии, сурово сказал: «Если это появится на Западе, будете отвечать по всей строгости закона...».

Людей, доставаемых со дна, из-за совковой секретности называли «пакетами». По громкоговорящей связи объявляли: «Подняли пять пакетов, из них - три женщины, два мужчины». По словам водолазов, первым делом им поручили проникнуть в каюту номер девять, где принял смерть тот самый генерал КГБ Крикунов со своей семьей, собрать абсолютно все, что там есть, и вынести наверх. Говорят, искали какие-то секретные документы.

Долгое время мне не удавалось выяснить, почему в ходе спасательных работ погибли два военных водолаза - мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков. На мои вопросы военные давали уклончивые ответы. Ясность внес лишь пенсионер Николай Велитченко, с которым я случайно познакомился.

На 10-е сутки водолазных работ Юрий Полищук получил отравление углекислым газом из-за неправильно подготовленного к погружению снаряжения. При подъеме водолаза наверх его по халатности не пристегнули к подъемнику - так называемой водолазной беседке. Полищук выпал из нее, когда уже почти был поднят на поверхность. Потерявший сознание водолаз камнем пошел ко дну и скончался от резкого перепада давления.

А еще через неделю тоже глубокой ночью погиб мичман Сергей Шардаков. Пробираясь ползком по темным лабиринтам «Нахимова», он за что-то зацепился и порвал гидрокостюм. Холодная вода сбила дыхание. Водолаз запаниковал и начал задыхаться. В темноте запутался в кабеле светильника и не смог дотянуться до переключателя кислородной смеси, чтобы провентилироваться. Потерял сознание. Командир отправил на выручку другого водолаза, но его опыта не хватило, чтобы освободить Шардакова. Дело в том, что тот судорожно вцепился в поручни - так, что его пальцы невозможно было разжать, а малоопытный спасатель не догадался применить нож.

Командир отправил под воду второго, более опытного водолаза. Спуститься на 40-метровую глубину и проползти в темноте по узким коридорам к Шардакову было непросто, опасно и требовало много времени. «Нахимов» лежал на боку, и ширина его коридоров, которая местами не превышала одного метра, превратилась в их высоту. Коридоры были захламлены ковровыми дорожками, мебелью. Когда второму военному водолазу все же удалось оторвать от поручней не приходящего в себя Сергея Шардакова, было уже поздно...

Во всей этой истории самое ужасное то, о чем рассказал бывший водолаз Николай Велитченко. Его водолазное судно находилось ближе других к тому месту, где погибал Шардаков. Велитченко приготовился вместе с товарищами идти на помощь: «Да я мог за 30 минут вырезать дырку в судне, пронырнуть в ту каюту, где завалило военного, и вытащить его. А вояки запретили нам, гражданским, это делать: мол, сами справятся. Так я и просидел на палубе битых четыре часа, одетый в тяжелое снаряжение! Под утро смотрим: флаг приспустили - значит, все, нет человека! А ведь я мог того парня спасти...».

После этих двух смертей по приказу из Москвы водолазные работы были прекращены. Побоялись новых жертв. Так и остались где-то в дальних отсеках 65 человек. «Адмирал Нахимов» стал для них братской могилой...

- А можно было не допустить гибели водолазов и все-таки довести работы по подъему тел погибших до конца?

- Вполне. По свидетельству водолазного специалиста Владимира Карпичева, партийные функционеры проигнорировали просьбу специалистов не проводить подводные работы ночью. Хуже того, приказали протралить сетями дно вокруг затонувшего парохода. Достать тела погибших это не помогло, зато взбаламученный ил до предела ограничил видимость внутри «Нахимова».

И все же за 19 суток гражданские и военные водолазы, преодолевая нечеловеческое напряжение, подняли на поверхность тела 279 погибших.

«ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ОСТАЛИСЬ 50 ДЕТЕЙ»

- Федор Геннадиевич, вы не только как режиссер, но и как оператор фильма погружались к «Адмиралу Нахимову». Не боялись во время подводных съемок увидеть останки погибших?

- Погибшие остались лишь в дальних отсеках, куда не успели добраться даже хорошо оснащенные водолазы. А с моей экипировкой дайвера-любителя это тем более нереально.

За минувшие 20 лет я участвовал в четырех подводных экспедициях на погибший «Нахимов». Погружался к нему с кинокамерой много раз, и он всегда производил на меня особое впечатление. Гнетущую атмосферу создают и холодная вода (даже летом не выше семи-десяти градусов), и сильное течение, и постоянный сумрак даже в солнечный день. Корабль настолько густо оброс ракушками и водорослями, что в нем уже невозможно узнать некогда белоснежный лайнер. К тому же во время второй экспедиции я пережил сильный стресс. На глубине 30 метров от большого давления воды лопнул иллюминатор бокса, внутри которого находилась кинокамера. Воздух из него моментально вырвался, и невесомая конструкция мгновенно превратилась в 30-килограммовую гирю. Она резко потянула ко дну, и я чуть не погиб, провалившись в открытый трюм «Нахимова».

- А что, нельзя было камеру бросить?

- По неопытности я намертво пристегнул ее к руке и самостоятельно отстегнуть под водой не смог. Помощи ждать было неоткуда. Пришло осознание, что жить мне осталось минут 10, пока воздух в акваланге не закончится. Успел еще подумать напоследок: «Если спасусь - фильм об «Адмирале Нахимове» обязательно сделаю». И тут появились два ассистента, которые помогли мне выбраться наверх. Спасло то, что на моем боксе были включены фонари: их свет далеко внизу случайно заметили страхующие водолазы, которые, потеряв меня из виду, уже начали всплытие.

- Почему в фильме нет ничего о том, как вас чудом спасли во время подводной съемки?

- Для меня гораздо важнее было вместить в хронометраж (1 час 25 минут) подробности самой катастрофы и ее непоправимые последствия. После кораблекрушения без родителей остались 50 детей. Первые несколько лет государство выплачивало на одного сироту пенсию в 43 рубля 18 копеек. С распадом Советского Союза и эти жалкие выплаты прекратились.

Детские судьбы - особая тема. Например, у Саши Долинского погибли мама и старший братик. Отец сумел спастись, но через год после случившегося покончил жизнь самоубийством. Вскоре умерли бабушка и дедушка. Сашу приютили опекуны, а потом мошенническим образом завладели его жильем. Два года мальчишка скитался, практически жил на улице. На счастье, нашлись добрые люди, которые помогли вернуть квартиру, где его одиночество стал скрашивать кот, подобранный на помойке. Саша до сих пор надеется, что его старший брат был спасен и когда-нибудь объявится. Так ему говорил дедушка, а дедушку в том уверили экстрасенсы.

- О чем еще вам удалось рассказать впервые?

- Малоизвестные подробности нашумевшей истории с пограничниками. Через 30 минут после катастрофы они пришли на помощь тонувшим. Рискуя жизнью, бросались в ночное море. Набирали сверх всяких норм и правил на свои катера измученных утопающих. Смогли спасти 240 человек. Об этом подвиге взахлеб писали газеты, но при этом умалчивали, что пограничники могли не через полчаса, а в считанные минуты домчаться до места трагедии. Но вынуждены были ждать соответствующих директив от высокого командования, осветив мощным прожектором тонущее судно. Ведь в СССР государственная граница считалась священной.

В ту роковую ночь капитаном Новороссийского порта был Георгий Попов, человек порядочный и компетентный. Он, ни с кем не советуясь, дал команду всем судам, находившимся поблизости, немедленно сниматься с якорей и спешить в эпицентр катастрофы.

Рассказ Георгия Попова, записанный нашей съемочной группой незадолго до его смерти, засвидетельствовал: целых 20 минут пограничники лишь делали вид, что экстренно готовятся к спасению утопающих, но в море не выходили. Их катера были отправлены к месту гибели «Нахимова» лишь после того, как Попов с третьего раза дозвонился до заставы и пригрозил посрывать погоны с защитников границы.

«В АНГЛИИ ОКОЛО 200 ФИРМ БОРОЛИСЬ ЗА ПРАВО СТРОИТЬ МУЗЕЙ «ТИТАНИКА»

- Что осталось за кадром из-за ограниченного хронометража фильма?

- Многое. Я никогда не был охотником за сомнительными сенсациями и поэтому опустил уже отснятое интервью с исследователем аномальных явлений Светланой Свербиль-Живицкой, которая рассказала о том, что на гибель «Адмирала Нахимова» повлияло проявление «синдрома Бермудского треугольника».

Она утверждает, что вследствие восьмибалльного землетрясения с эпицентром в Румынии, которое произошло в ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года, электромагнитные возмущения сильно исказили сигнал на экране радара «Петра Васева». Из-за чего прибор САРП дал сбой - и ошибочная информация о том, что суда хотя и близко, но расходятся, стала пусковым механизмом катастрофы. Подобной точки зрения придерживаются и другие ученые.

- Не планируете снять еще один фильм о загадках гибели «Адмирала Нахимова», связанных с аномальными явлениями?

- Думаю об этом. В Цемесской бухте, где затонуло это судно, действительно зарегистрированы аномальные явления. Например, в 1980 году на дизель-электроходе «Россия», проходившем прямо над тем местом, где впоследствии погиб «Нахимов», на несколько минут у всех пассажиров и членов экипажа синхронно остановились часы.

В фильм не попал также эпизод, связанный с намерением творческой группы фильма через экс-Президента Украины Леонида Кравчука пригласить в кадр экс-президента СССР Михаила Горбачева. Целый год я и мои коллеги названивали ему в Москву, но его помощник с неизменной вежливостью отвечал: «В ближайшее время Михаил Сергеевич не сможет вас принять...». Так и не принял.

А вообще, для меня и моей супруги Татьяны, с которой мы как соавторы сделали немало документальных фильмов, гибель «Адмирала Нахимова» стала частью нашей жизни.

- В свой последний круиз с «Нахимовым» отправились представители всех республик Советского Союза, но больше всего было пассажиров из Украины...

- Больше 200 человек из 15 областей. И все эти годы память о них бережно хранят в благотворительном фонде «Нахимовец». Созданный много лет назад в Одессе, он держится только на энтузиазме волонтеров и добровольных пожертвованиях. Там по крупицам собирают экспонаты и мечтают создать музей этой катастрофы. Помещение у фонда есть, но денег на ремонт и современное оформление экспозиции не хватает. А вот в Англии около 200 фирм боролись за право строить музей «Титаника», который погиб 100 лет назад. В этом году в Белфасте, что в Северной Ирландии, такой музей открыли, вложив в его строительство 97 миллионов фунтов стерлингов (152 миллиона долларов США).

К сожалению, музей второго «Титаника» у нас пока не создан, хотя «Адмирал Нахимов» - это пример того, что может произойти в тоталитарной стране, где общество по-настоящему не контролирует власть. Судно было обречено. Рано или поздно трагедия грянула бы.

В финале фильма, который совершенно не задумывался как антисоветский, звучит вывод: подобная катастрофа не могла произойти ни в Англии, ни в Германии, ни в другой цивилизованной стране.

Возмущает то, что в самой Одессе будущие судоводители и капитаны о катастрофе «Адмирала Нахимова» почти ничего не знают. Когда беседовал с курсантами из мореходки, никто из них толком не смог ответить на такие вопросы: «Почему погиб «Адмирал Нахимов?», «Как это случилось?» и «Кто в этом виновен?».

Поэтому прошу откликнуться всех, кто может помочь в создании музея «советского «Титаника». В фонде «Нахимовец» (е-mail: [email protected]) будут рады каждой присланной фотографии, кинопленке, письму очевидца этой трагедии.

«ТРИ ДНЯ Я ЗДОРОВАЛСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ, ОБЕДАВШИМ В ОДИНОЧЕСТВЕ ЗА СОСЕДНИМ СТОЛИКОМ, НЕ ДОГАДЫВАЯСЬ, ЧТО ОН И ЕСТЬ ТОТ САМЫЙ КАПИТАН МАРКОВ»

- Насколько я знаю, вам довелось пообщаться с капитаном «Нахимова» Вадимом Марковым...

- Произошла эта встреча на борту теплохода «Дмитрий Шостакович», который перевозил спецрейсом из Одессы в Хайфу полтысячи украинских эмигрантов. Снимая об этом документальный фильм, я поинтересовался, нет ли среди членов экипажа тех, кто в 1986-м работал на судах «Адмирал Нахимов» и «Петр Васев». Оказалось, таковых аж трое, и один из них - Вадим Марков. Представляете, три дня я здоровался в ресторане с человеком, обедавшим в одиночестве за соседним столиком, не догадываясь, что он и есть тот самый капитан Марков.

На «Дмитрии Шостаковиче» тогда служил пожилой и опытный капитан. Несмотря на это, капитаном-наставником к нему приставили амнистированного Вадима Маркова. Вадима Георгиевича, приговоренного к 15 годам, через пять лет отпустили на свободу: Горбачев помиловал.

- О чем вы говорили с Марковым?

- О том, что хочу сделать правдивый фильм. У Вадима Георгиевича на глазах заблестели слезы. Ответил коротко, что очень переживает о том, что случилось. Сказал, что погибло много людей и он не снимает с себя ответственности за это.

С тех пор я его больше не видел. Он и в ресторане перестал появляться. Умер Марков в 2007 году от рака. Среди тех, кто пришел проститься с ним, были и члены экипажа «Адмирала Нахимова».

Конечно, оправдать полностью капитана Маркова нельзя. Он виновен в том, что, понадеявшись на авось (ведь рейс корабля был последним), не распорядился, как того требовали правила, провести с пассажирами учебную тревогу. Из-за этого многие пассажиры не знали, где находятся их спасательные жилеты и как ими правильно пользоваться. Поэтому десятки людей, надев жилеты задом наперед, утонули и плавали вверх ногами.

А капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко после досрочного освобождения из колонии не смог найти работу в Украине и вынужден был эмигрировать. Обосновавшись в Израиле, Виктор Иванович Ткаченко взял фамилию жены и в конце концов устроился работать капитаном. В 2003 году во время сильного шторма у берегов Канады яхта, которой он управлял, перевернулась. Ткаченко утонул. Может быть, в последние мгновения жизни он вспоминал страшные картины той роковой ночи 31 августа 1986 года.

- А почему до сих пор так и не подняли сам погибший пароход?

- Лозунг «Экономика должна быть экономной», рожденный в эпоху застоя, благополучно дожил до горбачевской перестройки. Руководство Черноморского морского пароходства распространило на сей счет в июне 1988 года официальный ответ: «Согласно постановлению правительственной комиссии, подъем затонувшего парохода «Адмирал Нахимов» признан нецелесообразным по технико-технологическим и экономическим причинам... Стоимость подъема судна значительно превышает его остаточную стоимость. Таким образом, это не окупит новых затрат пароходства, что противоречит концепции хозрасчета...».

- Какая цинично-бюрократическая логика! Выходит, так и лежать советскому «Титанику» на дне до лучших времен?

- «Адмирал Нахимов», как недавно мне рассказывали водолазы, так и не успокоился. Течение его шевелит и ил не засасывает. Если поначалу судно лежало на боку, то теперь почти в вертикальном положении. И хотя с «Нахимова» срезали мачты и трубы, он не перестал представлять угрозу для проходящих в этом месте кораблей. Периодически на него насыпают с баржи камни, но их смывает сильным течением: «Нахимов» как бы стряхивает эту тяжесть и опять поднимается. Словно просит, чтобы его наконец-то подняли.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось