Плохо забытое старое...
Всякое мышление своеобразно, но иногда обнаруживаются закономерности. Сейчас размышляю на эту тему, погружаясь в чужие и свои собственные воспоминания. За годы накопились десятки видеопленок с разными интервью, а также с передачами обо мне, снятыми в разных концах света. Просматриваю их, потому что старые записи осыпаются, приходят в негодность, и я переписываю видеопленки на диски. При этом выясняется, что некоторые мысли, которым надо бы давно осыпаться с мозгов и с пленок, живучи. Просматривая все это в большей концентрации, удивляюсь, иногда вздрагиваю, так как поучительно возвращается кое-что призабытое и выпавшее из памяти.
Последние лет 20 были не самым легким временем у большинства из нас, и каждый в меру сил пытался найти ответ на многочисленные загадки. Кое-кто был до боли банален. Один из наших писателей в интервью долго рассуждает о том, что я что-то там выразил, а он нет, так как мне определенно разрешалось больше, чем ему. Другой сочинитель прямо говорит, что я самые острые свои сочинения визировал у начальства. Пленка зафиксировала и мой удивленный тогдашний ответ: если, получается, у нас было замечательное начальство, помогавшее протолкнуть к публикации самые острые статьи и стихи, то зачем же мы с ним боролись и разрушали машину, разрешавшую говорить правду?
Впрочем, писательская ревность, попытки объяснить свою бестолковость чужой везучестью — дело привычное. Поражает устоявшаяся закономерность — желание находить причины собственных неудач вне себя, раскапывать скрытых врагов: москалей, евреев, азиатов или безнациональных вредных наемников. Многим так легче. В пленке о митинге в Москве мне понравилась дискуссия бородачей, на полном серьезе обсуждавших, какая у меня настоящая фамилия: Керзман или Керзмин, потому что явно попахивает от меня вредным неславянским душком.
20 лет пролетело, как один день, а ничего не меняется — суперпатриоты продолжают стойко обнаруживать происки вредных чужаков, заведомо считая их более предприимчивыми и умными, отдавая им пальму первенства в умении преобразовывать жизнь. А сами разоблачители — вечные несчастные жертвы.
Обидно, что все это — продолжение советской традиции, согласно которой стране противостояли враги, отличавшиеся неполноценностью. В XX веке царь был беспомощен и бездарен, украинские борцы за независимость — сплошь бандиты, Керенский бежал от большевиков в женском платье. По мере приближения к предписанному нам светлому будущему враги зверели, а те, кто не верил большевикам, — болели психически. Конечно же, Гитлер и Муссолини считались сумасшедшими, а ведущие западные политики тоже не блистали — американский президент Рузвельт — паралитик, британский премьер Черчилль — алкоголик...
Советские диссиденты, по мнению официальной пропаганды, были тунеядцами, пьяницами, продавались за любые валюты и прелюбодействовали. Отсюда, наверное, укоренившееся у многих участников политической жизни убеждение, что оппозиционер и враг — это синонимы, а значит (почти по Горькому): «Если враг (или оппозиционер) не сдается — его уничтожают». Пора бы, наконец, понять, что пока не избавимся от таких стереотипов, не научимся мыслить категориями демократического общества, ничего у нас не получится.
Все-таки полезно иногда пересматривать старые пленки, перечитывать старые газеты, оглядываться по сторонам. В остальном мире уже научились искать причины собственных неудач в себе, слышать другие мнения и договариваться с оппозицией. Надо бы и нам энергичнее уходить от воинственных стереотипов и умения сваливать собственные грехи на других.

Валерий ЗОЛОТУХИН: «Высоцкий очень бережно ко мне относился — я до самой его смерти не знал, что он принимал наркотики...»
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ: «Коржаков утверждает, что я просил его убить Кобзона, Гусинского и Лужкова? Почему же он не сообщил куда следует, почему тут же у себя в кабинете не арестовал? Вот и за убийством Листьева не я стою — Коржаков: это он один из организаторов страшного злодеяния»
Мэтт Дэймон дал за чашку кофе тысячу долларов чаевых
Кукла для внучки Ротару стоит не 25 тысяч долларов, а всего тысячу
Анна Снаткина сломала ногу, а Гвинет Пэлтроу привезли в больницу в инвалидной коляске
Братья Кличко заработали три миллиона долларов за рекламный ролик фитнес-центра
В семьях Кошевого из «95-го квартала» и Николь Ричи родились дочери, а у Кристины Агилеры — сын
Никита Джигурда и Марина Анисина назначили дату свадьбы
У Василия Аксенова — инсульт, а у Максима Галкина — сердечный приступ
Гребенщиков споет для бомжей, а Джонни Депп пожертвовал миллион фунтов клинике, где спасли его дочь
Милла Йовович похудела на 30 килограммов
Бабкина хочет усыновить африканца
Плохо забытое старое...
Популярный украинский композитор НИКОЛО: «Настоящая любовь — это когда ты в своей старой руке держишь старую руку своей женщины и понимаешь, что любишь ее»
Художественный руководитель, директор Киевского театра оперетты Богдан СТРУТИНСКИЙ: «Моими руками хотели закрыть театр, чтобы превратить его в казино»
Ленин нетленен благодаря пирамиде Мавзолея?
Абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике киевлянка Анна БЕССОНОВА: «Я не такой человек, чтобы бросаться на каждого второго мужчину»
Светлана Лобода в Индии едва не стала жертвой крокодила, а Ирина Билык в Финляндии ходила в гости к троллям
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги