Суперзвезда советской эстрады 60-х годов народный артист России Вадим МУЛЕРМАН: «Как-то звонит Утесов: «Вадик, я умираю». Я тут же примчался: окна зашторены, двери закрыты, лежит, руки сложил на груди... Приготовился...»
Вообще-то, Мулерман вполне мог стать оперным солистом, но тяжело заболел отец, нужно было зарабатывать, и Вадим, который уже спел в опере Моцарта Фигаро, оставил харьковскую консерваторию и ушел на эстраду. Когда он уже стал известным артистом, мама приехала к нему в Москву, пришла на концерт, и ее очень удивило, что после многих песен зрители аплодировали исполнителю стоя. В недоумении она наклонилась к сидевшему рядом композитору Экимяну: «А почему все встают?». - «Приветствуют артиста». Эмилия Израилевна робко спросила: «Мне тоже встать надо?». - «Как считаете нужным. Если певец вам нравится...». Она поднялась и застенчиво прошептала: «Вы знаете, это мой сын».
Надо ли объяснять, почему баритон, ставший в СССР одним из лучших, никогда не забывал о своих корнях, почему первым из советских артистов стал включать в каждый концерт две-три еврейские песни? Увы, власти страны, которая отношений с Израилем не поддерживала, расценили это как антисоветчину.
Далекий от помпы и официоза, Вадим новости по радио и телевидению слушал нерегулярно: претило массированное промывание мозгов - вот и сообщение о начале Шестидневной войны пропустил, и когда в тот день, как обычно, запел «Хава нагилу», репертуарный редактор Сада «Эрмитаж» с побледневшим лицом стала подавать ему из-за кулис какие-то знаки. После бурных оваций, устроенных ему залом, певец подошел к ней и услышал: «Меня же завтра уволят! Утром евреи на арабов напали!». - «Если неприятности будут, скажи, что ты меня предупреждала, да я не послушал», - последовал тут же ответ. Тогда с Мулерманом провели в КГБ профилактическую беседу (поскольку в Комитете госбезопасности тоже его песни любили, этим и ограничились), и все же сколько веревочке ни виться...
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
В 1971 году по указанию председателя Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Лапина певец был отстранен от радио- и телеэфира, в течение дня были уничтожены все записи Вадима Иосифовича (их набралось 50), а из архива радио изъяты фонограммы с 300 его песнями (одновременно опального исполнителя ограничили в концертных выступлениях, гастролях и производстве грамзаписи). Мулерману пытались заткнуть рот кляпом, заставить замолчать на пике карьеры: человек, который так много от жизни получил, в одночасье все потерял, а было ему тогда только 33 года.
С того поистине черного дня прошло 40 лет - позади 13 лет эмиграции в США и тихое, почти незаметное, возвращение на Родину. Сегодня Вадиму Иосифовичу никто не запрещает носить на левой руке кольцо с Маген Давидом - звездой Давида, подаренное ему много лет назад одним из раввинов Иерусалима прямо на сцене, но того, что потеряно за десятилетия вынужденного отлучения от престижных концертных площадок, уже не вернуть, и когда недавно Мулерман принял участие в съемках программы «ДОстояние РЕспублики», Юрий Николаев, увидев его, обомлел: «Не думал, что ты жив».
Мало кто в курсе, что бывшая суперзвезда советской эстрады скромно живет в Харькове, вместе с очаровательной молодой женой воспитывает двоих детей и несказанно радуется тому, что в своем Молодом театре имеет возможность растить юные таланты, которые учит петь не под фонограмму.
Сам Вадим Иосифович поет сегодня куда реже, чем хотелось бы, но записи его звучат, и мы по-прежнему уверены, что «Трус не играет в хоккей», знаем, «Как хорошо быть генералом»... Трудно поверить, что Вадим Мулерман, чьи песни вошли в золотой фонд советской эстрады, пел во весь голос всего лишь пять лет...
«РАНЬШЕ Я КРЕПКИЙ БЫЛ, КАК ОРЕХ, А СЕЙЧАС УЖЕ СТАРЫЙ И ХИЛЫЙ»
- Недавно, Вадим Иосифович, я случайно увидел на одном из каналов ваше интервью, и меня настолько заинтересовали ваши рассуждения о времени, об эпохе, о коллегах и о себе, что этот разговор захотелось продолжить. Вот любопытно, а каким был Харьков - город, где вы родились и выросли, - в годы вашей юности? Его довольно подробно Эдуард Лимонов описывал, но у него взгляд писателя, а не певца...
![]() |
| «Я получил в техникуме диплом механика по чулочно-трикотажным машинам, так что, девочки, знаю, как делаются ваши чулки и носки» |
- Я, признаться, не в курсе того, что написал Лимонов, но знаю: помимо того, что Харьков был крупнейшим индустриальным центром Украины (вообще, по масштабам промышленности он находился на третьем или четвертом месте в Союзе), мой родной город считался еще и одним из оазисов науки и культуры. Здесь работали известные ученые, которые ставили перед собой высочайшие цели, а какие замечательные актерские имена дал мой город эстраде, театру, кино! Если я назову десятку самых известных деятелей искусств - моих земляков (тех, кто у нас родился и стал на ноги), «сборная» бывшего СССР Харькову, не исключено, проиграет. Ну, сами судите: Исаак Осипович Дунаевский, Клавдия Ивановна Шульженко, Марк Наумович Бернес, Людмила Марковна Гурченко...
- ...Евгения Семеновна Мирошниченко, Наталья Фатеева...
- ...Михаил Водяной, Леша Петренко, Юрий Богатиков... Вот вам уже девять имен, но десятым, заметьте, себя не считаю (смеется). Кого еще упустил? Валентину Серову, Анатолия Эфроса, Ирину Бугримову, композитора Жору Мовсесяна, к примеру, ну и была у нас на эстраде пара такая Шуров и Рыкунин, так вот, Шуров - харьковчанин. Перечислять можно долго...
- Город в послевоенные годы красивым был или хмурым, сугубо рабочим? Какое-то очарование его отличало?
- Мне, харьковчанину, сложно судить, потому что для меня он всегда красив - у нас ведь самая большая площадь в Европе, которую в честь Дзержинского когда-то назвали, а уже после обретения Украиной независимости переименовали в площадь Свободы.
- Символично...
- Хороший монумент Ленину там стоит - его все время хотят снести, но это было бы неправильно, и я в данном случае на стороне коммунистов, потому что памятник - он же для памяти. Еще у нас лучший в мире памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко, много и других.
- Это правда, что в юности вы чемпионом Украины по классической борьбе были?
- Не Украины - республиканского общества «Динамо». Тренировался у Александра Сиротина - был такой неоднократный чемпион СССР, а в бокс пошел, потому что надо было защищать старшего брата. Так получилось, что он был не очень здоровый, болезненный и я, хотя и младше на пять лет, часто лупил его сверстников.
Едва я пришел в секцию, мне тут же набили морду (смеется):тренер сразу поставил против меня разрядника - проверял, появлюсь на следующий день или нет. Я прикинул, что разгуливать с синяками перед Новым годом (а уже девочки пошли) не годится...
![]() |
| Вадим Мулерман (справа вверху) с братом Изей, тетей Фирой, матерью Эмилией Израилевной, двоюродной сестрой Анечкой и отцом Иосифом Ефимовичем |
- ...«Такой спорт нам не нужен!»...
- ...как говорил Николай Николаевич Озеров, и отправился на борьбу, но сегодня, глядя на меня, очень сложно поверить, что когда-то был чемпионом в легком весе...
- ...но что всю жизнь боролись, это точно...
- Как бы там ни было, у меня были накачанные бицепсы, вот такая (показывает в три обхвата) шея, сам крепкий, как орех, а сейчас уже старый и хилый.
- Когда подались на эстраду, родители ваш выбор одобрили? Они же, если не ошибаюсь, простыми были людьми?
- Отец с матерью вообще не знали, куда я иду и зачем... Я, между прочим, очень любил автомобили - люблю и сейчас, правда, такой болячки, чтобы обязательно ехать на «мерседесе», у меня нет - мне...
- ...BМW хватит...
- Нет, у меня корейская Kia Rio. Нормальная машина - семья, когда на дачу выбираемся, помещается, благо та у нас недалеко и грузить особенно нечего, поскольку огородами не увлекаюсь. Этим теща моя Ольга Николаевна занимается, а у нас только яблоки, цветы и чуть-чуть лучка, помидоры - маленькая, в общем, грядочка. Так вот, после 10 класса я сдал все экзамены в автодорожный институт на четверки и думал, что набрал проходной балл, а поступал я в первом потоке, и в приемной комиссии мне шепнули: «Вадим, не пройдешь»...
«МНЕ 19 ЛЕТ БЫЛО, НО Я ПОКОРНО СПУСТИЛ ШТАНЫ, А ОТЕЦ ВЗЯЛ СВОЙ СОЛДАТСКИЙ РЕМЕНЬ И НА СОВЕСТЬ МЕНЯ ОТДУБАСИЛ»
- Надо было фамилию иметь человеческую!..
![]() |
| Мулерман был одним из первых советских эстрадных певцов, которые не стояли как вкопанные, а двигались по сцене с микрофоном |
- К фамилии мы еще вернемся... Я, одним словом, забрал документы, а что дальше? Дома отец сказал: «Пойдешь на завод». Есть в Харькове такой знаменитый «ФЭД»...
- ...что расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский» - фотоаппараты делал...
- Ну, раньше не только их... Подали, короче, мы заявление, договорились, что на следующий день я на работу уже выйду. Мама мне как рабочему человеку «тормозок» приготовила, 30 копеек дала на трамвай, но дошел я до угла, где у нас кинотеатр имени Жданова был... Смотрю, по времени как раз начало сеанса, и я на эти 30 копеек купил билет и шмыгнул в кино.
- Съели там мамины бутерброды...
- Да, подкрепился... Сеанс закончился, а мы ж были глупыми: в нашем понимании работяга должен непременно быть грязным. Ну что делать? Начал я обтирать стены домов: туда, сюда, чтобы уж извозиться как следует. Потом еще в лужу залез какую-то и лицо испачкал - последний нанес штрих. Пришел домой, а отец тогда заместителем ректора политехнического института по хозяйственно-строительной части работал... Мы жили почти на территории политехнического института - в центре города на улице Ольминского, бывшей Правительственной, так она называлась, когда Харьков столицей был Украины.
Взгромоздился на заборчик, жду отца, который должен был в перерыв прийти на обед, чтобы он увидел, что я грязный, то есть настоящий рабочий. Ну, вот и он... «Что здесь сидишь?» - спрашивает. «Мастер отпустил пораньше, первый день...», - начал я что-то придумывать. «Ну ладно, иди умойся. Поработал хоть хорошо?». Я: «Да, старался».
Заходим в комнату, отец тарелки на стол поставил и кушать зовет (мамы не было - вышла куда-то). «Ну, что ты делал?» - вопрос задает. «Ручки от пистолетов». У него брови наверх поползли: «Не понял». - «Я, - говорю, - работал на револьверном станке». Кто же знал, что револьверный станок никакого отношения к оружию не имеет? - такими вот были дурными, наивными... Отец поднялся из-за стола: «Та-а-ак! А ну-ка в комнату иди, снимай штаны!».
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Мне говорят: «Вадим, напиши книгу», на что неизменно всем отвечаю: «Я не писатель» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Мне 19 лет было, но я покорно спустил штаны, а он взял свой солдатский ремень и на совесть меня отдубасил, приговаривая...
- ...«Это тебе за ручки от пистолетов...
- ...это за револьверный станок». Потом спросил: «Ты все понял?». Я буркнул: «Понял». - «А что не плачешь?». Я плечами пожал: «Бей! По делу же...».
- Ох и нравы у вас в Харькове были!
- Отец очень строгим был, и получал я от него по заслугам. У меня сейчас девочки, дочки - их не ударишь...
- И ремня того солдатского нет...
- Нет и не было, но в принципе, действовало это хорошо - когда бьешь в одно место, а попадает сюда (показывает на висок). После этого отец постановил: «Раз так, пойдешь в техникум». - «В какой?». - «У нас на Пушкинской механико-технологический есть, где директором мой фронтовой товарищ Безотосный. Возьми только в институте выписку с оценками, которые получил на экзаменах». Отправился я туда, и оказалось, что мой балл был проходным...
- ...в отличие от непроходной фамилии...
- (Улыбается). Безотосному я отнес бумажку с оценками, и меня зачислили на третий курс. Что интересно, в народе этот техникум называли не механико-технологическим, а музыкально-театральным. Почему? Потому что туда собирали всех талантливых молодых людей, чтобы потом побеждать на конкурсах, на фестивалях. В общем, я получил там диплом механика по чулочно-трикотажным машинам, так что, девочки, знаю, как делаются ваши чулки и носки. Ну и параллельно...
- ...вы заинтересовались девочками...
- ...девочками и театром. Конечно, ветер свистел в голове, но какое счастливое было время (все друг друга поддерживали!), и тут объявили, что в 57-м году в Москве состоится Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Я вообще-то от техникума выступал, а руководил нашей самодеятельностью Михаил Александрович Прицкер, один из знаменитых братьев Прицкеров: два из них эмигрировали в Америку, а средний жил в Харькове - он меня к фестивалю и подготовил.
Сначала, правда, я в Киев на республиканский конкурс поехал. Там разграничения на участников самодеятельности и профессиональных певцов не было, и в результате первое место занял Толя Соловьяненко, второе - Юра Гуляев, а третье - я.
- Компания что надо...
- Мы потом всю жизнь не так чтобы очень дружили, поскольку в разных местах жили, но поддерживали отношения. Ну и что же? Победителей поездкой на Всемирный фестиваль в Москве наградили. Толя и Юра вроде бы согласились туда ехать, а я периферийным мальчиком был и испугался. «Москва - это что-то для меня непонятное, - сказал, - а нет ли какой-то другой премии?». Организаторы так на меня посмотрели: «Ну, есть еще путевка в дом отдыха «Коробов Хутор» под Харьковом». Я обрадовался: «Вот ее и давайте!» - и вместо Москвы отправился в глушь (правда, встречали меня там как звезду, даже комнату с умывальником дали).
«ИНОГДА, КОГДА НЕВАЖНО СЕБЯ ЧУВСТВУЮ, НАЧИНАЮ РАСПРЕДЕЛЯТЬ, КАК И ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ МОЕЙ КОНЧИНЫ»
- После этого вы работали с прекрасными оркестрами Анатолия Кролла, Юрия Саульского, Леонида Утесова, в репертуаре у вас были потрясающие по тем временам хиты: «Лада», «Трус не играет в хоккей», «Гуцулочка»...
- ...«Тополиный пух»...
- ...«Налетели вдруг дожди», «Как хорошо быть генералом»... Кстати, популярный «жигуленок» не с вашей легкой руки нарекли «Ладой»?
- В те годы и тысячи девочек имя Лада получили - не только автомобиль, а когда на завод в Тольятти приехал, мне сообщили: «Вадим, новую машину мы в честь вашей песни назвали». - «Не моей, - поправил, - это Шаинский с Пляцковским написали». - «Но исполнитель-то вы!». Я руками развел: «Ну, если так...».
- Вы стали одним из самых знаковых советских эстрадных певцов, на одну сцену с вами выходили великие, выдающиеся артисты... С кем из корифеев вам посчастливилось выступать вместе?
- Ты сказал: на одну сцену со мной... - нет, это я выходил с ними, и как тут один случай не вспомнить? Когда я работал в оркестре Утесова, главный бухгалтер Таисия Павловна Захариади пришла на репетицию и говорит: «Ой, Леонид Осипович, я вас в Колонном зале вчера видела - вы с Магомаевым в ложе сидели». Он насупился: «Это не я сидел с Магомаевым, а Магомаев со мной», так вот, в связи с этим и уточняю: не они со мной, а я с ними. Мне посчастливилось выступать в одних концертах и с Райкиным, и с Утесовым, и с Шульженко, и с Бернесом, с которым мы очень дружили.
- Ваши коллеги, ровесники, рассказывали мне, что и Утесов, и Шульженко жили в Москве в обычных двухкомнатных квартирах, у них не было каких-то хором, они не требовали шикарных отелей, ездили на обычных машинах, не привередничали. Это были скромные, но знавшие себе цену, люди?
- Ты совершенно точно заметил: они были скромными, но знали себе цену и никогда своим статусом народных кумиров не кичились. Я был дома у Клавдии Ивановны на улице Усиевича - в маленькой двухкомнатной квартире...
- ...с роялем...
- ...и с розовым покрывалом - она любила, чтобы все было в розовом цвете. Заурядная хрущевка - ну, может, чуть лучше, но кухонька маленькая.
- А это правда, что Леонид Осипович Утесов любил выдумывать себе болезни?
- Он не выдумывал, а был очень мнительным. Как-то звонит (копирует Утесова): «Вадик, приезжайте, я умираю». Я тут же примчался: окна зашторены, двери закрыты...
- Приготовился...
- ...умирать. Лежит, руки сложил на груди, а на одной с ним площадке Дита жила, дочка. «Диточка, - спрашиваю, - а почему все закупорено? - дышать нечем». - «Ну, вы знаете, он так плохо себя чувствует...». Я к нему: «Леонид Осипович, что случилось?». - «Вадик, я умираю, у меня рак». - «Простите, пожалуйста, - говорю, - а с чего вы это взяли?». - «Я чувствую. Каждый раз взвешиваюсь (а под кроватью весы. - В. М.) и вижу: теряю вес».
Я тут же раздвинул шторы, распахнул окно и поставил его на весы: «Запомнили вес? (там около 70 килограммов было. - В. М.). Теперь, Диточка, дайте одежду папину». Отвез я его в больницу - там, когда Утесова увидели, засуетились: «Мы ему сейчас палату отдельную...». Я во всеуслышание, прямо при нем сказал: «Очень прошу, хорошо обследуйте Леонида Осиповича и дайте заключение о состоянии здоровья». - «Да, да, да!». - «Сколько вам времени надо?». - «Дня два», - отвечают.
Два дня спустя приезжаю - Утесов по коридорам гуляет. «Ну что? - спрашиваю. - Как с раком дела?». - «Да все в порядке!». - «Ну, тогда поехали домой».
Он не притворялся, подчеркиваю, а просто мнительный был - все мужики этим страдают. Я тоже иногда, когда неважно себя чувствую, начинаю распределять, как и что нужно сделать после моей кончины.
- Окна хоть не зашториваете?
- (Смеется).
«ВСЯ ТРИБУНА БУКВАЛЬНО НА ВОЗДУХ ВЗЛЕТЕЛА - УЖАС, ОКОЛО 300 ДЕТЕЙ ПОГИБЛИ»
- Марк Бернес на советской эстраде, на мой взгляд, стоит особняком - такой проникновенности и душевности не смог добиться больше никто...
- Абсолютно согласен. Вообще, Марк Наумович был очень интересным человеком - едва ли не все песни, которые он исполнял, были написаны по его заказу...
- ...и правлены им собственноручно?
- Да, это так. Он приглашал того же Ошанина...
- ...Ваншенкина...
- ...Матусовского, Танича, Дербенева, чтобы какие-то изменили строчки или слова, например, когда Наум Гребнев написал «Журавлей»... Он вообще-то переводчик, но Расул Гамзатов, когда это стихотворение увидел, сказал: «Я его не писал», - у него было что-то о джигитах. Это чистая поэзия Гребнева, гениальная вещь... Марк Наумович нашел у него эти стихи, потом Френкель музыку написал, и вот Бернес мне звонит: «У меня в Лужниках завтра премьера - приди послушай».
- Он уже был смертельно болен?
- Плохо себя чувствовал, то и дело шалило сердце (Бернес жутко боялся умереть от инфаркта - не знал, что у него рак). Я приехал на концерт в Лужники и услышал впервые «Журавлей».
- Это правда, что он однажды спас вам жизнь?
- Да, а потому так вышло, что Марк Наумович нашим администраторам не доверял.
- Он, говорят, деньги любил - гонорар брал всегда наперед...
- Ну что значит: деньги любил? - эту фразу за Павлом Леонидовым все повторяют: был такой крупнейший в Советском Союзе администратор...
- Брат, если не ошибаюсь, Высоцкого?
- Двоюродный. У меня, кстати, есть книга его о Володе, выпущенная в Америке, - здесь ее не издают! - где чистая правда (его, Леонидова!) о том, как все с Высоцким происходило. Там он о многих рассказал, а когда за эту книгу засел, позвонил мне. Я попросил: «Обо мне ни слова - достаточно того, что я тебя в эмиграцию провожал, а уже на следующий день «доброжелатели» распустили слух, что уезжаю в Израиль» (хотя я просто довез Пашу до аэропорта). Ну, Бог с ним: он обо мне только две строчки оставил - о том, что я согласился выступать в каком-то концерте, который вел Саша Ширвиндт, так вот, Паша написал, что Бернес был жутко жадным к деньгам, но я, если честно, этого не заметил.
- Он был просто опытным...
- К тому же не очень любил, так скажем, советскую власть.
- Серьезно? Будучи ее, в общем-то, символом?
- Да, будучи символом, и за это они ему отомстили: для последнего прощания гроб с его телом поставили в коридоре, а не в зале Дома кино.
...Бернес просто знал, что администраторы - жулики. Ныне их называют продюсерами, менеджерами...
- ...но суть не изменилась...
- Да, прежней осталась - воруют и все тут, но плохо, когда у артистов. Ты, если хочешь красть, у государства тащи и с ним же имей потом дело, в общем, Марк знал: если после того, как он споет, ему скажут: «Деньги получите завтра», их можно и не увидеть...
- ...поэтому всегда говорил: «Утром деньги - вечером стулья»?
- Именно, и вот мы прилетели с ним в Киров, где какой-то большой был праздник - уже не помню, кому или чему посвященный, но на трибунах было полно школьников. Туда многие артисты отправились... Концерт проходил на стадионе «Трудовые резервы»: старом, с деревянными трибунами - не нынешняя (смеется) «Донбасс Арена»...
В Кирове нас встретил местный администратор: «Ой, как хорошо, что вы уже здесь, - мы через час можем вас выпустить». («Выпускают, - подумал я, - собак»). Бернес его прервал: «Одну секундочку, а деньги?». Тот руками всплеснул: «Ой, Марк Наумович, понимаете, я надел утром другой пиджак...». Бернес отчеканил: «Поезжайте домой, переоденьте пиджак и возвращайтесь с деньгами». Ну, полчаса туда, полчаса назад... - этого часа оказалось достаточно: когда мы уже подъезжали к стадиону, трибуна, где находились артисты, взорвалась.
- Неужели теракт?
- Нет, просто под ней вся пиротехника была сложена. Видно, кто-то на стадионе курил, ну и бросил окурок, а тот упал в щель между лавками - они во-от-от такие там были (показывает сантиметров 10) огромные.
- Были и жертвы?
- Вся трибуна буквально на воздух взлетела - ужас, что было. Погибли около 300 детей.
- Получается, если бы не конфликт Бернеса с администратором, вы могли среди них оказаться?
- Разумеется, были бы там, хотя, что интересно, ни один артист не пострадал. Бог так распорядился, что все они вышли на улицу покурить: остались дети, участвовавшие в представлении, - они переодевались. После этого московских артистов в Киров не пускали лет 20.
«САМЫМ ЛУЧШИМ И САМЫМ ДОСТОЙНЫМ Я ВСЕГДА СЧИТАЛ МАГОМАЕВА»
- С Юрием Иосифовичем Богатиковым, о котором вы вспоминали, мы до самой его смерти дружили, и часто он говорил: «Ты представляешь, какая история вышла? Сколько в ту пору было баритонов прекрасных! Вот смотри: Гуляев, Гнатюк, Кондратюк, Вуячич, Серкебаев, Мокренко, Кобзон, Мулерман, Богатиков, Хиль, - а Муслим был все равно лучше нас всех»...
- Муслим был самым красивым - в смысле, у него был самый красивый голос. Мой многие считали по красоте вторым, и, кстати, правильно, но я никогда не говорил, что лучше кого-то. Когда мне задавали этот вопрос: кого из своих коллег вы считаете самым лучшим и самым достойным, всегда отвечал: Магомаева. Мы уважали друг друга просто как творческие люди, хотя дружбы какой-то не было. Даже когда меня пригласили записать песни для фильма «Семнадцать мгновений весны»...
- ...вас, Магомаева и Кобзона, замечу...
- ...обошлось без трений. Там такая была история... До сих пор ведь Татьяна Михайловна Лиознова...
- ...лукавит...
- ...не хочет признаться в том, что на самом деле произошло. Мне позвонил Таривердиев - я был далеко, в Сибири, по-моему: «Вадим, я написал несколько песен для нового фильма и считаю, что они твои». - «Хорошо, - говорю. - Приеду через 10 дней». - «Это поздно. Сократи гастроли». - «Не могу!» - отвечаю: я никогда в жизни их не отменял...
- ...в отличие от того же Муслима Магометовича...
- В общем, вроде как опоздал, и они, не дождавшись меня, предложили записать песни Магомаеву, но у Лиозновой задача была, чтобы звучал голос не Мулермана, не Магомаева и не Кобзона...
- ...а Тихонова?
- Да, то есть как бы мысли героя вслух, а копировать, имитировать голоса из этой троицы мог только я. Так природа распорядилась: я могу сейчас спеть, как Козловский, но пародистом, как, предположим, Винокур, не стал - из него просто вокалист не вышел, вот он и занялся пародией (у него хорошо получается, все в порядке, но дело не в этом).
Магомаев отрезал: «Нет, дорогие мои, я буду петь, как обычно. Хочу, чтобы звучал голос Магомаева», но я об этом не знал - они заверили: «Вадим, до вас никто ничего не записывал». Ну и вот, сделав три дубля, выхожу покурить в коридор и вдруг слышу в другой студии (видно, там пленку монтировали) голос Муслима. Я тут же его набираю: «Мусик, тут такая история...». Он: «Вадик, пиши - я отказался».
- Это в его стиле...
- Я переспросил: «Точно отказался?», то есть фактически спросил у него разрешения, и когда зашел в студию, сказал: «Татьяна Михайловна, я только что Магомаева слышал». Она замялась: «Да нет, вы справились...». Действительно, когда я прослушал свои записи, было впечатление, что пел Тихонов.
Знаком я с ним не был и, когда мне задачу поставили к голосу Тихонова приблизиться, попросил два дня. Позвонил секретарю начальника Главного управления музыкальных учреждений Министерства культуры Аллочке Банк: «К тебе придет Тихонов... Я ни разу с ним не общался, а мне нужно послушать, как он разговаривает». Она поняла с полуслова: «Приходи, завтра Вячеслав Васильевич будет тут на приеме». Я попросил: «Разговори его, а я со стороны понаблюдаю».
Приезжаю - сидит. Его долго мариновали... Алла ему: «Подождите, сейчас у начальника посетители» - и вопросы о том задает, о сем... Я слушал, слушал, а потом ей моргнул: «Спасибо» - и ушел. Даже не познакомился с ним. Мне неудобно было сказать: «Здравствуй, я такой-то...», хотя мы кивнули друг другу, поздоровались. После этого звоню Лиозновой: «Я готов»...
До сих пор прошу найти эти записи - уверен, они существуют, их не могли уничтожить. Наверняка, где-то под матрасом у Татьяны Михайловны лежат, а лет через 10 после выхода картины появилась статья, где какой-то товарищ от имени Лиозновой утверждал, что пробовались многие исполнители, 12 или 15 человек. Ничего подобного - нас было трое.
Когда я записался, Лиознова просияла: «Гениально!». Ночью нас развозили автобусом по домам, но я не зря всегда говорю, что язык мой - враг мой. Зачем-то начал я уточнять: «Татьяна Михайловна, фильм по заказу Гостелерадио СССР снят - скажите, пожалуйста, а Лапин знает, что я буду петь?». Лиознова насторожилась: «А что?», и мне стало ясно, она не в курсе...
- ...что у вас был конфликт...
- ...потому что в другом работала ведомстве. Вижу: она испугалась... Сдача фильма была через два дня. «Если можно, - попросил, - я завтра в «Мгновениях» одну строчку исправлю - хочу лучше ее сделать». - «Ничего не надо, - отвечает она. - Все прекрасно, лучше не бывает. Спасибо, Вадим, все!». Я опять: «И все же...». - «Ну, если будет возможность и раз вы так хотите, я вам перезвоню». Ее звонка я не дождался...
Она тут же перезвонила на дачу автору слов Роберту Рождественскому, чтобы посоветоваться, а там сидел Иосиф, и он здесь абсолютно не виноват. Ему сказали: «Завтра надо записывать, потому что через день сдавать», и он, естественно, согласился. Хорошо записал, по-своему, по-кобзоновски, но это уже был не Тихонов.
«ПОКА ЖИВ, ПАЛЬТО ВЫСОЦКОГО У МЕНЯ БУДЕТ»
- Вадим Иосифович, а что у вас дома пальто Высоцкого делает?
- Висит.
- Как оно у вас оказалось?
- Дело в том, что Паша Леонидов был моим другом, но он, как я уже говорил, эмигрировал в Америку. Некоторое время спустя туда на гастроли прилетел Володя Высоцкий с Мариной, однако прибыл он налегке, в одном костюмчике, а было холодно (это мне Галя, жена Пашина, рассказывала, потому что в живых я его уже не застал). Они, короче, пошли в магазин и купили Володе пальто бежевого цвета - модное такое, длинное. Высоцкий надевал его раза три, пока был в Нью-Йорке, а потом улетел в Калифорнию...
- ...где тепло...
- Совершенно верно, и когда я приехал в Америку, Галя пришла на концерт и сказала: «Вадик, тебя ждут книга Пашина и пальто. Он завещал: «Отдашь, если когда-нибудь здесь будет Вадим, ему, как память о Высоцком», и я своей жене Светочке (вот она, рядом сидит) тоже велел: «После моей смерти передашь это пальто в Музей Высоцкого». Пока не хочу Никите, сыну его, ничего говорить, потому что у него сразу глаза загорятся: «Давай сюда!». Нет, пока я жив, оно у меня будет.
- Ваша бывшая жена, известная советская певица Вероника Круглова, о вас сказала: «Бог наделил его двумя талантами: хорошим голосом и умением на пустом месте наживать врагов - парадокс, но добрый, сентиментальный, никому не делавший подлостей Мулерман мог быть шумным, вздорным и очень скандальным, однако при этом, как ни странно, весьма спокойно относился к успеху любого артиста». Она права?
- Абсолютно, но тут виноват не я, а мой характер - не могу промолчать!
- Рабочее прошлое мешает...
- Говорю же: язык - мой враг. Подлецу непременно должен сказать, что он подлец, иначе не буду спать - меня это будет мучить. Я просто должен был Лапину сказать, что он фашист...
- Так прямо и заявили?
- Да, потому что за два дня он уволил из Комитета по телевидению и радиовещанию 200 евреев только за то, что один носил бороду, другой - усы, а руководителю Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио Вадиму Николаевичу Людвиковскому (кстати, русскому человеку) бросил: «Уберите сионистские рожи - я вчера их у вас видел». Это было, и когда меня в очередной раз вырезали из концерта, не сдержался. На фирме «Мелодия», где пластинку писал, подошел к вахтеру - у него телефон был дежурный - и попросил: «Набери такой-то номер». Хотел узнать у секретарши Лапина, как попасть к нему на прием, а она взяла и соединила с ним напрямую. К разговору я, если честно, был не готов. Может, в другое время какие-то слова бы нашел...
- ...погибче...
- Ну да... Он начал с упрека: «А кто вам сказал о том, что вас вырезали потому, что вы еврей?». - «А как еще это объяснить можно?» - возмутился я. Я исполнил тогда на концерте песню Юрия Визбора «Виталий Палыч» - это было перед Днем Советской Армии, в зале сидели воины, и они мне такую устроили овацию, что нельзя было продолжать концерт, а Лапину это не понравилось: «Почему это Мулермана так принимают? Убрать!».
Что телевизионщики сделали? Вместо меня вставили Артура Эйзена (бас Большого театра. - Д. Г.), правда, со сцены все равно уходил я - вот такая получилась накладочка (я это обнаружил, когда передачу смотрел). В вину мне Лапин вменил еще и то, что я пою в концерте две или три еврейские песни. «А откуда вы это знаете? - задал ему вопрос. - Вы, вообще, когда-нибудь на чьем-либо концерте были?».
- Простите, а что это за песни-то были?
- Ну, я впервые в Советском Союзе «Хава нагилу» исполнил и «Тум-балалайку».
- Вам что, нечего было делать?
- Просто считал, что если еврей, то должен. Почему калмыку или армянину можно, а мне, еврею, нельзя?
- То есть вдобавок вы еще и этого не понимали?
- Я-то понимал, просто хотел доказать, что это неправильно, несправедливо, а он раздраженно мне бросил: мол, уезжайте в свой Израиль.
- Так прямо?
- Да, и еще потребовал: «Назовите фамилию того, кто вам это сказал», а узнал я все от Бори Пастернака, у которого тоже фамилия была, с точки зрения Лапина, не ахти... «Если я скажу, кто, - отрезал, - вы завтра уволите его следом за половиной аппарата Гостелерадио», однако он не унимался: «Раз вы скрываете - это шантаж, а с шантажистом я говорить не буду». Ну и тут у меня вырвалось: «А я с фашистом разговаривать не хочу!». Все! Лапин окончательно разозлился: «Пока я жив, ни одной вашей песни в эфире не будет» - в результате он уничтожил, размагнитил около 300 моих радиозаписей и смыл все телевизионные пленки, поэтому, когда ко мне обращаются, спрашивают, где посмотреть или послушать архив, я развожу руками: «Не знаю». Ну а потом добавились неприятности в Росконцерте: меня принялись выживать. Уже зная, что мое положение пошатнулось в связи с тем, что перестали в большие города приглашать, мне начали потихонечку ставить палки в колеса мои коллеги...
- Обрадовались, наверное: одним конкурентом меньше?
- Да, безусловно: моей травле они поспособствовали больше, чем Лапин, но разговор это отдельный.
- Та же Вероника Круглова вспоминала, что вы любили сорить деньгами, которые у вас никогда не держались...
- Ой, я не был жлобом и не являюсь им и сейчас.
«УТЕСОВ СКАЗАЛ: «ДАЙТЕ ЭТОМУ МАЛЬЧИКУ ЗВАНИЕ НАРОДНОГО, А НЕ ЗАСЛУЖЕННОГО, И НЕ ТОГДА, КОГДА УЖЕ НЕ СМОЖЕТ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЕГО ДОСТОИН, КАК НЕ СМОГ ДОКАЗАТЬ Я»
- Одного такого щедрого человека я знал - Муслима Магомаева, который шикарные столы всегда для друзей накрывал...
- Ну, я столы не накрывал - тратился в основном на семью: если зарабатывал, своих близких с удовольствием баловал, и та же Вероника Петровна могла бы сказать, сколько я ей купил разных цацек. (Куда я сорил?). Другое дело, что когда благодаря Алексею Николаевичу Косыгину мне дали первое звание (до этого готовые документы лежали семь лет неподписанные - никто их не двигал), я решил все свои деньги вбухать в праздник. Поговорил с Володей, помощником председателя Мосгорисполкома Промыслова, и мне дали в ресторане «Прага» огромный Зеркальный зал, который принадлежал Моссовету. Пригласил я кого только мог: «Приезжайте все, кто уважает меня как артиста», - сказал. Зал там где-то на 120 мест был, а собралось человек 150 - поставили дополнительные столы. Приехали дикторы телевидения, выдающиеся композиторы, пожаловал даже Утесов...
- О! - он же на подобные мероприятия обычно не выбирался...
- Верно, но когда я ему позвонил: «Леонид Осипович, такое дело...»... Дита параллельную трубку сняла: «Вадик, не приглашайте - папа никуда не ездит, он плохо себя чувствует», и вдруг я слышу его голос (копирует Утесова): «Вадик, присылайте машину». - «В котором часу?». - «За полчаса до начала вашего праздника».
...Знаешь, необдуманных шагов в моей жизни было много, но этого не прощу себе никогда. Я продумал весь стол, поехал на рынок... Что-то натащили оттуда, все, что было в «Праге», выставили... Столько денег угрохал - я их уже, действительно, не считал. Вероника только хваталась за голову: «Это дорого, это то, это се...». Около каждого гостя вдобавок лежала пачка «Союз-Аполлон» - тогда...
- ...модные сигареты...
- ...самые-самые, то есть было все-все, но я забыл о фотоаппарате и кинокамере - просто выскочило из головы. Непростительная глупость, потому что таким, каким на этом празднике был Утесов, я не видел его никогда. Он пел, танцевал, читал потрясающие стихи, которые, оказывается, сам писал...
- Сколько ему было лет?
- Ну, это 78-й год, а Утесов с 1895-го... За 80 уже... Вначале он так уселся посередине - я с этой стороны, Вероника с той, окинул все взглядом... Сперва повернулся ко мне - вижу, что-то спросить хочет, потом: «А!» - и к жене: «Вероника Петровна, а сколько этот стол стоит?». Она плечами пожала: «Не знаю». Он тогда ко мне наклонился: «Вадик, это расточительство!».
- Леонид Осипович был скуповат?
- Скупым был невероятно, но говорить об этом не принято. Был, скажем так, прижимистым. Я начал оправдываться: «Леонид Осипович, такой повод: вот захотел - и все», и в конце вечера он встал. «Вот вы сейчас сидите все вместе, - сказал,- работники ЦК, министерства, Мосгорисполкома, композиторы, поэты, так я хочу попросить вас об одном: дайте этому мальчику звание народного, а не заслуженного, и не тогда, когда уже не сможет доказать, что его достоин, как не смог доказать я». Действительно, народного СССР ему дали, когда он уже состарился (в 1965 году в возрасте 70 лет. - Д. Г.), а те, к кому он обращался, сидели и слушали - правда, немножко пьяные.
Вот такая была история, но их у меня много... Мне говорят: «Вадим, напиши книгу», на что неизменно всем отвечаю: «Я не писатель».
(Окончание в следующем номере)






Писатель, поэт и журналист Дмитрий БЫКОВ: «Наши люди, мне кажется, все бы стерпели, но не презрение, не такое высокомерное отношение. Даже палача можно уважать, но если он рубит головы спустя рукава — это исключено, а управляют Россией очень спустя рукава»
Звезда КВН, сериалов «Солдаты» и «Интерны» Светлана ПЕРМЯКОВА: «Предательство я могу понять и простить, потому что сама предавала»
Суперзвезда советской эстрады 60-х годов народный артист России Вадим МУЛЕРМАН: «Как-то звонит Утесов: «Вадик, я умираю». Я тут же примчался: окна зашторены, двери закрыты, лежит, руки сложил на груди... Приготовился...»
«Возраст — это состояние души, конфликтующее с телом иногда»
Наказание хаосом
Обладатель двух Grammy, известный американский продюсер и композитор ВОЛТЕР АФАНАСЬЕВ: «Мне сейчас важно получить позитивный опыт сотрудничества с россиянами, чтобы доказать самому себе, что не все в этой стране одинаковые. Я бы мог стать мостом между современной американской и русской культурами!»
Все включено
«Стандарты клиники «Борис» полностью соответствуют европейским», — считают медицинские светила из Цюриха и Вены профессора Эвалдас ЧЕСНУЛИС и Артур ВОРСЕГ
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги