В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Кризис жанра

Добро, бабло и зло

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 17 Января, 2006 00:00
Первый фильм года "Дневной дозор" за 10 дней проката собрал более 20 млн. долларов и более 5 млн. зрителей
Мне тут недавно понравилось, как одно издание обозначило жанровую, так сказать, принадлежность картин Бекмамбетова - "русский бэмц". И то верно. Если уж замахиваться на Голливуд по-взрослому, то пора придумывать и свои жанры.
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

РУССКИЙ БЭМЦ

Мне тут недавно понравилось, как одно издание обозначило жанровую, так сказать, принадлежность картин Бекмамбетова - "русский бэмц". И то верно. Если уж замахиваться на Голливуд по-взрослому, то пора придумывать и свои жанры. По-нашему - это бэмц! Вернее, по-ихнему. По-нашему - пока только упс...

Украине до российских бэмцев все еще далеко, и максимум, на что она сегодня способна, - это сочинять свои субтитры к чужим фильмам. Я даже читала, будто закон такой принят - в ближайшее время все зарубежные картины и сериалы дублировать в обязательном порядке. Дескать, это заметно улучшит ситуацию в отечественном кинематографе и создаст пространство для производства... В общем, Свет и Тьма!

Наверное, придумыватели культурных законов полагают, что как только какой-нибудь Антон Городецкий закричит не своим голосом: "Нiчна варта! Всiм вийти iз присмерка!", украинские кинематографисты тут же встрепенутся, выйдут из присмерка и моментально снимут нечто умопомрачительное. Римейк "Гетмана Мазепы" или сиквел "Богдана Хмельницкого"...

Сиквел - это продолжение. Те, кто любят смотреть кино, должны помнить милую рэповую песенку группы "Уматурман", которой заканчивался первый фильм Бекмамбетова "Ночной дозор": "Но злой Завулон из Дозора дневного сделал из сына Антона Иного. И как с этим справится наш герой? Все на просмотр картины второй!".

Вторая картина Бекмамбетова-Эрнста (спонсирует это дело Первый канал) заставила себя ждать полтора года, и на ее просмотр повалили все. В одиночку, парами, семьями, домами и госучреждениями. Дети, подростки, взрослые, очень взрослые. Очереди, поп-корн, ни одного свободного места в зале.

В начале января я волею судеб оказалась во Львове. В центральном "Кинопалаце" "Дневной дозор" шел на всех сеансах, в кассу выстроилась оживленная шеренга киноманов, хвост которой болтался на улице, в зале и на экране говорили по-русски... Закон нужен, закон!

Если верить регулярно поступающим данным о финансовых успехах "Дозора" (когда-то подобным образом народ оповещали о состоянии здоровья прихворнувших вождей), то за 10 дней проката фильм собрал более 20 миллионов долларов, пятикратно себя окупив, и более 5 миллионов зрителей, обскакав по этим показателям "Матрицу", "Властелина колец", "Гарри Поттера" и прекрасного "Кинг-конга". А поскольку прокатываться фильм Бекмамбетова будет еще долго, то видать, бэмц у русских на этот раз получился оглушительным. Братья Вачовски ("Матрица") немедленно должны начать трепетать. Бекмамбетов, как тот Мороз-воевода, вначале свои владенья обойдет "Дозором", а потом и к ним пожалует.

При этом у меня есть серьезные подозрения, что "Матрица" и "Кинг-конг" таки войдут в золотой фонд мирового кино, если таковой окажется кому-нибудь нужен в будущем, а "Дозоры" таки нет. Но в любом случае Тимур Бекмамбетов сделал свое дело - показал, что Россия не пальцем деланная, не лаптем щи хлебает и тоже может своих блокбастеров рожать. Он сделал свое дело и, в принципе, уже может уйти. Но он не уйдет. И мы еще увидим его имя на бигбордах! Тем более что Лукьяненко, в соавторстве с которым работает Бекмамбетов, продолжает строчить роман за романом о борьбе Светлых и Темных сил. После "Ночного, Дневного и Сумеречного дозоров" появился "Черновик", а затем и "Последний дозор", в аннотации к которому сказано, что он не последний.

Дело в том, что у писателя Сергея Лукьяненко есть жена. И не какая-нибудь обычная женщина, а Муза. И каждый раз, когда Лукьяненко заканчивает очередной роман, выходящий страшно сказать какими тиражами, переводимый на страшно сказать какое количество языков и соответственно приносящий страшно сказать сколько денег автору, Муза говорит: "Пиши дальше! Ну не можем мы читателя разочаровывать...".

Я однажды представила, что, если бы от Лукьяненко в свое время, как от Антона Городецкого, ушла жена, он бы вполне мог заняться чем-то другим. И Тимур Бекмамбетов снимал бы тогда по-прежнему рекламные ролики про банк "Империал", а мы бы в новогодние праздники сидели дома и смотрели "Иронию судьбы". Ну и кому, скажите, от этого было бы хорошо? А так - "Первый фильм года"... И льется кровь, идет война добра со злом...
"НУ ЧТО, БАТЕНЬКА? НЕ ПОШЕЛ-ТО ВАШ ГИМН, НЕ ПОШЕЛ..."

И все-таки книжек про дозор как-то уж чересчур много. Страшно предположить, что Бекмамбетов возьмет и снимет столько же фильмов... Захожу на днях в крупный книжный супермаркет в отдел фантастики, а там одни "Дозоры" и еще какой-то Ник Перунов. Вот он, думаю, Сумрак... Ни тебе Рэя Бредбери, ни Станислава Лема, ни братьев Стругацких...

К слову, Алексей Герман уже пять лет пытается экранизировать "Трудно быть богом" Стругацких - и ни слуху ни духу. Пять лет фильм в производстве, Ярмольник, играющий дона Румату, скоро уже на пенсию выйдет - и никакой рекламной суеты, никаких приманок для зрителя и математических выкладок: сколько дали, сколько потрачено, как окупится... У меня вообще большие сомнения: окупится ли. Уж больно книжка непопулярная.

Полчаса я из чистого любопытства рыскала по всему магазину в поисках Стругацких - нету! А потом взяла и легла на пол. Смотрю - "Миры братьев Стругацких"! Маленькие братья в хлипких переплетах стояли под массивными сводами Ника Перунова, на самой нижней полке, тесно прижавшись друг к другу, словно матросы на тонущем корабле. Вспомнилась байка про детского поэта и "гимнописца" Сергея Михалкова, который остановился у портрета Глинки и говорит с ехидцей: "Ну что, батенька? Не пошел-то ваш гимн, не пошел...".
СУМРАК СОЖРАЛ ВСЕ

А "Дневной дозор" мне не понравился. Сумрак сожрал все. Дегенерация жанра налицо. Такое ощущение, будто фильм снят бухгалтером, а не художником. Все симпатичное, стильное и талантливое, что было в первом бэмце Бекмамбетова, то, что можно было развить, "углубить и расширить", убито спецэффектами, на которые сделана основная ставка. Спецэффекты - это дорого, модно, это окупится. Судя по всему, Бекмамбетов всерьез намерился переплюнуть Голливуд по количеству огня, крови и дыма в кадре. Даже "Останкино" зачем-то взорвал. Ну ничего святого...

Зато в лучших традициях американского бэмца в картину введена мелодраматическая линия - на удивление целомудренная любовь Антона Городецкого и магини Светланы, обладающей уникальными способностями. Как известно, у Антона после развода с женой 12 лет не было женщины. Не любимой женщины, а совсем никакой. Столь явная мозговая патология главного героя никак не объясняется ни в первом, ни во втором фильме, но, честно говоря, таинственное воздержание Городецкого мне показалось более естественным, нежели его внезапная страсть, по психологическому накалу и художественной убедительности сопоставимая с любовью Хуана Карлоса и просто Марии.

Вообще, расстроил меня Антон. Ну наконец-то, казалось, появился симпатичный типаж, не сшитый из обрезков Шварца и Сталлоне. Не супермен, не сволочь, не дурак. Весь такой сомневающийся, бескорыстный, ранимый и тонко чувствующий. Д’Артаньян наших дней. Последняя надежда тонущего корабля. И на тебе! Ни одного внятного поступка, ни одной трезвой мысли, ни одного самостоятельного шага. Решительности хватает только на то, чтобы предложить Светлане пиво. В Сумрак входить не умеет, баб боится, сын родной не уважает. Короче, не справился наш герой, ох не справился...

Зато Зло в "Дневном дозоре" получилось таким симпатичным, что с первых же минут хочется перейти на сторону Тьмы. Куда-нибудь поближе к Завулону. Неудивительно, что сын Городецкого предпочел Черного Мага своему папе-невротику. Маг прикольный. Троллейбусы переворачивает... Знает толк в женщинах...

Непонятно, зачем Бекмамбетов вырезал эротическую сцену с Жанной Фриске. Во-первых, голая Жанна - это красиво. А во-вторых, нужно же хоть каким-нибудь пламенем страсти разбавить всю эту на редкость бессмысленную жажду бури и силу гнева. Светлана с уникальными способностями на пламя страсти не тянет. Добрая волшебница в синей синтетической шубе, с искусственной улыбкой и такой же грустью в увлажненных специальными каплями глазах может возбудить либо однозначного носителя добра и справедливости, либо человека, у которого 12 лет не было женщины.

Финал же меня обескуражил окончательно. Предводитель Света, а возможно, и Газа Борис Игнатьевич Гесер и повелитель Тьмы Завулон мирно сидят рядышком на скамейке, хлопают друг друга по рукам и задорно смеются. Я вот что думаю: может, они над нами смеются? Собственно, больше и не над кем.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось